Психологическая безопасность детей дошкольного возраста.
статья (младшая группа)

Андреева Ольга Николаевна

Психическое здоровье - это состояние благополучия, при котором человек может реализовать свой собственный потенциал, справляться с обычными жизненными стрессами, продуктивно и плодотворно работать, а также вносить вклад в жизнь своего сообщества. (формулировка, разработанная ВОЗ). Психологическая безопасность человека выражается совокупностью защитных реакций в сохранении своей индивидуальности в каждом конкретном случае. Следует иметь в виду, что если взрослый, опираясь на свой жизненный опыт, знания, сможет найти выход из той или иной ситуации, то ребенку это бывает просто не под силу. Сформировать у него элементы психологической безопасности – защитные реакции – задача взрослых.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Консультация для родителей18.57 КБ

Предварительный просмотр:

Психологическая безопасность детей дошкольного возраста.

Консультация для родителей.

Психическое здоровье - это состояние благополучия, при котором человек может реализовать свой собственный потенциал, справляться с обычными жизненными стрессами, продуктивно и плодотворно работать, а также вносить вклад в жизнь своего сообщества. (формулировка, разработанная ВОЗ)

Факторы безопасности.

  1. Оберегать жизнь и здоровье (биологическая безопасность).
  2. Сохранять целостность недвижимого имущества (материальная безопасность).
  3. Сохранять нравственное, морально-психическое благополучие (социальная безопасность).
  4. Формировать уверенность и защищенность человека (психологическая безопасность).

Психологическая безопасность человека выражается совокупностью защитных реакций в сохранении своей индивидуальности в каждом конкретном случае. Следует иметь в виду, что если взрослый, опираясь на свой жизненный опыт, знания, сможет найти выход из той или иной ситуации, то ребенку это бывает просто не под силу. Сформировать у него элементы психологической безопасности – защитные реакции – задача взрослых.

Признаки стрессового состояния малыша при нарушении его психологической безопасности могут проявляться:

- в трудностях засыпания и беспокойном сне;

- в усталости после нагрузки, которая совсем недавно его не утомляла;

- в беспричинной обидчивости, плаксивости или, наоборот, повышенной агрессивности;

- в рассеянности, невнимательности;

- в беспокойстве и непоседливости;

- в отсутствии уверенности в себе, которая выражается в том, что ребенок все чаще ищет одобрения у взрослых, буквально жмется к ним;

- в проявлении упрямства;

- в том, что он постоянно сосет соску, палец или жует что-нибудь, слишком жадно без разбора ест, заглатывая при этом пищу (иногда, наоборот, отмечается стойкое нарушение аппетита);

- в боязни контактов, стремлении к уединению, в отказе участвовать в играх сверстников (часто ребенок бесцельно бродит по групповой, не находя себе занятия);

- в игре с половыми органами;

- в подергивании плеч, качании головой, дрожании рук;

- в снижении массы тела или, напротив, начинающих проявляться симптомах ожирения;

- в повышенной тревожности;

- в дневном и ночном недержании мочи, которых ранее не наблюдалось, и в некоторых других явлениях.

Все вышеперечисленные признаки могут говорить нам, что ребенок находится в состоянии психологического эмоционального напряжения, только в том случае, если они не наблюдались ранее.

Задача родителей – обеспечить ребенка защитой от внешних и внутренних психических угроз. По-другому, это называется психологическая безопасность ребенка.

Если травмирующее происшествие уже случилось, то надо помочь ему пережить его.

Атмосфера, которая царит в семье, отношения между взрослыми и детьми, неповторимый жизненный уклад, может повлиять на психологическое развитие ребенка.

Советы, или о чем мы должны помнить!

  1. Иногда вовремя оказанная поддержка, доброе слово, простое выражение понимания и сочувствия способны творить чудеса.
  2. Часто сознание того, что ребенок один или где-то гуляет без присмотра, является причиной сильного беспокойства. Если подобный страх возник, надо вспомнить, что вы не одиноки и можете рассчитывать на помощь, надо только уметь за ней обратиться.
  3. Обучать детей надо на собственном примере. Видя, какие меры предосторожности вы предпринимаете, дети схватывают, запоминают их и затем начинают примерять самостоятельно.

Важную роль в жизни и благополучии семьи играют эмоции. Они помогают человеку приспособиться к той или иной ситуации. Вот почему необходимо, чтобы ребенок умел понимать свои чувства и управлять ими. Родители должны распознать состояние ребенка по его эмоциям. Малыш грустный или разгневанный – значит у него что-то не в порядке. Если радуется и выглядит счастливым – значит в его мире все хорошо. Эмоции ребенка – это «послание» окружающим его взрослым о своем состоянии.

