Дополнительная общеразвивающая программа естественнонаучной направленности «Познавай-ка!» для детей старшего дошкольного возраста
рабочая программа (подготовительная группа)
Актуальность программы
Наибольшую трудность в начальной школе испытывают не те дети, которые имеют недостаточно большой объем знаний, а те, который проявляют интеллектуальную пассивность, отсутствие желания и привычки думать, узнавать что-то новое. К тому же, развитие – это не только объем знаний, полученных ребенком, а умение пользоваться им в разнообразной самостоятельной деятельности. Это высокий уровень психических процессов, логического мышления, воображения, связной речи. Развитие таких качеств личности, как: любознательность, сообразительность, смекалка, наблюдательность, самостоятельность.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 47.96 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение Детский сад № 22
Дополнительная общеразвивающая программа
естественнонаучной направленности
«Познавай-ка!»
для детей старшего дошкольного возраста
Разработала:
Педагог Посметюха В.Н..
г. Раменское
I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
1.1. Обоснование необходимости разработки Программы
В комплексном подходе к образованию дошкольников в современной дидактике немаловажная роль принадлежит занимательным развивающим играм, задачам, развлечениям. Они интересны для детей, эмоционально захватывают их. А процесс решения, поиск ответа, основанный на интересе к решению задачи, невозможен без активной работы мысли. В ходе игр и упражнений с занимательным математическим материалом дети овладевают умением творчески относиться к решению задачи, самостоятельно вести поиск ее решения, проявляя при этом собственную инициативу. Этим положением и объясняется значение занимательных задач в познавательном развитии детей.
Занимательный математический материал является хорошим средством воспитания у детей уже в дошкольном возрасте интереса к математике, к логике и доказательности рассуждений, желания проявлять умственное напряжение, сосредотачивать внимание на проблеме. Решение разного рода нестандартных задач в дошкольном возрасте способствует формированию и совершенствованию общих умственных способностей: логики мысли, рассуждений и действий, гибкости мыслительного процесса, смекалки и сообразительности, пространственных представлений.
Разработанная программа «Познавай-ка» – это стремление педагога использовать возможности занимательного материала в познавательном (в частности, математическом) развитии детей.
Направленность Программы
Образовательная программа по дополнительному образованию «Познавай-ка» имеет познавательную направленность.
Место и роль Программы в образовании детей
Разработка программы «Познавай-ка» (далее Программа) объясняется необходимостью использования активных методов и обучения занимательного, увлекательного, интересного для детей математического содержания в познавательном развитии дошкольников.
Нормативными документами разработки Программы являются:
1. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 21.12. 2012.
2. Примерные требования к программам дополнительного образования детей. Приложение к письму Департамента молодёжной политики, воспитания и социальной поддержки детей Минобрнауки России от 11.12.2006 №06 – 1844.
3. Требования к содержанию и оформлению программы дополнительного образования детей Письмо Минобразования РФ от 18.06.2003 г. № 28-02- 484/16.
4. Устав МДОУ Детский сад № 22
Новизна
Дополнительная образовательная программа «Познавай-ка»:
предполагает решение проблем дополнительного образования познавательной направленности на основе овладения детьми дошкольного возраста элементарными представлениями о математической деятельности в условиях проблемно-поисковых ситуаций математического содержания;
содержание программы представлено различными формами организации математической деятельности через занимательные развивающие игры, упражнения, задания, задачи-шутки, загадки математического содержания, которые помогают совершенствовать навыки счета, закрепляют понимание отношений между числами натурального ряда, формируют устойчивый интерес к математическим знаниям, развивают внимание, память, логические формы мышления. Дети непосредственно приобщаются к познавательному материалу, дающему пищу воображению, затрагивающую не только чисто интеллектуальную, но и эмоциональную сферу ребёнка.
Актуальность программы
Наибольшую трудность в начальной школе испытывают не те дети, которые имеют недостаточно большой объем знаний, а те, который проявляют интеллектуальную пассивность, отсутствие желания и привычки думать, узнавать что-то новое. К тому же, развитие – это не только объем знаний, полученных ребенком, а умение пользоваться им в разнообразной самостоятельной деятельности, это высокий уровень психических процессов, логического мышления, воображения, связной речи, это развитие таких качеств личности, как: любознательность, сообразительность, смекалка, наблюдательность, самостоятельность.
