Конспект НОД по познавательному развитию (основы безопасности) для воспитанников старшего дошкольного возраста. Тема: "В нашей жизни электричества - непомерное количество"
план-конспект занятия по обж (подготовительная группа)

Байлычева Светлана Михайловна

 Конспект занятия по познавательному развитию (основы безопасности) может быть использован воспитателями  в работе с детьми старшего дошкольного возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл profi.docx26.59 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №145» комбинированного вида

Конспект НОД

по познавательному развитию (основы безопасности)

для воспитанников старшего дошкольного возраста.

Тема: «В нашей жизни электричества – непомерное количество»

Дзержинск

2018г.

Цель: обобщение знаний воспитанников об электричестве, бытовых электроприборах.

Задачи.

Образовательные:

- закрепить представление воспитанников о бытовых электроприборах, их назначении, правилах пользования;

- активизировать умение избегать опасных ситуаций и по возможности правильно действовать;

- познакомить с причиной возникновения и проявления статического электричества.

Развивающие:

- развивать интерес к поисково-познавательной деятельности;

- развивать мыслительную активность, умение наблюдать, делать выводы;

- способствовать развитию осторожности и осмотрительности;

- способствовать развитию диалогической речи.

Воспитательные:

- воспитывать интерес к познанию окружающего мира.

Оборудование:тарелка, яблоко, скатерть, прутики от метлы, огарок свечи, почтовый ящик, конверт, фрагмент электропровода, вывеска «Лаборатория», экран, проектор.

Раздаточный материал: карточки, фломастеры; для проведения опыта – пластмассовые линейки по количеству воспитанников, снежинки из папиросной бумаги, кусочки шерстяной ткани.

Предварительная работа: беседа об электричестве и электробытовых приборах, загадывание загадок, чтение стихотворений и литературы познавательного характера, рассматривание тематического словаря в картинках «Электробытовая техника», «Расскажи детям о бытовых приборах».

Индивидуально-дифференцированный подход:

по объему и сложности задания: карточки на соответствие с разным количественным и качественным содержанием;

помощь воспитателя в выполнении индивидуальных заданий.

1. Организационный момент

- Здравствуйте, ребята! Мне очень приятно видеть всех вас!

Мы построим ровный круг.

Слева друг и справа друг.

Дружно за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся.

У всех хорошее настроение?

Все забыты огорчения?

Сил не жалко для труда?

Друг друга выручим всегда?

2. Основная часть. Игровые задания, проблемные ситуации, экспериментирование.

- Ребята! Я так ждала встречи с вами. Всё думала, чем же вас удивить? Все дети, да и взрослые, любят сказки. Наверное, никто на свете не отказался бы посмотреть на сказочные предметы. А вы?

Я попросила героев разных сказок прислать их по почте, но так к вам торопилась, что не успела открыть посылку. Я сейчас ее открою, и мы вместе посмотрим, что же там.

Воспитатель предлагает детям сесть на ковер, достает из почтового ящика предметы:

- Вот тарелочка с золотой каемочкой, и яблочко наливное.

- Прутики от волшебной метлы.

- Скатерть-самобранка.

- Огарочек свечи, при которой Золушка перебирала крупу.

Ой, а здесь ещё и письмо. Давайте его прочтем.

«Здравствуйте! Мы посылаем вам волшебные вещи, которые вы просили, но, к сожалению, от времени они испортились. Яблочко по тарелочке не катается, новостей не показывает, скатерть больше не угощает нас, от волшебной метлы вообще только прутики остались. А ведь в сказках без волшебных вещей нельзя. Пожалуйста, помогите нам».

- Да, плохо живется сказочным героям. Живут они в сказках и не знают, что у людей давно появились добрые помощники. Я думаю, вы мне подскажите,  какие.

- Яблочко катилось по тарелочке, показывало другие города, новости. А сейчас откуда мы узнаем новости? (после ответов воспитанников на экране появляется картинка-телевизор).

