«Правила дорожные, знать нам всем положено».
методическая разработка по обж (старшая группа)

Платонова Марина Леонидовна

Методическая разработка

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pravila_dorozhnye_znat_nam_vsem_polozheno.docx369.7 КБ

Предварительный просмотр:

муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №29 присмотра и оздоровления»

 

 «Правила дорожные, знать нам всем положено».

Воспитатель: Платонова Марина Леонидовна

                          I квалификационная категория

Мончегорск 2017 г.

Содержание

  1. Пояснительная записка.
  2. Актуальность разработки.
  3. Цели и задачи.
  4. Консультация для родителей.
  5. Беседа с родителями: «Бег через дорогу – враг».
  6. Круглый стол для родителей на тему: «Безопасность детей в наших руках».
  7. Родительское собрание «Дорога. Ребенок. Безопасность».

Пояснительная записка

Уровень детского дорожно-транспортного травматизма на протяжении многих десятилетий остается высоким. Примерно три четверти всех дорожно-транспортных происшествий   с участием несовершеннолетних происходит в результате их непродуманных действий.  Среди них наиболее частыми являются:

Переход через проезжую часть вне установленных для перехода мест.

Неожиданный выход на проезжую часть из-за стоящих или движущихся транспортных средств или других препятствий, мешающих обзору.

Игры на проезжей части или ходьба по ней при наличии тротуара.

Нарушение требований Правил дорожного движения при движении на велосипедах и роликах.

Происходящие с детьми ДТП очень часто воспринимаются и оцениваются родителями, сверстниками, как случайные несчастные случаи.

Но, если знания и навыки детей действительно во многом зависят от случайных факторов, то попадание в ДТП по этой причине уже следует рассматривать как явление закономерное, как следствие совершения конкретных ошибок, отсутствия предвидения и опыта, неумения принимать правильные решения, опасной самонадеянности и в конечном счете – от незнания ПДД и отсутствия необходимых навыков поведения на дорогах.

Как уберечь детей от непродуманных действий на дороге? Из всего возможного комплекса профилактических мер главной является – обучение дошкольников Правилам дорожного движения и навыкам безопасного поведения на дорогах. Совершенно очевидно, что без изучения правил и практического обучения навыкам поведения невозможно добиться основных целей в обучении и воспитании детей: снижение детского дорожно-транспортного травматизма и формирование культуры общественного поведения в процессе общения с дорогой.

Мы, воспитатели ставим перед собой задачи - обучение дошкольников Правилам дорожного движения и навыкам безопасного поведения на дорогах. В связи с этим в дошкольном учреждении проводятся беседы, развлечения, родительские собрания, способствующие обучению ребят ПДД.  

Актуальность разработки

Именно поэтому одной из приоритетных задач работы нашего педагогического коллектива является предупреждение детского дорожно-транспортного травматизма

Начинать изучать ПДД и основы безопасности дорожного движения надо как можно раньше, то есть в детских дошкольных учреждениях. В возрасте 4-5 лет ребенок начинает проявлять адекватную реакцию и соотносить свои поступки с общепринятыми в обществе. В это время закладываются основы социальной адаптации, определяющие его жизненную позицию, интересы, привычки. Поэтому проводить работу по профилактике дорожно-транспортного травматизма в дошкольном учреждении необходимо с младшего возраста.                                                                                 Но формирование у детей навыков безопасного поведения на дорогах должно происходить во взаимодействии с семьей. Как показала практика, успех обучения детей правилам безопасного поведения на дорогах, улицах невозможно решить в рамках одного детского сада, поэтому важно обеспечить преемственность между ДОУ и семьей. Понаблюдайте, как дети переходят дорогу с родителями. Ребенок стоит пока стоят взрослые, идет, если взрослые начинают движение (даже, если родители нарушают правила перехода через дорогу). Ребенок не сопротивляется, не высказывает замечаний. Он полностью доверяет близким. Педагогам необходимо доказать родителям, что безопасность ребенка начинается с нас, взрослых, особенно с родителей, так как в дошкольном возрасте ребенок редко оказывается один.                 Значение родителей в вопросе уважительного отношения к правилам ПДД невозможно переоценить. Зачастую сами родители виноваты в том, что их дети попадают под машины: оставленные без присмотра, необученные элементарным Правилам дорожного движения они становятся потенциальными жертвами ДТП.                                                                         Но самое страшное – пренебрежительное отношение к собственной безопасности прививают сами родители, в присутствии ребёнка нарушая ПДД. Ребенок учится законам дороги, прежде всего, на примере взрослых. Пример старших должен способствовать выработке у ребенка привычки вести себя в соответствии с правилами безопасного поведения на дороге.  Задача педагогов помочь родителям в этом.

