Проект "Один дома"
проект по обж (старшая, подготовительная группа)

Масычева Мария Николаевна

Проектная работа "Один дома" посвящён безопасности детей. Проект является педагогическим, расчитан на работу с детьми старшего дошкольного возраста. В рамках работы над проектом дети научатся осознанно выполнять правила поведения, обеспечивающих сохранность их жизни и здоровья в условиях современного быта.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Один дома.                                              

Аннотация.

Цель проекта: формирование у детей осознанного выполнения правил поведения, обеспечивающих сохранность их жизни и здоровья в современных условиях быта. Углубить знания об опасностях в доме, формировать у детей умения предвидеть опасные для жизни ситуации, грозящие их здоровью и здоровью окружающих, умения предупреждать результаты возможного развития данных ситуаций.

Актуальность: актуальность работы заключается в том что, ребенок живет в огромном мире, где оказывается в различных жизненных ситуациях. И ему, чтобы не растеряться, необходимо получить осознанное представление о том, как выстроить свое поведение, чтобы обезопасить себя.

Практическая значимость: если у ребёнка будут сформированы представления о том, как нужно вести себя в экстремальных ситуациях, он сможет выбирать правильное решение, сможет предвидеть опасные события, сумеет по возможности избегать их, а при необходимости действовать.

Задачи: 

Задачи в работе с детьми:

  1. Познакомить детей с предметами опасными для жизни и здоровья. Дать знания о значении этих предметов для людей, о правилах пользования этими предметами.
  2. Формировать у детей сознательное и ответственное отношение к личной безопасности и безопасности окружающих, способствовать осознанию понятия «личная безопасность».
  3. Расширять и систематизировать знания детей о правильном поведении при контактах с незнакомыми людьми.
  4. Воспитывать чувство осторожности и самосохранения.        

Задачи в работе с родителями:

  1. Повышать уровень знаний родителей по формированию у детей старшего дошкольного возраста по основам безопасности жизнедеятельности.
  2. Воспитывать у родителей ответственность за сохранение здоровья, за безопасность детей, их эмоциональное благополучие.
  3. Создать особую форму общения между родителями и воспитателями.

Методы и приёмы: сбор информации, анкетирование, наблюдение, просмотр передач и мультфильмов, дидактические игры, моделирование ситуаций, беседы.

Проектный продукт: конечным результатом работы стала папка-передвижка «Моя безопасность» и постановка спектакля «Сказка про домовенка и технику безопасности» для ребят младших групп.

Выводы:

Выводы по работе с детьми:

  1. Дети получили базовые знания об опасных для жизни ситуациях.
  2. У детей в достаточной степени сформировано ответственное отношение к личной безопасности и безопасности окружающих.
  3. Дети получили представление о правильном поведении при контактах с незнакомыми людьми.
  4. У детей появилось чувство осторожности и самосохранения.

Выводы по работе с родителями:

  1. Родители получили  представление о формировании у детей основ безопасности жизнедеятельности в группе.
  2. Родители получили возможность задуматься, в достаточной ли мере они ответственно относятся к безопасности своего ребёнка.
  3. В процессе реализации проекта между родителями и воспитателями группы была достигнута атмосфера сотрудничества и взаимодействия.

                                              Оглавление.

Введение.

Стр.4

Основная часть.

Стр.6

Заключение.

Стр.9

Библиографический список.

Стр.10

Приложение.

                                                Введение. 

Проблема: ребенок живет в огромном мире, где оказывается в различных жизненных ситуациях, не всегда рядом бывает взрослый. И ему, чтобы не растеряться, необходимо получить осознанное представление о том, как выстроить свое поведение, чтобы обезопасить себя.

Актуальность: актуальность работы заключается в том что, ребенок живет в огромном мире, где оказывается в различных жизненных ситуациях. И ему, чтобы не растеряться, необходимо получить осознанное представление о том, как выстроить свое поведение, чтобы обезопасить себя.

Цель: формирование у детей осознанного выполнения правил поведения, обеспечивающих сохранность их жизни и здоровья в современных условиях быта. Углубить знания об опасностях в доме, формировать у детей умения предвидеть опасные для жизни ситуации, грозящие их здоровью и здоровью окружающих, умения предупреждать результаты возможного развития данных ситуаций.

