Патриотическое воспитание в младшей группе.
статья по обж (младшая группа)

Максимова Евгения Владимировна

ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ В МЛАДШЕЙ ГРУППЕ

С чего начинается Родина?

Этот вопрос задается каждому поколению, каждому человеку и ответ на него у каждого свой. Вот и решила я задать этот вопрос своим воспитанникам –младшей группе Гномики. И как казалось, дети совсем не имеют представления о том, что такое Родина. Это послужило поводом для принятия решения о необходимости сформировать это понятие.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx26.92 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Детский сад № 17 комбинированного вида Приморского района Санкт-Петербурга

Статья: Патриотическое воспитание в младшей группе.

                                  Автор

                                                                Воспитатель Максимова

                                                              Евгения Владимировна

Санкт-Петербург 2017


ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ В МЛАДШЕЙ ГРУППЕ

С чего начинается Родина?

Этот вопрос задается каждому поколению, каждому человеку и ответ на него у каждого свой. Вот и решила я задать этот вопрос своим воспитанникам –младшей группе Гномики. И как казалось, дети совсем не имеют представления о том, что такое Родина. Это послужило поводом для принятия решения о необходимости сформировать это понятие.

Тяжело переоценить важность привития чувства патриотизма детям. В последнее время мы все ощущаем сильнейшее информационное давление и дети – не исключение. У детей еще не сформирован комплекс защитных механизмов против негативного информационного фона. Именно поэтому патриотическое воспитание должно носить системный характер, проходить красной нитью с самого младшего возраста вплоть до сознательных лет, когда человек сможет осуществлять его сам.

Воспитывать патриотизм необходимо с раннего детства, не забывая о том, что патриотизм у каждого формируется индивидуально. Одним из ведущих факторов формирования патриотического сознания детей является воспитание любви к самому близкому окружению ребёнка – семье, дому, детскому саду и своему городу.

Система работы по патриотическому воспитанию

Выстраивая воспитательно-образовательный процесс, необходимо большое

внимание уделять комплексному подходу в формировании у дошкольников

основ нравственно-патриотического воспитания.

  Систему работы, как последовательность мероприятий по нравственно-патриотическому воспитанию детей, целесообразно представить в виде следующих тематических блоков:

  • «Вместе дружная семья»;
  • «Детский сад»;
  • «Труд взрослых»;
  • «Родной улица»;
  • «Родная город».

Каждый блок включает в себя разнообразные виды деятельности:

  • специально организованные занятия;
  • беседы;
  • наблюдение;
  • чтение художественной литературы;
  • сюжетно-ролевые, дидактические игры;
  • взаимодействие с семьей воспитанников;
  • театрализованная деятельность (по средствам кукольного театра).

Ниже более подробно описано содержание деятельности воспитателя и обучающихся по каждому из блоков.

«Вместе дружная семья»

В младшей группе основное внимание уделяется воспитанию любви к самому близкому в семье человеку маме. Воспитатель беседует с детьми о мамах. Обращает их внимание на то, что мама заботится обо всех членах семьи – она поддерживает порядок в доме, готовит, стирает, играет с детьми. Следует вызвать в детях не только восхищение мамой, но и потребность в оказании ей посильной помощи — сложить самому одежду, убрать игрушки и так далее.

Воспитатель объясняет детям, что чем большее они научатся делать сами, тем больше смогут помочь маме.

В течение года воспитатель расспрашивает детей о других членах семьи папе, бабушке, дедушке, младших братишках и сестренках. При этом, предлагает принести семейные фотографии, рассказать о членах семьи. И таким образом постепенно подводит детей к пониманию того, что такое семья.

«Детский сад»

Большинство детей в младшей группе приходят в детский сад из семьи, поэтому в начале учебного года воспитатель знакомится с детьми, знакомит их друг с другом, с помещениями группы и их назначением, с предметами, находящимися в группе, с помещениями, с участком, с территорией детского сада, с его зданием. Вся работа проходит вне занятий это посещение помещений, беседы с детьми, дидактические игры, чтение художественной литературы, прогулки.

Воспитатель обращает внимание на то, что в группе всё сделано так, чтобы детям было удобно, хорошо. О детях заботятся сотрудники детского сада – воспитатель, няня, повар, медсестра и др. Дети посещают помещения других групп, их участки, знакомятся с территорией детского сада, с зелеными насаждениями, которые ее украшают, с различным физкультурным оборудованием, с сюжетными постройками. Воспитатель рассказывает о том,

что взрослые многое сделали для детей, они заботятся о детях и все, что их окружает, необходимо беречь.