Неслучайно, обучению дошкольников элементарным математическим представлениям в современном дошкольном образовании отводится важное место. Это вызвано целым рядом причин: началом обучения с пяти лет; повышением внимания к компьютеризации; обилием информации, получаемой ребёнком, и, в связи с этим: стремление родителей, как можно раньше научить ребёнка узнавать цифры, считать, решать задачи. Работа по формированию у дошкольников элементарных математических представлений – важнейшая часть их общей подготовки к школе. Решая разнообразные математические задачи, дети проявляют волевые усилия, приучаются действовать целенаправленно, преодолевать трудности, доводить дело до конца (находить правильное решение, ответ).
В работах отечественных и зарубежных ученых дошкольное детство определяется как период оптимальный для умственного развития и воспитания (Л.А. Венгер, А.В. Запорожец, М. Монтессори, Н.Н. Поддьяков, А.П. Усова, Ф. Фребель). Доказано, что ребенок дошкольного возраста может не только познать внешние, наглядные свойства предметов и явлений, но и способен усваивать представления об общих связях, лежащих в основе многих явлений природы, социальной жизни, овладевать способами анализа и решения разнообразных математических и логических задач.
Важную роль занятий математикой в умственном воспитании детей дошкольного возраста отмечали многие исследователи (Н.А. Арапова-Пискарева, А.В. Белошистая, Л.А. Венгер, О.М. Дъяченко, Т.И. Ерофеева, Н.А. Козлова, Е.В. Колесникова, Л.П. Петерсон, Т.А. Фалькович, Е.И. Щербакова и др.). По их мнению, обучение математике в дошкольном возрасте является своевременным, носит общеразвивающий характер, оказывает влияние на развитие любознательности, познавательной активности, мыслительной деятельности, формирование системы элементарных знаний о предметах и явлениях окружающей жизни, обеспечивая тем самым готовность к обучению в школе.
Опыт работы с дошкольниками в области математического развития показывает, что на успешность обучения влияет не только содержание предлагаемого материала, но также форма его подачи, которая способна вызвать заинтересованность детей и познавательную активность. Современные стандарты к дошкольному образованию также ориентируют педагогов на организацию развивающего образования, на использование новых форм его организации, при которых синтезировались бы элементы познавательного, игрового, поискового и учебного взаимодействия. В данном контексте перспективным в обучении детей основам математики являются проблемно-поисковые ситуации, имеющие форму занимательных математических и логических задач. Проблемно- поисковые ситуации математического содержания способствуют развитию математических представлений на основе эвристических методов, когда понятия, свойства, связи и зависимости открываются ребенком самостоятельно, когда им самим устанавливаются важнейшие закономерности.
Организация математического обучения на основе использования проблемно-поисковых ситуаций способствует тому, чтобы ребенок из пассивного, бездеятельного наблюдателя превратился в активного участника образовательной деятельности. Занятия по программе «Познавай-ка» также способствуют воспитанию у дошкольника интереса к математике, умения преодолевать трудности, не бояться ошибок, самостоятельно находить способы решения познавательных задач, стремиться к достижению поставленной цели.
Педагогическая целесообразность
Данная образовательная программа педагогически целесообразна, т.к. при ее реализации математический кружок, органично вписываясь в единое образовательное пространство дошкольной образовательной организации, становится важным и неотъемлемым компонентом, способствующим познавательному развитию детей.
В Программе органично аккумулированы научные разработки в области современных методик формирования у дошкольников элементарных математических представлений и практический опыт работы педагогов с детьми в области организации познавательной деятельности на занимательном математическом материале.
Основная идея Программы: дать детям возможность почувствовать радость познания, радость от получения новых знаний, иначе говоря, обеспечить процесс овладения знания с радостью, привить вкус к учению.
1. 2. Цель и задачи программы
Цель Программы: создание условий для познавательного развития детей старшего дошкольного возраста через организацию занимательных развивающих игр, заданий, упражнений математического содержания.
