Мастер-класс для воспитателей по ПДД
методическая разработка по обж (подготовительная группа)

Сердюкова Анна Григорьевна

«Использование кейс-технологий в ДОУ при обучении дошкольников правилам безопасного поведения на дороге».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл m-klass_po_pdd_dlya_pedagogov_dou.docx22.08 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер-класс для воспитателей по ПДД:

«Использование кейс-технологий в ДОУ при обучении дошкольников правилам безопасного поведения на дороге».

Цель: научить педагогов ДОУ применять   кейс-технологии в образовательной деятельности с детьми.

Задачи:

-познакомить участников мастер-класса с методом кейсов с целью формирования у педагогов профессиональных компетенций.

-создать условия для творческого общения педагогов и профессионального саморазвития.

-развивать у педагогов профессиональные компетенции: умение прогнозировать, способность работы с информацией.

1 Слайд.Приветствие.

Как показывает практика –систематическая работа с детьми по формированию навыков безопасного поведения на дорогах, использование современных, эффективных методов и приемов дает положительные результаты. Одним из таких методов является кейс-технология. Работа с кейсами развивает логическое мышление детей, умение анализировать, работать в команде, учиться в безопасных условиях   находить выход из проблемных дорожных ситуаций.

2 Слайд .Знакомство с понятием кейс-технология.

Родиной метода кейс-технологии являются Соединенные Штаты Америки . На сегодняшний день этот метод активно развивается в России. В основе такой технологии лежит системно-деятельностный подход, который способствует становлению самостоятельности и продуктивности мышления, формированию культуры познания, применению правил в самостоятельной жизни. Она объединяет в себе одновременно и ролевые игры, и метод проектов, и ситуативный анализ. Любой кейс воспитатель может использовать с разной целью и на разных этапах образовательной деятельности. Например, в начале занятия или в конце плавно перейти к самостоятельной деятельности.

3 Слайд.Виды кейсов:

-печатный кейс;

-мультимедиа кейс;

-видео кейс.

4 Слайд.Для дошкольников чаще всего используют:

-фото-кейсы и кейсы-иллюстрации;

-кейсы-драматизации;

-кейсы на основе мультфильмов или литературных произведений;

-серии опорных картинок;

-предметные картинки;

-кейсы наоборот;

-кейсы варианты развития событий.

5 Слайд.Решение кейсов рекомендуется проводить в следующем порядке:

  1. Знакомство с ситуацией.
  2. Выделение основной проблемы.

3.Предложение одного или нескольких вариантов последовательности действий, указание на важные проблемы, механизмы их предотвращения.

  1. Формулирование правила, вывода по основной проблеме.

6 Слайд.Что должно быть в кейсе по ПДД.

Кейсы, которые используют педагоги для работы с детьми дошкольного возраста, должны отражать не абстрактные ,а реальные жизненные ситуации. Материалы кейса не просто описывают проблемную ситуацию ,а представляют собой единый информационный комплекс, который позволит детям решить ситуацию и найти необходимые варианты ее решения. Кейс по ПДД может содержать иллюстрации, фотографии, комплекты карточек и картинок, аудио- и видеофайлы, обозначающие в доступной форме дорожную ситуацию или проблему. Также используются книги, пазлы, настольные игры, конструкторы.

7Слайд.Применение кейса по ПДД в работе с детьми.

Кейс-технологии используются как составную часть познавательного или речевого цикла. Как форма работы в рамках совместной или самостоятельной деятельности. Как часть проекта по формированию безопасного поведения детей.

8 Слайд.Этапы работы с кейсом по ПДД:

-разработать проблемную дорожную ситуацию;

-оформить кейс: подобрать иллюстрации, макеты и другие материалы.

-показать кейс детям, дать время ознакомиться с ним;

-озвучить задание, обсудить с детьми проблемную ситуацию;

-предоставить детям время на самостоятельный поиск решений кейса;

-поддерживать дискуссию в подгруппах, помогать оценивать решения кейса;

-выслушать, проверить решения детей.

-подвести итоги.

9 Слайд.Пример работы с фото-кейсом.

Практическая часть.

       Уважаемые коллеги, для того чтобы вы лучше поняли основную суть кейс-метода, предлагаю на практике изучить несколько видов кейсов.  Работать мы будем по подгруппам: (на столе таблички с номером подгруппы). Я буду выступать в роли автоинспектора, а вы – воспитанников. Итак, преступим.

10 Слайд. Предлагаю рассмотреть «Фото-кейс»  с 1-ой подгруппой .

- Что вы видите на экране? (фото) Кто на нем изображен? Что делают девочки? Правильно ли они поступают? Почему вы так решили? Что нужно сделать, чтобы избежать беды?

- А теперь, все обсудите ситуацию и придумайте правило, которое поможет другим детям избежать подобной ситуации. (Ответы , формулировка правила: « Нужно переходить дорогу в положенном месте, по пешеходному переходу или по светофору)

Молодцы! Верно!

 11 Слайд. Вторая подгруппа  рассматривает «Кейс с иллюстрациями». - Что изображено на картинках? (дорога,велосипед,  мальчик с раной на ноге) .Как вы думаете, что произошло? (ответы детей) А почему такая  ситуация произошла с мальчиком? (ответы) Как нужно было поступить мальчику? (варианты ответов) Сформулируйте правило, которое поможет другим избежать опасной ситуации, в которую попал мальчик: «Кататься на велосипеде по дороге одним детям нельзя! Дорогу переезжать нельзя - нужно перейти пешком с велосипедом через дорогу».

