НОД "Волшебное электричество", старшая группа
план-конспект занятия по обж (старшая группа)

Чвилёва Наталья Алексеевна

Тема: «Волшебное электричество»

 

Цель: познакомить детей с причиной возникновения и проявления электричества.

 

Задачи:

Образовательные:    

Познакомить с достижением человечества – электричеством; формировать представление о возможностях использования электричества человеком.

Обобщать знания детей об электрических приборах и их использовании человеком.

Познакомить с новым понятием «статическое электричество».

Развивающие:

Развивать стремление к экспериментальной деятельности через опыты.

Закреплять правила безопасного обращения с электрическими приборами.

Способствовать развитию психических процессов восприятия, внимания, памяти, логического мышления.

Воспитательные:

Воспитывать интерес к познанию окружающего мира.

Вызывать чувство уважения и гордости к достижениям человека.

Методы и приемы:

Словесный (художественное слово, объяснение, пояснение, беседа, вопрос).

Наглядный (просмотр фрагмента мультфильма об электричестве из серии «Уроки Тетушки Совы; слайды «Бытовая техника»)

Практический (опыты с проявлениями статического электричества)

Игровой ( физминутка)

Словарная работа.

Активизировать словарь детей за счёт слов: электричество, электроприборы, электроны, электростанция, наэлектризованные предметы, статическое электричество.

Материалы и оборудование:

машинка, батарейка, слайды «Бытовая техника», мультимедийный проектор.

Оборудование для опытов: воздушные шары, шерстяной шарф, указка, фигурки бабочек из бумаги, емкость с пенопластом, расческа.

 

Ход деятельности воспитателя с детьми

I. Введение в ситуацию.

 

-Дети, принесла вам новую игрушку, посмотрите это машинка. Если нажать на эту кнопку она быстро поедет по дорожке. Предлагаю вам поиграть. Воспитатель нажимает кнопку, но машинка не едет.

- Что же случилось? Почему машинка не хочет играть?  (Дети высказывают свои предположения: нет батарейки, села батарейка и т.д)

 

– Давайте найдем место, куда нужно вставлять батарейку. Попробуем поставить батарейку. Надо не ошибиться, поставить правильно. Давайте скорее проверим.

Воспитатель включает машинку - она начинает ехать по треку.

II. Актуализация знаний.

Ребята, какие вы молодцы, что подсказали мне,  как починить машинку.

– Верно, когда мы вставили батарейку, через машинку  прошел электрический ток, и она заработала.

 

Что же за сила такая скрывается в батарейке?  Как вы думаете? (Ответы детей)

– Это электричество.

– А что такое электричество? А хотите узнать, что такое электричество?

– Ребята, Электричество вырабатывается на электростанциях и приходит к нам в дом по проводам. (Слайд 2)

– Электрический ток чем-то похож на реку, только в реке течет вода, а по проводам текут очень маленькие частицы-электроны. (слайд 3)

– Молния – это то же такой мощный заряд электричества (Слайд 4)

– Неопасное электричество живет в батарейках (Слайд 5)

– И бытовых приборах (Слайд6)

 

 Электричество есть в каждом доме.

– Ребята, как вы думаете, в нашей группе есть электричество? По каким предметам вы можете догадаться о наличии электричества? (Розетки, выключатели, провода и т. д.).

-Ребята, а для чего нам в нашей группе  нужно электричество? (Ответы детей: чтоб подключать бытовую технику, электроприборы).

-Дети, а я знаю одну девушку, которой бытовые приборы очень бы пригодились. Хотите, узнать, как ее зовут?   Тогда я прочитаю вам загадку, и если вы отгадаете,  кто та девушка,

Воспитатель читает сказку – загадку. 

 

Про девушку эту сказку читаю,

Но как ей помочь, к сожалению, не знаю.

Не справиться девушке с тяжкой работой,

А на балу оказаться охота.

Никто не оценит бедняжки стараний!

