Безопасность жизнедеятельности - приоритетный аспект работы ДОО в условиях ФГОС ДО
статья по обж

Зиновьева Юлия Константиновна

Жизнь современного человека постоянно сопровождается различными факторами, способными представлять угрозу для его физического и психического здоровья.

Формирование безопасного образа жизни является актуальной проблемой современного общества в сложных условиях социального, техногенного, природного и экологического неблагополучия, и требует внимания родителей и педагогов всех элементов образовательной системы, начиная с дошкольного образования. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

СП «Детский сад №3 ГБОУ СОШ №30 г.о. Сызрань

Самарской области»

Автор: Зиновьева Ю. К., методист

Безопасность жизнедеятельности - приоритетный аспект работы ДОО в условиях ФГОС ДО

Жизнь современного человека постоянно сопровождается различными факторами, способными представлять угрозу для его физического и психического здоровья.

Формирование безопасного образа жизни является актуальной проблемой современного общества в сложных условиях социального, техногенного, природного и экологического неблагополучия, и требует внимания родителей и педагогов всех элементов образовательной системы, начиная с дошкольного образования. Важно не только оберегать ребенка от опасности, но и готовить его к встрече с возможными трудностями, формировать представление о наиболее опасных ситуациях, о необходимости соблюдения мер предосторожности, прививать ему навыки безопасного поведения в быту, социуме и природе совместно с взрослыми, которые выступают для ребенка примером для подражания.

Проблема сохранения и укрепления здоровья, формирование у детей активной жизненной позиции к собственному здоровью и личной безопасности представляется настолько важной, что служит основанием для выбора приоритетного направления работы ДОО - формирование у дошкольников основ безопасного поведения в быту, социуме и природе.

В силу возрастных особенностей дошкольники не способны обеспечить собственную безопасность, но данный период сензитивен для приобщения детей к культуре безопасности. В этой связи на протяжении всего дошкольного детства сохраняются две важнейшие задачи, решаемые в рамках семьи и дошкольной образовательной организации  — обеспечение безопасности жизнедеятельности детей и выбор оптимальных методов и содержания работы по формированию культуры безопасности на каждом возрастном этапе.

Формирование основ безопасности жизнедеятельности детей в нашем ДОО осуществляется в следующих направлениях: работа с педагогическим коллективом,  работа с родителями, работа с детьми.

Для организации работы в данном направлении педагогический коллектив использует парциальную программу «Формирование культуры безопасности у детей от 3 до 8 лет» Л.Л. Тимофеевой

Работа с педагогическим коллективом

Задачи в работе с педагогами:

  • Повысить профессиональную компетенцию педагогов по вопросу формирования основ безопасности жизнедеятельности (нормативно-правовая база, методическая литература и т.д.);
  • Создать систему мониторинга по формированию основ безопасности жизнедеятельности для всех участников образовательных отношений (дети, педагоги, родители);
  • Создать развивающую предметно-пространственную среду по теме во всех возрастных группах и в ДОУ в целом.

Для повышения педагогического мастерства воспитателей создаётся перспективный план работы для всех возрастных групп, определяются цели и задачи для каждого возраста, подбираются и систематизируются печатные и дидактические материалы и пособия для дошкольников; методическая литература для воспитателей, рекомендации для родителей. Проводятся педсоветы, диспуты, деловые игры, семинары-практикумы, где воспитатели получают рекомендации, материал для работы с родителями и детьми. На педсоветах и совещаниях обсуждаются вопросы совершенствования педагогического процесса, изучается нормативно-правовая литература, делается анализ анкетирования, обсуждается планирование работы по формированию у детей безопасного поведения, изучается передовой опыт организации работы с детьми по привитию им навыков безопасного поведения в быту, социуме и природе.

При планировании не накладываются ограничения на выбор материалов, оборудования, методических приёмов. Учитывая опыт детей, они подбираются и используются адекватно возрастным особенностям и целям развития.

В ходе работы с педагогами придерживаемся следующих этапов:

на первом - мотивировать их на целенаправленное осуществление процесса безопасности жизнедеятельности детей,

на втором - дать недостающие или систематизировать имеющиеся знания о процессе безопасности жизнедеятельности детей, формировать умения осуществлять этот процесс, а также привлекать к взаимодействию родителей воспитанников.

