проект "Безопасность на природе"
проект по обж (старшая группа) на тему

Манчина Светлана Валерьевна

Познакомить детей с элементарными правилами безопасного поведения в природе; сформировать умение самостоятельно применять их в жизни.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_bezopasnost_na_prirode.docx47.28 КБ

Предварительный просмотр:

Проект

для детей старшего дошкольного возраста по теме:

«Знакомство детей с правилами безопасности в природе ».

Тип проекта: познавательно – информационный,  групповой.

Продолжительность проекта – долгосрочный.

Составила: воспитатель

                                                                        Манчина С.В.

  1. Пояснительная записка

Одной из приоритетнейших и важнейших для человечества потребностей является обеспечение безопасности его жизнедеятельности, что находит отражение в исследованиях многих отечественных ученых, начиная с М.В. Ломоносова, В.А. Левицкого, И.М. Сеченова, А.А. Скочинского и др.    Во всем мире все больше внимание уделяется вопросам безопасности человека. Сложившаяся социальная и экологическая обстановка вызывает беспокойство у людей всей планеты.

Особую тревогу мы испытываем за самых беззащитных граждан – маленьких детей. Задача взрослых (педагогов и родителей) состоит не только в том, чтобы оберегать и защищать ребенка, но и в том, чтобы подготовить его к встрече с различными сложными, а порой опасными жизненными ситуациями. Любая общепринятая норма должна быть осознана и принята маленьким человеком – только тогда она станет действенным регулятором его поведения. Правила поведения, и меры безопасности непосредственным образом связаны с условиями проживания человека. Каждая среда : город, сельская местность, домашняя обстановка – диктует совершенно различные способы поведения и соответственно меры предосторожности. Чтобы вызвать интерес у детей к данной проблеме,  разработано тематическое планирование основных разделов программы, направленное на формирование у детей знаний о правилах безопасного поведения и здорового образа жизни. Проект «Знакомство детей с правилами безопасности в природе» разработан на основе проекта государственных стандартов дошкольного образования

  1. Актуальность.

 Не для кого не секрет, что сложившаяся  социальная и экологическая обстановка вызывает беспокойство у людей всей планеты. Особую тревогу мы испытываем за самых беззащитных граждан – маленьких детей. Этот удивительный мир природы: мир красок, превращений и неожиданностей. Ребенку интересно абсолютно все: ему хочется попробовать, потрогать, почувствовать, увидеть, услышать. Как различить опасное и безопасное, полезное и нужное, лечебное и простое? Именно для этого ребенку нужен «проводник», этим проводником и станет взрослый.

  1. Цели и задачи проекта.

Цель. Познакомить детей с элементарными правилами безопасного поведения в природе; сформировать умение самостоятельно применять их в жизни.
Задачи:

  1. Формирование понятия взаимосвязи и взаимодействия всех природных объектов. Формировать целостное представление картины мира, о человека, как части природы, рассказывать, что к природным опасностям относятся стихийные явления, которые представляют непосредственную угрозу для жизни и здоровья людей.
  2. Формирование у дошкольников ответственного и бережного отношения к природе сочетаю с ознакомлением с опасными растениями, развитию умения различать лекарственные и ядовитые растения, съедобные и несъедобные грибы.
  3. Формировать представления о правилах поведения при контакте с насекомыми и животными.
  4. Уточнить и систематизировать знания детей о правилах безопасности в природе.
  1. Формы организации детей.

Работа по формированию ОБЖ проводится через следующие формы организации         детей: специально организованную деятельность детей.

  1.  непосредственно образовательную деятельность,
  2. экскурсии,
  3. развлечения, где дети получают теоретические знания по изучению правил поведения в экстремальных условиях в природе, устанавливают причинно-следственные         связи;
  4. совместную деятельность воспитателя и детей – беседы,
  5. тренинги,
  6. чтение художественной литературы,
  7. заучивание правил безопасного поведения,
  8.  проигрывание ситуаций правильного и неправильного поведения,
  9. игры, в которых закрепляются знания, полученные ранее.
  10. Экспериментирование.
  1. Основные принципы проекта.

Принципы

Доступность

учета возрастных особенностей детей дошкольного возраста.

Системность и последовательность

постепенный переход от более близкого ребенку, личностно значимого, к менее близкому.

Дифференциация

создание оптимальных условий для самореализации каждого ребенка в процессе усвоения знаний обж.

Интегративность

реализация проекта в сотрудничестве с семьей, учреждениями социума

Гуманизация

умение педагога встать на позицию ребенка, учесть его точку зрения, не игнорировать его чувства и эмоции, видеть в ребенке полноправного партнера

  1. Планируемые результаты.

У детей сформируется понимание того, что может быть опасным в общении с природой.

Дошкольники научатся бережно относиться к природе.

Дети овладеют навыками безопасного поведения в различных опасных ситуациях.