Ей так не хватает машины стиральной.

Приходится девушке дом убирать,

Но где пылесос, чтобы ей помогать?

Как трудно тарелок огромную груду

Помыть без машины, что моет посуду.

А надо еще приготовить обед:

Как жаль, что электроплиты в доме нет.

Однако работает, сил не жалея,

Надеется только на добрую Фею.

 

– Вы догадались, о какой девушке идет речь? (О золушке) (Слайд 7).

 - А это ее злая мачеха. Золушка очень хочет отправиться на бал в королевский дворец, но мачеха поручила ей выполнить много работы по дому.  (Слайд 8, 9)

 

-Хотите помочь Золушке попасть на бал? (Ответы детей).

 

- Сегодня мы с вами будем в роли Феи, и я предлагаю вам сделать Золушке подарки.

 

-Я буду вам загадывать загадки,  и если вы правильно назовете отгадку, то подарок появится на экране.

Что поможет Золушке быстро постирать грязную одежду?

1.      Эта прачка-автомат Нам стирает всё подряд. (стиральная машина)

Какой прибор поможет Золушке вымыть грязную посуду?

2.      Всю посуду вместо Вас, вымоет здесь и сейчас. (Посудомоечная машина)

Какой прибор поможет золушке приготовить обед?

3.      В каждой кухне есть она, на ней варится еда. (Плита)

Какой прибор поможет Золушке навести порядок в доме?
4. Пыль в себя глотает быстро, чтобы было вокруг чисто. (Пылесос)

Какой прибор поможет Золушке погладить одежду?
5. Он скользит легко и мягко, делает одежду гладкой. (Утюг)

Какой прибор может быстро нагреть воздух в помещении?
6. Греет воздух в помещении, в холод для людей спасение. (Обогреватель)

Какой прибор может приготовить свежий сок?
7. Жидкость быстро отожмет, и нальет вам свежий сок. (Соковыжималка)

Какой прибор может быстро нагреть или вскипятить воду?

8. Воду вскипятит, этот чайник без плиты. (Электрочайник)

По мере отгадывания появляются изображения предметов.

– Вот какие молодцы! Сколько подарков Золушке подарили.

– Как можно, одним словом назвать эти предметы?  (Ответы детей)

-Это бытовая техника, которой мы пользуемся каждый день дома.

– Как вы думаете, мы помогли Золушке. Она успеет побывать на балу? Почему? Вы правильно подсказали Золушке. Она быстро справилась с домашними делами и готова отправиться на бал!

Но мы должны научить Золушку правилам безопасного использования электроприборами.

1.      Электроприборы могут стать причиной пожара, если вы не используете прибор его надо выключать из розетки.

2.      Во время грозы использовать электроприборы нельзя.

3.      Нельзя использовать приборы,  в которых есть неисправность,  ничего нельзя вставлять в электророзетку.

4.      Нельзя тянуть руками электрический провод, можно брать в руки только вилку.

5.      Нельзя прикасаться мокрыми руками к электрическим приборам и проводам.

6.       

 

-Ребята, мы помогали Золушке и тали настоящими волшебниками.

 

 

 Физминутка.

Ток бежит по проводам,                (Бег на месте)

Свет несёт в квартиру нам.            («Фонарики»)

Чтоб работали приборы,               («Моторчик»)

Холодильник, мониторы.              ( Хлопки в ладоши на каждый бытовой

Кофемолки, пылесос,                      прибор)

Ток энергию принёс.                        (Взяться за руки)

 

 

- Ребята, но существует и не опасное электричество.

– Кто слышал, как потрескивает одежда, когда ее снимаешь? Иногда, когда мы снимаем одежду видны искры. Это тоже электричество. Иногда расческа липнет к волосам, и волосы встают дыбом. Это вещи, волосы, наше тело электризуются. Такое электричество называется – «статическое электричество».

