Мастер-класс для педагогов "Организация сюжетно-ролевых игр по закреплению знаний детей п правилах дорожного движения"
методическая разработка по обж (младшая, старшая группа)

Помогает педагогам понять значимость правильности организации сюжетно-ролевой игры детей по закреплению знаний о правилах дорожного движения

Скачать:


Предварительный просмотр:

Мастер-класс

«Организация сюжетно-ролевых игр

по закреплению знаний детей о правилах дорожного движения»

Цель:повышение уровня знаний и умений воспитателей при организации сюжетно-ролевой игры по закреплению знаний детей о правилах дорожного движения.

Задачи:

  1. совершенствовать умения находить выход в сложных педагогических ситуациях, расширять представления педагогов в методах и приемах руководства сюжетно-ролевыми играми;
  2. повысить значимость организации сюжетно-ролевой игры в образовательном процессе ДОО длязакрепления знаний детей о правилах дорожного движения;
  3. формировать у педагогов позитивного настроения, инициативы в творческом процессе.

Ход

Формирование основ безопасности у детей дошкольного возраста остается актуальной задачей образовательной деятельности дошкольной организации. Обучение детей правилам дорожного движения процесс длительный и непростой. Существует много методов и приемов, способствующих формированию у детей безопасному поведению на дороге (позиции пешеходы, пассажира, водителя), такие как непосредственная образовательная деятельность, беседы, тренинги, сюжетно-ролевые игры, дидактические игры, подвижные игры, продуктивные виды деятельности, акции и т.д. Хочется подробнее остановиться на сюжетно-ролевой игре.

Целью любой игровой деятельности по ПДД является применение теоретических знаний в практических действиях детей на дороге.

Сюжетно-ролевая игра является ведущей деятельностью в дошкольном возрасте

Структуру ролевой игры составляют:

  • роли, которые берут на себя дети (например, водитель, кондуктор, пассажир, доктор, мама, дочка и т. д.);
  • игровые действия, посредством которых дети реализуют взятые на себя роли взрослых и отношения между ними;
  • игровое употребление предметов, при котором реальные предметы замещены игровыми (например, стул - автобус, куклы - дети, бумажки - деньги и т.д.);
  • реальные отношения между играющими детьми, выражающиеся в разнообразных репликах, замечаниях, которыми регулируется весь ход игры.

Центральным моментом (и единицей) игры является роль, которую берет на себя ребенок. Все остальные стороны игры определены ролью и связанными с ней действиями. Для самих играющих детей главным является правильное выполнение взятой на себя роли. Они тщательно относятся к выполнению действий, в которой находит свое воплощение роль, взятая каждым из детей (Д.Б. Эльконин).

Сюжетность становится характерной чертой игр детей после трех лет. Сюжеты младших дошкольников отрывочны, нелогичны, неустойчивы. В старшем дошкольном возрасте (6-7 лет) сюжет игры представляет логическое развитие какой-либо темы в образах, действиях и отношениях.

Сюжетом в детских играх является та действительность, с которой они сталкиваются.

Наряду с сюжетом надо различать содержание ролевой игры. Содержанием игры является то, что ребенок выделяет как основной момент деятельности взрослых. Дня младших дошкольников главным в игре является воспроизведение реальных действий взрослых, для среднего - отношения между людьми, для старшего - подчинение правилам, вытекающим из роли.

В игре существуют два вида отношений - игровые и реальные. Игровые отражают отношения детей по роли и сюжету. Реальные - это взаимоотношения детей как партнеров, выполняющих общее дело, что требует определенной формы общения и специальных умений (согласовывать действия, создавать сюжетный замысел, соразмерять свои желания и возможности). Дети договариваются о сюжете, распределяют роли, обсуждают возникающие в ходе игры вопросы и недоразумения.

Игрушка - мощное средство воздействия на различные стороны личности, ребенка. Особое место среди игрушек занимают куклы и мягкие игрушки: изображения зайца, обезьяны, собаки и др. Первоначально ребенок выполняет с куклой только те действия, которые ему показывает взрослый: качает куклу, возит ее в коляске, кладет в кроватку. Это, прежде всего, подражательные действия, а не изображение отношений взрослых. В дальнейшем ребенок учится покровительствовать, проявлять заботу, сопереживать игрушке во всех перипетиях ее кукольной жизни, которые ребенок сам создает и своем воображении на основе собственного опыта. Кукла имеет особое значение для эмоционального и нравственного развития ребенка.

