Главные вкладки

    Психологическая безопасность детей дошкольного возраста в ДОУ.
    консультация по обж (подготовительная группа)

    Гент Ирина Леонидовна

          Человек может быть психически здоровым только в определённых условиях. Таким условием является безопасная образовательная среда. психологический комфорт для ребёнка в детском саду определяется положительным эмоциональным фоном, удобным развивающим пространством и отсутствием психического и физиологического напряжения для организма.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл psihologicheskaya_bezopasnost_rebenka_v_dou.docx19.66 КБ

    Предварительный просмотр:

            Психологическая безопасность ребёнка в ДОУ.

          Человек может быть психически здоровым только в определённых условиях. Таким условием является безопасная образовательная среда. психологический комфорт для ребёнка в детском саду определяется положительным эмоциональным фоном, удобным развивающим пространством и отсутствием психического и физиологического напряжения для организма.

    Понятие «психологическая безопасность» чаще всего раскрывается через использование понятий «здоровье» и «угроза». Само содержание понятия «психологическая безопасность» означает отсутствие угроз (опасностей) или возможность надежной защиты от них.

    Основные источники угроз психологической безопасности личности условно разделяют на две группы: внешние и внутренние.

    Исходя из этого, нами выделены структурные компоненты, составляющие основу понятия «психологическая безопасность» и   непосредственно влияющими на нее.

    Структурные компоненты психологической безопасности мы разделили на две системы: систему организации режима жизнедеятельности воспитанников и систему организации межличностных отношений в ДОУ. 

    Система организации режима жизнедеятельности воспитанников:

    • Организация целесообразного, гибкого и эффективного режима дня воспитанников (распределение нагрузок интеллектуальных и физических в течение дня, организация полноценного питания, сна, организация двигательного режима)
    • Организация предметно-развивающей среды, отвечающей принципам комплексирования и гибкого зонирования, комфортности и эмоционального благополучия детей и взрослых, удовлетворение потребности в общении, движении, развитии и т.д.
    • Организации образовательного процесса (баланс между специально организованной деятельность и совместной и самостоятельной деятельности детей, построение занятий в форме диалога, совместное решение познавательных и практических задач, включение в жизнедеятельность воспитанников значимых и интересных для них видов детской деятельности)  

    Система организации межличностных отношений в ДОУ:

    • Влияние педагога на развитие личности ребенка (стиль взаимоотношений, личностные характеристики педагога, педагогическое мастерство)
    • Психологический климат в детском коллективе (межличностные взаимоотношения в группе сверстников)
    • Психологический климат в педагогическом коллективе (мотивация к деятельности, стиль руководства, традиции, атмосфера)

    Таким образом, исходя из вышеописанных представлений, комфортность и безопасность образовательной среды можно определить как «состояние, возникающее в процессе жизнедеятельности ребенка, которое указывает на чувства радости, удовольствия, удовлетворения, испытываемые детьми, находящимися в образовательном учреждении; это условия, при которых они чувствуют себя спокойно, когда нет необходимости от кого-либо защищаться» (словарь псих. терминов). 

    Комфортное состояние дошкольника внешне можно определить по следующими признакам: 

     

    спокойствие, 

    жизнерадостность, 

    активность,

    охотное включение в детскую деятельность и общение, 

    легкость и инициативность в контактах со взрослыми, 

    чувство удовольствие от посещения детского сада. 

     

    В свою очередь показателями дискомфорта являются: ребенок вял, сторонится детей, робок, сильно смущается при обращении к нему взрослых или незнакомых детей, нерешителен, проявляет тревожность в новых ситуациях, безынициативен и нерешителен в принятии решений.

    Опираясь на описанные представления о комфортности и безопасности образовательной среды, можно выделить три направления в их оценки: исследование микроклимата группы, диагностика взаимодействий «ребенок-ребенок», «ребенок – педагог», анализ детско-родительских отношений. Основными формами оценки являются наблюдение и психодиагностическое тестирование.

