Проект " Пожарная безопасность"
проект по обж (старшая группа)

Ольга Юрьевна Горбунова

Проект "пожарная безопасность" для старшей группы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zakonchennyy_proekt_po_pozharnoy_bezopasnosti.docx65.8 КБ

Предварительный просмотр:

                       

                           ПРОЕКТ

по пожарной безопасности

для детей старшей группы


Подготовила: Горбунова О.Ю.

Тип проекта: познавательный

Продолжительность проекта: краткосрочный, недельный.

По количеству участников: групповой  

Участники проекта: воспитатель, дети старшей группы, родители

Цель проекта:

формирование у детей осознанного и ответственного отношения к выполнению правил пожарной безопасности. Вооружить знаниями, умениями и навыками необходимыми для действия в экстремальных ситуациях.

 Задачи проекта:

1. Создание условий для изучения и соблюдения правил безопасного поведения у детей дошкольного возраста.

2. Развитие навыков коммуникативного общения.

3. Развитие познавательной и активной речи через наблюдения, беседы, чтение художественной литературы, рассматривание иллюстраций.

4. Развивать способность спрашивать и воспринимать информацию.

5. Развивать творческие способности (рисование, конструирование, лепка).

6. Повысить знания родителей по пожарной безопасности.

Оборудование:  игрушка зайчик, картинка «пожарного», свечка, книга К. Чуковского «Путаница», деревянный конструктор «Строитель», пожарная машина (игрушка).

Актуальность проекта.

    Проблема безопасности жизнедеятельности человека в современных условиях - одна из самых актуальных.События, происходящие в мире, свидетельствуют об увеличении  опасностей для человеческой жизни.

     Подготовить человека к чрезвычайным ситуациям, к умению находить выход из ситуаций, опасных для жизни и здоровья, возможно на основе формирования у него системы знаний об основах безопасности жизнедеятельности человека и общества, обучения практическим навыкам охраны жизни и здоровья, на основе формирования у него опыта безопасной жизнедеятельности.

Часто, втягиваясь в круговорот повседневности, мы забываем о том, сколько неожиданных опасностей подстерегает человека на жизненном пути.Наша беспечность и равнодушное отношение к своему здоровью зачастую приводят к трагедии. А ведь человек сможет предотвратить беду, уберечь себя и своих близких от опасности, если будет владеть элементарными знаниями основ безопасности жизнедеятельности.

     Знания эти формируются в процессе воспитания, следовательно, обучение детей обеспечению безопасности их жизнедеятельности является актуальной педагогической задачей, в решении которой должны принимать участие не только педагоги, но и родители, общественность, различные ведомственные структуры, которые ответственны за жизнь и здоровье детей.Основы знаний по безопасности жизнедеятельности закладываются уже в дошкольном возрасте.Одной из основных задач в работе с дошкольниками является обучение правилам пожарной безопасности и привитие навыков правильных действий в случае пожара.

Знание и соблюдение противопожарных требований только тогда становятся естественными в поведении человека, когда они привиты с детства.Именно в дошкольном возрасте возникают благоприятные условия для воспитания у ребенка чувства опасности перед огнем, навыков умелого обращения с ним и овладения знаниями, помогающими предупредить загорание или сориентироваться в сложной ситуации пожара.

      Потребность обучения детей правилам пожарной безопасности  подтверждает статистика пожаров из-за шалости детей с огнем.Анализ многих происшествий, связанных с поведением ребенка во время пожара, показывает, что малышей отличает пассивно-оборонительная реакция: от страха ребенок прячется в укромные места, вместо того, чтобы покинуть горящий дом или позвать на помощь.Вместе с тем,детям свойственна тяга к огню,и поэтому запреты,как правило, малоэффективны. Необходимо вести постоянную, целенаправленную работу по привитию навыков острожного обращения с огнем, давать знания о свойствах огня и дыма, учить правильному поведению в экстремальной ситуации пожара.

      Дети - наше будущее, и забота об их здоровье, в которой немалое место отведено профилактике детской гибели и травматизма при пожарах, должна исходить от всех без исключения взрослых. Заинтересованность каждого ребенка обеспечивает результат столь важной в наше время работы по обучению дошкольников правилам пожарной безопасности и привитию им навыков правильных действий в случае пожара.

И поэтому, в группе был разработан проект по пожарной  безопасности.

   Предполагаемый результат:

  • углубление знаний детей о правилах пожарной безопасности, формирование привычки их соблюдения;
  • правильное поведение в экстремальной ситуации (набирать  номер телефона пожарной части,   вести диалог с диспетчером по телефону: четко называть  свой адрес);
  • знать средства пожаротушения;
  • уметь правильно действовать в случае обнаружения пожара;
  • знать о профессии пожарного;
  • изменение отношения родителей к данной проблеме;

осознанное выполнение правил противопожарной безопасности.

План реализации проекта.

Подготовительный
1. Подобрать литературу: рассказы, стихи, загадки, консультацию  для родителей.
3. Составление перспективного плана, создание развивающей
среды по данному проекту.

Основной.
1. Проведение НОД, бесед .
2. Консультации с родителями.

Заключительный.
 Оформление выставки детского творчества по правилам пожарной безопасности "Правила пожарной безопасности - твои и мои". Проведение мини-эстафеты «Пожарные на учении».

 

Перспективный план реализации проекта.

Понедельник.

         Беседа «Огонь - друг, огонь - враг», Рисование ««Спички детям не игрушка».

             

                Вторник

       Составление творческого рассказа по картинкам « Профессия пожарный»,

      С/р игра « Мы – пожарные».

            Среда

      Драматизация сказки «Кошкин дом», Конструирование « Пожарная машина». Чтение                                                                                                                                                              К.Чуковский «Путаница».

