Конспект занятия «Огонь — друг или враг»
план-конспект занятия по обж (старшая группа)

Конспект занятия

 «Огонь — друг или враг»

группа общеразвивающей направленности для детей 5-6 лет

(Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»,

образовательная деятельность «Формирование основ безопасности»)

Цель: Формировать основы безопасности. 

Задачи:


Образовательные :

Уточнять знания детей о работе пожарных, о причинах пожаров, об элементарных правилах поведения во время пожара.

Закреплять знания о том, что в случае необходимости нужно звонить по телефону 01 или 112.

Продолжать совершенствовать умение передавать в рисунке образы предметов.

Расширять знания об источниках опасности в быту (электроприборы, газовая плита, утюг и др.).

Закреплять навыки безопасного пользования бытовыми предметами.

Развивающие :

Развивать внимание,  осторожность, наблюдательность.

Продолжать развивать речь как средство общения.

Развивать познавательно-исследовательский интерес, показывая занимательные опыты.

Воспитательные: 

 Воспитание осознанного отношения к выполнению правил безопасности.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад присмотра и оздоровления №69»

Конспект занятия

Тема: «Огонь — друг или враг»

группа общеразвивающей направленности для детей 5-6 лет

(Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»,

образовательная деятельность «Формирование основ безопасности»)

                                                                     Составила: Звонкова Т.А. воспитатель   1-ой квалификационной категории  

                                          Оренбург- 2019г.

                                         Конспект занятия

                           Тема: «Огонь — друг или враг»

группа общеразвивающей направленности для детей 5-6 лет

Цель: Формировать основы безопасности. 
Задачи:
Образовательные :

Уточнять знания детей о работе пожарных, о причинах пожаров, об элементарных правилах поведения во время пожара.

Закреплять знания о том, что в случае необходимости нужно звонить по телефону 01 или 112. Продолжать совершенствовать умение передавать в рисунке образы предметов. Расширять знания об источниках опасности в быту (электроприборы, газовая плита, утюг и др.). Закреплять навыки безопасного пользования бытовыми предметами.

Развивающие :

Развивать внимание,  осторожность, наблюдательность. 

Продолжать развивать речь как средство общения. Развивать познавательно-исследовательский интерес, показывая занимательные опыты.

Воспитательные:
 Воспитание осознанного отношения к выполнению правил безопасности.

Словарная работа: друг, враг, огонь, костёр, пожар, пожарные, языки пламени, задымление, пена, ожог, огнетушитель.


Виды детской деятельности: познавательная, коммуникативная, игровая, двигательная, художественно-творческая.

Методы и приемы: наглядные, словесные, игровые, проблемно-практическая ситуация, личностное и познавательное общение, сотрудничество.

Формы организации детской деятельности: фронтальная, индивидуальная.

Оборудование:  ноутбук,  подсвечник со свечой,  стакан с водой, землей. Песком, ткань, плакаты о противопожарной безопасности, телефонный аппарат (стационарный, мобильный).


Предварительная работа:

1. Рассматривание плакатов по пожарной безопасности.

2. Разучивание стихотворений, пословиц о противопожарной безопасности.

3. Чтение художественных произведений: «Пожар», «Пожарные собаки» Л.Н. Толстого; «Пожар», «Рассказ о неизвестном герое» С. Маршака, рассматривание иллюстраций к ним.

4. Беседа о профессии «Пожарный».

5. Просмотр мультфильмов «Кошкин дом», «Уроки тетушки Совы. Уроки осторожности»

Ход занятия.

I. Орг. момент

Воспитатель:   Ребята, сегодня мы собрались, чтобы поговорить об очень важных вещах. А что будет главной темой нашего разговора, вам предстоит отгадать:
     Он друг ребят, но когда с ним шалят, 
     он становится врагом и сжигает все кругом (огонь)

  

Воспитатель: Правильно, это огонь.

Огонь бывает разный:
Бледно-желтый, ярко-красный,
Синий или золотой,
Добрый или очень злой.

2.Основная часть.

 Воспитатель: Ребята, а как вы думаете, когда огонь бывает добрый? Какую пользу он приносит людям? (Огонь помогает готовить пищу на газовой плите, помогает готовить пищу на костре, освещает наше жилье, обогревает наши дома). 

Без огня мы уже не представляем жизни, он нужен повсюду: и в домах, и на заводах, и на фабриках, в городах и селах, огонь нужен людям профессий: сталевары, кузнецы.

А почему огонь злой? (Потому что может стать причиной пожара)

Какой вред  может нанести пожар? (Могут сгореть вещи, мебель, сгореть дома, сгореть лес)

Совершенно верно.  Когда люди забывают об осторожности обращения с огнем, он становится  опасным врагом. Возникает пожар. Пожар – это не случайность, а результат неправильного поведения. Пожары могут возникать по нашей вине, или по халатности соседа, неисправности электросети или по причине природной стихии (молния, землетрясения), и тогда в наши судьбы врывается огненная беда.

Воспитатель: Ребята, чтобы огонь всегда приносил нам только пользу и радость и не причинял беду, что нужно всегда знать и помнить? (Правила противопожарной безопасности).

