Методы и приёмы развития познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста на занятиях аппликацией
консультация

Капитоненко Людмила Анатольевна

Консультация для педагогов.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НА ЗАНЯТИЯХ АППЛИКАЦИЕЙ

Аппликация является одним из самых интересных видов творческой деятельности детей. Аппликация может выступать для детей особенной формой художественного познания и может способствовать пошаговому усвоению и пониманию своеобразия выразительно-изобразительных средств, которые стимулировали бы познавательную потребность ребенка, любопытство в определенных условиях перерастает в любознательность, которая со временем формируется в познавательные интересы, а после - и в потребности к систематическому активному усвоению, а также самостоятельному использованию полученных знаний и навыков.

Развитие ребенка происходит в процессе деятельности, а, как известно, эффективность любого процесса обучения, прежде всего, зависит от ее организации. В связи с этими  особенностями руководства деятельностью детей старшего дошкольного возраста в процессе занятий  аппликацией,   были изучены методы и приёмы обучения детей изобразительной деятельности.

Некоторые дидакты (Е.И.Перовский, Е.Я.Голант, Д.О.Лордкипанидзе и др.) считали, что при классификации методов обучения необходимо учитывать те источники, из которых черпают знания учащиеся, то есть - по источникам передачи и характеру восприятия информации. На этой основе они выделяли следующие группы методов: а) наглядные; б) словесные; в) игровые; г) практические .

Использование различных методов и приемов обучения детей изобразительной деятельности на занятиях аппликацией повышают познавательную и творческую активность детей и способствуют лучшему формированию навыков и умений.

Анализ педагогической деятельности воспитателей показал, что воспитатели используют традиционные и, порой, однообразные методы и приемы обучения и развития у детей старшего дошкольного возраста умений и навыков создания работ в  аппликации. Это подтвердило  мнение о необходимости использования различных приемов обучения детей изобразительной деятельности на занятиях аппликацией.  Было выявлено, что использование различных комбинаций методов и приёмов повышают интерес детей к занятиям творческой деятельностью и активизирует внимание к познанию новых техник и приемов работы с различными материалами.

Одним из важнейших методов является метод наглядности (рассматривание педагогических эскизов и образцов, иллюстраций, альбомов, открыток, таблиц, видеофильмов и других наглядных пособий). Ведущим методом обучения детей старшего дошкольного возраста, этот метод является потому, что дети дошкольного возраста обладают наглядно-образным мышлением. По мнению О.Н.Первушиной, образы окружающей действительности закладываются в памяти ребенка визуально, через восприятие необходимых представлений. Поэтому можно утверждать, что рассматривание эскизов и готовых творческих работ, закладывает представление об искусстве и дает в некотором роде опыт создания работы, который можно использовать в качестве идеи для самостоятельной деятельности.

Метод наглядности используется как в предварительной работе, так и в самом процессе обучения и включает различные приемы:

1) демонстрация, рассматривание предметов - один из самых распространенных приемов обучения: дети рассматривают оборудование для занятия изобразительной деятельности, различные предметы, способствующие восприятию образа предмета и др. Тем самым мы обеспечиваем ребёнку активное изучение и усвоение материала. Так, при рассматривании предложенного материала и инструментов, дети могли предположить действия и примерно описать ход работы, что способствует развитию логического мышления.

2) показ образца - один из приемов, которым пользуются при обучении изобразительной деятельности, в том числе аппликации. «Образцом мы считаем, писала Флёрина Е.А., - тот объект, который служит предметом детского изображения. Образец может быть в виде натуры (сам предмет) и в виде изображения (картинка, фото, скульптура, игрушка). Последняя является и предметом детской игры и в то же время произведением изобразительного искусства. Образцом, наконец, может быть детский рисунок и рисунок воспитателя».

При рассматривании готовых образцов, дети обращали внимание на расположение предметов на основе, на технику выполнения и запоминали понравившиеся моменты работы, брали их на заметку, поэтому при выполнении аппликации дети аргументировали свой выбор, ссылаясь на готовые образцы.

