Дорожная Азбука
проект по обж (старшая группа)

ИвановаЗоя Меркурьевна

Проект по формированию осознанного отношения к соблюдению ПДД у детей старшего дошкольного возраста

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon dorozhnaya_azbuka.doc935.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное Бюджетное Дошкольное Образовательное Учреждение

«Детский сад № 140»

Управления образования  г. Чебоксары

Проект

«Дорожная азбука»

 

Разработчик проекта

Воспитатель Iкатегории

Иванова Зоя Меркурьевна.

                                                Чебоксары  2018

Название проекта

Тема проекта

«Формирование осознанного отношения

к соблюдению правил дорожного движения

у детей старшего дошкольного возраста»

Скорость движения и плотность транспортных потоков на улицах и дорогах на сегодняшний день возрастает быстро и будет прогрессировать в дальнейшем. И при этом сильно возрастает число ДТП, в том числе с участием детей.

Причинами ДТП чаще всего являются сами дети. Каждый день под колеса автомобилей в стране попадают более 70 детей и подростков, шестеро из которых получают смертельные травмы.

Как отмечает начальник управления ГИБДД полковник милиции С.А.Сергеев: обеспечение безопасности движения становится важной государственной задачей и особое значение приобретает обучение маленьких пешеходов, пассажиров и велосипедистов.

Актуальность этой проблемы связано с тем, что у детей дошкольного возраста отсутствует защитная психологическая реакция на дорожную обстановку, которая свойственна взрослым. Их жажда знаний, желание постоянно открывать что-то новое – часто ставит ребенка перед реальными опасностями, в частности, на улицах.

Одним из реальных путей решения данной проблемы является обучение детей безопасному поведению на улице. Проведенная диагностика уровня знаний 20 детей по соблюдению правил дорожного движения подтверждается следующими показателями:

* дети с высоким уровнем знаний по соблюдению ПДД составляет 15%,

* дети со средним уровнем – 40%,

* дети с низким уровнем – 45%.

Многие дети знают ПДД, но не осознают их значение и как их применять на практике. Это связано с тем, что родители часто нарушают ПДД при детях, игнорируют  замечания своих детей.

В связи с этим идея обучения через цикл занятий, игр, прогулок и экскурсий и система взаимодействия с родителями является актуальной. Для решения проблемы мною разработана проект «Дорожная азбука».

Недостаточное владение детьми знаниями правил дорожного движения и осознанного отношения к соблюдению ПДД.

Разработка системы работы по формированию у детей осознанного отношения к соблюдению ПДД.

1. Создание педагогических условий для решения проблемы проекта «Дорожная азбука».

2. Совершенствовать методы и формы работы по предотвращению детского дорожного травматизма, используя новые педагогические технологии.

3. Формировать у детей систему знаний о правилах поведения на улице и в транспорте.

4. Воспитание у детей осознанного и ответственного отношения к выполнению правил поведения на улице и в транспорте.

5. Содействовать осознанию родителями воспитанников ответственности за жизнь и здоровье ребенка в ситуациях, связанных с соблюдением (нарушением) правил дорожного движения, совершенствовать педагогическую культуру.

Воспитатели

Педагог-психолог

Заведующая

Родители

Инспектор

по ГИБДД

Дети

Старший

воспитатель

Инструктор

по физ. воспитанию

Музыкальный

руководитель

Старшая

медсестра

Сроки реализации проекта – с сентября 2017 года по май 2018 года.

Дети

Родители

Педагоги

- социальная адаптация ребенка к условиям окружающей действительности;

- осознание значения соблюдения ПДД, умеют ими пользоваться в повседневной жизни;

- умение обосновать и соблюдать ПДД;

- умение вести себя в различных опасных ситуациях на дороге, на улице, в транспорте

- развитие познавательной активности, творческих способностей, коммуникативных навыков.

- повышение чувство ответственности за формирование у ребенка позиции участника дорожного движения;

- активное участие в проводимых мероприятиях;

- повышение понимания о роли социального воспитания у детей;

- оформление альбома «Дорога и мы с семьей»;

- обобщенный опыт семейного воспитания по соблюдению ПДД;

- повышение взаимодоверия родителей и педагогов;

- повышение уровня знаний о ПДД.

- повышение профессионального уровня;

- использование новых педагогических технологий;

- создание новых дидактических игр, макета улицы, атрибутов, дорожных знаков и др.;

- выступление на педсовете, конференциях;

- презентация проекта;

- обобщение опыта работы.

Программно-методическое

обеспечение

Кадровое

обеспечение

Материально-техническое

обеспечение

1. Программа воспитания

2. Основа безопасности жизнедеятельности / Под ред. Р.Стеркиной.

