"Почему растаяла Снегурочка"
план-конспект занятия по обж (средняя группа) по теме

Шитикова Татьяна Анатольевна

Конспект НОД по формированию элементарных экологических  представлений.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pochemu_rasstayala_snegurochka.docx38.15 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект НОД в средней группе по формированию представлений о свойствах воды, снега, льда на тему:

«Почему растаяла Снегурочка?»

Цель: Расширять представление детей о свойствах воды, снега и льда.

Задачи:

Обучающие: 

*Учить устанавливать элементарные причинно – следственные связи: снег в тепле тает и превращается в воду; на морозе вода замерзает и превращается в лёд;

*Расширять представления детей о свойствах воды, снега и льда;

*Закрепить представления о сезонных изменениях в природе;

Развивающие:  

*Развивать познавательные интересы, наблюдательность и любознательность в процессе ознакомления с явлениями природы;

*Развивать творческие способности детей;

Воспитательные: 

*Воспитывать интерес к явлениям неживой природы;

Предшествующая работа:

Чтение русской народной сказки «Снегурочка»; игры со снегом, льдом, окрашенными льдинками; рассматривание снежинок через лупу; чтение рассказа И. Ильина и Е. Сигала

«Снежинка»; замораживание льда в формах; загадывание загадок о снеге, льде, снежинках;

дидактические игры;

Словарная работа:

Активизация словаря: Снежная, снежинка, лёд, холодная;

Обогащение словаря: Снегопад, морозная погода;

Материал:

Снегурочка – кукла, или взрослый в костюме Снегурочки; снег в ёмкости; лёд в формочках;

снежинки вырезанные из бумаги; тёмный лист бумаги для выкладывания снежинок;

белая гуашь, кисти, баночки с водой, салфетки; большая ёмкость с водой.

Ход НОД:

Звучит тихая музыка.

  Педагог читает стихотворение М. Познанской «Снег идет»:

Тихо, тихо снег идет,

Белый снег, мохнатый.

Мы расчистим снег и лед

Во дворе лопатой.

От калитки мы с трудом

К дому стежку проведем,

Выйдет мама на порог,

Скажет: «Кто бы это мог

Провести дорожку

К нашему порожку?»

Входит Снегурочка (воспитатель вносит куклу) и вносит в группу емкость со снегом.

   Снегурочка (воспитатель говорит измененным голосом): Здравствуйте, дети! Я пришла к вам в гости из русской народной сказки «Снегурочка».

 Дети: Здравствуй, Снегурочка!

Снегурочка: Дети, какое сейчас время года? Какая погода бывает зимой?

   Воспитатель обобщает ответы детей: «Зимой погода бывает разной: морозной, снежной, ветреной, солнечной».

 Снегурочка: Морозная погода мне очень нравится! Я принесла вам немного снега. Дети как вы думаете, что произойдет со снегом в комнате?

   В: Снегурочка, мы обязательно понаблюдаем за снегом и посмотрим, что произойдет в помещении. Дети, почему Снегурочка любит холодную погоду?

   Педагог обобщает ответы детей: «Снегурочка любит зиму, потому что дедушка и бабушка слепили ее из снега. Если будет тепло, Снегурочка может просто растаять. В гости к детям Снегурочка приходит зимой и только на новогодний праздник. А на празднике она не тает, потому что в Новый год происходят разные чудеса! Каждый год мы ждем встречи с дедушкой Морозом и Снегурочкой».

Снегурочка: Ребята, а в какую погоду щёки на морозе покалывают?

Дети: В ветреную, морозную. А хотите поиграть в морозную погоду?

Физкультминутка: «Выпал беленький снежок».

Выпал беленький снежок, (Дети приседают.)

Собираемся в кружок. (Образуют круг.)

Мы потопаем, мы потопаем! (Топают ногами.)

Будем весело плясать, (Кружатся вокруг себя.)

Будем ручки согревать. (Потирают ладони.)

Мы похлопаем, мы похлопаем! (Хлопают в ладоши.)

Будем прыгать веселей, (Прыгают.)

Чтобы было потеплей. (Прыгают.)

Мы попрыгаем, мы попрыгаем! ( Прыгают.)

В: Ой, Снегурочка, у нас в группе тепло тебе надо торопиться домой.

Снегурочка: Скоро Новый год и я обязательно к вам приду вместе с дедушкой Морозом.

На память о нашей встрече мне хочется подарить вам.

Отгадайте, что это?

С неба падают зимой

И кружатся над землёй

Лёгкие пушинки,

Белые … (снежинки)

Снегурочка: Молодцы, отгадали, а давайте поиграем с ними.