Словесное поощрение за правильные ответы.

 

 12 Слайд. «Кейс с заданиями»-методический прием обучения по принципу «от типичных примеров, ситуаций-к правилу ,а не наоборот».  (каждой подгруппе).

Работа с первой подгруппой. Вчера я услышала, как папа ругал свою дочь. Послушайте: «Света, ты меня сегодня очень расстроила! Ты поставила под угрозу свою жизнь и здоровье. Сейчас ты, как воспитанный ребенок, дойдешь до пешеходного перехода, посмотришь по сторонам, убедишься, что машины остановились и только потом, не торопясь, лучше за руку со взрослым, перейдешь дорогу».

Теперь вопросы:

             - Какие неправильные действия совершила Света?

- К чему приводит такое поведение на дороге?

- Как нужно было перейти дорогу?

- Придумайте правило, чтобы избежать опасной ситуации при переходе дороги. (Придумываем правило: «Переходи дорогу по пешеходному переходу или по светофору за руку со взрослыми).

 

Работа со второй подгруппой. Мама ругала Сашу на улице: « Ты умный мальчик, но сегодня проявил себя не с лучшей стороны! Ты мог бы попасть под колеса автомобиля! Твой мяч лопнул, но можно купить в магазине другой, а вот свою жизнь уже нигде не купишь!»

Итак, вопросы вам.

                        - Какие неправильные действия совершил Саша?

                        - К чему приводят игры рядом с дорогой?

            - Как нужно было поступить Саше?

            -  Придумайте правило, которое напоминало бы о том, что рядом с дорогой играть опасно. ( Правило: «Рядом с дорогой играть опасно!»)

 

 13 Слайд. Следующее задание это - «Кейс – драматизация». Каждой подгруппе предлагается набор: светофор, дорожные знаки, жезлы инспектора ГИБДД, миниатюрные машинки и т.д. Предлагаю каждой подгруппе обыграть ситуацию, которая может произойти на дороге, если не соблюдать правила дорожного движения. 

Подгруппы по очереди обыгрывают ситуации.

 

14 Слайд.«Кейс  на основе мультфильмов или литературных произведений».

- Предлагаю посмотреть мультфильм. При возникновении опасной ситуации задаются вопросы:

 – Какая опасная ситуация может произойти с мальчиком, который отстегнул свой ремень безопасности? (варианты ответов). Давайте посмотрим продолжение и сравним ваши варианты развития события с продолжением в мультфильме. (Просмотр мультфильма .)

– Варианты были правильные, молодцы! А какое правило можно сформулировать, чтобы избежать такой травмоопасной ситуации? (Варианты ответов, показ вывода в мультфильме)

                                                                                                             

 Подведение итогов.

15 Слайд. И в заключении проанализируем наш мастер -класс   с помощью 6 шляп Боно. Педагоги достают из волшебного мешочка шляпы.

Красная шляпа-это эмоции, чувства. Им не нужно давать обоснование.  Какие у вас возникли чувства от нашего мастер-класса?

Желтая шляпа-это преимущества. Почему   стоит применять метод кейсов? Почему это сработает? (Ответы педагогов).

Черная шляпа –осторожность, суждение, оценка. В чем недостатки? Что здесь неправильно? (Ответы, рассуждения участников).

Зеленая шляпа –творчество, различные идеи. Какой еще кейс вы бы предложили в работе с детьми по изучению ПДД?

Белая шляпа-информация  .Какой мы обладаем информацией? Какая нам нужна информация?

Синяя шляпа-организация мышления. Чего мы достигли? Что нужно сделать дальше?

16 Слайд. За активную работу, правильные   решения можно вручить детям сертификат, диплом, грамоту. Такой «документ» будет стимулировать детей узнавать новое и запоминать ранее изученные правила дорожного движения. Поэтому, за активную, сплоченную и дружную работу хочу наградить участников мастер - класса дипломами.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер – класс для конкурса «Воспитатель года» "Неповторимый предмет декора.

мастер-класс по технике декупаж-салфеточной технике, поможет из обычных предметов сделать неповторимые предметы интерьера. Даже детям это под силу!...

Мастер-класс на конкурс "Воспитатель года"

Мастер-класс по работе с родителями....

Мастер – класс «Необычное рисование» Воспитатель по изобразительной деятельности МДОУ – детского сада №15 «Ручеек» Львова А.М.

Одна из главных задач, которая стоит передо мной, как воспитателя изобразительной деятельности – помочь детям познать радость творчества. Поэтому я стараюсь раскрыть детям маленькие секреты рисования,...

Сценарий мастер - класса для старших воспитателей "Номенклатура дел старшего воспитателя ДОУ"

Спешу поделиться своим опытом. Данный мастер класс будет полезен старшим воспитателям....

Мастер-класс для воспитателей «Угощение для куклы» Мастер-класс предназначен для воспитателей младшей и средней группы.

Мастер-класс для воспитателей «Угощение для куклы»Мастер-класс предназначен для воспитателей младшей и средней группы....

Конспект мастер-класса, проведённого для воспитателей и родителей учителем-логопедом и воспитателем: «Словарная работа с детьми с ОНР через инфографику».

Инфографика создаётся педагогом для привлечения внимания ребенка. В данном мероприятии педагоги (логопед и воспитатель) стремились показать родителям и воспитателям каким образом преподносится учебный...