 

III. Затруднение ситуации.

– Статическое электричество неопасное, тихое, незаметное. Оно живет повсюду, само по себе, и если его поймать, то с ним можно очень интересно поиграть. Хотите поиграть с неопасным электричеством.

– Я сейчас как настоящий волшебник  попробую показать вам интересный фокус. (Перед педагогом коробка с шариками из пенопласта, накрытая прозрачным пластиком).

 

Экспериментирование:

– Что лежит под стеклом? (шарики из пенопласта). Я попробую заставить их двигаться. У меня есть варежка, сейчас я буду делать стекло волшебным, электрическим. (Педагог натирает пластик шерстяным лоскутком). Накрываем коробку с шарики. Что происходит с шариками? (они зашевелились, запрыгали…). Почему они зашевелились? Как стекло стало волшебным?

 

Вывод: Когда натирали стекло варежкой, оно стало электрическим, поэтому шарики задвигались и притянулись к стеклу.

 

– Вам понравился фокус? Вот как можно интересно играть с этим добрым электричеством. Попробуем поиграть вместе?

 

IV. Включение способа действий в систему знаний и умений ребенка.

 

Опыты:

 

1. - Сейчас мы попробуем другие предметы сделать волшебными. У меня есть вот такие бабочки (показывает бумажных бабочек разложенных на разносе). Возьмите с подноса пластмассовые палочки и прикоснитесь к бумажным бабочкам. Что вы видите? (Ничего не происходит, бабочки лежат спокойно). А как вы думаете, что может произойти с нашими бабочками, если мы познакомим их со статическим электричеством? Сейчас мы сделаем эти обычные палочки волшебными, электрическими, и они помогут бабочкам взлететь. Возьмите кусочек шерстяной материи и натрите им пластмассовую палочку. Медленно поднесите палочку к бабочкам и потихоньку поднимите ее. Бабочки тоже будут подниматься. Почему?

 

-Палочки стали электрическими и бабочки прилипли к ним, притянулись. Как палочки стали электрическими? Их натерли кусочком ткани.

 

2.-На стене висит шарик и в корзине разноцветные шарики. Воспитатель предлагает повесить их на стену. (Дети пытаются повесить их на стену.)

 

– Почему этот шарик висит, а другие падают? (предположения детей).

 

-Давайте и наши шарики превратим в волшебные. Как вы думаете, что нужно сделать, чтобы шарик приклеился к стене? (Ответы детей). Правильно, надо шарик потереть о ткань или  волосы и приложить к стене той стороной, которой натирали. Пробуйте. Вот и ваши шарики стали волшебными. – Ребята, а почему это произошло? Правильно, это произошло из-за того, что в наших волосах живет электричество, и мы его поймали, когда стали шарик тереть о ткань. Он стал электрическим, поэтому притянулся к стенке.

 

V.Итог

– А что же помогло вам это сделать?  А о чем мы еще с вами говорили сегодня?  Кому что запомнилось? А что нового вы сегодня узнали? Что было самое трудное для вас?

 

- Хотите показать опыты с безопасным электричеством родителям. Тогда возьмите шарики домой,  и проведете опыты вместе с родителями. А пока можете  поиграть с шариками.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_word.docx37.4 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект НОД по  познавательно-исследовательской деятельности с детьми старшей группы

Тема: «Волшебное электричество»

Подготовила: воспитатель 1 кв. кат.

Чвилёва Н.А.

2019 г.


                                                       

Тема: «Волшебное электричество»

Цель: познакомить детей с причиной возникновения и проявления электричества.

Задачи:

Образовательные:    

Познакомить с достижением человечества – электричеством; формировать представление о возможностях использования электричества человеком.

Обобщать знания детей об электрических приборах и их использовании человеком.

Познакомить с новым понятием «статическое электричество».

Развивающие:

Развивать стремление к экспериментальной деятельности через опыты.

Закреплять правила безопасного обращения с электрическими приборами.

