Конспект открытого мероприятия « Игровая деятельность по безопасному поведению в быту и природе с элементами экспериментирования на основе авторской игры» « Удивительные приключения друзей»
методическая разработка по обж (средняя группа)

Гладских Анна Владимировна

С помощью данной авторской игры дети не только познакомятся с различными явлениями : магнита, песка, статического электричества, воздуха, звука посредством экспериментальной деятельности, но закрепят правила безопасного поведения в быту и на природе. Игра имеет формать гигантской настольной игры с объёмными предметами и макетами, что несомненно придвлекает детей и вызывает у них интерес.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МБДОУ « детский сад общеразвивающего вида №93»

Конспект открытого мероприятия « Игровая деятельность по безопасному поведению в быту и природе с элементами экспериментирования на основе авторской игры»

« Удивительные приключения друзей»

Разработала и провела:

Воспитатель 1КК

Гладских А.В

Воронеж 2016

Цель: Закрепить правила безопасного поведения в различных жизненных ситуациях

Задачи:

- Познакомить детей со свойствами: магнита, песка, статического электричества, воздуха, звука посредством экспериментальной деятельности.

- Развивать и обогащать игровой опыт детей

- Закрепить умение обращаться с различными предметами

Ход игры:

Дети входят в группу, приветствуют гостей.

Воспитатель: - Ребята, сегодня я предлагаю вам отправиться в путешествие, а отправимся мы в волшебную страну, которая появится в нашей группе с минуту на минуту. ( волшебная музыка, воспитатель снимает полог с настольной игры). 

Воспитатель (лукаво): - Ну, что пойдемте?

Да, боюсь, мы не поместимся в этой волшебной стране. Но я знаю, как нам быть. Мы отправим в путешествие наших маленьких помощников.  (Звук бормотания). Слышите, какие – то звуки, кажется это из вон того сундука, ну- ка посмотрим. ( Достает из сундука мешочек№1 со смурфиками). А вот и наши помощники, (каждый по очереди тянет одну фигурк, на подошве которой приклеен цветной кружок. Дети  занимают места за столом в соответствии с цветом флажка на домике, расположенном на игровом поле).

Когда игроки заняли места за игровым полем, воспитатель обращает внимание на то, что его домик пуст:

Воспитатель: -Ребята, а мой домик пуст, мне не хватило помощника, может он остался в сундуке. Достает старинную записку:

Дорогие мои друзья, меня украл злой Горгомель, он заточил меня на острове, и наложил заклинание, которое могут снять только друзья, которые не боятся трудностей и опасностей. А еще, вашими помощниками будут: волшебный сундучок и  радуга. Мне очень страшно на этом острове есть огромный вулкан, у него внутри все клокочет, как бы он не начал извергаться. Прошу вас поторопитесь. Но будьте осторожны, Горгомель устроил много ловушек  на вашем пути. Ваша Смурфетта.

Воспитатель: Ну что же ребята. Придется нам не просто попутешествовать, а еще и спасти нашу подружку. Готовы? Только не понятно куда идти, и при чем тут радуга. Ой, посмотрите – ка на дорожки, которые ведут от ваших домиков. Что вы видите? (подвести детей к тому, что дорожки соответствуют цветам радуги. В соответствии с чем и определяется очередность прохождения игры).

Воспитатель:Да, ребята каждая дорожка соответствует одному из цветов радуги. Так мы поймем в каком порядке нам  начинать свое путешествие.А вот и подсказка(достает из сундука изображение радуги), давайте повторим цвета радуги. (ответы детей). Ну, и кто же первым начнет путешествие?....

1 Дорожка – красная (Мельница).

Воспитатель: Смотрите – ка, здесь живет фермер. Но, почему он такой грустный? Оказывается, Горгомель заколдовал ветер, и он больше не дует. Ребята, для чего фермеру ветер? ( подвести к мысли, что ветер нужен для мельницы). А что же такое ветер? (ответы детей). Ветер – это поток воздуха. Ребята, скажите, сможет ли наш смурфик помочь фермеру запустить мельницу?

