Совместный познавательно – творческий проект детей, педагогов и родителей средней группы «Осторожно! Огонь!»
проект по обж (средняя группа)

Монахова Галина Григорьевна

 

Формирование у детей знаний о пожарной безопасности, предпосылок навыков осознанного, безопасного поведения, создание условий для усвоения и закрепления знаний детей и их родителей о правилах пожарной безопасности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Проект "Осторожно, огонь!"455.96 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«СК Начальная школа-детский сад  № 144"

Совместный познавательно – творческий  проект

детей, педагогов и родителей

средней группы

 «Осторожно, огонь!»

Составила: МонаховаГ.Г.,

воспитатель первой

квалификационной категории

                                                                                 2019г.

Паспорт  проекта в детском саду «Осторожно, огонь!»

(средняя группа)

Наименование проекта

Проект «Осторожно, огонь!»

МБОУ «СК Начальная  школа – детский сад  № 144» 

Автор проекта

Монахова Г.Г.

Тип проекта

по тематике:

по составу участников:

по срокам реализации:

по характеру контактов:

по профилю знаний:

по характеру участия ребенка:

информационно-практико-ориентированный

групповой

долгосрочный  (январь 2019 – февраль2019)

ребенок и семья в рамках одной возрастной группы

интегрированный

участник от зарождения идеи до получения результата

Участники проекта:

Руководитель проекта:

Дети, воспитатели, учитель - дефектолог, родители

воспитатель средней группы  

Средства реализации:

Помощь родителей

Проблема:

Несформированность у детей четкого понимания скрытой опасности огня, игры со спичками, взрывоопасными и легковоспламеняющимися предметами.

Актуальность:

  • Участились стихийные бедствия, в том числе и пожары.
  • Увеличилось количество пожаров из-за шалости детей с огнем, что приводит к их гибели и потери здоровья.
  • Ослабление надлежащего контроля со стороны взрослых за поведением детей.
  • Отсутствие у детей защитной психологической реакция на экстремальные ситуации, несформированность элементарных навыков самосохранения.
  • Отсутствие целенаправленной, спланированной работы по данному вопросу между дошкольным учреждением и семьей.

Цель проекта:

формирование у детей знаний о пожарной безопасности, предпосылок навыков осознанного, безопасного поведения, создание условий для усвоения и закрепления знаний детей и их родителей о правилах пожарной безопасности.

Задачи проекта:

  • Формировать представление об огне, об опасных для человека ситуациях, приводящих к возникновению пожаров.
  • Конкретизировать представления о способах поведения в опасных ситуациях (пожар) и о способах избежание таких ситуаций.
  • Развивать умение использовать все сенсорные функции овладения знаниями об источниках возникновения пожара и безопасного поведения, любознательность, активность, способность управлять своим поведением и планировать свои действия на основе первичных ценностных представлений о собственной безопасности.
  • Воспитывать самостоятельность и чувство ответственности за 

безопасность окружающих людей.

Предполагаемый результат:

  • Овладение детьми навыками правильных действий в случае пожара.
  • Дети будут больше использовать все органы чувств для овладения

знаниями и умениями по пожарной безопасности.

  • Повысится компетентность участников педагогического процесса по вопросам пожарной безопасности.
  • Изменение отношения родителей к данной проблеме.

            мероприятие

                     задачи

 ответственные

I этап – подготовительный.

Формирование устойчивого интереса к тематике проекта.

1.

Создание проблемной ситуации для детей

  • Выяснить, что дети знают о ситуациях, приводящих к возникновению пожаров,

 огне, пожаре, что хотели бы еще узнать; откуда можно узнать.  

воспитатели

 2

Оформление родительского уголка «Для вас, родители». Размещение статей, рекомендаций, консультаций по теме проекта.

Просвещение родителей.

воспитатели

3

Подбор детской художественной литературы для чтения детям.

  • Подбор сюжетных картинок и иллюстраций.
  • Изготовление, подбор дидактических игр и упражнений, настольных игр. Работа с методическим материалом, литературой по данной теме.
  • Подбор заданий для родителей.

Организовать совместную деятельность воспитателей, детей и родителей

воспитатели

II –  основной этап деятельности. Формирование знаний, умений, навыков,

при решении проблем с помощью взрослого и самостоятельно.

1

- Непосредственно образовательная деятельность;

Совместная деятельность педагогов и детей (см. таблицу ниже).

Совместная  свободная деятельность детей и родителей

Работа педагогов с родителями

  • Формировать представление об огне, опасных для человека ситуациях, приводящих к возникновению пожаров.
  • Конкретизировать представления о способах поведения в опасных ситуациях (пожар) и о способах избежание таких ситуаций.
  • Развивать умение использовать все сенсорные функции овладения знаниями об источниках возникновения пожара и безопасного поведения.

