Познавательный проект "Формирование основ безопасного поведения в социуме"
проект по обж (старшая группа)

Гришина Елена Владимировна

Цель проекта: формирование у детей дошкольного возраста основ собственной безопасности. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Паспорт педагогического проекта

«Формирование у дошкольников основ безопасного поведения в социуме»

Гришина Елена Владимировна

Вид проекта

Социально-значимый

Название и тип проекта

Познавательный проект «Формирование у дошкольников основ безопасного поведения в социуме»

Участники проекта

Дети старшего дошкольного возраста, педагоги, родители МБДОУ ДС №7 «Ягодка» пгт. Джубга

Продолжительность проекта

Долгосрочный

Цель проекта

Формирование у детей дошкольного возраста основ собственной безопасности.

Задачи проекта

1.Познакомить с правилами безопасного поведения для человека и окружающего мира природы.

2.Познакомить с правилами безопасного поведения во время игр в разное время года.

3.Формировать знания о правилах безопасности дорожного движения в качестве пешехода и пассажира транспортного средства.

4.Формировать представления об опасных для человека ситуациях и способах поведения в них.

5.Формировать представления о правилах поведения с незнакомыми людьми.

6.Приобщать к здоровому образу жизни.

Этапы проведения проекта

I этап.  Подготовительный. 

Цель: Создание условий для реализации познавательного проекта.

II этап. Практический. 

Цель: Формирование у воспитанников основ собственной безопасности посредством различных форм и методов взаимодействия.

III этап. Заключительный.

Цель: Обобщение итогов и представление продуктов познавательного проекта.

Планируемые результаты проекта

Для воспитанников:

1.Ребенок имеет элементарные представления об опасных для человека ситуациях и способах поведения в них: о правилах безопасного поведения в природе, о правилах дорожного движения, об обращении с бытовыми предметами, о возможных контактах с незнакомыми людьми на улице  и др.

2. Соблюдает основы экологической культуры и безопасного поведения в природе.

3.Знает правила дорожного движения, правила передвижения пешеходов и велосипедистов.

4.Знает номера телефонов экстренных служб; знает свое имя, фамилию, возраст, домашний адрес, телефон.

5.Знает правила безопасного поведения во время игр в разное время года (купание в водоемах, катание на велосипеде, на санках, коньках, лыжах и др.).

6.Сформированы практические умения и навыки по уходу и бережному отношению к своему организму.

Для родителей:

1.Сформированы теоретические знания и практические умения по вопросам формирования у детей основ собственной безопасности.

2.Приобретён педагогический опыт активного участия в социализации и познавательном развитии своего ребенка.

3.Обогащены знания о деятельности дошкольного образовательного учреждения, которое посещает ребенок.

4.Развит интерес и желание участвовать в образовательном процессе ДОУ.

Для педагогов:

1.Сформированы профессиональные компетенции в вопросах формирования у воспитанников основ собственной безопасности.

2.Обогащена развивающая предметно-пространственная среда в группе по теме проекта.

3.Внедрены современные технологии и методики по формированию у детей элементарных представлений об опасных для человека ситуациях и способах

поведения в них.

Ресурсы

Методические ресурсы:

1.Авдеева Н.Н., Князева О.Л., Стеркина Р.Б. Безопасность. Учебное пособие по основам безопасности жизнедеятельности детей - СПб, Детство-Пресс, 2016.

2.Белая К. Ю., Зимонина В. Н., Кондрыкинская Л. А. Как обеспечить безопасность дошкольников. Конспекты по основам безопасности детей дошкольного возраста. Книга для воспитателей детского сада. - М.: Просвещение, 2004.

3.Дмитриенко З.С. Основы безопасности жизнедеятельности детей дошкольного возраста. Планирование работы. Беседы. Игры.- СПб, Детство-Пресс, 2016.