Дошкольное образовательное учреждение может осуществить функцию по целенаправленному комплексному обучению и дошкольников, и их родителей основам безопасного поведения на улице и дороге.

Цели:

- сохранить жизнь и здоровье детей, способствовать формированию осознанного поведения в дорожно-транспортных ситуациях.

- организовать эффективное взаимодействие по обеспечению безопасности дорожного движения среди детей, родителей и педагогов.

Задачи для воспитателей:

  1. С помощью разнообразных приемов и методов оптимизировать работу с родителями детей старшего дошкольного возраста по изучению и закреплению знаний о правилах дорожного движения.
  2. Обобщить и расширить знания детей о правилах дорожного движения.
  3. Укрепить материально-техническую базу для работы по данному направлению.
  4. Выработать систему воспитательно - образовательной работы.

Задачи для детей старшего дошкольного возраста:

  1. Уточнять и расширять представления о транспортных средствах, об улице (виды перекрестков), о правилах перехода проезжей части.
  2. Познакомить с правилами езды на велосипеде, с предупреждающими, запрещающими, информационно-указательными знаками и знаками сервиса.
  3. Закреплять навыки поведения в общественном транспорте.
  4. Расширять знания о городском транспорте.
  5. Продолжать знакомить с дорожными знаками.
  6. Познакомить с правилами поведения на железной дороге.
  7. Совершенствовать культуру поведения детей на улице и в транспорте.

Консультация для родителей

Легко ли научить ребёнка правильно вести себя на дороге?

На первый взгляд легко. Надо только познакомить его с основными требованиями Правил дорожного движения и никаких проблем.

На самом деле очень трудно. Ведь мы, родители, каждый день на глазах родного чада нарушаем эти самые пресловутые Правила, и не задумываемся, что ставим перед ребёнком неразрешимую задачу: как правильно? Как говорят или как делают?

Когда же ребёнок попадает в дорожное происшествие, то виноваты все: водитель, детский сад, школа, Госавтоинспекция. Почему не научили, не показали, не уберегли? Забывая при этом, что в первую очередь родители своим примером должны научить и уберечь.

Если вы действительно заинтересованы в том, чтобы ваш ребёнок владел навыками безопасного поведения на дороге, то не сводите процесс обучения к пустой и бесполезной фразе: "Будь осторожен на дороге". она не объясняет ребёнку, чего собственно на дороге надо бояться. Где его может подстерегать опасность? Лучше используйте движение в детский сад и обратно для отработки навыков поведения на дороге.

Ребёнок твёрдо должен знать, что дорогу можно переходить только в установленных местах: на пешеходном переходе и на перекрёстке. Но и в данном случае никто не может гарантировать его безопасность. Поэтому, прежде чем выйти на дорогу, остановитесь с ребёнком на расстоянии 50см - 1метра от края проезжей части, обратите его внимание. что посмотреть налево и направо надо обязательно с поворотом головы, и если с обеих сторон нет транспорта представляющего опасность, можно выйти на проезжую часть. переходить дорогу надо спокойным размеренным шагом и не в коем случае не бегом.

Большую опасность для детей представляют не регулируемые пешеходные переходы. здесь ребёнку важно убедиться, что расстояние до автомашин с обеих сторон позволит ему перейти дорогу без остановки на середине проезжей части.

На регулируемом пешеходном переходе объясните ребёнку, что красный и жёлтый сигнал светофора - запрещающие. Особенно опасно выходить на дорогу при жёлтом сигнале, потому что некоторые машины завершают проезд перекрёстка и при этом увеличивают скорость. Зелёный сигнал - разрешающий, но он не гарантирует пешеходу безопасный переход, поэтому прежде чем выйти на дорогу надо посмотреть налево и направо и убедиться, что все машины остановились, опасности нет.

Часто ребята оказываются под колёсами транспорта, когда, выйдя из автобуса или троллейбуса, пытаются перейти на другую сторону дороги. Объясните ребёнку, что в данном случае опасно обходить транспортное средство как впереди, так и сзади, потому что оно большое и из-за него ничего не видно. Надо подождать пока автобус или троллейбус уедет.

Большую опасность для детей представляют предметы, загораживающие обзор (заборы, стоящие автомашины, зимой - сугробы, летом - кустарники, деревья). Лучше отойти от них подальше, и перейти дорогу, где безопасно.

Если ваш ребёнок скоро идёт в первый класс, то уже сейчас неоднократно пройдите с ним маршрут от дома до школы и обратно, обращая внимание малыша не все опасности, которые могут встретиться ему в пути. Заранее оговорите, что в сложной ситуации надо обратиться к помощи взрослых. Дайте возможность ребёнку пройти этот маршрут самостоятельно, наблюдая за ним со стороны. Затем детально проанализируйте вместе с ним все его действия.