Задачи Программы:
- отрабатывать арифметический и геометрический навыки;
- развивать произвольность психических процессов, абстрактно-логических и наглядно-образных видов мышления и типов памяти, основных мыслительных операций (анализ и синтез, сравнение, обобщение, классификация), основных свойств внимания, доказательную речь и речь-рассуждение;
- воспитывать потребность в сотрудничестве, взаимодействии со сверстниками, умению подчинять свои интересы определенным правилам.
Отличительные особенности Программы
Программа математического объединения «Познавай-ка» является адаптационной, разработанной на основе программ «Логика. Программа развития основ логического мышления у старших дошкольников» сост. Корепанова М.В., «Математика до школы» сост. Смоленцева А.А., Пустовойт О.В., Михайлова З.М., Непомнящая Р.Л. и учебных пособий: «Игры и упражнения по развитию умственных способностей детей дошкольного возраста» Л.А. Венгер, О.М. Дьяченко; «Чего на свете не бывает?» О.М. Дьяченко, Е.Л. Агаева.
Отличительной особенностью Программы является системно - деятельностный подход к познавательному развитию ребенка средствами занимательных заданий по математике.
В основу работы по программе положены следующими принципами:
- принцип природосообразности (учитывается возраст обучающегося, а также уровень его интеллектуального развития, математической подготовки, предполагающий выполнение математических заданий различной степени сложности);
- проблемности – ребенок получает знания не в готовом виде, а в процессе собственной интеллектуальной деятельности;
- принцип адаптивности – предполагает гибкое применение содержания и методов математического развития детей в зависимости от индивидуальных и психофизиологических особенностей каждого воспитанника;
- психологической комфортности – создание спокойной доброжелательной обстановки, вера в силы ребенка;
- творчества – формирование способности находить нестандартные решения;
- индивидуализации – развитие личных качеств посредством разно-уровневого математического содержания.
Программа представляет систему занятий, организованных в занимательной игровой форме, что не утомляет ребёнка и способствует лучшему запоминанию математических понятий. На занятиях математического кружка активно используются задачи-шутки, загадки, задания на развитие логического мышления детей, увлекательные игры и упражнения с цифрами, знаками, геометрическими фигурами.
Сюжетность занятий и специально подобранные задания способствуют развитию психических процессов (внимания, памяти, мышления), мотивируют деятельность ребёнка и направляют его мыслительную активность на поиск способов решения поставленных задач. В ходе занятий используются загадки математического содержания, которые оказывают неоценимую помощь в развитии самостоятельного мышления, умения доказывать правильность суждений, владения умственными операциям. Много внимания уделяется самостоятельной работе детей и активизации их словарного запаса. Дети должны не только запомнить и понять предложенный материал, но и попытаться объяснить понятое. Формируются важные качества личности, необходимые в школе: самостоятельность, сообразительность, находчивость, наблюдательность, вырабатывается усидчивость.
Возраст детей, участвующих в реализации Программы
Программа ориентирована на детей от 5 до 7 лет.
Занятия проводятся в рамках дополнительного образования, при максимальном сочетании принципа группового обучения с индивидуальным подходом.
Сроки реализации Программы
Программа рассчитана на 2 года обучения.
Формы и режим занятий
Режим занятий:
Математическое объединение работает 1 раз в неделю по 25-30 минут, всего 36 занятий за учебный год. Рекомендуемый состав группы 25 человек. Большую часть Программы составляют практические занятия.
Формы обучения: занятия математического содержания.
Формы организации математической деятельности детей на занятиях: задачи-шутки, математические и логические загадки и задания, увлекательные игры и упражнения с цифрами, знаками, геометрическими фигурами.
1.3. Целевые ориентиры
К концу обучения по программе «Познавай-ка» у детей должны быть развиты:
- арифметический и геометрический навыки на основе зрительного, тактильного и слухового восприятия;
- произвольность психических процессов, абстрактно-логических и наглядно-образных видов мышления и типов памяти, основных мыслительных операций, основных свойств внимания, доказательная речь и речь-рассуждение;
- основы логического мышления, умение рассуждать, делать умозаключения в соответствии с законами логики;
- творческие способности, умение выражать свои чувства и представления о мире различными способами;
- навыки сотрудничества, взаимодействия со сверстниками, умение подчинять свои интересы определенным правилам;
- желание заниматься математической деятельностью.
