Береги себя сам (Цикл занятий по ОБЖ)
план-конспект занятия по обж (старшая группа)

Татьяна Юрьевна Онофрук

Цикл занятий по ОБЖ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Занятия по ОБЖ50.57 КБ

Предварительный просмотр:

Береги себя сам (Цикл занятий по ОБЖ старшая группа)

Тема: Осторожно, грипп!

Цель: Учить детей заботиться о своём здоровье.

Задачи:

- познакомить детей с характерными признаками  болезни и профилактикой;

- учить детей самостоятельно рассказывать о различных способах защиты от вируса.

Ход занятия

- Ребята, вы заметили, что с наступлением холодов люди чаще болеют? Бывает, что заболевает целая группа детей в детском саду или целый класс в школе. Начинается эпидемия гриппа, и люди заражаются друг от друга.

- А вы сейчас болеете? (Нет)

- А если заболеете, то как догадаетесь об этом? По каким признакам?

(Усталость, кашель, насморк, головная боль, плохое настроение, ломота в руках, ногах и т. д.)

- Ребята, а как вы думаете, где можно заразиться гриппом?

(В детском саду, в школе, дома, в транспорте, в поликлинике, в магазине, на улице, в аптеке, на почте…)

- Как много мест, где можно заразиться микробами! Микробы проникают в человеческий организм. Они такие маленькие, что их нельзя даже увидеть через увеличительное стекло. Лишь после того, как изобрели микроскоп, врачи увидели тех невидимых отравителей, которые поселяются в организме человека. Несмотря на крошечные размеры, микробы – существа могущественные. Стоит им только пробраться в организм человека, они начинают там разбойничать и размножаться. Человеку становится плохо, он заболевает – чихает, кашляет, у него поднимается температура. Таким образом человек объявляет микробам войну.

- Ребята, давайте представим и нарисуем, как выглядят микробы. Если бы вы взглянули в микроскоп на капельку крови больного человека, то заметили бы, что в ней кишат какие- то крохотные извивающиеся палочки, еле видимые запятые, спиральки. Это и есть возбудители болезни – микробы или бактерии. (Дети рисуют микробов)

- Иногда микробы забираются в самые дальние уголки человеческого тела. Как же с ними справиться? Как победить болезнь?

(Делать уколы, пить чай с малиной, измерять температуру, принимать лекарства, ставить банки, лежать в постели, ставить горчичники, полоскать горло настойками трав, закапывать лекарство в нос, есть овощи и фрукты, витамины.)

- Вы действительно знаете, как бороться с микробами. А если не лечиться, грипп может дать осложнения – бронхит или воспаление лёгких.

- Чтобы не заболеть, не заразиться от больных людей, надо соблюдать определённые правила.

- Как же защищать себя от микробов, чтобы остаться всегда здоровым?

Мыть руки с мылом.

Есть только мытые овощи и фрукты.

Весной, осенью и зимой принимать витамины.

Закаляться.

Проветривать помещение.

Гулять на свежем воздухе.

Не кутаться в тёплые одежды, не надевать лишнего.

Заниматься физкультурой.

Пользоваться только своим личным полотенцем.

Одевать повязку, если рядом находится больной, а лучше вообще не общаться с больным человеком.

- Но что делать, если гриппом заболел кто-нибудь в семье? Следует позаботиться о близком человеке, но и не забывать о себе. Для этого мы сделаем массаж волшебных точек (комплекс самомассажа) и поучимся одевать профилактические повязки (маски).

- Теперь вы никогда не заболеете, и у вас будет всегда хорошее настроение.

Тема: Будь осторожен с огнём

Цель: закреплять знания правил пожарной безопасности; прививать интерес к работе пожарных.

Ход занятия

- Ребята, вспомните, из каких книг эти строки:

Что за дым над головой,

Что за гром на мостовой?

Дом пылает за углом,

Сто зевак стоит кругом.

Ставит лестницу команда,

От огня спасает дом.

(С. Михалков «Дядя Стёпа»)

Море пламенем горит.

Выбежал из моря кит.

- Эй, пожарные, бегите!

Помогите! Помогите!

(К. Чуковский «Путаница»)

- Молодцы, ребята, назвали все произведения о пожаре.

Сила огня очень велика. Огонь согревает, заставляет работать машины, запускает ракеты, космические корабли. На огне готовят пишу.

Но огонь может быть страшным и злым, вызывающим пожар, который может принести значительный ущерб и вызвать гибель людей. В пламени горит всё: жилища, посевы, скот, леса, целые деревни и даже города. Когда люди забывают об осторожном обращении с огнём, он становится смертельно опасным. Пожар – не случайность, а результат неправильного поведения. Огонь из доброго слуги человека может превратиться в огнедышащего дракона. Поэтому необходимо, чтобы каждый человек был внимателен при обращении с огнём, соблюдал осторожность возле электроприборов и печей.

Человеку друг огонь, только зря его не тронь!

Если будешь баловать, то беды не миновать.

От огня не сдобровать.

Знайте, в гневе он сердит, ничего не пощадит.

Уничтожить может школу, поле хлебное, твой дом

И у дома всё кругом,

И взметнувшись до небес, перекинуться на лес.

Гибнут в пламени пожара, даже люди иногда:

Это помните всегда!