«Труд взрослых»

Детей младшей группы прежде всего знакомят с трудом сотрудников детского сада, постоянно подчеркивая их заботу о детях.

В первую очередь детей знакомят с трудом помощника воспитателя, с которым дети сталкиваются каждый день.

Также детей младшей группы знакомят с трудом медицинской сестры, повара. Кроме этого, в течение года следует познакомить детей с трудом плотника, дворника.

Основной метод ознакомления с трудом взрослых – наблюдение.

Воспитатель вместе с детьми приходит в кабинет медсестры, на кухню, где трудится повар, дети рассматривают предметы, необходимые взрослым для работы, воспитатель предлагает взрослым рассказать о своей работе детям. За трудом плотника и дворника дети наблюдают во время прогулки. Знания закрепляются в сюжетно-ролевых играх, а также при чтении некоторых произведений художественной литературы.

Главная задача – вызвать чувство уважения к людям труда, желание оказать им посильную помощь.

«Родная улица»

Воспитание любви к родной улице – важная задача патриотического воспитания, взрослый гуляя с ребенком, каждый раз находят объект для наблюдения. Вот ребенок видит свою улицу утром, когда идет в детсад. Это улица деловая, размеренно спешащая, с группками людей на троллейбусных и автобусных остановках. Одна сторона улицы озарена солнцем, другая в тени. Вечерняя улица совсем иная: дома кажутся выше, небо на фоне ярких фонарей - бездонно темным, витрины магазинов - особенно нарядными. Ребенок видит зимнюю улицу, когда выпал первый снег, и весеннюю с искрящейся капелью, с лужицами-зеркалами, отражающими солнечных зайчиков, летнюю улицу, озаренную светом, и осеннюю - с серыми дождями. А сколько радости возникает у ребенка при виде предпраздничной улицы, украшенной флагами, транспарантами, гирляндами цветов и огней. Все это впечатления, помогающие ему знакомиться с улицей в разных ракурсах, открывая новое в привычном, обыденном. Так ребенок с помощью близких всматривается в то, что его окружает, видит трудовую и праздничную жизнь родного города.

При этом целесообразно проводить с ребенком беседы на тему истории улиц и их названий. Разъяснять ребенку почему улица названа в честь того или иного человека и что он сделал для Родины. Беседы должны проводится как родителями при совместных прогулках, так и воспитателем.

 

«Родной город»

Воспитание любви к родному городу — одна из приоритетных задач патриотического воспитания детей. Это один из важнейших элементов воспитания любви к «Малой Родине». Детям младшей группы трудно еще представить себе, что такое город, но их необходимо с этим понятием знакомить. Начинать такое знакомство необходимо со знакомства с близлежащими улицами, домами. С маленькими детьми трудно выйти за пределы территории детского сада, поэтому наблюдения можно проводить непосредственно возле дошкольного учреждения. Дети рассматривают дома, воспитатель обращает внимание на то, что домов много, они расположены на определенных улицах, улицы длинные, у каждой улицы свое название, у каждого дома и каждой квартиры свой номер, поэтому люди легко находят свои дома и квартиры. Воспитатель, подключая родителей, старается, чтобы в течение года все дети запомнили свой домашний адрес.

В течение года воспитатель приносит в патриотический уголок иллюстрации самых главных достопримечательностей родного города, тех мест, где большинство детей могли уже побывать с родителями. Воспитатель беседует с детьми после праздников, обращает их внимание на красиво украшенный город. К концу года дети запоминают название родного города, свой домашний адрес. Кроме того детям прививаются базовые представления о достопримечательностях и «символах» города. У них закрепляются устойчивые ассоциации, привязанные к конкретному родному городу (например, «Медный всадник» - город Санкт-Петербург).

Перспективный план по патриотическому воспитанию

во второй младшей группе

    Сентябрь

I неделя   -  Беседа «Моя семья».

II неделя  -  Беседа «Мама – самое прекрасное слово на земле».

III неделя -  Рисование «Портрет семьи»

IV неделя - Беседа «Мама, папа, я – семья».

   Октябрь

I неделя  -  Сюжетно-ролевая игра «Бабушка приехала».

II неделя -  Рассматривание иллюстраций «Мамы всякие нужны,

мамы всякие важны».

III неделя -  Чтение художественной литературы: сказка «Гуси –

лебеди».

IV неделя  -  Театрализованная деятельность: инсценировка русской

народной сказки «Репка».

Ноябрь

I неделя -   Экскурсия по детскому саду (знакомство с

сотрудниками детского сада, с помещениями).

II неделя  -  Сюжетно-ролевая игра «В детском саду».