Раздаётся звук.

Воспитатель: Ребята, нам пришло голосовое сообщение, интересно от кого оно. «Здравствуйте мальчики и девочки старшей группы «Пчелки» детского сада № 69 «Светлячок»! К вам обращается Незнайка. Со мной случилась беда. Мне срочно нужна ваша помощь.

Я вчера дома под столом решил развести костер, чтобы погреться…. Но этот огонь оказался таким прыгучим! Сначала он перепрыгнул на скатерть, потом на шторы, и начался пожар! Приехали пожарные. Но им пришлось очень постараться, чтобы меня найти, потому что я от этого огня в шкафу спрятался! А пожарные, когда меня нашли, сказали, что я не знаю каких-то правил пожарной безопасности! А что это за правила, я действительно не знаю. Ребята, вы меня познакомите с этими правилами? До свидания! Жду вашего ответа.»

Воспитатель: Ребята, поможем Незнайке? (Ответы детей)

Воспитатель: Запишем правила Пожарной безопасности на диск и отошлем его по почте Незнайке. Займите свои места. (Воспитатель вставляет диск в магнитофон). Сначала, давайте расскажем, чего же нельзя делать детям, чтобы не случился пожар? 

Какие это правила?  

Дети читают стихи:

Для забавы, для игры

Спички в руки не бери,

Не шути, дружок, с огнём,

Чтобы не жалеть потом.

Сам костра не разжигай

И другим не позволяй.

      Даже крошка огонёк         

         От пожара не далёк.

В квартире оставлять нельзя
Газ, включенным гореть.
В противном случае, друзья,
Придется горько пожалеть!

Нельзя над газовой плитой
Сушить промокшую одежду!
Вы сами знаете, какой
Большой пожар грозит невежде!

Если ты включил утюг,
Убегать не надо вдруг.
Закрывая в доме дверь,
Все ли выключил? Проверь!

Нельзя самим разжигать костры, поджигать бумагу / сухую листву / тополиный пух.

Нельзя включать без взрослых утюг и другие электроприборы.

Нельзя подносить близко к елке бенгальские огни.

Воспитатель:Я вижу, вы знаете, что может быть причиной пожара. Молодцы! Помните, что если нарушить эти правила, то огонь мгновенно может превратиться из нашего друга в беспощадного врага, тогда может возникнуть пожар.

 А чтобы Незнайка крепко-накрепко запомнил эти правила, мы ему отправим карточки  на которых изображены пожароопасные предметы. На столе лежат карточки,с нарисованными предметами, выберите среди них опасные предметы, которые могут привести к пожару. (Воспитатель  совместно с детьми проверяет правильность выполнения задания). 

Молодцы, ребята, теперь Незнайка точно никогда не забудет правила безопасного поведения с огнем.

  Беседа. задания:

 Выкладывание цифрами номера пожарной охраны (01, 112).

Воспитатель: Если вы почувствовали запах дыма или увидели огонь, кого нужно вызывать? (Пожарных).Кто такие пожарные- люди которые спасают от пожарных.

Воспитатель:  Профессия пожарного очень важная и нужная.  Когда случается пожар – это очень опасно, а тушить пожар нелегко. Пожарные оказывают помощь людям, попавшим в беду, рискуя своей жизнью. Как вы думаете, каким должен быть пожарный? (смелый, сильный, мужественный, решительный, ловким, быстрым, выносливый, добрый, отважный,  и т.д.)

Воспитатель:  А что необходимо делать, чтобы стать пожарным? (Ответы детей).

Воспитатель:  На чем пожарные приезжают к месту пожара? (Ответы детей).

Воспитатель:  Верно! У пожарных есть различная техника – пожарные машины, вертолеты, катера.

.

Для чего пожарной машине нужна сирена? (Чтобы все слышали и уступали дорогу.)

Почему пожарная машина красного цвета? (Чтобы ее было заметно на дорогах: красный — цвет огня)

Зачем машине раздвижная лестница? (Чтобы подниматься на высокие этажи.)

Как называются длинные шланги, которыми тушат пожар? (Рукава.)

Чем тушат бензин? (Пеной.)

Зачем пожарные надевают противогаз? (Чтобы можно было дышать при задымлении.)

Воспитатель: Если случился пожар, как вы будете действовать, какой номер вы должны набрать и что должны сообщить в пожарную часть?( (01, 112,фамилию, адрес, номер дома, номер квартиры)

Воспитатель: Ребята , кто из вас желает  выложить номер пожарной части из набора цифр и вызвать пожарную команду. 

Воспитатель.  Молодцы, ребята. Теперь я знаю, что вы готовы справиться с любой опасной ситуацией, и вы не растеряетесь, а предпримете необходимые меры.

Ведущий: Ребята, а чем же пожарные тушат огонь? (Огонь можно потушить водой,  пеной, песком, землей, снегом, огнетушителем)

Игра «Разрешается — запрещается».

Воспитатель: Чтобы мы хорошо запомнили правила поведения во время пожара, поиграем в  игру «Разрешается запрещается».

