Выступление из опыта работы «Формирование у воспитанников седьмого года жизни навыков безопасного поведения через ознакомление с правилами пожарной безопасности»
методическая разработка по обж

В опыте раскрыта система работы по формированию у воспитанников седьмого года жизни навыков безопасного поведения через ознакомление с правилами пожарной безопасности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie_pozharnaya_bezopasnost.docx31.49 КБ

Предварительный просмотр:

ВЫСТУПЛЕНИЕ ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ

«Формирование у воспитанников седьмого года жизни  навыков безопасного поведения через ознакомление с правилами пожарной безопасности»

Вопрос о безопасности остаётся жизненно важным. Просмотрев статистику пожаров с участием детей, оказалось, что их число растет. В связи с этим возникает необходимость формировать у детей основы пожарной безопасности.

В соответствии с требованиями ФГОС ДО ребёнок способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения, может соблюдать правила безопасного поведения.

На протяжении десятилетий проблема пожарной безопасности детей является объектом изучения многих учёных.

  • Я.А.Коменский, И.М.Сеченов, Е.М.Литвинов, В.А.Левицкий разработали теоретическую основу положений исследования о культуре безопасности личности как важнейшем факторе жизни человека и общества.
  • А.А.Баранов, Т.С.Грядкина, В.Г.Каменская отметили, что необходим поиск механизма для формирования у подрастающего поколения сознательного и ответственного отношения к вопросам пожарной безопасности из-за отсутствия навыков правильного поведения в различных ситуациях.
  • Г.К.Зайцева, В.Н.Зимонина, И.Ю.Матасова, Л.Г.Татарникова, Л.Ф.Тихомирова раскрыли вопросы привития навыков основ пожарной безопасности детям старшего дошкольного возраста.
  • К.Ю.Белой, Н.Н.Авдеевой, О.Л.Князевой, Р.Б.Стеркиной, Т.Г.Храмцовой разработана система педагогических условий, направленная на формирование опыта безопасного поведения при пожаре у детей старшего дошкольного возраста, включающая взаимодействие субъектов образовательного процесса (родителей, педагогов и детей).

Определила цель и задачи работы: формировать у воспитанников седьмого года жизни навыки безопасного поведения через ознакомление с правилами пожарной безопасности.

- Формировать умение управлять своим поведением в отсутствии взрослых (не пользоваться пожароопасными предметами).

- Развивать умение справляться со своим страхом при возникновении пожара, умение самостоятельно вызвать пожарную команду, скорую помощь или службу спасения.

- Развивать умение применять усвоенные знания правил поведения при возникновении пожара.

- Воспитывать ответственность за свои поступки.

Работу осуществляла в  III этапа.

I ЭТАП:

  • Изучение психолого-педагогической литературы.
  • Проведение первичной  педагогической диагностики.
  • Составление перспективного плана образовательной работы.
  • Внесение изменений в РППС.

II ЭТАП

  • Организация образовательной работы.
  • Разработка дидактических игр, игр-тренингов по пожарной безопасности
  • Вовлечение родителей (законных представителей) в образовательный  процесс.    

III ЭТАП

  • Проведение повторной педагогической диагностики.
  • Проведение анализа результативности работы.
  •  Транслирование опыта практических достижений по представленной теме.

Педагогическая  диагностика освоения воспитанниками 7-го года жизни раздела «Формирование основ безопасности» проведена по методике К.Ю.Белой.

Чтобы реализовать поставленную цель, обогатила развивающую предметно - пространственную среду в группе. Были приобретены игры, пособия, большая часть дидактического материала изготовлена своими руками и руками родителей (законными представителями).

Вся работа, осуществляемая по формированию у воспитанников  навыков безопасного поведения через ознакомление с правилами пожарной безопасности, строится с учетом принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников.

Составлен перспективный план образовательной работы по формированию у воспитанников  седьмого года жизни навыков безопасного поведения через ознакомление с правилами пожарной безопасности.

В организации педагогического процесса использовала методы и приемы:

- словесные (беседы, объяснения, художественное слово, вопросы, составление рассказов, минутки безопасного движения);

- наглядные (иллюстрации, видеофильмы, картины, наблюдение, мультимедийные презентации, демонстрация способов действия, схемы);

- практические (моделирование проблемных ситуаций, тренинги, проектная деятельность, создание с детьми карт-схем, изготовление макетов);

- игровые (игровые ситуации, разные виды игр).

На II этапе работы организовала разнообразную педагогическую деятельность, которая позволила успешно решить поставленные задачи, и побуждала детей к самостоятельной деятельности.

Внедряя различные формы работы с детьми,  использовала современные образовательные технологии (личностно-ориентированный подход, игровые технологии, информационно-коммуникационные).