3. Обучайте дошкольников правилам движения. / Под ред. В.Клименко. М.П. 1978.

4. Э.Я.Степаненкова, М.Ф.Филенко. Дошкольникам о ПДД. М.П. 1979.

5. Три сигнала светофора / сост. Т.Ф.Саулина. М.П. 1989.

6. Методические рекомендации по обучению детей ПДД в дошкольных учреждениях. Отв. за выпуск А.В.Николаева. Чебоксары. 1989.

7. О.А.Скоролупова. Занятия с детьми старшего дошкольного возраста по теме «Правила и безопасность дорожного движения». М., 2005.

8. Правила дорожного движения для детей дошкольного возраста / Под ред. Е.А.Романовой. М., 2006.

9. С.Н.Придручная. Проверка знаний правил дорожного движения в ДОУ. – Журнал управления ДОУ № 7 / 2006. С.96-101.

10. Л.И.Лукина. Безопасность дошкольного образовательного учреждения. Метод. пособие. М., 2007.

11. А.А.Водовиченко Ребенок на улице. С.-Петербург, 2008.

Михайлова Т.А. – заведующая ДОУ;

Смышляева С.Н. – ст. воспитатель;

Иванова З.М. – воспитатель;

Инспектор ГИБДД Калининского района

Петрова А.В. – педагог-психолог;

Сергеева З.В. –  инструктор по физической культуре;

Оришева Н.В.. – музыкальный руководитель;

Якушонок Н.В. –  медсестра.

кабинет;

спортивная площадка;

библиотека;

музыкальный зал;

студия дорожного движения «Светофор»;

атрибуты к сюжетно-ролевым играм и подвижным играм;

плакаты, таблицы, пособия;

диафильмы, диски по обучению ПДД;

альбомы;

дидактические игры;

дорожные знаки;

машины;

макет улицы.

проектор;

ноутбук;

мультимедийные презентация.

 

№№

п/п

Задачи

Мероприятия

Сроки

Ответственный

1

2

3

4

5

I этап.  Подготовительный (сентябрь-ноябрь)

1.

Повышение собственной профессиональной компетенции

- подбор, изучение метод литературы диагностического инструментария

- посещение МО семинаров, практикумов, открытых мероприятий

сентябрь - ноябрь

по плану

Иванова З.М.

- изучение опыта работы других педагогов

в течение года

2.

Создание условий реализации проекта

- приобретение литературы и плакатов «Правила дорожные», «Внимание дети»

сентябрь

Иванова З.М.

- изготовление дидактических пособий по данной теме

сентябрь -ноябрь

- составление перспективного плана

сентябрь

- разработка интегрированных занятий по данной проблеме

сентябрь

- организация соответствующей предметной развивающей среды для реализации проекта

3.

Педагогическое просвещение родителей

- анкетирование

- родительское собрание «Безопасность детей на улицах»

сентябрь

 

ноябрь

Петрова А.В. Иванова З.М.

Иванова З.М.

- индивидуальные беседы, консультации

в течение года

- совместные мероприятия с родителями

по плану

Иванова З.М.  

Оришева Н.В.

- стенд для родителей «Дорожная азбука»

октябрь

Иванова З.М.

- выпуск журнала «Добрая дорога детства»

раз в квартал

II этап.  Деятельный (ноябрь-май)

1.

Выявление уровня развития детей

- проведение диагностики

сентябрь 

Иванова З.М.

2.

Работа с детьми

- проведение интегрированных занятий по данной проблеме

в течение года

Иванова З.М.

- проведение целевых прогулок, экскурсий

в течение года

- индивидуальные работы с детьми

постоянно

- выставка детских работ

по плану

- открытые мероприятия

по плану

- решение ситуативных задач

по плану

3

Работа с родителями

- индивидуальная беседа, консультация

в течение года

Иванова З.М.

- советы, рекомендации совместного выполнения заданий по данной проблеме

по плану

- совместные походы, экскурсии, мероприятия

по плану

- оформление альбома «Дорога и моя семья»

март

- составление видеотеки, игротеки

в течение года

4.

Повышение педагогического мастерства

- выступление на педсоветах, семинарах

- консультация для педагогов

по плану    

в течение года

Иванова З.М.

- показ открытых мероприятий для педагогов и родителей

по плану

- обобщение опыта работы

май

III этап.  Оценочный (май)

1.

Оценка эффективности проведенной

- проведение итоговой диагностики

май

Иванова З.М.   Петрова А.В.

работы

- подготовка аналитического отчета по итогам реализации проекта

май

Иванова З.М.