Способствовать развитию психических процессов восприятия, внимания, памяти, логического мышления.

Воспитательные:

Воспитывать интерес к познанию окружающего мира.

Вызывать чувство уважения и гордости к достижениям человека.

Методы и приемы:

Словесный (художественное слово, объяснение, пояснение, беседа, вопрос).

Наглядный (просмотр фрагмента мультфильма об электричестве из серии «Уроки Тетушки Совы; слайды «Бытовая техника»)

Практический (опыты с проявлениями статического электричества)

Игровой ( физминутка)

Словарная работа.

Активизировать словарь детей за счёт слов: электричество, электроприборы, электроны, электростанция, наэлектризованные предметы, статическое электричество.

Материалы и оборудование:

машинка, батарейка, слайды «Бытовая техника», мультимедийный проектор.

Оборудование для опытов: воздушные шары, шерстяной шарф, указка, фигурки бабочек из бумаги, емкость с пенопластом, расческа.

Ход деятельности воспитателя с детьми

I. Введение в ситуацию.

-Дети, принесла вам новую игрушку, посмотрите это машинка. Если нажать на эту кнопку она быстро поедет по дорожке. Предлагаю вам поиграть. Воспитатель нажимает кнопку, но машинка не едет.

- Что же случилось? Почему машинка не хочет играть?  (Дети высказывают свои предположения: нет батарейки, села батарейка и т.д)

– Давайте найдем место, куда нужно вставлять батарейку. Попробуем поставить батарейку. Надо не ошибиться, поставить правильно. Давайте скорее проверим.

Воспитатель включает машинку - она начинает ехать по треку.

II. Актуализация знаний.

Ребята, какие вы молодцы, что подсказали мне,  как починить машинку.

– Верно, когда мы вставили батарейку, через машинку  прошел электрический ток, и она заработала.

Что же за сила такая скрывается в батарейке?  Как вы думаете? (Ответы детей)

– Это электричество.

– А что такое электричество? А хотите узнать, что такое электричество?

– Ребята, Электричество вырабатывается на электростанциях и приходит к нам в дом по проводам. (Слайд 2)

– Электрический ток чем-то похож на реку, только в реке течет вода, а по проводам текут очень маленькие частицы-электроны. (слайд 3)

– Молния – это то же такой мощный заряд электричества (Слайд 4)

– Неопасное электричество живет в батарейках (Слайд 5)

– И бытовых приборах (Слайд6)

 Электричество есть в каждом доме.

– Ребята, как вы думаете, в нашей группе есть электричество? По каким предметам вы можете догадаться о наличии электричества? (Розетки, выключатели, провода и т. д.).

-Ребята, а для чего нам в нашей группе  нужно электричество? (Ответы детей: чтоб подключать бытовую технику, электроприборы).

-Дети, а я знаю одну девушку, которой бытовые приборы очень бы пригодились. Хотите, узнать, как ее зовут?   Тогда я прочитаю вам загадку, и если вы отгадаете,  кто та девушка,

Воспитатель читает сказку – загадку.  

Про девушку эту сказку читаю,

Но как ей помочь, к сожалению, не знаю.

Не справиться девушке с тяжкой работой,

А на балу оказаться охота.

Никто не оценит бедняжки стараний!

Ей так не хватает машины стиральной.

Приходится девушке дом убирать,

Но где пылесос, чтобы ей помогать?

Как трудно тарелок огромную груду

Помыть без машины, что моет посуду.

А надо еще приготовить обед:

Как жаль, что электроплиты в доме нет.

Однако работает, сил не жалея,

Надеется только на добрую Фею.

– Вы догадались, о какой девушке идет речь? (О золушке) (Слайд 7).

 - А это ее злая мачеха. Золушка очень хочет отправиться на бал в королевский дворец, но мачеха поручила ей выполнить много работы по дому.  (Слайд 8, 9)

-Хотите помочь Золушке попасть на бал? (Ответы детей).

