Конспект мастер-класса, проведённого для воспитателей и родителей учителем-логопедом и воспитателем: «Словарная работа с детьми с ОНР через инфографику».
материал по коррекционной педагогике (старшая группа)

Фендрикова Ирина Владимировна

Инфографика создаётся педагогом для привлечения внимания ребенка. В данном мероприятии педагоги (логопед и воспитатель) стремились показать родителям и воспитателям каким образом преподносится учебный материал для детей с ОНР.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka_na_konkurs.docx23.42 КБ

Предварительный просмотр:

Введение.

Вопрос о причине массовой безграмотности половины учащихся школ волнует педагогов не одно десятилетие. Сейчас, в результате многолетнего общения с сотнями неуспевающих по русскому языку учащихся, стало совершенно ясно, что основная причина школьной неуспеваемости по названному предмету заключается в том, что многие дети приходят в школу, а значит и приступают  к изучению грамматических правил с недостаточно сформировавшейся устной речью. У них бедный словарный запас, они неправильно употребляют предлоги, приставки и окончания слов, дефектно произносят некоторые звуки. А поскольку письменная речь – это перенесение на бумагу речи устной, то она никак не может быть умнее и правильнее той устной речи, которой обладает каждый конкретный человек. Богатый словарный запас и точное понимание смысла слов помогают учащимся быстро и правильно подбирать однокоренные проверочные слова, что необходимо для применения на практике большинства грамматических правил. Дети же с бедным словарным запасом подбирать и выбирать такие слова не могут, поэтому хорошо выученные правила на практике они применять не могут. Если ребёнку-дошкольнику не будет оказана необходимая помощь, в формировании его устной речи, то он не сможет овладеть грамотным письмом. При этом упущения дают о себе знать на протяжении всех лет обучения в виде хронической неуспеваемости по русскому языку.

Основная причина неуспеваемости многих учащихся по русскому языку кроется в том, что ещё до прихода в школу у них не сформирована та база, на которой в дальнейшем основывается усвоение всех грамматических правил и при отсутствии которой их усвоение становится невозможным. Что же подразумевается под такой базой? Это достаточно богатый и правильно систематизированный словарный запас при правильном понимании ребёнком смыслового значения слов.

 Актуальность.

Известно, что наглядный метод обучения в коррекционном процессе для детей с ОНР имеет неоценимое значение. Применение принципа наглядности активизирует дошкольников, возбуждает их внимание, способствует более прочному усвоению материала. С помощью наглядного материала занятия становятся ярче, результативнее. Задача педагога – вызвать эмоции и передать суть через визуальный образ, тем самым привлекая внимание воспитанника к нужному объекту.

Инфографика создаётся педагогом для решения образовательных задач, в первую очередь – для привлечения внимания ребёнка к теме. Целью инфографики является донесение сложной информации до воспитанника быстрым и понятным способом. Инфографика наряду с наглядной, иллюстративной функцией выполняет также познавательную роль, служит инструментом познания. Она способствует активизации зрительного восприятия детей, быстрому запоминанию нового материала и, что самое главное, длительному удержанию данного материала в памяти ребёнка.

Заключение.

Нами отмечено, что инфографика в значительной степени помогает ребёнку с ОНР овладеть наиболее сложным разделом логопедии как словообразование. Ребёнок получает возможность достаточно подготовиться к изучению тех грамматических правил, с которыми встретится в школе. При этом инфографика позволяет  запомнить новый материал в лаконичной,  но по объёму информации достаточно полной форме. Использование инфографики также доказывает свою эффективность в логопедической работе с педагогами и родителями.

Конспект мастер-класса, проведённого для воспитателей и родителей учителем-логопедом и воспитателем:

«Словарная работа с детьми с ОНР через инфографику».

Цель: оказание помощи воспитателям и родителям в организации  словарной работы для детей с ОНР с помощью инфографики.

Задачи:

1. Расширить знания воспитателей и родителей о значении словарной работы для детей с ОНР.

2. Сформировать представление о разнообразии методов и приёмов словарной работы.

3. Дать представление об инфографике, как способе обучения детей с ОНР.

4. Обучить воспитателей и родителей приёмам словообразования с помощью инфографики.

Оборудование: мультимедийная доска, ноутбук,  инфографика – 3 шт., куклы Незнайка, Буратино

Предварительная работа:

С педагогами:

  •  Семинар-практикум: «Дидактические игры для развития лексико-грамматических навыков ребёнка с ОНР»

С педагогами и родителями:

  • Круглый стол: «Проблема речевого общения детей и родителей в домашних условиях»

С родителями:

  • Раздача буклетов: «Дидактические игры для развития и активизации словаря детей»
  • Папка – раскладушка  «Взаимодействие ребёнка и взрослого при чтении книг».