Взрослый  может помочь ребенку развить сформировать эго эмоциональное состояние.

Дошкольники в состоянии распознавать свое внутреннее, эмоциональное состояние, эмоциональное состояние сверстников и выражать свое отношение к ним, то есть ребенок – дошкольник отлично понимает, что его друг расстроен, обижен или испуган, а его соперник, например, разгневан. Благодаря этому эмоции участвуют в формировании социальных взаимодействий и привязанностей.

Предложите ребенку определить, какие чувства испытывают мультипликационные герои, после просмотра мультфильма.

Человеку надо следить за своими эмоциями и думать, всегда ли правильно он их выражает. Главное, чтобы наши эмоции были приятны и нам, и окружающим.

Побеседовать с детьми и попросить их ответить на вопросы:

Каких добрых сказочных героев вы знаете?

Каких злых сказочных героев вы знаете?

Кто может прочесть веселое стихотворение?

Кто может прочесть грустное стихотворение?

Задания детям:

  • улыбнись, как солнышко;
  • нахмурься, как тучка;
  • рассердись, как упрямые бараны на мосту;
  • изобразите хитрую лису;
  • изобразите испуганного зайчика;
  • нарисуйте портрет своей семьи так, чтобы на нем все были веселыми.

Что важно знать родителям и педагогам!

Детей учит то, что их окружает:

- если ребенка часто критикуют – он учится осуждать;

- если ребенку часто демонстрируют враждебность – он учится драться;

- если ребенка часто высмеивают – он учится быть робким;

- если ребенка часто позорят – он учится чувствовать себя виноватым;

- если к ребенку бывают часто снисходительными – он учится быть терпеливым.

- если ребенка подбадриваю – он учится уверенности в себе;

- если ребенка часто хвалят – он учится оценивать;

- если с ребенком часто честны – он учится справедливости;

- если ребенок живет с чувством безопасности – он учится верить;

- если ребенка часто одобряют – он учится к себе хорошо относиться;

- если ребенок и взрослый будет находиться не «над», а «рядом» – он научится сотрудничеству с окружающими;

- если ребенок будет чувствовать, что сможет выражать свое мнение в системе отношений – то сможет выражать свое «я», проявлять эмоции и чувства;

- если ребенок живет в атмосфере дружбы и чувствует себя нужным – он учится находить в этом мире любовь.

Родителям и самим стоит научиться быстро справляться с болезненными эмоциями – только так возможно научить этому своего ребенка. Ребенок должен чувствовать поддержку родителей и взрослых – это очень важное условие психологической безопасности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Из опыта работы «Создание условий для физического и психологического здоровья детей дошкольного возраста через формирование основ безопасной жизнедеятельности»

В пособии представлены материалы из опыта работы воспитателя МДОУ д/с комбинированного вида №40 города Белгорода. Материалы разработаны в соответствии с важнейшей задачей воспитания маленького р...

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ СОХРАНЕНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Oднoй из главных задач в вoспитании детей является сoздание услoвий, гарантирующих фoрмирoвание и укрепление их здoрoвья....

Влияние художественно-эстетической деятельности на социально-психологическое развитие детей дошкольного возраста анна логинова Влияние художественно-эстетической деятельности на социально-психологическое развитие детей дошкольного возраста Влияние художе

Влияние художественно-эстетической деятельности на социально-психологическое развитие детей дошкольного возрастаанна логинова Влияние художественно-эстетической деятельности на социально-психолог...

Психологическая безопасность детей дошкольного возраста в ДОУ.

Человек может быть психически здоровым только в определённых условиях. Таким условием является безопасная образовательная среда. психологический комфорт для ребёнка в де...

Психологическая методика по исследованию психологических особенностей детей дошкольного возраста

Важнейшим периодом развития человека в отношении формирования его морфофункционального статуса можно признать «дошкольный» период, завершающийся поступлением в школьное образовательное учр...

Психологическая безопасность ребенка дошкольного возраста

Рекомендации родителям о сохранении психологической безопасности ребенка дошкольного возраста...

Психологическая безопасность детей дошкольного возраста и проблемы употребления ПАВ в условиях семьи.

В статье представлена информация о том, как употребление психоактивных веществ членами семьи ребенка дошкольного возраста влияет на его психическое и психологическое развитие....