Итоговое занятие по познавательно-исследовательской деятельности (экспериментирование) в старшей группе "Волшебная лаборатория воды, воздуха, металла"
опыты и эксперименты по обж (старшая группа)

Карнаухова Юлия Владимировна

Позволяет закрепить знания детей о свойствах и качествах металла; представления о воздухе и его свойствах. Способствует развитию интеллектуальной деятельности и поисковой инициативы; закреплению умений фиксировать действия превращения на основе употребления слов, формировать действия «превращения». Продолжает знакомить детей с явлениями природы.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 250»

КОНСПЕКТ ИТОГОВОГО ЗАНЯТИЯ ПО ПОЗНАВАТЕЛЬНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЕ)

                          В СТАРШЕЙ ГРУППЕ

«ВОЛШЕБНАЯ ЛАБОРАТОРИЯ ВОДЫ, ВОЗДУХА И МЕТАЛЛА»

Выполнила: Карнаухова Ю.В., воспитатель группа № 7

Основная цель:

закрепить и выявить полученные знания, представления, умения, которые дети получили в течение учебного года.

 

Программные задачи:

закрепить представление об агрегатных состояниях воды;

уточнить знания детей о свойствах твердых, жидких и газообразных тел;

дать представление о трех состояниях воды и причинах перехода одного в другое;

закрепить знания детей о свойствах и качествах металла;

закрепить представления о воздухе и его свойствах;

закрепить умение фиксировать действия превращения на основе употребления слов, формировать действия «превращения»;

продолжать знакомить детей с явлениями природы;

развивать интеллектуальную деятельность и поисковую инициативу;

воспитывать у детей уважительное отношение к окружающей среде.

воспитывать любознательность.

Оборудование и материалы:

 необходимое оборудование для каждого ребёнка (для проведения опытов -одноразовые стаканы, ложечки, емкости для переливания, трубочки с отверстием), карточки-капельки с загадками, схемы: «свойств воды», иллюстрации и видео-материал по теме «Вода», «Воздух», «Металл», схемы превращений, глобус, бейджики (сотрудник лаборатории), пакеты, соль, сахар, зеленка,  земля, песок, магниты, гайки, скрепки,  наградные медальки.

Место проведения - групповое помещение.

Первая часть: (информационно-познавательная)

Ход занятия:

Ребята, я очень рада вас видеть. Встаньте, пожалуйста, в круг.

Собрались все дети в круг, Я твой друг и ты мой друг. Крепко за руки возьмемся. И друг другу улыбнемся.

 Ребята, мы с вами в течение года очень много проводили различных опытов в нашей мини-лаборатории, а хотели бы сегодня вместе со мной еще раз посетить лабораторию,   и поиграть в ученых, исследователей?

Хотите стать настоящими учеными?

Скажите, чем занимаются ученые? (ответы детей). Ученые занимаются наукой. Наука – это познание. Ученые проводят различные  опыты. Они задают вопросы, а затем пытаются на них ответить. Где работают ученые? (в научной лаборатории).

 Как вы думаете, какие правила надо соблюдать, работая  в лаборатории? (быть аккуратными, не спешить, внимательно слушать, не толкаться и соблюдать тишину.)  

 Но вначале предлагаю вам собрать схемы и рассказать по ним: как появилась Бабочка? Дерево? Лягушка. Подойдите, пожалуйста к столу (дети собирают схемы, сопровождая действия рассказом…).

          Молодцы, я вижу, что вы все хорошо знаете схему превращения. Теперь можно отправиться в лабораторию. Но, чтобы попасть туда нам, ребята надо узнать тему нашего первого исследования. И подсказка стоит перед вами, отгадайте что это?

Загадка:

На ноге стоит одной

Крутит, вертит головой

Нам показывает страны,

Реки, горы, океаны (глобус).

- А что такое глобус?

(Глобус – это модель Земли).

А какого цвета на глобусе больше? Как вы думаете, что это значит? (Значит, что воды больше). Ребята, а для чего нам нужна вода? - В каком виде встречается вода в природе? На этот вопрос помогут нам ответить загадки, которые нам приготовили ребята:

Мочит поле, лес и луг,

Город, дом и все вокруг!

Облаков и туч он вождь,

Ты же знаешь это-… (дождь)

Сверху одеяло

На землю упало,

Самой лучшей ваты

Мягче и белей.

