Конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста из цикла «Я познаю себя». Физкультурно-познавательное занятие «Мой позвоночник».
план-конспект занятия (старшая, подготовительная группа)

Колмыкова Галина Станиславовна

Данное занятие входит в  цикл  физкультурно-познавательных занятий «Я познаю себя», цель которых формирование осознанного отношения к здоровому образу жизни и потребности в самостоятельной двигательной деятельности  за счет формирования устойчивой мотивации, интереса к движениям, активизации умственной деятельности детей.

Данная методическая разработка принимала участие во Всероссийском конкурсе профессионального мастерства педагогов - новаторов "Урок физкультуры XXI века". В номинации "Играю и расту"  работа заняла 3 место. Данный конспект обновлен в соответствии с ФГОС ДО.

ВИДЕО  https://vimeo.com/18656913

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nod_moj_pozvonochnik_starshij_vozrast.docx268.92 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД №1 «БЕРЁЗКА»

Конспект непосредственно образовательной деятельности

с детьми старшего дошкольного возраста  из цикла «Я познаю себя».

    Физкультурно-познавательное занятие «Мой позвоночник».

автор: Колмыкова Галина Станиславовна,

инструктор по ФК, музыкальный руководитель

МБДОУ д/с №1 «Берёзка»

п. Орловский

Тема занятия: «Мой позвоночник»

Образовательная область: "Физическое развитие"

Место проведения занятия:  физкультурный (музыкальный)  зал

Группа: старшая (возраст детей – 5-6 лет).

Дата проведения:  ноябрь (по плану инструктора ФК)

Форма проведения:  учебно – тренировочное, познавательное;  вариант: итоговое по теме.

Цель:   Укрепление здоровья детей и совершенствование организма средствами физической культуры;  формирование осознанного отношения к здоровому образу жизни и потребности в самостоятельной двигательной деятельности  за счет формирования устойчивой мотивации, интереса к движениям, активизации умственной деятельности детей.

Задачи:   Познавательный блок:

  1. Расширять знания детей о скелете, гибкости и подвижности позвоночника.
  2. Дать детям представление о том, что через физические упражнения можно укрепить и улучшить свою осанку.
  3. Воспитывать у детей осознанное отношение к укреплению своего здоровья.

Двигательный блок:

Оздоровительные: - Повторить упражнения для укрепления  свода  стопы и предупреждения у детей плоскостопия;

- формировать  правильную осанку, развивать  пластичность позвоночника и суставов, укреплять мышцы спины в упражнениях с использованием  нестандартного оборудования.

Образовательные:  - Развивать умение выполнять элементы жонглирования: подбрасывать предмет вверх и ловить его двумя руками; ловить предмет после хлопка.

- Упражнять:  в ходьбе по гимнастической скамейке с предметом на голове;                                         в лазание по гимнастической скамейке с предметом на спине.

- Обучить элементам игрового массажа спины.

- Развивать координацию движений, быстроту, ловкость в игровых ситуациях.

Воспитательные:

- Формировать нравственно-волевые качества: настойчивость, выдержку, готовность помочь сверстнику;

- Обогащать эмоциональное состояние детей (испытывать чувство радости, подъема от проявленных двигательных действий).

Предварительная работа:  Занятия из цикла «Формирование основ здорового образа жизни» по  теме: «Скелет и мышцы»;  составление комплекса ОРУ «Утро на лесной полянке»  с музыкальным сопровождением;  изготовление нестандартного оборудования, демонстрационного материала - компьютерной презентации «Мой позвоночник»;  разработка  подвижных игр разной направленности и интенсивности; разучивание игрового массажа «Дождик».

Оборудование:  2 гимнастические скамейки, массажные коврики -«кочки» 6-8 штук, массажные дорожки со «следами»-1-2 шт., ребристые доски 1-2 шт., мешочки с песком 6-8 шт.,  «баранки» от скотча по количеству детей в группе, цветы-карточки по количеству заданий, 2 дуги для ползания, 2 плавательных круга, 2 корзины для инвентаря; ИКТ: ноутбук, проектор, компьютерная презентация «Мой позвоночник» или демонстрационные плакаты по теме: «Мой позвоночник».

Применяемые образовательные технологии:  здоровьесберегающие, коммуникативные, игровые, ИКТ.

Продолжительность занятия: 25-30 минут.

