«Здоровьесберегающие технологии в работе музыкального руководителя ДОУ»
статья по обж (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

«Здоровьесберегающие технологии в работе музыкального руководителя ДОУ»

 

Первоочередная задача нашего государства - воспитание здорового образа жизни у детей и подростков. В связи с новыми нормативами особую актуальность приобретает оптимизация сохранения и укрепления психофизического здоровья ребенка, требующая внедрения здоровьесберегающих технологий во все образовательные области, в том числе и в художественно – эстетическую образовательную область.

 

Забота о здоровье – одна из важнейших задач каждого человека. Тема здоровья актуальная для всех времен и народов, а в XXI веке она становится первостепенной. Но еще более актуальным становится вопрос о состоянии здоровья детей.

Термин «здоровьесберегающие образовательные технологии» можно рассматривать как качественную характеристику любой образовательной технологии, это совокупность тех принципов, приёмов, методов педагогической работы, которые, дополняя традиционные технологии обучения и воспитания, наделяют их признаком здоровьесбережения. К здоровьесберегающим технологиям относятся педагогические приёмы, методы, технологии, использование которых идёт на пользу здоровью ребенка и, которые не наносят прямого или косвенного вреда.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл seminar.docx17.79 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Семинар. ДОУ. Здоровье

«Здоровьесберегающие технологии в работе музыкального руководителя ДОУ»

Первоочередная задача нашего государства - воспитание здорового образа жизни у детей и подростков. В связи с новыми нормативами особую актуальность приобретает оптимизация сохранения и укрепления психофизического здоровья ребенка, требующая внедрения здоровьесберегающих технологий во все образовательные области, в том числе и в художественно – эстетическую образовательную область.

Забота о здоровье – одна из важнейших задач каждого человека. Тема здоровья актуальная для всех времен и народов, а в XXI веке она становится первостепенной. Но еще более актуальным становится вопрос о состоянии здоровья детей.

Термин «здоровьесберегающие образовательные технологии» можно рассматривать как качественную характеристику любой образовательной технологии, это совокупность тех принципов, приёмов, методов педагогической работы, которые, дополняя традиционные технологии обучения и воспитания, наделяют их признаком здоровьесбережения. К здоровьесберегающим технологиям относятся педагогические приёмы, методы, технологии, использование которых идёт на пользу здоровью ребенка и, которые не наносят прямого или косвенного вреда.

Система музыкально-оздоровительной работы предполагает использование на каждом музыкальном занятии следующих здоровьесберегающих технологий

• Речь с движением;

• Пальчиковая гимнастика и игровой массаж;

• Психогимнастика;

• Дыхательная гимнастика;

• Артикуляционная гимнастика;

• Оздоровительные и фонопедические упражнения;

• Валеологические песенки-распевки;

• Ритмопластика и логоритмика

• Сказкатерапия и музыкотерапия.

Речь и движением или речевые игры.

Речевые игры позволяют детям укрепить голосовой аппарат и овладеть всеми выразительными средствами музыки. Речевое музицирование необходимо, так как

музыкальных слух развивается в тесной связи со слухом речевым.

• Стимулирует развитие речи

• Развивает пространственное мышление

• Развивает внимание, воображение

• Воспитывает быструю реакцию и эмоциональную выразительность.

Пальчиковые игры.

Важное место на музыкальных занятиях занимают пальчиковые игры и сказки, которые исполняются как песенки или произносятся под музыку.

• Игры развивают речь ребенка,

• двигательные качества,

• совершенствуют внимание и память,

• повышают координационные способности пальцев рук (подготовка к рисованию, письму,

• соединяют пальцевую пластику с выразительным мелодическим и речевым интонированием,

• формируют образно-ассоциативное мышление.

Психогимнастика.

Направлена на:

•снять психологическую напряженность, снизить мышечное утомление;

• снизить агрессию,помочь преодолеть страх, робость, развить уверенность в себе;

•развить коммуникативные способности;

•совершенствовать тактильную память;

•повысить сплоченность группы;

•воспитать способности к согласованному взаимодействию;

•формировать вербальные и невербальные средства общения;

•формировать положительные личностные качества в поведении ребенка (общительность, умение рассчитывать свои силы, воспитание самоконтроля, смелости, решительности, инициативности, настойчивости, скромности, самокритичности, отзывчивости, чувства товарищества и др);

•формировать положительные эмоции, дружелюбие, умение общаться со сверстниками, работать в коллективе;

•повысить уровень произвольности действий детей, двигательного творчества;

•формировать умение подчинять свои желания общим требованиям и правилам при выполнении различных заданий.

Дыхательная гимнастика

Положительно влияет на обменные процессы, играющие важную роль в кровоснабжении, в том числе и легочной ткани;

• способствуют восстановлению центральной нервной системы;

• улучшает дренажную функцию бронхов;

• восстанавливает нарушенное носовое дыхание;

Артикуляционная гимнастика.