Ход мастер-класса:

Учитель-логопед: Добрый день, друзья! Словарным запасом ребёнок начинает овладевать на втором году жизни, и к двум годам может иметь в запасе от 45 до 1000 с лишним слов. Такие различия в цифрах объясняются тем, что накопление словарного запаса зависит от тех социальных условий, в которых растёт и развивается ребёнок. Одни дети постоянно слышат в речи взрослых много самых разнообразных слов и постепенно овладевают их значением, а другие в качестве образца для подражания имеют лишь самую примитивную и не всегда достаточно грамотную речь. Нередко встречаются родители-«молчуны», которые в силу своего характера вообще очень мало разговаривают как между собой, так и с другими людьми. Речь детей в таких семьях задерживается в своём развитии. Молчать родители могут где угодно, но если речь заходит о появлении ребёнка, родитель обязан с ним или в его присутствии достаточно много разговаривать.

Некоторые родители имеют обыкновение говорить небрежно и в ускоренном темпе, естественно, ребёнок будет подражать им и говорить также.

В период становления речи родителям очень важно не просто наблюдать за правильным или неправильным ходом его речевого развития, а занимать в этом отношении активную позицию, то есть максимально содействовать обогащению его словарного запаса.

Родителям должно быть известно, что запаздывание появления первых слов может считаться отклонением от нормы в усвоении словарного запаса. У детей с тяжёлым нарушением речи, слуха первые слова нередко появляются после 3-4 лет. На такой тревожный симптом следует обращать внимание. Плохо и то, что обогащение словарного запаса происходит только за счёт существительных, при полном отсутствии глаголов. Это свидетельствует о наличии у него серьёзных затруднений в овладении грамматическими нормами языка, что характерно для тяжёлых речевых расстройств. Такие дети обычно не могут построить в своей речи простое предложение, а просто перечисляют предметы. На все эти отклонения родители должны обратить самое серьёзное внимание.

Итак, как правило, нормальное речевое развитие формируется с самого рождения ребёнка. Я  составила для вас вот такую инфографику, (См. инфографику №1: «Восприятие речи ребёнком от рождения до пяти лет»), которая поможет вам понять, какими методами нужно развивать речь ребёнка с самого рождения. Ребёнок слышит, запоминает, познаёт окружающий мир.  В развитии речи  основную роль  играют родители. Они читают детям сказки, рассказывают о том или ином явлении в природе, предлагают ребёнку выполнять простые поручения, рассматривают с ребёнком картинки, беседуют на те или иные темы, отвечают на бесконечные вопросы  ребёнка, заучивают стихотворения или потешки, играют в настольные игры. Ребёнок подрастает, сам общается со сверстниками, хорошо, если посещает музыкальные кружки. Таким образом, словарный запас постоянно пополняется.

Воспитатель: В детском саду на занятиях, в режимных моментах, в играх я уточняю и активизирую словарь детей. Для этого использую специальные дидактические игры, упражнения, а также инфографику.

С помощью инфографики я учу  детей понимать и употреблять различные слова, составлять предложения, составлять рассказы. В данном случае я знакомлю детей с лесом и его обитателями (см. инфографику №2: «Лес и его обитатели»). Ориентируясь на изображения, дети с ОНР легко могут понять и рассказать, кто живёт в лесу, что растёт в лесу. При этом происходит активизация и обогащение словаря новыми словами, эпитетами. Дети правильно называют окружающие их предметы и явления, активно пользуются в речи предлогами, родственными словами. Одновременно с увеличением количественной и качественной сторон словарного запаса у детей постепенно формируется навык словообразования.

Фрагмент познавательного занятия по развитию речи (Видео):

«Лес и его обитатели»

Воспитатель: Ребята, к нам в группу пришёл Буратино. Он посмотрел на нашу «Волшебную» картинку и спрашивает: «Что она означает?» Давайте поможем разобраться в ней и рассказать, что там нарисовано. 

Воспитатель: Ребята, давайте вспомним, как зовут волшебного человечка, который живёт в лесу?

Дети: Лесовичок!

1й ребёнок: В лесу живут дикие животные.  (Воспитатель добивается от ребёнка полного ответа).

Воспитатель: Буратино,  а ты знаешь, какие животные живут в лесу?

Буратино: Знаю! Собака, корова, овечка!

Воспитатель: Это правильно, ребята?

2й ребёнок: Нет! Эти животные живут рядом с человеком. Это домашние животные! А в лесу живут: лиса, заяц, медведь, волк.

3й ребёнок: В лесу растут берёзы, ели, сосны, осины.

4й ребёнок: В лесу растёт малина, земляника, черника.

5й ребёнок: В лесу живёт соловей, дятел, иволга, сова…

6й ребёнок: В лесу растут травы, которыми можно лечиться. Это мать и мачеха, валериана, зверобой, одуванчик, тысячелистник.

(Дети составляют предложения, ориентируясь на инфографику)

Воспитатель: Очень хорошо вы рассказали Буратино о лесе, ребята. Видишь, Буратино, какие у нас волшебные картинки, которые очень  много могут рассказать о лесе! Молодцы, ребята!