Задачи:

 Задачи в работе с детьми:

  1. Познакомить детей с предметами опасными для жизни и здоровья. Дать знания о значении этих предметов для людей, о правилах пользования этими предметами.
  2. Формировать у детей сознательное и ответственное отношение к личной безопасности и безопасности окружающих, способствовать осознанию понятия «личная безопасность».
  3. Расширять и систематизировать знания детей о правильном поведении при контактах с незнакомыми людьми.
  4. Воспитывать чувство осторожности и самосохранения.        

Задачи в работе с родителями:

  1. Повышать уровень знаний родителей по формированию у детей старшего дошкольного возраста по основам безопасности жизнедеятельности.
  2. Воспитывать у родителей ответственность за сохранение здоровья, за безопасность детей, их эмоциональное благополучие.
  3. Создать особую форму общения между родителями и воспитателями.

План работы:

1. Определить основные направления работы. Разработать концептуальные подходы к вопросам, которые формируют навыки обеспечения жизнедеятельности ребенка в детском саду.

2. Составить программу проекта взаимодействия семьи и детского сада. Подготовить материально-техническую базу. Создать необходимые условия для профилактики основ безопасности жизнедеятельности детей. Провести анкетирование родителей на тему безопасности детей.

3. Провести мероприятия проекта по профилактике основ безопасности.

4. Систематизировать методический материал и сопоставить промежуточные результаты с задачами проекта. Количественная и качественная обработка промежуточных итогов работы.

5. Обобщение полученного опыта; осмысление его. Представление полученного опыта в виде инсценировки сказки И. Гуриной «Сказка про домовенка и технику безопасности».

Предполагаемый результат:

Дети:

•осознанное отношение к вопросам личной безопасности и безопасности окружающих;

•проявление дисциплинированности, выдержки, самостоятельности в соблюдении правил поведения;

•умение предвидеть возможную опасность, находить способы избегать ее;

•умение заботиться о своем физическом здоровье и соблюдать правила безопасности жизнедеятельности;

•умение выбрать адекватную модель поведения в различных жизненных ситуациях;

•умение организовать деятельность в соответствии с правилами безопасного для себя и окружающих поведения в «типичных» ситуациях;

Родители:

•осознанная причастность к воспитанию личности безопасного типа.

Методы и приёмы: сбор информации, анкетирование, наблюдение, просмотр передач и мультфильмов, дидактические игры, моделирование ситуаций, беседы.

Тип проекта: познавательно-исследовательский, групповой, долгосрочный.

                                           

Основная часть.

Теоритическое обоснование проблемы.

       Основы безопасности – один из наиболее актуальных вопросов для любого возраста. Детей этому следует учить, начиная с самого детства.

      Ребенок живет в огромном мире, где оказывается в различных жизненных ситуациях. И ему, чтобы не растеряться, необходимо получить осознанное представление о том, как выстроить свое поведение, чтобы обезопасить себя. Важно каждого ребенка подготовить к встрече с различными сложными, а иногда и опасными жизненными ситуациями. У дошкольников обязательно нужно развивать самостоятельность и ответственность, чтобы в опасные моменты своей жизни, они всегда могли адекватно действовать.

  Опыт работы показывает, что помочь себе в трудной ситуации может лишь тот, кто получит необходимые знания о существующих опасностях, научится их своевременно распознавать, обходить стороной, сдерживать и уменьшать. Правильно говорили в старину: берегись бед, пока их нет.

    Дошкольный возраст – важнейший период, когда формируется личность и закладываются прочные основы опыта жизнедеятельности, здорового образа жизни. Малыш по своим физиологическим особенностям не может самостоятельно определить всю меру опасности, поэтому на взрослого человека возложена миссия защиты своего ребенка.

     Различные исследователи (П. Лич, П. Статмэн) отмечают преимущество дошкольников в обучении персональной безопасности: они любят правила и целиком придерживаются их. Если же правила кем-то забываются, отклоняются, то малыш мгновенно реагирует на это. Стремление ребёнка данного возраста к логичности становится союзником взрослого в обучении его правилам безопасности [1]. 

