Рабочая программа "Азбука пожарной безопасности"
рабочая программа по обж

Шотхоева Анжелика Дашидабаевна

Понятие безопасности прочно вошло в жизнь человека и представляет серьезную проблему современности. Расширение пространства, в котором проявляет свою активность ребенок на разных возрастных этапах развития, неизбежно приводит к появлению множества опасностей. Основная задача взрослых - привить детям культуру безопасного поведения. Создание условий для формирования у детей навыков безопасного поведения, систематическая воспитательно - образовательная работа по ознакомлению их с правилами такого поведения особенно актуальны в связи с введением во ФГОС ДО в качестве одного из целевых ориентиров дошкольного образования способности ребенка соблюдать данные правила. Таким образом, безопасность жизни ребенка и охрана его здоровья  – одна из актуальных задач дошкольного воспитания. Одним из направлений является -  формирование представлений о пожарной безопасности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_po_pozh.bezop-ti.docx130.55 КБ

Предварительный просмотр:

Администрация г. Улан-Удэ

Комитет по образованию

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Детский сад №97 «Земляничка» комбинированного вида г. Улан- Удэ

РБ 670042 Улан-Удэ, ул. Мокрова 19Б тел: 46-06-16, 45-18-26

эл. почта: 97zemlaynichka@mail.ru

Рабочая программа

«Азбука пожарной безопасности»

Составитель программы:

Воспитатель: Шотхоева А.Д.

г. Улан-Удэ, 2020г

Содержание программы:

1. Пояснительная записка

2. Задачи по профилактике противопожарной безопасности в детском саду.

3. Перспективный план работы средняя группа.

3. Перспективный план работы старшая группа.

4. Перспективный план работы подготовительная группа.

Литература

Пояснительная записка. 

Понятие безопасности прочно вошло в жизнь человека и представляет серьезную проблему современности. Расширение пространства, в котором проявляет свою активность ребенок на разных возрастных этапах развития, неизбежно приводит к появлению множества опасностей. Основная задача взрослых - привить детям культуру безопасного поведения. Создание условий для формирования у детей навыков безопасного поведения, систематическая воспитательно - образовательная работа по ознакомлению их с правилами такого поведения особенно актуальны в связи с введением во ФГОС ДО в качестве одного из целевых ориентиров дошкольного образования способности ребенка соблюдать данные правила. Таким образом, безопасность жизни ребенка и охрана его здоровья  – одна из актуальных задач дошкольного воспитания. Одним из направлений является -  формирование представлений о пожарной безопасности. Правила пожарной безопасности нам настолько знакомы, что порой кажется, что все их знают. Но статистика говорит о том, что количество пожаров от детской шалости с огнем не уменьшается. На пожарах гибнут дети, уничтожаются материальные ценности. Знание и соблюдение противопожарных требований только тогда становятся естественными в поведении человека, когда они привиты с детства. Именно в дошкольном возрасте возникают благоприятные условия для воспитания у ребенка чувства опасности перед огнем, навыков умелого обращения с ним и овладения знаниями, помогающими предупредить возгорание или сориентироваться в сложной ситуации пожара.

Известно, что детям свойственна тяга к огню, и поэтому запреты, как правило малоэффективны. Необходимо вести постоянную, целенаправленную работу по привитию навыков осторожного обращения с огнем, давать знания о свойствах огня и дыма, учить правильному поведению в экстремальных ситуациях пожара. Таким образом, основное содержание работы с детьми дошкольного возраста строятся на трансляции предупредительных правил, большая часть этих правил отрабатывается в реальной жизни ребенка, поэтому работа педагога тесно связана с работой по взаимодействию с родителями.

Воспитание у детей дошкольного возраста бережного отношения ко всему, что их окружает, что создано руками взрослых, доступных правил пожарной безопасности является одной из задач нравственного воспитания ребенка дошкольника.

Анализ пожаров по причине детской шалости с огнем и их последствия убеждают в необходимости серьезной систематической работы в детских дошкольных учреждениях по профилактике пожаров. Ежегодно каждый шестой пожар в нашей республике происходит по вине детей. Поэтому у детей, начиная с дошкольного возраста необходимо воспитывать навыки осторожного обращения с огнем, знакомить их с правилами пожарной безопасности и представлениям  о том, что опасно играть со спичками, оставлять без присмотра бытовые приборы, расширять представления о труде пожарных, воспитывать уважение к людям этого героического и мужественного труда.