Беседа с родителями: «Бег через дорогу – враг».

Дети упорно бегают через проезжую часть. Почему? Самый распространенный ответ: «Так быстрее!». Вдумаемся. Все же малыш опасается дороги, места, где проезжают автомобили, и хочет его быстрее преодолеть. Так сказать, «ошибка с благими намерениями». Причем зачастую виноваты в появлении этой ошибки мы, взрослые, поторапливая ребенка: «Чего ты копаешься? Быстрее!».

Привычное состояние детей — двигаться, бегать. Тем более, рядом со взрослыми. У ребенка шаг короче — он едва поспевает за мамой или папой. Так вырабатывается прочнейшая привычка! Сколько сотен километров пробежал уже ваш ребенок в доме? Возле дома? На прогулках? В принципе, полезная для развития ребенка, на дороге эта привычка — вредна!

Уважаемые родители! Вернувшись домой, задайте вашему ребенку вопрос: «Чем опасен бег через проезжую часть?» Что они вам скажут? Часто дети дают самые странные и неожиданные, нелогичные ответы типа «Водитель может наехать». Это не совсем верно. Ближе к истине «Можно споткнуться (летом), поскользнуться (осенью и зимой) и упасть». Но и это еще не главный ответ. «Можно не заметить машину». Вот это уже — самое главное.

Задайте вашему сыну или дочери следующий вопрос: «Как наблюдает тот, кто бежит через дорогу? Может ли он смотреть по сторонам?» Не может. В этом все дело!

Поэтому-то так важно выработать у детей устойчивый навык при переходе продолжать наблюдать за дорогой в обе стороны, вначале больше налево, потом больше направо.

Не «Вначале посмотри налево. Дойдя до середины — посмотри направо», а именно «Наблюдать в обе стороны»! Ведь улица непрерывно меняется! Стоявшая машина могла поехать, медленно ехавшая — ускорить движение. Следовавшая прямо — неожиданно повернуть. Скрытая за другой стоявшей машиной или за углом — вынырнуть. Наблюдение надо дублировать! Как это делать при беге? Никак!

Вот вам и главный ответ: тот, кто бежит, взглядом устремлен вперед и практически не может смотреть по сторонам. Он почти как слепой...

Но этого мало, давайте добираться до донышка.

Что такое, собственно, бег? Чем он отличается от ходьбы?

Когда человек идет, то при каждом шаге есть момент, когда обе ноги находятся на земле одновременно. Польза от перехода шагом — устойчивость при движении можно спокойно поворачивать голову и влево, и вправо столько раз, сколько нужно по обстановке и по ширине улицы. На улице самое главное и самое сложное — наблюдать и замечать.

Знания есть. Понимание — предельное. Но привычка-то «сидит», и прочно. А человек на улице не думает, а привычно действует. И чтобы возвести правильные действия вашего ребенка при переходе улицы в ранг привычки, отработайте с ним — во дворе, в парке, дома — несложное упражнение: переход дороги, наблюдая.

Тренируйте движения поэтапно. Вначале вы показываете ребенку, как нужно действовать: остановиться у края тротуара, посмотреть налево, затем направо и снова налево. Только после этого можно начинать движение, не прекращая наблюдать (с поворотом головы!). До середины проезжей части больше внимания уделяем наблюдению влево, после середины — наблюдению вправо. Следующий шаг — отработка этих действий вдвоем с ребенком: доведение этих действий до автоматизма. Заключительный шаг — ребенок переходит «дорогу» самостоятельно, закрепляя полученные навыки.

Зимой бег через дорогу опасен вдвойне! Снежный накат, гололед, даже просто мокрый асфальт, политый или посыпанный против гололёдных реагентов, многократно увеличивают тормозной путь. Остановить движущуюся машину становится в десятки раз сложнее! От резкого торможения автомобиль может занести или он пойдет юзом (когда колеса блокируются, и он становится неуправляемым). И тогда траектория его движения становится и вовсе непредсказуемой.

Значит, только спокойный переход, только шагом, только предельное внимание дороге и движению на ней! Натренированная до автоматизма привычка поможет вашему ребенку безопасно перейти дорогу одному, с приятелем, с коньками или лыжами в руках. Она просто станет его охранной грамотой на дороге.

Круглый стол для родителей на тему:

«Безопасность детей в наших руках».

       Цель: Воспитание      детей законопослушными участниками дорожного движения на примере родителей.

      Задачи: 

  • Побудить родителей задуматься о том, что соблюдение ППД- самое главное для сохранения жизни и здоровья их детей.
  • Достичь максимального взаимодействия и взаимопонимания в вопросах профилактики ДТП ДОУ с родителями.
  • Повысить педагогической культуры родителей.

