Формирование основ безопасности у детей старшего дошкольного возраста с ТНР.
статья по обж (подготовительная группа)

Байлычева Светлана Михайловна

Данная статья будет полезна и интересна воспитателям в работе с детьми старшего дошкольного возраста с ТНР  по формированию основ безопасности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_po_bezopasnosti.docx18.01 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование основ безопасности у детей старшего дошкольного возраста с ТНР.

Дети - самая незащищенная и уязвимая часть нашего населения. У них нет опыта, знаний, и не сформированы навыки безопасного обращения с предметами. Большинство дошкольников не знают как себя вести в той или иной ситуации. Познавая окружающий мир, они часто сталкиваются с опасностями и становятся жертвами своего незнания, беспечности и легкомыслия. Ребенок по своим физиологическим особенностям не может самостоятельно определить всю меру опасности своего существования, поэтому мы, взрослые, должны дать им элементарные знания основ безопасности.

Актуальность данной проблемы также определяется реальными потребностями системы дошкольного образования и необходимостью раннего информирования ребенка о правилах безопасного поведения в окружающей его среде, освоения им соответствующих умений.

Вопросы безопасности жизнедеятельности разрабатывались в исследованиях многих отечественных ученых (В.А. Алексеенко, В.С. Белов, А.С. Вернадский, А.В. Гостюшин. В.А. Левицский, В.М. Лономоносов, О.Н. Русак, И.М. Сеченов, Э.Я. Соколов, И.К. Топоров и др.).

Большой вклад в решение научной проблемы выживания, самосохранения и безопасности человека внесли исследования зарубежных учёных А. Адлера, П. Маслоу, Б. Паскаля, З. Фрейда и др.

В работах отечественных психологов В.В. Давыдова, Л.В. Занкова, А.Н. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна, Д.В. Эльконина и др. освещено реальное многообразие идей и подходов к проблемам безопасности жизнедеятельности личности.

Вопросы привития навыков основ безопасности детям старшего дошкольного возраста отражены в научных трудах Н.Н Авдеевой, Л.П. Анастасовой, К.Ю. Белой, Г.К. Зайцева, В.Н. Зимониной, О.Л. Князевой, Л.А. Кондыкинской, И.Ю. Матасовой, Р. Б. Стеркиной, Л.Г. Татарниковой, Л.Ф. Тихомировой, Т.Г. Храмцовой и др.

Цели и задачи моей педагогической деятельности.

Цель: формирование у детей осознанного выполнения правил поведения, обеспечивающих сохранность их жизни и здоровья в совершенных условиях улицы, транспорта, природы, быта.

Задачи:

  • формировать знания об осторожном обращении с опасными предметами, об опасностях в быту;
  • учить безопасному поведению при контактах с незнакомыми людьми, в конфликтных ситуациях со сверстниками;
  • формировать знания о ПДД, о безопасном поведении во дворе, на улице, дороге;
  • активизировать знания о правилах безопасного поведения в природе;
  • развивать способность к предвидению возможной опасности в конкретно меняющейся ситуации и построению безопасного поведения;
  • развивать речевую активность воспитанников.

Работа по формированию основ безопасности у детей провожу, стараясь охватить все виды детской деятельности.

Считаю важным, чтобы полученные знания ребенок мог пропустить через продуктивную деятельность, реализовать в играх, закреплял знания и умения на прогулке, в трудовой деятельности. Ведь всё, чему я стараюсь научить детей, они должны будут применять в реальной повседневной жизни, на практике, за пределами дошкольного учреждения.

С целью формирования основ безопасности я использую различные формы организации детей.

На занятиях они приобретают знания. Я сообщаю их детям, контролирую усвоение, при необходимости корректирую. Использование на занятии компьютерной презентации, видеороликов ведет к лучшему усвоению знаний, повышает интерес.

В изобразительной деятельности дети отображают свои наблюдения, полученные впечатления, приобретенные знания.

Игра дает ребенку возможность моделировать окружающую жизнь, поступки людей в тех или иных ситуациях, их взаимоотношения. В своей работе использую настольно-печатные, дидактические, сюжетно-ролевые, театрализованные, словесные игры.

Особое место уделяю использованию художественной литературы. Она не только обогащает ребенка знаниями, но и способствует развитию чувств. Через иллюстрацию в книгах также знакомлю воспитанников с основами безопасности.

Досуговые мероприятия - это всегда праздник для детей. Я использую различные формы: развлечения, викторины, спортивные досуги. Они часто становятся итоговыми мероприятиями при реализации проектов или лексической темы.

