Конспект образовательной деятельности по речевому развитию на тему: «Пожарная безопасность»
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

сапегина елена игоревна

Проблема безопасности жизнедеятельности человека в современных условиях - одна из самых актуальных. События, происходящие в мире, свидетельствуют об увеличении техногенных, природогенных и социогенных опасностей для человеческой жизни. Потребность обучения дошкольников правилам пожарной безопасности  подтверждает статистика пожаров из-за шалости детей с огнем. Заинтересовать ребенка изучать правила  пожарной безопасности и привить  навыки правильных действий в случае пожара поможет образовательная деятельность  «Пожарная безопасность» 

Конспект образовательной деятельности по речевому развитию на тему:    «Пожарная безопасность» в старшей группе

 Воспитатель Сапегина Е. И.

 Цель: совершенствовать речь;

Задачи:

- развивать у детей умение правильно отвечать на поставленные вопросы,

-формировать навыки применения диалогической и монологической речи;

-развивать память, внимание, смекалку, логическое мышление

-активизировать словарный запас детей прилагательными, характеризующими огонь;

-продолжать формировать умение пересказывать тексты с опорой на наглядную схему;

-обогащать представления о огне, воде;

-продолжать расширять и уточнять представления детей о пожарной безопасности, пожароопасных предметах, профессии пожарного;

 

 Приоритетное направление: речевое развитие.

Интеграция: социально-коммуникативное, познавательное, художественно-эстетическое развитие.

Используемое оборудование: ноутбук, телевизор, мольберт, свеча, банка.

Раздаточный материал:  карандаши,  заготовки буклета, картинки по пожарной безопасности, клей-карандаш, клеенка, салфетка (на каждого ребенка).

Форма организации деятельности: групповая.

Место проведения: групповая комната.

Предварительная работа:

-беседы по теме «Пожарная безопасность», «Профессии».

-продуктивная деятельность: изготовление макета по пожарной безопасности, изобразительная деятельность «Пожарная безопасность»;

- рассматривание иллюстраций;

-сюжетно – ролевые игры по теме «МЧС»;

-чтение художественной литературы.

Словарная работа: обжигающий.

 

Ход 

Вводная часть: дети стоят в кругу.

Педагог: Я рада видеть вас таких красивых, добрых, с хорошим настроением! Этот день мы проведем вместе. Пусть вам он принесет радость и много новых интересных впечатлений. Здравствуйте!

Здравствуй правая рука — протягиваем вперёд,

Здравствуй левая рука — протягиваем вперёд,

Здравствуй друг - берёмся одной рукой с соседом,

Здравствуй друг — берёмся другой рукой,

Здравствуй, здравствуй дружный круг - качаем руками.

Мы стоим рука в руке, вместе мы большая лента,

Можем маленькими быть - приседаем,

Можем мы большими быть — встаём,

Но один никто не будет.

Педагог: Ребята, посмотрите, к нам сегодня пришли гости. Давайте с ними тоже поздороваемся.

Дети: Здравствуйте.

Педагог: А что значит слово «здравствуйте»?

Дети: Здравствуйте, значит «желаю здоровья».

Педагог: Ой, ребята, я же совсем забыла, к нам   пришло видеописьмо.

На экране  Ребята, здравствуйте! Мы курсанты университета, хотим узнать, что вы знаете об огне и о пожарной безопасности.

Но сначала отгадайте загадку:

Победит огонь коварный
Тот, кого зовут…    ПОЖАРНЫЙ

Педагог: Ребята, сегодня мы побеседуем о профессии ……посмотрите на экран(или мольберт)

Дети: О пожарном.

Воспитатель: А как вы догадались, что это пожарный?

Дети: Он в каске, в специальном костюме (Что значит в «специальном костюме», у него в руках шланг для воды.

Педагог: Пожарный одет в брезентовый костюм, он не промокает и не горит в огне. А скажите, ребята, зачем пожарному каска?