        Материалы и оборудования: презентации, магнитофон, знаки дорожного движения, жезл, памятки на каждого родителя, шарфы.

       Воспитатель: Добрый вечер, уважаемые родители! Мы рады встрече с Вами за нашим круглым столом. Предлагаем Вашему вниманию следующую тему для обсуждения: «Безопасность детей в наших руках».

      Уважаемые родители! Все что касается сохранения здоровья детей, и обеспечение безопасности их жизни является важным и своевременным. Сегодня мы научились защищать детей от многих страшных болезней. Теперь необходимо научить их избегать опасностей, связанных с одним из величайших достижений цивилизации – с автомобилем!

      Статистика ДТП с участием детей очень печальна. Она показывает, что 80% детей-пешеходов, погибших или пострадавших в ДТП, попадают под колёса автомобилей, находясь в радиусе не более километра от своего дома.  

       Спорить и упрямиться здесь сложно. Но продолжать нарушать правила дорожного движения – почему-то по-прежнему легко. Пока это не коснулось лично вас. Внезапная роковая случайность. За каждой цифрой стоит чья-то жизнь. Или, вернее, чья-то смерть. Инвалидность, увечья, травмы, боль. Увидеть несчастья за сухими цифрами статистики сложно. Родители по-прежнему пренебрегают элементарными требованиями безопасности – маленькие пассажиры зачастую путешествуют не пристёгнутыми, а детские кресла в автомобилях отсутствуют.

        Инспекторы ГИБДД призывают родителей не просто любить своих детей слепой любовью, но во имя их жизни быть педагогами.

         Ситуация: Предлагаем вашему вниманию прослушать ситуацию, произошедшую на дороге в реальное время и подумать, как поступить.

        Ребенок вроде бы осознал всю серьезность обстановки на дорогах и готов самостоятельно разобраться с любой ситуацией. Но вот однажды мама с папой, опаздывая на отходящий автобус, вместе с ребенком спешно перебегают дорогу на красный свет. Под машину они не попали.

-Как вы думаете, правильно ли поступили родители? (Ответы родителей).

      Воспитатель: Уважаемые родители! Прослушайте ситуацию, произошедшую на дороге.

      Ситуация. Семья Петровских: мать, отец и двое детей – шестилетний Сережа и полугодовалый Дениска, отправились на выходные навестить бабушку. Суббота пролетела незаметно, в воскресенье семья стала собираться домой. Бабушка так соскучилась по внукам, что никак не хотела их отпускать. Выехали Петровские, когда уже стемнело. Отец семейства, Григорий, вел машину, а мать с двумя детьми расположилась на заднем сиденье автомобиля. Понадобилось перепеленать маленького Дениску, и Сережа подвинулся, предоставив, матери больше места развернуть пеленки. Но отец скомандовал: «Пересядь на переднее сиденье». Так и поехали – мать с Дениской на заднем, а Сережа рядом с отцом. До города уже оставались считанные километры, когда фары высветили препятствие — огромную фуру. Григорий вдавил педаль тормоза, но было поздно. На полном ходу произошло столкновение, и «Тойота» буквально влетела под фуру. Мама и Дениска не пострадали, отец отделался ушибом грудной клетки и порезами лица. Шестилетний Сережа погиб мгновенно.

       Судебно-медицинская экспертиза установила, что, если бы ребенок находился бы не на переднем, а как предписывают правила, на заднем сиденье и был пристегнут ремнем безопасности, он бы не погиб. Скорее всего, даже не пострадал бы.

      Родитель. К сожалению, все чаще мы узнаем печальную статистику о ДТП с участием детей. За увеличивающимися цифрами жизни детей, искалеченные судьбы. А чаще всего виноваты в трагедиях мы – взрослые.

      Воспитатель: Вот сегодня хотелось бы обсудить, насколько эта проблема актуальна сегодня, выявить и проанализировать причины такой плачевной статистики ДТП именно с участием детей, и как можно этого избежать при помощи каких средств, поделиться опытом друг с другом, вспомнить ситуации, встречающиеся в повседневной жизни. Родители для детей всегда являются авторитетом и примером для подражания. Поэтому, находясь с ребенком на улице, они должны сами соблюдать правила дорожного движения.

       Будьте уверенны: если ребенок один раз увидит, как его взрослые родители перебегают через проезжую часть, то обязательно без вас будет делать то же самое.
     
 Поскольку детям дошкольного возраста для лучшего запоминания необходимо использовать игровую форму, то в процессе мероприятия я предлагаю вам, вжиться в роль детей и самим поиграть, выполняя предложенные задания.

 И так! Все готовы?!

        Игра. Чтобы вы непосредственно и более ярко смогли почувствовать необходимость правил дорожного движения, предлагаю вам пройти испытание: (нескольким родителям, предлагается с завязанными глазами передвигаться по залу).

