Главные вкладки

    Психологическая безопасность детей дошкольного возраста.
    статья (младшая группа)

    Андреева Ольга Николаевна

    Психическое здоровье - это состояние благополучия, при котором человек может реализовать свой собственный потенциал, справляться с обычными жизненными стрессами, продуктивно и плодотворно работать, а также вносить вклад в жизнь своего сообщества. (формулировка, разработанная ВОЗ). Психологическая безопасность человека выражается совокупностью защитных реакций в сохранении своей индивидуальности в каждом конкретном случае. Следует иметь в виду, что если взрослый, опираясь на свой жизненный опыт, знания, сможет найти выход из той или иной ситуации, то ребенку это бывает просто не под силу. Сформировать у него элементы психологической безопасности – защитные реакции – задача взрослых.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл Консультация для родителей18.57 КБ

    Предварительный просмотр:

    Психологическая безопасность детей дошкольного возраста.

    Консультация для родителей.

    Психическое здоровье - это состояние благополучия, при котором человек может реализовать свой собственный потенциал, справляться с обычными жизненными стрессами, продуктивно и плодотворно работать, а также вносить вклад в жизнь своего сообщества. (формулировка, разработанная ВОЗ)

    Факторы безопасности.

    1. Оберегать жизнь и здоровье (биологическая безопасность).
    2. Сохранять целостность недвижимого имущества (материальная безопасность).
    3. Сохранять нравственное, морально-психическое благополучие (социальная безопасность).
    4. Формировать уверенность и защищенность человека (психологическая безопасность).

    Психологическая безопасность человека выражается совокупностью защитных реакций в сохранении своей индивидуальности в каждом конкретном случае. Следует иметь в виду, что если взрослый, опираясь на свой жизненный опыт, знания, сможет найти выход из той или иной ситуации, то ребенку это бывает просто не под силу. Сформировать у него элементы психологической безопасности – защитные реакции – задача взрослых.

    Признаки стрессового состояния малыша при нарушении его психологической безопасности могут проявляться:

    - в трудностях засыпания и беспокойном сне;

    - в усталости после нагрузки, которая совсем недавно его не утомляла;

    - в беспричинной обидчивости, плаксивости или, наоборот, повышенной агрессивности;

    - в рассеянности, невнимательности;

    - в беспокойстве и непоседливости;

    - в отсутствии уверенности в себе, которая выражается в том, что ребенок все чаще ищет одобрения у взрослых, буквально жмется к ним;

    - в проявлении упрямства;

    - в том, что он постоянно сосет соску, палец или жует что-нибудь, слишком жадно без разбора ест, заглатывая при этом пищу (иногда, наоборот, отмечается стойкое нарушение аппетита);

    - в боязни контактов, стремлении к уединению, в отказе участвовать в играх сверстников (часто ребенок бесцельно бродит по групповой, не находя себе занятия);

    - в игре с половыми органами;

    - в подергивании плеч, качании головой, дрожании рук;

    - в снижении массы тела или, напротив, начинающих проявляться симптомах ожирения;

    - в повышенной тревожности;

    - в дневном и ночном недержании мочи, которых ранее не наблюдалось, и в некоторых других явлениях.

    Все вышеперечисленные признаки могут говорить нам, что ребенок находится в состоянии психологического эмоционального напряжения, только в том случае, если они не наблюдались ранее.

    Задача родителей – обеспечить ребенка защитой от внешних и внутренних психических угроз. По-другому, это называется психологическая безопасность ребенка.

    Если травмирующее происшествие уже случилось, то надо помочь ему пережить его.

    Атмосфера, которая царит в семье, отношения между взрослыми и детьми, неповторимый жизненный уклад, может повлиять на психологическое развитие ребенка.

    Советы, или о чем мы должны помнить!

    1. Иногда вовремя оказанная поддержка, доброе слово, простое выражение понимания и сочувствия способны творить чудеса.
    2. Часто сознание того, что ребенок один или где-то гуляет без присмотра, является причиной сильного беспокойства. Если подобный страх возник, надо вспомнить, что вы не одиноки и можете рассчитывать на помощь, надо только уметь за ней обратиться.
    3. Обучать детей надо на собственном примере. Видя, какие меры предосторожности вы предпринимаете, дети схватывают, запоминают их и затем начинают примерять самостоятельно.

    Важную роль в жизни и благополучии семьи играют эмоции. Они помогают человеку приспособиться к той или иной ситуации. Вот почему необходимо, чтобы ребенок умел понимать свои чувства и управлять ими. Родители должны распознать состояние ребенка по его эмоциям. Малыш грустный или разгневанный – значит у него что-то не в порядке. Если радуется и выглядит счастливым – значит в его мире все хорошо. Эмоции ребенка – это «послание» окружающим его взрослым о своем состоянии.