- А сейчас поиграем в интересную игру. Я буду задавать вопросы, а вы будете хором отвечать: «Это я, это я, это все мои друзья». Но будьте внимательны.

Кто, почуяв запах гари, сообщает о пожаре…(ответы детей)

Кто из вас, заметив дым, говорит: «Пожар! Горим!»…

Кто из вас шалит с огнём утром, вечером и днём? ...

Кто, почуяв газ в квартире, позвонит по «04»? ...

Кто костров не разжигает и другим не разрешает? ...

Беда может нагрянуть внезапно, когда её не ждёшь. Каждый из нас может оказаться в такую минуту один. Что же делать?

Если вы остались одни дома, то при появлении дыма и огня надо вызвать по телефону «01» пожарную команду, дождаться ответа и сообщить свой адрес.

Или обратиться к соседям по квартире, по лестничной площадке.

Нельзя прятаться под мебель, убегать в другую комнату. Лучше совсем выйти из дома или квартиры.

Игра – ситуация «У тебя в квартире случился пожар. Надо вызвать пожарную команду»

(Воспитатель проигрывает с детьми, как каждый будет набирать по телефону «01» и вызывать пожарную службу по своему адресу.)

- Ребята, а вы видели пожарных? Где вы их видели? Что они делали?

- А какими должны быть пожарные?

(Сильными, смелыми, мужественными, находчивыми, решительными)

- Хотите стать пожарными?

Эстафета «Кто быстрее преодолеет препятствие и спасёт игрушку»

- Молодцы, ребята! Вы все ловкие, смелые, сильные, быстрые. А умеете ли вы отгадывать загадки?

Шипит и злится, воды боится.

С языком, а не лает.

Без зубов, а кусает.   (Огонь)

Спешит, гудит – дорогу дай, моргает глазом синим.

Примчится вовремя, беда детей и взрослых минет.   (Пожарная машина)

Если младшая сестричка зажигает дома спички,

Что ты должен предпринять? Сразу спички те…(отнять)

Вот так мошка – осиновая ножка,

На стог села – всё сено съела.   (Спичка)

Я не сам по себе, а сильнее всего и страшнее всего.

Все любят меня и все губят меня.   (Огонь)

- Ребята, давайте выучим пословицы.

От искры сыр – бор загорелся.

Не шути с огнём – обожжешься!

Огонь – не вода, охватит – не выплывешь.

Игра «Если возник пожар» Дети стоят в кругу. У воспитателя в руках красный воздушный шар. Играющий должен быстро сказать последнее слово стихотворной строки и передать шарик другому игроку.

Раньше, если был пожар,

Ввысь взмывал сигнальный шар.

Этот красный шар недаром

Звал пожарных в бой с … (пожаром)

(Ребёнок передаёт шар рядом стоящему)

Где с огнём беспечны люди,

Там взовьётся в небо шар,

Там всегда грозить нам будет

Злой огонь - … (пожар)

(Ребёнок передаёт шар рядом стоящему)

Раз, два, три, четыре,

У кого пожар в … (квартире)

Дым столбом поднялся вдруг.

Кто не выключил… (утюг)?

Красный отблеск пробежал.

Кто со спичками … (играл)?

Стол и шкаф сгорели разом.

Кто сушил бельё над … (газом)?

Пламя прыгнуло в траву.

Кто у дома жег … (листву)?

Кто бросал в огонь при этом

Незнакомые … (предметы)?

Помни, каждый гражданин

Этот номер - … («01»)!

Дым увидел – не зевай

И пожарных … (вызывай)!

- Ребята, давайте ещё раз повторим, какие же правила мы с вами должны знать, чтобы не случился пожар.

Для забавы, для игры спичек в руки не бери.

Не шути, дружок, с огнём, чтобы не жалеть потом.

Сам огня не разжигай и другим не позволяй.

Даже крошка – огонёк от пожара не далёк.

Газ на кухне, пылесос ли, телевизор ли, утюг,

Пусть включает только взрослый, наш надёжный лучший друг.

 - А если пожар случился, то следует выполнять следующие правила:

Позвонить по телефону «01», сообщить, что случилось, назвать свой домашний адрес.

Сообщить соседям о пожаре и немедленно покинуть квартиру, выключив газ и электричество.

В задымленном помещении дышать через влажную ткань и передвигаться по низу, пригнувшись к полу или ползком.

Будьте осторожны!

Тема: Безопасность на дороге

Цель: Закрепить знания детей об опасностях, которые ждут их на улице.

Задачи:

- повторить правила поведения детей на улице, правила дорожного движения;

- закрепить знание сигналов светофора, их значение, обозначение дорожных знаков;

- воспитывать внимание, сосредоточенность, чуткость, отзывчивость, умение оказывать помощь другим.

Ход занятия

- Ребята, отгадайте загадку:

В два ряда дома стоят,

10, 20, 100 подряд.

Квадратными глазами

Друг на друга глядят… (улица)

- Ребята, дома такие большие и их много, улица длинная и широкая. А мы, такие маленькие по сравнению с домами. Поэтому мы с вами должны знать, как вести себя на улице, чтобы с нами не случилась беда.

