Методы и приёмы профилактической работы по привитию детям старшего дошкольного возраста правил пожарной безопасности
учебно-методический материал по обж (старшая группа)

Сообщение из опыта работы по привитию детям ППБ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл profilaktika_pozharov.docx18.73 КБ

Предварительный просмотр:

Из опыта работы воспитателя подготовительной группы компенсирующей направленности №12

Оксаны Викторовны Клочко

МБДОУ детский сад № 8, ст.Старощербиновская, Краснодарский край

Методы и приёмы профилактической работы по привитию детям старшего дошкольного возраста основных правил пожарной безопасности

Работа по воспитанию у детей правил пожарной безопасности начинается с раннего возраста. Поступая к нам в группу компенсирующей направленности, в 5 лет дети уже имеют какие-то знания, обладают некоторыми навыками, которые помогут  спасти им жизнь в опасной ситуации.

     Цель моей работы по привитию детям старшего дошкольного возраста основных правил пожарной безопасности – закрепить эти знания, научить детей в определённых ситуациях действовать автоматически, а также выработать у них привычку верно оценивать свои силы и возможности в случае возникновения пожара.

     Маленькие дети любопытны и любознательны, я заметила, что чем более эмоционально я рассказываю им о каких-то случаях, тем внимательнее они слушают и лучше запоминают. Поэтому я часто использую в своей работе рассказы из личного опыта:

«Как мы в детстве с братом разжигали костёр, и мне опалило брови и ресницы…»

«Как в нашем посёлке был пожар, и нас спасали военные…»

«Как однажды у меня загорелся магнитофон, и как я его потушила…» и т.д.

А так же рассказы из, услышанного или прочитанного:

Например, реальную историю о детях, которые решили пожарить что-то в гараже и плеснули в сковороду неизвестную жидкость, думая, что это масло…

В другом случае, решили посмотреть, как в костре взрываются баллончики из под бытовой химии и,  что из этого вышло…

Провожу организованную образовательную деятельность в форме рассказа-беседы, игры-викторины:

«Чтобы не было беды»

«Огонь - друг, огонь -  враг»

«Наш номер 01»

«Спасательные службы»

«Как пожарные борются с огнём»

«Знаете ли вы правила пожарной безопасности»

«Как обращаться с электроприборами»

     Большое воспитательное значение имеет чтение художественной и познавательной литературы, а также использование народного творчества: загадок, пословиц, поговорок. В нашей группе накоплено много методического материала по этой теме.

Часто использую приём моделирования ситуаций:

«Если на ёлке зажгли свечи…»

«Если на ёлку повесили неисправную гирлянду…»

«Если рядом с тобой запускают фейерверки…»

«Если в квартире поджечь петарду…»

Например, после чтения произведения С.Я.Маршака «Пожар» моделируем следующие ситуации:

«Что будет, если неосторожно обращаться с печью, камином?»

«Что будет, если играть со спичками?»

«Что будет, если пытаться самим развести огонь?» и т.д.

После чтения рассказа М.А. Минаевой «Бумажный самолётик» моделируем следующие ситуации:

«Что будет, если горящая бумага упадёт на кресло?»

«Что будет, если горящая бумага влетит в открытое окно?»

«Что будет, если горящая бумага упадёт на  сухую траву у дома?»

При знакомстве с поговоркой «От огня убежишь, а от дыма задохнёшься», я особенно подчёркиваю, что при пожаре -  дым опаснее огня и при моделировании ситуации «Как бы ты поступил?», учитываем все варианты, вплоть до того, что если нельзя добраться до воды, то можно снять с себя одежду…, помочиться на неё и выиграть несколько мгновений в соревновании между жизнью и смертью.

Активно использую в работе с художественным произведением  такие приёмы, как пересказ своими словами, инсценировку. Ребёнок эмоционально пропускает услышанное через себя и, таким образом, лучше запоминает.

     При знакомстве с профессией пожарного обязательно рассказываю об истории возникновения этой службы, лучшие помощники здесь – книга Т.Кинько «Наш номер 01» и компьютерная презентация «История возникновения пожарной службы». Рассматриваем иллюстрации с экипировкой пожарных, говорим о значимости этой профессии в современном мире. Для закрепления знаний о труде пожарных посещаем с экскурсией пожарную часть. Дважды писала заметки в районную газету «Щербиновский курьер» о проводимой работе по воспитанию у детей правил пожарной безопасности.