К концу обучения в старшей группе дети должны уметь:
- составлять (моделировать) заданное изображение или фигуру из других геометрических форм или разных плоскостных элементов;
- определять взаимное расположение объектов на плоскости и в пространстве (справа, слева, в центре, внизу, вверху, правее, левее, выше, ниже, внутри фигуры, вне фигуры и др.);
- составлять различные формы из палочек по образцу;
- сравнивать предметы по величине (больше-меньше), по длине (длиннее-короче), по высоте (выше-ниже) по ширине (шире-уже), по форме (круглый, треугольный, квадратный, прямоугольный, такой же по форме), по цвету (одного и того же цвета или разных цветов);
- выкладывать предметы в порядке убывания, возрастания.
- осуществлять упорядочивание и уравнивание предметов по длине, ширине, размеру разными способами, подбор предметов по цвету и форме;
- выстраивать продолжение ряда геометрических фигур по заданному правилу;
- «читать» план, осуществлять нахождение предмета по плану;
- создавать рисунок-схему, используя простейшие изображения.
К концу обучения в подготовительной группе дети должны уметь:
- понимать независимость числа от величины, пространственного расположения предметов, направлений счета;
- осуществлять объединение различных групп предметов, имеющих общий признак, в единое множество;
- устанавливать смысловые связи между предметами;
- выполнять сравнение фигур по величине (больше – меньше), по длине (длиннее – короче), по высоте (выше – ниже) по ширине (шире – уже), по форме (круглый, треугольный, квадратный, прямоугольный, такой же по форме), по цвету (одного и того же цвета или разных цветов);
- определять взаимное расположение объектов на плоскости и в пространстве (справа, слева, в центре, внизу, вверху, правее, левее, выше, ниже, внутри фигуры, вне фигуры и др.);
- создавать постройки по рисунку, чертежу;
- осуществлять упорядочивание и уравнивание предметов по длине, ширине, размеру разными способами, подбор предметов по цвету и форме;
- делить предметы, фигуры на несколько равных частей;
- преобразовывать одни геометрические фигуры в другие путем складывания, разрезания;
- составлять математические сказки с использованием рисунка-схемы;
- определять значение дорожных знаков, опираясь на рисунки-символы;
- анализировать предметы по отдельным признакам;
- сравнивать группы однородных и разнородных предметов по количеству;
- раскладывать предметы в возрастающем и убывающем порядке по величине, ширине, высоте, толщине в пределах 10;
- решать логические задачи на сравнение, классификацию, установление последовательности событий, анализ и синтез;
- сравнивать рисунок со схемой, с чертежом предмета;
- составлять рисунки-схемы на основе своего рассказа;
- создавать образ на основе рисунка-схемы;
- составлять задачи по схематическим рисункам, с опорой на наглядный материал;
- располагать предметы в заданной последовательности;
- понимать задание и выполнять его самостоятельно;
- проводить самоконтроль и самооценку выполненной работы.
II. ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
2.1. Тематический план для старшей группы
Сроки проведения | Кол-во часов | Тема занятий | Задачи |
Сентябрь | 1 | 1. «Мастерская форм» | 1.Учить составлять прямолинейные формы из палочек. 2. Развивать зрительную память. |
1 | 2. Картинки - вкладки | 1.Учить выделять часть и находить элемент предмета. 2. Развивать наглядно-образное мышление. | |
1 | 3. Головоломки | 1.Учить составлять квадрат из разных геометрических фигур. 2. Развивать восприятие и пространственные представления. | |
1 | 4. «Подбери фигуру» | 1.Учить складывать картинку из элементов. 2. Развивать внимание, наглядно-образное мышление. | |
Октябрь | 1 | 5. «Разложи по порядку» | 1.Учить действовать последовательно, упорядочивать предметы по величине. 2. Развивать внимание. |
1 | 6. «Чудесный мешочек» | 1. Учить выделять особенности предмета. 2. Развивать зрительные и осязательные впечатления. | |
1 | 7. «Построим лесенку матрёшке» | 1.Учить раскладывать предметы в порядке убывания. 2. Развивать восприятие, умение анализировать величину предметов. | |
1 | 8. «Построим дом» | 1.Учить строить дома из деталей разного размера. 2. Анализировать детали по форме и величине. | |
Ноябрь | 1 | 9. «Собираем урожай овощей». | 1.Учить соотносить предметы по величине. 2. Развивать восприятие. |
1 | 10. «Кукольная одежда» | 1.Учить ориентироваться в цвете и оттенках. 2. Развивать восприятие и внимание. | |
1 | 11. «Подумай и раскрась» | 1.Учить получать разные оттенки одного цвета. 2. Развивать восприятие, умение ориентироваться в цветовых оттенках. | |
1 | 12. «Цветные дома» | 1.Учить анализировать предметы по цвету. 2. Развивать восприятие и внимание. | |
Декабрь | 1 | 13. Лото «Разложи по порядку» | 1. Учить анализировать предметы по цвету и форме. 2. Развивать восприятие и внимание. |
1 | 14. «Кто больше увидит» | 1. Учить переключать свое внимание с одной группы предметов на другую. 2. Развивать внимание. | |
1 | 15. «Рыба, птица, зверь» | 1. Учить классифицировать предметы. 2. Развивать внимание. | |
1 | 16. «Угадай, какое имя пропущено» | 1.Учить запоминать 4-5 разных имен, постепенно увеличивая их количество. 2.Развивать память. | |
Январь | 1 | 17. «Запомни картинки» | 1.Учить выполнять правила игры. 2. Развивать память. |
1 | 18. «Повторяй друг за другом» | 1. Учить внимательно, слушать друга, не перебивая, соблюдая очередность действия. 2. Развивать память. | |
1 | 19. «Магазин мебели» | 1.Учить расставлять мебель в соответствии с планом. 2. Развивать мышление и внимание. | |
1 | 20. «Как расположены фигуры?» | 1. Учить ориентироваться в плане и действовать в соответствии с ним. 2. Развивать мышление. | |
Февраль | 1 | 21. «Клумба» | 1. Учить работать с планом, уметь анализировать величину предмета. 2. Развивать мышление. |
1 | 22. «Найди игрушку» | 1. Учить находить спрятанный предмет по плану, уметь «читать» план. 2. Развивать мышление и внимание. | |
1 | 23. «Каких кружков больше?» | 1. Учить создавать рисунок-схему, используя простейшее изображение. 2. Развивать воображение. | |
1 | 24. «Найди нужную картинку» | 1. Учить пользоваться рисунком-схемой. Действовать в соответствии с ней. 2. Развивать внимание. | |
Март | 1 | 25. «Кто в домике живет?» | 1. Учить использовать значок-обозначение. 2. Развивать память, внимание. |
1 | 26. «Кто быстрей найдёт предмет» | 1. Учить соотносить плоскостной рисунок - схему с объемной постройкой. 2. Развивать пространственное мышление, воображение. | |
1 | 27. « Скажи наоборот» | 1. Учить подбирать слова с противоположным значением. 2. Развивать мышление и воображение. | |
1 | 28.«Назови скорей!» | 1. Учить выбирать предметы по заданному признаку. 2. Развивать внимание, мышление. | |
