Практикум для педагогов «Дидактические принципы формирования у дошкольников навыков и положительных привычек безопасного поведения на улицах и дорогах»
материал по обж

Иванова Ирина Николаевна

В консультации раскрыто значение работы по профилактике ДДТТ, типичные ошибки при организации занятий с детьми по данному направлению, рассмотрены педагогические ситуации.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл praktikum_po_profilaktike_ddtt.docx28.94 КБ

Предварительный просмотр:

ГБДОУ детский сад №39 Красносельского района Санкт – Петербурга

Практикум для педагогов «Дидактические принципы формирования у дошкольников навыков и положительных привычек безопасного поведения на улицах и дорогах»

Подготовила и провела

старший воспитатель

Иванова И.Н.

Санкт-Петербург

2018

Все мы живем в обществе, где надо соблюдать определенные нормы и правила поведения в дорожно-транспортной обстановке. Зачастую виновниками дорожно-транспортных происшествий являются сами дети, которые играют вблизи дорог, переходят улицу в неположенных местах, неправильно входят в транспортные средства и выходят из них. Однако дети дошкольного возраста – это особая категория пешеходов и пассажиров.   Поэтому, с самого раннего возраста необходимо учить детей безопасному поведению на улицах, дорогах, в транспорте и правилам дорожного движения. В этом должны принимать участие и родители, и дошкольные учреждения, а в дальнейшем, конечно же, школа и другие образовательные учреждения      Известно, что привычки, закрепленные в детстве, остаются на всю жизнь. Главная задача воспитателей доступно разъяснить правила ребенку, а при выборе формы обучения донести до детей смысл опасности несоблюдения правил, при этом не исказить их содержание. Детей необходимо обучать не только правилам дорожного движения, но и безопасному поведению на улицах, дорогах, в транспорте.

При переходе из одной возрастной группы в другую ребенок должен иметь определенные знания по основам безопасного поведения на улице. Начинать обучение необходимо уже с младшего дошкольного возраста, постепенно наращивая знания дошкольников таким образом, чтобы к школе они уже могли ориентироваться на улице и четко знали правила дорожного движения.

Типичные ошибки воспитателей в организации дидактических занятий по формированию у дошкольников навыков безопасного поведения на улицах и дорогах

Недостатки организации дидактических занятий, проводимых в ДОУ, во многом связаны с тем, что некоторые воспитатели не имеют соответствующей подготовки по обучению детей Правилам дорожного движения.

  1. Использование устаревшей терминологии, которой нет в правилах дорожного движения, (например, «мостовая», «постовой», «шофер», «свет» и др.);
  2. Неправильно объясняется значение желтого сигнала светофора; очень редко дается информация о пешеходном светофоре;
  1. Много информации дается по дорожным знакам, особенно для водителей. Детям (даже часто дошкольникам) дается установка на запоминание всех существующих групп дорожных знаков, причем без «привязки» их к конкретным дорожным ситуациям;
  2. Детям даются неправильные установки. Например, объясняется, что переходя проезжую часть, нужно посмотреть сначала налево, убедиться, что транспорта нет дойти до середины и посмотреть направо, убедившись, что и так нет транспортных средств, переходить дальше.
  3. Рекомендуется переходить проезжую часть сзади стоящего безрельсового транспорта и спереди рельсового, что нередко (по статистике) приводит к ДТП.
  4. При проведении занятий используются уменьшительно-ласкательные выражения: «автомобильчик», «светофорчик» что искажает картину опасности транспорта и дорожного движения.
  5. Рассматривание картин по ПДД в виде веселых и смешных комиксов, они привлекают и развлекают, но отвлекают от основной задачи обучения детей.
  6. Использование в занятиях отрицательных героев и картин из серии «Так делать нельзя».

Чтобы правильно научить чему- то ребенка, необходимо самому хорошо разбираться в этих вопросах.