Травкам и козявкам,

Всем зверушкам малым

Спать под одеялом

До весенних дней (снег).

Прозрачен, как стекло

А не вставишь в окно (лед).

          Пушистая вата – плывет куда-то.

          Чем вата ниже, тем дождик ближе (облака).

- Что объединяет все наши отгадки? (Это вода в трех состояниях – жидком, твердом и газообразном).

Видео-материал о воде.

Звучит музыка. Входит Капелька

К: Здравствуйте!

В: Здравствуйте! Кто ты

К: Я - волшебная капелька воды, самая главная среди всех других. Пролетала мимо и услышала, что вы говорите о воде.

В: Проходи, Капелька, присаживайся. И вы, ребята, присаживайтесь.

(Дети садятся на стульчики)

В: Капелька, а мы много чего знаем про воду. Мы и опыты проводили по основным свойствам воды.

К: Неужели?!... И вы даже знаете для чего нужна вода? (ответы детей).

  Что произойдёт на нашей планете, если не останется ни одной капли воды? (ответы детей)

А как вы думаете, что люди должны сделать, чтобы на Земле было достаточно питьевой воды?

Ребята, послушайте стихотворение и помогите мне его закончить.

 Лед растает, и тогда будет из него…. (вода).

Если сильный- сильный жар, из водички будет…(пар).

 Если пар вдруг охладиться, превратиться пар в …(в водицу).

 Если холод вдруг придет, из водицы будет лед…(лед)

 Какие вы молодцы!...Давайте  встанем со стульчиков и поиграем.

 А у меня есть волшебный колокольчик. Как только он зазвенит, вы все превратитесь в капельки: если я говорю твердое - состояние вы все стоите на месте и хлопаете. Если жидкое – топаете. Если газообразное – приседаете.

К: Какие свойства воды вы уже знаете. Сейчас, мы с вами будем рассматривать  картинки – схемы со свойствами воды, и вы мне будете по ним отвечать (вода течет, разливается, не имеет формы, запаха, вкуса, цвета, вода прозрачная, растворяет вещества). Молодцы, все основные свойства вспомнили…Значит, как настоящие ученые вы получаете специальные бейджики с надписью сотрудник лаборатории…

В: Капелька, хочешь пройти с нами  в лаборатории и посмотреть на наши опыты?

Спасибо большое, с удовольствием..

Проходи, присаживайся…

Внимание, отправляемся в лабораторию воды:

 

                                            ЛАБОРАТОРИЯ ВОДЫ.

 (Дети рассаживаются по два человека за один стол.)

             Опыт № 1

Дoбавить в воду сoль, сахаp. Какая oна стала на вкус?

Вывод: вода может менять вкус и принимать вкус того вещества, которое в него добавили.

А ее можнo сделать pазноцветной?

Опыт № 2

Добавить в воду кpаску (зеленку)

Какой стала вoда?

Вывод: вода может менять цвет, быть разноцветной, принимать цвет того вещества, которое в нее добавили.

Воспитатель: А, как вы думаете у вoды есть фоpма?  Посмотpите у кубика какая фоpма, у мяча? (Квадpатная, круглая).

Опыт №3

Налить вoды в стакан, затем в блюдце .

Какой фоpмы стала вода?

Вывод: Вода может менять форму

Можно перейти к следующей лаборатории, а пока мы идем руки – ноги разомнем:

 Физкультминутка
Руки в стороны, в кулачок,
Разожмем и на бочок.
Руки вверх, в кулачок,
Разожмем и на бочок.
На носочки поднимаемся,
Приседаем выпрямляемся,
Чтобы нам дойти быстрей
Потянулись посильней..

ЛАБОРАТОРИЯ ВОЗДУХА

                     Отгадайте загадку, о чем я говорю.

                     Без него не сможешь жить

                     Ни есть, ни пить, не говорить

                     И даже, честно говоря,

                     Разжечь не сможешь ты огня (воздух).

             Что мы с вами знаем о воздухе?..(ответы детей)

Воздух - невидимка. Воздух мы не видим, но без него не можем обойтись. Воздухом дышат люди, животные и растения. Воздух прозрачен, потому что мы через него видим другие предметы.