Апрель | 1 | 29. «Кто кем будет?» | 1. Учить отвечать на поставленный вопрос, выделяя основные качества предмета. 2.Развивать внимание, мышление. |
1 | 30. «Волшебные кляксы» | 1. Учить выбирать предметы по заданному признаку. 2. Развивать внимание и образное мышление. | |
1 | 31. «Сколько разных игрушек» | 1.Учить сочинять законченные истории, опираясь на признаки предметов. 2. Развивать фантазию и воображение ребенка. | |
1 | 32. «Угадай, что получится» | 1.Учить дорисовывать рисунок друга, добиваясь законченного изображения. 2. Развивать воображение и фантазию. | |
Май | 1 | 33. «Чье число больше?» | 1. Учить сравнивать количество предметов. 2.Развивать внимание, умение выполнять заданные правила. |
1 | 34. « Бывает, не бывает?» | 1.Учить сравнивать и уравнивать количество предметов различными способами. 2. Развивать внимание и воображение. | |
1 | 35. «На что это похоже?» | 1.Учить создавать образы на основе схемы. 2. Развивать воображение. | |
1 | 36. «Поможем художнику» | 1. Учить создавать образы на основе схемы. 2. Развивать внимание и воображение. |
2.2. Тематический план подготовительной к школе группы
Сроки проведения | Кол-во часов | Тема занятий | Задачи |
Сентябрь | 1 | 1. «Сложи из палочек» | 1.Учить анализировать форму предмета. 2. Развивать восприятие и внимание. |
1 | 2. « Кто какого роста?» | 1.Учить находить изображение по описанию. 2. Развивать внимание, мышление. | |
1 | 3. «Коврик для куклы» | 1.Учить точно, выполнять задание, ориентироваться в пространстве. 2. Развивать внимание, мышление. | |
1 | 4. «Архитектор» | 1.Учить раскладывать предметы в порядке возрастания, точно следуя проекту. 2.Развивать внимание, мышление. | |
Октябрь | 1 | 5. «Что шире, что уже» | 1.Учить анализировать отдельные признаки предмета. 2. Развивать мышление и восприятие. |
1 | 6. «Чудесный мешочек» | 1. Учить выделять особенности предмета. 2. Развивать зрительные и осязательные впечатления. | |
1 | 7. «Расскажи про свой узор» | 1.Учить раскладывать предметы в порядке убывания. 2. Развивать восприятие, умение анализировать величину предметов. | |
1 | 8. «Построим дом» | 1.Учить строить дома из деталей разного размера. 2. Анализировать детали по форме и величине. | |
Ноябрь | 1 | 9. «Чем отличаются предметы?». | 1.Учить соотносить предметы по величине. 2. Развивать восприятие. |
1 | 10. «12 месяцев» | 1.Учить ориентироваться в цвете и оттенках. 2. Развивать восприятие и внимание. | |
1 | 11. «Подумай и раскрась» | 1.Учить получать разные оттенки одного цвета. 2. Развивать восприятие, умение ориентироваться в цветовых оттенках. | |
1 | 12. «Цветные дома» | 1.Учить анализировать предметы по цвету. 2. Развивать восприятие и внимание. | |
Декабрь | 1 | 13. «Что сначала, что потом? » | 1. Учить анализировать предметы по цвету и форме. 2. Развивать восприятие и внимание. |
1 | 14. «Кто больше увидит» | 1. Учить переключать свое внимание с одной группы предметов на другую. 2. Развивать внимание. | |
1 | 15. «Рассели жильцов» | 1. Учить классифицировать предметы. 2. Развивать внимание. | |
1 | 16. «Угадай, какое имя пропущено» | 1.Учить запоминать 4-5 разных имен, постепенно увеличивая их количество. 2.Развивать память. | |
Январь | 1 | 17. «Разложи по клеточкам» | 1.Учить выполнять правила игры. 2. Развивать память. |
1 | 18. «Повторяй друг за другом» | 1. Учить внимательно, слушать друга, не перебивая, соблюдая очередность действия. 2. Развивать память. | |
1 | 19. «Магазин игрушек» | 1.Учить расставлять мебель в соответствии с планом. 2. Развивать мышление и внимание. | |
1 | 20. «Как расположены фигуры?» | 1. Учить ориентироваться в плане и действовать в соответствии с ним. 2. Развивать мышление. | |
Февраль | 1 | 21. «Найди похожие кораблики» | 1. Учить работать с планом, уметь анализировать величину предмета. 2. Развивать мышление. |