4.Тимофеева Л.Л. Формирование культуры безопасности. Конспекты современных форм организации детских видов деятельности. - Детство-Пресс, 2018.

Продукты проекта

1.Презентация «Формирование у дошкольников основ собственной безопасности».

2.Акция - фестиваль «Дорожный марафон».

3.Пополнение оснащения методического кабинета ДОО: Выпуск сборника  «Игры по формированию у детей дошкольного возраста навыков безопасности жизнедеятельности».

Пояснительная записка

    В соответствии с ФГОС ДО одной из задач социально-коммуникативного развития детей дошкольного возраста является задача формирования основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.

    Актуальность выбранной темы определяется тем, что необходимо серьёзно заниматься вопросами безопасности жизни человека в современных условиях. Знания о способах спасения нужны не только взрослым, но и детям.

    К тому же, дошкольный период наиболее благоприятен в формировании представлений об особенностях окружающего мира, о способах сохранения своего здоровья, о правилах безопасного поведения в окружающем мире.

    Поэтому, чем раньше начать работу по формированию представлений у детей о существующих в социальном и природном мире опасностях и противостоянию им, тем раньше дошкольники приобретут опыт безопасного поведения.

    Обогащать знания и практические умения детей нужно в следующих направлениях:

- познакомить дошкольников с правилами поведения в различных неожиданных ситуациях;

-   способствовать формированию представлений о здоровом образе жизни, об адекватном поведении в городском транспорте, при общении с незнакомыми людьми, взаимодействии с пожароопасными и другими предметами, животными и ядовитыми растениями;

- способствовать формированию элементарных умений правильно действовать в опасных для жизни ситуациях.

    Для реализации данных задач необходимо так организовать взаимодействие с дошкольником, чтобы оно было направлено на развитие его познавательного интереса и познавательную самостоятельность.

         Эти личностные качества помогут ребенку активно исследовать и узнавать окружающий его мир. А результатами познания будут не только элементарные понятия и навыки по безопасности жизни, но и общее развитие воспитанников.    

         При формировании основ безопасности жизнедеятельности у детей дошкольного возраста педагогу следует помнить основные методические правила:

  • необходимо обеспечить психологический комфорт для каждого ребенка;
  • усложнение материала должно происходить с учетом возрастных и индивидуальных особенностей ребенка;
  • освоение новых знаний целесообразнее проводить в процессе активной познавательной, поисковой или игровой деятельности.

Цель проекта: Формирование у детей дошкольного возраста основ собственной безопасности.

Задачи:

  • Познакомить с правилами безопасного поведения для человека и окружающего мира природы.
  • Познакомить с правилами безопасного поведения во время игр в разное время года.
  • Формировать знания о правилах безопасности дорожного движения в качестве пешехода и пассажира транспортного средства.
  • Формировать представления об опасных для человека ситуациях и способах поведения в них.
  • Формировать представления о правилах поведения с незнакомыми людьми.
  • Приобщать к здоровому образу жизни.