Достижение запланированных результатов работы обеспечивается  консолидацией усилий всех педагогов и специалистов, взаимодействующих с детьми: воспитателей, инструктора по физической культуре, учителей-логопедов, музыкального руководителя. Основная работа по формированию системы знаний об источниках опасности и средствах их  предупреждения и преодоления осуществляется воспитателями. Значительный вклад в решение задач формирования физической готовности к преодолению опасных ситуаций вносит инструктор по физической культуре. Готовность к эстетическому восприятию и оценке действительности формируется воспитателями, музыкальным руководителем. Развитию коммуникативных способностей,  овладению конструктивными способами взаимодействия с детьми и взрослыми, навыками выбора тактики и стиля общения в зависимости от ситуации способствует работа учителей-логопедов. Как и любое направление работы, данное направление требует организации, контроля, координации, мотивации педагогов на эту деятельность, которые осуществляют заведующий структурного подразделения и заместитель заведующего СП.

Работа с родителями воспитанников

Основными направлениями взаимодействия семьи и ДОУ в данном направлении  являются: повышение родительской компетентности, непосредственное участие родителей в образовательном процессе, педагогическое сопровождение семьи.

Задачи в работе с родителями:

  • Знакомить родителей с работой ДОО по формированию у детей основ безопасности жизнедеятельности;
  • Повышать уровень знаний родителей по основам безопасности жизнедеятельности;
  • Повышать ответственность родителей за безопасность детей, сохранение их здоровья и  эмоционального благополучия;
  • Создать особую форму общения между родителями и воспитателями «доверительно-деловой контакт»;
  • Выработка единого подхода, единых педагогических требований к ребенку по данному вопросу со стороны родителей и педагогов.

В работе с родителями педагоги ДОО разъясняют им актуальность, важность проблемы безопасности детей, стремятся повысить образовательный уровень родителей по данной проблеме, обозначить круг правил, с которыми необходимо знакомить, прежде всего, в семье. Стараются, чтобы родители осознали, что нельзя требовать от ребенка выполнения какого-либо правила поведения, если они сами не всегда ему следуют. Информация о безопасности воспитанников выложена на сайте ДОО. Родители знакомы с паспортом безопасности ДОО, с пропускным режимом, наличием охранной системы «тревожной кнопки», системы автоматической пожарной сигнализации.

Используются следующие формы работы педагогов с родителями:

  • организация собраний (общих и групповых) с целью информирования родителей о совместной работе и стимулирования их активного участия в ней;
  • ознакомление родителей с работой детского сада по формированию безопасного поведения в быту, социуме, природе (открытые просмотры образовательной деятельности, акции, тематические видеофильмы);
  • организация различных мероприятий с участием родителей (в том числе с использованием их профессионального опыта медицинского работника, инспектора дорожной полиции, пожарного и т. д.);
  • проведение собраний, консультаций, семинары, открытые просмотры, вечера - развлечений и выставок художественно - продуктивной деятельности детей и взрослых.
  • вовлечение родителей в различные акции, конкурсы, соревнования.

Хорошо зарекомендовал себя метод проектной деятельности. Включение родителей в исследовательские и практико-ориентированные проекты способствует расширению сферы интересов ребенка, совместному поиску решения, достижению цели. В каждой возрастной группе воспитателями совместно с родителями разработаны и проведены проекты по формированию основ безопасности жизнедеятельности.

Работа с дошкольниками

Главная цель используемой парциальной программы «Формирование культуры безопасности у детей от 3 до 8 лет» -  формирование у дошкольников основ культуры безопасности, определяющих возможность полноценного развития различных форм личностной активности детей, их самостоятельности, творчества во всех видах детской деятельности, способность самостоятельно и безопасно действовать в повседневной жизни (в быту, на природе, улице и т. д.), неординарных и опасных ситуациях, находить ответы на актуальные вопросы собственной безопасности.

Основные задачи:

  • овладение ребенком основными культурными способами безопасного осуществления различных видов деятельности; 
  • формирование представлений о  некоторых источниках опасности, видах опасных ситуаций, причинах их возникновения в быту, социуме, природе, современной информационной среде;
  • развитие мотивации к безопасной деятельности, способности оценивать свою деятельность с точки зрения ее безопасности для себя и окружающих;
  • развитие коммуникативных способностей, овладение конструктивными способами взаимодействия с детьми и взрослыми, навыками выбора тактики и стиля общения в зависимости от ситуации;
  • формирование умения применять освоенные знания и способы деятельности для решения новых задач в соответствии с особенностями ситуаций;
  • формирование основных физических качеств, двигательных умений, определяющих возможность избегания опасных ситуаций и выхода из них.

В содержании каждого возрастного периода представлены следующие разделы: «Природа и безопасность», «Безопасность на улице», «Безопасность в общении», «Безопасность в помещении».

