«Сборник методических материалов по обучению детей Правилам дорожного движения» «Страна ПДДейка»
учебно-методический материал по обж (старшая группа) на тему

Баранова Нина Анатольевна

Методическое пособие «Страна ПДДейка» включает в себя материалы по обучению детей Правилам дорожного движения для детей старшего дошкольного возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon sbornik_-_kopiya.doc401.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад №31 «Журавлик»

Старооскольского городского округа

«Сборник методических материалов по обучению детей

Правилам дорожного движения»

«Страна ПДДейка»

Методическое пособие «Страна ПДДейка» включает в себя материалы по обучению детей Правилам дорожного движения для детей старшего дошкольного возраста.

Авторы-составители:

Баранова Н.А., воспитатель МБДОУ ДС №31 «Журавлик»,

Семерез А.С., воспитатель МБДОУ ДС №31 «Журавлик»

В методическом пособии «Страна ПДДейка» представлены занятие, беседа, прогулка по обучению детей Правилам дорожного движения. В пособии раскрываются основные причины дорожных происшествий, в интересной форме даются детям знания о назначении светофора, навыки правильного поведения на улицах,  в транспорте, обеспечивающие высокий уровень общей культуры, в том и числе на дороге.

Пособие адресовано воспитателям дошкольных учреждений, родителям.

Старый Оскол

2017

Аннотация

1. «Страна ПДДейка»

2. Баранова Н.А., воспитатель, МБДОУ ДС №31 «Журавлик»,

    Семерез А.С., воспитатель, МБДОУ ДС №31 «Журавлик».

3. С каждым годом интенсивность движения транспорта на дорогах России возрастает, а вместе с этим увеличивается и количество дорожно-транспортных происшествий. Особую тревогу вызывает рост числа пострадавших детей, поэтому важную роль в предупреждении травматизма на дорогах играет ознакомление дошкольников с правилами дорожного движения.

Цель данного сборника: снижение дорожно-транспортного травматизма среди детей посредством повышения уровня знаний ими правил дорожного движения; формирование культуры общественного поведения в процессе общения с дорогой.

Задачи:

  • Закрепить знания о видах транспорта  (легковой, пассажирский, грузовой, воздушный, наземный, водный); формировать навыки культурного поведения в транспорте.
  • Закрепить понятия «улица», «дорога», «транспорт», «переход», «перекресток».
  • Закрепить знания о понятии «светофор»; о правилах перехода улицы.
  • Уточнить знания о назначении светофора.
  • Расширить представления об улице, дороге, перекрестке, элементарных правилах передвижения по ним.

           В методическом сборнике представлены занятие, прогулка, беседа

Вывод: Сегодня детский сад стремится обеспечить своим воспитанникам качественное, универсальное образование, обеспечить высокий уровень общей культуры, в том числе и культуры на дороге. Соблюдение правил безопасной жизни должно стать осознанной необходимостью.

            Обучая ребенка правилам дорожного движения в процессе игры, взрослый должен сам четко представлять, чему нужно учить, и как это сделать более эффективно.

Непосредственно образовательная деятельность "Страна Светофория".

Задачи:

  • Закрепить знания о видах транспорта  (легковой, пассажирский, грузовой, воздушный, наземный, водный); формировать навыки культурного поведения в транспорте.
  • Закрепить понятия «улица», «дорога», «транспорт», «переход», «перекресток».
  • Закрепить знания о понятии «светофор»; о правилах перехода улицы.
  • Уточнить знания о назначении светофора.
  • Расширить представления об улице, дороге, перекрестке, элементарных правилах передвижения по ним.

Оборудование: мольберт, картинки с видами транспорта  (машина, автобус, самосвал; самолет, трамвай, вертолет; лодка, корабль, поезд), картинки с запасными частями от транспорта,  ковер с изображением перекрестка, куклы, машины, цветы, полоски пешеходного перехода.

Ход непосредственно образовательной деятельности.

