Методическая разработка по теме " Использование пособия "Лепбук"для обучения детей старшего дошкольного возраста правилам дорожного движения."
методическая разработка по обж (старшая группа)

Курина Надежда Геннадьевна

Методическая разработка

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ispolzovanie_posobiya.docx25.6 КБ

Предварительный просмотр:

Использование пособия «Лэпбук»

 для обучения детей старшего дошкольного возраста правилам дорожного движения.

Пояснительная записка

  Обучения детей дошкольного возраста правилам безопасного поведения на дороге в настоящее время становится особенно ощутимой, определяется самой жизнью. Рост количества машин на улицах городов и посёлков нашей страны, увеличение скорости их движения, плотности транспортных потоков, растущие пробки на автодорогах являются одной из причин дорожно-транспортных происшествий. Никого не оставляют равнодушным неутешительные сводки о ДТП, где потерпевшими, к сожалению, являются и дети. Поэтому обеспечение безопасности движения на дороге становится всё более важной государственной задачей. Большую роль в решении этой проблемы имеет организация работы по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма в дошкольных учреждениях.

Актуальность

Создание условий для формирования у детей навыков безопасного поведения, систематическая воспитательно-образовательная работа по ознакомлению их с правилами дорожного движения особенно актуальны в связи с введением во ФГОС ДОО в качестве одного из целевых ориентиров дошкольного образования, способности ребёнка соблюдать данные правила.

Однако до сих пор остается актуальным поиск эффективных условий и средств формирования представлений детей  о правилах дорожного движения, воспитании личности, которая не только владеет знаниями по безопасному поведению, но и уважает здоровье и жизнь другого человека, личности способной к проявлению гуманных чувств: доброты, отзывчивости и сострадания.

 Одной из приоритетных и важных для человечества потребностей является обеспечение безопасности жизнедеятельности, что находит отражение в исследованиях многих отечественных ученых: М.В. Ломоносова, В.А. Левицкого, И.М. Сеченова, А.А. Скочинского, О.Н. Русак, И.К. Топоров, М.Б. Сулла, В.М. Заенчик, Л.И. Шершнев, В.В. Сапронов, Б.И. Мишин, А.Т. Смирнов, С.В.Белов, А. Адлера, Б. Паскаля, 3. Фрейда, П. Маслоу и др.

Учитывая особую значимость работы в данном направлении и то обстоятельство, что ДОУ является самой первой ступенью в системе дошкольного образования, был разработано  методическое пособие с дидактическим материалом «Лэпбук - ПДД», целью которого является формирование  знаний, умений и навыков у детей по правилам дорожного движения.

Лэпбук «Правила для юного пешехода» - это книжка-раскладушка с кармашками, в которой помещены материалы по теме безопасного поведения детей на дорогах и улицах. Лэпбук помогает детям закрепить и систематизировать изученный материал, а рассматривание папки в дальнейшем позволит быстро освежить в памяти пройденные темы.

Лэпбук можно использовать в индивидуальной и подгрупповой работе с дошкольниками.

Лэпбук «Правила для юного пешехода» включает в себя 15 развивающих элементов для детей старшего дошкольного возраста.

1. Кармашек «Правила дорожного движения».

2. Кармашек «Памятка юного пешехода».

3. Кармашек игра «Найди тень» (постоянно обновляется).

4. Кармашек «Подвижные игры по ПДД».

5. Кармашек «Виды транспорта».

6. Кармашек «Загадки».

7. Кармашек «Физ-минутки».

8. Кармашек «Запрещающие и предупреждающие знаки».

9. Кармашек «Предписывающие знаки», «Знаки приоритета».

10. Кармашек «По дорогам сказок».

11. Кармашек «Собери знак».

12. Кармашек «Третий лишний».

13. Кармашек «Раскраски».

14. Кармашек «Стихи».

15. Кармашек «Пальчиковые игры».

Цель:

Формирование основ безопасности собственной жизнедеятельности, системы знаний, умений и навыков детей по правилам дорожного движения.