Вопросы педагогам

  1. Какое главное правило при переходе проезжей части. (В установленных местах, на пешеходных переходах. Обеспечить хороший обзор дороги слева и справа).
  2. Почему опасно пересекать проезжую часть бегом, даже по пешеходному переходу (на бегу внимание человека рассеянно, поэтому можно не заметить приближающийся транспорт. Человеку трудно наблюдать и оценивать ситуацию на дороге, когда он бежит)
  3. Почему опасно пересекать проезжую часть наискосок (потому что путь становится длиннее, пешеход больше времени находится на проезжей части и поворачивается спиной к транспорту, не видит его)
  4. Где можно кататься на роликах (на любой ровной поверхности, но обязательно далеко от транспортных средств и скопления пешеходов)
  5. У пешеходного перехода остановился автомобиль, водитель показывает жестом руки, что можно переходить. Как следует поступить (надо переходить, убедившись, что этот стоящий автомобиль не объезжает другой автомобиль)
  6. Какие правила должен соблюдать пассажир в транспорте (не задерживаться на входе; не прислоняться к дверям; не стоять на ступеньках и у дверей; держаться за поручни; не мешать выходящим пассажирам; не отвлекать водителя от управления; не высовываться в окно.)
  7. Как правильно обойти пассажирский транспорт на остановке (подождать, когда он отъедет)
  8. Что означает желтый сигнал светофора? (внимание). Кому можно двигаться на желтый, пешеходам или водителям? (никому)
  9. С какой стороны нужно выходить из легкового автомобиля? (справа ближе к тротуару)
  10. Если сломался светофор, как перейти проезжую часть? (посмотреть по сторонам, переходить если нет транспорта до середины, а потом посмотреть направо и переходить оставшуюся часть)
  11. Чем отличается транспортный светофор от пассажирского? (Количеством сигналов)

Ситуации:

  1. Воспитатель проводит объяснение: «Если не успел перейти дорогу, остановись на островке безопасности или на середине дороги».

Не «дорога», а «проезжая часть», а ещё -  необходимо рассчитать переход так, чтобы не останавливаться на середине проезжей части, но если попал в такую ситуацию, то стой на её середине, не делая ни шагу ни вперед, ни назад.

  1. Воспитатель знакомит с видами автотранспорта: легковой и грузовой. Машина двигается по улице, управляет машиной шофер (автомобиль, по проезжей части, водитель.)

         

 Дети дошкольного возраста – это особая категория пешеходов и пассажиров. К ним нельзя подходить с той же меркой, как и к взрослым, поэтому возникает необходимость создания определенной системы по ознакомлению детей с ПДД и привитию им навыков безопасного поведения на дорогах и улицах различных населенных пунктов.

Психофизиологические особенности детей:

  1. неустойчивость и быстрое истощение нервной системы
  2. быстрое формирование условных рефлексов и быстрое их исчезновение
  3. процессы возбуждения и раздражения сильнее торможения
  4. потребность в движении преобладает над осторожностью
  5. стремление подражать взрослым
  6. недостаток знаний об источниках опасности
  7. переоценка своих возможностей

Ребёнок до 8 лет слышит звуки, которые ему интересны. Если взрослый, оценивая ситуацию на дороге, слышит шум приближающейся машины и оценивает скорость её движения, то ребёнку трудно.

Поле зрения у ребёнка гораздо уже, чем у взрослого. Когда дети бегут, то смотрят только вперёд. Сектор обзора ребёнка на 15-20% меньше, чем у взрослого, поэтому машины слева и справа ему не видны - только впереди.

Реакция у ребёнка более замедленная, чем у взрослого. У взрослого на оценку обстановки затрачивается 1 секунда, а у ребёнка 3-4 секунды. Чтобы отличить движущуюся машину от стоящей ребёнку нужно 4 секунды, а взрослому ¼ секунды. У ребёнка маленький рост, скрывающий его от водителей. Шаг у ребёнка короткий, поэтому он дольше находится в зоне опасности. Дети на бегу не могут сразу остановиться, не слышат сразу крик или сигнал машины. Ребёнок по - разному реагирует на разный транспорт: с опаской на большие автобусы и грузовики. Совершенно не дооценивает легковые машины, велосипеды, мотоциклы.