- Как вы думаете, для чего предназначена улица? На какие части она делится? Как называют людей, идущих по улице? Как пешеходы должны ходить по улице? Где люди могут переходить проезжую часть? Как узнать, где переход? Для чего нужны «зебра» и «островок безопасности»?

- ребята, посмотрите на этот незаконченный рисунок-схему с изображением улицы. На тротуаре стоят дети и не знают, где им перейти улицу. Давайте поможем им и дорисуем то, что необходимо. (Дети дорисовывают переход, светофор, указатель.)

По городу, по улице не ходят просто так.

Когда не знаешь правил, легко попасть впросак.

Всё время будь внимательным и помни наперёд:

Свои имеют правила шофер и пешеход.

(Воспитатель предлагает детям для рассматривания иллюстрации с ситуациями: мальчик с мячом играет на проезжей части; девочка перебегает дорогу наискосок; дети катаются на скейте на проезжей части и др.)

- Ребята, можно играть на дороге? Где должны играть дети? Как надо переходить улицу? Где можно кататься на скейте?

Правил дорожных на свете немало,

Все бы их выучить их не мешало.

Но основные из правил движенья

Знать, как таблицу должны умноженья.

На мостовой не играть, не кататься,

Если ты хочешь здоровым остаться!

- А теперь давайте вспомним правила поведения пешеходов – взрослых и детей!

По улице надо идти спокойным шагом.

Идти только по тротуару, по правой его стороне.

Улицу переходить только по пешеходному переходу.

Нельзя играть на проезжей части, кататься на санках, лыжах, велосипеде, самокате, скейте…

Надо быть внимательным, отзывчивым, оказывать помощь друг другу, помогать переходить улицу маленьким детям, пожилым людям и инвалидам.

Игра – инсценировка «Правила движения»

   Воспитатель предлагает детям шапочки с огоньками светофора: красный, жёлтый, зелёный.

Воспитатель

У светофора окошечка три, при переходе на них посмотри.

(Ребёнок с красным огоньком)

Если в окошечке красный горит:

«Стой! Не спеши!» - он говорит.

Красный свет – идти опасно,

Не рискуй собой напрасно.

(Ребёнок с жёлтым огоньком)

Если вдруг жёлтое вспыхнет окошко,

Подожди, постой, немножко.

(Ребёнок с зелёным огоньком)

Если в окошке зелёный горит,

Ясно, что путь пешеходу открыт.

Зелёный свет зажёгся вдруг,

Теперь идти мы можем.

Ты, светофор, хороший друг

Шофёрам и прохожим.

Воспитатель

Мы частенько замечаем и для вас изображаем шалунов на мостовой,

Тех, кто к правилам движенья не имеет уваженья и рискует головой.

Чтоб несчастья избежать, просим им не подражать.

1 сценка:

Вдоль по улицам гонялся с клюшкою мальчишка.

Хорошо, что жив остался, в синяках и шишках.

2 сценка:

«Мальчик на велосипеде»

Ты не в цирке! Здесь дорога! Повернётся руль немного –

Ну, кого ты удивишь, под машину угодишь.

3 сценка:

«Мальчик перебегает дорогу наискосок»

А это что ещё за мода – перебегать наискосок?

Ты видел знаки перехода? А где дорогу пересёк?

4 сценка:

«Дети играют в пятнашки на дороге»

Друзья несутся во всю прыть, а мы за них в тревоге:

Машину быстро не остановить на ледяной дороге.

Дети хором:

Нужно правила движенья выполнять без возраженья.

- На улице пешеходам и водителям помогают лучшие друзья – дорожные знаки. Каждый знак имеет своё название. Дорожные знаки рассказывают о том, какая дорога, как надо ехать, что разрешается и что нельзя делать на дороге.

(Воспитатель знакомит детей с дорожными знаками: предупреждающие, запрещающие, указательные)

Город, в котором с тобой мы живём,

Можно по праву сравнить с букварём.

Азбукой улиц, проспектов, дорог

Город даёт нам всё время урок.

Вот она, азбука, над головой,

Знаки развешены над мостовой.

Азбуку города помни всегда,

Чтоб не случилась с тобою беда.

Будьте осторожны и внимательны!

Тема: Опасные предметы дома

Цель: закрепить у детей представление об опасных предметах домашнего обихода.

Задачи:

- формировать представления детей об опасных для жизни и здоровья предметах, с которыми они встречаются в быту их назначении и их необходимости для человека;

- закрепить правила пользования предметами обихода.

Ход занятия

- Ребята, вы уже достаточно большие и взрослые. Кого из вас, родители оставляли дома одного? (Ответы детей)

- Если вы уже оставались одни дома, то вам необходимо знать правила безопасности. Какие опасности могут быть дома?

Опасности ждут нас на каждом шагу. Сейчас мы попробуем определить, какие предметы в доме можно считать опасными. Отгадайте загадки о домашних предметах и подумайте, чем они могут быть опасны.

Два конца, два кольца, а посередине гвоздик…(ножницы)

Не хочу я молчать, дайте вволю постучать.