- Сегодня мы с вами будем в роли Феи, и я предлагаю вам сделать Золушке подарки.

-Я буду вам загадывать загадки,  и если вы правильно назовете отгадку, то подарок появится на экране.

Что поможет Золушке быстро постирать грязную одежду?

  1. Эта прачка-автомат Нам стирает всё подряд. (стиральная машина)

Какой прибор поможет Золушке вымыть грязную посуду?

  1. Всю посуду вместо Вас, вымоет здесь и сейчас. (Посудомоечная машина)

Какой прибор поможет золушке приготовить обед?

  1. В каждой кухне есть она, на ней варится еда. (Плита)

Какой прибор поможет Золушке навести порядок в доме?
4. Пыль в себя глотает быстро, чтобы было вокруг чисто. (Пылесос)

Какой прибор поможет Золушке погладить одежду?
5. Он скользит легко и мягко, делает одежду гладкой. (Утюг)

Какой прибор может быстро нагреть воздух в помещении?
6. Греет воздух в помещении, в холод для людей спасение. (Обогреватель)

Какой прибор может приготовить свежий сок?
7. Жидкость быстро отожмет, и нальет вам свежий сок. (Соковыжималка)

Какой прибор может быстро нагреть или вскипятить воду?

8. Воду вскипятит, этот чайник без плиты. (Электрочайник)

По мере отгадывания появляются изображения предметов.

– Вот какие молодцы! Сколько подарков Золушке подарили.

– Как можно, одним словом назвать эти предметы?  (Ответы детей)

-Это бытовая техника, которой мы пользуемся каждый день дома.

– Как вы думаете, мы помогли Золушке. Она успеет побывать на балу? Почему? Вы правильно подсказали Золушке. Она быстро справилась с домашними делами и готова отправиться на бал!

Но мы должны научить Золушку правилам безопасного использования электроприборами.

  1. Электроприборы могут стать причиной пожара, если вы не используете прибор его надо выключать из розетки.
  2. Во время грозы использовать электроприборы нельзя.
  3. Нельзя использовать приборы,  в которых есть неисправность,  ничего нельзя вставлять в электророзетку.
  4. Нельзя тянуть руками электрический провод, можно брать в руки только вилку.
  5. Нельзя прикасаться мокрыми руками к электрическим приборам и проводам.

-Ребята, мы помогали Золушке и тали настоящими волшебниками.

 Физминутка.

Ток бежит по проводам,                (Бег на месте)

Свет несёт в квартиру нам.            («Фонарики»)

Чтоб работали приборы,               («Моторчик»)

Холодильник, мониторы.              ( Хлопки в ладоши на каждый бытовой

Кофемолки, пылесос,                      прибор)

Ток энергию принёс.                        (Взяться за руки)

- Ребята, но существует и не опасное электричество.

– Кто слышал, как потрескивает одежда, когда ее снимаешь? Иногда, когда мы снимаем одежду видны искры. Это тоже электричество. Иногда расческа липнет к волосам, и волосы встают дыбом. Это вещи, волосы, наше тело электризуются. Такое электричество называется – «статическое электричество».

III. Затруднение ситуации.

– Статическое электричество неопасное, тихое, незаметное. Оно живет повсюду, само по себе, и если его поймать, то с ним можно очень интересно поиграть. Хотите поиграть с неопасным электричеством.

– Я сейчас как настоящий волшебник  попробую показать вам интересный фокус. (Перед педагогом коробка с шариками из пенопласта, накрытая прозрачным пластиком).

Экспериментирование:

– Что лежит под стеклом? (шарики из пенопласта). Я попробую заставить их двигаться. У меня есть варежка, сейчас я буду делать стекло волшебным, электрическим. (Педагог натирает пластик шерстяным лоскутком). Накрываем коробку с шарики. Что происходит с шариками? (они зашевелились, запрыгали…). Почему они зашевелились? Как стекло стало волшебным?