Что вы испытали, когда двигались? (ответы участников)

Как вы думаете, если у пешеходов и водителей транспортных средств будет беспорядочное движение, что произойдёт? (авария)

А что помогает участникам дорожного движения не попасть в аварию? (знание правил дорожного движения)

Правильно!

После этого эксперимента вы, непосредственно, на себе оценили необходимость правил дорожного движения.

        Игра «Назови дорожный знак» (показ родителям слайды дорожных знаков, где родители должны дать правильный ответ)

        Воспитатель. Уважение к Правилам дорожного движения, привычку неукоснительно их соблюдать должны прививать своим детям родители. Иные мамы и папы надеются, что такое поведение детям привьют в детском саду. Бывает зачастую и так, что именно родители подают плохой, пример своим детям: переходят проезжую часть дороги в местах, где это запрещено, сажают детей на переднее сиденье своих автомобилей. Всё это ведёт к росту детского дорожно-транспортного травматизма.     

    Во-первых, любое перемещение по улице сопряжено с опасностью. Это сказано вовсе не с тем, чтобы испугать вас, а как раз наоборот, привлечь ваше внимание к тому, чтобы заботиться о детской безопасности (да и своей собственной) нужно всегда.

  Во-вторых, задача обезопасить ребёнка раз и навсегда не решается, потому что ребёнок растёт, и растут возможные опасности, подстерегающие его на дороге.

      Расскажите, как выучите их соблюдать правила дорожного движения.  (Ответы родителей)

        Достаточно хотя бы раз в неделю в течение 10 минут провести со своим ребёнком беседу-игру по Правилам дорожного движения, чтобы он другими глазами посмотрел на ситуацию. Такой ребёнок в дальнейшем самостоятельно сумеет ориентироваться в сложной обстановке на дороге.
Частой ошибкой является неправильный подход к началу беседы. Говорить с ребёнком об опасностях дороги излишне строгим тоном неэффективно. В таком случае ребёнок не будет заинтересован в беседе и в результате усвоит лишь малую часть информации. Гораздо эффективнее поговорить с ребёнком спокойно, выбрав момент, когда он ничем не занят и его внимание в вашем распоряжении.
       Необходимо научить детей умению ориентироваться в дорожной ситуации, воспитывать потребность быть дисциплинированными на улице, осторожными и осмотрительными. А родителям - не совершать самую распространенную ошибку– действуя по принципу «со мной можно». Если вы показываете ребенку на собственном примере как перебежать на красный, будьте уверены, оставшись один, он попытается повторить этот трюк. Уважаемые родители! Помните, если Вы нарушаете правила, ваш ребенок будет поступать так же! В наших силах сформировать навыки безопасного поведения на дорогах, воспитать сознательного и грамотного пешехода, ответственного за жизнь и здоровье участников дорожного движения.  А для того, чтобы их сформировать, надо их знать.

       Предлагаю участникам «Сказочные ситуации»:

 1.    Сегодня у Вини-Пуха день рождения. Ему исполнилось 6 лет. В этот день ему купили большой велосипед. И он, чтобы весь город видел его подарок, сел на него и выехал на улицу.

Какие ошибки допустил Вини-Пух?

 (детям до 14 лет выезжать на дорогу запрещено, детворе ездить можно во дворе).

 2.    Из автобуса вышли 6 зайцев. Трое из них перешли дорогу по пешеходному переходу, двое пошли обходить автобус спереди, один остался на остановке. Сколько зайцев поступили согласно Правилам дорожного движения? (один, надо подождать пока автобус отъедет от остановки, и только тогда переходить дорогу).

3.    Ехал волк к лисе по левой стороне. Его остановил дорожный инспектор и велел заплатить штраф. Какое правило нарушил волк? (транспортным средствам разрешается ехать, придерживаясь правой стороны.)

         Подвижная игра «Передай жезл». Жезл регулировщика передаётся игроку слева. Обязательное условие принимать жезл правой рукой, переложить в левую и передать другому участнику. Передача идёт под музыку. Как только музыка прерывается, тот, у кого оказывается жезл, поднимает его вверх и называет любое правило дорожного движения.

         Воспитатель. Уважаемые родители! Помните, если Вы нарушаете правила, ваш ребенок будет поступать так же! В наших силах сформировать навыки безопасного поведения на дорогах, воспитать сознательного и грамотного пешехода, ответственного за жизнь и здоровье участников дорожного движения.  А для того, чтобы их сформировать, надо их знать.

       В заключении стоит отметить, что изучение ПДД так же необходимо. Ведь безопасность жизни наших детей важна не менее показателя их интеллектуального развития, и даже намного значительнее.