             Четверг

  Чтение стихотворения С. Маршака « Пожар», проведение опытов с огнем. Разгадывание загадок по  теме.

            Пятница

Проведение  мини-эстафеты «Пожарные на учении». Оформление выставки"Правила                          пожарной безопасности - твои и мои".

Работа с родителями:

            Консультация: « Пожар в квартире», изготовление памяток « Родителям о пожарной  безопасности»,привлечь родителей к изготовлению атрибутов к игре по пожарной безопасности.

             

     

Используемая литература.

  1. В.Н. Волчкова, Н.В.Степанова « Конспекты занятий в старшей группе. Познавательное развитие» - Воронеж,ТЦ «Учитель», 2004г.

  1. Авдеева Н.Н., Князева Н.Л., Стеркина Р.Б. «Безопасность: Учебное пособие по основам безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста», «Детство – Пресс»,2015 г.

            3.Чуковский К.И. Путаница.М.:Самовар, 2003г.

            4. Интернет ресурсы.

Беседа «Огонь - друг, огонь – враг».

Цель: Разобрать с детьми ситуации возникновения пожара, углубить и систематизировать знания детей о причинах возникновения пожара.

Ход занятия

Воспитатель: К нам сегодня пришел очень необычный гость. Хотите узнать, что это за гость? Послушайте загадку:

Рыжий зверь в печи сидит,

Рыжий зверь на всех сердит,

Он от злости ест дрова,

Может час, а может два,

Ты рукой его не тронь,

Искусает он ладонь (огонь)

Воспитатель: Да, сегодня на занятии мы поговорим об огне.

Дети садятся на стульчики.

1. сюрпризный момент (появление Зайки)

Стук в дверь. Появляется зайчонок, у которого забинтована лапа и голова.

Воспитатель: Здравствуй, Зайка! Что случилось с тобой? Почему ты забинтован?

Зайка: Я решил поиграть со спичками, хотел развести костер.

Воспитатель: Что ты, Зайка? Ребята, разве можно играть со спичками? Это очень опасно! (ответы детей)

Зайка: Да, вот я и обжегся. А доктор Айболит пришел мне на помощь, потушил огонь и забинтовал меня. Зачем только нужен этот огонь?

Воспитатель: Присаживайся с нами Зайка, мы расскажем об огне, и тогда ты поймешь, что огонь нужен людям.

2. Беседа о полезном применение огня.

Воспитатель: В дальние времена, люди согревались у огня от холода, готовили себе пищу, он давал им свет. Шло время, и люди "приручили" огонь и "поселили" в свои дома. Ребята, а у вас есть дома огонь? А где он живет? Как он нам помогает? (ответы детей)

Воспитатель: А еще есть заводы, где также в печах живет огонь. В пекарне в печах пекут хлеб. Ест такие печи, в которых "варят" металл. Потом из него делают машины, самолеты. Огонь помогает работать таким заводам. Вот видишь Зайка, как огонь помогает людям. (Воспитатель свой рассказ сопровождает показом иллюстраций) Послушайте, ребята, стихотворение о добром огне.

Нам без доброго огня

Обойтись нельзя ни дня.

Нам огонь хороший нужен

И за то ему почет,

Что ребятам греет ужин,

Варит суп и хлеб печет. (Е.Ильин)

Зайка: Да, такой огонь мне нравится.

Воспитатель: Люди поселили огонь в такой домик. Что это?

Дети: Спички.

Воспитатель: Сейчас я зажгу одну спичку. Посмотрите на огонь. Сейчас я зажгу свечку (дети наблюдают за огнем)

III. Игра - превращение.

Воспитатель: Вы видите, как танцует пламя в свечи. Давайте, мы с вами превратимся в свечку. Наше тело - это свеча, поэтому мы стоим не двигаемся. А руки - это зажженный огонь. Покажите, как пламя танцует.

(Свеча гаснет, дети садятся на стульчики).

IV. Правила пожарной безопасности.

Воспитатель: Сегодня мы с вами зажигали свечу. А детям можно это делать? Что может случиться? И вас кто-нибудь обжигался? (ответы детей)

Воспитатель: Когда горит свеч, плавиться воск, он горячий, им можно обжечься. А если свеча упадет, тогда что случиться? (ответы детей)

Воспитатель: Вот видишь Зайка, что может случиться. Чтобы не было пожара, нельзя маленьким детям брать в руки спички - это первое правило.

Чтение стихотворения, сопровождается показом соответствующей картинки.

Не имей такой привычки

В домик нос совать, где спички.

Потому, что эти спички,

Не игрушки для ребят.

Воспитатель: А еще пожар может случиться от утюга, если его оставить не выключенным.

Другое правило:

И утюг нельзя включать,

Это строго надо знать.

Закрывая в доме дверь,

Все ли выключил, проверь.

Чтобы пальчик или гвоздь

Ты в розетку не совал.

Электричество опасно.

Это каждый должен знать.

Воспитатель: Молодцы, ребята. Эти правила надо знать и соблюдать. А ты, Зайка, запомни их и больше никогда не играй со спичками.

Зайка: Запомнил. Я больше никогда не буду играть со спичками. А вы поиграете со мной?

V. Зайка предлагает поиграть в игру "Топаем, хлопаем".

Условия: если дети поступают правильно - хлопать, если не правильно - топать. Дети стоят в кругу.

Знаю я теперь, друзья,

Что с огнем играть нельзя.(хлопают)

Спички весело горят,

Буду с ними я играть.(топают)

Рома убежал за дом,

Там играет он с огнем. (топают)

Он опасен, Маша знает,

Утюг больше не включает. (хлопают)

Вика с Лерою играют,

На печи газ зажигают. (топают)

Все теперь ребята знают,

Что с огнем играть нельзя? (да)

Воспитатель: Помните, ребята, правила эти. И ты, Зайка, знай, что нельзя играть со спичками, иначе может случиться беда. Выздоравливай и приходи к нам в гости.