- Что заменяет нам метлу при уборке в квартире? (на экран выводится картинка-пылесос)

- Скатерть – самобранка, как удобно: развернул – и еда готова. На чем же сейчас готовят обед? (электроплита)

- Давным – давно  избы и терема освещали только свечи. А что сейчас горит в наших квартирах? (ответы детей). У меня на картинке есть чудесная настольная лампа (изображение на слайде).

- Телевизор,пылесос, электроплита, настольная лампа – как можно назвать эти предметы одним словом?

Мы с вами выяснили, чем можно заменить старинные вещи. Думаю, теперь мы сможем помочь сказочным героям.Послать электроприборы мы не можем, а вот подсказать им, познакомить с нашими помощниками – это нам под силу!

Воспитатель предлагает сесть за столы, обращает внимание на осанку.

- У каждого на столе есть карточка. Вам необходимо соединить старинную вещь с современным электроприбором. (воспитанники выполняют задание на индивидуальных карточках).

После выполнения задания воспитатель задает вопросы, например: С каким электроприбором ты соединил веер? …(имя воспитанника) соединил самовар с картинкой электрочайника, это правильно? И т.п.

Молодцы, справились с заданием. Давайте отправим наши подсказки сказочным героям.(складываем карточки в конверт, запечатываем).

«Очень любим  дом мы свой,

И уютный, и родной.

Но не каждый бы сумел

Переделать массу дел.

Нужно дома нам убрать,

Приготовить, постирать,

А ещё бельё погладить…

Как со всей работой сладить?

И чудесно, что сейчас

Есть помощники у нас».

- Ребята, а какие ещё  электроприборы облегчают домашний труд?

- Много вы назвали приборов, « А приходится им, братцы, электричеством питаться». Чтобы работали электроприборы, куда их включают?

- Правильно, розетка – это входные ворота в электрическую сеть. А что же это невидимое сидит в розетке и заставляет домашние машины трудиться?

Электрический ток вырабатывается на больших мощных электростанциях (показ слайда с изображением ГЭС). Затем электрический ток течёт по проводам, спрятанным глубоко под землёй или очень высоко над землёй (показ слайда), приходит в наши дома,попадая в выключатели и розетки. Электрическийток похож на реку, только в реке течёт вода, а по проводам текут маленькие частицы – электроны.

Воспитатель демонстрирует фрагмент электропровода.

- Провод сверху одет в резиновую рубашку, для безопасности, а под ней пучок тонких медных проволочек, по ним ток и попадает в дома, больницы, детские сады, заставляя работать все электроприборы.

Физминутка

Представьте себе, что вы – маленькие частицы тока, которые бегут по проводам (дети берутся за руки) :

Ток бежит по проводам (бегут по кругу),

Свет несёт в квартиру к нам (фонарики вверх)

Чтоб работали приборы (круговые движения руками),

Холодильник, мониторы(показывают движениями рук большой и маленький прямоугольники),

Кофемолки, пылесос (имитируют работу данных приборов)

Ток энергию принёс… (разводят руки в стороны).

Значит, электрический ток – наш друг. Вы согласны? А может ли электрический ток быть врагом? (воспитатель выслушивает и обобщает ответы воспитанников)

-Да, ребята, электрический ток очень опасен, он может даже убить, поэтому нужно соблюдать правила безопасности в работе с электроприборами. Сегодня я познакомлю вас с правилами, которые помогут избежать беды.(сопровождается демонстрацией слайдов на экране).

- Внимательно посмотрите на эту картинку, подумайте и скажите, что это обозначает?

(нельзя никакие предметы вставлять в розетку, особенно металлические!Потому что ток, как по мостику, может перебраться на вас, серьёзно вас травмировать и даже убить.)

- Какое правило можно сказать здесь? (нельзя оставлять включенные электроприборы без присмотра. Они могут стать причиной пожара.Уходя из дома, нужно всегда проверить, выключен ли свет, телевизор, утюг, электрообогреватель).