Воспитатель: Правильно, нужно подуть на лопасти, они начнут вращаться и мельница снова начнет молоть муку. Ну вот мы помогли фермеру и можем продолжать свой путь. ( ребенок перемещает свою фигурку к мостику)

2 дорожка Оранжевая ( пещера великана).

Воспитатель: Здесь живет добрый великан Яков. Но, похоже, и его навестил Горгомель.  Да, так и есть (воспитатель делает вид, что великан что – то шепчет ей на ухо). Яков сказал, что Горгомель украл его гитару, а Яков очень любит музыку.

Воспитатель: Не отчаивайся Яков, думаю дети тебе помогут. Ребята, скажите, а разве только музыкальные инструменты издают разные звуки? (ответы детей). Думаю, пришла пора обратиться к волшебному сундучку. (достает из сундука мешочек № 2( металлические пластинки, целлофан, баночка с песком). А ну – ка, попробуем создать мелодию из этих предметов…. Ну вот мы и помогли Яше, и нам пора двигаться дальше.

 ( ребенок перемещает свою фигурку к мостику)

3 дорожка желтая ( пустыня). 

Воспитатель: Ребята, посмотрите, на пути героя пустыня. А вот маленькая ящерица, она плачет и говорит, что раньше на этом месте было много камней, а Горгомель вызвал горячую песчаную бурю, и все превратилось в пустыню. Да,  ребята, через горячую пустыню не перебраться. Нужно искать камни. Заглянем в волшебный сундук. (достает мешочек №3:очки и соломинку для коктейля). Ребята, помогут ли нам эти предметы в поисках камушков и каким образом? (ответы детей). Правильно сухой песок сыпучий из – за того, что песчинки округлой формы и не сцеплены между собой, поэтому под действием потока воздуха песок может свободно перемещаться. (воспитатель объясняет правила поведения при проведении опыта: нужно одеть защитные очки, чтобы песок не попал в глаза, и трубочку держать на небольшом расстоянии от емкости с песком и только выдыхать воздух через трубочку, а вдыхать без нее)  Ребенок сдувает песок через соломинку и проводит героя по камушкам. Вот и ящерице мы помогли. И нам пора двигаться дальше. ( ребенок перемещает свою фигурку к мостику)

4 Дорожка – зеленая (парк статическое электричество).  

 Воспитатель: Итак, наш герой попал в парк, Смотрите, как здесь уютно и чисто?... Ой, нет кто – то здесь намусорил. Давайте спросим у этой девочки. Ну, я так и знала, снова Горгомель. Он решил здесь отдохнуть, ел конфеты и разбрасывал фантики. Ребята, а разве можно мусорить на улице, в парке, в подъезде? (ответы детей). Правильно, для мусора стоят специальные контейнеры. Ну, заглянем в сундучок, может быть найдем подходящие предметы для уборки парка. (достает мешочек №4: кусочек меха и пластиковую палочку). Странно, я думала, что там будет лежать метла…. А я поняла…Ребята из чего сделаны фантики из конфет?(ответы детей). Воспитатель обращаясь к игроку: Попробуй, натри эту палочку о кусочек меха, а потом поднеси к фантикам. Это явление называется «статическое электричество». Ребенок, собирает бумажки с помощью палочки. А теперь протри палочку рукой, и снова попробуй собрать бумажки. Да электричество исчезло. Ребята, а с каким электричеством играть ни в коем случае нельзя? Правильно с тем, которое живет у нас в розетках и выключателях. Это электричество очень опасно. Напомните, чего нельзя делать? ( всовывать в розетку различные предметы, включать эл. предметы без взрослых и т.д.)