Конспект занятия по рисованию в старшей группе

 «Спички детям не игрушки»

Программное содержание:

  1. Рассказать детям об опасности, которую таит в себе огонь.
  2. Познакомить со свойствами огня.
  3. Привить навыки безопасного обращения с огнём.
  4. Формировать навыки аккуратной работы.

Материал: спички, письмо, геометрические фигуры

Предварительная работа: Чтение произведений: «Кошкин дом» С.М. Маршака, потешки, стихи о пожаре, иллюстрации с плакатов, игры с пожарной машиной.

                                                             Ход занятия:

Воспитатель: К нам в группу принесли посылочку. Что же там может находиться? (достаёт коробок спичек) О, это же спички! Кто же нам их прислал и для чего?

Давайте с ними поиграем?! Посмотрите, сама спичка деревянная, а коричневая головка из серы, горючего материала. Кто знает, что нужно сделать, что бы спичка загорелась?

Дети: (ответы детей)

Воспитатель: Посмотрите, как красиво горит спичка, какой яркий огонёк! Ой, ребята, как мне горячо, пальчикам больно! Что же делать?

Дети: (подуть, бросить на пол)

Воспитатель: Как хорошо, что вы подули на огонёк, спасибо! А вот если бы мы бросили на палас, он бы загорелся, а от него и всё вокруг. И случился бы…

Дети: (пожар)

Воспитатель: Вот оказывается, какая большая беда от маленькой спички. Детям спички брать нельзя — это не игрушка!

А какую пользу может огонь нам принести?

Дети: (можно сварить еду, обогреть жильё, зажечь свечу, развести костёр)

Воспитатель: Но за огнём надо следить, иначе можно обжечься или даже сгореть. А вы когда-нибудь обжигались огнём? Было больно? А чем можно потушить огонь?

Дети: (подуть, залить водой)

Физкультминутка «Насос»

А теперь насос включаем,

Воду из реки качаем.

Влево-раз, вправо-два

Потекла ручьем вода

Раз, два, три, четыре (2-3 раза)

Хорошо мы потрудились.

Воспитатель: А в посылке, ещё и письмо лежит. На конверте написано: «Детям от Кроша». Давайте прочитаем его.

«Здравствуйте, дети! Я хочу вам рассказать о своей беде. Мы с ёжиком нашли спички и стали с ними играть: зажигать и куда попало бросать. И случился пожар! Сгорел у меня домик и розовая скамеечка. Мы очень испугались и расстроились, потому что теперь мне негде жить.»

Ребята, мы можем чем-то им помочь? Давайте  нарисуем рисунки, о том, что нельзя играть со спичками.

Воспитатель: Молодцы ребята, хорошо справились!

Давайте ещё раз вспомним, чего нельзя делать, что бы не случилось такой же беды, как у наших героев. (ответы детей)

Вы сегодня были все молодцы!

Беседа по картинкам
« Профессия Пожарный»

Цель: Расширить представления детей о профессии пожарный.

Задачи:

-обобщать знания о труде пожарного;

- формировать элементарные правила поведения при пожаре;

-воспитывать уважение к труду;

Ход занятия:

 Я прочту вам стихотворение, а вы скажите, о какой профессии мы сегодня будем разговаривать.

Среди всех земных профессий

Есть профессия одна

Ей все правила известны

Укрощения огня.

Тот её лишь выбирает,

Кто упрям и духом смел

Потому что дело знают

Мастера...(пожарных ) дел.

С незапамятных времен научился человек добывать огонь. Люди превратили языки горячего пламени в своих друзей и помощников.

« Огонь- это тепло, свет, пища. Человек обожествлял его, слагая о нем мифы и песни». Но представьте себе, что огонь вырвался из-под власти человека. Он взвивается, раздуваемый порывами ветра, словно огненный Змей Горыныч, из раскрытой пасти которого сыплются горячие искры. Они поджигают все на своем пути, уничтожают леса, жилища людей, скот. С силой будущего огня очень трудно справиться! Но есть люди, чья профессия - побеждать огонь, спасая людей. Они бесстрашны, сильны и самоотверженны.

Как же называют людей этой профессии? Верно, пожарные!

А как говорить правильно: « пожарный» или « пожарник»?

Эти слова имеют одинаковый смысл, но лучше всего говорить пожарный.

В давние времена дома на Руси строили из дерева. Деревянными были и дома деревенские, крытые соломой, и княжеские резные терема, и крепостные стены, защищавшие город от врагов.

Как вы думаете почему?

Верно! Ведь Россия- страна лесов. Дерево - самый доступный, дешевый и удобный материал для строительства. Когда-то наша древняя столица Москва тоже была деревянной и много раз страдала от пожаров. Когда в городе возникал пожар, люди звонили в колокол, созывая всех жителей на подмогу.

Строили в городах и высокие башни- пожарные каланчи. День и ночь дежурили на башнях пожарные и внимательно смотрели – не видно ли в городе дыма или огня.

А как же сейчас можно сообщить о пожаре?

Теперь не надо каланчи, звони по телефону,

И о пожаре сообщи, ближайшему району.

Пусть помнит каждый гражданин-

пожарный номер- 01.

Или с сотового телефона 001.

В чем же состоит работа пожарных?

Пожар легче предупредить, чем потушить. Поэтому пожарные обследуют каждое здание. Без их разрешения не возводится ни один новый дом - не строятся ни фабрика, ни завод, не появляется новый строительный материал.

Пожарные днем и ночью дежурят в пожарном депо, их машины всегда стоят наготове в гараже.