И стучит день-деньской он железной головой…(молоток)

Конь стальной, хвост льняной,

Подружись-ка ты со мной…(иголка)

Зубы есть, а рта не надо…(пила)

Плывёт электроход, то назад, то вперёд…(утюг)

Он один на всём свете очень рад пыль встретить…(пылесос)

На столе, в колпаке да в стеклянном пузырьке

Поселился дружок, развесёлый огонёк…(настольная лампа)

Посмотрите на меня – вся дырявая я,

Но зато я ловко, тру тебе морковку…(тёрка)

Посмотри на мой бочок, во мне вертится волчок,

Никого он не бьёт, но зато всё собьёт…(миксер)

У меня есть лезвие – острое, железное,

Обращайтесь осторожно, мной порезаться можно…(нож)

В брюхе жарко у меня, а в носу моём дыра,

Когда всё во мне кипит, из меня пар валит…(чайник)

(Дети отгадывают загадки, рассказывают, какую опасность таит каждый бытовой предмет)

- Молодцы, ребята, вы очень хорошо подметили все опасности. А сейчас рассмотрите внимательно эту квартиру. (Воспитатель предлагает детям иллюстрацию с нарисованной квартирой, в которой находятся различные бытовые предметы.) В этой квартире оставили малышей Андрюшу и Наташу. (Воспитатель представляет детям кукол.) Их родители ушли на работу. Давайте, ребята, расскажем малышам, какими предметами нельзя пользоваться самостоятельно, чтобы не случилась беда. Около каждого предмета будем ставить предупреждающие знаки: перечеркнутый кружок – нельзя пользоваться, восклицательный знак – осторожно пользоваться. (Дети расставляют соответствующие знаки.)

- Ребята, давайте повторим правила безопасности дома:

  • Все острые, колющие и режущие предметы обязательно класть на свои места. Порядок в доме не только для красоты, но и для безопасности.
  • Не включать электрические приборы, они могут ударить током или стать причиной пожара.

Не суй в розетку пальчик, ни девочка, ни мальчик!

  • Ни в коем случае не пробуй никакие лекарства. Во-первых, это не вкусно, а во-вторых, неправильно принятое лекарство может оказаться ядом.
  • Не трогать бытовую химию: стиральные порошки, средства для мытья посуды, соду, хлорку, средства от тараканов.

Средство от тараканов

Жили в доме великаны, и жили в доме тараканы.

Что же делать, как тут быть? Тараканов уморить!

И купили великаны средство против тараканов…

Но остались тараканы, и не стало великанов.

Аккуратней надо быть, чтоб себя не отравить.

Отравиться можно лекарствами, химическими препаратами, но можно ещё отравиться невидимым ядом – газом. Газ может быть очень опасен. Поэтому, почувствовав запах газа, соблюдайте следующие правила.

  • Срочно скажи об этом взрослым.
  • Надо сразу же открыть окна и двери.
  • Закрыть кран на плите.
  • Позвонить по телефону «04».
  • Ни в коем случае не включать свет и не зажигать спички.

Выключай в квартире газ – за газом нужен глаз да глаз.

Запах чувствуя в квартире, позвоните «04».

- Если ты живёшь в многоэтажном доме, тебя ждёт ещё одна опасность. Это балкон. Очень опасно выходить одному на балкон. Но если ты вышел, никогда не играй там в подвижные игры, не прыгай, не перегибайся через перила балкона. Если внизу что-то интересное, лучше спуститься вниз по лестнице и посмотреть.

Человек – не птица, удобнее по лестнице спуститься.

Без парашюта с высоты прыгают только коты.

Запомните, дети, правила эти и смело оставайтесь дома одни, с вами не случится никакой беды.

Будьте осторожны!

Тема: Осторожно, улица!

Цель: познакомить детей с правилами поведения и безопасности на улице.

Задачи:

- предостеречь детей от неприятностей, связанных с контактами с незнакомыми людьми;

- способствовать развитию осторожности, осмотрительности у детей;

- учить детей правильно вести себя в ситуации насильственного поведения незнакомого взрослого.

Ход занятия

- Ребята, мы с вами живём в огромном многоликом мире людей. Мы хорошо знаем своих друзей, соседей, знакомых по соседней улице. Но мы не можем знать всех, кто живёт в нашем городе, кого мы встречаем на улице. Нас окружают люди добрые, умные, которые никому не делают зла. А есть люди плохие, злые, которые грабят квартиры, обижают других людей, воруют детей. Поэтому нам надо научиться разбираться в людях, быть внимательным и осторожным.

Лучше всего не контактировать с незнакомыми людьми, потому что злые люди бывают очень хитрыми, они могут притвориться добрыми, приветливыми, любящими детей, а на самом деле строят коварные планы. Никогда не разговаривайте с незнакомыми и пьяными людьми. Не принимайте от незнакомых угощение.

Чтоб ребёнка усыпить, фанту даст ему попить,

В очень вкусные конфетки сунет сонные таблетки, Принесёт наклеек пачку и отравленную жвачку.

- Ребята, вспомните, в каких сказках были ситуации, когда доверчивых героев обманывали хитрые и коварные злодеи? («Колобок», «Волк и семеро козлят», «Буратино», «Сказка о мёртвой царевне», «Кот, петух и лиса» и др.)