- презентация проекта

май

Оценка результативности проекта происходит на основании диагностирования детей и родителей.

Цель диагностики: выявить уровень знаний детей по соблюдению правил дорожного движения.

Критериями сформированности у детей знаний детей по соблюдению правил дорожного движения выступают ее составляющие:

  • представления о правилах поведения на улице;
  • представления об опасных играх на дорогах и вблизи проезжей части;
  • представления о правилах поведения в транспорте;
  • отношение к выполнению правил.

Показатели уровня знаний детей по соблюдению правил дорожного движения одинаковы, усложнение в содержании образования прослеживается в вопросах для обследования детей 5–6 и 6–7 лет.

Критерии и показатели уровня знаний детей по осознанному отношению

к соблюдению правил дорожного движения

Критерии

Показатели для детей

Представления о правилах поведения на улице

Ребенок знает:

- об элементах дороги, участниках дорожного движения, правилах поведения на улице и в транспорте;

- о сигналах светофора и регулировщика;

- о знаках дорожного движения.

Представления об опасных играх на дорогах и вблизи проезжей части

Ребенок знает:

 - правила безопасного поведения на улице во время игры;

 - где можно, где нельзя играть, обосновывает свои ответы.

 

Представления о правилах поведения в транспорте

Ребенок:

 - знает правила безопасного поведения в транспорте;

 - знает как вести себя на остановке;

 - уважительно относится к другим пассажирам и их интересам.

Отношение к выполнению правил

Ребенок:

- высказывает стремление следовать правилам дорожного движения;

- делает замечания сверстникам, нарушающим правила.

Основными методами обследования являются беседа по специально разработанным вопросам, обсуждение проблемных ситуаций, наблюдение за поведением детей.

Каждый из показателей определяется тремя уровнями его развития.

Высокий уровень – характеризуется, что ребенок дает правильный ответ, речь развитая, может поддерживать разговор на заданную тему, рассказать события из личной жизни. Оценивается в 3 балла.

Средний уровень – ребенок дает частично правильный ответ, иногда нуждается в подсказке взрослого, разговор поддерживает с небольшой помощью. Оценивается в 2 балла.

Низкий уровень – ответ чаще неправильный или неточный. В разговоре по заданной проблеме отвечает односложными словами, испытывает трудности в ответе и в подборе нужных слов, нуждается в поддержке взрослого. Оценивается в 1 балл.

Программа воспитания ребенка-дошкольника обосновывает, что главной задачей воспитания является охрана жизни и здоровья ребенка. А как обеспечить безопасность и здоровый образ жизни нашим детям? Ребенок попадает в различные жизненные ситуации, в которых он может просто растеряться. Особенно это связано на дороге и поэтому необходимо уделять большое внимание на обучение детей осознанного отношения к соблюдению правил дорожного движения.

В старшую группу в 2017–2018 году посещали 20 детей. По данной диагностики в начале года только 3 детей (15%) показали высокий уровень знаний по соблюдению ПДД, 40% детей показали средний уровень, 45% детей оказались с низким уровнем знаний по соблюдению ПДД и осознанного отношения к нему.

Анкетирование для родителей  «Я и мой ребенок на улице» указал на необходимость углубленной работы по формированию осознанного отношения и соблюдения ПДД. Созданная совместно с родителями предметно-развивающая среда позволила заинтересовать детей с данной проблемой. В течение года она пополнялась новыми атрибутами, дидактическими играми, картинками и плакатами по обучению ПДД.

Составлен перспективный план с детьми и работа велась по нему. Игровые занятия проводились в утренние и вечерние отрезки времени, представлена как часть занятий в разных видах деятельности (индивидуальность, ознакомление с окружающим миром, развитие речи, формирование элементарных математических представлений, физкультурные и музыкальные занятия).

С целью формирования осознанного отношения и соблюдения ПДД проводились игры настольные, дидактические, сюжетные, подвижные, где дети закрепляли свои знания, могли обыграть разные предложенные ситуации.

Индивидуальная работа велась по тетради «Безопасность на дорогах», где дети учились на первых порах ориентироваться в пространстве, закрепить понятия «быстро» и «медленно», знакомились дорожными знаками, правилами поведения на дороге, решили проблемные ситуации.

Закрепляли изученный материал в музыкальных, музыкально-спортивных развлечениях: «Кот Румзик в школе пешеходных наук», «Правила движения знай как таблицу умноженья». С детьми поставлена сказка на Новый год «Волк и семеро козлят» для детей других групп и родителей. Совместно с родителями проведена игра «Счастливый случай».

С целью содействия родителей к воспитанию грамотного пешехода ежеквартально выпускался журнал «Добрая дорога детства», создан информационный стенд «Дорожная азбука», проводились консультация и индивидуальные беседы по обучению детей правил дорожного движения.