Задачи:

Образовательные:

  • познакомить детей с правилами дорожного движения, строением улицы и дорожными знаками, предназначенными для водителей и пешеходов;
  • научить детей, предвидеть опасное событие, уметь по возможности его избегать, а при необходимости действовать.

Развивающие:

  • развивать осторожность, внимательность, самостоятельность, ответственность и осмотрительность на дороге;
  • стимулировать познавательную активность, способствовать развитию коммуникативных навыков.
  • способствовать развитию речи детей, пополнению активного и пассивного словаря детей.
  • развивать связную речь.

Воспитательные:

  • воспитывать навыки личной безопасности и чувство самосохранения;
  • воспитывать чувство ответственности.

 

Кармашек «Правила дорожного движения»

Данный раздел представляет вкладыш, на страницах которого подобраны веселые вопросы с картинками по ПДД. Этот кармашек постоянно обновляется новыми картинками.
Цель: формировать представления дошкольников о транспорте и правилах дорожного движения; активизировать процессы мышления, внимания и речи детей; воспитывать сообразительность и находчивость.
Ход игры: воспитатель задает вопросы детям. Кто из детей знает правильный ответ, поднимает руку. Кто первым ответит правильно, получает фишку. Выигрывает тот, кто получил больше фишек за правильные ответы.

Вопросы:

- Сколько колес у легкового автомобиля? (4)
- Сколько человек могут ехать на одном велосипеде? (1)
- Кто ходит по тротуару? (пешеход)
- Кто управляет автомобилем? (Водитель)
- Как называется место пересечения двух дорог? (Перекресток)
- Для чего нужна проезжая часть? (Для движения транспорта)
- По какой стороне проезжей части движется транспорт? (По правой)
- Что может произойти, если пешеход или водитель нарушил правила дорожного движения? (Авария или ДТП)
- Какой сигнал верхний на светофоре? (Красный)
- Сколько сигналов у светофора? (Два)
- На какое животное похож пешеходный переход? (На зебру)
- Какие машины оборудованы специальными звуковыми и световыми сигналами?
(«Скорая помощь», пожарная и полицейская машины)
- Что держит в руке инспектор ГИБДД? (Жезл)
- Где нужно играть, чтобы не подвергаться опасности? (Во дворе, на детской площадке).

Кармашек «Памятка юного пешехода»

«Памятка юного пешехода» представляет собой светофор с трансформируемыми кружками светофора. Данный раздел карточками – советами от светофора.
Варианты игры со светофором:

1)Дидактическая игра «Светофор»

Цель: формировать представления дошкольников о назначении сигналов светофора, развивать внимание, зрительное восприятие; воспитывать самостоятельность, быстроту реакции, смекалку.
Материал: круги красного, зеленого цвета, светофор.
Ход игры: Ведущий, раздав детям кружки зеленого, красного цветов, последовательно переключает светофор, а дети показывают соответствующие кружки и объясняют, что означает каждый из них.

2)Дидактическая игра «Отремонтируй светофор»

Цель: закреплять знания детей о сигналах светофора.
Материал: шаблон светофора, круги красного, зеленого цвета.
Ход игры: Воспитатель объясняет детям, что светофор сломался, необходимо отремонтировать светофор (правильно собрать по цвету). Дети накладывают круги на готовый шаблон светофора.

Кармашек игра «Найди тень»

Цель: активизировать процессы мышления, внимания и речи дошкольников; уточнить представление о транспорте и правилах дорожного движения; воспитывать сообразительность и находчивость.
Правила: необходимо давать правильный ответ и не выкрикивать его хором. Выигрывает тот, кто получил больше фишек за правильные ответы.
Педагог: - «Я буду задавать вам вопросы. Кто знает правильный ответ, должен поднять руку. Кто первым ответит правильно, получает фишку. В конце игры посчитаем фишки и выявим победителя».

Кармашек «Подвижные игры по ПДД»

Данный раздел представляет собой кармашек с подборкой подвижных игр по ПДД (карточки меняются по возрастам).

Подвижная игра «Угадай знак»

Подготовка к игре: Все изученные знаки расставляют на расстоянии друг от друга.