       Обучая ребенка Правилам дорожного движения, взрослый должен сам четко представлять, чему нужно учить, и как это сделать более эффективно. Он сам должен хорошо разбираться в дорожных ситуациях. Поэтому следует не только заранее проанализировать свой жизненный опыт, но и изучить необходимую литературу по теме «Правила дорожного движения».

       То, чему и, главное, как хорошо мы научим ребенка, какие навыки безопасного поведения на улице привьем ему, и будет оберегать его всю жизнь.

Родительское собрание

Тема: «Дорога. Ребенок. Безопасность.»

Цель: организация совместной деятельности родителей и учителей по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма, повышения культуры участников дорожного движения.

Задачи: Побудить родителей задуматься о том, что соблюдение ПДД - самое главное для сохранения жизни и здоровья их детей.

Ознакомить родителей с некоторыми правилами и памятками, способствующими наиболее эффективному усвоению ПДД.

Заинтересовать родителей данной проблемой, учить анализировать свою воспитательную деятельность.

Добиться синхронности воспитателя и родителя в профилактике детского дорожно-транспортного травматизма.

Предварительная подготовка к собранию:

  • Заполнение родителями анкеты «Безопасность вашего ребенка на дороге».
  • Изготовление памяток для родителей «Как обучить ребенка правилам дорожного движения».
  • Подготовка мультимедийной презентации, подготовка реквизитов к деловым играм
  • Выполнение с детьми приглашений для родителей.
  • Оформление помещения, где будет проводиться родительское собрание.
  • Оформление выставки для родителей, на которую помещаются:
  • Детская художественная литература по ПДД;
  • Методические рекомендации для родителей по воспитанию навыков безопасного поведения на дороге;
  • Консультации;
  • Описание дидактических и подвижных игр, в которые родители могут поиграть с детьми.
  • Выставка детских рисунков “Мой друг - светофор”.

План проведения собрания:

  1. Актуальность выбранной темы.
  2. Результаты анкетирования.
  3. Беседа воспитателя на тему «Особенности воспитания у детей дошкольного возраста навыков безопасного поведения на дороге».
  4. Кроссворд.
  5. Деловая игра для родителей «Ловушки на дорогах».
  6. Викторина для родителей «Дорожная математика».
  7. Памятки для родителей.
  8. Рефлексия.
  9. Задание для родителей.
  10.  Итог.

Ход собрания:

  1. Актуальность выбранной темы.

«Дети наши на свет родились,

Чтобы радостно жить,

Чтобы вместе играть,

 Чтобы крепко дружить,

Чтоб улыбки друг другу дарить и цветы,

Чтоб всегда исполнялись в их жизни мечты»

 Да, наши дети рождены именно для этого, а всегда ли так бывает, не омрачится ли жизнь трагедией – это во многом зависит от нас, взрослых.

Тема сегодняшней встречи «Дорога. Ребенок. Безопасность».

Не случайно поднимается эта тема. Среди всех участников дорожного движения самым подвижным и непредсказуемым участником дорожного движения является ребенок. Из общего количества погибших детей подавляющее большинство - дети дошкольного и младшего школьного возраста.

Сегодня мы постараемся ответить на вопросы: Что мы понимаем под словом ПДД? Как научить ребенка правилам безопасного поведения на дороге? Какие факторы провоцируют участию детей ДТП? Вспомнить элементарные правила дорожной азбуки.

  1. Лекция воспитателя.

Почему же дошкольники часто подвергаются несчастным случаям на дороге?

В силу своего психофизиологического развития. Это связано с особенностями их высшей нервной деятельности: незрелостью и непостоянством, быстрым истощением нервной системы, преобладанием процессов возбуждения над процессами торможения.

Дети не обладают теми же предпосылками для обучения безопасному поведению при движении на транспорте и дороге, как взрослые. Дети дошкольного возраста не разбираются в дорожных знаках, правилах дорожного движения, в разметке дорог, в возможностях транспортных средств. Они не обладают способностью взрослых и детей старшего возраста оценивать скорость и расстояния. Слух и зрение детей развиты в недостаточной степени. Они, в частности, не могут переместить свой взгляд с близких объектов на дальние и наоборот с такой же скоростью, как взрослые. Им трудно определить, с какой стороны поступают звуковые сигналы. Небольшой рост ребенка не позволяет ему получить полный обзор дорожного движения, что естественно для взрослого человека. Способность осуществлять одновременно несколько действий развита в недостаточной степени у ребенка младшего возраста. Дети не обладают способностью делать выводы общего характера из своего обучения, т.е. они не могут перенести, например, правила правильного перехода дороги с того места, где они этому научились, на все другие места, где они должны переходить дорогу.