Сменяясь, в верхнем этаже, пожарные сидят

А их машины в гараже мотором в дверь глядят

Чуть только ночью или днём

Дадут сигнал тревоги.

Лихой отряд борцов с огнём

Несётся по дороге.

Кроме того, пожарные постоянно тренируются, проводят специальные учения, занимаются в спортивных залах, чтобы во время не учебного, а настоящего пожара суметь проявить ловкость, силу и сноровку.

Физминутка

Пусть мы маленького роста

Только рост тут не причём.

Мы всегда готовы взрослым

Помогать в борьбе с огнём.

А какую одежду носят пожарные?

Верно! Специальную одежду , которая защищает от огня и дыма. На голове у них стальная каска, штаны и крутка сшиты из толстого брезента. На ногах прочные и удобные ботинки или сапоги.

Кто из вас знает, на чем передвигаются пожарные по городу?

В их распоряжении специально оснащенные пожарные машины ярко-красного цвета, со складной лестницей на крыше. Когда машины мчатся по улицам, все другие автомобили, заслышав громкий звук пожарной сирены, уступают им дорогу. Пожар может случиться из-за не исправной электропроводки, непотушенной сигареты, или забытого включенного утюга, детской шалости со спичками.

Послушайте еще стихотворение.

Мы – пожарные.

На машине ярко-красной 
Мчимся мы вперёд. 
Труд тяжёлый и опасный 
Нас, пожарных, ждёт. 

Вой пронзительной сирены 
Может оглушить, 
Будем и водой, и пеной 
Мы пожар тушить. 

И в беду попавшим людям 
Сможем мы помочь, 
Ведь с огнём бороться будем 
Смело день и ночь! 

Чем пожарные тушат бушующее пламя?

Открытый огонь заливается водой из специальных шлангов, которые называют « рукавами». Кроме того, пожар тушат специальной пеной, содержащейся в огнетушителях или при помощи пенообразователей.

Профессия пожарного требует от человека бесстрашия, силы и самоотверженности, ловкости, быстроты реакции.

Сюжетно-ролевая игра «Мы — пожарные»        

  старшая группа

 Цельрасширить представление детей о профессии пожарный. Познакомить с основными правилами пожарной безопасности.          

Задачи: закрепление знаний и умений о труде пожарных, на основе которых ребята смогут развить сюжетную, творческую игру; развитие интереса к игре; формирование положительных взаимоотношений между детьми; воспитание у детей уважения к труду пожарных, к людям разных профессий и желание оказывать помощь другим.               

Игровой материал: Набор подручных средств для тушения пожара детский огнетушители, топоры, детские ведерки, детские лопатки, шланг от пылесоса. Двор: дом, колодец, спецодежда для пожарных, врача, медсестры, пожарная машина, телефон для диспетчера, тетрадь-журнал, ручка, красная кнопка на столе, медицинская аптечка.          

 Предварительная работа: Закреплять в беседе по картине или в ходе просмотра мультфильмов на пожарную тематику. Затем детям предлагается на отдельном занятии нарисовать пожарную машину, самих пожарных. Также рекомендуется заранее проводить с детьми ознакомительные беседы о первичных средствах пожаротушения, как вызвать пожарных, закрепить с детьми знания своего домашнего адреса, номера телефона пожарной службы и т. д. Затем педагогом организовываются различные игры, викторины, загадки на закрепление темы о деятельности пожарных.                                                                                 

Роли: пожарные, диспетчер пожарной службы, врачи скорой помощи.

Ход игры: Беседа с детьми о профессиях и их должностных обязанностях, переводя беседу на профессию «пожарный» через загадку Воспитатель: «1,2,3,4 –оказались мы в квартире. Люди все тихонько спят, потихоньку все сопят. Вдруг будильник зазвенел, больше спать не захотел. Превратил он всех ребят в работников пожарной службы и скорой помощи). Просыпается народ, на работу он идет (Звенит будильник, дети расходятся по своим рабочим местам). Пожарные - в пожарную часть, переодеваются. Диспетчер - в диспетчерскую, делает запись. Водитель пожарной машины - в гараж пожарной части, переодевается, складывает инструменты в машину. Врач и медсестра в скорой помощи - надевают халаты, раскладывают медицинские инструменты, делают записи в медицинских карточках.  Остальные дети жильцы дома, в котором случиться пожар. В диспетчерскую службу поступает звонок о пожаре. В доме с жильцами возникает пожар. Пожарная бригада выезжает на пожар. Скорая помощь выезжает вслед за пожарной бригадой. Пожарные тушат огонь врачи скорой помощи помогают пострадавшим. Жильцы дома без паники покидают свои квартиры и дом самостоятельно и с помощью пожарных. После спасения жильцов дома и тушения пожара пожарные возвращаются в пожарную часть скорая помощь отвозит в больницу сильно пострадавших жильцов. Объявляется конец рабочего дня: врач и медсестра – снимают халаты, складывают медицинские принадлежности по местам; водители пожарной части, скорой помощи ставят машины в гаражи. Все отправляются по «домам» на свои места. Рабочий день закончен.                                                                                         

 Проблемная ситуация: Скорая помощь не может проехать к месту пожара.

Опыты с огнем

Опыт первый:
Воспитатель на металлическом подносе зажигает свечи. 
- Когда мы зажгли свечи, что мы увидели? (Огонек) Он яркий, красивый, так и привлекает  к себе внимание. Как вы думаете, можно ли к нему прикоснуться (Нет). Объясните, почему? (Можно обжечься. Если нечаянно уронить свечу на ковер или на пол, может произойти пожар).     Да, действительно, огонь – стихия яркая, привлекательная, но в тоже время и очень опасная.
Опыт второй:
Воспитатель: Если огонь становится опасны, как человек может с ним справиться? (Его нужно потушить). Чего же боится огонь? (Воды, снега, песка, земли). А давайте проверим правильность ваших утверждений. В нашей лаборатории в контейнерах хранится материал, который   использовать для тушения огня. Вы  узнаете  их? (Да) Проведем опыт: на горящую свечу прольем немного воды (Ребенок выполняет указание воспитателя). Что происходит и почему? (Огонь погас, потому что он боится воды).

