конспект урока по правовому воспитанию
план-конспект занятия по обж (подготовительная группа) на тему

Кравченко Анна Михайловна

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zanyatiya_po_pravovomu_vospitaniyu.docx16.52 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия по правовому воспитанию для детей подготовительной группы

Цель: 

- дать представление о том, что каждый человек имеет право на имя, важности права на имя, которое закрепляется и подтверждается документом «Свидетельство о рождении».

- обогащать, активизировать, расширять словарь по теме.

- упражнять в образовании существительных с уменьшительно–ласкательными суффиксами, полных имён.

- развивать связную речь через стимулирование собственных высказываний детей.

- способствовать воспитанию доброго отношения к себе и окружающим.

Словарь: право на имя, документ «Свидетельство о рождении», отчество, фамилия.

Оборудование: иллюстрация «Право на имя», документ «Свидетельство о рождении», камешек, предметные картинки, «цветок – правознания», мяч.

Ход занятия:

Воспитатель:

- Здравствуйте, ребята! Сегодня мы с вами поговорим о правах, а о каком праве, вы сейчас сами догадаетесь. Представьте себе, что в семье произошло радостное событие – на свет появился малыш! Папа и мама стали думать, как им назвать малыша. Как вы думаете, можно ли ребёнка оставить без имени? Почему? (Ответы детей)

У каждого человека есть что – то такое, что нельзя увидеть, но это отличает его от других. Послушайте загадку, и вы догадаетесь, с каким правом мы сегодня познакомимся.

Нас не было – оно было,

Никто ни у кого его не видел,

А оно у всех есть:

И у мамы есть, и у папы есть,

У дочки есть, и у внучки есть.

Чтобы его узнать,

Надо вслух позвать.

Дети:

- Имя.

Воспитатель:

- Да, у каждого человека есть своё имя. И сегодня мы будем говорить, о каком праве?

Дети:

- Мы сегодня будем говорить о праве на имя.

Воспитатель:

- По имени человека можно определить его пол – мужчина он или женщина, мальчик или девочка. Есть имена женские (какие?) и имена мужские (какие?). Можно определить молодой это человек или пожилой. Ведь, обращаясь к взрослому человеку, мы обязательно к имени добавляем его отчество, тем самым проявляем к нему уважение. Обращаясь с товарищами, подругами, называем их по именам:

Таня – Танечка – Танюша,

Ваня – Ванечка – Ванюша.

Каждые человек при рождении имеет «Право на имя» - это написано в книге, которая называется «Конвенция о правах ребёнка».

Воспитатель показывает «Свидетельство о рождении».

- Ребята, кто знает, как называется этот документ?

Дети:

- Свидетельство о рождении.

Воспитатель:

- Этот документ подтверждает наше право на имя. В нём записаны имя, отчество и фамилия ребёнка, дата, когда он родился, а так же имя, отчество и фамилия родителей.

Как вы думаете, кто даёт имя ребёнку?

Дети:

- Имя ребёнку дают мама, папа, бабушка, дедушка.

Воспитатель:

- Ребята, ваши мамы очень любят вас и называют вас ласково. А как, мы сейчас узнаем. Кому я прошу мяч, тот должен сказать, как его мама называет ласково.

Дети называют в уменьшительно – ласкательной форме свои имена.

Воспитатель:

- Как ласково назвать вас – вы знаете, а можете ли вы назвать по имени ласково другого человека? Сейчас мы поиграем в игру «Назови соседа ласково» и узнаем.

Дидактическая игра «Назови соседа ласково».

Воспитатель:

- Так, что же было бы, если бы не было имён?

Ответы детей.

Воспитатель:

- Имя – это не просто слово, оно может о многом рассказать. В имени есть своя тайна. Хотите узнать, какая?

Дети:

- Да.

Воспитатель:

- Но сначала давайте немного отдохнём.

Физкультминутка.

Дети слушают и выполняют движения по тексту за воспитателем.

Отдых нам – физкультминутка,

Занимай свои места.

Раз – присели, два – привстали,

Сели – встали, сели – встали-

Ванькой – встанькой словно встали.

А потом пустились вскачь,

Будто мой упругий мяч.

- Молодцы! Сейчас я расскажу, что обозначают ваши имена.

Имя нам даёт отраду,

Дарит счастье и удачу.

Потому узнать бы надо,

Что же имя наше значит?

Дети по очереди называют свои имена, а воспитатель – что оно обозначает.