Ход занятия

Содержание

Дозировка

Организационно - методические указания

          Познавательный блок:  Вводная беседа.

3-4 минуты

Инструктор: 

Здравствуйте, ребята!

Сегодня у нас занятие необычное, не просто

физкультурное, а еще и познавательное. А узнавать,

изучать и укреплять мы будем себя, свое тело.

А что именно, я надеюсь, ответите мне вы, ребята.  

Инструктор: Что изображено на этой картине?

Дети: Это скелет человека.

Инструктор: Из чего состоит скелет?

Ответ детей. Правильно, из костей,

которых у нас в организме более двух сотен – 206 костей.

А знаете ли вы, как называется вот эта

часть скелета?

 Ответ детей.

 

Инструктор: Правильно, это – позвоночник или позвоночный столб. Он – стержень и опора всего скелета.

К нему прикрепляются кости черепа головы и

конечностей: рук и ног.

Наш позвоночник состоит из отдельных косточек – позвонков, которые соединяются между собой подвижно. Поэтому мы с вами можем двигать головой,

поворачивать  и наклонять туловище и даже

группироваться, сворачиваясь «клубочком». Но, к сожалению, наш позвоночник может сломаться, получить травму или заболеть.

Болезни позвоночника приводят к тому, что человек не может сидеть, стоять, ходить, выполнять многие

движения. Поэтому так важно с детства беречь и

укреплять свой позвоночник и мышцы, которые

удерживают его в правильном положении. 

Инструктор: Ребята, хотите узнать, какие упражнения помогут сохранить правильную осанку,

сделают скелет и позвоночник крепкими и сильными?

Дети:   ДА !

Инструктор: Тогда в путь! На волшебной цветочной поляне вас ждут увлекательные и полезные задания, но чтобы попасть туда надо пройти по необычной дорожке, укрепляющей ваши стопы.

Показать  картину с изображением скелета человека (экран или плакат)

Указать на позвоночник.

Показ презентации или тематических плакатов «Позвоночник»

Перестроение в колонну по одному.

Двигательный блок: Вводная часть  (4 – 6  мин)

1.Ходьба  и ползание в колонне по одному

по «полосе препятствий» для профилактики плоскостопия:

-по ребристым доскам,

«кочкам» - мешочкам с песком,

массажным коврикам – «кочкам»,

по массажной дорожке – «мосту»,

«следам»;

 -        - ползание под дугами на четвереньках

           с опорой на ладони (или локти) и колени;

2. Различные виды ходьбы вокруг

 «цветочной поляны»:

на носках,

на  пятках, в чередовании;

3. Бег в медленном темпе

4. Спокойная ходьба 

1 – 1,5 мин

2 раза

по 10-15 с

30 - 40 с

10 с

Словесно объяснить маршрут

движения до «цветочной полянки».

Использовать  музыкальное сопровождение.

Соблюдать дистанцию, наступать точно на «кочки».

Внимательно преодолевать

препятствие, соблюдать технику безопасности: наклонять голову под дугой, соблюдать дистанцию и

средний темп движения.

Перестроиться в круг.

Руки вверх,

руки на пояс.

Активно работать руками;

соблюдать расстояние.

Восстановить дыхание.

Инструктор: На месте, стой!

Ребята, посмотрите  внимательно, а цветы

у нас не простые, серединки у них –

сказочные короны.

Возьмите «короны» в руки, примерьте их

на голову.

Поворот налево, лицом в круг,

           встать у цветка.

Нестандартное оборудование:

цветные «баранки» от скотча

по количеству детей.

5. Упражнение «Корона»:

повороты на 360* на месте;

ходьба  вокруг своего цветка;

приседания с «короной» на голове.

Инструктор: Чтобы корона не упала и не разбилась, необходимо сохранять

правильную осанку:   выпрямить  спину,

расправить плечи, прямо держать голову.

А теперь положите «короны» на свой

цветок и давайте с вами узнаем, какие

задания спрятаны под каждым из них.

1,5 – 2 мин

Дети удерживают «корону» на голове

без помощи рук.

Необходимо сохранять правильную осанку – без напряжения удерживать прямо голову и корпус.

Открывать задания поочередно,

одно за другим, после выполнения каждого.

   ЗАДАНИЯ ПО КАРТОЧКАМ

000_0018

Если присутствующих больше, то

можно некоторые цветочки продублировать 000_0017

и открывать их сразу нескольким детям.