Опыт третий: 
Воспитатель: А теперь проведем последний опыт и сделаем соответствующие выводы.  Горящую сечу мы плотно накроем стеклянной колбой. Что происходит с огнем? (Он гаснет). Почему наш огонек через некоторое время погас?  Я подскажу: без воздуха огонь существовать не может. Поэтому когда доступ воздуха в колбу прекратился, огонь погас.

        

Самуил Маршак

Пожар

На площади базарной,
На каланче пожарной
Круглые сутки
Дозорный у будки
Поглядывал вокруг —
На север,
На юг,
На запад,
На восток,-
Не виден ли дымок.

И если видел он пожар,
Плывущий дым угарный,
Он поднимал сигнальный шар
Над каланчой пожарной.
И два шара, и три шара
Взвивались вверх, бывало.
И вот с пожарного двора
Команда выезжала.

Тревожный звон будил народ,
Дрожала мостовая.
И мчалась с грохотом вперёд
Команда удалая…Теперь не надо каланчи,-
Звони по телефону
И о пожаре сообщи
Ближайшему району.

Пусть помнит каждый гражданин
Пожарный номер: ноль-один!

В районе есть бетонный дом —
В три этажа и выше —
С большим двором и гаражом
И с вышкою на крыше.

Сменяясь, в верхнем этаже
Пожарные сидят,
А их машины в гараже
Мотором в дверь глядят.

Чуть только — ночью или днём —
Дадут сигнал тревоги,
Лихой отряд борцов с огнём
Несётся по дороге…

Мать на рынок уходила,
Дочке Лене говорила:
— Печку, Леночка, не тронь.
Жжётся, Леночка, огонь!

Только мать сошла с крылечка,
Лена села перед печкой,
В щёлку красную глядит,
А в печи огонь гудит.

Приоткрыла дверцу Лена —
Соскочил огонь с полена,
Перед печкой выжег пол,
Влез по скатерти на стол,
Побежал по стульям с треском,
Вверх пополз по занавескам,
Стены дымом заволок,
Лижет пол и потолок.

Но пожарные узнали,
Где горит, в каком квартале.
Командир сигнал даёт,
И сейчас же — в миг единый —
Вырываются машины
Из распахнутых ворот.

Вдаль несутся с гулким звоном.
Им в пути помехи нет.
И сменяется зелёным
Перед ними красный свет.

В ноль минут автомобили
До пожара докатили,
Стали строем у ворот,
Подключили шланг упругий,
И, раздувшись от натуги,
Он забил, как пулемёт.

Заклубился дым угарный.
Гарью комната полна.
На руках Кузьма-пожарный
Вынес Лену из окна.

Он, Кузьма,- пожарный старый.
Двадцать лет тушил пожары,
Сорок душ от смерти спас,
Бился с пламенем не раз.

Ничего он не боится,
Надевает рукавицы,
Смело лезет по стене.
Каска светится в огне.

Вдруг на крыше из-под балки
Чей-то крик раздался жалкий,
И огню наперерез
На чердак Кузьма полез.

Сунул голову в окошко,
Поглядел…- Да это кошка!
Пропадёшь ты здесь в огне.
Полезай в карман ко мне!..

Широко бушует пламя…
Разметавшись языками,
Лижет ближние дома.
Отбивается Кузьма.

Ищет в пламени дорогу,
Кличет младших на подмогу,
И спешит к нему на зов
Трое рослых молодцов.

Топорами балки рушат,
Из брандспойтов пламя тушат.
Чёрным облаком густым
Вслед за ними вьётся дым.

Пламя ёжится и злится,
Убегает, как лисица.
А струя издалека
Гонит зверя с чердака.

Вот уж брёвна почернели…
Злой огонь шипит из щели:
— Пощади меня, Кузьма,
Я не буду жечь дома!

— Замолчи, огонь коварный!
Говорит ему пожарный.
— Покажу тебе Кузьму!
Посажу тебя в тюрьму!
Оставайся только в печке,
В старой лампе и на свечке!

На панели перед домом —
Стол, и стулья, и кровать…
Отправляются к знакомым
Лена с мамой ночевать.

Плачет девочка навзрыд,
А Кузьма ей говорит:
— Не зальёшь огня слезами,
Мы водою тушим пламя.
Будешь жить да поживать.
Только чур — не поджигать!
Вот тебе на память кошка.
Посуши ее немножко!

Дело сделано. Отбой.
И опять по мостовой
Понеслись автомобили,
Затрубили, зазвонили,
Едет лестница, насос.
Вьётся пыль из-под колёс.

Вот Кузьма в помятой каске.
Голова его в повязке.
Лоб в крови, подбитый глаз,-
Да ему не в первый раз.
Поработал он недаром —
Славно справился с пожаром!

Загадки из спичечного коробка.

Цель: развивать у детей словесно-логическое мышление и умение устанавливать причинно-следственные связи в поиске ответов на загадки.

Закрепить знания о свойствах пламени и значении огня в жизни человека.

Воспитатель «случайно» находит на своем столе большой спичечный коробок и предлагает ребятам вместе посмотреть, что в нем находится.

Открыв его, дети видят стопку карточек с загадками.

Воспитатель предлагает детям подумать и ответить, о чем или о ком могут быть загадки из спичечного коробка. Воспитатель читает загадки, на которые дети дают обоснованные ответы.