Повысится уровень компетентности родителей в вопросах воспитания безопасного поведения дошкольников в природе.

У детей сформируется интерес к проблеме собственной безопасности.

Центр безопасности в группе пополнится необходимым материалом: наглядность по безопасному поведению детей в природе, картотека дидактических и настольно-печатных игр по теме, памятки для детей и родителей, видеоматериалы, фотоальбом и альбом детских работ.

  1. Этапы реализации проекта.

1. Подготовительный.

2. Основной.

3. Заключительный.

Вхождение в проблемную ситуацию.

Реализация запланированных мероприятий.

Презентация результатов проекта.

Подбор методической литературы по теме проекта.

Создание фотоальбома на тему «Дети и природа».

Подбор познавательной и художественной литературы.

Выставка рисунков детей по теме «Безопасность в природе».

Подбор наглядного, дидактического материала.

Альбом с рисунками детей и родителей на природоохранную тематику.

Составление познавательных занятий и бесед.

Сборник для детей «Правила поведения в природе».

Изготовление дидактических игр, запрещающих знаков.

Подведение итогов.

Подготовка консультаций, бесед, папок-раскладушек, наглядности, анкет для родителей, составление сборника: «Мама, папа, помогите мне выучить правила безопасности», выступлений на родительском собрании, за круглым столом.

Реализация проекта по образовательным областям в соответствии ФГОС.

  1. Методические рекомендации.

К  природным опасностям относятся стихийные явления, которые представляют непосредственную угрозу для жизни и здоровья людей, например ураганы, наводнения, сели; растения, животные, грибы и т.д. Некоторые природные опасности нарушают или затрудняют нормальное функционирование систем и органов человека. К таким опасностям относятся туман, гололед, жара, холод. Многочисленные факторы нарушения равновесия в природной  среде связана с деятельностью человека. В результате вырубок леса возрастает активность селей, увеличивается паводковый расход. Соблюдение природного равновесия является важнейшим профилактическим фактором сокращения опасных явлений. Следует познакомить детей с проблемами загрязнения окружающей среды, объяснить, как ухудшение экологических условий сказывается на человеке и живой природе. Необходимо объяснить детям, что выполнение привычных требований взрослых (не пей некипяченую воду, мой фрукты и овощи, мой руки перед едой и т.д.) в наши дни может уберечь от болезней, а иногда и спасти жизнь. С детьми старшего дошкольного возраста целесообразно организовать опыты с микроскопом, лупой, фильтрами для наглядной демонстрации того, что содержится в воде.  Следует учить детей ответственному и бережному отношению к природе, объясняя при этом, что не следует забывать и об опасностях, связанных с некоторыми растениями. Нужно рассказать детям о ядовитых растениях, которые растут в лесу, на полях и лугах. Дети должны знать, что есть ядовитые грибы, и уметь отличать их от съедобных. Необходимо рассказать детям об опасностях, возникающих при контакте с животными, что можно делать и чего нельзя. Например, можно кормить бездомных собак и кошек, но нельзя их трогать и брать на руки. Для закрепления этих знаний полезно использовать настольные игры – классификации, игры с мячом, соответствующий наглядный материал, а летний сезон – прогулки на природу.

  1. Перспективный план работы с родителями.

Месяцы

Тема

Цель

Сентябрь

  1. Анкетирование: «Экологическое воспитание детей в ДОУ»

Выявить уровень знаний у родителей и детей начал экологической культуры.

  1. Консультация: «Воспитание любви к природе»

 Формирование экологического сознания в семье.

  1. Тема информационного стенда: «Не причиняя вреда природе»

Формирование чувства  любви к природе, к его богатству.

  1. Выставка рисунков «Любите природу»

Развитие творческого взаимодействия родителей и детей.

Октябрь

Тема информационного  стенда: «Ядовитые растения!».

Научить быть осторожными с растениями, не собирать «незнакомые» растения.

Творческая мастерская : Изготовление дидактической игры «Опасно - неопасно».

 Привлечь родителей для создания условий по обучению детей правилам безопасного поведения в природе.

Выставка поделок «Во саду ли, в огороде»

Развитие творческих способностей, создание условий для совместной работы.

Ноябрь

Консультация: «Сокровища леса»

 Формировать чувство ответственности за жизнь ребенка.

Тема информационного стенда: «Берегите лес!»

Помочь сформировать умение у дошкольников соблюдать правила в лесу.

Фотовыставка: «Как мы отдыхаем»

Развитие сотворчества семьи.

Памятка для родителей: «Обеспечение безопасного поведения детей на природе».

Познакомить с правилами безопасного поведения  на природе.

Декабрь

Консультация: «Осторожно, скользко!»

Формирование первичных ценностных представлений о здоровье человека.

Творческая мастерская: Изготовление дидактической игры «Нужно знать эти правила»

 Развитие творческого взаимодействия родителей и детей.

