конспект занятия Человек и его части тела
методическая разработка по обж

Павельева Татьяна Леонидовна

расширять представления детей о строении человеческого тела и назначении отдельных его частей

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_chelovek_i_ego_telo.docx31.39 КБ

Предварительный просмотр:

Тема:«Человек и его части тела»

Цель:  расширять представления детей о строении человеческого тела и назначении отдельных его частей.

Задачи:

Воспитательные:

-вызвать интерес к дальнейшему познанию себя.

Развивающие:

- расширять кругозор детей «Я – мое тело»;

- активизировать словарь: голова, руки, ноги, колени, плечи, животик, шея;

- развивать игровую деятельность, выполнять игровые действия;

Образовательные:

- формировать представление о назначении отдельных частей своего тела;

- формировать элементарные представления о том, как нужно заботиться о своем здоровье;

- обогащать, активизировать и расширять словарь по теме «Части тела»;

Работа над словарем:  части тела, органы.

Приемы руководства деятельностью детей:

  1. Методы формирования сознания (беседа, рассказ воспитателя);
  2. Методы организации деятельности и формирования опыта поведения (отгадывание загадок);
  3. Методы стимулирования поведения (поощрение);
  4. Методы контроля, самоконтроля и самооценки (опрос, умения и навыки познавательной и коммуникативной деятельности);
  5. Методы организации и осуществления познавательной деятельности

(проблемные вопросы).

Создание среды для организации и проведения ОД: Ширма и за ней предметы, с помощью которых воспитатель демонстрирует бытовые звуки (стакан с водой, стакан пустой, бумага, ключи, погремушки, ложки и т.д.)

Предварительная работа:

Рассматривание иллюстраций по теме, дидактическая игра «Что мы делаем - не скажем, что мы делаем – покажем», «Назови части головы», «Назови чего у человека по 2», разучивание физминутки «Вот какое мое тело!».

Виды детской деятельности вОД:

Коммуникативная

Двигательная

Познавательная

Планируемые  результаты из ООП ДО ДОО:

Личностные: Способен сосредоточенно действовать в течение 20-25 минут.

Интеллектуальные:Имеет первичные представления об объектах окружающего мира. Может участвовать в беседе.Умеет аргументировано и доброжелательно оценивать ответ, высказывание сверстника. Проявляет умение поддерживать беседу, высказывает свою точку зрения, согласие или несогласие с ответом товарища.

Создает изображения предметов по образцу.

Физические:Сформирована потребность в двигательной активности: проявляет положительные эмоции при физической активности, в самостоятельной двигательной деятельности.

Критерии оценки деятельности детей вОД

  1. Активность  
  2. Самостоятельность
  3. Взаимодействие со сверстниками и взрослым
  4. Сопереживание
  5. Эмоциональность
  6. Способность управлять своим поведением и планировать свои действия
  7. Применять самостоятельно усвоенные знания и способы деятельности для решения новых задач (проблем)
  8. Выполнять инструкции взрослого при выполнении игровых заданий.

Интеграция образовательных областей: Художественно-эстетическое развитие, Речевое развитие, Познавательное развитие, Социально-коммуникативное развитие, Физическое развитие.

- Материалы и оборудование:

Блюдце, 3 стакана с кислой, сладким и соленым раствором, небольшой кусочек хлеба, стакан с чистой водой, 4 ватные палочки, салфетка.

2 ватные палочки, одна из которых пропитана духами, а второй соком чеснока. Завернуты в полиэтиленовый пакет, чтобы запах не улетучился.

Кубики льда, стакан с теплой водой.

Ширма и за ней предметы, с помощью которых воспитатель демонстрирует бытовые звуки (стакан с водой, стакан пустой, бумага, ключи, погремушки, ложки и т.д.)

Ход  интегративной деятельности

Части НОД  

Содержание

Области

Временной отрезок

1. Вводная часть.                                                          

Создание мотива для деятельности детей  

Организационный момент:

Воспитатель:

Ребята, давайте мы с вами поздороваемся.

Здравствуйте, ладошки!

(дети хлопают в ладоши: хлоп-хлоп)

Здравствуйте, сапожки!

(топают: топ-топ)

Здравствуйте, лягушки!

(квакают ква-ква)

Здравствуйте, кукушки! (кукуют: ку-ку)

Здравствуй, звонкий каблучок!

(цокают языком: цок – цок)

И малышка светлячок!