После ответа детей на четвертую загадку воспитатель делает заключение об опасности такого явления, как пожар, и о том, как люди борются с ним. После восьмой загадки он напоминает ребятам, что же такое пламя и как оно может возникнуть, а после последней, двенадцатой, загадки помогает воспитанникам сделать вывод о существовании полезных качеств у огня.

1. Беда! Беда! Беда! Беда!'

Бегите все скорей сюда!

Кругом и огонь, и дым, и угар.

В соседней квартире случился. (пожар).

2. У машины синий глаз

Вдруг включился ярко.

Как завоет, завизжит,

Пропустить вперед велит.

Кто б из вас сейчас сказал,

Как зовется тот сигнал?

(Сирена.)

3. Загудела, прилетела

И взялась скорей за дело.

Поливала, поливала.

Все! Опасность миновала.

(Пожарная машина.)

4. С огнем бороться

мы должны.

С водою мы напарники.

Мы очень людям всем нужны. Так кто же мы?

(Пожарники.)

5. Она о тесный домик свой Лишь почесалась головой.

И сразу — словно не жила — Сгорела, бедная, дотла.

(Спичка.)

6. С языком, а не лает,

Без зубов, а кусает.

Все ест — не наедается.

А как попьет —

сразу умрет.

(Огонь.)

7. Рыжий зверь в печи сидит, Рыжий зверь на всех сердит. Он от злости ест дрова, Может, час, а может, два.

Ты его рукой не тронь: Искусает всю ладонь.

(Огонь.)

8. Вьется, извивается,

В небо устремляется.

К тучам тянется чудак,

Не дотянется никак.

(Дым.)

9. В избе — изба,

На избе — труба.

Зашумело в избе,

Загудело в трубе.

Видит пламя народ,

А тушить не идет.

(Печь.)

10. Черный конь Прыгает в огонь.

По огню гуляет,

Искры выбивает.

(Кочерга.)

11. Голова огнем пылает.

Тело тает и сгорает.

Таять может, да не лед.

Не фонарь, а свет дает.

(Свеча.)

12. На привале нам помог:

Суп варил, картошку пек.

Для похода он хорош,

А с собою не возьмешь.

(Костер.)

Мини – эстафета  «Пожарные на учении».

Программное содержание:

 Познакомить детей с трудом пожарных;

Обучить детей правилам поведения в случае возникновения пожара.

Закрепить знания о правилах пожарной безопасности, средствах пожаротушения;

Повышать личную ответственность за свои поступки, формировать дисциплинированность, чувство долга; развивать внимание, память, речь;

Совершенствовать физические качества: ловкость, быстроту, выносливость, силу, смелость;

Воспитывать уважение к труду работников пожарной охраны.

Предварительная работа: чтение художественных произведений: С. Михалков «Дядя Стёпа», К. Чуковский «Путаница», А. Толстой «Пожарные собаки», С. Я. Маршак «Кошкин дом»; рассматривание плакатов о правилах пожарной безопасности. Беседа о правилах пожарной безопасности.

Оборудование: Плакаты по правилам пожарной безопасности, эмблемы, куклы, гимнастические скамейки, дуги, мешочки с песком, ленточки красного и синего цвета, мячи, флажки, обручи, кубики, картинки с предметами, относящимися к профессии пожарного.

 

                                                         Ход мероприятия:

Дети шагают по залу в колонне по одному. Останавливаются у скамеек, присаживаются.

 Ведущий: Ребята, сегодня мы с вами вспомним правила пожарной безопасности, поговорим о нелегком труде пожарных, о том, как бороться с огнем. Что нужно знать, чтобы не было пожара. И проведем небольшие  учения пожарных. А для начала, вспомним, из каких произведений эти строки:

  1. «Море пламенем горит, выбежал из моря кит. Эй, пожарные бегите, помогите, помогите!» (К. Чуковский «Путаница»).
  2. «Бим–бом, бим-бом! На дворе высокий дом, ставенки резные, окна расписные!» (С. Я. Маршак «Кошкин дом»).

Ведущий: Молодцы ребята! Правильно назвали произведения и даже авторов. Ребята, вы уже знаете, что огонь очень нужен людям, но обращаться с ним следует осторожно, чтобы не произошел пожар. Пожар – это большая беда, которая может случиться, где угодно. Я предлагаю заучить маленькое правило:

 «Пусть помнит каждый гражданин, пожарный номер «01».

 Давайте вместе его повторим. (Дети повторяют)

 1.Не суши белье над газом –

     Все сгорит единым разом.

   2.Когда без присмотра оставлена печь,

      Один уголек может дом целый сжечь.

   3.Если из дома ты должен уйти,

      Выключи все из электросети.

     4.Возле дома и сарая

            Поджигать огонь не смей.

            Может быть беда большая

            Для построек и людей.

          5.Кто с огнем неосторожен,

            У того пожар возможен.

            Дети, помните, о том,

           Что нельзя шутить с огнем.

         6.Пожарная охрана наша

           Всегда на службе, день и ночь,

          И нету в мире службы краше,

          Что может нам всегда помочь!

 Ведущий: .: Ребята, а вы видели пожарных? (Да). А в чем заключается их работа?

 (Ответы детей: Пожарные помогают защитить людей и имущество от пожара.).

 А какими должны быть люди, которые работают в пожарной охране? (Сильными, ловкими, смелыми, быстрыми, бесстрашными и т.д.)

 Сегодня мы с вами будем юными пожарными, такими же смелыми, сильными, ловкими и находчивыми, как  настоящие пожарные.

Для этого проведем учение пожарных. (Дети строятся в 2 колонны). В наших учениях будут участвовать 2 команды:

- Команда «Огонёк». Поприветствуем их!