Новообразования

Игра как ведущий вид деятельности ребенка дошкольного возраста оказывает следующее воздействие на развитие.

  1. Начинает формироваться произвольность психических процессов. Прежде всего, развиваются произвольное внимание и память. Потребность в общении со сверстником вынуждает ребенка точно выполнять правила игры, а это требует специальных усилий и целенаправленности.
  2. Развитие мышления - осуществляется переход от мысли в действии к мысли в плане представлений. Действуя с предметом-заместителем, ребенок учится мыслить о реальном предмете.
  3. Для развития воображения игра имеет определяющее значение, поскольку в игровой деятельности ребенок, учится замещать один предмет другим и «примерять» на себя различные роли, их образы и действия.
  4. Влияние игры на развитие личности заключается в том, что в ней ребенок осваивает взаимоотношения между людьми по образу и подобию взрослых, приобретая, таким образом, навыки общения и способы волевой регуляции своего поведения.
  5. В игре развивается знаковая функция речи (предмет – знак-его наименование).
  6. Игра способствует развитию рефлексии как способности соотносить свои действия, мотивы, поступки с общечеловеческими ценностями. В игре эта возможность открывается потому, что ребенок находится в двойной позиции- исполняющего роль и контролирующего качество (правильность) ее исполнения.
  7. В игре продолжают развиваться продуктивные виды деятельности, появляются элементы учебной и трудовой деятельности.

Принципы организации сюжетно-ролевой игры в ДОО

  1. Воспитатель должен играть вместе с детьми. При этом он занимает позицию умеющего интересно играть эмоционального партнера, с которым ребенок чувствует себя на равных, ощущает себя вне оценок, проявляет инициативу.
  2. Воспитатель должен играть с детьми на протяжении всего дошкольного детства, но на каждом этапе следует развертывать игру таким образом, чтобы дети сразу открывали и усваивали новый, более сложный способ ее построения.
  3. Начиная с раннего возраста и далее на каждом этапе дошкольного детства необходимо при формировании игровых умений одновременно ориентировать ребенка, как на осуществление игрового действия, так и на пояснение его смысла партнерам – взрослому или сверстнику.
  4. На каждом возрастном этапе педагогический процесс организации игры должен носить двучастный характер, включая моменты формирования игровых умений в совместной игре воспитателя с детьми и создание условий для самостоятельной детской игры.

Этапы организации сюжетно-ролевой игры

  1. Организация сюжетно-ролевой игры в подготовительной группе требует определённой подготовки со стороны педагога. Чтобы игра получилась увлекательной, дети должны обладать знаниями, детальными сведениями о той области деятельности, которую они будут моделировать. Поэтому начальный этап работы — это беседа с дошкольниками на выявление интереса к конкретной теме. Например, что нужно делать, если человек переходит проезжую часть («Поликлиника», «Аптека»), если семья ждёт прихода гостей («Новоселье»), хочет поехать отдохнуть в тёплые края («Туристическое агентство»), куда человек обращается, когда у него ломается автомобиль («Автосервис») и т. д.
  2. Следующий этап работы воспитателя с детьми — это обогащение, расширение знаний и впечатлений по теме исследования. Здесь используются такие методы, как экскурсии, встречи в детском саду с представителями определённых профессий (например, с пожарным), чтение соответствующей художественной литературы, инсценировки по произведениям с задействованием игрушек, кукольного театра, рассказ воспитателя с обязательной демонстрацией фотографий и картинок, индивидуальные беседы с ребятами.
  3. Затем педагог вместе с дошкольниками занимается подготовкой атрибутов. Воспитанники старших групп многое уже могут сделать своими руками. Далее воспитатель совместно с детьми намечает различные сюжетные линии, которые можно использовать (при этом, не навязывая ребятам своё мнение, а лишь давая советы). Например, в ходе сюжетно-ролевой игры «Семья» мама с дочкой могут отправиться на праздник, моряки — перевозить не только людей, но и грузы. Если педагог сам будет непосредственно участвовать в игре, то у него, конечно, появится больше возможностей, чтобы направлять детское воображение.
  4. Ключевой этап — это непосредственно сам процесс сюжетно-ролевой игры.