- Из сказок вы знаете, что злодеи очень изобретательны и знают не один способ, как обмануть свою жертву. Поэтому, чтобы с вами не случилось ничего плохого, запомните эти правила:

  • Если на улице кто-то идёт или бежит за тобой, а до дома далеко, беги к ближайшему людному месту: к магазину, к остановке и т. д.
  • Если незнакомые взрослые пытаются увести тебя силой, сопротивляйся, кричи, зови на помощь: «Помогите! Меня уводит незнакомый человек!»
  • Не соглашайся ни на какие предложения незнакомых взрослых. Даже сняться в кино.
  • Никуда не ходи с незнакомыми людьми и не садись с ними в машину.
  • Не ходи в безлюдном месте.
  • Не гуляй до темноты.
  • Не стесняйся при необходимости громко просить опомощи.
  • Умей проявить смелость, находчивость в случае, когда тебя пытаются украсть.

- Вспомните, ребята, в каких случаях героям сказок удалось обхитрить и победить коварных злодеев? («Терёшечка», «Гуси-лебеди», «Жихарка», «Три поросёнка», «Царевна-лягушка» и др.)

Игра «Похитители и находчивые дети»

(Предложить детям разделиться на две команды: похитители и находчивые дети, чтобы в каждой команде было поровну.)

Установите правила: похититель может любым способом тащить похищаемого (того, кого похищают), должен звать на помощь, убегать, вырываться, не давать себя тащить любым способом (в игре драться и кусаться не разрешается). Игра продолжается 2-3 раза, всякий раз предлагать детям меняться ролями.

Каждый грамотный ребёнок должен знать ещё с пелёнок:

Если вас зовут купаться, в телевизоре сниматься,

Обещают дать конфет, отвечайте твёрдо: «Нет!»

Вам предложат обезьянку или даже денег банку,

Или даже в цирк билет – отвечайте твёрдо: «Нет!»

Позовут лететь к Луне, покататься на слоне…

Есть на всё простой ответ - ты ответить должен: «Нет!»

- Улица таит много опасностей. В новостях по телевидению часто можно услышать, что участились террористические захваты людей, взрывы в общественных местах. Поэтому, следует запомнить:

Без взрослых далеко от дома не ходи!

- Если ты увидишь на улице, в автобусе, в магазине какой-нибудь предмет: коробку, сумку, свёрток, пакет – не трогай его. В нём может оказаться бомба. Но иногда бывает, что вы идёте в магазин с мамой или папой. И заглядевшись на витрины, теряете друг друга. Что делать, если ребёнок потерялся? Давайте разыграем с игрушками такую ситуацию. (Воспитатель предлагает детям игрушки для обыгрывания.)

Детям предлагается несколько вариантов, обсуждаются все, выбираются самые верные.

Везде бегать и искать маму.

Стоять на месте, где потерялся.

Обратиться к полицейскому или продавцу за помощью.

Пойти с незнакомой тётей, которая скажет, что только что видела твою маму, а мама плачет и ищет тебя.

Пойти с чужим мужчиной, который скажет, что живёт рядом с домом, в котором ты живёшь, что он тебя проводит.

Попросить прохожего отвести тебя в ближайшее отделение полиции.

Попросить прохожего позвонить по мобильному телефону в полицию и сообщить, что ты потерялся и находишься в таком-то месте.

- Можно подумать, что на улице много опасностей и лучше всего сидеть дома и никуда не ходить. Можно сидеть дома, но с улицы беда сама может прийти к тебе в дом. Поэтому знайте, что ни в коем случае нельзя открывать дверь, если звонят незнакомые люди. Если в дверь звонят почтальон, монтёр, врач, полицейский, всё равно не открывай, если ты не знаешь этих людей. Злодеи могут переодеться в любую форму.

Не пускайте дядю в дом, если дядя незнаком!

И не открывайте тёте, если мама на работе.

Ведь преступник, он хитёр, притворится, что монтёр,

Или даже скажет он, что пришёл к вам почтальон.

Он покажет вам пакет (а под мышкой – пистолет).

Или он надел халат, а под ним – штук пять гранат.

В жизни всякое бывает, с тем, кто двери открывает.

Чтоб тебя не обокрали, не схватили, не украли,

Незнакомцам ты не верь, закрывай покрепче дверь.

Тема: Умеешь ли ты обращаться с животными

Цель: познакомить детей с правилами поведения при встрече с домашними животными.

Задачи:

- дать детям знание о правилах поведения при встрече с различными домашними животными;

- учить детей понимать состояние и поведение животных, как с ними общаться.

Ход занятия

- Ребята, вы любите животных? (Ответы детей)

- Какие домашние животные живут у вас дома? (Кошки, собаки, хомяки, черепахи, крысы, морские свинки и т. д.)

Животных надо любить. Не обижать, не мучить, кормить их, лечить и заботиться о них, но при этом надо помнить, что домашние животные могут быть опасны.

Отгадайте загадки:

Гладишь – ласкается, дразнишь – кусается…(собака)

Шерстка мягкая, да коготок остёр…(кошка)

Прежде чем принести кошку или собаку к себе домой, надо серьёзно подумать о том, сможете ли вы жить с ней в дружбе и относится к ней, как к живому существу, любить её. Нельзя избивать животных.

Не оставляйте кошек и собак в доме без воды и без пищи на длительное время. Если домашнее животное заболело, необходимо обратится в ветлечебницу.