             Вот, например, мы через воздух видим дверь, а что за дверью мы не видим. Воздух бесцветен. Мы видим, что окно белого цвета, а стол коричневого, а у воздуха цвета нет. Воздух не имеет запаха. В каждом помещении пахнет по – разному. В аптеке, парикмахерской, столовой разные запахи, а воздух не имеет запаха. Молодцы…

Опыт № 1

            Давайте поймаем воздух. Возьмите в руки пакеты и поймайте воздух.

 Что вы можете сказать. Вывод: воздух невидим, но если мы поймаем его в пакет, то он принимает форму пакета.

Опыт № 2

А сейчас я предлагаю подуть через трубочки в стакан с водой. Что мы видим? Вывод: воздух, есть везде, даже внутри нас, мы дуем в стакан с водой, воздух легче воды, поэтому он всплывает в виде пузырьков.

          Вот видите, как много мы знаем про воздух.

Ребята, я предлагаю нам отправиться в нашу последнюю лабораторию!

ЛАБОРАТОРИЯ МЕТАЛЛА.

 Ребята, посмотрите на предметы, которые лежат у нас на столе. Как их можно назвать (ответы детей), а что вы можете рассказать про металлы?

Металлы – очень прочные вещества, имеющие определенную форму, цвет, размер, определенный вес. Под действием температуры они нагреваются, становятся горячими. В воде они тонут. Металлы обладают особым свойством – притягиваются магнитами.

 Опыт № 1. Опускаем гайку в воду. Что с ней случилось? Она тонет, значит, тяжелая, тяжелее воды.

 Ребята, скажите, если мы положим гайку в теплое место (например, на солнышко), что произойдет ? (она нагреется, так как металлическая)

Опыт №2. Перед его проведением рассказываем о том, что железо обладает одним очень необычным, можно сказать, волшебным свойством (каким именно, дети узнают благодаря экспериментированию). Перед каждым ребенком на столике стоит одноразовая пластмассовая тарелка, на которой лежит скрепка. Как можно двигать скрепку, не дотрагиваясь до нее? (Водим небольшим магнитом по внешней стороне дна тарелки.) В заключение делаются выводы, что железо обладает особым свойством — притягивается магнитами.

Итог занятия.

            Итак, ребята, сегодня, мы,  превратившись в настоящих ученых – исследователей, побывали в трех лабораториях (каких?: воды, воздуха и металла), чем мы там занимались?, какие свойства вспомнили?, какие  опыты провели? (ответы детей…)

Я думаю, обо всем интересном, что вы узнали сегодня в нашей лаборатории, вы расскажете своим друзьям и родителям.!!!

В: Капа, тебе понравилось у нас в гостях?

К: Да, очень…

Спасибо вам ребята за все, мне было очень интересно, а я приготовила вам подарки, как настоящим ученым….Не раз мы еще с вами увидимся, До-свидания!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект познавательно - исследовательской деятельности (экспериментирование) в старшей группе "Лаборатория воды". Интеграция образовательных областей "Познание" и "Коммуникация."

Цель этого занятия: расширить и закреплить представления детей о свойствах воды. Дети очень любят экспериментировать. При формировании естественн- научных и экологических понятий и проведение опытов п...

Конспект познавательно - исследовательской деятельности (экспериментирование) в старшей группе «Лаборатория воды»

Цель: расширить и закрепить представления детей о свойствах воды.Основные задачи:Образовательные задачи:1....

Конспект итогового занятия по познавательно - исследовательской деятельности в старшей группе «Путешествие с Наурашей»

обобщать знания детей об электричестве,- обобщать представление о кислотности;- расширять представления о том, где "живет" электричество и как оно помогаетчеловеку.- расширять кругозор детей...

Конспект итогового занятия по познавательно - исследовательской деятельности в старшей группе «Путешествие с Наурашей»

Цель: развивать познавательно - исследовательскую деятельность в процессе экспериментирования.Задачи:...

Конспект непосредственно – образовательной деятельности (познавательно-исследовательская, игровая деятельность) с детьми старшей группы на тему: «Его Величество Электричество».

Данный материал НОД направлен на развитие познавательных умений детей использовать разные способы проверки предположений через познавательно-исследовательскую деятельность....

Проект по познавательной-исследовательской, экспериментальной деятельности с детьми старшей группы "Неизведанное, загадочное рядом"

Развивать творческой, познавательно-исследовательской активности дошкольников в процессе детского экспериментирования....