- Как вы думаете, что означает эта картинка? (Нельзя включать в одну розетку сразу несколько электроприборов!Может произойти замыкание, что приведет к пожару).

- Самоеглавное правило для всех ребят - нельзя включать электроприборы без разрешения взрослых и в их отсутствие.

Если вы будете соблюдать эти несложные правила, то электричество всегда будет вашим другом.

Мы с вами сегодня много говорили об электричестве. Вы запомнили, что электричество может быть очень опасно? (Ответы детей).

А я знаю, что есть электричество - неопасное, тихое, незаметное, оно живет повсюду, само по себе. И если его поймать, то с ним можно очень интересно поиграть. Называется такое электричество статическим (предлагается повторить нескольким воспитанникам). Я приглашаю вас в лабораторию, где мы научимся ловить статическое электричество.

Посмотрите, на столе лежат пластмассовые линейки, кусочки шерстяной ткани и тарелочка с бумажными снежинками.

- Поднесите линейку к снежинкам.

- С ними что-то происходит? (нет)

- Сейчас мы сделаем эти обычные линейки волшебными, электрическими. Возьмите кусочек шерстяной ткани и натрите им линейку. Медленно поднесите её к снежинкам.

- Что происходит с ними?

- Как линейка стала электрической?

Молодцы, ребята, вы поймали электричество.

- А теперь переверните линейку и потрите ее об волосы, снова поднесите к снежинкам. Где же может жить статическое электричество?

Вот мы с вами и научились ловить доброе, безопасное электричество.

3. Заключительная часть

- Мы сегодня поговорили об электрическом токе.

- Вы узнали что-то новое?

- А если вы хотите ещебольше узнать об электричестве, то со взрослыми можно почитать книги, энциклопедии.

- Чтобы вы не забыли, когда электричество становится опасным и узнали новые правила обращения с ним, я дарю вам  раскраску.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию для детей с ЗПР (старший дошкольный возраст) тема "Соблюдай правила дорожного движения"

Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию для детей с ЗПР (старший дошкольный возраст).Тема "Соблюдай правил дорожного движения"...

Конспект ОД по познавательному развитию " ЮНЫЕ ИССЛЕДОВАТЕЛИ" ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Конспект ОД по познавательному развитию " ЮНЫЕ ИССЛЕДОВАТЕЛИ"  ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА...

Конспект ООД по познавательному развитию "День Победы" для детей старшего дошкольного возраста

День Победы - самый трогательный, душевный, патриотический праздник. Это день памяти и почестей. Все дальше уходит от нас эта дата – 9 мая 1945 года. Задача педагога заключается в том, чтобы наш...

Конспект непосредственно-образовательной деятельности «По маршруту безопасности!» для воспитанников старшего дошкольного возраста

В дошкольном возрасте особенно актуальным  остается формирование основ безопасности, особенно в быту. Умение детей ориентироваться в сложившейся ситуации,  а также  знание телефона экст...

Конспект НОД по познавательному развитию (ознакомление с окружающим миром) старшего дошкольного возраста. В зимнем лесу.

Конспект НОД по познавательному развитию (ознакомление с окружающим миром) старшего дошкольного возраста. Тема: В зимнем лесу.  Познакомить детей с жизнью диких животных в лесу зимой....

Конспект непосредственно образовательной деятельности по обучению грамоте для воспитанников старшего дошкольного возраста. Тема: «Предложение»

Конспект непосредственно образовательной деятельностипо обучению грамотедля воспитанников старшего дошкольного возрастаТема: «Предложение»...

Занятие по познавательному развитию «Окружающему миру» для воспитанников старшего дошкольного возраста «ЗНАКОМСТВО С ЖИЗНЬЮ НАРОДОВ СЕВЕРА»

Цель:- Рассказать о своеобразии жизни народов Севера (природа, жилища,одежда, труд);- Воспитывать чувство уважения к жизни, традициям и обычаям других  народов.Оборудование: физическая карта...