Возьмите в руки свои знаки — светофорчики и показывайте красный кружок, если это делать нельзя, и зеленый кружок — если это делать можно:

в случае пожара вызвать пожарных по телефону «01»;

бросать горящие спички;

кричать и звать на помощь взрослых;

оставаться в помещении, где начался пожар;

открывать окна и двери во время пожара;

закрывать нос, рот и голову мокрым полотенцем;

прятаться в угол, под шкаф, под кровать;

оставлять без присмотра включенные электроприборы;

двигаться ползком или пригнувшись к выходу;

обливать водой стены, пол во время пожара;

пользоваться лифтом;

не бояться, слушаться во всем пожарных;

 тушить водой горящие электроприборы;

 обращаться к соседям за помощью;

по возможности пытаться тушить пожар;

включать газ, электроприборы, свет.

Воспитатель:  Молодцы, садитесь, все правила назвали.

Огонь оставляет за собой страшный след: вместо леса, дома — пепел, зола, обгорелые головешки. А как страдает человек от пожара?

( Он получает ожоги, задыхается от дыма).

Воспитатель:  Очень важно оказать первую медицинскую помощь человеку, что надо сделать, если у вас небольшой ожог {под холодную воду и забинтовать бинтом)

6. Исследовательская деятельность( Опыты)

Воспитатель: Сейчас мы отправимся в лабораторию и проведем опыты.

 чем можно потушить огонь.

Опыт  Воспитатель зажигает 3 свечи. Первую он заливает водой, вторую – засыпает песком, третью — накрывает тканью. Во всех чашечках огонь гаснет.

Вывод. Опыт показывает, что при тушении огня можно использовать воду, а также песок (землю), плотную ткань.

Воспитатель: Ребята обязательно запомните, что огонь не прощает шалостей, поэтому необходимо, чтобы каждый человек был внимателен в обращении с огнём. Давайте ещё раз повторим, что нужно делать, если пожар все-таки случился?

Дети читают стихи:

Если же большой огонь,
Дымом все объято,
Выбегать из дома вон
Надо всем ребятам.
И на помощь поскорей
Ты зови, зови людей!

Если близко телефон
И тебе доступен он,
Нужно 01 набрать
И скорей пожарных звать

Воспитатель: Существует еще один хороший помощник при тушении пожара. Отгадайте загадку.

Если пламя вспыхнет вдруг,
Есть у вас надежный друг,
Под рукой его держите!
Пламени душитель, 
Дыма укротитель –
Ваш друг (огнетушитель).

Воспитатель: Действительно, огнетушитель должен быть в каждом учебном заведении, в больницах и т.д. У нас в детском саду тоже есть огнетушители. Они тушат огонь пеной или специальным порошком. Вот он какой! (Показывает всем огнетушитель. Дети трогают, руками на ощупь говорят, из какого материала он сделан.)

Воспитатель: А сейчас мы с вами изготовим памятный знак, в центре которого будет огнетушитель. Этот знак нам напомнит, какой номер нужно набрать, если случился пожар. (Воспитатель объясняет последовательность выполнения работы).


 

III. Заключительная часть.

Подведение итогов.

Когда огонь можно назвать «Огонь — наш друг»?

Когда мы говорим «Огонь — наш враг»?

Перечисли, что может стать причиной пожара.

Чем можно потушить пожар?

 Назовите номер телефона, по которому нужно сообщать о пожаре.

 Воспитатель:
— Ребята! Соблюдайте правила пожарной безопасности! Это поможет сохранить вашу жизнь и жизнь других людей.
С огнём не играйте, с огнём не шалите! Здоровье и жизнь свою берегите! Молодцы ребята, вы очень хорошо занимались, все были внимательны и активны. На память о нашем занятии я хочу раздать вам памятки и сувениры.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия «Огонь-друг и огонь-враг»

Углубить и закрепить знания детей о пользе и вреде огня.Способствовать формированию навыков правильного обращения с огнем. Формировать у детей элементарные знания об опасности шалостей с огнем, об опа...

Конспект занятия "Огонь - наш друг, огонь - наш враг"

Данный конспект поможет детям запомнить правила поведения при пожаре....

Конспект занятия «Огонь — друг, огонь — враг» (подготовительная группа)

Тема: «Огонь – друг, огонь – враг»возрастная группа: 6-7 летОбразовательные области: безопасность, познание, коммуникация, социализация, физическая культура, труд.Цель: закрепи...

Конспект занятия «Огонь – друг, огонь – враг»

Цель: Познакомить детей с правилами пожарной безопасности....

Конспект занятия «Огонь твой друг — огонь твой враг» старшая/подготовительная группа

1. Учить детей рассказывать о том, какую пользу приносит огонь человеку и как человек научился управлять огнем.2. Закреплять знания детей о том, к чему может привести неосторожное обращение с огнем. З...

Конспект занятия "Огонь-друг и огонь враг" план-конспект занятия по обж (подготовительная группа)

Формировать знания детей о причинах возникновения пожара правила поведения при пожаре. Закрепить знания детей об опасных ситуациях; научить детей ориентироваться в проблемных ситуациях;знак...