Конспект НОД "Что мы знаем об электричестве" (старшая группа). Образовательная область " Социально-коммуникативное развитие. Формирование основ безопасности.
план-конспект занятия по обж (старшая группа) на тему

Тещина Оксана Валерьевна

Конспект НОД "Что мы знаем об электричестве" (старшая группа).  Образовательная область " Социально-коммуникативное развитие. Формирование основ безопасности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_nod_chto_my_znaem_ob_elektrichestve.doc44.5 КБ

Предварительный просмотр:

КОНСПЕКТ НОД

«Что мы знаем об электричестве?»

старшая группа

Подготовил:

 Воспитатель  ГБОУ Школа № 2083

ДО «Росинка»                                                                                                                                                  Тещина О.В.                               

Программные задачи:  

-Познакомить детей с электричеством, историей его открытия, дать знания о том, что люди усовершенствуют объекты, явления для того, чтобы ими было удобно пользоваться.

-Пополнить знания детей о безопасности поведения с электрическими приборами.

-Формировать умение понимать связь между прошлым, настоящим и будущим.

-Закрепить у детей навыки работы со схемами. Развивать у детей изобретательность, интерес к экспериментированию, умение высказывать свои нестандартные мысли.

-Прививать потребность беречь электроэнергию, аккуратно ее расходовать.

Материал: лучина, свеча, керосиновая лампа, электрическая лампочка, спички, разные светильники (картинки) мультимедийная аппаратура(презентация «Да будет свет!»)  

Ход занятия:

-Дети, вы любите путешествовать? Хотите отправиться в интересное путешествие?

-Давайте прежде, чем определим маршрут, отгадаем загадки:

  • Дом – стеклянный пузырек, а живет в нем огонек.                                            
  • Днем он спит, а как  проснется, ярким пламенем зажжется.
  • Висит груша – нельзя скушать.
  • Чудеса на потолке – повисло солнце на шнурке.
  • Висит без дела днем, а ночью освещает дом.

-Молодцы! Правильно отгадали все загадки.

-А вы заметили, что ответ получился один и тот же.

-Ответ один и тот же – электрическая лампочка.

-Значит, мы с вами отправимся в прошлое электрической лампочки.

-Закройте глаза, а я произнесу волшебные слова  и с их помощью мы с вами окажемся рядом с предметами, которые расскажут о прошлом электрической лампочки.

-Раз, два, три – мы пришли!

-Смотрите, да тут что-то лежит!(дети рассматривают и перечисляют предметы, лежащие на столе – лампочка, керосиновая лампа свеча, спички фонарик).

 -Что общего у этих предметов? (они все зажигаются и дают свет).

-Для каких из этих светильников понадобятся спички или зажигалки?

-А для лампочки? Да, электрическая лампочка загорается от тока, бегущего к ней по проводам.  Электричество дает нам свет.

 -Сейчас мы с вами поговорим о том, как человек придумал электричество.

-Как удобно нам сейчас – щелкнул выключателем – и в комнате светло.  

-А всегда ли так было? Как вы думаете, всегда ли была электрическая лампочка?

-Конечно, нет.

-А как же люди в старину  без нее обходились?  Чем они освещали свои жилища? (принимаются и обобщаются все варианты ответов)

-Верно, они разжигали огонь, и от него становилось светлее. А как вы думаете, нашим далеким предкам не страшно было ходить ночью? Почему? (ответы детей).

-Что придумали люди, чтобы освещать себе путь в темноте?

-Фонарики, конечно, удобно использовать в темноте, но не было в то время и их  -Они появились гораздо позже. А  до этого люди использовали факелы. Факел – это короткая палка с намотанной на нее просмоленной паклей. Вот такими бывают факелы (слайды с  «анимашками».) 

-С факелами ходили по улицам и даже укрепляли их на стене, и тогда они освещали помещение. Их и сейчас используют. Может вы вспомните, где? (олимпиады)

-Затем люди стали использовать лучину. Что это такое? (предположения детей).                 Это самая обычная щепка, только, заостренная на конце.

(Показ слайда).

-Обычно лучину делали из березы: это дерево лучше других горит. Один конец лучины закрепляли, а другой зажигали. От лучины мало света, она быстро сгорает и сильно коптит.

-Как вы думаете, такое освещение удобно? (добиваться ответов с подробной аргументацией). 

-Прошли годы, и человек придумал более удобный предмет для освещения – свечу.

                             Слайд с «анимашками» - «СВЕЧА»

-Ее делали из пчелиного воска.(Показывает свечу, обращает внимание детей на то, что внутри нее есть фитиль, сделанный из ниток; он и зажигает свечу). 

-Как вы думаете, чем неудобна и даже опасна свеча, как и факел или лучина?

 (Ею можно обжечься, от нее может быть пожар, она коптит, дает мало света). 

-Вспомним, какие приспособления придумывал постепенно человек до свечи.

(дети перечисляют, проходят слайды,  обговаривают опасность пользования таким освещением)

    - Люди много работали, размышляли, чтобы изобрести  более удобное  и безопасное освещение своего жилья.

-Со временем они научились из нефти делать керосин и придумали керосиновую лампу.

                               Слайд с «анимашками» - «Керосиновая лампа»

(Показывает детям керосиновую лампу, объясняет принцип ее действия).

-Хорошим светильником она была?( аргументы и «за», и «против»»

(аргументированные ответы детей).