     К.Д. Ушинский писал, что «образование уменьшает число опасностей, угрожающих нашей жизни, уменьшает число причин страха и, давая возможность измерить опасность и определить ее последствия, уменьшает напряженность страха ввиду этих опасностей». Работа эта  должна входить во все разделы и направления программы воспитания в детском саду:

  • организованные формы обучения на занятиях,
  • совместную деятельность взрослого и ребенка,
  • самостоятельную деятельность ребенка,
  • воспитание навыков поведения,
  • ознакомление с окружающим,
  • развитие речи,
  • художественную литературу,
  • конструирование,
  • изобразительное искусство,
  • игру.

      В деле формирования основ  безопасности у дошкольников большое значение имеет положительный пример поведения взрослых. Поэтому педагогам необходимо уделять значительное внимание работе с родителями, которые должны осознать  обязательность выполнения норм безопасной жизнедеятельности быть примером и предъявлять дома к ребенку те же требования, что и в дошкольном учреждении [2], [5]. .

Практическая часть. 

      Перед началом реализации проекта было проведено анкетирование родителей «Безопасность вашего ребёнка» (Приложение 1). Цель анкетирования -  оценить актуальность проблемы безопасности ребенка для родителей и целесообразность проведения специально организованных занятий по данной теме. Анализ анкет показал, что абсолютное большинство родителей считают актуальной работу по формированию основ личной безопасности с детьми дошкольного возраста. По мнению родителей, эта работа должна вестись как в семье, так и в дошкольном учреждении. Некоторые родители не уверены, что их ребёнок осведомлён в этой области в достаточной мере. Исходя из этого я сделала вывод, что тема проекта действительно востребована и необходима в этом возрасте, когда дети уже достаточно взрослые, для того, чтобы воспринять информацию и сделать для себя выводы и в достаточной степени самостоятельны.

    Работа по формированию основ личной безопасности в рамках проекта велась в следующих направлениях:

- «Осторожно – незнакомец!»;

- «Осторожно – электроприборы!»;

- «Запомните, детки, таблетки – не конфетки»;

- «Полезные – опасные вещи»;

- «Опасные ситуации».

 «Осторожно – незнакомец!»

Цель: объяснить, что именно может быть опасным в общении с другими людьми; что не всегда приятная внешность совпадает с добрыми намерениями и какое поведение следует выбрать в сложной ситуации. Учить распознавать опасность, исходящую от незнакомых людей, учить осторожности в общении с незнакомыми людьми, избегать опасных ситуаций.

Формы работы: Моделирование ситуации: «Если незнакомец предлагает тебе покататься на машине или угостить тебя сладостями» (проговорить возможные ситуации, чтобы выработать стереотип поведения у детей при опасных ситуациях), рассматривание иллюстраций, картинок на заданную тему, беседы: «Осторожно, незнакомец!», «Я знаю, как набрать номер маминого телефона», «Не открывай дверь чужим людям»; чтение художественной литературы: «Снежная королева» Г. Х. Андерсен, «О мёртвой царевне и семи богатырях» А. С. Пушкин, «Три поросёнка», «Волк и семеро козлят»,  беседа по содержанию; просмотр мультипликационных фильмов «Уроки безопасности тетушки Совы» [3], [4], [6]. (Приложение 2)

Результат: заучивание стихотворения «Не открывай чужим людям» Г. Шалаева, «Незнакомые люди» Э. Сагалакова.

«Осторожно – электроприборы!»

Цель: Знакомство с электроприборами, правилами безопасностями, при обращении с ними.

Формы работы: дидактические игры: «Что будет, если…», «Основы безопасности в доме», «Как избежать неприятностей», «Источники опасности», «Что мы знаем о вещах»; беседы: «Ток бежит по проводам», «Что работает от электричества?», ситуация «Что случится, если забудешь выключить дома утюг», загадки про электроприборы; чтение сказки «Проводок» Т. А. Шорыгина; ИКТ « Безопасность дома»; просмотр мультипликационных фильмов «Фиксики», «Смешарики» [7],  [9]. .

Результат: выход на индивидуальный проект «Его Величество Электричество».                        (Приложение 3)

«Запомните, детки, таблетки – не конфетки».

Цель: Учить соблюдать меры предосторожности, соблюдая которые ребёнок не причинит себе вреда.

