Методическая разработка По теме «Обучение детей старшего дошкольного возраста правилами дорожного движения"
методическая разработка

Фаизова Гульсина Арифзановна

Цель: Формирование навыков безопасного поведения у детей старшего дошкольного возраста на дорогах через ознакомление с БДД.

           Задачи: 1. Расширять представления детей для сознательного изучения БДД.

                           2.Продолжать знакомить детей со значением дорожных знаков, учить понимать их схематическое изображение.

                           3.Развивать у детей способность применять полученные знания в дорожно – транспортной среде.

                            4.Воспитывать в детях грамотных пешеходов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodichesk_razrabotka_po_bdd_2023.docx154.18 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №164 присмотра и оздоровления»

Московского района г. Казани

C:\Users\полянка\Desktop\f7ff23u-960.jpg

Методическая разработка

По теме

«Обучение детей старшего дошкольного

возраста правилам дорожного движения»C:\Documents and Settings\Светлана\Рабочий стол\mult41_1.gif

Воспитатель: Фаизова Гульсина Арифзановна

Актуальность и просто жизненная необходимость обучения детей БДД несомненна. Ежегодно на дорогах России совершаются десятки тысяч ДТП с участием детей. Зачастую виновниками ДТП являются сами дети, которые играют вблизи дорог, переходят улицу в неположенных местах. Приводит к этому элементарное незнание основ  БДД. Изучение БДД, является одной из главных задач на сегодняшний день, т.к. дети дошкольного возраста – это особая категория пешеходов и пассажиров.  Поэтому  необходимо обучать детей БДД через дидактические игры и упражнения, подвижные игры, сюжетно – ролевые игры и на занятиях. Знание и соблюдение БДД поможет сформировать безопасное поведение на дорогах.

Цель: Формирование навыков безопасного поведения у детей старшего дошкольного возраста на дорогах через ознакомление с БДД.

           Задачи: 1. Расширять представления детей для сознательного изучения БДД.

                           2.Продолжать знакомить детей со значением дорожных знаков, учить понимать их схематическое изображение.

                           3.Развивать у детей способность применять полученные знания в дорожно – транспортной среде.

                            4.Воспитывать в детях грамотных пешеходов.

Дошкольный возраст – важнейший период, когда формируется личность и закладываются прочные основы опыта жизнедеятельности. Малыш по своим физиологическим  особенностям не может самостоятельно определить меру опасности. Поэтому взрослому необходимо воспитывать и объяснять как вести себя на улице.

Чтобы оградить детей от опасности, надо как можно раньше начать готовить их к встрече с улицей, а также и самим правильно реагировать на сложившуюся ситуацию. Чем раньше удастся познакомить ребенка с ПДД, сформировать у него навыки культуры  поведения на улице, тем меньше вероятности нежелательных происшествий с ними на дороге.

Обучение маленького человека начинается с детства, когда рядом с ребенком всегда находятся родители, воспитатели детского сада, которые обязаны научить его жизненно важным правилам. Однако безопасность и здоровый образ жизни – это не просто сумма усвоенных знаний, а стиль жизни, адекватное поведение на улице.  Важная роль в изучении БДД принадлежит ДОУ. Именно педагоги должны стать первыми учителями ребенка в воспитании его, как дисциплинированного пешехода. Поэтому большое внимание наше ДОУ уделяет изучению БДД с дошкольниками.

Содержание образовательной области «Безопасность», которая  включает в себя раздел «Дорожная безопасность»:        

. строится с учетом принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников определенной возрастной категории;

. предполагает построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми.

Одним из направлений работы по разделу «Дорожная безопасность» является: изучение БДД и привитие детям навыка травмобезопасного поведения на улицах.

Среди задач воспитания и обучения детей дошкольного возраста в детском саду, подготовка ребенка к процессу обеспечения личной безопасности и БДД в условиях жизненного ритма на дорогах – является самой важной.

Эта задача в ходе обучения БДД подразделяется на несколько задач:

.знания о правилах безопасного дорожного движения в качестве пешехода и пассажира транспортного средства;

.представления о возможности соблюдения БДД;

.представления  об опасностях на дороге, о необходимости знать и соблюдать правила дорожного движения;

.представления об автомобиле, как опасном средстве передвижения;

.представления о важности соблюдения правил пользования велосипедом и самокатом;

.правила дорожной грамотности, как составной части общей культуры.

Дети развиваются лучше тогда, когда они  увлечены процессом обучения. Тщательно  продуманная среда развития сама побуждает детей к исследованию, активности, проявлению инициативы и творчества. Построение предметно – развивающей среды взрослыми  позволяет организовать как совместную, так и самостоятельную деятельность детей так, чтобы воспитать в ребенке навыки безопасного поведения на дорогах.  Главное – она работает на развитие самостоятельности и самодеятельности ребенка в изучении ПДД. Одной из основных  задач предметно – развивающей среды является обогащение игрового центра активности ПДД.