-Вот и выходит, что лампа  лучше и безопаснее предыдущих светильников: горит дольше, открытый огонь защищен стеклянным колпаком. Но она и неудобна одновременно.

-Подумайте, чем? (коптит, нужно доливать керосин, сгорает фитиль, нужны спички, опасна – от нее может произойти пожар, если ее нечаянно опрокинуть).

            Прошло много лет. Люди искали все новые способы удобного освещения своего жилища. Когда появилось электричество, русский изобретатель Александр Ладыгин придумал электрическую лампочку. Она и сейчас освещает наши квартиры и улицы. Теперь в наших домах много разных красивых светильников: люстры, бра, настольные лампы, торшеры. И мы гордимся тем, что это изобретение нашего русского ученого.  Ведь им пользуется до сих пор весь мир.

ДИНАМИЧЕСКАЯ ПАУЗА

-Нам пора отправиться в обратный путь. Скажем: «Прощай прошлое!»

             - Электричество есть сейчас в каждом доме. Это наш самый первый помощник. С помощью электричества работают все электрические приборы, заменившие своих предшественников..

               

                               Игра «Что есть, что было»

-Посмотрите на свои карточки. Что вы видите на них? (перечисляют электроприборы). Назовите их все одной фразой (ПРЕДМЕТЫ БЫТА).

-вы заметили, что некоторые из них использовали еще до появления электричества?

-Поднимите руки те дети, у кого именно такие карточки.

-А на других карточках современные электроприборы заменяющие старые. У кого такие карточки?

-Давайте поиграем в игру «Составь пару» 

(раскладывают карточки, составляющие пару: стиральная машинка – корыто; пылесос – веник; миксер – венчик; утюг – гладильная палка; швейная машинка – игла; электролампа – свеча и т.д.)

Надо вспомнить добрым слово людей, которые изобрели свечу, лучину, факел, керосиновую лампу, корыто и т.д. Без этих изобретейний не былобы и современных электроприборов.

           -Давайте помечтаем. Станем понарошку изобретателями  и придумаем. как при помощи электричества  усовершенствовать предмет, который вы увидите на экране (метла, варежки). Подумайте, как электричество будет работать в каждом случае (метла будет мести сама за счет электрического тока, варежки с подогревом)              

- Как много мы сегодня узнали об электричестве!

-Но надо помнить, что электричество, как и огонь, может быть и другом и врагом одновременно. Почему электричество друг, мы с вами поняли. А вот, чем электричество опасно? (при неосторожном обращении может ударить током, может при замыкании возникнуть пожар).

-Но с ним можно всегда дружить, если быть осторожным и соблюдать правила безопасности.

Давайте их вспомним (по карточкам-схемам).

             - Электроприборы могут ударить током или стать причиной пожара.

Поэтому, выходя из дома, необходимо выключить все электроприборы: телевизор, утюг и т.д.

-Электричество не любит соседства  с водой. Не трогай провода, приборы мокрыми руками.

             - Нельзя тянуть электрический провод.

             - Нельзя подходить к оголенным проводам, дотрагиваться до них. Это опасно для жизни.

             - Нельзя прикасаться мокрыми руками к электроприборам и проводам.

             - Нельзя вставлять никаких предметов в розетку.

-Надо помнить, что электроприборы должны быть все исправны. Если вы заметили неисправность сразу же сообщите взрослым.

Если вдруг «искрит» розетка,

Или слышен странный треск,

Ты скажи об этом взрослым –

Сам пожалуйста, не лезь!

Электричество опасно!

Неуместны игры  здесь.

Электричество можно использовать как хочешь, потому, что оно бесплатно, так считает друг Малыша – Карлсон. Вы с этим согласны?

Конечно электричество надо экономить. Как это делать? (выключать свет, электроприборы).

ПОМНИ, ЭЛЕКТРИЧЕСКИЙ ТОК НЕ ЛЮБИТ БЕСПЕЧНЫХ И НЕВНИМАТЕЛЬНЫХ ЛЮДЕЙ!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД "Будь осторожен с огнем" (старшая группа). Образовательная область " Социально-коммуникативное развитие. Формирование основ безопасности.

Конспект НОД "Будь осторожен с огнем" (старшая группа).  Образовательная область " Социально-коммуникативное развитие. Формирование основ безопасности....

Конспект НОД "Огонь - наш друг, огонь - наш враг" (подготовительная к школе группа). Образовательная область " Социально-коммуникативное развитие. Формирование основ безопасности.

Конспект НОД "Огонь - наш друг, огонь - наш враг" (подготовительная к школе группа).  Образовательная область " Социально-коммуникативное развитие. Формирование основ безопасности....

Конспект организованной образовательной деятельности «Транспорт. ПДД» (младшая группа). Образовательные области: "Познавательное развитие", "Социально-коммуникативное развитие" (Формирование основ безопасности).

Конспект организованной  образовательной деятельности  «Транспорт. ПДД» (младшая группа). Образовательные области: "Познавательное развитие", "Социально-коммуникативное развитие" (Формирован...

Конспект открытого интегрированного мероприятия НОД для детей подгот. группы (6 -7 лет) по областям «Социально–коммуникативное развитие» (формирование основ безопасного поведения на дороге) и "Художественно-эстетическое развитие" Тема:"Цветик –семицветик"

Цель: создать условие для формирования у дошкольников навыков осознанного безопасного поведения на дороге.Задачи:Ø  Создать условие для формирования знаний о правилах дорожного движения;Ø  Р...