Принципы реализации проекта

  • Позитивная социализация ребенка предполагает, что освоение ребенком культурных норм, средств и способов деятельности, формирование знаний о безопасности собственной жизни, приобщение к здоровому образу жизни происходят в процессе сотрудничества со взрослыми и другими детьми.
  • Личностно-развивающий  и  гуманистический  характер  взаимодействия  взрослых и детей. Такой тип взаимодействия предполагает базовую ценностную ориентацию на достоинство каждого участника взаимодействия, уважение и безусловное принятие личности ребенка, доброжелательность, внимание к ребенку, его состоянию, настроению, потребностям, интересам. Личностно-развивающее взаимодействие является неотъемлемой составной частью социальной ситуации развития ребенка, условием его эмоционального благополучия при формировании ценностей здорового образа жизни.
  • Активное участие всех субъектов образовательных отношений в реализации проекта. Этот принцип предполагает, что каждый участник имеет возможность внести свой индивидуальный вклад в ход какой-то игры, образовательной ситуации, обсуждения, в планирование образовательного процесса, может проявить инициативу. Детям и взрослым предоставляется возможность высказывать свои взгляды, свое мнение, занимать позицию и отстаивать ее, принимать решения и брать на себя ответственность в соответствии со своими возможностями.
  • Сотрудничество с семьей.  Сотрудничество с семьей, открытость в отношении семьи, уважение семейных ценностей и традиций, их учет в образовательной работе являются важнейшим принципом при реализации проекта. Педагоги должны знать об условиях жизни ребенка в семье, понимать проблемы, уважать ценности и традиции семей воспитанников. Проект предполагает разнообразные формы сотрудничества с семьей,  как в содержательном, так и в организационном планах.
  • Взаимодействие с социальными партнерами.  Социальное партнерство становится современной высокоэффективной технологией, которая позволяет расширить спектр образовательных услуг и динамично развиваться всем участникам образовательного процесса. Благодаря взаимодействию с партнерами повышается качество реализации основной образовательной программы дошкольного  образования и осуществляется  более полное  удовлетворение индивидуальных образовательных потребностей дошкольников.

Содержание проекта

     Содержание проекта обеспечивает формирование у детей основ безопасности в различных видах деятельности и охватывает следующие направления:

  • Безопасность собственной жизнедеятельности.
  • Безопасное поведение в природе.
  • Безопасность на дорогах и улицах.
  • Здоровье.

Основные формы организации образовательной деятельности

    Образовательную деятельность предполагается осуществлять средствами игры, являющейся основной формой работы с детьми дошкольного возраста и ведущим видом деятельности. Роль педагога заключается в создании игровой ситуации и организации игровой предметно-пространственной среды. Каждый педагогический метод опирается на принцип активности воспитанников, характеризуется высоким уровнем мотивации, наличием творческой и эмоциональной составляющих.

Формы взаимодействия педагога с детьми

-  проблемные ситуации;

- беседы;

- обсуждение;

- практикумы;

- наблюдение;

- чтение художественной литературы;

- экскурсии;

- рассматривание объектов и их обследование;

- дидактические игры;

- конкурсы, викторины;

- рассматривание альбомов фотографий, иллюстраций, коллекций.

Формы самостоятельной деятельности детей

- решение проблемных ситуаций;

- дидактические игры;

- сюжетно-ролевые игры;

- наблюдения;

- рассматривание;

- экспериментирование с материалами.

Формы взаимодействия педагога с родителями

Проведение совместно с родителями и для родителей:

- образовательных мероприятий и занятий-практикумов;

- спортивных и оздоровительных развлечений, досугов; 

- консультаций и рекомендаций;

- организация фотовыставок.

Механизм  оценки эффективности проекта

  1. Анкетирование среди родителей.
  2. Анализ реализации плана по формированию у детей знаний и умений  безопасного поведения в социуме.

Планирование деятельности

I этап. Подготовительный

Мероприятия этапа

1.

Подбор информационного материала, литературных источников по теме.

2.

Выявление знаний детей о проблеме безопасности жизнедеятельности (беседы, наблюдения).

3.

Разработка папок-передвижек и информационных листков: «Стихотворения для детей по ПДД» «Использование и хранение опасных предметов», «Как знакомить детей с основами безопасности». «Обращение с электрическими приборами», «Игры во дворе», «Как закалять ребенка в домашних условиях», «Не оставляйте детей без присмотра», «Что нужно делать при пожаре», «Формирование у детей представления о правильном режиме дня и пользе его соблюдения для здоровья», «Опасности на улице», «Опасности в природе».

4.