 

Памятка для родителей: «Игровые ситуации по правилам безопасного поведения в зимний период».

Привлечение внимания родителей к детскому творчеству.

 

Январь

Консультация: «Ответственность родителей за поведение детей в природе».

Формирование ответственности родителей за поведение детей в природе.

Выставка рисунков: «Зимние забавы»

Формирование положительного отношения к детским работам.

Памятка для родителей: «Как уберечь детей зимой».

Развитие способов безопасного поведения детей в окружающей среде.

Февраль

Консультация: «Жизнь без приключений»

 Повысить уровень образования  родителей по данной проблеме.

Тема информационного  стенда:  «Правила поведения на улице»

Помочь родителям разнообразить познавательную деятельность детей в природе, его окружающем мире.

Творческая мастерская: Конструирование из бросового материала: «Природа в опасности».

Развитие творческого взаимодействия родителей и детей.

Памятка для родителей: «Зимние травмы»

Получение информации о формах и методах оказания помощи.

Март

Родительское собрание: «Сбережем нашу планету! »

 Помочь родителям осознать, что воспитание в первую очередь зависит от личного примера.

Тема информационного стенда: «Цвет опасности»

Реализация единого воспитательного подхода при обучении ребенка.

Акция - призыв «Очистим территорию от мусора»

Воспитывать бережное отношение к природе, желание очистить мусор.

Памятка для родителей: «Как себя вести в лесу»

Воспитывать экологическую сознательность родителей и детей.

Апрель

Консультация: «Как себя уберечь от непредвиденных ситуации»

Формирование представлений о безопасном поведении в любой ситуации, учить детей правилам безопасного поведения.

Субботник «Соберём весь мусор»

Воспитывать у детей сознательного отношения к труду, получать удовлетворение от проделанной работы.

Творческая мастерская: изготовление дидактической игры «Что можно, чего нельзя».

Памятка для родителей: подборка стихов, загадок, легенд о растениях.

 Развитие творческого взаимодействия родителей и детей.

 

Май

Консультация: «Солнце, воздух и вода – наши верные друзья»

Воспитывать любовь и бережное отношение к природе и ответственное отношение к своему здоровью.

Тема информационного стенда: «Мы - друзья природы! »

Теоретическая помощь родителям в вопросах обучении детей о безопасности в природе.

Выставка рисунков «Береги природу! »

Привлечение  внимания родителей к детскому творчеству.

Совместная экскурсия на природу.

Расширение представления детей  о природе, с уважением и бережно  отнестись к её богатствам.

 

  1. Планирование воспитательно – образовательной работы.

Список используемой литературы:

Н.Н. Авдеева, О.Л. Князева, Р.Б. Стеркина. Безопасность: учебное пособие по основам безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста.

В.В. Рыньков, Т.В. Юдина. Азбука экологического воспитания дошкольников.

В.А. Новицкая, Л.С. Римашевская, Т.Г. Хромцева. Правила поведения в природе для дошкольников.

Т.П. Гарнышева «ОБЖ для дошкольников».

Т.А. Шорыгина «Осторожные сказки». Безопасность для малышей.

О.В. Чермашенцева. Основы безопасного поведения дошкольников.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект непосредственно образовательной деятельности по теме «Человек – частица природы. Природа – наш дом!»

Образовательная область "Познание". Старший дошкольный возраст. Цель: Показать детям связь человека с природой, её компонентами. Помочь понять, что человек является представителем живой природы, он ...

Роль природы в формировании личности дошкольника. Воспитательно-образовательные задачи ознакомления детей с природой

Экологическое воспитание - это новое направление дошкольной педагогики, которое отличается от традиционного - ознакомления детей с природой. Ведьприрода - важнейшее средство воспитания и развити...

Значение экскурсий в природу для формирования у детей представлений и понятий о природе, структура экскурсии в природу.

Во время проведения экскурсии одновременно решаются разные задачи: оздоровительные, познавательные, нравственные и эстетические. Экскурсии проводятся вне дошкольного учреждения. Дети в естественной об...

Знакомим ребенка с природой. Природа – источник познания. Сбережем родную природу!

Знакомим ребенка с природой.Природа – источник  познания. Сбережем родную природу!          Мир окружающий ребенка, - это прежде всего...

Проведение Всероссийского урока « Эколята – молодые защитники природы» По теме «Живая и неживая природа» Проведение данных занятий способствует формированию экологической культуры дошкольников, расширяет их представления о живой и неживой природе, форм

Проведение данных занятий способствует формированию экологической культуры дошкольников, расширяет их представления о живой и неживой природе, формирует представление о необходимости бережного отношен...

Конспект занятия в подготовительной группе на тему «Разнообразие природы» (красота природы, живая и неживая природа)

Конспект занятия в подготовительной группе на тему «Разнообразие природы» (красота природы, живая и неживая природа)...