Формы работы: Сюжетно-ролевая игра «Аптека», моделирование ситуации «На приёме у доктора»; рассматривание иллюстрации в журналах, книгах о работе врача; чтение художественной литературы: К. И. Чуковский «Доктор Айболит», Т. А. Шорыгина «Неосторожная Резвушка» [3], [4], [6]. 

Результат: атрибуты к сюжетно-ролевой игре «Аптека».

 «Полезные – опасные вещи».

Цель: формирование представлений о предметах домашнего быта, которые являются источниками потенциальной опасности для детей.

Формы работы: дидактические игры: «Так или не так», «Сто бед», «Убери на место», «Источники опасности», «Что мы знаем о вещах» Беседа «Какой вред могут причинить предметы для рукоделия, если неправильно их хранить», «Что такое бытовая химия»; чтение художественной литературы: Н. Носов «Заплатка», Т. А. Шорыгина «Данилка и пилка»; ИКТ «О безопасности детям»; просмотр мультипликационных фильмов «Уроки безопасности тетушки Совы» [3], [6]. 

Результат: альбом рисунков « Моя безопасность».

«Опасные ситуации».

Цель: формирование представлений об опасности, которые таят острые и тяжелые предметы, балкон, открытое окно и др. А также, умение пользоваться телефоном в экстремальных ситуациях.

Формы работы: беседа «Что такое экстренный случай», «Эти телефоны должен знать каждый», рассматривание картинок с опасными ситуациями, дидактические игры: «Основы безопасности в доме», «Как избежать неприятностей», ИКТ «Правила безопасности»; просмотр мультипликационных фильмов «Уроки безопасности тетушки Совы», чтение И. Гурина «Сказка про домовенка и технику безопасности» [4], [6]. .

Результат: плакат-памятка «Эти телефоны должен знать каждый»

Накопленные в ходе реализации проекта материалы позволили создать стенд «Школа Аркадия Паравозова».

После того, как мы с детьми прочитали сказку  в стихах И. Гуриной «Сказка про домовенка и технику безопасности», мы решили написать на её основе сценарий и поставить его своими силами (Приложение 4). Герой сказки, Домовёнок попадает в разные неприятные и опасные ситуации из-за своей беспечности и незнания правил безопасности. Сказку с удовольствием посмотрели дети младших групп. Мы надеемся, что они узнали много полезного для себя.

Заключение.

Дошкольный возраст — важнейший период, когда формируется человеческая личность, и закладываются прочные основы фундамента жизнедеятельности, здорового образа жизни. Малыш по своим физиологическим особенностям не может самостоятельно определить всю меру опасности. Поэтому на взрослого человека природой возложена миссия защиты своего ребенка. Детям нужно разумно помогать избегать повреждений, ведь невозможно все время водить их за руку, удерживать возле себя.

Плодотворная работа над проектом «Один дома» позволила мне прийти к следующим выводам:

Выводы по работе с детьми:

  1. Дети получили базовые знания об опасных для жизни ситуациях.
  2. У детей в достаточной степени сформировано ответственное отношение к личной безопасности и безопасности окружающих.
  3. Дети получили представление о правильном поведении при контактах с незнакомыми людьми.
  4. У детей появилось чувство осторожности и самосохранения.

Выводы по работе с родителями:

  1. Родители получили  представление о формировании у детей основ безопасности жизнедеятельности в группе.
  2. Родители получили возможность задуматься, в достаточной ли мере они ответственно относятся к безопасности своего ребёнка.
  3. В процессе реализации проекта между родителями и воспитателями группы была достигнута атмосфера сотрудничества и взаимодействия.

                                          Библиографический список.

  1. Н.Н. Авдеева, Н.Л. Князева, Р.Б. Стёркина «Безопасность: учебное пособие по основам безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста», СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2009г.
  2. О.В. Черемшенцева «Основы безопасного поведения дошкольников», Волгоград: Издательство «Учитель», 2012г.
  3. Максиняева М.Р., Занятия по ОБЖ с младшими школьниками, серия: Вместе с детьми Сфера, 2004 г.
  4. Шорыгина Т.А. Осторожные сказки. Безопасность для малышей. Издательство: Книголюб, 2003г.
  5. Основы безопасности детей дошкольного возраста. / Н.Н. Авдеева, О.Л. Князева, Р.Б. Стеркина. М.: Просвещение, 2007.
  6. В.К. Полынова, З.С. Дмитриенко и др. «Основы безопасности жизнедеятельности детей дошкольного возраста. Планирование работы. Беседы. Игры.» СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2012г.