Собаки, как и люди, плачут и переживают разлуку со своими хозяевами. У них может испортиться характер, они даже могут стать агрессивными, поэтому с ними надо больше гулять, играть, разговаривать.

И кошки, и собаки, и хомячки могут покусать человека, если неправильно вести себя с ними. Запомните правила:

  • Не убегай никогда от собаки. Она может принять тебя за дичь и поохотиться.
  • Если хочешь погладить собаку, спроси разрешения у хозяина. Гладь её осторожно, не делай резких движений.
  • Не корми чужих собак и не трогай их во время еды и во время сна.
  • Не подходи к собаке, сидящей на привязи.
  • Не подходи к собакам охранных пород. Их часто учат бросаться на людей, подошедших близко.
  • Не трогай щенков и не пытайся отобрать предмет, с которым собака играет.
  • Кошки тоже могут быть опасны. Они могут вас сильно поцарапать и искусать.

Надо помнить, что и от кошек, и от собак людям передаются болезни – лишай, чесотка, бешенство. Бешенство – очень опасная болезнь, которая может возникнуть после укуса животного. От неё можно даже умереть.

Запомни:

После того, как ты погладил собаку или кошку, обязательно вымой руки с мылом.

Если тебя укусила собака или кошка, сразу же расскажи об этом родителям, чтобы они немедленно отвели тебя к врачу.

- Что надо делать, чтобы кошка была спокойной?

- Когда можно гладить домашнюю кошку?

- Когда нельзя подходить к кошке?

- Ребята, почему на улице живут бездомные кошки и собаки? Как можно помочь бездомным кошкам и собакам?

К сожалению, бездомными кошки и собаки чаще всего оказываются по вине их владельцев.

  • Не выбрасывайте кошек и собак на улицу.
  • Нельзя брать бездомных кошек и собак на руки.
  • Бездомных кошек и собак можно кормить только в определённом месте, но нельзя близко подходить к ним во время еды.

Дворняжка

На белом свете не одна живёт ещё дворняжка,

Хоть не глупа совсем она, ей жить на свете тяжко.

Ни родословных нет у ней, ни грамот, ни медалей,

И даже кличку поскорей ей, как подачку дали.

Не доверяют ей посты, в квартиры не пускают,

В квартирах псы – для красоты, их любят и ласкают…(Г. Новицкая)

Бездомная кошка

- Однажды я встретил бездомную кошку.

- Как ваши дела?

- Ничего, понемножку.

- Я слышал, что вы тяжело заболели.

- Болела.

- Так, значит лежали в постели?

- Лежала на улице много недель. Бездомной мне негде поставить постель.

Подумал я: «Странно, что в мире огромном нет места собакам и кошкам бездомным».

- Вы слышите, кошка, пойдёмте со мной. Темнеет, а значит, пора нам домой.

Спешил я, она отставать не хотела и рядом со мною тихонечко пела.

«О чём она пела?» Наверно о том, что каждому нужен свой собственный дом.

(А. Дмитриев)

Тема: Безопасность на природе

Цель: Знакомить детей с правилами поведения на природе.

Задачи:

- познакомить детей с правилами поведения на природе во время грозы, во время пожара;

- дать детям знания о правилах поведения при встрече с разными насекомыми.

Ход занятия

- Мы все с вами любим отдыхать на природе: в лесу, на речке, на лугу, в поле. В природе встречается много опасностей: гроза, ливень, ураган, лесные пожары.

- Ребята, вспомните, в какое время года чаще всего бывает гроза? (Летом)

- По каким признакам можно догадаться, что приближается гроза? Что бывает раньше – молния или гром?

Меня никто не видит, но всякий слышит, а спутницу мою всякий может видеть, но никто не слышит…(гром и молния)

Грохочет без рук, горит без огня…(гром и молния)

Гроза

Начинается гроза, потемнело в полдень,

Полетел песок в глаза, в небе – вспышки молний.

Ветер треплет цветники на зелёном сквере,

В дом ворвались сквозняки, распахнулись двери.  (А. Барто)

- Гроза опасна сильными вспышками молний, которые могут вызвать пожары, расщепление деревьев и загорание, гибель животных и людей. В поле, на лугу, на открытых местах молнии часто ударяют в отдельно стоящие деревья, стога сена и другие возвышающиеся предметы.

Если гроза застала вас в поле, лучше переждать в низине, в овраге, можно лечь; металлические предметы из рук выбросить. Нельзя бежать по полю, стоять под деревом.

В лесу укрываться во время грозы лучше под кустарниками, невысокими деревьями. Молнии реже поражают берёзу, чаще поражается дуб.

- Пожар – самая большая опасность в лесу. Поэтому, не разводи костёр без взрослых. В сухую, жаркую погоду достаточно одной спички или искры от фейерверка, чтобы лес загорелся.

Дети взяли в руки спички – нет жилья у бедной птички.

После страшного огня не осталось даже пня.

- Если пожар всё-таки начался, немедленно выбегай из леса. Выйдя из леса, обязательно сообщи о пожаре взрослым.

- Все дети на свете очень любят купаться в реке. Приятно в жаркий летний день искупаться в пруду или в реке! Но перед тем, как зайти в воду, неплохо вспомнить правила безопасного поведения на воде.