Вместе с родителями дети ездили на экскурсию в Национальный музей, к монументу Славы. Также проводились целевые прогулки за пределы детского сада: на перекресток, к светофору, к нерегулируемому пешеходному переходу. Проводились наблюдение за работой сотрудника ГИБДД.

Проводилась встреча с сотрудником ГИБДД  Калининского района.

Мониторинг с сентября 2017 года по сентябрь 2018 года показал следующие результаты:

Сентябрь 2017 года

Май 2018 года

Сентябрь 2018 года

Н – 45% - 9 детей

Н – 15% - 3 детей

Н – 10% - 2 детей

С – 40% - 8 детей

С – 35% - 7 детей

С – 30% - 6 детей

В – 15% - 3 детей

В – 50% - 10 детей

В – 60% - 12 детей

Рис.1. Мониторинг уровня знаний осознанного отношения к соблюдению ПДД.

Мониторинг показывает, что результаты итоговой диагностики выше, чем в начале работы.

Дети научились пользоваться ими в повседневной жизни:

- научились обосновать и соблюдать ПДД;

- у детей развита познавательная активность, творческая способность, коммуникативные навыки.

Таким образом, мы считаем внедрение проекта возможно и в дошкольных учреждениях общеобразовательного типа.


Литература

1. Алиева Т.И., Арнаутова Е.П., Протасова Е.Ю. Безопасность на улице. М., 1993.

2.  Водовиченко А.А. Ребенок на улице. С.-Петербург, 2008.

3. Лукина Л.И.. Безопасность дошкольного образовательного учреждения. Метод. пособие. М., 2007.

4. Методические рекомендации по обучению детей ПДД в дошкольных учреждениях. Отв. за выпуск А.В.Николаева. Чебоксары, 1989.

5. Основа безопасности жизнедеятельности / Под ред. Р.Стеркиной. М., 1998.

6. Обучайте дошкольников правилам движения. / Под ред. В.Клименко. М.П. 1978.

7. Правила дорожного движения для детей дошкольного возраста / Под ред. Е.А.Романовой. М., 2006.

8. Придручная С.Н. Проверка знаний правил дорожного движения в ДОУ. – Журнал управления ДОУ № 7 / 2006. С.96-101.

9. Программа воспитания ребенка-дошкольника / Под ред. О.В.Драгуновой. Чебоксары, 1995.

10. Степаненкова Э.Я., Филенко М.Ф. Дошкольникам о ПДД. М., 1979.

11. Скоролупова О.А. Занятия с детьми старшего дошкольного возраста по теме «Правила и безопасность дорожного движения». М., 2005.

12. Три сигнала светофора / сост. Т.Ф.Саулина. М., 1989.


Содержание

Актуальность и цель проекта

2

Задачи проекта

3

Участники проекта

3

Ожидаемые результаты

3

Ресурсное обеспечение

4

Программа по реализации

5

Мониторинг

7

Отчет о реализации проекта

8

Литература

11

Приложения


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Спортивное развлечение по правилам дорожного движения для средней группы «Дорожная азбука»

Спортивное развлечение по правилам дорожного движения для детей средней группы«Дорожная азбука»Цели:-закрепить знания детей о правилах дорожного движения; -научить соблюдать эти правила, п...

Познавательное занятие в средней группе по обучению правилам дорожного движения «Дорожная азбука»

Данное занятие формирует знания о правилах безопасного дорожного движения в качестве пешехода и пассажира транспортного средства у детей дошкольного возраста.С помощью ролевой игры "Патрульная служба"...

«Правила дорожного движения» Материал представлен на общем родительском собрании по теме: «Дорожная азбука»

Материал представлен на общем родительском собрании  по теме :"Дорожная азбука" , с участие работников ГИБДД...

Сценарий развлечения в старшей группе по правилам дорожного движения "Дорожная азбука"

Цели: Формировать и развивать у детей умения и навыки безопасного поведения в окружающей дорожно - транспортной среде. Воспитывать осознанное отношение к соблюдению правил дорожного движения. За...

Методическая разработка.Концерт по правилам дорожного движения "Дорожная азбука".

Система образования активно работает над проблемой обучения детей безопасному поведению на дорогах. Как правило, найти полностью разработанные методические рекомендации для занятий не так-то просто, в...

Веселые старты по безопасности дорожного движения "Дорожная азбука" с элементами изучения правил дорожного движения

Мы все являемся участниками в дорожнотранспортных отношениях, и существует угроза главной ценности человека – жизни. Знание и выполнение требований дорожных законов – условие, об...