Детей старшего дошкольного возраста учим различать дорожные знаки, предназначенные для водителей и пешеходов. Дети знакомятся с предупреждающими знаками: «Дети», «Пешеходный переход»; запрещающими: «Въез запрещен», «Подача звукового сигнала запрещена»; предписывающими: «Движение прямо», «Движение направо»; информационно - указательными: «Место  остановки автобуса», «Пешеходный переход».

Перспективный план работы с детьми старшего возраста по БДД

1.Знакомство с литературными произведениями, чтение и беседы по этим произведениям: С.Михалков «Светофор», Н.Носов «Автомобиль», В.Головко  «Правила движения».

сентябрь

2.Выставка книг по БДД

1.Изготовление дидактических игр по БДД.

октябрь

2.Консультации для родителей по БДД.

1.НОД по БДД «Загадки Кикиморы»

ноябрь

2.Работы детей «Моя дорога в детский сад»

1.НОД аппликация «Светофор»

декабрь

2.подвижные игры «Цветные автомобили», «Светофор», «Регулировщик».

1.НОД  «Законы улиц и дорог».

январь

2.Дидактические игры «Дорожные знаки», «Такси», «Собери машину», «Крутые гонки».

1.НОД по рисованию «Моя улица»

февраль

2. экскурсия к пешеходному переходу

1.НОД по ознакомлению с окружающим «Школа пешеходных наук»

март

1.Вечер загадок о правилах дорожного движения

2.Выставка детских рисунков «Зеленый огонек»

  апрель  

1.Конкурс игр «Игралочка» - д. / и. «Собери знак», игра на внимание «Красный, желтый, зеленый», игра «Ловкий пешеход», физминутки.

 май      

Проводя мониторинг освоения детьми образовательной области «Безопасность», знаний основная  задача – определить уровень знаний детей о правилах безопасности в различных ситуациях. Для этого разработано 4 блока вопросов.2 блок посвящен «Опасности на улице»:

1.Для чего предназначена улица?

2.Где люди могут переходить проезжую часть?

3.Что означают цвета светофора?

4.Кто следит за порядком на дороге?

5.Какие дорожные знаки ты знаешь? Что они обозначают?

6. Какие правила нужно соблюдать при переходе проезжей части?

7.Где можно и где нельзя играть, кататься на велосипеде?

Конспект НОД  по ознакомлению с окружающим

Тема: «Школа пешеходных наук»

Цель: Продолжать знакомство детей с дорожными знаками:

-объяснить детям значение светофора, повторить сигналы светофора.

Развивать внимательность, сообразительность при выполнении заданий.

Воспитывать умение пользоваться полученными знаниями самостоятельно.

Материал: Макеты дорожных знаков, рули, карточки с дорожными знаками, светофор.

Ход занятия: Сегодня, мы с вами, будем играть  в школу. Но, в школу не где, дети учатся писать, читать, считать и урок ведет учитель, а в «Школу пешеходных наук» и урок ведет Мадам Светофоркина. Учит она детей правилам дорожного движения и как нужно вести себя на дороге,  (входит Мадам Светофоркина)

М.С.        Везде и всюду правила, их надо знать всегда:

        Без них не выйдут в плаванье из гавани суда.

                 Выходят в рейс по правилам полярник и пилот.

                       Свои имеют правила шофер и пешеход.

        Как таблицу умножения, как урок,

        Помни правила движения назубок!

М.С. -  А теперь повторим пройденный урок. Вы уже знаете, что пешеходы ходят только по тротуару. Но и по тротуару надо ходить, соблюдая правила. Какой стороны должны придерживаться пешеходы, идя по тротуару?

Д.  – Идти по тротуару, нужно придерживаясь правой стороны.

М.С.- Правильно! В пешеходном деле самое главное и трудное – переходить улицу. Ответьте мне на вопрос: где пешеходы должны переходить улицу?

Д.- По пешеходному переходу.

М.С.-  А как еще по-другому называется пешеходный переход? Почему он так называется? (ответы детей)

Правильно! Вот эта полосатая дорога и есть пешеходный переход!

Дети, а у меня для вас загадка? Послушайте!

      Вот трехглазый молодец:

До чего же он хитрец!

Кто откуда ни поедет,

     Подмигнет и тем и этим.

     Знает, как уладить спор,

            Разноцветный … (светофор).

Молодцы, вы угадали, это светофор. Но самое интересное, что к нам на урок придет самый мудрый учитель дорожных наук, мой дядя Светофор Светофорыч. (входит  Светофор Светофорыч и читает стихотворение)

        Я и вежливый, и строгий.

        Я известен на весь мир.

        Я на улице широкой

        Самый главный командир.

        У меня глаза цветные,

        Не глаза , а три огня!

        Я по очереди ими смотрю сверху на тебя.

Св.Св.- Здравствуйте, дети. Меня зовут Светофор Светофорыч. Какие вы молодцы, учите правила дорожного движения. А вы знаете, что обозначают сигналы светофора?

Д.- Красный – стой,

       Желтый – жди,

       А зеленый – иди!