Главное внимание необходимо сосредоточить на работе с детьми, используя при  этом разнообразные методы и приемы. Необходимый круг знаний дети получают на занятиях, в игровых ситуациях, в индивидуальных беседах со взрослыми.

В детском саду беседы с детьми по вопросам пожарной безопасности должны быть понятными, сопровождаться демонстрациями красочно оформленных картин с изображением любимых персонажей детских произведений, интересными рассказами, чтением произведений писателей, поэтов, показом фильмов.

Большое количество пожаров от детской шалости с огнем и связанный с этим ущерб, гибель и горе людей требуют обратить особое внимание на воспитание у детей с малых лет навыков осторожного обращения с огнем, на организацию их досуга. Это забота всех взрослых.

Целесообразно работа по привитию детям навыков осторожного обращения с огнем строить по трем направлениям:

● Изучение типовых правил пожарной безопасности с воспитателями и обслуживающим персоналом дошкольного учреждения;

● Профилактическая работа с детьми;

● Разъяснительная работа с родителями.

Необходимо кропотливая, систематическая работа с родителями: лекции, беседы, консультации. В группе должны быть стенды, где помещается информация и рекомендации по воспитанию у детей навыков осторожного обращения с огнем.

Исходя из всего сказанного, основные цели программы:

  1. Научить ребят сознательно выполнять дома, на улице, в детском саду правила пожарной безопасности;
  2. Разъяснять им опасность игр и шалостей с огнем;
  3. Познакомить с правилами предосторожности в обращении с электробытовыми приборами, как пользоваться средствами пожаротушения, как вызвать пожарную охрану.

Программа основана на идеях исследований по проблемному обучению (Дж. Дьюи, И .Я. Лернер, М.И. Махмутов); современных теориях обучения в педагогике взаимодействия и сотрудничества (Ш.А. Амонашвили, В.И. Загвязинский); возрастной педагогике и психологии (Л.С. Выготский, B.C. Мухина, С.Л. Рубинштейн и др.); теоретических положениях о современных образовательных технологиях (Г.К. Селевко); работях, посвященных теории игры (А.Н. Леонтьев, А.С. Макаренко, К.Д. Ушинский, Д.Б. Эльконин и др.); идеях о потребности человека в безопасности (А. Маслоу); теоретических основ пожарной безопасности (Л.К. Макаров, И.К. Мыльников, С.К. Шойгу и др.);  и научных трудах по проблемам формирования культуры безопасности жизнедеятельности (НЛ.Абаскалова, И.А Зубарев, В.Н. Мошкин, В.В. Сапронов, Ю.В. Репин и др.).

Опираясь на методическое пособие « Твоя безопасность» под ред. К.Ю. Белой;  пособие «Правила пожарной безопасности» Т.А. Яньковой; книгу « 365 уроков безопасности» Л.Логиновой;  статьи в журналах «Дошкольное воспитание», «Обруч», « Ребенок в детском саду», я поставила перед собой задачи:

  • Познакомить детей с первичными средствами пожаротушения;
  • Расширить знания детей о правилах противопожарной безопасности в быту, в лесу, на улице;
  • Познакомить детей с профессией пожарного;
  • Закрепить у детей умение вызывать пожарную охрану по телефону 01;
  •  Воспитывать умение самостоятельно пользоваться полученными знаниями в повседневной жизни.

Для успешного осуществления работы по данной программе, в группе создается необходимая развивающая среда. Подбирается наглядный  материал для уголка «Пожарная безопасность», детские произведения, плакаты, красочно оформленные картины. Для развития детской активности планируется проведение различных игр, упражнений, заданий.

Работа по пожарной безопасности должна проводиться в содружестве с семьей.Для этого планируется:

  • Проведение лекций, консультаций по пожарной безопасности;
  • Подбор соответствующего справочного материала и размещение его на стенде для родителей;
  • Привлечение родителей к созданию уголка пожарной безопасности;
  • Просмотр фильмов, знакомящих с правилами пожарной безопасности.

Разработанная мною программа основывается на программы: « Радуга», «Детство» «Тропинки», программу под ред. Васильевой М.А.

Гипотеза программы:

Работа по обучению правилам пожарной безопасности будет осуществляться, если:

  • Целенаправленно и систематически формировать навыки у детей;
  • Использовать игровые ситуации;
  • Обучать наблюдать оценивать ситуацию;
  • Обучать предвидеть скрытую опасность, оценивать шалость с огнем;
  • Воспитывать потребность быть в обращении с бытовыми приборами осмотрительными, осторожными, внимательными.

