Современные проблемы обучения дошкольников правилам дорожного движения
статья по обж

В данной статье описаны основные проблемные вопросы, возникающие при обучении дошкольников Правилам дорожного движения в современных условиях. Материал полезен методистам, старшим воспитателям и воспитателям ДОО, родителям дошкольников, педагогам дополнительного образования, инспекторам по работе с общественностью ГИБДД.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Современные проблемы обучения дошкольников правилам дорожного движения

Аннотация: в данной статье описаны основные проблемные вопросы, возникающие при обучении дошкольников Правилам дорожного движения в современных условиях. Материал полезен методистам, старшим воспитателям и воспитателям ДОО, родителям дошкольников, педагогам дополнительного образования, инспекторам по работе с общественностью ГИБДД.

Ключевые слова: безопасность, правила дорожного движения, знания безопасного поведения на дороге, проектная деятельность, дети старшего дошкольного возраста.

Важным этапом в становлении личностного опыта и развития ребенка является именно дошкольный возраст. У ребенка в этот возрастной период начинает складываться опыт безопасного поведения. В последние годы стало очевидным, что безопасное поведение дошкольников - это не просто сумма усвоенных знаний, а стиль жизни, адекватное поведение в различных, в том числе и неожиданных, ситуациях на улицах и дорогах города.

Анализ статистических данных показал, что, к сожалению, достаточно часто виновниками дорожно-транспортных происшествий являются сами дети вследствие того, что у них отсутствует защитная психологическая реакция на дорожную обстановку, которая свойственна взрослым. Маленькие дети всегда стремятся открыть что-то новое. В связи с этим их желанием, непосредственностью, незнанием правил дорожного движения дети оказываются перед реальными опасностями на дороге.

В процессе реализации Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования существенное значение имеет своевременная и качественная подготовка ребенка к условиям безопасного дорожного движения.

Несмотря на то, что многие педагоги и родители обучают детей правилам дорожного движения, ребенок все равно оказывается неподготовленным к ответственности за свою и чужую жизнь. Почему так происходит? Эти причины можно разделить на объективные и субъективные причины:

Таблица 1. Причины сложностей в обучении дошкольников ПДД

Объективные причины

Субъективные причины

Значительное увеличение интенсивности движения на дорогах

Низкий уровень общего и психофизиологического развития детей дошкольного возраста

Плохое состояние дорожного покрытия

Недостаточный опыт общения детей с дорогой, неумение использовать правила безопасности на дороге

Увеличение количества современных

автомобилей – более скоростных и бесшумных

Стремление ребенка к самостоятельности и неумение ребенка адекватно оценить свои силы и возможности

Снижение культуры поведения участников движения на дорогах, в том числе культуры поведения в общественном транспорте

Отрицательные примеры взрослых,

особенно родителей

Рассмотрим более подробно обозначенные проблемы.

В силу своих физиологических особенностей дошкольник не может самостоятельно определить всю меру опасности своего существования.

Чтобы уметь хорошо ориентироваться на дорогах, необходим высокий уровень самоконтроля и воли, способность координировать свое внимание. Поэтому в процессе обучения дошкольника ПДД мы обращаем внимание на развитие его психо-физиологических качеств, которые обеспечивают его безопасность на улице.

Особенно важно развитие таких навыков и привычек, как сознательное отношение к своим и чужим поступкам, понимание ребенком того, что является правильным или неправильным.

Следующая причина - недостаточный опыт поведения на дороге. Именно от знаний и опыта в большей степени зависит способность человека к безопасному существованию в окружающей среде. Воспитатели дошкольных организаций планируют целевые прогулки и экскурсии. Но не всегда такая возможность имеется у педагогов учреждения - могут сказываться погодные и климатические условия, диагнозы детей, уровень профессиональной подготовки воспитателей.

В дошкольном возрасте наблюдается стремление ребенка к самостоятельности «я сам». Ребенку все интересно на улице. С этим он забывает об опасности, связанной с дорожными ситуациями. Это одна из серьезнейших проблем любого города. И решать её необходимо общими усилиями. Но, вместо этого ребенок иногда видит отрицательный пример взрослых, в том числе родителей, которые для ребенка являются образцом поведения. В. А. Сухомлинский сказал: «Могучая духовная сила воспитания заложена в том, что дети учатся смотреть на мир глазами своих родителей...».

В нашем дошкольном учреждении мы уделяем большое внимание взаимодействию с семьями воспитанников по вопросам обучения дошкольников правилам дорожного движения.