Дети: Каска защищает голову от ударов, если на пожарного что-нибудь упадет.

Педагог: Правильно, когда случается пожар – это очень опасно. Поэтому, необходимо соблюдать все правила пожарной безопасности. Ведь тушить пожар нелегко.

 Как вы думаете, каким должен быть пожарный?

Дети: Смелым, отважным, храбрым, умным.

Педагог: А каких людей не возьмут в пожарные?

Дети: Ленивых, трусливых, слабых. (А вы какими будете, когда вырастите)

Педагог: Каждый день пожарного начинается с зарядки. Мы сейчас с вами зарядимся положительной энергией, разомнемся.

Физкультминутка "Пожарные" (Проводится под звуки сирены).

 

Пламя высоко взлетает!

Дыма чёрного клубы!

Искры в воздухе сверкают!

Все за дело! Шланг тяни!

Шланг мы дружно размотали.

Ну, огонь, теперь держись!

Бьет струи вода тугая.

Пламя, гаснет, потухает

Без подмоги обошлись!

Даже детям стало ясно,

Что с огнём шутить опасно!

Если вдруг опять беда,"01" звони всегда.

(Дети поднимают руки вверх)

(Круги в воздухе рукам)

(Взмахи рукам)

(Дети имитируют как разматывают и тянут шланг) (Шагают)

 

(Дети приседаю)

 

 

(Грозят пальчиком)

 

 

Педагог: Почему возникают пожары?

Дети: Если не соблюдают правила пожарной безопасности. (Какие? Перечисление с опорой на сюжетные картинки)

Педагог: Где могут возникнуть пожары?

Дети: На земле, в воздухе, на воде.

(Показ слайдов пожара.)

 

Дидактическая игра «Подбери прилагательное»

Педагог: Предлагаю Вам вспомнить, какой же бывает огонь. А помогут нам волшебные палочки (карандаши с ребристой поверхностью, на конце объемный огонек).

Крутим палочку, смотрим на огонек, вспоминаем прилагательные, которые можно отнести к слову «огонь».

Дети: яркий, горячий, обжигающий (повторить, закрепить), красивый, красный, опасный и т.д.

Педагог: правильно, огонь – это очень опасно!

Педагог: Ребята, расскажите, что бывает, когда огонь злой?

Дети: горит дом; горит лес; огнём можно обжечь руки, лицо; может загореться утюг, плита, розетка.

 

Педагог: Ребята, а чем можно потушить пожар?

Дети: огнетушитель, песок, вода и т.д.

Педагог: правильно. Но издревле, самым лучшим средством тушения пожара является вода.

Педагог: А какие свойства воды вы знаете? 

Дети: Вода – это жидкость. Она не имеет формы. Вода прозрачная, бесцветная, безвкусная. Вода тяжелее воздуха. Вода может потушить огонь

 Педагог: Молодцы!

 

Экспериментальная деятельность:

Педагог: Правильно, вода прерывает процесс горения. Но огонь можно погасить и другим способом. (Воспитатель зажигает свечу и накрывает банкой, свеча гаснет.)

Педагог: как можно объяснить, что свеча под банкой гаснет?

Педагог: для горения нужен воздух, вернее его часть-кислород. Когда мы накрываем свечу банкой, доступ кислорода прекращается. Когда весь кислород под банкой сгорит, то свеча погаснет.

Вывод: для горения постоянно нужен кислород, если его нет, огонь гаснет. Этим способом пользуются при тушении пожаров, горящий предмет можно чем -нибудь накрыть и погасить, а чем ещё можно потушить огонь?

Дети: огнетушителем.

Пересказ рассказа (по опорной схеме)

Педагог: А теперь, давайте послушаем рассказ и узнаем, что же произошло в доме, почему начался пожар.