Воспитание навыков безопасного поведения осуществляется на основе желания ребенка познавать окружающий мир, используя его любознательность, наглядно-образное мышление и непосредственность восприятия. Работа по воспитанию навыков безопасного поведения ведется в дошкольном учреждении в системе постоянно. Она входит логическим элементов во все виды детской деятельности для того, чтобы полученные «теоретические» знания ребенок пропускал, через продуктивную деятельность и затем реализовал в играх и повседневной жизни за пределами детского сада.

Особую роль в формировании у детей правил безопасного поведения в быту, социуме, природе имеют современные средства ИКТ (информационно-коммуникативные технологии). С их помощью педагоги осуществляют инновационные подходы в данном направлении и комплексно решают поставленные задачи.

Мы выделили следующие этапы организации воспитательно-образовательного процесса в ДОО по формированию у детей основ безопасного поведения в быту, социуме, природе:

Первый этап - диагностика, уточнение представлений детей о правилах поведения в быту, социуме, природе, есть ли у них личный опыт на который мог бы опереться воспитатель.

Второй этап – расширение первоначальных представлений детей, накопление новых знаний.

Третий этап – закрепление полученных знаний и формирование сознательного отношения к соблюдению правил безопасности в быту, социуме, природе.

Четвертый этап – формирование у детей чувства ответственности и предпосылок готовности отвечать за свои поступки

Пятый этап – развитие у детей чувства контроля и самоконтроля при обучении правилам безопасности в быту, социуме, природе. Эти качества во многом помогают ребенку правильно ориентироваться в создавшейся ситуации.

Деятельность, особенно совместная, является своего рода школой передачи социального опыта. Не на словах, а на деле ребенок видит и понимает, какие опасности окружают его, какие правила и рекомендации необходимо выполнять. Ребенок учится сопереживанию, овладевает умением проявлять свое отношение и отражать это в поступках и на деле в разных опасных ситуациях. Деятельность дает ребенку быть самостоятельным в познании мира.

 Важным условием успеха работы ДОО по формированию культуры безопасности у дошкольников является созданная развивающая предметно-пространственная среда в возрастных группах, отвечающая современным требованиям и задачам формирования культуры безопасности. На территории оборудована транспортная площадка, где размечен перекресток, тротуар, пешеходный переход. Для отработки практических знаний используются детские велосипеды, переносные дорожные знаки, макет светофора. Деятельность ребенка в условиях обогащенной среды позволяет проявлять любознательность, пытливость, познавать окружающий мир без принуждения, стремиться к творческому отображению познанного.

Проблему, связанную с безопасностью ребенка невозможно решить только в рамках детского сада, поэтому коллектив ДОО стремится обеспечить преемственность в вопросах воспитания безопасного поведения детей между ДОО, семьей и социумом. Нами налажена связь с пожарной частью, ГИБДД, отрядом ЮИД в школы, детской библиотекой, детской школой искусств. Данное сотрудничество является неотъемлемой частью проводимой в нашей ДОО системной работы по формированию у дошкольников основ безопасного поведения в быту, социуме и природе.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование основ безопасности жизнедеятельности у дошкольников в рамках введения в ФГОС

Главная цель по воспитанию  безопасного поведения у детей-дать каждому ребенку основные понятия опасных для жизни ситуаций и особенности поведения в них....

Методическая разработка на тему: «Формирование навыков здорового образа жизни и основ безопасности жизнедеятельности у детей дошкольного в соответствии с ФГОС ДО»

Методическая разработка на тему:«Формирование навыков здорового образа жизни и основбезопасности жизнедеятельности у детей дошкольногов соответствии с ФГОС ДО»...

Укрепление здоровья детей и безопасность как приоритетные направления работы при создании предметно-пространственной среды младшей группы

Попадая в социальную среду, мир ребенка стремительно наполняется новыми впечатлениями и эмоциями, а вокруг появляются множество новых предметов. Задача дошкольного учреждения – ответственно отне...

Укрепление здоровья детей и безопасность, как приоритетные направления работы при создании предметно-пространственной среды средней группы.

В настоящее время здоровье человека – это проблема достаточно актуальна для всех времён и народов и становится первостепенной. Существует более 300 определений понятия «здоровье».Сог...

Укрепление здоровья детей и безопасность как приоритетные направления работы при создании предметно-пространственной среды группы

В настоящее время здоровье человека является проблемой, которая затрагивает все времена и народы и становится наиболее актуальной.Охрана здоровья детей, пожалуй, является высшим приоритетом общества в...