Св.Св.- Правильно! Ребята, а сейчас поиграем в игру, которая называется «Светофор».  Послушайте внимательно правила игры (все дети – пешеходы, а я показываю сигнальные карточки. Зеленый сигнал – можно ходить, бегать, прыгать по всей группе. Красный сигнал – все замирают на месте. Желтый сигнал -  выстраиваются в одну шеренгу.)

М.С. – Спасибо, Св.Св., за интересную игру.

Св.Св.- Прежде чем с вами попрощаться, я хотел бы напомнить  «Правила Светофор Светофорыча»:

. Быть внимательным,

.Не баловать на дороге,

.Внимательно смотреть сигналы светофора.

(Прощается и уходит)

М.С.- Для того, чтобы не было беды, нужно знать ПДД и дорожные знаки. Посмотрите, что это?

Д.- Дорожные знаки.

М.С.- Знаков дорожных на свете не мало,

Все бы их выучить вам не мешало!

Сейчас, мы с вами и узнаем, что обозначают эти дорожные знаки?

Загадка №1 В синем-синем квадрате - белый-белый треугольник. А в белом-белом треугольнике – черный-черный человек. А этот черный-черный человек шагает по черным-черным полосочкам. (пешеходный переход)

Загадка№2 Вокруг белого-белого треугольника – красная-красная каемка, а в этом белом-белом треугольнике быстро-быстро бегут  черные-черные девочка и мальчик.

Д.- Это знак – предупреждения для водителей, что на дороге могут появиться дети.

М.С.- Молодцы!

Загадка№3 Вокруг белого-белого треугольника – красная-красная линия. А в этом белом-белом треугольнике черный-черный человек с лопатой.

Д.- Это знак – предупреждение: впереди идут работы на проезжей части. Водителей предупреждает.

Загадка№4  Если доктор нужен Вале

        Или ждут к обеду Галю,

        Иль связаться надо с другом -

        Телефон к твоим услугам!        (Знак «Телефон»)

Загадка№5  Крупный знак, а в нем окошко.

        Не спеши тут сгоряча,

        А подумай- ка немножко -

        Что здесь? Свалка кирпича?        (Знак «Въезд запрещен»

Загадка№6  На двух колесах я качу

        Двумя педалями верчу,

        И вижу скоро по-во-рот!        («Знак поворот»)

М.С.-  Все мои загадки отгадали! Хорошо знаете дорожные знаки. А у меня для вас сюрприз игра «Пешеходы и водители». Послушайте правила игры: дети делятся на водителей и пешеходов. Водители должны сдать экзамены на права шофера. Комиссия (вос –ль) задает вопросы:

1.На какой свет могут двигаться машины?

2. При каком свете нельзя двигаться?

3. Что такое проезжая часть?

4. Как вы думаете, как называются эти знаки?

Всем кто правильно ответил, выдаются удостоверения . Водители берут рули и отправляются на стоянку.

Пешеходы отправляются в магазин за покупками, затем возвращаются к перекрестку.

Водители и пешеходы ждут сигнала к движению.

- Внимание! Сейчас начнется движение, следите за светофором! (Смена сигнала светофора).

М.С.-  Молодцы! Вы хорошо усвоили правила дорожного движения!

        В центре города большого

        Очень много есть дорог

        И конечно, важно чтобы

        Перейти их каждый мог.

        И поэтому придумал кто - то

        Правила, друзья!

        Эти правила хожденья, и движенья, и вожденья

        Забывать никак нельзя!

На этом наш урок в необычной школе подошел к концу. Сегодня вы узнали, что ПДД очень важны. Знать их должен каждый взрослый и ребенок. Не нарушайте их и растите крепкими и здоровыми.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка по теме «Обучение детей старшего дошкольного возраста правилам дорожного движения»

Методическая разработкапо теме«Обучение детей старшего дошкольного возраста правилам дорожного движения»...

Проект "Азбука дорожного движения"по обучению детей старшего дошкольного возраста правилам дорожного движения.

Вашему вниманию представлен проект по обучению детей старшего дошкольного возраста правилам дорожного движения. В данном проекте  представлено знакомство с основными правилами дорожного движения,...

Методическая разработка по обучению детей старшего дошкольного возраста правилам дорожного движения

Данная методическая разработка позволяет системно и целенаправленно познакомить детей с правилами дорожного движения и безопаностью на дорогах....

«Методическая разработка по обучению детей старшего дошкольного возраста правилам дорожного движения»

Проект «Знатоки дорожного движения!»Тип проекта:  долгосрочный, информационный, творческо-исследовательский.Участники проекта: дети старшего дошкольного возраста, воспитатель, ро...

Методическая разработка По теме: «Обучение детей старшего дошкольного возраста правилам дорожного движения»

                               Актуальность и просто жизненная необходимость обучения детей ПДД несомненна.Ежегод...

Методическая разработка по обучению детей старшего дошкольного возраста правилам дорожного движения

Организация работы по обучению дошкольников правилам дорожного движения...