Принципы обучения детей правилам дорожного движения

  1. непосредственное восприятие дорожной среды ребёнком (целевые прогулки, наблюдения, экскурсии, целевые занятия)
  2. доступность материала
  3. единство воспитания и обучения (во всех формах вне занятий)

Рекомендуется 3-4 формы работы в месяц (не только образовательные занятия, но и другие формы)

Обучение должно быть:

  • постоянным (лучше частые короткие занятия, чем продолжительные, но редкие)
  • конкретным (необходимо сосредоточить внимание ребенка на действиях в условиях реального движения)
  • направленным на привитие безопасных способов поведения на дороге, а не только запоминанию правил дорожного движения
  • применимым к ближайшему окружению

Чтобы работа по обучению детей ПДД имела определенную структуру, необходимо придерживаться определенных принципов        

           Принципы организации образовательного процесса:

* Последовательности – любая новая ступень в обучении ребёнка опирается на уже освоенное в предыдущем.

* Наглядности – дети должны сами все увидеть, услышать, потрогать и тем самым реализовать стремление к познанию.

* Деятельности – включение ребёнка в игровую, познавательную, поисковую деятельность с целью стимулирования активной жизненной позиции.

* Интеграции – интегративность всех видов детской деятельности, реализующихся в образовательном процессе.

* Дифференцированного подхода – решаются задачи эффективной педагогической помощи детям в совершенствовании их личности, способствует созданию специальных педагогических ситуаций, помогающих раскрыть психофизические, личностные способности и возможности воспитанников.

* Возрастной адресованности – одно и то же содержание используется для работы в разных группах с усложнением соответствующим возрастным особенностям детей.

* Преемственности взаимодействия с ребёнком в условиях дошкольного учреждения и семьи – ничто не убеждает лучше примера родителей. 

Младший дошкольный возраст (3-4 года)

Задачи:

  •  познакомить детей с работой светофора
  •  формировать представления об улице
  •  учить различать виды наземного транспорта
  •  прививать привычку – находясь на улице, держать взрослого за руку

Формы работы

  • целевые прогулки: «Знакомство с улицей», «Наблюдение за движением людей», «Наблюдение за пешеходами у перехода», «Наблюдение за проезжей частью», «Наблюдение за работой светофора»
  • рассказ воспитателя о грузовом транспорте
  • рассматривание картин и иллюстраций с изображением улиц города и различных машин
  • чтение художественной литературы
  • конструирование дороги, машин, гаражей
  • аппликация светофор, грузовая машина
  • дидактические игры «Где можно ходить и ездить», «Научи Мишку правильно себя вести на улице», «Зажги свой огонек»
  • подвижная игра «Найди свой цвет», «Воробушки и автомобиль»
  • сюжетно-ролевая игра «Мы водители», «Мы пассажиры»

Средний дошкольный возраст (4-5 лет)

Задачи:

  •  расширять знания детей об общественном транспорте;
  •  формировать навыки культурного поведения в транспорте;
  •  дать элементарные знания о правилах безопасного поведения на улице и дороге;
  •  формирование привычки – находясь на улице, крепко держать за руку взрослого;
  •  учить умению ориентироваться на местности на территории и вокруг детского сада

Формы работы

  • целевые прогулки: «Моя улица», «Пешеходный переход», «Наблюдение за работой светофора»
  • рассказы детей «Улица, на которой расположен детский сад, мой дом», о дорожной ситуации
  • беседа «Будем вежливы», «Правила дорожного движения», «Труд водителя»
  • рассматривание картин, фотографий и иллюстраций с изображением улиц города и различных видов транспорта, одностороннего и двухстороннего движения
  • чтение художественной литературы
  • конструирование «Моя улица», светофор, машины
  • аппликация светофор, автобус, трамвай
  • рисование «Моя улица», машины
  • дидактические игры «Найди такую же картинку», «Что лишнее», «Медвежонок попал в беду», «Транспорт», «Кто внимательный шофер», «Почини технику»
  • подвижная игра «Цветные автомобили», «Светофор», «Будь внимателен»
  • сюжетно-ролевая игра «Моя улица», «Наш друг светофор»