- Команда «Искорка». Поприветствуем их!

  1 эстафета «Вызов пожарной команды»

Перепрыгнуть через 3 гимнастические палки, пройти по гимнастической   скамье, добежать до обруча (в котором лежат цифры – 01,02,03,04), выбрать номер        пожарной службы (показать) и вернуться по прямой к исходной – передать эстафетную палочку (оценивается быстрота, правильность выбора номера).

 2 эстафета «Чья команда быстрее спасет от огня игрушку».

Очень часто, когда пожарные приезжают на пожар, прежде чем тушить огонь, они ведут спасательные работы. Выносят из огня детей, животных, стариков, инвалидов. Надо преодолевая препятствия (проползти по гимнастической скамейке, перелезть через обруч) добраться до «места пожара», взять в руки куклу и вынести из огня. Добежать до своей команды и встать в конец колонны.

 3 эстафета «Чья команда быстрее собьет пламя.

 Метание в вертикальную цель, в центре которой «Огонь». Команда, наибольшее количество раз попавшая в цель, побеждает.

 4 эстафета «Ликвидация пожара»

          Добежать до обруча, в котором лежат красные ленточки – «ОГОНЬКИ»,  каждый участник уносит по «огоньку». Команда, которая  быстрее закончит эстафету (потушит огонь), побеждает.

  Вот и закончилась наша тренировка. Вы убедились, что профессия   пожарных очень сложная, но нужная.

 Ведущий: А теперь дружно поиграем!

 Игра «Огонь и вода».

Всем детям раздаются красные ленты их надо закрепить в шорты (как хвостики) – это «огонь», а двум детям привязываются синие ленты — это «вода». Дети «огонь» встают в кружок. А дети «вода» в середину круга.

Ведущий говорит:

 Разгорайся огонь

Пламя выше, пламя круче

Достает до самой тучи.

Но появится вода, и огню тогда беда!

Раз-два-три: вода огонь туши!

После этих слов дети с синими ленточками должны собрать все красные «хвостики» с убегающих детей, то есть «потушить огонь».

Ведущий: А теперь мы проверим, знаете ли вы, какие предметы нужны пожарникам.

Игра «Выбери нужное…»

 Дети каждой команды по очереди подходят к столу, берут  картинку  с изображением предмета, который относится к профессии пожарного и возвращаются  к своей команде, дальше  следующий участник (оцениваются быстрота и правильность отбора предметов).

 Ведущий: Дорогие дети, сегодня вы показали, что хорошо знаете правила пожарной безопасности, средства пожаротушения и знакомы с нелегким трудом работников пожарной охраны. Так давайте будем стараться выполнять эти правила, чтобы не случилось беды, чтобы не было пожаров.

Марш отважных пожарников…

Консультация для родителей

« Пожар в квартире».

В отопительный сезон, к сожалению, происходит наибольшее число техногенных пожаров, особенно в жилом фонде. О том, как правильно действовать в случае возникновения пожара в квартире или жилом доме, и как предотвратить возгорание – в наших рекомендациях.

Большинство пожаров происходит в жилых помещениях. Причины их практически всегда одинаковы – неосторожное обращение с огнем, обветшавшие газовые коммуникации, неисправная электропроводка, курение в неположенных местах и оставленные без присмотра электроприборы.

Как предупредить пожар

Следует соблюдать ряд правил:

  • Не перегружайте электросеть (не подключайте к одной розетке большое количество электроприборов).
  • Не оставляйте включенные электронагревательные приборы без присмотра.
  • Поддерживайте в исправном состоянии выключатели, вилки, розетки электроснабжения и электроприборов.
  • Не устанавливайте электронагревательные приборы вблизи горючих предметов и материалов (мягкой мебели, занавесок и т.д.).
  • Не храните в доме в больших количествах легковоспламеняющиеся и горючие жидкости, такие как ацетон, керосин и т.п. Имеющиеся небольшие количества этих веществ надо содержать в закрытых сосудах, вдали от нагревательных приборов.
  • Не разогревайте мастики и лаки, аэрозольные баллончики на открытом огне.
  • Не сушите белье над горячей плитой, печью или на электрообогревателе. 
  • При курении соблюдайте осторожность. Помните, что курить в постели опасно.
  • Для обеспечения собственной пожарной безопасности купите пожарный извещатель, а также огнетушитель (его нужно поставить в доступное место).

Основные правила, которые позволят избежать пожара при использовании электрообогревателей

Пожар – это всегда беда. Однако не все знают элементарные правила поведения в случае пожара. И даже знакомое с детства – "звоните 01" – в панике забывается. Вот несколько самых простых советов, которые помогут Вам в сложной ситуации.

Главное правило – никогда не паниковать!

Пожар в квартире

Если у вас или у ваших соседей случился пожар, главное – сразу же вызвать пожарную охрану по телефону "01" или с мобильного по бесплатному номеру "112". Во время звонка вы должны предоставить четкую информацию о месте пожара, его причине и вероятной угрозе для людей. Надо назвать свое имя и дать свой номер телефона для получения дальнейших указаний.

При возникновении пожара стремитесь сохранить самообладание, способность быстро оценивать обстановку и принимать правильные решения. Приступайте к тушению очага возгорания, только если это в ваших силах.

Если загорелся бытовой электроприбор, постарайтесь его обесточить: прежде всего, выдерните вилку из розетки или обесточьте квартиру через электрощит.

Проверьте, закрыты ли все окна и форточки, иначе доступ свежего воздуха прибавит огню силы.

Помните! Горящий телевизор выделяет множество токсичных веществ, поэтому постарайтесь сразу же вывести из помещения людей. Накройте обесточенный телевизор любой плотной тканью, чтобы прекратить доступ воздуха. Если это не поможет, через отверстие в задней стенке залейте телевизор водой. При этом старайтесь находиться сбоку: ведь кинескоп может взорваться.