    Определить эмоционально-психологический климат в группе лучше всего помогают проективные рисуночные методики. Они очень информативны. Изображая тот или иной объект, ребенок невольно, а иногда и сознательно передает свое отношение к нему. Одна из таких методик – это Рисуночная Методика «Я в детском саду» (Дошкольное образование.  2002 - №12), разработанная Быковой М., Аромштам М.

    Данная методика направлена на определение степени эмоционального комфорта ребенка во время пребывания в детском саду.

    Методика проведения.

        Экспериментатор обращается к ребенку со словами: «Ты давно ходишь в детский сад, в свою группу. Каждое утро тебя встречают воспитатели. Пока мама и папа на работе, ты проводишь целый день в детском саду и занимаешься самыми разными делами. Нарисуй, пожалуйста, один день из жизни твоей группы в детском саду. Рисунок можно назвать "Моя любимая группа"». Дальнейших разъяснений не требуется. Если ребенок станет задавать вопросы типа «А что мне нарисовать?», следует отвечать: «Рисуй то, что вы делаете в детском саду, что больше всего тебе нравится, за что ты любишь свою группу».

         После того, как ребенок закончил рисовать, целесообразно обсудить с ним получившейся рисунок. Сейчас мы с вами приступим к интерпретации.

     Давайте попробуем сами выступить в виде экспертов и определить уровень комфортности ребенка? 

     Попрошу вас высказать свои предположения?

       Наличие на рисунках каждого из субъектов педагогического процесса, их взаимодействие, является важным показателем положительного отношения дошкольника к детскому саду. Все группы получившихся рисунков можно разделить на три группы:

    1группа рисунков – высокий уровень психологической комфортности ребенка в ДОУ

    При наличии благоприятной эмоциональной атмосферы в группе и доверительных отношений с педагогом на рисунке должны быть изображены сам ребёнок, другие дети (его друзья) и воспитатель.

    изображена общая деятельность всех членов группы,

    отсутствует штриховка,

    преобладают яркие цвета,

    линии хорошего качества,

    эти рисунки, свидетельствуют об эмоциональном благополучии и о хорошем взаимодействии с воспитателями. В этих рисунках полностью отсутствуют симптомокомплексы, по которым можно диагностировать тревожность, конфликтность, чувство неполноценности или враждебности. Немаловажное значение имеет и цветовое решение картинки. О положительном эмоциональном настрое свидетельствует использование ребенком теплых тонов (желтый, розовый, оранжевый) и спокойных холодных (синий, голубой, зеленый). Хорошо, если на рисунке изображены элементы украшения цветочки, солнышко, птички – все это детали, свидетельствующие о «мире» в душе.

     2-я группа рисунков: (средний уровень)

    Отсутствие на рисунке того или иного члена коллектива, изображение только себя в групповой комнате или на прогулке предполагает конфликтность, не включенность в общую деятельность

    - дети рисуют как себя, так и своих друзей: «Я играю с девочками на ковре в группе». На вопрос: «Где же в это время находился воспитатель?» - дети отвечали: «Пишет за столом задания». А на вопрос «Почему ты ее не нарисовал(а)?» -Забыла», «Не уместилась», «Долго рисовать» «Не нарисовала воспитателя, потому что она не играет с нами в жмурки, а сидит за столом в спальне»

    - Изображение себя и воспитателя, упустив из виду других детей «Это я и воспитатель. Мы рисуем, нам весело. Мне нравится заниматься и рисовать». На вопрос: «Где другие дети?» - испытуемые отвечали: «Ушли гулять», «В спальне» и т.п. Подобные работы могут свидетельствовать о напряженных отношениях со сверстниками, об их недостаточной значимости для ребенка. Важно, как воспитатель развернут к ребенку – спиной или лицом, сколько места она занимает на рисунке, как изображены ее руки и рот. Подчеркнутое выделение рта, множество линий вокруг него могут свидетельствовать о том, что ребенок воспринимает педагога как носителя словесной (вербальной) агрессии. Злоупотребление черным цветом, жирная, продавливающая бумагу штриховка, похожая на зачеркивание, сигналят о повышенной тревожности ребенка, о его эмоциональном дискомфорте. Насыщенный фиолетовый цвет, которым закрашиваются большие участки рисунка, может свидетельствовать о напряжении, которое испытывает ребенок, а изобилие красного – о переизбытке эмоциональных стимулов.

