Совместный познавательно – творческий проект детей, педагогов и родителей подготовительной группы «Что за прелесть эти сказки» по сказкам А.С. Пушкина
проект по развитию речи (подготовительная группа) на тему

Развитие эстетических, познавательных, творческих      способностей  детей старшего дошкольного возраста посредством знакомства с творчеством А.С. Пушкина

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_pushkin.docx34.22 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ  «Специальная коррекционная начальная школа-детский сад№144»

Совместный познавательно – творческий  проект

детей, педагогов и родителей

подготовительной группы

«Что за прелесть эти сказки»

по сказкам А.С. Пушкина

Составила: Харчина Г.С.,

воспитатель первой

квалификационной категории

г. Дзержинск

2017 г.

Тема проекта: «Что за прелесть эти сказки»

Вид и длительность проекта:  Познавательно – творческий, краткосрочный(1 месяц)

Актуальность:

Сказки Пушкина – это первые наши книги. Сказка – это рассказ о заведомо невозможном, здесь есть обязательно что-то фантастическое, неправдоподобное: животные разговаривают, на первый взгляд обыкновенные предметы оказываются волшебными. Недаром известная русская пословица гласит: «Сказка-ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок», урок нравственности, доброты, честности, ума и хитроумия. Со сказок Александра Сергеевича Пушкина начинается любовь ко всей русской поэзии. Сразу приходят на память слова: «У Лукоморья дуб зелёный, златая цепь на дубе том...». Пушкин писал не только сказки, а сказки в стихах. Каждое слово звучит необыкновенно выразительно. Все без исключения положительные герои пушкинских сказок излучают тепло и свет. Каждая сказка либо славит находчивость и смелость, либо высмеивает глупость и лень, трусость и жадность является настоящим литературным шедевром! На детей сказки Пушкина оказывают огромное воспитательное воздействие. Напевность, ритмичность, лаконичность, выразительность, музыкальность его стихов всегда находит отклик в душе, как взрослого, так и ребенка. Рано или поздно поэт становится другом каждому читающему человеку. Пока существует человечество, оно нуждается в мечте, поэтому ему не обойтись без сказки, которая вдохновляет, подаёт надежду, забавляет и утешает.

 Задача взрослых познакомить ребёнка с творчеством великого поэта  как можно раньше и сделать его стихи, сказки, частью внутреннего мира растущего человека.

Цель проекта:  Развитие эстетических, познавательных, творческих      способностей  детей старшего дошкольного возраста посредством знакомства с творчеством А.С. Пушкина.

Задачи:

Образовательные:

  • Продолжать знакомить с творчеством Александра Сергеевича Пушкина;
  • Способствовать накоплению эстетического опыта, читая и обсуждая литературные произведения;
  • Воспитывать культуру речи, учить детей рассуждать, развивать умения применять свои знания в беседе, добиваться связных высказываний;

  Обогащать и расширять словарный запас детей;

  • Формировать умение выразительно читать стихи, инсценировать эпизоды сказок;
  • Знакомить с классическими произведениями композиторов, созданными по сказкам А.С. Пушкина.

Коррекционно-развивающие:

  • Развивать:

память, внимание, мышление, слуховое восприятие, как сохранный анализатор;                                                                                                 артистические способности;                                                                                     образное мышление, фантазию, творческие способности.

  • Способствовать развитию мелкой моторики посредством выполнения творческих работ по проекту.
  • Способствовать развитию словесно-логического мышления, посредством игр-занятий по проекту.

Воспитательные:

  • Воспитывать умение слушать и понимать литературные произведения, эмоционально откликаться на них;
  • Способствовать формированию у детей чувства гордости за результат своего труда;
  • Формировать опыт творческого общения детей в процессе сотрудничества с родителями и педагогами.

    Ожидаемые результаты:

  • Развитие интереса к творчеству Пушкина;
  • Развитие познавательной активности;
  • Расширение кругозора;
  • Развитие творческих способностей;
  • Формирование эмоциональной отзывчивости;
  • Создание единого развивающего пространства, включающего детей, педагогов и родителей.

     Участники: дети, воспитатели,  учитель – дефектолог, родители.

   Развивающая предметно-пространстенная среда:

 Создание выставки книг сказок и стихов А.С. Пушкина,

Портрет  А.С. Пушкина в уголке книги,

Компьютерная презентации «Биография и творчество А.С.Пушкина» «Иллюстрации художников к сказкам  А.С.Пушкина»,

Продуктивная деятельность   по сказкам (рисование, раскраски, лепка, аппликация, ручной труд),       

Биография поэта,

Аудиокассеты  и  видеозаписи со сказками: « Сказка о царе Салтане, о сыне его могучем богатыре Гвидоне Салтановиче и прекрасной царевнеЛебеди»,«Сказка о рыбаке и рыбке», «Сказка о Золотом петушке», «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях».