Необходимо выработать единый подход к ребенку по этому вопросу со стороны детского сада и родителей. Как бы добросовестно не работал педагог, как бы он не старался дать всестороннее развитие ребёнку, если в семье не поддерживают его требований, воспитание не даст желаемых результатов. Используем разнообразные методы, формы и приёмы. Прежде всего, объясняем важность этой проблемы, знакомим родителей с программными требованиями по обучению детей правилам дорожного движения в зависимости от возраста и времени года. Даем четкую установку силы собственного примера в форме бесед, консультаций, практических занятий, досугов и развлечений совместно с детьми.

В нашем учреждении много внимания уделяется созданию предметно-развивающей пространственной среды. В группах оформлены уголки ПДД, игровые зоны оснащены необходимым игровым материалом (наборами машин и дорожных знаков), имеется художественная и методическая литература, при входе в учреждение размещены схемы безопасного подхода к зданиям. Самостоятельно педагоги с детьми делают макеты, наглядность, действуют выставки детского творчества по данной теме, работы воспитанников вы сегодня видели в фойе. Таким образом, обучение правилам дорожного движения, воспитание культуры поведения на улице, мы проводим в соответствии с реализацией программных требований.

Казалось бы, что субъективных причин возникающих сложностей уже достаточно для немалой работы по обучению дошкольников ПДД, но существуют еще и объективные причины, которые мы не можем не замечать. На решение большинства из них педагогическое сообщество никак повлиять не может.

Однако, обращаем внимание на снижение уровня культуры поведения всех участников дорожного движения. Проблема, несомненно, касается всего современного общества в целом.

Наш детский сад стремится обеспечить своим воспитанникам высокий уровень общей культуры, в том числе и культуры на дороге. Чтобы соблюдение правил безопасной жизни стало для дошкольника осознанной необходимостью.

Заглядывая в будущее можно выстроить план: в учреждениях необходимы условия для отработки у дошкольников практических навыков соблюдения правил дорожного движения - это специально оборудованные площадки с велосипедами и машинками, наборы дорожных знаков, макеты светофора, атрибуты для сюжетно-ролевых игр и другое. На территории учреждений можно разместить настоящий автодром. Ведь главная цель - это не просто дать детям знания о правилах дорожного движения, а сформировать у них необходимые умения и навыки, выработать положительные, устойчивые привычки безопасного поведения на дорогах. Для этого нужны условия, отвечающие современным требованиям.

Таким образом, проблема обучения дошкольников правилам дорожного движения очень актуальна на современном этапе, поскольку круг проблем, связанных с безопасностью ребенка - дошкольника невозможно решить только в рамках дошкольного учреждения.

Список литературы

1. Авдеева Н.Н. Безопасность: учебное пособие по основам безопасности жизнедеятельности детей / Н.Н. Авдеева, О.Л. Князева, Р.Б. Стеркина. -СПб.: Детство - Пресс, 2013. - 37 с.

2.  Калугина Н.И. Изучаем азбуку дорог / Н.И. Калугина // Современный детский сад: методика и практика. - 2011. - № 7. - С. 61-62.

3.     От рождения до школы. Инновационная программа дошкольного образования под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, Э.М. Дорофеевой. М.: Мозаика-Синтез, 2019.

4. Тимофеева Л. Формирование культуры безопасности у дошкольников новости педагогам / Л. Тимофеева // Дошкольное воспитание. - 2014. - № 1. -С. 48.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Азбука дорожного движения.Презентация по обучению дошкольников правилам дорожного движения.

Презентация по обучению дошкольников правилам дорожного движения....

Дорожный калейдоскоп. Опыт работы по обучению дошкольников правилам дорожного движения.

Жизненных правил много на свете,Безопасность на дороге необходимо обеспечить детям.Система работы должна быть во всёмИ будет эффективен метод и приём....

Комплекс методических материалов для обучения для обучения дошкольников правилам дорожного движения с использованием макета «Наш микрорайон» «Безопасные дороги Кузбасса – детям!»

Комплекс методических материалов   представляет собой  чемоданчик  с наполнением. При раскрытии чемоданчика получается игровое поле, на котором изображен микрорайон с инфраст...

Консультация для родителей по правилам дорожного движения на тему: «Обучение дошкольников правилам дорожного движения»

Консультация для родителей по правилам дорожного движения на тему: «Обучение дошкольников правилам дорожного движения»Самое ценное что есть у нас в жизни – это жизнь и здоровье наших...

Проект взаимодействия с родителями по обучению дошкольников правилам дорожного движения «Знатоки дорожных правил»

Проект взаимодействия с родителями по обучению дошкольников правилам дорожного движения «Знатоки дорожных правил»...