Атрибуты:

Набор дорожных знаков;
Жетоны
Правила игры: Воспитатель зачитывает словесное описание того, что обозначает тот или иной знак. Дети должны подбежать к нужному знаку. Дети, правильно выбравшие знак, получают жетон. В концу игры подсчитывают у кого сколько жетонов и определяют победителей.
Подвижная игра «К своим знакам»

Подготовка к игре:

Играющие делятся на группы по 5–7 человек, берутся за руки, образуя круги.

Атрибуты:

набор дорожных знаков;
жезл.

Правила игры:

В середину каждого круга входит водящий со знаком, объясняя его значение. Далее звучит музыка, дети расходятся по площадке, танцуют. Водящие в это время меняются местами и знаками, и поднимает жезл. По сигналу играющие должны быстро найти свой знак и встать в круг. Водящие держат знак над головой.

Кармашек «Виды транспорта»

Цель: формировать и закреплять представления дошкольников о транспорте, умение по описанию (загадке) узнавать предметы; развивать смекалку, быстроту мышления и речевую активность.
Правила: называть транспорт можно только после того, как прозвучит загадка о нем. Выигрывает тот, кто даст больше правильных ответов, т.е. получивший больше картинок с транспортом.

Кармашек «Загадки»

Данный раздел представляет собой карточки, на страницах которых написаны загадки.
Цель: Развивать у дошкольников умственные способности и зрительное восприятие;  соотносить речевую форму описания дорожных знаков с их графическим изображением; воспитывать самостоятельность, быстроту реакции, смекалку.

Ход игры:

Эй, водитель, осторожно!
Ехать быстро невозможно.
Знают люди все на свете —
В этом месте ходят дети.

(Знак «Дети».)

Кармашек «Физ-минутки»

Данный раздел представляет кармашек, в котором лежат карточки с речевыми играми-упражнениями по теме ПДД.
Цель: помочь детям отдохнуть, развлечься, снять напряжение от занятия. Получить ощущение физической разрядки, создать хорошее настроение.

Кармашек «Запрещающие и предупреждающие знаки»

Данный раздел представляет кармашек, в котором лежат карточки с изображением дорожного знака.
Варианты игры с дорожными знаками:
Цель: развитие памяти, объяснительной речи.
Задание: Нужно разделить знаки по принадлежности на 4 группы:
1-предупреждающие знаки
2-предписывающие знаки
3- запрещающие знаки
4- информационно-указательные знаки

Ход игры:

Дети выбирают знаки своей группы и рассказывают, какие знаки они выбрали.
1-наши знаки запрещающие: 
«Стоянка запрещена», «Движение пешеходов запрещено», «Движение на велосипедах запрещено».
2-наши знаки предупреждающие: 
«Скользкая дорога», «Крутой поворот», «Дорожные работы».
3-наши знаки предписывающие: 
«Пешеходный переход», «Место остановки автобуса», «Жилая зона».
4-наши знаки сервиса: 
«Больница», «Телефон», «Заправочная станция».

Кармашек «Предписывающие знаки», «Знаки приоритета»

В этом кармашке находятся разные брошюры, макет дорожных знаков, находятся карточки с советами, занимательных заданий по ПДД для детей дошкольного возраста. Подводя итог всему вышесказанному, хотелось бы сказать, что работа по лэпбуку направлена на формирование опыта безопасного поведения дошкольников, развитие способности адекватно реагировать в случае опасности и обучение способам самосохранения.

Кармашек «По дорогам сказок»

Данный раздел представляет игру с изображением героев сказок.
Цель: формировать у дошкольников связную речь, память, внимание. Развивать связную речь.

Кармашек «Собери знак»

Данный раздел представляет игру с изображением разрезных на 3-4 части дорожных знаков.
Цель: формировать и систематизировать представления дошкольников о знаках дорожного движения, их назначении, тренировать в подборе подходящих по форме и цвету фрагментов рисунка дорожного знака и складывать их в целое изображение, развивать память, связную речь, логическое мышление, пространственную ориентировку, внимание, мелкую моторику рук.

Кармашек «Четвертый  лишний»

Данный раздел представляет игру с изображением дорожных знаков.
Цель: развивать словесно-логическое мышление, умение классифицировать, сравнивать, обобщать, устанавливать причинно-следственные, пространственно-временные, логические связи. Формировать монологическую и диалогическую речь.