Максим – величавый

Вика – победа

Женя – благородная

Павел – маленький

Даниил – Божий суд

Алина – другая

Александр – защитник

Денис – принадлежащий Дионису

Кирилл – маленький господин

Даша – победительница

Михаил – равный, подобный Богу

Вероника – приносящая победу

Алиса – благородная.

- Ребята, пока вы будете маленькие, ваши имена тоже маленькие. Вы будете расти, и ваши имена тоже будут расти. Давайте посмотрим как.

Дидактическая игра «Камешек» (в кругу)

У меня в руках камешек.

Камешек ты передай

И скорее отвечай,

Как тебя будут звать,

Когда ты вырастишь?

Дети называют свои уменьшительные и полные имена.

Вика – Виктория

Женя – Евгения

Паша – Павел

Даня – Даниил

Саша – Александр

Миша – Михаил.

Воспитатель:

Имя выбирают родители, а отчество переходит от отца. Например, папу зовут Александр, значит отчество у ребёнка Александрович. Давайте поиграем с нашими именами и отчествами.

Дети встают в круг, передают мяч и называют свои имена с отчеством.

Воспитатель:

- Ребята, как вы думаете, понравится ли вашему другу, если вы будете называть его не по имени, а по кличке или прозвищу?

Дети:

- Нет.

Воспитатель:

Конечно же, нет. Запомните, ребята, ничто не обижает человека так, как если окружающие коверкают его имя. Ведь имя даётся человеку от рождения и сопровождает его всю жизнь. Оно становиться как бы частью его самого. Имя радует человека, приносит ему удачу, даже счастье.

Кроме имени и отчества у человека есть ещё и фамилия. Она передаётся от дедов и прадедов.

Как вы думаете, зачем нужна фамилия?

Дети:

- Фамилия нужна для того, чтобы различать людей с одинаковыми именами.

Воспитатель:

- Когда на Земле людей было не много, то хватало и имён. А когда их становилось всё больше, то стали придумывать фамилии. Их придумывали по месту, где жил человек, по профессии, кем работал, по предметам.

Я вам предлагаю по картинкам придумать фамилии.

По предмету, изображённому на картинке, дети придумывают фамилии.

Машина – Машинкин, Машинов

Кровать – Кроваткин, Кроватин

Хлеб – Хлебов

Ручка – Ручкин

Ковёр – Ковров и т. д.

Воспитатель:

- Ребята, а сейчас послушайте музыку и подумайте, какое ваше имя по цвету, запаху, на вкус?

Дети слушают спокойную музыку, а потом говорят, с чем у них ассоциируется их имя.

Итог.

Воспитатель:

- О каком праве мы сегодня говорили?

Дети:

- Мы сегодня говорили о праве на имя.

Воспитатель:

Кто выбирает имя ребёнку?

Дети:

- Имя выбирают ребёнку родные: мама, папа, бабушки, дедушки.

Воспитатель:

- Что есть у каждого человека кроме имени?

Дети:

- Кроме имени у человека есть отчество и фамилия.

Воспитатель:

- Ребята, почему нельзя грубо называть, дразнить человека?

Дети:

Грубо называть и дразнить человека нельзя, потому что это очень сильно может его обидеть.

Воспитатель:

- У меня есть для вас волшебный цветок, который называется «Цветок правознания», на его лепестках мы будем вписывать ваши права. И какое право мы впишем сегодня?

Дети:

- Сегодня мы впишем право на имя.

Воспитатель:

- А когда мы впишем все ваши права, то увидим, сколько прав имеет ребёнок.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект по социально-правовому воспитанию детей

Конспект занятия по социально-правовому воспитаниб для детей старшего дошкольного возраста....

Конспект по социально-правовому воспитанию для сташих дошкольников

Для дошкольников обязательным является формирование патриотических чувств путем осмысления таких понятий, как родители, род, Родина....

Конспект по социально-правовому воспитанию для сташих дошкольников

Для дошкольников обязательным является формирование патриотических чувств путем осмысления таких понятий, как родители, род, Родина....

Конспект занятия по правовому воспитанию. Право на любовь

Конспект занятия в старшей группе «Право на любовь» Программное содержание: познакомить детей с правом на любовь, заботу; способствовать социально-нравственному развитию; воспитывать в детях д...

Конспект занятия по правовому воспитанию дошкольников "О правах играя"

Данное  занятие  разработано  в  рамках  работы  с  дошкольниками  по  правовому  воспитанию  Содержит  множетсво  интересных  игр...

конспект занятия по правовому воспитанию старшая группа

Конспект занятия в старшей группе             «Моя семья»Программное содержание: сформировать понятие, что такое семья; закрепить представление о составе...