Дети входят в группу становятся полукругом. Воспитатель читает загадку:

Чтоб тебе помочь, дружок,

Путь пройти опасный,

День и ночь горят огни,

Зеленый, желтый, красный.

Что это такое? (светофор). Вот и к нам сегодня в гости пришел Светофорик. (Показывает игрушку светофор).       

Светофорик: Здравствуйте, ребята!

Воспитатель: Светофорик, а почему ты такой грустный?

Светофорик: Я пришел к вам из страны Светофория. У меня случилась такая большая беда. Я ничего не могу понять. На моём перекрёстке всё перепуталось и запуталось. Помогите мне ребята все расставить по местам. Сегодня утром я увидел, что все картинки смешались. Я не могу их разложить. Найдите ошибки и исправьте их. (На мольберте висят картинки группами: машина, автобус, самосвал; самолет, трамвай, вертолет; лодка, корабль, поезд).

Воспитатель: Ребята, посмотрите внимательно, что изображено на этих картинках? (Транспорт).

Какие виды транспорта вы знаете? (легковой, пассажирский, грузовой, воздушный, наземный, водный).

Какой транспорт изображен здесь? (машина, автобус, самосвал). 

http://www.truck-masters.ru/zadmin_data/foto.image/2122.jpg http://taxi-gold.com.ua/wp-content/uploads/2013/02/Toyota_Camry_se_2007_3.jpg http://s15.buyreklama.ru/perm/pic_800_600/37945728/b993fbe6c0b5f2a2d19f2e7148e96d4f.jpg

Как вы думаете, что здесь лишнее? Почему? (Машина и автобус пассажирский транспорт, а самосвал грузовой).

А здесь, что? (самолет, трамвай, вертолет). В чем ошибка? (самолет и вертолет воздушный транспорт, а трамвай наземный).

http://img.mota.ru/upload/wallpapers/2009/07/15/07/03/2885/avia_089-crop.jpg http://transit.parovoz.com/muralista-data/UADN/20090516_20697.jpg http://sociologyclub.ru/upload/medialibrary/b8c/b8cfe402219a1ce845dfd4baaf698f70.jpg

А на этом мольберте, что изображено? (лодка, корабль, поезд). Что лишнее?

(Поезд, потому что это наземный транспорт, а корабль и лодка водный).

 http://img02.darudar.org/s600/00/01/bd/c1/bdc1e1bd3727b6350104aded2bc09e27e25ee9c0.jpeg http://sea-transport.ru/images/stories/main4/Skibladner.jpg http://333v.ru/uploads/a9/a90306f3900d1f5275f02e446c1a2d2d.jpg

Молодцы ребята, но нам с вами надо попасть в страну Светофория, что бы помочь Светофорику. На чем же нам туда добраться? Ведь у нас не ни какого транспорта. Ой, смотрите, я нашла какую то запасную часть.

(Педагог находит модуль, на котором нарисовано колесо автобуса).  

Что это? (Похоже на колесо).   

Давайте найдем остальные запчасти и посмотрим, что это. (Дети находят остальные детали и собирают автобус). Давайте соберем все части вместе. Что у нас получилось? (Автобус). Ну что теперь мы можем отправиться в страну Светофория? (Да). Садитесь на свои места. Кирилл будет у нас водителем. До свидания детский сад! Ребята, пока мы едем, давайте вспомним, как нужно себя вести в общественном транспорте. (Вести себя надо спокойно, нельзя бегать по автобусу, кричать, высовываться в открытые окна, нельзя отвлекать водителя, сообщать о своей остановке заранее, уступать место больным и пожилым людям).

Воспитатель: Вот мы с вами и приехали в страну Светофория. Посмотрите, какая здесь большая дорога. (На полу расстелен ковер с изображением перекрестка). Ребята о чем говорил нам Светофорик, что здесь все напутано. Давайте посмотрим и найдем, что же здесь не так.