6. Игра «Бабочка»

   40-60 с

По типу игры «Найди свое место».

Под звуки бубна дети врассыпную

 бегают по залу, как только сигнал

останавливается – быстро

возвращаются каждый к своему

 цветку (выполняют основную стойку).       

Основная часть (16 минут)

  1. Комплекс ОРУ

«Утро на лесной полянке»:    

2-2,5 мин

Образные упражнения

 общеразвивающего характера по карточкам с изображением растений, животных.

Выполнять в кругу, под музыкальное сопровождение.

Использовать показ воспитателем или подготовленным ребенком.

Упражнение «Подсолнух»

-И.п.: основная стойка.

Наступило утро,  выглянуло солнышко и

цветы потянулись листочками  вверх.

Руки скользят вдоль тела вперед-вверх –

вдох носом, вниз – выдох ртом;

- И.п.:  основная стойка, руки на пояс.

Подсолнухи поворачивают бутоны

навстречу солнцу.

Повороты головы вправо, влево;

наклоны головы;

- И.п.: стоя, ноги врозь, руки  на пояс.

     Ветерок качает цветок.

    Наклоны туловища вправо и влево –

   

    Наклоны туловища с подниманием руки-

    -И.п.: основная стойка.

     Цветы тянутся за солнышком вверх,

    а от  дождя прячутся.

     1-2-  встать на носочки, потянуться руками

     вверх,

     3-6- покружиться на месте,

     7-8 - присесть, опустить руки вниз.

 3-4 раза

 8 раз

 8 раз

по 4 раза

в каждую сторону

 8 раз

8

 2 раза

В и.п. глаза закрыты, после выполнения 1 раза задания открываются.

Следить за правильностью дыхания.

Темп средний. Дыхание произвольное.

Темп средний.

Амплитуда наклона – средняя;

Увеличить амплитуду наклонов – ветер

усилился.

Вращаться медленно, голову

приподнять.

Упражнение «Кузнечик»:

 -И.п.:  сидя, ноги согнуты в коленях, руки в упоре сзади.

Сгибание и разгибание ног в коленях.    

   

    Инструктор: Даже маленькие кузнечики  

     пробуют сгибать и разгибать свои ножки,

    ведь им предстоит много прыгать.

     - И.п.: то же. 1-2 – положить оба колена

     вправо на пол, 3-4 – и.п, 5-6 – влево,

     7-8 – и.п.

     - И.п.:  то же. Разведение коленей в стороны

     (по типу «лягушки»)    

     30-40 с.

 6-8 раз.

4-6 раз.

     4 раза.

Темп средний. Колени разгибать полностью, опираться на руки,

на спину не падать.

Выполнять скручивание позвоночника

 в медленном или среднем темпе,

коленом касаться пола.

Выполнять в среднем темпе, избегать очень резких  движений.

Упражнение «Лисенок»:

-   И.п.: стоя на четвереньках, опора на ладони

    и колени. 1-2 – прогиб в пояснице вниз,

    3-4- округлить спину вверх.

Инструктор:  Маленькие лисята

проснулись в норке и потягиваются.

-И.п.:  то же. Поочередно поднимаем

руки вперед, разгибаем ноги назад.  

    Инструктор: Лисята собираются поиграть.  

-И.п.: то же. Перейти в опору на руки,

выпрямив ноги, повернуть голову

 вправо-влево («увидеть хвостик»),

вернуться назад в и.п.

Инструктор: Лисята собираются

поиграть в прятки.

 1,5-2 мин

  4-8 раз

 6-8 раз

 6-8 раз

Локти сильно не сгибать, при прогибе вниз – голову поднять вверх, при округлении спины  - опустить вниз.

Темп средний, дыхание произвольное.

Разогнуть колени, выпрямить локти, сохранять равновесие.

Основные движения:

  1. Упражнение «Белка – жонглер»:

-Перекладывание «орешка» из одной руки в другую перед собой и за спиной:

вокруг головы –

вокруг туловища –

вокруг коленей –

- Подбрасывание «орешка» вверх:

 двумя руками  -

-с хлопком в ладони  -

 2 мин

4*4  раза; 

4*4 раза;

4*4 раза; 

по 10 раз

 или

по сигналу воспитателя – 10-15 сек.      