Выставка детских работ по произведениям А.С. Пушкина.

Этапы проекта:

1этап – подготовительный

  • Организация выставки книг с привлечением родителей «Любимые сказки А.С. Пушкина»;
  • Подбор методической, художественной литературы, иллюстративного, музыкального, аудио и видео материала по теме проекта;
  • Подбор настольных игр;
  • Подбор демонстративного материала;
  • Разработка компьютерной презентации «Биография и творчество А.С.Пушкина».

2 этап – основной.

  • Выполнение проекта в сочетании с годовым комплексно – тематическим планированием.
  • Составление перспективного плана, форм, методов и приемов работы в соответствии с принципом интеграции образовательных областей (приложение № 1).

Социальное партнерство с родителями:

  • Беседа с родителями на тему «Образовательный проект (помощь, сотрудничество, участие в мероприятиях проводимых в группе) » ;
  • Опрос родителей и детей о том, какие книги дома читают, есть ли в домашней библиотеке произведения А.С.Пушкина;
  • Разработка памяток для родителей «Что, как и когда читать детям?»;
  • Организация выставки книг с привлечением родителей «Любимые сказки А.С. Пушкина»;
  • Организация выставки совместных творческих работ родителей и детей «У лукоморья…».

3 этап - завершающий .

  • В группе созданы необходимые условия для развития творческих и познавательных интересов детей;
  • Пополнили книжный уголок  художественной литературой;
  • Оформлена выставка совместных творческих работ родителей и детей по сказкам А.С. Пушкина «У лукоморья…»;
  • Оформлена книга из рисунков детей по сказкам А.С. Пушкина

«Что за прелесть эти сказки».

Предполагаемый продукт проекта

  • Акция «Подарим книжку малышам» ;
  • Выставка совместных творческих работ родителей и детей по сказкам А.С. Пушкина «У лукоморья…».

Заключение

Подводя итоги проекта «Что за прелесть эти сказки», нужно отметить, что поставленная цель и задачи были реализованы. Проект оказался интересным, творческим, ярким. Дети познакомились с великим русским поэтом А. С. Пушкиным, узнали много нового и интересного о нём, у них появился интерес к чтению его произведений: «Сказка о царе Салтане», «Сказка о мертвой царевне», «Сказка о рыбаке и рыбке», «Сказка о золотом петушке» и многим другим. Все дети участвовали в продуктивной деятельности по произведениям поэта. В результате совместной деятельности  дети приобщились к высокохудожественной литературе и театральной деятельности. Расширили кругозор о персонажах, сформировали запас литературных впечатлений, научились иллюстрировать, инсценировать литературные произведения.  Родители детей принимали активное участие в реализации данного проекта: приносили книги для книжного уголка, читали детям сказки дома, приняли участие в организации выставки совместных творческих работ родителей и детей по сказкам А.С. Пушкина «У лукоморья…».

Использованная литература:

1.«Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования   «От рождения до школы» научные редакторы Н.Е. Веракса, Т.С. Комарова, М. А. Васильева, издательство Мозаика-Синтез, Москва, 2017 г.  Соответствует ФГОС                                                                                              2. Программы специальных (коррекционных) учреждений 4 вида (для детей с нарушением зрения). Программы детского сада. Коррекционная работа в детском саду.  Под ред. Л. И. Плаксиной.  – М.: Издательство «Экзамен», 2003.- 256 с.                                                                                                                                3. А.С.Пушкин. Стихи и сказки. Издательство «Детская литература», М.,1974           4. И.Токмакова.  Поговорим с тобой о Пушкине. Дошкольное воспитание №1.1999 г                                                                                                                                  5. Г.Светлова.  А.С.Пушкин «Там русский дух...Там Русью пахнет!»  Журнал «Дошкольное воспитание» № 1, 1999г.

6. К.Степанов. Пушкин: истоки творчества. Журнал«Дошкольное воспитание» №2, 2000г.

7. О.С.Ушакова, Н.В.Гавриш. Знакомим дошкольников с литературой. Москва, Сфера,2004г.

                                                                                                                           

   Приложение №1

Социально-коммуникативное развитие

1.Беседа «Бережное хранение книг».

2.Экскурсия в городскую детскую библиотеку имени З. Космодемьянской.

3.Сюжетно-ролевая игра «Библиотека».