воспитатели

воспитатели

родители

2

Создание предметно-развивающей среды

Создать условия для реализации проекта.

Воспитатели, родители

III этап – результативный. Самореализация всех участников проекта.

1

Выставка совместных творческих работ с родителями

«Несказочная опасность!»

Закреплять знания детей о пожарной безопасности , развивать навыки совместного творчества. Учить радоваться результатам творчества.

Развивать речь, учить рассуждать, делать выводы.

Воспитатели, родители, дети

2

Развлечение «Спички не игрушка, огонь не забава!»

Расширять знания детей о пожарной безопасности, продолжать формировать умение правильно действовать в случае возникновения пожара,  тренировать в умении играть в команде, повышать личную ответственность за свои поступки, формировать дисциплинированность, чувство долга. 

Воспитатели, дети.

3.

Презентация продукта проекта –выставки совместных творческих работ с родителями

««Несказочная опасность!»

организация показа для детей второй младшей группы

 Вызвать желание познакомить малышей  с нашей выставкой, учить детей рассказывать о своих работах, умение выступать перед детьми и взрослыми.

Воспитатели, дети.

4.

Смоделирована предметно-развивающая среда по противопожарной безопасности. 

Воспитатели,

родители

РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОЕКТА ПО ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ ОБЛАСТЯМ

 на II  основном этапе деятельности.  

Образовательные области

мероприятие

Познавательное развитие

1ООД по ознакомлению с окруж. миром «Встреча с Огоньком»

2.Дидактические игры: «Что из чего сделано?», «Сложи картинку: уроки противопожарной безопасности»,  « Д/и «Четвертый лишний», «Добрый и злой гном»;  «Это я, это я это все мои друзья…»; «Угадай по звуку проезжающий вид транспорта» (иллюстрации + аудио).

3. Дидактические упражнения: «Обведи по точкам», «Путаница», «Найди тень пожарного», «Собери пожарную машину», «Потуши огонь»,  «Лестница для пожарной машины», «Помоги добраться пожарным».

4. Компьютерная презентация «Огонь – друг или враг?»

5. Познавательно-исследовательская деятельность:

 опыт «Чем можно потушить огонь? », опыт «Горячее пламя». 

6. . Беседа «Огонь вчера, сегодня, завтра»

Речевое развитие 

1.Чтение художественной литературы:  С. Маршак. «Рассказ о неизвестном герое», С. Я. Маршак «Пожар», Т.А.Шорыгина «Как Тимоша царевну спас». Потешка «Дон! Дон! Дон!..»,  К.И.Чуковский «Путаница», Пермяк Е. А., «Как огонь воду замуж взял».

2. Дидактические игры: «Закончи предложение», «Доскажи словечко», «Измени по образцу»,  «Кто лишний», «Загадки и отгадки», «Подбери признак» (предметы пожаротушения), «Тушат, не тушат».

3. Беседы «Причины пожаров», «Что делать при пожаре». 

Социально-коммуникативное развитие

1.Экскурсия по детскому саду «Уголок пожарной безопасности»

2. Беседа «Профессия пожарный»

3.Сюжетно-ролевые игры «Мы - пожарные», «Служба спасения», « Пожар в доме» (эстафета с атрибутами)

4.Игровые ситуации.

Художественно-эстетическое развитие

1.Рассматривание иллюстраций Ю. Васнецова к потешке «Кошкин дом».

2. Ручной труд -  поделка «Огонь» (нарезать полоски бумаги, складывать их пополам).

3. Пластилинография «Костер».

4.ООД - Рисование. «Пожарная машина»

5. Раскрашивание картинок по теме  и штриховка в разных направлениях.

6. Работа с рисунком«Пожарная машина»

7. Драматизация потешки «Кошкин дом».

8.Просмотр м/ф «Невоспитанные петарды» (серия «Смешарики», «Азбука безопасности») 

Физическое развитие

1.Подвижные игры «Огонь», «Огонь и вода», «Огонь–друг и враг», «Тушим пожар».

2. Физкультминутки «Огонь». «Кошкин Дом».

3. Развлечение «Спички не игрушка, огонь не забава!»

4. Пальчиковая гимнастика «Мы - пожарные».

Работа педагогов с родителями:

1.Индивидуальные консультации;

2.Консультации для родителей ««Правила пожарной безопасности»,«Не допускайте шалостей с огнем».

3.Наблюдения, опыты дома с детьми.