(на выдохе произносят: с-с-с)

Отгадайте загадку:

На Земле он всех сильней,

Потому что всех умней.

- Как вы думаете, кто это? (человек). Показ плаката со строением тела человека.

- Ребята, мы сегодня с вами начинаем увлекательное путешествие в страну, которая называется «Человек». Вы узнайте много интересного и удивительного, неожиданного и необычного про себя и своих друзей.

- Каждый человек неповторим по своему характеру, своим взглядом на жизнь, душевным качествам, но все люди одинаковы по физическому устройству: имеют одинаковое строение тела, внешних и внутренних органов. Но кто-то часто болеет, а кто-то всегда бодр и здоров. Некоторые все время чем-то недовольны, любят только себя, а другие веселы и, чем могут, помогают другим людям...

- Как вы думаете, почему так бывает? (Ответы детей)

- А сегодня мы узнаем о том, что каждый из вас, и вообще любой человек, - почти волшебник, который может и умеет, а если не умеет, то может научиться делать много-много разных дел, всевозможных чудес. Этого не может никакое другое существо на Земле.

- Интересно? Тогда начинаем знакомиться со своим телом, которое помогает нам в каждую секунду.

Социально-коммуникативное развитие

5 минут

2.Основная часть.

Беседа, актуализация личного опыта детей

Проблемные вопросы

Понятия «части тела» и «органы»

- У животных всего три части тела: голова, туловище и хвост. Давайте посмотрим, какие части тела есть у человека. Оля, подойди ко мне. Голова есть? Есть! Какая часть тела называется головой? (ответы детей. Справка: головой называется часть тела, на которой сосредоточены все органы чувств и в которой расположен головной мозг.) - Зачем она нужна? (ответы: чтобы думать, есть, дышать и т. д.)

- Туловище есть? (показ туловища.) Есть! Какие органы есть на туловище и внутри? (ответы детей: руки, ноги, сердце, легкие и т.д.)

Волосы

Отгадайте загадку:

Не сеют, не сажают,

А сами вырастают. (Волосы)

Растёт, но не цветок.

Висит, но не фрукт.

Похож на нитку, но живой.

Один выпадает, другой вырастает.

(Волосы)

- Что располагается выше всего? (Воспитатель кладет руку на голову, перебирает волосы).

Познакомимся с их свойствами. Потрогай свои волосы… Подавите их... Подергайте...

Закройте глаза, осторожно прикоснитесь к волосам соседа. Почувствовали? А теперь подергайте – тихонько. Что почувствовали? (боль)

- Кто догадался, зачем нам нужны волосы? ( защищать голову, воспринимать некоторые воздействия, согревать и защищать от жарких лучей солнца).

Кожа

- Что располагается ниже? (лоб)

- Что внутри? (мозг)

- Зачем нам мозг? (чтобы думать)

- Чем сверху покрыт лоб? (кожей)

- Кожа есть не только на лбу, но и на всех остальных частях тела.

ОПЫТ 1 :

- Мы изучим и её. Закройте глаза, я ложу на ладошку предмет (кубик льда). Что почувствовали?

-Закрываем глаза, на другую ладошку другой предмет (стакан с теплой водой).

Что почувствовали?

ОПЫТ 2 :

- Закрой глаза и определи, что я сделаю.(воспитатель обращается к ребенку)

- А теперь, каждый легонько ущипните кожу ногтями. Что почувствовали? (боль)

- Что может чувствовать кожа? (тепло, холод, прикосновения, боль.)

Глаза

Отгадайте загадку:

Оля смотрит на кота,

На картинки-сказки.

А для этого нужны

Нашей Оле ... (Глазки)

- Что находиться ниже лба? (глаза).

ОПЫТ 3:

Сейчас узнаем, зачем они нужны. Все закройте глаза и не открывайте, пока я не скажу. Скажите, что я делаю? Глаза не открывайте. (воспитатель рисует. Молчание.)

А теперь? (воспитатель шьет. Молчание).

- Откройте глаза. Вот что я делала. (воспитатель повторяет свои действия).

- Зачем нужны глаза? (Чтобы видеть).

- У глаз есть помощники и защитники. Посмотрите друг на друга. Поморгайте. Какой орган в этом участвует? (веки). Зачем нужно моргать?

- Помашите рукой перед глазами своего товарища. Что сделал товарищ? Зачем нужны веки ресницы?

- Рассмотрим, зачем нужны брови. Когда умываем лицо, капельки бегут вниз со лба. Что делаю веки? (защищают глаза от воды, пыли и т.д.)