Разработка и проведение консультаций:

-  для педагогов: «Организация развивающей предметно-пространственной среды в группе по ознакомлению детей с основами безопасности собственной жизнедеятельности»; «Моделирование дорожных ситуаций в процессе сюжетно-ролевых игр с дошкольниками», «Формирование у дошкольника ценностного отношения к себе и окружающим людям в процессе приобщения к ЗОЖ»;

- для родителей: «Типичные ситуации детского травматизма и меры их предупреждения», «Знакомство ребенка с правилами дорожного движения через игру», «Знакомство детей с элементарными правилами поведения на улице», «Воспитание у ребенка безопасного поведения в быту».

5.

Разработка сценариев образовательных и досуговых мероприятий.

II этап. Практический

Направления деятельности

Содержание деятельности

I. Безопасность собственной жизнедеятельности

1. Проектирование различных ситуаций с детьми:

- «Правила пользования колющими и режущими предметами»;

- «Если ты потерялся»,

- «Что ты будешь делать, если порежешься? Обожжешься? Ударишься? Укусит собака?»

2.Игра-практикум  «Вызываем МЧС (скорую, полицию)».

3. Образовательное мероприятие  «Не играй, дружок, с огнем».

4. Экскурсия в пожарную часть.

II. Безопасное поведение

в природе

1. Проектирование различных ситуаций с детьми:

- Что нельзя есть в лесу, чтоб не отравиться?

- Как нужно одеваться в морозную погоду? В жару?

- Что нужно делать при встрече с лесными животными?

2.Образовательное мероприятие «Школа безопасности».

3. Развлечение «У природы нет плохой погоды».

III. Безопасность на дорогах и улицах

1. Игра-практикум «Мой безопасный путь в детский сад».

2. Смотр-конкурс рисунков и поделок  «Красный, жёлтый, зелёный».

3.Проведение совместного с родителями и инспекторами ГИБДД тематического досуга «Знать на отлично ПДД желает вам ГИБДД».

IV. Здоровье

1.Игра-практикум совместно с врачом из детской поликлиники  «О пользе витаминов и их значении для здоровья человека».

2. Викторина «Что нужно знать о здоровом образе жизни?».

3. Физкультурный досуг «Моя спортивная семья».

III этап. Заключительный

Мероприятия этапа

1.

Анкетирование родителей с целью оценки совместной работы по реализации задач проекта.

2.

Анализ  соответствия оснащенности группы оборудованием и пособиями, способствующими формированию основ собственной безопасности.

3.

Проведение мониторинговых мероприятий.

4.

Представление опыта в форме:

- презентации «Взаимодействие с родителями по формированию у детей основ безопасного поведения в социуме».

- публикации «Развитие инициативы и самостоятельности детей дошкольного возраста в процессе ознакомления их с основами безопасности жизнедеятельности».

Воспитатель                                                                                                  Е.В. Гришина


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Анализ программ по проблеме формирования основ безопасного поведения в социуме

Анализ  программ  по  воспитанию  безопасного  поведения  детей  старшего  дошкольного  возраста...

«Формирование основ безопасного поведения в социуме»

laquo;Формирование основ безопасного поведения в социуме»...

Проект Формирование у дошкольников основ безопасного поведения в социуме

В соответствии с ФГОС ДО одной из задач социально-коммуникативного развития детей дошкольного возраста является задача формирования основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.Актуальность вы...

Проект Формирование у дошкольников основ безопасного поведения в социуме

В соответствии с ФГОС ДО одной из задач социально-коммуникативного развития детей дошкольного возраста является задача формирования основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.Актуальность вы...

Презентация "Формирование основ безопасного поведения в социуме"

Опыт работы по формированию у детей безопасного поведения в социуме....

Формирование у дошкольников основ безопасного поведения в социуме посредством технологий

В статье описываются современные технологии для формирования у дошкольников основ безопасного поведения в социуме....

Программа по самообразованию «Формирование у детей дошкольного возраста основ безопасного поведения в социуме»

Данная программа направлена на овладение профессиональными педагогическими компетенциями по вопросам формирования у детей дошкольного возраста основ безопасного поведения в окружающем социальном и при...