4Работа с родителями через папку-передвижку по теме проекта

3.Выставка работ детско-родительского творчества

Развивающая среда:

1.Подбор художественной литературы в книжном уголке.

2.Дидактические игры.

3.Настольные игры, атрибуты к сюжетным играм, предметы – заместители.  

4.Раскраски по теме «Пожарная безопасность»

5.Аудиозапись, презентация, маски для драматизации, элементы костюма.

6. Шапочки-маски для подвижных игр.

Самостоятельная деятельность детей:

Рассматривание иллюстраций, книг

Художественное творчество

Сюжетно – ролевые игры

Литература

1.От рождения до школы. Основная общеобразовательная программа дошкольногообразования / Подред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой,

 М.А. Васильевой. - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2017. 

2.«Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений IV вида (для детей с нарушениями зрения)» под ред.Л.И. Плаксиной

3.Веракса Н.Е., Веракса А.Н. «Проектная деятельность дошкольников», М, 2010.

4.К.Ю.Белая Формирование основ безопасности у дошкольников. Для занятий с детьми 2-7 лет. – М.:МОЗАИКА-СИНТЕЗ,2014.

5. Как обеспечить безопасность дошкольников: конспекты занятий по основам безопасности детей дошк. возраста: кн. для воспитателей дет. сада/[К. Ю. Белая, В. Н. Зимонина, Л. А. Кондрыкинская и др.]. – М.: Просвещение,2006. – 94с.

6. Галкина Г.Г., Дубинина Т.И. Пальцы помогают говорить. Коррекционные занятия по развитию мелкой моторики у детей / Г.Г. Галкина, Т.И. Дубинина. – М.: Издательство «ГНОМ и Д». 2007.

7.Гарнышева Т. П. ОБЖ для дошкольников. Планирование работы, конспекты занятий, игры. – СПб.:   «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2012. – 128с.

8.Социально-бытовая ориентировка дошкольников с нарушением зрения (перспективное планирование и конспекты специальных коррекционный занятий     (Под ред. Е.Н. Подколзиной). – М.: Город Детства, 2007. – 256с.

9.Занятия по развитию социально-бытовой ориентировки с дошкольниками, имеющими нарушения зрения. Методические рекомендации [сост.Л.А.Дружинина и др.; науч. ред. Л.А. Дружинина]. – Челябинск

10.Хрестоматия для чтения детям в детском саду и дома: 4 -5  лет

11.К о м а р о в а Т.С. Изобразительная деятельность в детском саду:

Средняя группа (4 – 5 лет).

12.. Пензулаева Л.И. Физическая культура в детском саду: Средняя группа – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2016. – 112с

Приложение

Беседа «Профессия пожарный»

Цель: Дать представление детям о работе пожарных.

Итак, в чём же заключается работа пожарных?

Ответы ребёнка (Помогают людям тушить пожар.)

Всё правильно. А ты знаешь, что пожар легче предупредить, чем потушить? Пожарные занимаются не только тушением пожаров, но ещё и их предупреждением. Без разрешения пожарных, без их тщательного осмотра не строится ни один дом. Пожарные участвуют в осмотре магазинов, школ, детских садов, заводов, кафе и ресторанов перед их открытием.

А ты видел, в какой одежде ходят пожарные?

Ответ ребёнка. (В защитных костюмах.)

Правильно, у пожарных есть специальная одежда, которая защищает их во время пожара. Она сделана из специальной ткани, которая почти не горит. На голове у них стальная каска, на ногах — прочные и удобные сапоги. Ведь пожарный бесстрашно идет в огонь!

Сложнее всего пожарным приходится весной и летом, когда начинают гореть трава и леса. Как ты думаешь почему?

Ответ ребёнка. (Люди разжигают везде костры.)

Как ты думаешь, а из-за чего может случиться пожар? Можно ли избежать пожара?

Ответ ребёнка.(Бросают спички.)

Конечно, чаще всего пожар случается из-за невнимательности людей, из-за неосторожного обращения с огнём. Причиной лесного пожара может быть плохо затушенный костёр, брошенная горящая сигарета, молния во время грозы и даже осколок стекла, собирающий солнечные лучи.

Примерные вопросы, которые ещё можно задать ребёнку для закрепления знаний о профессии пожарного:

1. Какими качествами должен обладать пожарный? Почему? (Сильный, храбрый.)

2. Почему работа пожарного бывает опасной? (Работают с огнем, высоко по лестнице поднимаются,)

3. Как пожарные тушат огонь? (Из шланга пеной или водой)

4. По какому телефону нужно звонить при пожаре?(112)

5. Кто принимает звонки по телефону 112. 