С помощью программы Windows Media демонстрировала детям обучающие мультфильмы. Встреча с героями мультфильмов несет в себе заряд положительных эмоций, что усиливает эффективность образовательной деятельности.

Использование моделирования позволяет реализовать возможность разнообразного участия ребенка в игре, позволяют прочувствовать детям самостоятельно опасную ситуацию. Игры-тренинги придумывала сама или совместно с детьми.

Для решения всех поставленных задач в вопросах формирования навыков безопасного поведения была найдена интеграция с другими образовательными областями.

Выполнению поставленных задач способствовала и реализация индивидуального подхода.

Использовала в работе информационно-коммуникационные технологии (интерактивные дидактические игры), которые разработала сама.

Формированию основ безопасности способствовали игры с лэпбуками. Задания разного уровня сложности, заложенные в содержании лэпбука, развивали познавательную активность, систематизировали знания о правилах пожарной безопасности.

Итогом прохождения темы были презентации детских коллекций,  которыми они делились, принося их для показа в группу, участие в презентации совместных с родителями проектов, выставки детских работ.

Формирование у воспитанников седьмого года жизни  навыков безопасного поведения через ознакомление с правилами пожарной безопасности подкреплялось самостоятельной деятельностью воспитанников. При этом каждому воспитаннику обеспечивалось право и возможность выбора в соответствии с его особенностями и потребностями.

В самостоятельной игровой деятельности воспитанники примеряли на себя роли, активно использовали игровую атрибутику, называли предметы, действия, самостоятельно моделировали ситуации. Дети в режиссерских играх и игровых ситуациях воплощали свои знания о правилах пожарной безопасности, в процессе некоторых игр старались изобразить и поведение своих родителей.

Однако осуществлять задачи формирования навыков безопасного поведения невозможно без помощи родителей, ведь именно они являются для ребенка непосредственным образцом поведения. Взаимодействие с родителями осуществляла через следующие формы работы:

- индивидуальные беседы, рекомендации, в т.ч. на планшетных ПК;

 - родительское собрание с участием инспектора ОГПН.

- День открытых дверей «Азбука пожарной безопасности». В рамках Дня открытых дверей состоялась интерактивная игра  «Азбука пожарной  безопасности».

Проведены выставки сотворчества детей и родителей, совместные экскурсии. Использовала в работе с родителями свой персональный сайт, на котором разместила рекомендации «Правила пожарной безопасности».

На III этапе проведена повторная педагогическая диагностика воспитанников,  которая  показала положительную динамику формирования у воспитанников седьмого года жизни  навыков безопасного поведения через ознакомление с правилами пожарной безопасности.

Результаты свидетельствуют о позитивных изменениях:

  • У воспитанников сформировано умение управлять своим поведением в отсутствии взрослых (не пользоваться пожароопасными предметами).
  • Дети справляются со своим страхом при возникновении пожара, умеют самостоятельно вызвать пожарную команду, скорую помощь или службу спасения.
  • Воспитанники могут применять усвоенные знания правил поведения при возникновении пожара.
  • Дети проявляют ответственность за свои поступки.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Формирование у детей дошкольного возраста навыков безопасного поведения через ознакомление с правилами дорожного движения". (из опыта работы)

Представлен опыт работы по теме " Формирование у детей дошкольного возраста навыков безопасного поведения через ознакомление  с ПДД"....

Формирование у детей дошкольного возраста навыков безопасного поведения через ознакомление с правилами дорожного движения (из опыта работы)

Целью моей  работы является формирование и развитие у детей умений и навыков безопасного поведения в окружающей дорожно-транспортной среде....

Выступление на педагогическом совете по теме: «Формирование у детей дошкольного возраста навыков безопасного поведения через ознакомление с правилами дорожного движения»

В работе представлена актуальность проблемы безопасного поведения на дорогах. В консультации раскрыты принципы построения работы по профилактике ДТП. Так же представлен проект по ПДД для детей подгото...

ОПЫТ РАБОТЫ НА ТЕМУ: «ФОРМИРОВАНИЕ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НАВЫКОВ БЕЗОПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯ ЧЕРЕЗ ОЗНАКОМЛЕНИЕ С ПРАВИЛАМИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ»

laquo;Формирование у детей дошкольного возраста навыков безопасного поведения через ознакомлениес правилами дорожного движения»...

Выступление из опыта работы «Формирование у воспитанников шестого года жизни навыков безопасного поведения через ознакомление с правилами дорожного движения».

В выступлении раскрыта система работы по формированию у воспитанников 6-го года жизни навыков безопасного поведения через ознакомление с правилами дорожного движения....

обобщение опыта по теме: «Формирование у детей навыков безопасного поведения через ознакомление с правилами дорожного движения.»

Целью моей  работы является формирование у детей навыков безопасного, осознанного поведения на улицах и дорогах через ознакомление с правилами дорожного движения....