Учитель-логопед: Я знакомлю детей со сложными словами и учу самостоятельно их образовывать.  Это важно делать потому, что очень многие школьники, не подготовленные в этом отношении, не понимают самого значения сложных слов и очень простой техники образования. В русском языке имеется очень большое количество сложных слов, состоящих из двух или трёх простых слов. На примере лексической темы: «Лес» продолжаю её в словарной работе с детьми. Для этого я также использую инфографику (См. инфографику №3: «Образование сложных слов из двух простых»). Данные изображения помогают ребёнку с ОНР понять, составить сложное слово из двух простых назвать его и запомнить.

Фрагмент логопедического занятия (Видео):

«Образование сложных слов»

Учитель-логопед: Ребята, скажите, как называется машина, которая возит лес? (Демонстрирую инфографику №3)

Дети: Лес возит лесовоз. (Важно добиваться полного ответа детей).

Учитель-логопед: Где пилят лес?

Дети: Лес пилят на лесопилке.

Учитель-логопед: Кто рубит лес?

Дети: Лес рубит лесоруб.

Учитель-логопед: Где сплавляют лес?

Дети: Лес сплавляют на лесосплаве.

Учитель-логопед: Как называется полоса из леса, которая проходит вдоль полей?

Дети: Полоса из леса называется лесополоса.

Учитель-логопед: Лесорубы, лесосплавы,

                                  Лесовозы, лесосклады,

                          Лесники и лесопилки

                         Все слова возьми в копилку!

                         Есть у нас лесозаводы

                        Лес привозят лесовозы.

                       Хранят его на лесоскладе.

 Учитель-логопед: Ребята, а вы знаете, что делают на лесосплаве? На лесосплаве лес сплавляют по реке. То есть сама река «везёт» лес туда, куда нужно человеку. Повторите:  «Ле-со-сплав»! (Дети повторяют вслед за логопедом).

Ребята, посмотрите, к нам пришёл Незнайка! Он посмотрел на картинку и ничего не понял. Давайте расскажем ему, что на ней изображено.  И познакомим его с новыми сложными словами.

(Дети произносят вновь называют сложные слова, ориентируясь на инфографику).

Учитель-логопед: А сейчас, уважаемые педагоги и родители, давайте мы с вами поиграем в дидактическую игру: «Подбери и назови».

Цель:   активизировать словарь родственных слов;

                   активизировать словарь сложных слов

Правила игры: Я называю ключевое слово. Вы к нему подбираете родственные слова, сложные слова. За каждое слово вы получаете фишку. В конце игры мы посчитаем фишки и определим победителя. А победителю вручим приз, изготовленный детьми.

Учитель-логопед называет ключевые слова: «Вода», «Снег»,  «Земля», «Дождь», «Весна»,  «Голова», «Рука»,  «Двор», «Зверь», «Голос», «Жар», «Мороз»,  «Победа», «Игра», «Спорт», «Трава», «Учить», «хлеб»,  «Холод».

Учитель-логопед: Хочется ещё раз подчеркнуть, уважаемые друзья, что проведённая в дошкольном возрасте  словарная работа поможет  ребёнку привести в систему весь имеющийся у него словарный запас и окажет неоценимую помощь в деле овладения им грамотным письмом.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ВОСПИТАТЕЛЕЙ, УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА И МУЗЫКАЛЬНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ С ОНР

Если говорить вам сложно –музыка всегда поможет!                   В коррекционной работе с детьми, страдающими различными дефектами речи, положи-тель...

Мастер-класс «Утренний сбор, как форма эффективного взаимодействия учителя логопеда и воспитателя».

В группах комбинированной и компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи, существуют два основных направления в работе: коррекционно-развивающее и общеобразовательное, причем пе...

Мастер-класс - как одна из эффективных форм взаимодействия учителя - логопеда с родителями воспитанников

Мастер-класс - как одна из эффективных форм взаимодействия учителя - логопеда с родителями воспитанников Одной из задач ФГОС ДО является обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и пов...

Консультация на тему «Взаимодействие воспитателя и учителя-логопеда в процессе коррекционно-развивающей работы с детьми».

Цель:  выстраивание единой системы взаимодействия учителя-логопеда и воспитателей в работе с детьми ОВЗ....

Мастер-класс для логопедов на муниципальном методическом объединении учителей-логопедов "Использование нетрадиционных технологий в развитии речи детей"

Логопедам были представлены игры и упражнения с использованием кинетического песка, сопряженной гимнастики, кинезиологических и нейропсихологических упражнений, направленных на коррекцию нарушений реч...

Презентация "Взаимодействие воспитателя и учителя-логопеда в процессе коррекционно-развивающей работы с детьми"

Презентация "Взаимодействие воспитателя и учителя-логопеда в процессе коррекционно-развивающей работы с детьми"...