Обучение детей происходит на занятиях, в беседах, куда включаются познавательные игры и задания. На занятиях дети учатся находить проблемы, делать выводы и обобщения.

Виды и формы занятий:

Теоретические: беседы, дискуссии, дидактические игры, упражнения, задания.

Практические: наблюдения, составление схем, моделирование, домашнее задание,просмотр фильмов

Познавательно-досуговые: экскурсии, развлечения.

Чтоб успешно осуществлять программу по пожарной безопасности, я опираюсь на репродуктивные и продуктивные методы обучения.

Репродуктивные методы включают в себя:

  1. Объяснительно-иллюстративный (или информационно-рецептурный). Этот метод предполагает сообщение информации педагогам.
  2. Собственно репродуктивный. Предполагает действие по образцу.

Продуктивные методы включают в себя:

  1. Частично поисковый( эвристический). Предполагает обучение детей умению видеть проблемы, ставить вопросы, строить собственные доказательства, делать выводы, высказывать предположения.
  2. Исследовательский метод. Предполагает собственный творческий исследовательский поиск. Он включает в себя выявление проблем, наблюдения.

Репродуктивные методы позволяют детям опираться на уже известные им способы действия или показанные педагогом.

Ожидаемый результат.

У детей сформированы целенаправленные и систематические навыки пожарной безопасности, они видят проблему, умеют предвидеть скрытую опасность, делают выводы, закрепляют собственный опыт при помощи символов, схем, моделей.

Принципы построения программы: Процесс обучения детей пожарной безопасности в ДОУ будет эффективным если:

 -Использовать инновационные подходы в обучении, новые принципы, инструкции, технологии;

 -Реализовать педагогические условия (планирование воспитательно-образовательного процесса, использование интерактивных средств, форм, методов обучения, учет доступности, системности предусмотренных мероприятий, наглядно- дидактической оснащенности, референтность пожароопасного поведения участников педагогического процесса);

 -Осуществлять педагогическую диагностику знаний, умений и навыков детей по основам пожарной безопасности. Для успешного освоения программы необходимо грамотно организовывать процесс обучения пожарной безопасности с дошкольниками, учитывать возрастные особенности, избегать излишнего запугивания детей, следить за интонацией голоса, заканчивать общение вселением уверенности в том, что если соблюдать правила личной безопасности, то беды непременно можно избежать. Работа проводится по следующим направлениям: НОД, совместная деятельность, самостоятельная деятельность, работа с родителями, социумом.

Данная работа осуществляется за счет интеграции содержания образовательных областей «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие». Обучающие и проблемные ситуации могут стать частью занятий, проекта, экскурсии, наблюдении, а игровая ситуация может лечь в основу сюжета ролевой режиссерской или театрализованной игры.

План работы по данной программе:

  1. Выявление уровня знаний, умений по противопожарной безопасности.
  2. Подбор и анализ литературы по данной теме.
  3. Подобрать произведения детской художественной литературы, устного народного творчества по данной теме.
  4. Оформление тематических выставок по противопожарной безопасности для родителей
  5. Подбор дидактических игр, заданий, упражнений.
  6. Разработать тематическое планирование и конспекты занятий по теме.
  7. Подведение итогов работы с детьми.

Задачи по профилактике противопожарной безопасности в средней группе:

  1. Познакомить детей с правилами пожарной безопасности.
  2. Научить детей правильно действовать в экстремальных ситуациях.
  3. Познакомить детей с причинами возникновения пожаров.
  4. Познакомить детей с трудом пожарных.
  5. Сформировать у детей элементарные знания опасности во время шалостей с огнем.
  6. Познакомить с номером телефона экстренной пожарной службы.

Задачи по профилактике противопожарной безопасности в старшей группе:

  1. Расширять знания детей о правилах пожарной безопасности.
  2. Научить детей правильно действовать в экстремальных ситуациях.
  3. Продолжать знакомить детей с трудом пожарных, воспитывать уважение к профессии пожарных, стремление подражать им.
  4. Сформировать у детей элементарные знания опасности во время шалостей с огнем.
  5. Помочь осознать значимость правил противопожарной безопасности.
  6. Закрепить знание номера телефона экстренной пожарной службы.