Веки – закрываются при опасности.

Брови – задерживают пот, влагу.

- Благодаря глазам мы получаем почти всю информацию об окружающем мире. Но чтобы наши глаза хорошо видели их надо беречь.

Вы знаете правила по охране зрения? (Ответы детей)

1. Нельзя тереть глаза грязными руками.

2. Нельзя близко и долго смотреть телевизор, играть в компьютерные игры.

3. Нужно беречь глаза от колющих и режущих предметов.

5. Нужно тренировать глаза, делать упражнения, смотреть вдаль.

6. Нужно гулять на свежем воздухе.

Нос

Отгадайте загадку:

Вот гора, а у горы

Две глубокие норы.

В этих норках воздух бродит,

То заходит, то выходит. (Нос)

- Что ниже? (нос)

Дыхательная гимнастика

«Глубоко вдохнем мы воздух,

Ртом мы выдохнем его.

1 –вдох, 2 - выдох,

1 –вдох, 2 – выдох.

Крылья носа мы погладим сверху,

Снизу разотрем и еще разок вздохнем».

ОПЫТ 4:

- Проверим, зачем нужен нос. Зажмите нос одной рукой, а губы другой рукой. Зачем нужен нос? (чтобы дышать)

- Закройте глаза (воспитатель подносит одну ватную палочку с запахом чеснока, а другую с запахом духов к носу ребенка). Что почувствовали?

Так зачем нам нос? (дышать и различать запахи)

Уши

Отгадайте загадку:

Оля слушает в лесу,

Как кричат кукушки.

А для этого нужны

Нашей Оле ... (Ушки)

- Что находиться немного ниже? (воспитатель указывает на уши).

Динамическая пауза для ушей.

«Мы ладошки разотрем,

Смело ушки мы возьмем,

Сверху вниз мы их пощиплем,

Пальчиками разомнем,

Снизу вверх опять пойдем»

ОПЫТ 5:

- Проверим, зачем нам нужны уши. Плотно закройте уши ладошками, прижмите ладошки к ушам. (воспитатель произносит 2-4 слова). Откройте уши. Что я только что делала? (говорили, мы видели по губам). А что я говорила? (не слышали?)

Так зачем нам уши? (чтобы слушать)

Рот

- Что располагается ниже? (рот).

ОПЫТ 6:

- Проверим, зачем нам нужен рот. Перед вами кусочек хлеба. Съешьте его.

- Теперь сожмите губы пальцами с скажите: мама, папа, я иду гулять.

ОПЫТ 7:

- И еще один опыт (воспитатель раздает стаканы с растворами соленой, кислой и сладкой воды). Что почувствовали?

- Так зачем нам рот? (чтобы есть, разговаривать и чувствовать вкус).

Что нельзя пробовать языком?

-нельзя есть таблетки

-принимать слишком горячую пищу

-нельзя брать острые предметы

-нельзя есть холодное

-брать грязные предметы, можно получить стоматит.

Шея

- Что ниже? (воспитатель показывает на шею.) Проверим, нужна ли она нам. Сядьте прямо и запомните, что вы видите. (Дети запоминают.) А теперь поворачивайте голову в любые стороны. (Дети выполняют). Вы видите столько же или больше? Зачем нужна шея?

Руки и ноги

Отгадайте загадки:

Оля весело бежит

К речке по дорожке.

А для этого нужны

Нашей Оле ... (Ножки)

Всю жизнь ходят, наперегонки,

А обогнать друг друга не могут. (ноги)

Оля ягодки берет

По две, по три штучки.

А для этого нужны

Нашей Оле ... (Ручки)

Развитие моторики.

Пальчиковая гимнастика:

Очень сложен человек: (указательный палец на лбу, нахмуриться) Двое глаз и двое век. (указательным пальцем показать на глаза, на веки) И-внимательно смотри! - (указательным пальцем от глаз к вискам) Уха два и две ноздри (показать на уши и ноздри) А вот пальчиков-по пять, (растопырить пальцы на обеих руках) Чтобы ими всё держать. (хватающий жест руками)

- Узнаем, зачем человеку руки.(воспитатель приглашает к доске ребенка) Убери руки назад за спину и возьми со стола книгу. Не поворачивайся. Зачем тебе руки?

( чтобы брать предметы.) - А теперь походите все по группе, только без ног. Зачем нам ноги?