3) показ способа действий - используется на занятиях по развитию движений, музыкальных, изодеятельности и др. Показ последовательных действий с предметом для ребенка очень важен, так как при неудачном выполнении работы, ребенок расстраивается и теряет веру в свои способности и интерес к творческой деятельности.

4) демонстрация картин, иллюстраций помогает детям представить те стороны и свойства изучаемых предметов и явлений, которые они не могут непосредственно воспринять и испозьзовать в качестве примера. Например, перед занятием объемной аппликацией «Мои друзья-пингвины», рассматривали иллюстрации с изображением пингвинов разных окрасов, видов и изучают образ жизни и места обитания. В

ходе занятия прослеживались знания о пингвинах и дети могли дать объяснение почему они выбрали той или иной цвет пингвина и сюжет работы;

Ещё одним важнейшим методом работы по обучению старших дошкольников выполнению работ в  аппликации стал словесный метод (объяснение, беседа, использование художественного слова, указания, пояснения).

Словесный метод обучения на занятиях изобразительной деятельностью эффективен для активизации внимания детей перед занятием и подкрепляет, ранее увиденные, наглядные иллюстрации. Использование загадок, интересных историй и описаний, вызывает интерес детей к заданной теме занятия и дает повод для размышления о будущем сюжете работы. Описание какого-либо явления или предмета, активизирует воображение ребенка и дает толчок для творчества.

Флерина Е.А. отмечала, что «секрет руководства в том, чтобы уметь видеть и оценивать конкретный процесс детской работы, если она достаточно напряжённая и продуктивная.

Следующая значительная группа методов и приёмов  - это практический метод (поэтапный показ, обыгрывание, руководство самостоятельным выполнением детьми декоративных изделий и др. Поэтапный показ или руководство деятельностью детей позволяют педагогу осуществлять контроль и помощь при выполнении различных элементов аппликации. С помощью данного метода дети воплощают и подкрепляют ранее усвоенный материал и представления о теме образовательной деятельности и стараются проявить индивидуальность при создании образа.

Ещё один, важный на наш взгляд метод работы с дошкольниками - это мотивационный (убеждение, поощрение). Считается, что как до занятия, в процессе, так и по окончании занятия очень важно поддержать у детей интерес к творческой деятельности С помощью этого метода, появляется возможность предоставить каждому ребенку почувствовать свою индивидуальность и уникальность своей работы. Для детей старшего дошкольного возраста мотивация к творческой деятельности зависит от отношения взрослого к созданной работе, поэтому внимание и бережное отношение близких позволит ему поверить в свои силы и не бояться творить дальше.

Таким образом, можно отметить, что использование всего многообразия методов и приемов развития изобразительных способностей детей старшего дошкольного возраста на занятиях аппликацией, позволяет увеличить продуктивность деятельности детей, повысить уровень умений и навыков создания аппликации, а также способствеет развитию психических функций головного мозга.  Ярко прослеживался интерес детей к предварительной работе, потому что использование наглядных пособий  расширяет кругозор детей и дает пищу для размышлений.

В заключении, можно добавить, что использование перечисленных методов и приёмов в данной последовательности структурирует деятельность ребенка и помогает извлечь максимальную пользу из занятия аппликацией.



http://images.myshared.ru/10/984931/slide_13.jpghttps://fs3.ppt4web.ru/images/135901/200958/640/img10.jpg

МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НА ЗАНЯТИЯХ АППЛИКАЦИЕЙ

Аппликация является одним из самых интересных видов творческой деятельности детей. Аппликация может выступать для детей особенной формой художественного познания и может способствовать пошаговому усвоению и пониманию своеобразия выразительно-изобразительных средств, которые стимулировали бы познавательную потребность ребенка, любопытство в определенных условиях перерастает в любознательность, которая со временем формируется в познавательные интересы, а после - и в потребности к систематическому активному усвоению, а также самостоятельному использованию полученных знаний и навыков.

Развитие ребенка происходит в процессе деятельности, а, как известно, эффективность любого процесса обучения, прежде всего, зависит от ее организации. В связи с этими  особенностями руководства деятельностью детей старшего дошкольного возраста в процессе занятий  аппликацией,   были изучены методы и приёмы обучения детей изобразительной деятельности.