Задачи по профилактике противопожарной безопасности в подготовительной группе:

  1. Закрепить знания детей о правилах пожарной безопасности, обращения с электробытовыми приборами.
  2. Научить детей правильно действовать в экстремальных ситуациях; выработка навыков поведения в условиях пожара при возникновении чрезвычайной ситуации.
  3. Формировать навыки сознательного поведения при пожаре, умение анализировать ситуацию и находить выход из создавшегося положения.
  4. Продолжать знакомить детей с причинами возникновения пожаров.
  5. Продолжать знакомить детей с трудом пожарных, воспитывать уважение к профессии пожарных, стремление подражать им.

Планирование работы в средней группе (4-5 лет).

Образовательная область

Формы образовательной деятельности

Программное содержание

Познание

Совместная деятельность:

  • Безопасность
  • Пожар

Дидактические игры:

  • Куда звонит Чебурашка
  • Какие из перечисленных действий могут привести к пожару.
  • Опасные предметы.
  • Что нужно для пожарного щита.
  • Отгадай-ка.

Опыты:

  • Горит-не горит.

Практические упражнения:

  • Что делать, если возник пожар.
  • Как вызвать пожарных по телефону.

Строительные игры:

  • Пожарная машина.
  • Гараж для пожарной части.
  • Дом.

Продолжать формировать представления о предметах, которые могут угрожать жизни и здоровью людей.  Закреплять знание об огне, пожароопасных ситуациях, о возможных причинах возникновения пожара.

Закреплять в игре знания детей  о пожароопасных предметах, неосторожных действиях с ними, которые могут привести к пожару. Развивать практические умения в процессе освоения правил поведения в случае возникновения пожара, Дать детям представление о пожарном щите, об орудиях труда для борьбы с пожаром. Показать детям, как опасны игры со спичками, как легко воспламеняются и быстро сгорают некоторые предметы (например, из бумаги). Учить детей делать выводы.

Развивать конструктивные умения, стремление к игре со строительным материалом, навыки общения, умение обыгрывать постройки.

Коммуникация

Беседы:

  • Пожарный номер-01.
  • Пожарная безопасность в природе.
  • Какие из перечисленных действий могут привести к пожару.

Рассматривание картин на тему пожаров

Просмотр обучающих фильмов на тему пожаров.

Дидактические игры:

  • Хорошо – плохо.
  • Кто работает с огнем?
  • Кому что нужно для работы?

Продолжать формировать представления об огне, как опасном факторе для жизни человека и как помощнике для его существования. Формировать представления о правилах поведения с огнем в природе (в лесу, на даче и т.д.), правилах поведения при возгорании (куда позвонить). Помочь детям увидеть положительную сторону огня.  Дать представления о профессиях взрослых людей, работающих с огнем (пожарный, стеклодув, кочегар и др.). Учить классифицировать предметы  по одному и двум признакам.

Развивать диалогическую речь, умение отвечать на вопросы. Упражнять в составлении  краткого рассказа по картине.

Социализация

Сюжетно – ролевые игры:

  • Пожарные.
  • Пожарная машина.
  • Пожарная часть.

Закреплять у детей знания о труде пожарного, о правилах пожарной безопасности и правилах поведения при пожаре. Побуждать детей применять полученные знания в игре. Продолжать учить детей брать на себя роли и действовать в соответствии с ними. Формировать умение договариваться в игре, меняться ролями в зависимости от хода игры. Развивать диалогическую речь, умение общаться со сверстниками.

Чтение художественной литературы

Чтение:

  • С.Я.Маршак «Кошкин дом».
  • К.Чуковский «Путаница»
  • Ирины Солнышко - «Пожарная машина»
  • С.Я.Маршак «Пожар»
  • Е.Хоринская "Спичка-невеличка";
  • Т.Кинько «Наш номер 01»
  • Т.Фетисов «Куда спешат красные машины»

Рассматривание иллюстраций, отображающих работу пожарных.

Просмотр мультфильмов на тему пожаров.

Загадывание загадок.

Пословицы и поговорки об огне.

Закреплять представления детей об опасности неосторожного обращения с огнем с помощью литературных произведений и малых фольклорных форм. Развивать интерес к чтению детской литературы, внимание, память, мышление.  Упражнять в умении слушать, беседовать по содержанию произведения. Учить отвечать на вопросы, делать  выводы. Развивать диалогическую и монологическую речь.

Труд

Труд пожарного.

Дидактическая игра

  • Кому что нужно для работы.

Продолжать знакомить с трудом пожарных, особенностями их работы и предметами – помощниками. Упражнять в классификации предметов. Закреплять  знание правил пожарной безопасности.

Физическая культура

Подвижные игры:

  • Пожарники.
  • Пожарные на учении.