III неделя   -  Беседа «Моя любимая игрушка».

IV неделя -  Целевая прогулка (растения участка, природа родного

края).

Декабрь

I неделя  -  Беседа «Хорошо у нас в саду».

II неделя  -   Наблюдение за трудом помощника воспитателя.

III неделя   -  Беседа «Что мы делаем в детском саду». Труд

взрослых.

IV неделя  - Рисование «Украсим улицу города к новому году».

Январь

III неделя -  Лепка «Угостим новых знакомых оладушками».

IV неделя  -  Природоохраняемая акция «Покормите птиц зимой».

Февраль

I неделя - «Белая береза под моим окном» (зимняя природа

родного края).

II неделя  -  Рассказ о празднике «День защитника Отечества».

III неделя  -  Беседа «Как стать сильным?»

IV неделя   -  Рисование «Приглашаем снегирей, съесть рябинку

поскорей».

Март

I неделя  -  Беседа «Я и моя мама».

II неделя  -  Рисование «Моя любимая мама».

III неделя -  Рассматривание предметов народно-прикладного

искусства: матрешек, глиняных игрушек.

IV неделя   -  Беседа «Домашние животные у нас дома».

Апрель

I неделя -  Конструирование «Мы построим новый дом».

II неделя - Беседа на тему «Моя улица на которой я живу».

III неделя -  Театрализованная деятельность: инсценировка русской

народной сказки «Теремок».

IV неделя  -  Аппликация «Строим, строим дом. Вырос дом,

огромный дом».

Май

I неделя -  Беседа на тему «Дне победы».

II неделя -  Рисование «Это вспыхнул перед нами яркий,

праздничный салют».

III неделя -  Беседа «День рождения города».

IV неделя -  Целевая прогулка по территории детского сада.

Июнь

I неделя -  Беседа на тему «Когда-то была война».

II неделя -  Рисование «Наш детский сад».

III неделя -  трудовая деятельность на участке «наш красивый дивный сад».

IV неделя -  Аппликация «Мир цветов».

Июль

I неделя -  Беседа «Путешествие».

II неделя -  Лепка «Домашние животные кошки и собаки».

III неделя -  Театрализованная деятельность: инсценировка русской

народной сказки «Курочка ряба».

IV неделя -  Целевая прогулка по территории детского сада.

Август

I неделя -  Беседа «Деревья нашего края».

II неделя -  Рисование «Волшебный клен».

III неделя -  трудовая деятельность на участке «Поскорей собирай урожай».

IV неделя -  Целевая прогулка по территории детского сада.

Вот такая планируется работа с детьми на протяжении года для тог что бы сформировать у детей младшего дошкольного возраста, начальное патриотическое воспитание.

Заключение

Представленная «Система патриотического воспитания в младшей группе» совместно с «Перспективным планом» позволяют организовать комплекс мероприятий по патриотическому воспитанию дошкольников на высоком уровне. Процесс носит целенаправленный поступательный индуктивный характер: «от простого сложному» и «от частного к общему». Система прошла апробацию на протяжении года в младшей группе «Гномики» ГБДОУ №17. По результатам работы наблюдаются значительная положительная динамика в знании и заинтересованности воспитанников историей своего города, своей семьи. В целом, представляется целесообразным применение методики в других младших группах.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

план работы по нравственно-патриотическому воспитанию в младшей группе

План работы по нравственно-патриотическому воспитанию в младшей группе...

Патриотическое воспитание в младшей группе детского сада.

Детство – это каждодневное открытие мира. Нужно, чтобы это открытие стало, прежде всего, познанием человека и отечества, чтобы в детский ум и сердце входила красота настоящего человека, величие и ни с...

конспект открытого занятия по патриотическому воспитанию в младшей группе

конспект открытого занятия по патриотическому воспитанию в младшей группе...

Конспект непосредственной образовательной деятельности по патриотическому воспитанию в младшей группе «Крымские игры»

Конспект непосредственной образовательной деятельности по патриотическому воспитанию в младшей группе «Крымские игры» Цель: дать знания детям о том, что Крым – многонационален и все народы живут ...

ПЕРСПЕКТИВНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ «ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ» вторая младшая группа

Цель:    Формировать у детей младшего дошкольного возраста патриотические отношения и чувства к своей семье, городу, к природе, культуре на основе исторических и природных особенностей ...

Конспект занятия по нравственно-патриотическому воспитанию в младшей группе: Россия - Родина моя

занятие по патриотическому воспитанию. очень интересное, содержательное занятие. для повторения животных, птиц и деревьев....