Запрещается:

- без взрослых самостоятельно входить в воду;

- прыгать в воду и подныривать;

- хватать, толкать друг друга в воде;

- звать на помощь без причины;

- заходить в воду глубоко, если не умеешь плавать;

- заплывать далеко на надувных матрасах и камерах.

- Где-бы мы ни находились: в лесу, на лугу, около реки, мы всегда встречаемся с насекомыми. Угадайте их по описанию:

Не птица, а с крыльями, над цветами летает, медок собирает…(пчела)

Самого не видно, а песню слышно…(комар)

Модница крылатая, платье полосатое,

Ростом хоть и кроха, укусит – будет плохо…(оса)

Кто над нами вверх ногами?...(Муха)

- Каких насекомых вы ещё знаете? (Ответы детей)

- Насекомые приносят большую пользу, но иногда от них можно пострадать. Поэтому необходимо знать, как защищаться от насекомых.

  • Надо смазывать открытые части тела средствами, отпугивающими насекомых.
  • Надо хранить продукты в закрытой посуде.
  • Отправляясь в лес, надо надевать длинные брюки и рубашку с длинным рукавом, головной убор.
  • Надо быть осторожным и внимательным на природе.
  • Если увидели осиное гнездо, ни в коем случае не трогайте его, иначе осы вылетят и будут жалить.
  • Если около вас летает пчела, старайтесь быть спокойными, не машите руками, перейдите в другое место. Если пчела жалила и осталось её жало, то его надо удалить, ужаленное место протереть содовым раствором.
  • Встретив на пути муравья, не обижай его. Не будешь ему мешать, он тебя не укусит.
  • Опасное насекомое – клещ. Обязательно просматривайте своё тело, так как клещ впивается под кожу и является разносчиком инфекционной болезни.

- Увидев насекомых на природе, понаблюдайте за ними, за их внешним видом, поведением. Часто дети берут в руки насекомых, не зная о том, что могут их погубить, но в то же время могут и сами пострадать от их укусов.

Насекомые приносят пользу, и поэтому относиться к ним надо бережно. Все насекомые по-своему полезны.

Тема: Ядовитые грибы и ягоды

Цель: Дать детям представление о съедобных и ядовитых грибах и ягодах.

Задачи:

- рассказать детям о съедобных грибах и ягодах;

- научить детей различать грибы и ягоды (по картинкам и тем признакам, которые приводятся в загадках);

- воспитывать осторожность.

Ход занятия

В гости к детям приходит Старичок – Лесовичок.

- Здравствуйте, ребятушки! Пришёл я к вам, чтобы пригласить вас в мой чудесный лес за грибами да ягодами. Любите собирать грибы да ягоды? Ну, тогда берите корзинки и в путь, поедем на электричке.

Грибная электричка

Едут в электричке волнушки и лисички

С подружками-друзьями, чернушками, грузьдями.

Со станции Пригоркино на станцию Ведёркино,

Со станции Подъёлкино на станцию Засолкино.

Колёса со старанием по рельсам тарахтят,

Везут по расписанию компанию опят.

Со станции Полянкино на станцию Сметанкино,

Со станции Пеньковкино на станцию Духовкино.

У мухомора хитрый вид, ехидная усмешка –

Забрался в поезд и сидит, как будто сыроежка.

Но вот заходит контролёр, выводит мухомора.

И безбилетник – мухомор краснеет от позора.

А старичок – боровичок, интеллигентный толстячок,

Приподнимает свой берет и предъявляет свой билет.

К билету прилагаются четырнадцать квитанций

С названиями станций: Дорожкино, Лукошкино,

Опушкино, Засушкино, Кастрюлькино, Бульбулькино,

Лучково, Сильдерейкино, Морковкино, Перловкино,

Немножкино-Картошкино, Лаврушкино, Петрушкино,

Тарелкино и Ложкино.      

 (П. Синявский)

- Ну, а мы с вами приехали на станцию Загадкино. Сейчас проверим, знаете ли вы грибы.

Растут в лесу сестрички, рыжие…(лисички)

Я в красной шапочке расту под стройною осиною,

Меня узнаешь за версту, зовусь я …(подосиновик)

На пеньке сидят ребята, называют их…(опята)

Серенькие шапочки, рябенькие ножки,

Под берёзой растут, как же их зовут?   (Подберёзовик)

На толстой белой ножке, коричневая шапка,

Наверняка любой грибник найти мечтает …(боровик)

- Вот сколько съедобных грибов мы положили в свои корзинки! (Детям показывают картинки грибов из загадок и складывают картинки в корзиночку)

- Ребята, будьте осторожны в лесу с грибами. Если не быть внимательными, то в вашу корзинку залезут непрошенные гости. Угадайте, какие?

Ножка белая, прямая, шапка красная, большая,

А на шапке, как веснушки, беленькие конопушки.

Возле леса на опушке, украшая тёмный бор,

Вырос пёстрый, как Петрушка, ядовитый…(мухомор)

В лесу есть грибы, что не надо искать, много растёт их на каждой полянке,

Но эти грибы нельзя трогать и брать – яд в них опасный.

Это…(поганки)

У него невзрачный вид, воланчик на ножке его не украсил.

Ты не трогай этот гриб, учти, он очень ядовит!

Смотри, не бери его с полянки.