Старший дошкольный возраст (5-6 лет)

Задачи:

  •  закрепить умение ориентироваться на территории и вокруг детского сада;
  •  расширять представления о правилах безопасного поведения на улицах и дорогах
  •  воспитывать культуру поведения на улице и в транспорте;
  •  познакомить детей с дорожными знаками

Формы работы

  • целевые прогулки: «Дорожные знаки», «Перекресток», «Остановка общественного транспорта»;
  •  беседа «Дорога – не место для игр», «Правила поведения пешеходов», «Машины специального назначения», «Школа пешеходных наук», «История транспорта»
  •  рассматривание картин, плакатов «Правила поведения на улице»
  •  чтение художественной литературы
  •  моделирование дорожных ситуаций
  •  конструирование «Моя улица»
  •  аппликация, ручной труд, коллаж
  •  рисование «Помни правила дорожного движения», «Улица города»,
  •  дидактические игры «Дорожные знаки», «Прогулка по городу», «Доскажи словечко», «Умные машины»
  •  подвижные игры
  •  сюжетно-ролевая игра «Регулировщик»
  •  кукольный спектакль
  •  просмотр тематических мультфильмов
  •  музыкально-игровой досуг «Путешествие в страну дорожных знаков»
  •  КВН «Твой приятель-светофор»

Старший дошкольный возраст (6-7 лет)

Задачи:

  •  продолжать знакомить с дорожными знаками:

   предупреждающими, запрещающими, информационно-указательными;

  •  совершенствовать культуру поведения на улице и в транспорте
  • кукольный спектакль
  • просмотр тематических мультфильмов

Формы работы

  • целевые прогулки: «Улица, проспект, площадь»
  • знакомство с трудом взрослых – наблюдение за работой регулировщика
  • беседа с инспектором ГИБДД, «Твой приятель светофор», «Велосипед»
  • рассматривание картин, плакатов
  • чтение художественной литературы
  • моделирование дорожных ситуаций
  • конструирование «Мой микрорайон»,
  • аппликация, ручной труд, коллаж «Дорожные знаки»
  • рисование «Помни правила дорожного движения», «Улица города», «Островок безопасности»
  • дидактические игры «Объясни», «Закончи предложение», «Учим дорожные знаки», «Найди ошибку», «Автогородок»
  • ребусы, кроссворды, перевертыши, лабиринты
  • создание книжек самоделок
  • подвижные игры «Перекресток», «Ловкий пешеход»
  • кукольный спектакль, инсценировки
  • просмотр тематических мультфильмов
  • музыкально-игровой досуг, спортивный досуг «Правила движения достойны уважения»
  • викторина «Это должен каждый знать обязательно на «пять»

             Методы и технологии, применяемые с детьми:

- Интерактивный метод обучения. (игры со Смешариками, презентации)

Моделирование опасных и безопасных дорожных ситуаций. (использование макетов, наглядной атрибутики)

- Личностно-ориентированная технология. Нельзя забывать, что в каждой группе детского сада имеются дошкольники, входящие в "группу риска". Это могут быть излишне подвижные дети или, наоборот, слишком заторможенные. С ними воспитатель проводит занятия с учетом их индивидуальных особенностей и в обязательном порядке организует работу с их родителями.

- Технология игрового обучения. В процессе игры воспитатель обогащает опыт детей разнообразными сенсорными впечатлениями, что способствует развитию интереса к дорожной среде, средствам передвижения, правилам поведения. При этом обязательно обращается внимание на опасные и безопасные места на улицах и дорогах.

- Метод наблюдения и беседы.