Вывод: Когда натирали стекло варежкой, оно стало электрическим, поэтому шарики задвигались и притянулись к стеклу.

– Вам понравился фокус? Вот как можно интересно играть с этим добрым электричеством. Попробуем поиграть вместе?

IV. Включение способа действий в систему знаний и умений ребенка.

Опыты:

1. - Сейчас мы попробуем другие предметы сделать волшебными. У меня есть вот такие бабочки (показывает бумажных бабочек разложенных на разносе). Возьмите с подноса пластмассовые палочки и прикоснитесь к бумажным бабочкам. Что вы видите? (Ничего не происходит, бабочки лежат спокойно). А как вы думаете, что может произойти с нашими бабочками, если мы познакомим их со статическим электричеством? Сейчас мы сделаем эти обычные палочки волшебными, электрическими, и они помогут бабочкам взлететь. Возьмите кусочек шерстяной материи и натрите им пластмассовую палочку. Медленно поднесите палочку к бабочкам и потихоньку поднимите ее. Бабочки тоже будут подниматься. Почему?

-Палочки стали электрическими и бабочки прилипли к ним, притянулись. Как палочки стали электрическими? Их натерли кусочком ткани.

2.-На стене висит шарик и в корзине разноцветные шарики. Воспитатель предлагает повесить их на стену. (Дети пытаются повесить их на стену.)

– Почему этот шарик висит, а другие падают? (предположения детей).

-Давайте и наши шарики превратим в волшебные. Как вы думаете, что нужно сделать, чтобы шарик приклеился к стене? (Ответы детей). Правильно, надо шарик потереть о ткань или  волосы и приложить к стене той стороной, которой натирали. Пробуйте. Вот и ваши шарики стали волшебными. – Ребята, а почему это произошло? Правильно, это произошло из-за того, что в наших волосах живет электричество, и мы его поймали, когда стали шарик тереть о ткань. Он стал электрическим, поэтому притянулся к стенке.

V.Итог

– А что же помогло вам это сделать?  А о чем мы еще с вами говорили сегодня?  Кому что запомнилось? А что нового вы сегодня узнали? Что было самое трудное для вас?

- Хотите показать опыты с безопасным электричеством родителям. Тогда возьмите шарики домой,  и проведете опыты вместе с родителями. А пока можете  поиграть с шариками.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по основам безопасности для детей старшей группы на тему: «Электроприборы и электричество»

Целью данного заятия является создание условий для формирования у детей старшего возраста знаний о правилах безопасного поведения с бытовыми электроприборами...

Конспект непосредственной образовательной деятельности в старшей группе детского сада по познавательному развитию в рамках изучения образовательной области «Безопасность» «Волшебное электричество»

Безопасность жизнедеятельности детей представляет собой серьезную проблему современности. Общеизвестно, что детство это уникальный период в жизни человека, именно в это время формируется здоровье, про...

Конспекты занятий По познавательному развитию Конспект занятия в старшей группе «Где живет электричество»

Конспект занятия по ознакомлению с окружающей средой, содержащее экспериментирование. Для детей подготовительной к школе группе....

Занятие по ОБЖ в старшей группе "Его величество электричество"

Конспект занятия по ОБЖ Старшая группа   Тема:«Его Величество Электричество»Воспитатель: Фоминова Е.Ю. Программное содержание: -обобщать знания детей об электричестве...

Поисково-познавательное занятие в форме экспериментальных действий в старшей группе по теме: "Ловим электричество"

Поисково-познавательное занятие в форме экспериментальных действий в старшей группе по теме: "Ловим электричество"...

Конспект НОД "Что мы знаем об электричестве" (старшая группа). Образовательная область " Социально-коммуникативное развитие. Формирование основ безопасности.

Конспект НОД "Что мы знаем об электричестве" (старшая группа).  Образовательная область " Социально-коммуникативное развитие. Формирование основ безопасности....