Его называют…(бледной поганкой)

- Съедобные грибы мы собрали, а ядовитые оставили в лесу. Но запомните, ребята, грибы, которые вы не знаете, оставьте на полянке, не топчите, не сбивайте.

Лесовик. Уж я-то, Лесовик, знаю, что все грибы в моём лесу нужны. То белочка грибок съест, то ёжик, а мухоморами лоси лечатся. Они нужны лесу. Давайте проверим, сможем ли мы не навредить лесу.

Игра «Собери грибы в корзину»  (На полу расставлены фишки: красные – мухоморы, разноцветные – хорошие грибы. Съедобные грибы дети собирают в корзинку, следят, чтобы не один красный мухомор не попал туда и не упал.)

- Сбор грибов – занятие увлекательное, но таящее в себе большой риск. Много людей каждый год попадает в больницы из-за отравления грибами, иногда даже бывают смертельные случаи. Поэтому, ребята, давайте ещё раз  хорошо запомним ядовитые грибы. (Лесовик показывает детям иллюстрации: мухомор, бледная поганка, ложные опята и т. д.)

- Ребята, но бывает и так, что грибы растут не только в лесу, но и в парке, в сквере, на участке детского сада.

Запомните: грибы в городе, даже если они съедобные, опасны. Они содержат много нитратов. Грибы поглощают (впитывают) выхлопные газы, радиацию. Поэтому, увидев грибы в городе, растопчите его или покажите взрослым. Учите маленьких братьев и сестёр этим не сложным правилам.

Лесовик. В моём лесу растут не только грибы, но и  чудесные ягоды.

- Ягоды, прогретые летним солнцем, напоенные дождём – клад витаминов. Врачи уверены: чем больше человек употребляет ягод, тем меньше он подвержен заболеваниям зимой и весной. Ягоды богаты глюкозой, фруктозой, органическими кислотами, ароматическими дубильными веществами. В них имеются минеральные вещества, каротин, витамины группы В и особенно С. (Лесовик предлагает детям попробовать варенье из лесных ягод)

- Ребята, какие вы знаете лесные ягоды? (Малина, земляника, ежевика, костяника, черника, брусника, рябина, шиповник и др.)

- Но будьте осторожны, в лесу есть и ядовитые ягоды. (Лесовик предлагает детям разглядеть иллюстрациями ядовитых ягод: волчья ягода, вороний глаз, дурман и др.)

- Ребята, хотите узнать, какое угощение однажды сварила безобразная ведьма в нашем лесу? Тогда послушайте.

Вкусный суп

Ведьма суп варить решила. Змей сушеных покрошила,

Развела большой костёр и поставила котёл.

Между сосен и полянок собрала ведро поганок,

Поскакала за бугор, отыскала мухомор,

Для приправы – бузины, для отравы – белены,

Волчьих ягод полкорзины и отличной свежей тины…

Супчик вышел – то, что надо, целых двадцать литров яда!

- Но если ты вдруг съел незнакомую ягоду, скорее скажи об этом взрослым. При отравлении грибами и ягодами необходимо немедленно обратиться к врачу или вызвать «Скорую помощь». До прибытия врача нужно очень быстро оказать первую помощь: выпить не менее одного литра воды комнатной температуры и вызвать рвоту. Так повторяют пять раз. Запомните, ребята, каждая упущенная минута может стоить жизни.

- Но, будем надеяться, что с нами этого не случится, потому что вы очень хорошо запомнили ядовитые грибы и ягоды, и они никогда не попадут в вашу корзину. А теперь мы попрощаемся с Лесовиком и отправимся обратно в наш детский сад.

  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Берегите зрение ( из цикла "Будь здоров, малыш!"

Данные рекомендации по сохранеию здоровья будут полезны родителям дошкольников...

Конспект НОД «ПОЗНАЙ СЕБЯ» познавательного цикла для детей 3-4 лет.

Формирование у ребенка интерес к познанию самого себя, представление о теле человека, о его органах; ознакомление детей с внутренним органом – сердце.Его роль для человека....

Цикл занятий "Я здоровье сберегу - сам себе я помогу".

Включает в себя конспекты занятий по профилактике плоскостопия и коррекции осанки....

Конспект занятия по окружающему миру"Береги себя!"

Цель: Уточнить и расширить представление детей о доме. Расширить представление о том, какое поведение опасно дома. Развивать умение избегать опасности, соблюдать меры предосторожности. Учить детей пол...

Конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста из цикла «Я познаю себя». Физкультурно-познавательное занятие «Мой позвоночник».

Данное занятие входит в  цикл  физкультурно-познавательных занятий «Я познаю себя», цель которых – формирование осознанного отношения к здоровому образу жизни и потребности...

Консультация «Как защитить себя и детей от вируса. Оставайтесь дома и берегите себя!»

Как защитить себя и детей от вируса. 1. Соблюдайте гигиену рук. Мойте руки водой с мылом как можно чаще, особенно после кашля или чихания. Также эффективными являются средства для обработки рук на о...

Тренинг для педагогов: "Береги себя, береги свои эмоции".

Эмоциональное выгорание среди педагогов становится все более актуальной проблемой, влияющей на качество образования и общее благополучие образовательных учреждений. Данный тренинг поможет развитию у п...