    Взрослый  может помочь ребенку развить сформировать эго эмоциональное состояние.

    Дошкольники в состоянии распознавать свое внутреннее, эмоциональное состояние, эмоциональное состояние сверстников и выражать свое отношение к ним, то есть ребенок – дошкольник отлично понимает, что его друг расстроен, обижен или испуган, а его соперник, например, разгневан. Благодаря этому эмоции участвуют в формировании социальных взаимодействий и привязанностей.

    Предложите ребенку определить, какие чувства испытывают мультипликационные герои, после просмотра мультфильма.

    Человеку надо следить за своими эмоциями и думать, всегда ли правильно он их выражает. Главное, чтобы наши эмоции были приятны и нам, и окружающим.

    Побеседовать с детьми и попросить их ответить на вопросы:

    Каких добрых сказочных героев вы знаете?

    Каких злых сказочных героев вы знаете?

    Кто может прочесть веселое стихотворение?

    Кто может прочесть грустное стихотворение?

    Задания детям:

    • улыбнись, как солнышко;
    • нахмурься, как тучка;
    • рассердись, как упрямые бараны на мосту;
    • изобразите хитрую лису;
    • изобразите испуганного зайчика;
    • нарисуйте портрет своей семьи так, чтобы на нем все были веселыми.

    Что важно знать родителям и педагогам!

    Детей учит то, что их окружает:

    - если ребенка часто критикуют – он учится осуждать;

    - если ребенку часто демонстрируют враждебность – он учится драться;

    - если ребенка часто высмеивают – он учится быть робким;

    - если ребенка часто позорят – он учится чувствовать себя виноватым;

    - если к ребенку бывают часто снисходительными – он учится быть терпеливым.

    - если ребенка подбадриваю – он учится уверенности в себе;

    - если ребенка часто хвалят – он учится оценивать;

    - если с ребенком часто честны – он учится справедливости;

    - если ребенок живет с чувством безопасности – он учится верить;

    - если ребенка часто одобряют – он учится к себе хорошо относиться;

    - если ребенок и взрослый будет находиться не «над», а «рядом» – он научится сотрудничеству с окружающими;

    - если ребенок будет чувствовать, что сможет выражать свое мнение в системе отношений – то сможет выражать свое «я», проявлять эмоции и чувства;

    - если ребенок живет в атмосфере дружбы и чувствует себя нужным – он учится находить в этом мире любовь.

    Родителям и самим стоит научиться быстро справляться с болезненными эмоциями – только так возможно научить этому своего ребенка. Ребенок должен чувствовать поддержку родителей и взрослых – это очень важное условие психологической безопасности.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Адаптация,программа психологической безопасности детей раннего возраста

    В данной программе предлагается: деятельность педагога - психолога ДОУ, ориентированная на обеспечение психологической безопасности ребенка раннего возраста в образовательном процессе....

    Из опыта работы «Создание условий для физического и психологического здоровья детей дошкольного возраста через формирование основ безопасной жизнедеятельности»

    В пособии представлены материалы из опыта работы воспитателя МДОУ д/с комбинированного вида №40 города Белгорода. Материалы разработаны в соответствии с важнейшей задачей воспитания маленького р...

    ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ СОХРАНЕНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

    Oднoй из главных задач в вoспитании детей является сoздание услoвий, гарантирующих фoрмирoвание и укрепление их здoрoвья....

    Влияние художественно-эстетической деятельности на социально-психологическое развитие детей дошкольного возраста анна логинова Влияние художественно-эстетической деятельности на социально-психологическое развитие детей дошкольного возраста Влияние художе

    Влияние художественно-эстетической деятельности на социально-психологическое развитие детей дошкольного возрастаанна логинова Влияние художественно-эстетической деятельности на социально-психолог...

    Психологическая безопасность детей дошкольного возраста в ДОУ.

    Человек может быть психически здоровым только в определённых условиях. Таким условием является безопасная образовательная среда. психологический комфорт для ребёнка в де...

    Психологическая методика по исследованию психологических особенностей детей дошкольного возраста

    Важнейшим периодом развития человека в отношении формирования его морфофункционального статуса можно признать «дошкольный» период, завершающийся поступлением в школьное образовательное учр...

    Психологическая безопасность ребенка дошкольного возраста

    Рекомендации родителям о сохранении психологической безопасности ребенка дошкольного возраста...