1 | 22. «Найди матрёшку» | 1. Учить находить спрятанный предмет по плану, уметь «читать» план. 2. Развивать мышление и внимание. | |
1 | 23. «Каких кружков больше?» | 1. Учить создавать рисунок-схему, используя простейшее изображение. 2. Развивать воображение. | |
1 | 24. «Не ошибись» | 1. Учить пользоваться рисунком-схемой. Действовать в соответствии с ней. 2. Развивать внимание. | |
Март | 1 | 25. «Кто где живёт?» | 1. Учить использовать значок-обозначение. 2. Развивать память, внимание. |
1 | 26. «Кто быстрей найдёт предмет» | 1. Учить соотносить плоскостной рисунок - схему с объемной постройкой. 2. Развивать пространственное мышление, воображение. | |
1 | 27. « Скажи наоборот» | 1. Учить подбирать слова с противоположным значением. 2. Развивать мышление и воображение. | |
1 | 28.«Когда это бывает?» | 1. Учить выбирать предметы по заданному признаку. 2. Развивать внимание, мышление. | |
Апрель | 1 | 29. «Назови пропущенное слово» | 1. Учить отвечать на поставленный вопрос, выделяя основные качества предмета. 2.Развивать внимание, мышление. |
1 | 30. «Нарисуй так же!» | 1. Учить выбирать предметы по заданному признаку. 2. Развивать внимание и образное мышление. | |
1 | 31. «Сколько разных игрушек?» | 1.Учить сочинять законченные истории, опираясь на признаки предметов. 2. Развивать фантазию и воображение ребенка. | |
1 | 32. «Исправь ошибку художника» | 1.Учить дорисовывать рисунок друга, добиваясь законченного изображения. 2. Развивать воображение и фантазию. | |
Май | 1 | 33. «Какое число больше?» | 1. Учить сравнивать количество предметов. 2.Развивать внимание, умение выполнять заданные правила. |
1 | 34. «Бывает, не бывает?» | 1.Учить сравнивать и уравнивать количество предметов различными способами. 2. Развивать внимание и воображение. | |
1 | 35. «На что это похоже?» | 1.Учить создавать образы на основе схемы. 2. Развивать воображение. | |
1 | 36. «Поможем художнику» | 1. Учить создавать образы на основе схемы. 2. Развивать внимание и воображение. |
ЛИТЕРАТУРА
Литература, используемая педагогом для разработки программы и организации образовательного процесса:
1. Артемова Л.В. Окружающий мир в дидактических играх дошкольников.-М.: Просвещение, 2002. – 385 с.
2. Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду. – М.: Просвещение, 2001. – 404 с.
3. Венгер Л.А., Дьяченко О.М. Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста. – М.: Просвещение, 2003. – 312 с.
4. Ерофеева Т.И. Математика для дошкольников – М.: Просвещение, 2002 – 256с.
5. Логика. Программа развития основ логического мышления у старших дошкольников. / Сост. Корепанова М. В. – Волгоград, 2004.
6. Математика до школы. /Сост. Смоленцева А. А., Пустовойтов , Михайлова З. М., Непомнящая Р. Л. – СПб.: Детство-Пресс, 2000.
7. Михайлова З.А. Игровые занимательные задачи для дошкольников, М.: Просвещение, 2010. – 187с.
8. Михайлова З. А. Математика – это интересно. Методическое пособие. – СПб: Детство-Пресс, 2002.
9. Михайлова З.А. Математика от трёх до семи. Учебно-методическое пособие. – СПб: Акцидент, 1997.
10. Носова Е.А. Логика и математика для дошкольников. – СПб.: Феникс, 2006
11. Петерсон Л.Г. Раз ступенька, два ступенька. – СПб: Феникс, 2008. – 418с.
12. Первые шаги в математику. Методическое пособие / Сост. Буланова Л. В., Корепанова М. В. и др. – Волгоград, 2004.
13. Мониторинг в детском саду/ под ред. Т.И. Бабаева, А.Г. Гогоберидзе, М.В. Крулехт. – СПб: Детство-пресс, 2011. – 297с.
14.Тихомирова Л.Ф. Развитие интеллектуальных способностей дошкольника. – Ярославль: Академия развития, 2005. – 267 с.
15. Учебное пособие Чего на свете не бывает?/ под редакцией О.М. Дьяченко и Е.Л. Агаевой. – М.: Просвещение, 2007. – 245с.
16. Харько Т. Г., Воскобович В. В. Сказочные лабиринты игры. Игровая технология интеллектуально-творческого развития детей дошкольного возраста 3-7 лет. – СПб., 2007.