Некоторые дидакты (Е.И.Перовский, Е.Я.Голант, Д.О.Лордкипанидзе и др.) считали, что при классификации методов обучения необходимо учитывать те источники, из которых черпают знания учащиеся, то есть - по источникам передачи и характеру восприятия информации. На этой основе они выделяли следующие группы методов: а) наглядные; б) словесные; в) игровые; г) практические .

Использование различных методов и приемов обучения детей изобразительной деятельности на занятиях аппликацией повышают познавательную и творческую активность детей и способствуют лучшему формированию навыков и умений.

Анализ педагогической деятельности воспитателей показал, что воспитатели используют традиционные и, порой, однообразные методы и приемы обучения и развития у детей старшего дошкольного возраста умений и навыков создания работ в  аппликации. Это подтвердило  мнение о необходимости использования различных приемов обучения детей изобразительной деятельности на занятиях аппликацией.  Было выявлено, что использование различных комбинаций методов и приёмов повышают интерес детей к занятиям творческой деятельностью и активизирует внимание к познанию новых техник и приемов работы с различными материалами.

Одним из важнейших методов является метод наглядности (рассматривание педагогических эскизов и образцов, иллюстраций, альбомов, открыток, таблиц, видеофильмов и других наглядных пособий). Ведущим методом обучения детей старшего дошкольного возраста, этот метод является потому, что дети дошкольного возраста обладают наглядно-образным мышлением. По мнению О.Н.Первушиной, образы окружающей действительности закладываются в памяти ребенка визуально, через восприятие необходимых представлений. Поэтому можно утверждать, что рассматривание эскизов и готовых творческих работ, закладывает представление об искусстве и дает в некотором роде опыт создания работы, который можно использовать в качестве идеи для самостоятельной деятельности.

Метод наглядности используется как в предварительной работе, так и в самом процессе обучения и включает различные приемы:

1) демонстрация, рассматривание предметов - один из самых распространенных приемов обучения: дети рассматривают оборудование для занятия изобразительной деятельности, различные предметы, способствующие восприятию образа предмета и др. Тем самым мы обеспечиваем ребёнку активное изучение и усвоение материала. Так, при рассматривании предложенного материала и инструментов, дети могли предположить действия и примерно описать ход работы, что способствует развитию логического мышления.

2) показ образца - один из приемов, которым пользуются при обучении изобразительной деятельности, в том числе аппликации. «Образцом мы считаем, писала Флёрина Е.А., - тот объект, который служит предметом детского изображения. Образец может быть в виде натуры (сам предмет) и в виде изображения (картинка, фото, скульптура, игрушка). Последняя является и предметом детской игры и в то же время произведением изобразительного искусства. Образцом, наконец, может быть детский рисунок и рисунок воспитателя».

При рассматривании готовых образцов, дети обращали внимание на расположение предметов на основе, на технику выполнения и запоминали понравившиеся моменты работы, брали их на заметку, поэтому при выполнении аппликации дети аргументировали свой выбор, ссылаясь на готовые образцы.

3) показ способа действий - используется на занятиях по развитию движений, музыкальных, изодеятельности и др. Показ последовательных действий с предметом для ребенка очень важен, так как при неудачном выполнении работы, ребенок расстраивается и теряет веру в свои способности и интерес к творческой деятельности.

4) демонстрация картин, иллюстраций помогает детям представить те стороны и свойства изучаемых предметов и явлений, которые они не могут непосредственно воспринять и испозьзовать в качестве примера. Например, перед занятием объемной аппликацией «Мои друзья-пингвины», рассматривали иллюстрации с изображением пингвинов разных окрасов, видов и изучают образ жизни и места обитания. В

ходе занятия прослеживались знания о пингвинах и дети могли дать объяснение почему они выбрали той или иной цвет пингвина и сюжет работы;

Ещё одним важнейшим методом работы по обучению старших дошкольников выполнению работ в  аппликации стал словесный метод (объяснение, беседа, использование художественного слова, указания, пояснения).