Практический материал к дидактическим упражнениям

1.Работа с рисунком «Пожарная машина»

http://i.pinimg.com/736x/cc/6e/8f/cc6e8f1f06be25b3e58316f34cfa14bc.jpg

2. Дидактическое упражнение «Помоги добраться пожарным»

https://i.pinimg.com/736x/bf/8d/68/bf8d68c64e4ee63e584b11467029e742.jpg

3. Дидактическое упражнение «Обведи по точкам»

http://izuchalkin.ru/loadpic/pic1/2492-etot-pojarnik-potushit-ly.jpg

4. Дидактическое упражнение «Найди тень пожарного»

https://ds04.infourok.ru/uploads/ex/1279/00041da0-70e90eb4/hello_html_24a5f5cc.jpg

Консультация для родителей

«Правила пожарной безопасности»

http://www.sosenskoe.nichost.ru/images/mchs/pozarnik_i_deti.png

Ростом спичка – невеличка,

Не смотрите, что мала.

Эта маленькая спичка

Может сделать много зла.

Крепко помните, друзья.

В целях вашей безопасности и безопасности ваших детей, как можно чаще беседуйте с малышами о том, как себя вести в чрезвычайных ситуациях.

Но главное: избегайте потенциальную опасность, например, опасность ПОЖАРА!

Не забывайте с детьми повторять правила пожарной безопасности!

Вопросы, на которые каждый ребёнок должен знать ответы:

  • Что нужно знать, если возник пожар в квартире?
  • Можно ли играть со спичками и зажигалками?
  • Чем можно тушить пожар?
  • Можно ли самостоятельно пользоваться розеткой?
  • Знать номер пожарной службы
  • Можно ли трогать приборы мокрыми руками?

В случае возникновения пожара, если взрослых нет дома, дети должны действовать следующим образом:

  • Если огонь сразу не погас, немедленно убегайте из дома в безопасное место. И только после этого позвоните в пожарную охрану или попросите об этом соседей.
  • Если не можете убежать из горящей квартиры, сразу же позвоните, сообщите пожарным точный адрес и номер своей квартиры. После этого зовите из окна на помощь соседей или прохожих.
  • Нельзя прятаться в ванну, под шкаф, нужно выбежать из квартиры и ждать когда приедут пожарные.

Пусть помнит каждый гражданин пожарный номер: 101!

http://www.vgmok.ru/images/101_detjam.jpg

Уважаемые родители, вашим детям будет интересно! Повторите телефон противопожарной службы МЧС.

  • Прочитайте детям произведения детских писателей:

С. Маршак «Кошкин дом»

К. Чуковский « Путаница»

Б. Житков « Пожар» и др.

  • Рассмотрите с детьми картинки, с изображением огня, пожарной машины, пожарного.
  • Заучите с ребенком стихотворение:

Мишке, любимому девочка Мила

          Погладить штанишки однажды решила.

 Утюг незаметно от мамы включила

  И вскоре о нем совершенно забыла.

      Нагрелся утюг, загорелись штанишки.

       Пожар уничтожил игрушки и книжки.

  • Играем вместе: «Можно – нельзя»

Можно ли дома играть куклой (машинкой)?

…включать утюг?

…строить из кубиков?

…играть с розеткой?

…смотреть книги и журналы?

…играть со спичками и др.

В конце игры спросите у ребенка: почему нельзя включать утюг, играть со спичками, зажигалками и другими  огнеопасными предметами?

БЕРЕГИТЕ  СЕБЯ И СВОИХ ДЕТЕЙ!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Познавательно-творческий проект «Наша армия родная» в средней группе

Цели проекта:Дать детям знания об армии, сформировать у них первичные представления об особенностях военной службы. Уточнить и расширить их представления о родах войск, о защитниках Отечества. Воспиты...

Совместный познавательно – творческий проект детей, педагогов и родителей подготовительной группы «Что за прелесть эти сказки» по сказкам А.С. Пушкина

Развитие эстетических, познавательных, творческих      способностей  детей старшего дошкольного возраста посредством знакомства с творчеством А.С. Пушкина...

Совместный познавательно – творческий проект детей, педагогов и родителей старшей группы "Откуда книга пришла"

Познакомить детей с историей происхождения книги, процессом ее возникновения; приобщать к пониманию роли книги и ее ценности в жизни человека, в мировой культуре....

Совместный информационно - исследовательский, творческий проект детей, педагогов и родителей средней группы с нарушением зрения «Такие разные пуговицы»

Дети всегда и везде в той или иной форме соприкасаются с предметами. Все привлекает внимание ребенка, удивляет его, дает богатую пищу для детского развития. Взрослый становится проводником в мир вещей...