Во время проведения организованной образовательной деятельности использую такую форму работы, как минутки осторожности. Использую при этом, как наглядный материал – сюжетные картинки, картины, плакаты «Правила пожарной безопасности», серии сюжетных картинок, так и моделирование опасных ситуаций

«Что можно делать во время пожара?»

«Чего нельзя делать во время пожара?»

Во время игровой деятельности с  детьми тоже активно анализируем, рассуждаем, пополняем запас знаний о правилах поведения в опасной ситуации. Использую такие игры-упражнения как:

«Слушай внимательно»

-кто услышав запах гари, сообщает о пожаре?

-кто из вас шалит с огнём утром, вечером и днём? и т.д.

«Какие из перечисленных действий могут привести к пожару?»

-рисование, чтение, поджигание бумаги и т.д.

«Подумаем вместе»

-если вам предлагают поиграть со спичками, то…

-если вы решили в квартире поджечь бумагу, то… и т.д.

«Что произойдёт дальше?»

-в квартире загорелся телевизор…

-ты услышал запах газа… и т.д.

«Какие из перечисленных действий могут привести к пожару?»

Часто использую в своей работе игровые тренинги:

«Начался пожар, кто быстрее соберётся»

«Если ты обжёгся» (практическая помощь)

«Выбери предмет, которым нельзя украшать ёлку» (свечка, шарик, бусы, бенгальские огни и т.д.)

«Звонок в спасательные службы» - во время этого тренинга учу детей вести диалог с взрослым по телефону, не теряться в опасной ситуации, быстро называть свой домашний адрес.

Обыгрывание ситуаций на макете квартиры, дома позволяет детям применить полученные знания и навыки в виде алгоритма действий.

Например: в ситуации «Перегрелся телевизор» алгоритм действий следующий:

1.Немедленно отключить телевизор от сети (вынуть шнур от розетки)

2.Сообщить взрослым

Ситуации могут быть такими:

«Загорелся электроприбор»

«Пожар в квартире»

«Пожар в подъезде»

«Если в квартире много дыма»

«Если вспыхнуло пламя на плите»

«Горит человек» и другие.

Свои впечатления об увиденном и услышанном, дети отражают в рисунках, в сюжетно-ролевых играх «Пожарные на учениях», «Спасатели спешат на помощь». В уголок для родителей периодически выставляю иллюстративные консультации «Шалость детей с огнём», «Экстремальная ситуация – пожар», «Как избежать трагедии» и т.д.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья из опыта работы «Игровые методы и приёмы при обучении творческому рассказу детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения»

Ограниченный набор методических приемов при обучении детей с нарушением зрения составлению рассказов по картине, приводит к отсутствию интереса, активности к данному виду занятий со стороны и педагого...

Перспективный план работы по обучению детей старшего дошкольного возраста правилам пожарной безопасности

перспективный план работы по обучению детей старшего дошкольного возраста правилам пожарной безопасности...

"Мы отважные пожарные" -развлечение для детей старшего дошкольного возраста по пожарной безопасности.

Человеческая жизнь  сложна и многогранна,часто радостии неприятности идут рядом.Помочь себе в трудной ситуации может тот, кто имеет знания о существующих опасностях,умеет их своевременно распозна...

Система работы Хасановой Г.С. воспитателя дошкольного отделения «Сорочата» по обучению детей старшего дошкольного возраста правилам пожарной безопасности

Пожар – это всегда страшно. Дети в огне – обычно следствие ошибок взрослых: не убрали, не предупредили, не уследили…Поэтому перед теми, кто работает с детьми в области пожарной профилактики, стоят две...

Дидактическое пособие для детей старшего дошкольного возраста «Лэпбук "Пожарная безопасность»

Описание: Данное пособие будет интересно учителям, воспитателям, родителям, дошкольникам, школьникам. Оно просто в изготовлении и выполнить его может каждый взрослый. Предназначено как для младше...