 В одном доме жила семья. Мама, папа и две дочери. Старшую сестру звали Соня, а младшую звали Анжела. Мама с папой ушли на работу, а девочки остались одни дома. Старшая сестра села читать книгу, а младшая стала играть с игрушками. У неё было много игрушек, только все они Анжеле уже надоели, и она решила придумать себе новую игру. А для игры взяла Анжела спички. Увидела старшая сестра спички, испугалась и говорит:- Нельзя брать спички! Нельзя играть со спичками! Только младшая сестра её не послушала и потихоньку зажгла спичку. Начался пожар.

Пересказ рассказа с опорой на схемы (2-3 ребенка),затем предложить детям озвучить видеоряд, на основе этих схем.

 

Педагог: Ребята, а кто знает, как вызвать пожарных?

 

Дидактическая игра «Вызываем пожарных»

Педагог: Представьте, что у вас горит квартира. Вам необходимо сообщить об этом пожарным. (Ребенок берет телефонную трубку и вызывает пожарных. Называют, что горит, адрес и фамилию. Например, 101- Меня зовут Маша Иванова. Помогите, у нас пожар. Улица Свердлова, дом 8, квартира 3)

Педагог: А можно ли ради шутки, звонить по номеру 101? Почему?

Дети: Нет,  ведь пока пожарные ездят в поисках несуществующего возгорания, кому-то может потребоваться настоящая помощь.

Педагог: Правильно, ребята. Пожарных нельзя отвлекать от работы без важных причин и в шутку.

Педагог: Ребята, а бывает ли огонь добрым?

Дети: Да.

Педагог: А что делает добрый огонь?

Дети: согревает, освещает (дарит тепло, свет), помогает приготовить пищу.

Художественно-продуктивная деятельность «Злой – добрый огонь»

Педагог: Ребята, посмотрите у вас на столах лежат буклеты, разверните их. Слева Вы должны наклеить изображения, где огонь злой, а справа – где огонь добрый. Картинки находятся в тарелочке на столе.

Не забывайте, нужно аккуратно пользовать клеем, наносить клей только на специальной клеенке, с обратной стороны; приклеенную картинку прогладить салфеткой.

Педагог: Все закончили? А теперь поменяйтесь буклетом со своим соседом   и давайте проверим, правильно ли вы выполнили задание (изображение на экране).

Педагог: Молодцы!

А свой буклет отправлю курсантам, а вот и они

Включить видео

 Ребята, вы очень много знаете про пожарную безопасность. Вы молодцы, продолжайте развиваться и узнавать новое и интересное.

 

Педагог: Я думаю, что про пожарную безопасность нужно рассказать и родителям, давайте вечером мы подарим им наши буклеты!

Подведение итогов

Педагог: О чем мы сегодня говорили?

Что вам больше всего понравилось?

Что было самым сложным?

Что нового вы узнали?

Дети: ответы детей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект игровой образовательной деятельности для воспитанников младшей группы тема: «Пожарная безопасность для детей».

Аннотация к занятию:Тематическое занятие, с элементами игровой деятельности, направлено на формирование у детей умения правильно действовать в различных ситуациях и обобщать знания о правилах техники ...

Конспект НОД по познавательному развитию на тему: «Пожарная безопасность» в средней группе

Цель:Привитие элементарных основ безопасного поведения во время пожара...

Конспект НОД по развитию речи. Тема: «Пожарная безопасность».

Цель. Закрепить знания детей о пожарной безопасности.Формировать умение детей рассказывать о правилах безопасности при пожаре;звуковая культура речи: формировать умение детей связно отвечать на вопрос...

Конспект образовательной деятельности по речевому развитию на тему; "Пожарная безопасность"

Дети получают знания и представления о пожарной безопасности, пожароопасных предметах, профессии пожарного. Развивается речь, память, внимание, логическое мышления....

Конспект непосредственно образовательной деятельности в подготовительной группе на тему: «Пожарная безопасность»

Цель: закрепление знаний детей о том, что такое пожар, о причинах его возникновения, о правилах пожарной безопасности и правилах поведения при пожаре.   Образовательные задачи:Закреплять зна...