Литература, рекомендуемая для детей и родителей:
1. Васильева Н.Н., Новоторцева Н.В Развивающие игры для дошкольников. – Ярославль: Академия развития, 2006. – 374с
2. Волина В.В. Праздник числа – М.: Знание, 2003 – 180с.
3. Гаврина С.Е. Веселые задачки для маленьких умников. – Ярославль: Академия развития, 2006. – 382с.
4. Галанова Т.В. Развивающие игры с малышами. – Ярославль: Академия развития, 2006. – 375с.
5. Дьяченко В.В. Чего на свете не бывает? – М.: Просвещение, 2011 –208с.
Интернет-ресурсы:
1. Занимательный материал в обучении дошкольников элементарной математике– https://nsportal.ru/detskiy-sad/matematika/2013/08/10/prezentatsiya-zanimatelnyy-material-v-obuchenii-doshkolnikov
2. Занимательные задачки для дошкольника! – https://www.baby.ru/community/view/30500/forum/post/38583820/
3. Занимательная математика, занимательные задачи по математике. –
http://www.myadept.ru/page/zanimatelnaya-matematika
4. Интересная математика и счет для дошкольников – http://profymama.com/razvivalochka/matematika/dlya-doshkolyat.html
5. Михайлова З.А. Игровые занимательные задачи для дошкольников – http://pedagogic.ru/books/item/f00/s00/z0000010/
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2017/05/21/picture-926377-1495360531.jpg)
Дополнительная общеразвивающая программа по формирование основ финансовой грамотности детей старшего дошкольного возраста «Экономь-ка»
Условия современной жизни диктуют необходимость формирования основ финансовой грамотности ещё в дошкольном возрасте. Как правило, ребенок не умеет рационально пользоваться деньгами.Дети сталкиваются с...
![](/sites/default/files/pictures/2022/09/05/picture-1418899-1662364201.jpg)
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА ХУДОЖЕСТВЕННОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ «ВРЕМЯ РИСОВАТЬ» ДЛЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММАХУДОЖЕСТВЕННОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ «ВРЕМЯ РИСОВАТЬ»ДЛЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.Проблема развития творчества всегда была одной из актуаль...
![](/sites/default/files/pictures/2023/02/06/picture-49701-1675699996.jpg)
Дополнительная общеобразовательная программа — дополнительная общеразвивающая программа естественнонаучной направленности «Занимательная астрономия» для детей дошкольного возраста (6-7 лет) срок реализации 1 год
открывает для детей старшего дошкольного возраста целостной картины мира, подготавливает почву для развития основ естественнонаучных знаний детей;способствует расширению кругозора детей, дает возможно...
![](/sites/default/files/pictures/2023/02/02/picture-1455088-1675341573.jpg)
Дополнительная образовательная рабочая программа кружка естественнонаучной направленности «Мега - лего» для детей старшего дошкольного возраста
Данная программа актуальна тем, что раскрывает для старших дошкольников мир техники. LEGO-конструирование больше, чем другие виды деятельности, подготавливает почву для развития технических способност...
![](/sites/default/files/pictures/2015/10/28/picture-697879-1446035712.jpg)
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА ХУДОЖЕСТВЕННОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ «МАГИЯ ОРИГАМИ» ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Цель и задачи программы Цель: Создать условия для формирования творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста в процессе приобщения к искусству оригами. Задачи: Обучающие: 1. З...
![](/sites/default/files/pictures/2017/09/23/picture-797200-1506166823.jpg)
Дополнительная общеобразовательная программа (дополнительная общеразвивающая программа) по формированию основ финансовой грамотности детей старшего дошкольного возраста «Гном - Эконом»
1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ1.1. Пояснительная записка В связи с возникновением в нашей стране особой социально – экономической ситуации, переходом к рыночному механизму хозяйствования экономическое воспит...
![](/sites/default/files/pictures/2024/01/30/picture-1509150-1706607565.jpg)
Дополнительная общеразвивающая программа по художественно-эстетическому развитию для детей старшего дошкольного возраста (5-7 лет) старшей группы «Родничок» «Волшебные узоры» на 2022-2023 учебный год
[[{"type":"media","view_mode":"media_original","fid":"29967573","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"756","style":"float: left;","width":"794"}}]]...