4.Трудовые поручения: восстановление поврежденных книг в книжном уголке группы «Книжкина больница».

5. Закреплять умение самостоятельно и своевременно готовить материалы и пособия к занятию, без напоминания убирать свое рабочее место.

Познавательное развитие

1. Беседа «Творчество А.С. Пушкина», рассматривание портрета

А.С. Пушкина.

2. Реши пример, раскрась героя «Герои сказок Пушкина в цифрах».

3.Дидактические игры по мотивам сказок А. С. Пушкина:

«Убери лишнее», «Назови последовательность», «Кого не стало?»,

игры со счётными палочками – выкладывание кораблика, рыбки; игра «Посчитай-ка»;

Речевое развитие

1.Чтение сказок А.С. Пушкина: «Сказка о рыбаке и рыбке», «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях», «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной Царевне Лебеди», «Сказка о золотом петушке», «Сказка о попе и о работнике его Балде».

2. Беседа по сказке А.С. Пушкина «Сказка о царе Салтане».

3.Чтение отрывков стихотворений А.С. Пушкина о зиме: «Зимнее утро»,

«Зимний вечер», «Идет волшебница-зима»,

4. Заучивание стихотворения А.С. Пушкина «У лукоморья дуб зеленый», «Уж небо осенью дышало».

5. Игры на звукоподражание «Превращение князя Гвидона».

6. Игра-фантазия «Если б я поймал золотую рыбку».

7. Дид.игры: «Подбери мнемотаблицу к стихотворению», «Вспомни сказку»,

«Волшебные предметы», «Найди предметы из сказок Пушкина», «Угадай сказку по иллюстрации».

8. Драматизация «Три девицы под окном…», «Сказка о золотой рыбке», «Белка там живет ручная..»

9. Рассматривание иллюстраций к сказкам А.С. Пушкина.

10. Книжная выставка по сказкам А.С. Пушкина.

Художественно-эстетическое развитие

1Лепка:

 «Белка песенки поет, да орешки все грызет», барельеф «Золотая рыбка».

2. Рисование:

 «Рады мы проказам матушки-зимы!», «Царевна Лебедь», «У Лукоморья дуб зеленый…», раскраски «Что за прелесть эти сказки!».

3. Аппликация:

 «Флот царя Салтана», «Ель растет перед дворцом».

4. Конструирование:

«Флот царя Салтана», «Сказочные дворцы», «Град на острове стоит», «Новый дом для старухи».

Слушание музыки:

«Полет шмеля» Н.А. Римский-Корсаков, «Бой с коршуном» П.И. Чайковский балет «Лебединое озеро» финальная сцена, «Полька «Попрыгунья» С. Свиридов (первое чудо «Белочка»),  «Море» опера «Садко» Н.А. Римский-Корсаков (второе чудо «Тридцать три богатыря»),

«Ноктюрн «Грезы любви» Ф. Лист (третье чудо «Превращение Царевны Лебеди»), русская народная песня «Во саду ли, в огороде».

Игра на музыкальных инструментах:

«Во саду ли в огороде» русская народная мелодия.

Физическое развитие

Подвижная игра «Ручеёк», игра – эстафета «33 богатыря»,

малоподвижная игра «Летает, ползает, плавает».

Здоровьесберегающие технологии:

дыхательная гимнастика «Ветер, ветер ты могуч…», артикуляционная гимнастика «Разные звуки», гимнастика для глаз «Шмель»,

мелкая моторика: штриховка, раскрашивание, рисование по клеткам героев сказок А.С.Пушкина


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект совместной деятельности детей, педагогов и родителей подготовительной группы на тему «Гость группы» (с использованием ИКТ)

Развитие интереса к миру взрослых людей путём ознакомления со сферами  трудовой деятельности....

Совместный познавательно – творческий проект детей, педагогов и родителей старшей группы "Откуда книга пришла"

Познакомить детей с историей происхождения книги, процессом ее возникновения; приобщать к пониманию роли книги и ее ценности в жизни человека, в мировой культуре....

Совместный познавательно – творческий проект детей, педагогов и родителей средней группы «Осторожно! Огонь!»

Формирование у детей знаний о пожарной безопасности, предпосылок навыков осознанного, безопасного поведения, создание условий для усвоения и закрепления знаний детей и их родителей о правилах по...

Совместная познавательно-исследовательская деятельность педагога с детьми подготовительной группы «Извержение вулкана».

Цель: Познакомить воспитанников с процессом извержения вулкана, посредством опытно-экспериментальной деятельности. Расширить знания детей об окружающем мире.Расширять словарный запас, мотивировать их ...