Артикуляционная гимнастика — это комплекс упражнений, одни из которых помогают улучшить подвижность органов артикуляции, другие — увеличить объём и силу движений, третьи вырабатывают точность позы губ, языка, необходимую для произнесения того или иного звука.

Фонопедические упражнения и игры

Проводятся для укрепления хрупких голосовых связок детей, подготовки их к пению, профилактики заболеваний верхних дыхательных путей.

Валеологические песенки - распевки.

Валеологические песни-распевки дети быстро усваивают, быстро запоминают и больше проявляют интереса к короткой песенке. Доступные для восприятия они играют большую роль для предупреждения заболевания верхних дыхательных путей, укрепляют хрупкие голосовые связки детей и подготовливают их к пению.

Сказкотерапия – это лечение дошкольников сказками.

Смысл сказки, ее сюжет, мораль и характеры героев несут в себе ценное нравственное значение, оказывая влияние на сознание малышей. Этот метод позволяет решать ряд проблем, возникающих у детей дошкольного, младшего школьного и других возрастов.

• Развивает у ребёнка интеллектуальное и образное мышление;

• Раскрывает душу ребёнка, помогает наладить контакт;

• Развивает фантазию ребёнка и раскрепощает его;

• Помогает корректировать поведение ребёнка (снять агрессию, чувство вины, лжи и т. д);

Ритмопластика (по А. И. Бурениной)

Способствует:

• Усовершенствовать коммуникативные способности.

• Развивают выносливость, силу;

• Формируют правильную осанку;

• Повышается прыгучесть и подвижность суставов;

• Улучшается координация движений.

• Развиваются музыкально-ритмические способности, чувство ритма, музыкальный слух, память, внимание, умение согласовывать движение с музыкой.

• Кратковременные музыкально- ритмические движения под музыку, вызывают возбуждение других отделов мозга, усиливают кровообращение и создают благоприятные условия отдыха для ранее возбужденных отделов.

• Раскрепощает ребенка в психологическом плане;

• Помогает обогатить эмоциональную сферу детей-дошкольников;

И напоследок, в ритмопластику, как здоровьесберегающую технологию, включают специальные занятия на расслабления. Это необходимо для обеспечения отдыха детскому организму в краткий срок.

Музыкотерапия и релаксация.

Слушание правильно подобранной музыки повышает иммунитет детей, снимает напряжение и раздражительность, головную и мышечную боль, восстанавливает спокойное дыхание.

Список литературы

1. Система музыкально – оздоровительной работы в детском саду: занятия, игры, уп-ражнения/ авт. -сост. О. Н. Арсеневская.-Волгоград: Учитель, 2011.

2. Здоровьесберегающеепространство дошкольного образовательного учреждения: про-ектирование, тренинги, занятия/ сост. Н. И. Крылова.- Волгоград: Учитель, 2009.

3. Здоровьесберегающие технологии в ДОУ авт. Е. В. Михеева.

4. Фонопедический метод развития голоса В. В. Емельянова

5. Здоровье современных дошкольников. авт. М. А. Руднова

6. Стрельниковская дыхательная гимнастика для детей. М. Н. Щетинин – Айрис-пресс, 2007.

7. Ветлугина Н. А. «Методика музыкального воспитания». (М. «Просвещение» 1976г.)

8. Костина Э. П. Программа «Камертон» (Нижний Новгород. 2001г.)

9. Д. Кэмпбелл «Эффект Моцарта». (М. 1999г.)

10. Петрушин В. И. «Музыкальная психотерапия». (М. 1999г.)

11. Сиротюк А. Л. «Коррекция обучения и развития школьников» (творческий центр. М. 2001г.)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Использование здоровьесберегающих технологий в работе музыкального руководителя ДОУ"

Данная презентация освещает некоторые здоровьесберегающие технологии, которые можно с успехом использовать в непосредственно образовательной деятельности музыкального руководителя ДОУ....

Использование здоровьесберегающих технологий в работе музыкального руководителя

в соответствии с новыми нормативными документами  особую актуальность приобретает оптимизация сохранения и укрепления психофизического здоровья ребенка, требующая  внедрения здоровьесб...

Здоровьесберегающие технологии в работе музыкального руководителя (из опыта работы).

 Планирование работы по здоровьесбережению:самостоятельная деятельность детейсовместная деятельность педагога и детейработа с детьми ОВЗвзаимодействие с родителями...

Здоровьесберегающие технологии в работе музыкального руководителя

Использование здоровьесберегающих технологии в ДОУ....

Выступление на общем родительском собрании МДОУ Детский сад №39 "Сказка" "Использование здоровьесберегающих технологий в работе музыкального руководителя".

В  данной презентации  представлены  здоровьесберегающие технологии, используемые мною  в работе: актуальность темы, примерная схема  музыкального занятия с применением здоров...

Здоровьесберегающие технологии в работе музыкального руководителя ДОУ

От состояния здоровья детей во многом зависит благополучие общества. Здоровье ребенка, как говорится во Всемирной организации здравоохранения, - это не только отсутствие болезни и физических дефектов,...