Развивать двигательные умения и навыки, ловкость, быстроту, координацию движений. Закреплять в игре правила поведения при возгорании. Формировать умения действовать в игре по сигналу.

Здоровье

Дидактическая игра:

  • Четвертый - лишний.

Беседа:

  • Какой вред здоровью наносит огонь и дым?

Формировать у детей умение сравнивать предметы и выделять опасные и безопасные для жизни человека. Закреплять умение классифицировать предметы по одному признаку.  Закреплять представления  об огне и дыме, как опасных факторах для здоровья человека. Дать начальные представления о действиях в случае задымления при пожаре.

Художественное творчество

Аппликация:

  • Пожарная машина.
  • Пожарный щит (коллективная)

Рисование:

  • Огонь.

Продолжать учить  классифицировать предметы. Закреплять представления детей о назначении пожарного щита и об орудиях труда при пожаре. Развивать изобразительные и технические навыки, творческие способности детей. Воспитывать аккуратность и умение работать в коллективе сверстников.

dupenok.gif

Планирование работы в старшей группе (5-6 лет).

Образовательная область

Формы образовательной деятельности

Программное содержание

Познание

Совместная деятельность:

  • Пожароопасные предметы.
  • Пожар.
  • Электроприборы.

Дидактические игры:

  • Огонь – друг или враг?
  • Огнеопасные предметы.
  • Огнетушитель

Практические упражнения:

  • Пожар.
  • Твои первые действия при пожаре.

Экскурсия по детскому саду.

Строительные игры на соответствующую тему.

Просмотр обучающих фильмов и роликов на тему пожаров.

Помочь детям хорошо запомнить основную группу пожароопасных предметов, которыми нельзя самостоятельно пользоваться. Продолжать знакомить с номером 01, по которому надо звонить, если случился пожар.

Закреплять представления об огне, умение определять его стороны для человека, знания о пожароопасных предметах и последствиях игры с ними. Развивать мышление, память, речь, умение отвечать на вопросы, познавательную активность. Упражнять  детей обсуждать присмотренные фильмы, подводить к умозаключениям.

Коммуникация

Беседы:

  • Спички детям – не игрушка!
  • Пожар. Пожарный щит. Что делать при пожаре?
  • Огонь – друг, огонь – враг.
  • О пользе огня в жизни человека.
  • К славе и подвигу каждый готов.
  • От чего происходят пожары?
  • Правила поведения в природе.

Рассматривание картин на тему пожаров.

Дидактические игры:

  • Горит – не горит.
  • Правила безопасного поведения возле елки.
  • Какие действия могут привести к пожару.
  • Закончи предложение.
  • Правила пожарные без запинки знайте, правила пожарные строго выполняйте!
  • Позвони в пожарную часть.

Закреплять у детей представление об огне. Упражнять в определении хороших и плохих сторон огня для жизни человека. Продолжать формировать понятие огня как друга и как врага для человека. Дать представление о  возникновении и роли огня в жизни человека. Закреплять знания о свойствах предметов, умение их классифицировать на опасные и безопасные для здоровья. Продолжать закреплять представления о пожарном щите и орудиях труда при пожаре.

Формировать понятие «герой», почему человека, спасшего людей из огня, называют героем. Вызвать желание гордиться героями, уважать героев; стремиться вырасти таким же смелым, решительных, храбрым и т.д.

Развивать диалогическую и монологическую речь, связную речь. Упражнять в составлении небольших рассказов по картине, заучивании пословиц и поговорок, отрывков стихов о пожаре, огне. Развивать память, умение размышлять, делать выводы, задавать и отвечать на вопросы.

Социализация

Сюжетно-ролевые игры:

  • Пожарные на учении.
  • Дом.
  • Семья.
  • Пожарная часть.
  • Диспетчер МЧС

Встречи с инспектором по пожарной безопасности.

Продолжать закреплять навыки общения в игре. Упражнять в умении  самостоятельно или при небольшой помощи взрослого распределять роли, действовать в соответствии с  ролями. Учить детей объединять сюжеты игр, использовать постройки для игры, различные атрибуты, предметы – заместители.

Вызвать интерес к общению с интересными людьми. Упражнять в умении задавать и отвечать на вопросы, внимательно слушать собеседника.  Развивать выдержку, память, диалогическую речь.