    3 группа (низкий уровень). Проблемные признаки:

    - Изображение только воспитателя - ребенок не хочет находиться в детском саду, если только себя в групповой комнате или на прогулке – это может быть конфликтное отношение к педагогу, к детям.

    В беседе конфликтное отношение к педагогу часто не проявлялось: «Воспитателя нет, потому что он разговаривает в группе с няней». Но иногда дети прямо говорили о своих чувствах: «Это я в группе. Детей нет, потому что спят, воспитателя нет, я не знаю, где она...

        Последняя группа рисунков – самая тревожная. Когда рисунок в виде плана, вид сверху, люди отсутствуют, представлены лишь неживые объекты: здание детского сада или пустая комната. Если на рисунке нет ничего, кроме здания, значит, малыш воспринимает детский сад как нечто отчужденное, безликое. Значит, жизнь в детском саду не вызывает в нем положительных эмоций, и он не отождествляется с происходящими там событиями групповую комнату и на вопрос: «Где же ты, другие дети и воспитатель?» - отвечали, что «дети наказаны и спят, плохо вели себя за обедом, а воспитатель ходит по группе». Не нарисовал почему? Потому что не хочу, чтобы она здесь была!»

     

    Список использованных источников

    1. Быкова М., Аромштам М. Я в детском саду». Дошкольное образование.  2002.  № 12.  

    2. Митин А.Е., Митин Е.А., Филиппова С.О. Гуманитарные технологии в формировании конкурентоспособности будущих специалистов по физической культуре: монография / под ред. В.П. Соломина. СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2011. 

                                                                   Составил педагог-психолог Гент И.Л.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Адаптация,программа психологической безопасности детей раннего возраста

    В данной программе предлагается: деятельность педагога - психолога ДОУ, ориентированная на обеспечение психологической безопасности ребенка раннего возраста в образовательном процессе....

    Из опыта работы «Создание условий для физического и психологического здоровья детей дошкольного возраста через формирование основ безопасной жизнедеятельности»

    В пособии представлены материалы из опыта работы воспитателя МДОУ д/с комбинированного вида №40 города Белгорода. Материалы разработаны в соответствии с важнейшей задачей воспитания маленького р...

    ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ СОХРАНЕНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

    Oднoй из главных задач в вoспитании детей является сoздание услoвий, гарантирующих фoрмирoвание и укрепление их здoрoвья....

    Влияние художественно-эстетической деятельности на социально-психологическое развитие детей дошкольного возраста анна логинова Влияние художественно-эстетической деятельности на социально-психологическое развитие детей дошкольного возраста Влияние художе

    Влияние художественно-эстетической деятельности на социально-психологическое развитие детей дошкольного возрастаанна логинова Влияние художественно-эстетической деятельности на социально-психолог...

    Психологическая методика по исследованию психологических особенностей детей дошкольного возраста

    Важнейшим периодом развития человека в отношении формирования его морфофункционального статуса можно признать «дошкольный» период, завершающийся поступлением в школьное образовательное учр...

    Психологическая безопасность ребенка дошкольного возраста

    Рекомендации родителям о сохранении психологической безопасности ребенка дошкольного возраста...

    Психологическая безопасность детей дошкольного возраста.

    Психическое здоровье - это состояние благополучия, при котором человек может реализовать свой собственный потенциал, справляться с обычными жизненными стрессами, продуктивно и плодотворно работать, а ...