Интернет-ресурсы:

7.http://detskiychas.ru/rasskazy/rasskaz_electrichestvo_detyam/

8.http://www.datacube.tv/2014/11/nauchnue-factu-ob-electrichestve.html

9.http://pochemu4ka.ru/load/detskie_issledovatelskie_proekty/estestvoznanie/nauchno_issledovatelskij_proekt_ehlektrichestvo_sostavnaja_chast_prirody/483-1-0-11740

10.http://sitefaktov.ru/index.php/home/3358-interesnye-f

11.http://doshvozrast.ru/konspekt/poznovrazv84.htm


Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Один дома» Автор: Масычева Мария Николаевна воспитатель дошкольных групп МБОУ « Лицей им. Г. Ф. Атякшева » Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение « Лицей имени Г.Ф. Атякшева » (дошкольные группы) Учебно-исследовательская работа г. Югорск 2017 г.

Слайд 2

Цель проекта: формирование у детей осознанного выполнения правил поведения, обеспечивающих сохранность их жизни и здоровья в современных условиях быта. Углубить знания об опасностях в доме, формировать у детей умения предвидеть опасные для жизни ситуации, грозящие их здоровью и здоровью окружающих, умения предупреждать результаты возможного развития данных ситуаций.

Слайд 3

Задачи: Задачи в работе с детьми: Познакомить детей с предметами опасными для жизни и здоровья. Дать знания о значении этих предметов для людей, о правилах пользования этими предметами. Формировать у детей сознательное и ответственное отношение к личной безопасности и безопасности окружающих, способствовать осознанию понятия «личная безопасность». Расширять и систематизировать знания детей о правильном поведении при контактах с незнакомыми людьми. Воспитывать чувство осторожности и самосохранения.

Слайд 4

Задачи: Задачи в работе с родителями: Повышать уровень знаний родителей по формированию у детей старшего дошкольного возраста по основам безопасности жизнедеятельности. Воспитывать у родителей ответственность за сохранение здоровья, за безопасность детей, их эмоциональное благополучие. Создать особую форму общения между родителями и воспитателями.

Слайд 5

Актуальность: Актуальность работы заключается в том что, ребенок живет в огромном мире, где оказывается в различных жизненных ситуациях. И ему, чтобы не растеряться, необходимо получить осознанное представление о том, как выстроить свое поведение, чтобы обезопасить себя. Тип проекта: познавательно-исследовательский, групповой, долгосрочный.

Слайд 6

Направления работы : - «Осторожно – незнакомец!»; - «Осторожно – электроприборы!»; - «Запомните, детки, таблетки – не конфетки»; - «Полезные – опасные вещи»; - «Опасные ситуации».

Слайд 7

И. Гурина «Сказка про Домовенка и технику безопасности»

Слайд 8

Спасибо за внимание.


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад для воспитателей Дома ребёнка «Куклотерапия как эффективный метод развития речи детей младшего дошкольного возраста в условиях Дома ребёнка»

Куклотерапия позволяет ребёнку с проблемами в развитии из пассивного слушателя постепенно превращаться в активного соучастника игры. Кукла учит, воспитывает, развивает, дарит положительные эмоции ребё...

Выпускники детского дома: проблемы, поиски решений, результат. (из опыта работы) Калинина Наталья Ильинична – воспитатель высшей квалификационной категории КГБОУ для детей-сирот и детей оставшихся без попечения родителей Алтайского детского дома им. В.

работа направлена на развитие взаимосвязи личности ребенка с социальной средой, развитию способности воспитанников к мобилизации жизненного опыта в нужный момент, формированию познавательной и социаль...

Игры по дороге домой и дома

Образование ребенка (воспитание, обучение и, как следствие, развитие) не ограничивается и не исчерпывается детским садом....

Консультация для родителей, воспитывающих детей дома "Организация двигательной активности детей дома"

Консультация для родителей, воспитывающих детей дома "Организация двигательной активности детей дома" посвящена вопросам физического воспитания детей не посещающих детские образовательные учреждения....