Кармашек «Раскраски»

Данный раздел представляет раскраски с изображением знаков ПДД.
Цель: формировать у детей понимание знаний о снижение уровня детского травматизма на дорогах, воспитание культуры поведения на дорогах. Развивать моторику кончиков пальцев рук.

Кармашек «Стихи»

Данный раздел представляет карточки, на страницах которых подобраны стихотворения о знаках ПДД.
Цель: формировать умение детей различать дорожные знаки; привитие навыков безопасного поведения на дорогах. Развивать у дошкольников связную речь, память, внимание.

Кармашек «Пальчиковые игры»

Данный раздел представляет карточки, на страницах которых подобраны пальчиковые игры в стихотворной форме о знаках ПДД.
Цель: формировать у детей координацию движений пальцев рук, мелкую моторику, совершенствовать деятельность артикуляционных органов губ, языка, нижней челюсти.

Рекомендации по использованию

Интерактивное дидактическое пособие лэпбук «Правила для юного пешехода» рекомендуется использовать воспитателям дошкольного учреждения на занятиях, так же детьми в самостоятельной и игровой деятельности. 

Благодаря этой форме работы дети многое узнали о ПДД, знают и с удовольствием читают наизусть стихи о дорожных знаках, придумывают загадки о ПДД, знают правила дорожного движения. Работа с лэпбуком позволила разнообразить работу и повысила познавательный интерес у детей. Дети нашей группы различают предупреждающие и запрещающие знаки, знают, как правильно переходить дорогу и правила поведения в транспорте.

Список используемой литературы

1. Правила дорожного движения: система обучения дошкольников/ авт.-сост. Г.С Александрова, Т.Г. Кобзева, И.А Холодова 2015г.

2. Баринова Е.В. Безопасность малышей: улица, город, транспорт. 2014г. 10. Правила дорожного движения 2016г.

3. Т.П. Гарнышева Как научить детей ПДД? 2014г.

4. Правила дорожного движения для детей дошкольного возраста. Н. А. Извекова. 2017г.

5. Л.Б. Загребаева, В.Л. Жевнеров Азбука дорожного движения. 2015г.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка по теме «Обучение детей старшего дошкольного возраста правилам дорожного движения»

Методическая разработкапо теме«Обучение детей старшего дошкольного возраста правилам дорожного движения»...

Проект "Азбука дорожного движения"по обучению детей старшего дошкольного возраста правилам дорожного движения.

Вашему вниманию представлен проект по обучению детей старшего дошкольного возраста правилам дорожного движения. В данном проекте  представлено знакомство с основными правилами дорожного движения,...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по обучению детей старшего дошкольного возраста правилам дорожного движения Образовательная область: «Безопасность» Тема: «Наша улица» Возрастная группа: старшая Представленный конспект является ч

Конспект непосредственно образовательной деятельности  по обучению детей старшего дошкольного возраста правилам дорожного движенияОбразовательная область: «Безопасность»Тема: «Наша улица»Возрастн...

КОНСПЕКТ ОРГАНИЗОВАННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ЭЛЕКТРОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕСУРСОВ ПО ОБУЧЕНИЮ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПРАВИЛАМ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ: "СКАЗКА - ПРЕЗЕНТАЦИЯ ДОРОЖНЫЕ ПРИКЛЮЧЕНИЯ СКАЗКИ "ТЕРЕМОК"

Методическая разработка включает образовательную деятельность с детьми старшего дошкольного возраста по обучению Правилам дорожного движения с использованием электронных образовательных ресурсов....

Методическая разработка по обучению детей старшего дошкольного возраста правилам дорожного движения

Данная методическая разработка позволяет системно и целенаправленно познакомить детей с правилами дорожного движения и безопаностью на дорогах....

Мастер – класс для родителей по теме: «Игровые технологии в обучении детей старшего дошкольного возраста правилам дорожного движения».

повышение активности родителей по формированию у дошкольников навыков безопасного поведения на дороге посредством игровой деятельности....