(По дороге идут куклы, а машины едут по тротуару.  Дети замечают ошибку и стараются её исправить).

Воспитатель: Правильно. Где должны ездить машины. По дороге. Расставьте их правильно. А куклы должны идти по тротуару, ведь они кто? Пешеходы.

(Полоски пешехода лежат на клумбе, а цветы на перекрестке). Дети их находят и расставляют их на места.

Воспитатель: Что это за полоски вы нашли? Правильно это полоски зебры. А где они должны лежать на клумбе? Нет. Давайте их положим на место. А цветы где должны расти на перекрестке? Куда их надо посадить?

Воспитатель: А что ещё не хватает на нашем перекрестке? Кто следит за движением на дороге? (Светофор). Давайте покажем Светофорику,  какой порядок мы навели у него на дороге. Посмотрите, ребята, Светофорик улыбается.

Светофорик: Спасибо ребята, все сделали правильно. Мне пора вставать на своё место и дальше следить за работой. До свидания!

Воспитатель: Ну, а нам пора возвращаться, садитесь в автобус, мы отправляемся в детский сад.

Воспитатель: Вам понравилась страна Светофория, а чем. Смешная страна, все в ней перепутано, машины едут по тротуарам, куклы идут, прямо по дороге. Белые полоски пешехода нарисованы на клумбе, а цветы на перекрестке. От всей этой путаницы даже светофор убежал. Вот мы и приехали.

Дети рассказывают, что им запомнилось и понравилось.

Беседа «Перекресток»


Цель: ознакомление детей с перекрестком, сопутствующими правилами и знаками. 
Оборудование: картинки с изображением перекрестка, светофора, сопутствующие знаки.

Ход беседы. 

Воспитатель: Ребята, помните, как сегодня вы шли в детский сад. Вы шли по тротуару и рядом проезжали машины. Помните, каждая дорога полна сюрпризов и неожиданностей. Выходя из дома, мы становимся пешеходами. Какой бы ни была дорога, она всегда где-то встречает другую дорогу. Их место встречи называется перекрестком (Показ перекрестка).  

      

Вспомните, где вы видели перекресток, по дороге в детский сад? 
Ответы детей. 
Воспитатель: Много машин было? А что еще вы видели на перекрестке? 
Ответы детей. 
Воспитатель: Конечно светофор. 
(Воспитатель показывает светофор). 


Воспитатель: Он регулирует движение автомобилей. Если красный свет горит, что делает водитель? Желтый свет? Зеленый свет? Ответы детей. 
Воспитатель: Перед перекрестком обязательно стоит знак, предупреждающий нас о том, что впереди перекресток.

    (Показать знак).             

И мы должны быть очень осторожны. Как переходить дорогу на перекрестке? 
Ответы детей. 
Воспитатель: Правильно, ребята. Только на пешеходном переходе и всегда на зеленый свет и в сопровождении взрослого. 


Где шумный перекресток 
Где машины не считаются 
Идти не так-то просто, 
Если правила не знать. 
Пусть запомнят твердо дети: 
Идет один 
Кто только при зеленом свете 
Через улицу идет! 

Воспитатель: Хотите нарисовать перекресток? (Да). Давайте сядем за столы и будем рисовать перекресток.

Дети и педагог подводят итоги беседы.

Прогулка «Путешествие по улице»

Цель: дополнить представления детей об улице новыми сведениями (дома имеют разное назначение: одни живут, другие учреждения – магазины, школа, почта и т. д. автомобили движутся по проезжей части. Движение может быть односторонним и двусторонним. Проезжая часть улицы при двустороннем движении может разделяться линией).

Предварительная работа: перед отправкой уточнить у детей знания об улице, проверить, смогут ли они объяснить, что такое проезжая часть,  тротуар, дорога, светофор.

Словарная работа: тротуар, проезжая часть, одностороннее и двустороннее движение.

Материалы и оборудование: картина, на которой изображена часть улицы – проезжая часть (асфальт) и тротуар.