Чтение художественной литературы

Чтение:

  • Е.Пермяк «Как человек с огнём подружился», «Как Огонь Воду замуж взял»
  • М. Ф. Янкина «Случай с телевизором»
  • С.Маршак «Пожар», «Кошкин дом»
  • М. М. Шереметьева «Заячья елка»
  • С.Маршак «Рассказ о неизвестном герое»
  • Л.Толстой «Пожарные собаки», «Солдат»
  • Р. М. Кабанова «Однажды в лесу»;
  • Паустовский К.Г. «Заячьи лапы»
  • Н. А. Афанасьева «Как сгорел один дом»
  • Т. Фетисов «Куда спешат красные машины?»

Заучивание стихотворений, пословиц на данную тему.

Загадки по правилам пожарной безопасности.

Игра – драматизация «Кошкин дом».

Просмотр мультфильмов и детских фильмов на тему пожаров.

Продолжать закреплять представления детей об опасности неосторожного обращения с огнем с помощью литературных произведений и малых фольклорных форм.  Упражнять в заучивании небольших произведений. Развивать интерес к чтению детской литературы, внимание, память, мышление.  Упражнять в умении слушать, беседовать по содержанию произведения. Учить отвечать на вопросы, делать  выводы. Развивать диалогическую и монологическую речь.

Вызвать желание проиграть знакомую ситуацию, используя игрушки, разные виды театров; побывать маленькими актерами.

Развивать логическое мышление при отгадывании загадок. Упражнять в составлении своих загадок об огне, о пожаре и т.д.

Труд

Экскурсия в пожарную часть.

Дидактическая игра:

  • Угадай профессию.

Продолжать знакомит детей с профессией пожарного. Обогащать представления детей об особенностях данной профессии, предметах – помощниках, орудиях труда при тушении пожара. Дать понятие об опасности профессии пожарного. Развивать познавательный интерес, наблюдательность, внимание, мышление, речь. Упражнять в умении задавать вопросы и отвечать на них.

Физическая культура

Подвижные игры.

Спортивные соревнования.

Игры – эстафеты.

Закреплять практические навыки поведения при возникновении пожара. Развивать  силу, ловкость, быстроту реакции, координацию движений.

Здоровье

Беседа:

  • Огонь кормит, огонь согревает, огонь защищает, огонь лечит

Обобщить знания детей об огне, его положительной и отрицательной сторонах. Дать представления о пользе огня для людей – на огне готовят пищу, огонь защищает от диких зверей в лесу, огонь согреет в непогоду, на огне готовят  травяные отвары для лечения и т.д. активизировать словарь. Развивать мышление, память, речь, познавательную активность, умение слушать.

Художественное творчество

Рисование:

  • Я и огонь.
  • Нарисуй отгадку.

Лепка:

  • Пожарная машина.
  • Пожарный расчет (коллективная)

Побуждать детей отражать в художественном творчестве свое отношение к огню. Закреплять знания о пожароопасных предметах. Развивать изобразительные и технические навыки работы с кистью, акварелью, пластилином и другими средствами; творческие способности, мелкую моторику рук.

dupenok.gif

Планирование работы в подготовительной к школе группе (6-7 лет).

Образовательная область

Формы образовательной деятельности

Программное содержание

Познание

Совместная деятельность:

  • Знакомство с пожарной сигнализацией
  • Огонь – судья беспечности людей.
  • Окажи помощь пострадавшему при пожаре.
  • Предметы, требующие осторожного обращения.
  • Если в доме что-то загорелось….
  • Чего нельзя делать в отсутствие взрослых?

Дидактические игры:

  • Огонь – друг или враг?
  • Огнеопасные предметы.
  • Огнетушитель

Практические упражнения:

  • Пожар.
  • Твои первые действия при пожаре.
  • Первичные средства пожаротушения.

Экскурсия по детскому саду.

Строительные игры на соответствующую тему.

Просмотр обучающих фильмов и роликов на тему пожаров.

Обобщать знания детей  об основной группе пожароопасных предметов, которыми нельзя самостоятельно пользоваться. Упражнять в умении позвонить по номеру  01, если случился пожар.

Совершенствовать представления об огне, умение определять его стороны для человека, знания о пожароопасных предметах и последствиях игры с ними. Учить пользоваться элементарными средствами пожаротушения. Развивать мышление, память, речь, умение отвечать на вопросы, познавательную активность. Упражнять  детей обсуждать присмотренные фильмы, подводить к умозаключениям.