Подвижная игра: «Что мы делаем - не скажем, что мы делаем – покажем»

Цель: водящий показывает действия, а играющие должны догадаться, что это за действия (забивать гвозди, поднимать тяжести, вязать, вырезать, бежать, топать – идти).

Внутренние органы

Отгадайте загадку:

День и ночь стучит оно,

Словно бы заведено.

Будет плохо, если вдруг

Прекратится этот стук. (Сердце).

- Внутри туловища есть очень много органов. Давайте послушаем, как работает сердце. Положите руку на грудь и послушайте свое сердце.

- Есть в туловище и другие органы: желудок, кишечник, но о них мы будем говорить на других занятиях.

Физкультминутка «Вот какое мое тело!»

У меня есть голова

Направо - налево, раз – два.

(Повороты головы направо – налево, наклоны головы)

Она сидит на крепкой шее,

Повертели – повертели.

(Круговые повороты шеей)

Затем туловище идет,

Наклон назад, наклон вперед,

Поворот – поворот.

(Руки на поясе, наклоны, повороты)

Умелые руки есть у всех,

Вверх- вниз, вниз – вверх.

(Рывки руками вверх – вниз)

Ноги нам нужны, чтоб бегать,

Прыгать, приседать, стоять.

(Бег на месте, подскоки, приседания)

Вот какое мое тело!

С ним все сделаешь на «пять»!

Практические упражнения:

• Покажи где у тебя голова

• Дотронься до головы своего соседа, погладь ее.

• Вытяните шею, как гусь.

• Втяните голову в плечи.

• Погладь свой носик.

• Погладь носик своего соседа.

• Покажи свои ушки.

• Открой и закрой рот.

• Улыбнись. Подари улыбку своему соседу.

Чтение детям «Тело человека» (М. Ефремова)

Что такое наше тело?

Что оно умеет делать?

Улыбаться и смеяться,

Прыгать, бегать, баловаться…

Наши ушки звуки слышат.

Воздухом наш носик дышит.

Ротик может рассказать.

Глазки могут увидать.

Ножки могут быстро бегать.

Ручки все умеют делать.

Пальчики хватают цепко

И сжимают крепко-крепко.

Чтобы быть здоровым телу,

Надо нам зарядку делать.

Ручки мы поднимем: «Ох!»,

Сделаем глубокий вдох!

Наклонимся вправо–влево…

Гибкое какое тело!

И в ладошки вместе: «Хлоп!»

И не хмурь красивый лоб!

Потянулись – потянулись…

И друг другу улыбнулись.

Как владеем мы умело

Этим стройным, сильным телом!

Познавательное развитие

Физическое развитие Художественно-эстетическое развитие

Речевое развитие

17 минут

3.Заключительная часть.

Оценка деятельности детей.

Подведение итогов деятельности.

Рефлексия:

-Чем мы занимались сегодня на занятии?

-Какой опыт вам понравился больше всего?

- Какой был самым сложным?

-О каких органах тела человека вы узнали?

 Скажите ребята, нашли ли мы с вами хоть один орган, который был бы не нужен человеку?

- А такой орган, который бы ничего не делал? (Ответы детей).

Вот и молодцы, хорошо поработали.

«А теперь мы улыбнемся,

крепко за руки возьмемся,

и друг другу на прощанье

мы подарим пожелания.

Будьте все здоровы».

Социально-коммуникативное развитие

3 минуты


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект занятия "Человек и части тела"

Занятие по ознакомлению дошкольников с названиями частей тела человека....

конспект занятия " Человек и части тела"

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе...

Конспект занятия в старшей группе "Части тела"

закреплять знания о своем теле...

Конспект занятия "Человек и части его тела"

Цель данного занятия уточнить знания детей о строении человеческого тела и назначении отдельных частей тела:обучать умению вести диалог с педагогом: слушать и понимать заданный вопрос, понятно отвечат...

Конспект занятия № 1 по теме «Части тела» Английский язык

Конспект занятия № 1 по теме «Части тела» Английский языкЦель занятия: приобщение детей к иноязычно-речевой деятельности.Задачи: 1) ввести новые лексические единицы по теме "...

Конспект занятия в младшей группе "Части тела животных"

Цели:Познакомить детей с основными внешними признаками белочки, птички, рыбкиЗакрепить знания о частях тела и их значение в жизни животных, рыб и птицРазвить умение детей систематизировать животных по...

Конспект занятия по окружающему миру "Части тела"

Изучение частей тела в ясельной группе...