Рост ребенка - серьезное препятствие и для своевременного обнаружения его водителем на дороге. Из-за стоящего транспортного средства, стоящей группы пешеходов, сугробов снега он не виден водителю, который находится на дороге.

Дети иначе, чем взрослые, переходят проезжую часть дороги. Так, взрослые, подходя к проезжей части, уже издалека наблюдают и оценивают создавшуюся ситуацию, а дети же начинают наблюдение, только подходя к краю проезжей части.

Стремление играть в любых ситуациях объясняет непредсказуемость или импульсивность поведения детей. На них большое влияние оказывают эмоции. Радость, удивление, интерес к чему-либо заставляют их забыть об опасности, которой они могут быть подвергнуты при переходе проезжей части.

Потребность детей в движении, которая преобладает над осторожностью, недооценка обстановки, недостаточные знания об источниках повышенной опасности на дороге, а иногда и просто интерес к окружающей его обстановке могут привести к печальным последствиям.

Дети по-разному реагируют на различные виды транспортных средств. При приближении большого грузовика, автобуса, трамвая, даже если они движутся с небольшой скоростью, ребенок не рискует пересекать проезжую часть дороги, но недооценивает опасность небольших размеров - легковых автомобилей и особенно мотоциклов, которые приближаются с высокой скоростью. Порой они считают, что автомобиль можно остановить мгновенно.

Все перечисленные психофизиологические особенности ребенка говорят о том, что невозможно приспособить поведение детей к условиям дорожного движения только путем обучения, к ним нужен особый подход при сообщении знаний о правилах безопасного поведения на дороге.

Дети дошкольного возраста никогда не бывают нарушителями правил дорожного движения сознательно. Их неожиданное появление на дороге, столкновение с другими пешеходами, шумное поведение в транспорте - это наглядное проявление возрастных особенностей детей дошкольного возраста. Следовательно, по своим психофизиологическим особенностям ребенок дошкольного возраста сам, сознательно выполняя все правила и требования правил для пешеходов, перейти правильно безопасно проезжую часть не может.        

Можно выделить ряд факторов, способствующих участию детей в ДТП:    

  • рассеянное внимание;
  • забывание правил поведения на улице;
  • снижение обзора во время непогоды из-за зонта, поднятого воротника капюшона;
  • плохое состояние дорожного покрытия;
  • эмоциональное состояние;
  • отвлечение внимания от транспортных средств, представляющих опасность;
  • чем опаснее ситуация, тем медленнее и не правильнее принимает ребенок решение, он теряется;
  • отсутствие контроля взрослых (появление одного ребенка на дороге должно привлечь внимание всех участников дорожного движения и восприниматься ими как чрезвычайное происшествие).

Проанализировав достаточно много дорожно-транспортных происшествий, в которых пострадали дети, сотрудниками ГИБДД установлено, что 80% происшествий произошли в радиусе одного километра от места проживания ребенка. То есть в тех местах, где ребята должны были бы хорошо знать условия движения транспорта, места пешеходных переходов.

Ситуации, в которых дети наиболее уязвимы:

  • переход проезжей части дороги;
  • посещение магазинов и образовательных учреждений;
  • подвижные игры около дорог;
  • езда на велосипедах, самокатах, коньках, лыжах в опасных местах у дорог;
  • игры с наступлением темноты;  
  • ослепление фарами;
  • зимнее состояние дорожного покрытия;
  • яркое солнце и белый снег создают эффект бликов, ребенок как бы «ослепляется»;
  • буксирующее рядом с ребенком транспортное средство;
  • несвоевременный выход в образовательное учреждение. Ребенок должен выйти заранее из дома, особенно, если ему надо переходить проезжую часть.

Важно привить устойчивые навыки безопасного поведения ребенка в любой дорожной ситуации.

К пяти годам у ребенка появляется прирожденное социальное чувство. Он уже личность со своими целевыми установками. Дети имеют великолепное образное мышление, образную память, фантазию и творческое воображение. Дошкольнику легче, чем школьнику, внушить важность таких - мотивов правильного поведения на дороге, как:

  • «Это нужно для меня»;
  • «Это нужно для сохранения авторитета мамы, папы, воспитателя»;
  • «Я буду хорошим пешеходом»;
  • «Я буду хорошим примером для других».  
  1.  Кроссворд.
  2. 1. Место пересечения, примыкания или разветвления дорог на одном уровне, ограниченное воображаемыми линиями (перекресток).
  3. 2. Лицо, находящееся вне транспортного средства на дороге и не производящее на ней работу (пешеход).
  4. 3. Лицо, наделенное в установленном порядке полномочиями по регулированию дорожного движения с помощью сигналов, установленных правилами, и непосредственно осуществляющее указанное регулирование (регулировщик).
  5. 4. Устройство для подачи световых сигналов, регулирующих движение на улицах и автомобильных дорогах, (светофор)
  6. 5. Лицо, управляющее каким-либо транспортным средством (водитель).
  7. 6. Опережение одного или нескольких движущихся транспортных средств, связанное с выездом из занимаемой полосы (обгон).
  8. 7. Элемент дороги, предназначенный для движения пешеходов и примыкающий к проезжей части или отделенный от него газоном (тротуар).
  9. 8. Лицо, кроме водителя находящееся в транспортном средстве, а также лицо, которое входит в транспортное средство (пассажир).
  10. 9. Преднамеренное прекращение движения транспортного средства на время до 5 минут, а также большее, если это необходимо для посадки или высадки пассажиров либо загрузки или разгрузки транспортного средства (остановка).

  1. Деловая игра для родителей «Ловушки на дорогах».

Дорога полна обманчивых ситуаций, “ловушек”, когда на первый взгляд кажется: безопасно, а через секунду окажется - нет, опасно. Да поздно. И сейчас мы попробуем разобраться в таких “ловушках”. (Воспитатель предлагает вниманию родителей слайды с изображением “ловушек”, родители обсуждают ситуации)

6. Викторина для родителей «Дорожная математика».

Задача №1.

Семеро ребят играли в мяч на проезжей части дороги. Двое ушли домой. Остальные ребята остались играть на дороге.

Сколько ребят поступили правильно?

        Задача №2

Два мальчика и три девочки вышли из школы. Когда они подошли к пешеходному переходу, зеленый сигнал уже начал мигать. Мальчик побежали через дорогу бегом, а девочки остались дожидаться следующего зеленого сигнала.

Сколько ребят правильно перешли дорогу?

Задача №3

Четыре мальчика поехали кататься на велосипедах по улицам города. Одному из них было 13 лет, остальным – 15.

 Сколько ребят не нарушили Правила дорожного движения?

Задача №4

Из автобуса вышли семь человек. Трое из них подошли к пешеходному переходу, двое пошли обходить автобус спереди и двое остались на остановке.

 Сколько человек поступило правильно?

Ответы:

  1. Ни одного. Играть на проезжей части дороги нельзя.
  2. Две девочки. Зеленый мигающий сигнал предупреждает, что скоро включится желтый, а затем – красный, поэтому безопаснее всего дождаться следующего зеленого сигнала. Бежать через дорогу тоже опасно.
  3. Трое. Ездить по улицам на велосипеде можно с 14 лет.
  4. Двое. Правильнее всего подождать, пока автобус отъедет от остановки и только затем переходить дорогу.

7. Памятка для родителей.

Мы хотим, чтобы всё сказанное на этом собрании запомнилось вам. Для этого каждый из родителей получит «Памятку по ПДД». Чаще читайте её и обсуждайте различные дорожные ситуации с вашими детьми.

8.  Рефлексия.

Деловая игра.

Продолжите фразу: Сегодня я ещё раз напомню своему ребёнку о том, что…

9. Задание для родителей.

Ещё раз покажите своему ребёнку опасные места дороги из детского сада домой.

10.Итог.

Я уверена, если мы будем вести такую активную работу по данному направлению, ребята будут наглядно запоминать правила поведения на дороге. Тогда мы избежим множества опасных ситуаций и сохраним жизни наших детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Правила дорожные знать нам всем положено»

Проектно-исследовательская деятельность по формированию у детей дошкольного возраста  основ  безопасного поведения на дороге, улице, транспорте. ...

«Правила дорожные знать нам всем положено» Конспект совместной деятельности с детьми подготовительной группы

Формирование знаний, умений и практических навыков безопасного поведения на дороге и улице. Обобщить знания детей о правилах дорожного движения....

Конспект НОД по ПДД в подготовительной к школе группе №8 на тему: «Правила дорожные знать нам всем положено!».

Детский травматизм при несоблюдении правил дорожного движения остается одной из самых болезненных проблем в наше время. А дети — это самое ценное и дорогое, что есть в ж...

Конспект нод по ПДД в подготовительной к школе группе «Правила дорожные знать нам всем положено!».

Конспект нод по ПДД в подготовительной к школе группе   «Правила дорожные знать нам всем положено!»....

НОД по ПДД «Правила дорожные знать нам всем положено».

НОД  по ПДД «Правила дорожные знать нам всем положено»....

Конспект НОД "Правила дорожные, знать их всем положено" для детей старшей группы

Конспект НОД "Правила дорожные, знать их всем положено" для детей старшей группы...

«Правила дорожные знать нам всем положено!».

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение«Средняя общеобразовательная школа №3» дошкольный блок «Детство»г.п. Нарткала Урванского муниципального районаКабардино-Бал...