Коммуникация

Беседы:

  • Если в доме случился пожар. Телефон 01
  • Береги свой дом от пожара!
  • Электричество в вашем доме
  • Первичные средства пожаротушения. Знаки безопасности
  • Пожарный – профессия героическая
  • Правила поведения в природе.

Рассматривание картин на тему пожаров.

Составление рассказа на тему:

  • Откуда может прийти беда
  • Почему это случилось?

Дидактические игры:

  • Правила безопасного поведения возле елки.
  • Какие действия могут привести к пожару.
  • Закончи предложение.
  • Позвони в пожарную часть.
  • Что необходимо пожарному?
  • Что для чего?
  • Правилам поведения во время пожара
  • Пожароопасные предметы
  • Четвёртый лишний

Совершенствовать представление детей об огне. Закрепить представление о  возникновении и роли огня в жизни человека. Дать представления о первичных средствах тушения пожара, знаках безопасности. Научить пользоваться доступными средствами пожаротушения. Упражнять в проговаривании алгоритма действия в случае возникновения пожара. Продолжать формировать понятие «герой», почему человека, спасшего людей из огня, называют героем. Вызвать желание гордиться героями, уважать героев; стремиться вырасти таким же смелым, решительных, храбрым и т.д.

Развивать диалогическую и монологическую речь, связную речь. Упражнять в составлении небольших рассказов по картине, заучивании пословиц и поговорок, отрывков стихов о пожаре, огне. Развивать память, умение размышлять, делать выводы, задавать и отвечать на вопросы.

Совершенствовать умение классифицировать предметы по нескольким признакам.

Социализация

Сюжетно-ролевые игры:

  • Мы пожарные
  • Пожарные на учении.
  • Дом.
  • Семья.
  • Пожарная часть.
  • Диспетчер МЧС

Встречи с инспектором по пожарной безопасности.

Совершенствовать  навыки общения в игре. Упражнять в умении  самостоятельно договариваться, распределять роли, действовать в соответствии с  ролями. Закреплять умения детей объединять сюжеты нескольких игр, использовать постройки для игры, различные атрибуты, предметы – заместители.

Вызвать интерес к общению с интересными людьми. Упражнять в умении задавать и отвечать на вопросы, внимательно слушать собеседника.  Развивать выдержку, память, диалогическую речь.

Чтение художественной литературы

Чтение:

  • Е.Пермяк «Как человек с огнём подружился», «Как Огонь Воду замуж взял»
  • М. Ф. Янкина «Случай с телевизором»
  • С.Маршак «Пожар», «Кошкин дом»
  • М. М. Шереметьева «Заячья елка»
  • С.Маршак «Рассказ о неизвестном герое»
  • Л.Толстой «Пожарные собаки», «Солдат»
  • Р. М. Кабанова «Однажды в лесу»;
  • Паустовский К.Г. «Заячьи лапы»
  • Н. А. Афанасьева «Как сгорел один дом»
  • Т. Фетисов «Куда спешат красные машины?»
  • В. Гальченко «Огонь невидимка»
  • В. Гальченко «Приключения пожарного»
  • Т. Кинько «Наш номер 01»
  • Е. Хоринского «Спичка-невеличка»,
  • Л.Толстой «Пожар»
  • Б. Житков «Пожар в море».
  • Рассказ-беседа «Украшаем ёлку».
  • Т. Юрмин "Кто плохой?"
  • А. Шевченко "Как ловили уголька"
  • И. Тверабукина «Андрейкино дежурство».
  • Рассказ «Бумажный самолётик».
  • В.Маяковского «Кем быть?»

Заучивание стихотворений, пословиц на данную тему.

Загадки по правилам пожарной безопасности.

Игра – драматизация «Кошкин дом».

Просмотр мультфильмов и детских фильмов на тему пожаров.

Составление творческих рассказов.

Совершенствовать представления детей об опасности неосторожного обращения с огнем с помощью литературных произведений и малых фольклорных форм.  Вызвать желание  заучить небольшие произведения. Поддерживать интерес к чтению детской литературы, развивать внимание, память, мышление.  Упражнять в умении слушать, беседовать по содержанию произведения. Закреплять умение отвечать на вопросы, делать  выводы. Развивать монологическую речь, связную речь при пересказе небольших произведений.

Вызвать желание проиграть знакомую ситуацию, используя игрушки, разные виды театров; побывать маленькими актерами.

Развивать логическое мышление при отгадывании загадок. Упражнять в составлении своих загадок об огне, о пожаре и т.д.

Развивать детское словотворчество.

Труд

Экскурсия в пожарную часть.