Дид/игра: «Назови, какая снежинка?».

Снегурочка: Дети, давайте разложим снежинки на темном фоне, словно на вечернем небе. На что они похожи?

Дети: На звёздочки, иголочки, пластинки, на ёжика.

- А какие они?

Дети: Лёгкие, пушистые, белые, холодные.

Снегурочка: Все снежинки похожи, но все они разные, двух одинаковых снежинок не найти.

- Ребята, помните, как мы наблюдали на прогулке за снежинками?

«Снежинка»

Белая узорная звёздочка малютка,

Ты слети мне на руку, посиди минутку.

Покружилась звёздочка в воздухе немножко,

Села и растаяла на моей ладошке.

- Покажите, как они окружаться в воздухе?

(предлагаю детям подуть на снежинку и покружиться вместе с ними).

Снегурочка: Ребята, а вы знаете, почему снег скрепит в морозную погоду? (ответы детей)

- Скрип происходит от того, что под ногами ломаются лучики множества снежинок, которые в морозную погоду очень ломкие.

- Вот и у меня есть снежинки со сломанными лучиками. Что же мне с ними делать?

Дид/игра: «Дорисуй лучики».

(воспитатель вызывает детей к доске и дети белой гуашью дорисовывают лучики).

Снегурочка: Спасибо вам ребята, что оживили снежинки - пушинки.

А мне пора идти к дедушке.

(Снегурочка прощается и уходит).

В: Ребята, когда летит много снежинок, это явление называется снегопад.

- Как называется это явление? (спрашиваю 2 – 3 детей).

- А что произойдет, если снежинку поймать рукой?

- Давайте посмотрим, что же произошло со снегом, который принесла Снегурочка?

В: Верно ребята снег начал таять от тепла, превращаясь в воду.

- Отгадайте загадку про что это?

Угадай, когда и где

Ходят люди по воде?

Неподвижна та вода

Не стремиться ни куда,

И не плещет и не льёт,

Потому что это … лёд.

(Воспитатель вносит в группу, заранее замороженную в формочках воду и предлагает детям рассмотреть кубики льда)

В: Ребята скажите, что произошло с водой на морозе?

- Верно, вода на морозе замёрзла и превратилась в лёд.

- А сможет ли вода снова превратится в лёд? Да вода может превратится в лёд только на морозе).

- Ребята потрогайте кубики льда, какой он?

Дети: Твёрдый, прозрачный, холодный, в ладошке тает.

(Воспитатель опускает лёд в воду)

В: Что происходит со льдом?

Дети: Лёд плавает.

В: Верно ребята лёд не тонет, а плавает на поверхности воды и медленно тает.

В сказке дедушка с бабушкой слепили Снегурочку из снега. Наступила весна, пригрело солнышко, и Снегурочка растаяла. А наша Снегурочка ушла на мороз и не растает, а обязательно к нам ещё придёт.

В: Дети, а как вы думаете, что ещё можно слепить из снега? (ответы детей).

- Верно, ребята из снега можно слепить Снеговика с морковкой или сделать снежные постройки. Холодной зимой снег укрывает землю и под снежным покрывалом зимуют растения и насекомые. Снег помогает им пережить сильные морозы. Лёд толстым прозрачным слоем покрывает водоёмы, чтобы всё живое не погибло от холода.

В: Ребята, а давайте выложим своих снеговиков из волшебных снежков.

Дид/игра: «Выложи снеговика».

(Дети из разных размеров кружков выкладывают снеговиков).

В: Вот ребята, о каких удивительных свойствах льда и снега вы сегодня узнали. Что снег в тепле тает и превращается в воду, а на морозе он замерзает и превращается в лёд.

- А сейчас мы с вами пойдём на прогулку и вылепим весёлых снеговиков.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Почему растаяла Снегурочка?

Конспект занятия по формированию элементарных экологических представлений, средняя группа...

Конспект открытого занятия "Почему растаяла Снегурочка"

Данный материал предназначен для проведения занятий по ознакомлению с миром природы с детьми средней группы ДОУ. В ходе занятия дети знакомятся с русской народной сказкой "Снегурочка", отгадывают зага...

"Почему растаяла Снегурочка?"

Цель: Расширять представление детей о свойствах воды, снега и льда.Задачи: Учить устанавливать элементарные причинно - следственные связи: снег в тепле тает и превращается в воду; на морозе вода замер...

НОД в средней группе по познавательной деятельности Почему растаяла снегурочка

НОД в средней группе по познавательной деятельности Почему растаяла снегурочка...