Ну, вот, теперь парк чистый и мы можем отправляться дальше.( ребенок перемещает свою фигурку к мостику)

5. Дорожка голубая (озеро – фильтрация воды)

Воспитатель: Наш следующий герой попал на озеро. Очень кстати. Нам надо пополнить запасы воды. Ой, а что это с озером, почему оно такое грязное. Бедные зверушки, они пришли напиться воды. А вода не пригодна для питья. Наверняка это снова проделки Горгомеля. Ну что же, пора заглянуть в наш сундучок (достает мешочек №5:ватный диск, песок, фильтровальная бумага, одноразовый стаканчик, воронку, сундучок с активированным углем). Ребята, скажите, а у вас дома есть фильтр для воды?  Да, когда вода проходит сквозь этот фильтр, он очищает воду от разных примесей. А мы сейчас попробуем соорудить свой фильтр для очистки воды. (воспитатель помогает сделать фильтр, ребенок набирает из «озера немного воды и пропускает ее через изготовленный фильтр.) Вот мы и очистили воду. Смотрите – ка в сундучке лежат какие – то таблетки. Это такое лекарство, которое помогает человеку при отравлении. Оно впитывает в себя все вредные вещества из организма. А называется оно активированный уголь. Этот уголь используют и при изготовлении фильтров для воды. И для очистки водоемов, только его нужно очень много. Ребята, а детям можно трогать лекарства, или пробовать их на вкус, даже если вы знаете, что они очень полезны? (ответы детей). Таблетки дети не должны трогать ни в коем случае, только взрослые знают, какую таблетку и при каком заболевании можно давать. Запомнили? Ну и раз мы собрались лечить озеро, то делать это буду я. ( бросает в воду таблетки активированного угля.) Ну, вот, мы очистили воду в озере, пополнили наши запасы воды и можем отправляться дальше.( ребенок перемещает свою фигурку к мостику).

6. Дорожка синяя (полянка с кнопками – свойства магнита)

Воспитатель: Ребята мы оказались на полянке. Ой что это зверушки плачут. Снова Горгомель набедокурил. Он разбросал кнопки по траве, а зайки решили поиграть в чихарду и накололи лапки. Бедные. Надо им помочь. Ребята, теперь вы поняли, почему нельзя разбрасывать мелкие предметы? Где их нужно хранить? Правильно. Ну а чтобы нам убрать из травы все колючие предметы нам придется заглянуть в наш сундучок. (достает из сундука мешочек №6- магнит). Что это ребята? Как он может нам помочь? Из чего сделаны кнопки? Правильно из магнита. А магнит притягивает металл. Ребенок берет магнит, собирает с его помощью кнопки и убирает в сундук или коробку. Ну, вот, мы очистили полянку от острых предметов теперь зайки могут смело резвиться на травке, а мы  можем отправляться дальше.( ребенок перемещает свою фигурку к мостику).

7 Дорожка фиолетовая ( полянка с грибами – съедобные и не съедобные грибы).

Воспитатель: Итак, наш последний герой отправился в путь. И куда же он попал? На лесную полянку. Смотрите – ка маленькие бельчата. Они говорят, что хотят устроить маме сюрприз и набрать полное лукошко грибов. Но, не знают какие грибы съедобные, а какие ядовитые. Давайте поможем бельчатам и вспомним, какие грибы можно собирать, а какие нет. (после обсуждния, ребенок собирает грибы в лукошко). Ребята, напомните мне, пожалуйста, когда мы находим грибы на нашем участке, что мы делаем? (…). Правильно, но в лесу нельзя давить грибы и ягоды, даже если они ядовитые, ведь некоторые животные лечатся теми грибами, которые для нас могут быть опасны.  Ну, вот, мы помогли бельчатам собрать грибов для мамы, а мы  можем отправляться дальше.( ребенок перемещает свою фигурку к мостику).

Воспитатель: Ребята, наше путешествие очень сложное, но интересное. Но даже самым отважным и выносливым путешественникам необходим отдых. Давайте встанем и немного отдохнем. (физкультминутка)

2-й этап – мостики.

Итак, мы почти добрались до острова, где Горгомель заточил нашу Смурфетту. Осталось пройти вот по этим волшебным мостикам. Но посмотрите, кажется они сломаны. Давайте заглянем в наш сундучок. (достает мешочек №7- недостающие палочки для мостиков на обратной стороне написаны вопросы, дети отвечают на вопросы и получают недостающую палочку, после чего крепят ее на мост.

1. Что такое ветер?(это поток воздуха.)

2. Какие предметы издают звук?(все)

3. Почему сухой песок сдувается ветром? ( сухой песок сыпучий из – за того, что песчинки округлой формы и не сцеплены между собой, поэтому под действием потока воздуха песок может свободно перемещаться).

