Выступление на тему: «Формирование основ безопасности у дошкольников»
материал по обж

Шарахова Светлана Петровна

.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie_na_temu.docx19.27 КБ

Предварительный просмотр:

МДОУ детский сад № 1г. Шацка

Выступление на тему:

«Формирование основ

безопасности у дошкольников»

Воспитатель: Шарахова С. П.

2015 год.

« Самое дорогое у человека – это жизнь», - писал Н. А. Островский. А жизнь ребенка дорога вдвойне, потому что он еще только делает первые шаги в сложном мире, постигает день за днем все изгибы и превратности нашего бытия.

Ребенок по своим физиологическим особенностям не может самостоятельно определить всю меру опасности своего существования. Поэтому на взрослого природой возложена миссия защиты своего ребенка – дать элементарные знания основ безопасности.

Период дошкольного развития можно назвать своеобразным фундаментом, с которого начинается старательность и развитие всего дальнейшего; характера, способностей, навыков. Именно в этот интересный и сложный период начинается процесс социализации, устанавливается связь ребенка с ведущими сферами бытия: миром людей, природы, предметным миром; закладываются прочные основы опыта жизнедеятельности, здорового образа жизни. На пороге третьего тысячелетия актуализировались необходимость механизма для формирования у подрастающего поколения сознательного и ответственного отношения к вопросам личной безопасности из-за отсутствия навыков правильного поведения в различных ситуациях. Специалисты различных научных направлений отмечают, что таким механизмом должно быть образование. Данная подготовка должна проходить на всех этапах жизни человека, а начинать необходимо с дошкольного возраста. (Н. Н. Авдеева, А. А. Баранов, Т. С. Грядкина, В. Г. Каменская, О. Л. Князева).

Правовой основой формирования у детей дошкольного возраста основ безопасности на современном этапе являются:

1.        Конвенция о правах ребенка.

2.        Закон Российский Федерации « Об образовании».

3.        « Концепция дошкольного образования» В. В. Давыдова, В.А.Петровский.

4.        Программа « Безопасность» Р. Б. Стеркина, Н.Н. Андреева, О. Л. Князева, рекомендованная Министерством общего  и профессионального образования РФ к использованию в работе с дошкольниками.

Сегодня сама жизнь доказала необходимость обучения детей основам безопасности жизнедеятельности. Ведь в условиях социального, природного и экологического неблагополучия естественная любознательность ребенка в познании окружающего мира может стать небезопасной для него. Поэтому необходимо сформировать у ребенка сознательное и ответственное отношение личной безопасности  и безопасности окружающих, воспитывать готовность к эффективным, обоснованным действиям в неадекватных ситуациях. Эти задачи стоят как перед родителями, так и перед педагогами детских образовательных учреждений. Ведь ребенок при неумелом поведении в помещениях детского сада, на игровой площадке или спортивной может нанести вред своему здоровью. Да и за воротами детского сада воспитанников могут подстерегать опасности, которые можно избежать лишь путем целенаправленного обучения с самого раннего детства основам безопасности поведения.

Прежде чем знакомить детей с основами безопасности педагогу необходимо самому хорошо разбираться  в данной теме. Он должен быть знаком с основным понятием предмета обучения.

Опасность – это явление, процесс или объект, способный в определенных условиях непосредственно или косвенно наносить ущерб здоровью человека. Причинить вред жизни и здоровью людей могут природные явления, предметы быта, другие люди, растения, животные и многое другое. Поэтому нужно выделить следующие опасности:

- природные – стихийные явления природы, ветер, дождь, снег, понижение и повышение температуры воздуха, солнечное излучение, встречи с дикими животными, ядовитые насекомые и растения;

- техногенные – острые, колющие, режущие предметы, электрический ток, автомобили, газ и многое другое;

- социальные – криминальные преступления, алкоголизм, наркомания и другие пороки человеческого общества.

В зависимости от места пребывания опасности могут подстерегать в быту, на природе, на улицах города и т.д.

Цель моей деятельности – формирование у детей основ безопасности собственной жизнедеятельности и формирование предпосылок экологического сознания. Надо объяснять детям, что в природе все взаимосвязано, поэтому человек должен соблюдать правила поведения в природе, чтобы не нарушить эту взаимосвязь;

- формирование осторожного и осмотрительного отношения к опасным для человека и окружающего мира ситуациям.

Мы, взрослые люди, должны помочь ребенку выработать привычку соблюдать меры безопасности и умение оценивать собственные возможности по отношению к опасности.