Обобщать знания детей с профессией пожарного. Закреплять  представления детей об особенностях данной профессии, предметах – помощниках, орудиях труда при тушении пожара. Закрепить понятие об опасности профессии пожарного. Развивать познавательный интерес, наблюдательность, внимание, мышление, речь. Упражнять в умении задавать вопросы и отвечать на них.

Физическая культура

Подвижная игра.

  • Кто быстрее.

Спортивные соревнования.

  • Мы помощники пожарных.

Игры – эстафеты:

  • Юный пожарный.

Закреплять практические навыки поведения при возникновении пожара. Развивать  силу, ловкость, быстроту реакции, координацию движений.

Здоровье

Беседа:

  • Огонь кормит, огонь согревает, огонь защищает, огонь лечит

Совершенствовать знания детей об огне, его положительной и отрицательной сторонах. Дать представления о пользе огня для людей – на огне готовят пищу, огонь защищает от диких зверей в лесу, огонь согреет в непогоду, на огне готовят  травяные отвары для лечения и т.д. активизировать словарь. Развивать мышление, память, речь, познавательную активность, умение слушать.

Художественное творчество

Рисование:

  • Береги свой дом от пожара.
  • Рисование по впечатлениям от прочитанного произведения и от экскурсии
  • Конкурс детских рисунков «Огонь – друг, огонь – враг»

Побуждать детей отражать в художественном творчестве свое отношение к огню. Совершенствовать знания о пожароопасных предметах. Развивать изобразительные и технические навыки работы с кистью, акварелью, пластилином и другими средствами; творческие способности, мелкую моторику рук.

Литература:

         1.Авдеева Н.Н., Князева Н.Л, Стеркина Р.Б. Безопасность. Учебно-методическое пособие по основам безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста . СПБ: Детство - Пресс, 2008

         2.Аралина Н.А. Ознакомление дошкольников с правилами пожарной безопасности. М.: Скрипторий 2003,2007

         3. Иванова Т.В.Пожарная безопасность. Подготовительная группа. Разработки занятий. М.: Корифей, 2011

         4. Каминская Н.В.Чудесные спички.//Ребёнок в детском саду,№2,с.42,2006

         5. Кононова И.В. Сценарии по пожарной безопасности для дошкольников. М.: Айрис-пресс, 2008

         6. Максимчук Л.В. Что должны знать дошкольники о пожарной безопасности. М.: Центр педагогического образования, 2008

         7. Пидручная С. Огонь - наш друг, огонь - наш враг!//Дошкольное воспитание,№5, с.47,2006

         8. Пикулева Н. Пожарная безопасность.//Дошкольное воспитание, № 4, с.114, 2007

         9. Прилепко Е. Формирование знаний о противопожарной безопасности.//Дошкольное воспитание,№5,с.39,2006

         9. Шорыгина Т.А. Беседы об основах безопасности с детьми 5-8 лет. М.:Сфера, 2008

         10. Шорыгина Беседы о правилах пожарной безопасности .М.: Сфера, 2008

         11. Электронный ресурс: Научная библиотека диссертаций и авторефератов disserCat http://www.dissercat.com/content/problemno-treningovye-situatsii-kak-sredstvo-formirovaniya-pozharobezopasnogo-povedeniya-mla#ixzz2NeMedutg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по теме «Пожарная безопасность». для II младшей группы.

Цель программы Формировать у детей навыки безопасно­го поведения в быту, учить адекватным действиям в пожароопасных ситуациях.Задачи программы:1.     формировать у детей самостояте...

Рабочая программа по правилам пожарной безопасности

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"19862414","attributes":{"alt":"","class":"media-image"}}]] Содержание программы Актуальность темы 1 раздел. Организация работы с...

Рабочая программа по пожарной безопасности 2 младшая группа "Гномики" ДЮП "Агенты 101"

АННОТАЦИЯПротивопожарная безопасность – одна из обязательных составляющих среды, в которой растет и воспитывается ребенок. Она включает в себя требования к устройству помещения и противопожарную...

Рабочие карточки "Пожарная безопасность"

Рабочие карточки "Пожарная безопасность"...

Расскажите детям о пожарной безопасности с помощью электронных интерактивных пособий («Детям о пожарной безопасности», «Викторина для детей по пожарной безопасности» и «Правила пожарной безопасности»)

Знание и соблюдение противопожарных требований только тогда становятся естественными в поведении человека, когда они привиты с детства. Именно в дошкольном возрасте возникают благоприятные условия для...