Ход прогулки:

Воспитатель: Давайте посмотрим, сколько домов на нашей улице! Все они разные: высокие, низкие; в одних люди живут (показывают дом), в других работают. На нашей улице – есть почта. Люди отправляют письма и посылки в другие города. А в этом доме что?

Дети: Это магазин.

Воспитатель: Правильно.

Затем воспитатель обращает внимание детей на движение.

Воспитатель: Часть дороги, по которой вы едете транспортными средствами, называется проезжей частью. Если автомобили едут в одну и в другую сторону. Это движение называется двусторонним. Чтобы избежать столкновения транспорта, проезжая часть разделена сплошной или прерывистой белой линией. Если автомобили на улице едут только в одном направлении, такое движение называется односторонним.

Дети  наблюдают за движением транспорта.

Заканчивая прогулку, воспитатель уточняет и закрепляет представления детей о тротуаре, проезжей части, одностороннем и двустороннем движении; закрепляет с детьми знания.

Используя картинку, воспитатель предлагает назвать улицы – проезжая часть (асфальт) и тротуар.

Воспитатель: Ребята, как движутся по улице машины?

Дети: Автомобиль движется по улице в одну сторону или в две (в обе стороны).

Воспитатель: Как называется движение, когда машины едут в одном направлении?

Дети: Одностороннее движение.

Воспитатель: Но если в обе стороны?

Дети: Двустороннее движение.

Для закрепления пройденного материала:

1. Лепбук «Азбука дорожного движения» (Приложение 1).

Литература.

  1. Авдеева Н.Н., Князева Н.Л., Стёркина Р.Б. Безопасность: учебное пособие по основам безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста – СПб. «Детство-Пресс», 2011г.
  2. Белая К.Ю., Зимонина Л.А., Кондрыкинская Л.А. - Как обеспечить безопасность дошкольников: Конспекты занятий по основам безопасности детей дошкольного возраста. - М.,2000.
  3. Гарнышева Т.П. - ОБЖ для дошкольников. Планирование работы, конспекты занятий, игры. - СПб.,2012.
  4. Саулина Т.Ф. - Ознакомление дошкольников с правилами дорожного движения: Для работы с детьми 3-7 лет. - М.,2013.
  5. Хабибуллина Е.Я. - Дорожная азбука в детском саду. Конспекты занятий. - СПб.,2010.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сборник методических материалов по изучению правил дорожного движения

В данном методическом сборнике представлен примерный тематический план изучения ПДД в средней группе, дидактические игры, материалы по работе с родителями....

Сборник дидактических игр по обучению правилам дорожного движения для детей дошкольного возраста

Развитие внимания, памяти у детей, зак­репление знаний ПДДРазвитие логического восприятия, обучение азам дорожных правил...

Сборник методических материалов по обучению детей Правилам дорожного движения «СВЕТОФОРИК»

Детский дорожно-транспортный травматизм является одной из самых болезненных проблем современного общества. Ежегодно на дорогах России совершаются десятки тысяч дорожно-транспортных происшествий с учас...

Комплекс методических материалов для обучения для обучения дошкольников правилам дорожного движения с использованием макета «Наш микрорайон» «Безопасные дороги Кузбасса – детям!»

Комплекс методических материалов   представляет собой  чемоданчик  с наполнением. При раскрытии чемоданчика получается игровое поле, на котором изображен микрорайон с инфраст...

Методическая разработка по обучению правилам дорожного движения

Название материала: познавательно-игровая программа «Дорожная азбука» с детьми подготовительной группы.Цель: формирование осознания необходимости соблюдать правила дорожного движенияЗадачи...

Методическая разработка по обучению правилам дорожного движения Минутка безопасности

Название материала: Минутка безопасности по теме «Пассажиры»Цель: воспитание культурного поведения в общественном транспорте.Задачи: -закрепить знания детей о разнообразие видов транспорта...