Выполняется с «баранками» от скотча

По сигналу воспитателя.

Выполнять в обе стороны.

В наклоне вперед.

Высота подбрасывания  -20 – 30 см

над головой.

Стараться не ронять «орешек»

Закончив упражнение, дети останавливаются и поднимают

«орешек»  вверх.

  1. Упражнение «Ёжик  и яблоки»:

-Ходьба по гимнастической скамейке с «яблоком»  на голове

 1,5-2 мин

 1-2 раза

Выполнять на гимнастических

скамейках, двумя

группами  (мальчики и девочки), поточным способом.

Соблюдать правила безопасности и страховки.

  1. Упражнение «Лошадка с грузом»:

Ползание по гимнастической скамейке

на четвереньках, с «мешком яблок»

на спине,

сползание со скамейки,

    ползание по полу до обруча – «грузовика».

1-2 мин

1-2 раза

Построение то же.

    Обратить внимание детей:

-  - на  безопасную дистанцию между

    детьми во время движения

    по скамейке;

-  -на правильное положение рук

    на  скамейке: большие пальцы

      направлены вперед, а остальные

      обхватывают скамейку сбоку;

-   - спина не прогибается в пояснице.

  1. Эстафета «Крошка – енот на рыбалке»:

Команда мальчиков и команда девочек

садятся «верхом» на скамейки.

По сигналу инструктора участник  

надевает на себя плавательный круг,

вместе с ним бежит до обруча –

(можно усложнить – бег по массажным дорожкам), берёт в руки одну «рыбку»,

возвращается обратно, «рыбку» кладёт в корзину, снимает через ноги плавательный круг, передаёт его следующему участнику,

    сам садится за последним игроком на  

    скамейку.

Все игроки выполнили задание и

вернулись на свои места - эстафета

окончена.

1-2 мин

Выполнять в  2 колоннах по одному, поточным способом.

Выигрывает команда, первой закончившая эстафету.

6.Подвижная игра «День, ночь, огонь,

вода»:

Бег врассыпную с остановкой по сигналу инструктора и выполнением дополнительных заданий: «День» - бег врассыпную;

«ночь» - основная стойка, проверка осанки,

или замереть в произвольной позе;

«огонь» - запрыгнуть на предмет, расположенный выше пола; «вода» - лечь

на живот, изобразить плавание.

1,5-2,5 мин

Игра сотрудничества.

Отмечаются игроки, которые  точно выполнили задания, правила игры.

Заключительная часть (4 -5 мин)

  1. Игровой массаж «Дождик».

    Сидя на гимнастических скамейках друг за

    другом,  руки положить на плечи игроку,

    сидящему впереди.

        Дождик бегает по крыше -  

       Бом! Бом! Бом!

       По веселой звонкой крыше -  

        Бом! Бом! Бом!

       Дома, дома посидите        -  

       Бом! Бом! Бом!

       Никуда не выходите -  

       Бом! Бом! Бом!

       Посчитайте, поиграйте –

       Бом! Бом! Бом!

       А уйду – тогда гуляйте.  

       Бом! Бом! Бом!

 

1-2 мин

       Похлопываем ладонями по спинкам.

       

       Постукиваем пальчиками.

        Поколачиваем кулачками.

       Растирают спину ребрами ладоней.

      Растирают плечи круговыми  

         движениями.

Поглаживают спинку руками

  1. Задание «Пчелки»:

Трудовое поручение каждому участнику занятия по уборке инвентаря на свои места.

    По окончанию задания построение

     у цветков.

1,5-2 мин

Отметить аккуратность, точность и быстроту выполнения поручения.

  1. Рефлексия.

Инструктор: Сегодня вы научились выполнять упражнения, которые укрепляют ваш позвоночник, вырабатывают

     правильную осанку, помогают сохранить

    ваше здоровье.

    Скажите, какие упражнения вы запомнили,

И что сегодня на занятии вам понравилось?

     Дети делятся впечатлениями, отвечают

    на   вопросы.

     Инструктор: А чтобы вы не забывали

    о том, чему вы научились, запомните такие

     слова: «Когда хожу, стою, сижу,

     я спинку ровненько держу».

1-2 мин

Дополнить ответы детей по упражнениям на укрепление спины.

Отметить активность детей, инициативность, точность выполнения заданий и поручений.