4. Как получается статическое электричество? (если пластик потереть о мех).

5. Чем можно очистить воду? (активированным углем)

6. Какой предмет притягивает металлические предметы?(магнит)

7. Какие грибы съедобные, а какие нет? ( съедобные- боровик, лисички. Ядовитые- мухомор, ложные опята.)

Ну вот мы и добрались до острова. Давайте поскорее спасем смурфетту. (Спасают смурфетту.)

Воспитатель:Смурфетта, но как же так случилось, что тебя украл Горгомель? Оказывается он притворился очень добрым дядей и предложил показать где растет очень много смурфиники. И когда она согласилась пойти с ним, схватил и утащил ее на остров. Ай яй яй. Разве можно идти с незнакомцами, даже если они кажутся очень добрыми?

Ну, что же друзья нам надо отправляться домой, а то и вправду вулкан может начать извергаться. Ой, а мостик, ведущий к домику Смурфетты разрушен. Давайте заглянем в волшебный сундучок (достает мешочек №8- недостающие палочки для мостиков на обратной стороне написаны вопросы, дети отвечают на вопросы и получают недостающую палочку, после чего крепят ее на мост)/

1- Почему нельзя разговаривать с незнакомыми людьми?(Они могут нас украсть)

2 Почему нельзя играть с электричеством?  Играть с электричеством опасно. Нельзя вставлять в розетку разные предметы)

3. какие меры предосторожности нужно соблюдать при игре с песком?(защитить глаза очками, трубочку держать на расстоянии и только выдыхать воздух, а вдыхать без трубочки)

4.Чего нельзя делать в парке, на улице? (Нельзя мусорить в парках и на улице.).

5. Можно ли детям самостоятельно брать таблетки. ( Нельзя можно отравиться)

6. Почему нельзя разбрасывать мелкие и острые предметы? (можно уколоться. Они должны храниться в закрытой коробке)

7.  Почему нельзя топтать грибы в лесу даже если они ядовитые? (ими лечатся животные).

Ну вот мы и на месте. А теперь вам нужно отойти подальше. Кажется начинается извержение вулкана. (опыт с вулканом).

В завершении дети делятся впечатлениями.


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация проектной работы "Воспитание у детей младшего и среднего возраста первичных знаний по основам безопасного поведения в быту, социуме, природе средствами музыкального развития"

В презентации показана работа по воспитанию у детей младшего и среднего дошкольного возраста необходимого минимума знаний и навыков по обеспечению собственной безопасности через разные виды музыкально...

Основы безопасного поведения в быту,социуме природе.

Содержание данной образовательной деятельности направлено надостижение целей формирования основ безопасности собственной жизнедеятельности и формирования экологического сознания (безопасности окружающ...

Мастер-класс для педагогов ДОУ на тему «Формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе у дошкольников с тяжёлыми нарушениями речи 5-7 лет через игру»

Мастер-класс для педагогов ДОУ на тему«Формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе у дошкольников с тяжёлыми нарушениями речи 5-7 лет через игру» Цель: Повы...

Мастер-класс для педагогов ДОУ на тему «Формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе у дошкольников с тяжёлыми нарушениями речи 5-7 лет через игру»

Мастер-класс для педагогов ДОУ на тему«Формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе у дошкольников с тяжёлыми нарушениями речи 5-7 лет через игру»...

Мастер-класс для педагогов ДОУ на тему: «Формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе у дошкольников с тяжёлыми нарушениями речи 5-7 лет через игру»

Цель: Повышение  мотивации коллег к использованию игр, способствующих формированию основ безопасного образа жизни у дошкольников с тяжёлыминарушениями речи 5-7 лет через игру.Задачи:1.Закрепить з...

Проектная деятельность по: «Формированию у ребенка ценности здорового образа жизни через привитие основ безопасного поведения в быту ,социуме ,природе» «Береги себя» во второй младшей группе

Цель: Формирование у младших дошкольников представлений о потенциально опасных предметах и ситуаций, о безопасных способах выполнения определенных действий....