Словесный метод обучения на занятиях изобразительной деятельностью эффективен для активизации внимания детей перед занятием и подкрепляет, ранее увиденные, наглядные иллюстрации. Использование загадок, интересных историй и описаний, вызывает интерес детей к заданной теме занятия и дает повод для размышления о будущем сюжете работы. Описание какого-либо явления или предмета, активизирует воображение ребенка и дает толчок для творчества.

Флерина Е.А. отмечала, что «секрет руководства в том, чтобы уметь видеть и оценивать конкретный процесс детской работы, если она достаточно напряжённая и продуктивная.

Следующая значительная группа методов и приёмов  - это практический метод (поэтапный показ, обыгрывание, руководство самостоятельным выполнением детьми декоративных изделий и др. Поэтапный показ или руководство деятельностью детей позволяют педагогу осуществлять контроль и помощь при выполнении различных элементов аппликации. С помощью данного метода дети воплощают и подкрепляют ранее усвоенный материал и представления о теме образовательной деятельности и стараются проявить индивидуальность при создании образа.

Ещё один, важный на наш взгляд метод работы с дошкольниками - это мотивационный (убеждение, поощрение). Считается, что как до занятия, в процессе, так и по окончании занятия очень важно поддержать у детей интерес к творческой деятельности С помощью этого метода, появляется возможность предоставить каждому ребенку почувствовать свою индивидуальность и уникальность своей работы. Для детей старшего дошкольного возраста мотивация к творческой деятельности зависит от отношения взрослого к созданной работе, поэтому внимание и бережное отношение близких позволит ему поверить в свои силы и не бояться творить дальше.

Таким образом, можно отметить, что использование всего многообразия методов и приемов развития изобразительных способностей детей старшего дошкольного возраста на занятиях аппликацией, позволяет увеличить продуктивность деятельности детей, повысить уровень умений и навыков создания аппликации, а также способствеет развитию психических функций головного мозга.  Ярко прослеживался интерес детей к предварительной работе, потому что использование наглядных пособий  расширяет кругозор детей и дает пищу для размышлений.

В заключении, можно добавить, что использование перечисленных методов и приёмов в данной последовательности структурирует деятельность ребенка и помогает извлечь максимальную пользу из занятия аппликацией.




По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Народная подвижная игра, как приём развития двигательной активности у детей старшего дошкольного возраста

Народные игры - исторически сложившееся общественное явление, самостоятельный вид деятельности, свойственный народностям и регионам. Русские народные игры очень многообразны: детские игры, настольные ...

Мастер-класс "Развитие познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста через исследовательскую деятельность"

Формировать у родителей мотивацию участия в работе по данной проблеме, ознакомить с методами организации и проведения исследовательской деятельности....

РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ДЕТСКОГО ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЯ

Отчет по проекту  «МИНИ-ОГОРОД» в подготовительной группеОбобщить и расширить знания дошкольников о том, как ухаживать за растениями в комнатных условиях;привлечь к работе проекта как можно больш...

Занятие познавательной направленности в старшей группе «Лекарственные растения» Цель: Создание условий для развития познавательной активности , любознательности детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с лекарственными растениями.

Занятие познавательной направленности в старшей группе«Лекарственные растения» Цель: Создание условий для развития познавательной активности , любознательности детей старшего дошкольн...

Образовательный проект "Развитие познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста через использование методов и приёмов технологии ТРИЗ в образовательной деятельности"

Среди новых педагогических технологий, методик, используемых в дошкольных учреждениях, технология  теория решения изобретательских задач  занимает особое место, как технология, позволяющая м...

Тема: Развитие познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста. Методы, повышающие познавательную активность дошкольников»  

Познавательный интерес – это стремление к знанию, которое соединяется с радостью познания и побуждает человека как можно больше узнать нового, выяснить непонятное о качествах, свойствах предмето...

«Кубик Блума» как метод развития познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста.

Цели современного образования, обозначенные в ФГОС ДО, заточены на принцип "учить не науке, а учить учиться". А как развивать в ребенке навыки мышления? Какие приемы и технологии использоват...