Для самоанализа сюжетно-ролевой игры можно использовать критерии:

  • Есть ли у детей интерес к игре, мотивация?
  • Цель  и  задачи сюжетно-ролевой игры, их реализация в игре.
  • Соответствуют ли используемые приёмы возрасту детей и уровню их развития?
  • Как проявлялись в игре коммуникативные умения детей (речевые реплики, мимика и жесты)?
  • Был ли реализован индивидуальный подход?
  • Была ли игра эмоционально насыщенной?
  • Были ли дети увлечены действием, были ли в итоге удовлетворены игрой?
  • Как взаимодействовали друг с другом в процессе игровой деятельности, легко ли договаривались между собой, не возникали ли конфликты?
  • Способствовал ли педагог развитию сюжетной линии, формированию взаимоотношений между воспитанниками?

Педагогам предлагает разделиться на 2 подгруппы и составить планы-конспекты сюжетно-ролевых игр: «Мама ведет дочку в детский сад» (младший дошкольный возраст) и «Урок по правилам дорожной безопасности» (старший дошкольный возраст)

Сюжетно-ролевая игра

«Мама ведет дочку в детский сад»

(младший дошкольный возраст)

Цель: закрепление правил дорожного движения.

Задачи:

  • закрепить представления детей о том, что проезжую часть нужно переходить на зеленый сигнал светофора;
  • закрепить представления детей о том, что проезжую часть нужно переходить крепко держа маму за руку;
  • учить детей переносить знания в игровую ситуацию;
  • учить детей договариваться, играть дружно.

Оборудование: пешеходный переход, сигналы светофора, посуда, детская игровая мебель.

Игровые роли: мама, дочь, светофор, воспитатель.

Игровые действия:мама собирает дочку в детский сад, мама с дочкой переходит проезжую часть, мама приводит дочку в детский сад.

Сюжетно-ролевая игра

«Урок по правилам дорожной безопасности»

(старший дошкольный возраст)

Цель: закрепление знаний правил дорожного движения.

Задачи:

  • закрепить правила перехода проезжей части;
  • закрепить знания дорожных знаков «Пешеходный переход», «Подземный пешеходный переход», «Велосипедная дорожка», «Место остановки автобуса и (или) троллейбуса»;
  • учить детей распределять роли;
  • активизировать умение детей переносить знания в игровую ситуации.

Оборудование: пешеходный переход, светофора, «школа», указка, журнал, школьные принадлежности.

Игровые роли: учитель, дети.

Игровые действия:дети идут в школу через проезжую часть; учитель задает вопросы детям о дорожных знаках, о правилах дорожного движения, о правилах безопасной игры во дворе; учитель просит детей нарисовать как правильно необходимо переходить дорогу; дети идут из школы через проезжую часть с учителем, который уточняет закрепленный на уроке материал.

Педагоги проигрывают сюжетно-ролевые игры «Мама ведет дочку в детский сад» (младший дошкольный возраст) и «Урок по правилам дорожной безопасности» (старший дошкольный возраст) и делают анализ игр


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сюжетно-ролевая игра «Нам на улице не страшно» по правилам дорожного движения (средняя группа)

Содержание.1. Организация сюжетно-ролевой игры в средней группе2. Цель3. Задачи4. Программное содержание 5. Атрибуты к игре6. Ход игры Цель.1. Закрепить у детей представление о том, что улиц...

Подвижные игры как средство закрепления знаний детей о правилах дорожного движения

Особая значимость использования педагогом подвижных игр для закрепления дошкольниками  знаний  основ безопасности жизнедеятельности. Так как подвижные игры дают возможность педагогу влиять о...

ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ - КАК СРЕДСТВО ЗАКРЕПЛЕНИЯ ЗНАНИЙ ДЕТЕЙ О ПРАВИЛАХ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ

Данная презентация - консультация как для коллег - воспитателей по проблеме воспитания законопослушных участников дорожного движения....

Доклад на педсовете "Подвижные игры как средство закрепления знаний детей о правилах дорожного движения"

Закрепить с детьми правила дорожного движения, через подвижные игры....

Элементы (методы и (или) приемы) базовых технологий ФГОС подверглись изменению: создание и использование лэпбука для закрепления знаний детей о правилах дорожного движения.

Элементы (методы и (или) приемы) базовых технологий ФГОС подверглись изменению: создание и использование лэпбука для закрепления знаний детей о правилах дорожного движения....

Подвижные игры как средство закрепления знаний детей о правилах дорожного движения.

В настоящее время обеспечение безопасности движения становится важной государственной задачей. Статистика утверждает, что часто причиной дорожно-транспортных происшествий являются именно дети.Особое з...

Подвижные игры как средство закрепления знаний детей о правилах дорожного движения.

В настоящее время обеспечение безопасности движения становится важной государственной задачей. Статистика утверждает, что часто причиной дорожно-транспортных происшествий являются именно дети.Особое з...