Работая с детьми средней группы, продолжаю знакомить детей с правилами безопасного поведения в детском саду: играть с детьми, не мешая и не причиняя боль, уходить из детского сада с родителями или близкими родственниками, не разговаривать с незнакомыми людьми и не брать у них угощения и различные предметы, сообщать воспитателю о появлении на участке незнакомого человека и т. д. Провожу беседы по здоровому образу жизни. На них рассказываю детям о том, как устроено тело человека снаружи и внутри, знакомлю с основными органами чувств. Подвожу детей к пониманию того, как заботиться о себе, чтобы не болеть, какие факторы влияют на укрепление здоровья человека. В доступной форме объясняю, что нельзя брать в рот различные предметы, засовывать в уши, нос. Учу умению соблюдать правила безопасного передвижения в помещении; осторожно спускаться и подниматься по ступеням. Веду работу по формированию представления о том, что следует одеваться по погоде. Например, в солнечную погоду носить панаму, в дождь надевать резиновые сапоги. Знакомлю с правилами безопасности дорожного движения. Знакомя с пожарной безопасностью, объясняю, что со спичками, зажигалками играть нельзя. С помощью иллюстраций показываю, к чему это может привести. Если заметили огонь где-то, задымление, надо звонить по телефону 01. Знакомлю детей со специальным транспортом: пожарная машина, скорая помощь. Этот транспорт должен  двигаться без препятствий.

В своей работе использую разнообразные методы: комплексные занятия,

- беседы по иллюстрациям, сюжетным картинкам;

-наблюдения;

- дидактические игры «Опасно – не опасно», «Продолжи ряд», «Назови одним словом», «Хорошо – плохо»;

- развивающие настольно-печатные игры «Азбука безопасности», «Дорожные знаки»;  подвижные, сюжетно-ролевые игры, игры-драматизации, например, « Найди свой дом», «Больница», «Лови-бросай, правило называй»;

- ознакомление с художественной литературой.

На практике убедилась, что литература заставляет ребенка задуматься и почувствовать то, что затруднительно и невозможно для него в повседневной жизни.

Примером для детей служат литературные произведения, например, «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», «Красная Шапочка», «Рассказ о неизвестном герое» С. Я. Маршака, «Дядя Степа» С. Михалкова и др.

Воспитание безопасности – непрерывный, систематический, последовательный процесс, который должен вестись в тесном контакте с родителями, ведь они заинтересованные партнеры, активные помощники в работе  по данному направлению. Ничто не воспитывает так убедительно, как наглядный пример взрослых.

Цель работы с родителями – объяснить актуальность, важность проблемы безопасности детей, повысить образовательный уровень родителей по данной проблеме, обозначить круг правил, с которыми необходимо знакомить, прежде всего, в семье. Во время пути к достижению цели, важно не навредить ребенку, а сделать так, чтобы шел процесс его совершенствования. Только тогда наш труд будет не напрасен и принесет радость.

Используемая литература:

1.        Стеркина Р. Б. Авдеева Н. Н., Князева О. Л. « Учебно-методическое пособие по основам безопасности». Изд.Детство – пресс, 2005 г.

2.        Гарышева Т. П. «ОБЖ для дошкольников». Изд. С-П. Детство – пресс, 2010 г.

3.        Хибибулина Е. Я. «Дорожная азбука в детском саду». Изд. С – П, Детство –пресс, 2010 г.

4.        Чиркова С. В. «Родительские собрания в детском саду». Изд. М «ВАКО», 2014 г.

5.        Интернет – ресурсы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка. Тема: "Формирование основ безопасного поведения дошкольников 4-5 лет"

Методическая разработка. Тема: "Формирование основ безопасного поведения дошкольников 4-5 лет"...

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ «ОСТОРОЖНО, НЕЗНАКОМЕЦ!» Тема: «Формирование основ безопасности у дошкольников»

С увеличением внешних угроз и отсутствия у детей навыков личной безопасности появилась необходимость поиска механизма для формирования у дошкольника сознательного и ответственного отношения к вопросам...

План самообразования по теме: «Формирование основ безопасности жизнедеятельности дошкольников через познавательную активность».

Тема: «Формирование основ безопасности жизнедеятельности дошкольников через познавательную активность».Цель: Определение системы работы по формированию основ безопасности жизнедеятельности...

Разработка педсовета на тему «Формирование основ безопасного поведения дошкольников через различные виды деятельности»

Цель: изучение состояния работы по  формированию навыков безопасного поведения в быту, природе, социуме через реализацию образовательной области «Социально - коммуникативное развитие»...

План самообразования по теме: «Формирование основ безопасности жизнедеятельности дошкольников через познавательную активность».

План  самообразования по теме:  «Формирование основ безопасности жизнедеятельности дошкольников через познавательную активность»....

План работы по теме "Формирование основ безопасности жизнедеятельности дошкольников через познавательную активность"

План работы  по теме:«Формирование основ безопасности жизнедеятельности дошкольников через познавательную активность»....