Если пожар возник и распространился в одной из комнат, не забудьте плотно закрыть двери горящей комнаты – это помешает огню распространиться по всей квартире и лестничной площадке. Уплотните дверь мокрыми тряпками, чтобы в остальные помещения дым не проникал. В сильно задымленном пространстве нужно двигаться ползком, или пригнувшись. Чтобы не потерять ориентировку, нужно придерживаться стены. При горении выделяются ядовитые газы, а содержание кислорода в воздухе падает. Вот почему опасен не только огонь, но и дым и гарь от него. Надо учитывать и возможные реакции организма человека при увеличении концентрации продуктов горения.

Вопреки распространенному мнению, тушить огонь простой водой – неэффективно. Лучше всего пользоваться огнетушителем, а при его отсутствии – мокрой тканью, песком или даже землей из цветочного горшка.

Если вы видите, что ликвидировать возгорание своими силами в течение 10 секунд не удается, немедленно уходите. Возьмите документы, ценности и покиньте квартиру через входную дверь, прикрыв ее за собой. Перед выходом из квартиры, если это возможно, перекройте газ и выключите электричество. Не заходите в лифт! Спускайтесь по лестнице.

Если путь к входной двери отрезан огнем и дымом – спасайтесь на балконе и привлекайте внимание окружающих. Горящее помещение следует преодолевать, накрывшись с головой мокрым одеялом, плотной тканью или верхней одеждой. Для защиты от угарного газа дышите через увлажненную ткань. Кстати, самые безопасные места в горящей квартире – на балконе или возле окна. Здесь пожарные найдут вас быстрее! Если на улице холодно, необходимо тепло одеться. Выходя на балкон, открывайте дверь осторожно, поскольку пламя от большого притока свежего воздуха может усилиться. Не забудьте плотно закрыть дверь балкона за собой.

Постарайтесь перейти на нижний этаж через балконный люк или по смежному балкону к соседям, если это возможно. Но помните: крайне опасно спускаться по веревкам, простыням и водосточным трубам. Тем более не следует прыгать вниз!

Еще один путь спасения – через окно. Уплотните дверь в комнату тряпками и позовите на помощь. Как только убедитесь, что ваш призыв о помощи услышали, ложитесь на пол, где меньше дыма. Таким образом можно продержаться около получаса.

Помните, что огонь и дым распространяются снизу вверх, поэтому особенно осторожными должны быть жители верхних этажей.

Пожар на кухне или на балконе

На кухне и балконе чаще всего происходят масштабные возгорания. Как от этого уберечься?

Помните, что опасно хранить на кухне и на балконе легковоспламеняющиеся вещества, различные тряпки. Ведь даже случайно залетевший на балкон окурок может стать причиной сильного пожара! Точно также и на кухне – развевающиеся от ветерка занавески могут вспыхнуть, если они висят в непосредственной близости от плиты. Поэтому не следует загромождать кухню и балкон ненужными вещами, старой мебелью, макулатурой и другими предметами, которые могут послужить "пищей" огню. На балконе следует хранить все предметы или под плотным кожухом, или в металлических ящиках. Пожарные также рекомендуют держать на балконе ведро с песком.

Если в кастрюле или на сковороде загорелось масло, то перекройте подачу газа и электроэнергии. Накройте сковороду или кастрюлю крышкой, мокрой тряпкой, чтобы затушить пламя, и пусть она так стоит до охлаждения масла – иначе огонь вспыхнет вновь.

Тряпку из грубой ткани (такая всегда должна быть на кухне) накиньте на руки, предохраняя их от огня. После этого, чтобы перекрыть доступ воздуха к огню, осторожно накиньте ее на горящий предмет. При попадании горящего масла, жира на пол или стены используйте для тушения любой стиральный порошок (как порошковый огнетушитель), засыпая им огонь. При перегреве электроплиты сначала нужно отключить ее, а затем накрыть спираль мокрой тряпкой.

Напоследок, хотелось бы сказать, что большинство пожаров можно потушить подручными средствами на стадии их возникновения. Поэтому, наличие в доме элементарного огнетушителя или пожарного извещателя может спасти от многих бед.

.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект «Пожарная безопасность» для детей старшего дошкольного возраста.

перспектиное комплексно-тематическое  планирование проетк "Пожарная безопасность"...

Проект "Пожарная безопасность"

Проект "Пожарная безопасность" для детей старшей группы...

Проект "Пожарная безопасность"

Формировать навыки безопасного поведения в быту, учить адекватным действиям в пожарных ситуациях....

Детско-родительский образовательный проект «Пожарная безопасность»

Вид проекта: Познавательный.Продолжительность: Среднесрочная (1 квартал).Образовательная область: Ознакомление с окружающим, развитие речи, ручной труд, сюжетно-ролевая игра, изобразительная деятельно...

Проект "Пожарная безопасность" во 2 младшей группе

Цель проекта: формирование основы знаний по пожарной безопасности младших дошкольников.Задачи проекта: знакомить детей с правилами пожарной безопасности;Дать понятие о том, какую опасность таят в себе...

Педагогический проект «Пожарная безопасность»

Тема: «Огонь наш друг, но не всегда-бывает от него беда!»Участники проекта: дети подготовительной группы №2, старшей группы №3, воспитатели, родители.Продолжительность проекта: краткосрочныйФорма пред...

Карта проекта. Название проекта: «Пожарная безопасность» Проектная деятельность во 2 младшей группе.

Возрастная группа: Целевая группа, на которую  направлена деятельность по проекту: дети II младшей группыТип проекта:  творческий, игровойПо количеству участников: коллективныйПо продолжител...