В системе методов и приемов ознакомления воспитанников с основами безопасности, используемых мной, важное место занимает наблюдение. Чтобы ребенок ни делал, он всегда за всем наблюдает и все запоминает. Оно способствует развитию познавательных процессов, помогает закреплению правил поведения в опасных ситуациях, обращению с опасными предметами. Важно, чтобы наблюдение проводилось за поведением носителей нормы. С этой целью организую наблюдение за работой медицинской сестры, поваров на кухне детского сада, за переходом пешеходов через улицу и т.д.

Моделирование ситуаций даёт ребенку возможность применить полученные знания  на деле, готовит его к умению правильно вести себя в экстремальных ситуациях.

Использование игровых приёмов помогает в усвоении познавательного материала. Использую воображаемые ситуации, например, помочь какому-нибудь герою выбраться из опасной ситуации, рассказать о правилах дорожного движения и другие. В группу может прийти герой какой-либо сказки, вместе с ним мы выясняем основы безопасности.

Считаю важным не только учить детей правилам безопасности, но при этом воздействовать на чувства воспитанников. Этому способствуют игры-драматизации, чтение литературных произведений, а также придумывание сказок и историй на разные темы. Вместе с детьми сочинили сказку "Огнехвостик", "Самый главный", "Сказки-наказки". Переделали на новый лад сказку "Три поросенка".

Работу по формированию у дошкольников основ безопасности мы осуществляем в тесном контакте с родителями воспитанников. На родительских собраниях, семинарах родители знакомятся с системой работы дошкольного учреждения по формированию у детей безопасного поведения на дорогах и улицах, получают консультативную помощь по проблеме безопасности. Мы стараемся убедить пап и мам наших воспитанников в том, что нельзя требовать от ребенка выполнения какого-либо правила поведения, если взрослые сами не всегда ему следуют. А разобщенность в требованиях предъявляемых детям в детском саду и дома могут вызвать у них растерянность, обиду и даже агрессию.

Родители - наши активные помощники и участники многих мероприятий. С их помощью изготовлены атрибуты для сюжетно-ролевых игр по ПДД, пожарной безопасности, многофункциональные ширмы.

Участие в конкурсах и викторинах различного уровня помогает сплотить коллектив детей и родителей, познать и, возможно, открыть для себя новые грани таланта каждой семьи.

В группе мною оформлен уголок по формированию у детей основ безопасности, где имеются дидактические игры, изготовленные вместе с детьми, атрибуты для сюжетных и творческих игр, литература и наглядный материал для детей, планы и схемы (например, схема безопасного маршрута от группы на прогулочную веранду). В уголке также есть место для организации выставки детских рисунков.

Вместе с детьми создан цикл альбомов детских рисунков по теме: "Что мы знаем о пожаре?", "Что мы знаем о ПДД?", "Я - человек"; цикл альбомов с фотографиями о работе пожарных, где и как можно играть.

Изготовили макет микрорайона, улицы, который дети используют в игровой деятельности, в моделировании ситуаций.

Активно используется в организованной и самостоятельной деятельности "Куб безопасности", который мы придумали и оформили вместе с воспитанниками.

В результате проведенной работы прослеживается положительная динамика по формированию у детей основ безопасности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Экспериментальная работа по формированию основ безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста

Содержание1. Формирование основ безопасности жизнедеятельности дошкольников как часть многоаспектного явления социального развития. (введение) 2. Экспериментальная работа по основам безопас...

Формирование основ безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста

Безопасность жизни и деятельности - насущная потребность человека. Сохранение здоровья детей и подростков, будущих матерей и отцов, обеспечение достойных условий жизнедеятельности является общегосудар...

Система психолого-педагогических условий формирования основ безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста.

На современном этапе образование по безопасности жизнедеятельности подрастающего поколения является социальным заказом общества системе дошкольного образования. Столь раннее приобщение детей к проблем...

Обобщение опыта по теме "Формирование основ безопасности у детей старшего дошкольного возраста"

В данной работе обобщен опыт работы по теме "Формирование основ безопасности у детей старшего дошкольного возраста2...

Формирование основ безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста

Формирование основ безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста...

Проект "Формирование основ безопасности у детей старшего дошкольного возраста в условиях детского сада и семьи"

СТАТЬЯДошкольный возраст – важнейший период, когда формируется личность и закладываются прочные основы опыта жизнедеятельности, здорового образа жизни.К. Д. Ушинский писал, что «образование уменьшает ...

Самообразование на тему «Формирование основ безопасности у детей старшего дошкольного возраста посредством современных технологий»

Воспитать творческую, самодостаточную личность может только творческий и талантливый педагог, идущий по пути самосовершенствования и саморазвития. Если задаться вопросом о том, как педагог может постр...