Деловая игра"«Формирование основ безопасного поведения детей дошкольного возраста через проектную деятельность»
методическая разработка по обж

Миронова Любовь Анатольевна

Повышение профессиональной компетентности педагогов по организации безопасности жизнедеятельности воспитанников, используя проектнуюдеятельность.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Деловая игра

«Формирование основ безопасного поведения детей  дошкольного возраста  через проектную деятельность»

Старший воспитатель МБДОУ д/с №18 г. Павлово

Миронова Л.А.

Цель: повышение профессиональной компетентности педагогов по организации безопасности жизнедеятельности воспитанников, используя проектнуюдеятельность.

Задачи:

  • Ознакомление педагогов с инновационными технологиями и методами, применяемыми в организации безопасности жизнедеятельности воспитанников (проектный метод);
  • Активизация знаний педагогов по проблеме;
  • Обучение педагогов общению, выработке единого мнения в педагогическом коллективе.

           Предварительная работа:

  • Определение спектра вопросов по проблеме.
  • Знакомство с материалами по проблеме, представленными в интернете.
  • Опрос педагогов и детей по проблеме.
  • Изучение литературы по теме и составление аннотаций.
  • Выполнение педагогами домашнего задания.

План  семинара-практикума.

№ п/п

Формы и методы деятельности

Содержание деятельности

Примерное время

Предполагаемый результат

1

Сообщение

Актуализация проблемы

3 мин.

Создана мотивация деятельности.

2

Презентация

«Проект формирование основ безопасности жизнедеятельности

15 мин.

Усвоены научные понятия «социальное развитие», «ОБЖ. Сформированы умения выдвигать гипотезу.

3

Коллективный анализ

Анализ опросников педагогов и детей.

-«А вы готовы к неожиданностям?»

-Проектирование методик.

-«Понимание сюжетных картинок по безопасности».

-Дорожное движение «Безопасность».

10 мин.

Сопоставление собранной информации для планирования работы. Сформированы умения проводить опрос.

4

Работа с перфокартой

Проверка знаний педагогов по ознакомлению дошкольников с правилами дорожного движения.

7 мин.

Систематизированы знания педагогов по ознакомлению с правилами дорожного движения.

5

Работа в группах

1 группа.

-Разработать проект с детьми по теме «Спички-невелички»

2 группа.

 - Разработать мероприятия с родителями по проблеме

3 группа.

-Составить памятку «Правила пожарной безопасности».

7 мин.

Овладение практическими навыками по проблеме.

Приобретение навыков публичного выступления

6

Бюро творческих находок (домашнее задание)

Игры с «Острова Безопасности» (работа на выставке)

10 мин.

Распространение опыта работы на уровне ДОУ.

Внедрение в практику работы игр и игровых понятий.

7

Рефлексия

Рефлексия, получение обратной связи.

3 мин.

Оценка эффективности семинара.

1 часть. Введение в тему.

Ни для никого не секрет, что сложившаяся социальная и экологическая обстановка вызывает беспокойство у людей всей планеты. Особую тревогу мы испытываем за самых беззащитных граждан - маленьких людей. Пока ребенок маленький, взрослые более или менее спокойны: они помогут ребенку, подстрахуют, предупредят, не допустят… Но скоро, очень скоро наступит момент в жизни семьи, когда ребенка надо будет начать отпускать от себя. Готов ли ребенок к самостоятельным шагам? Сможет ли защитить себя, избежать опасностей? Об этом надо думать и заботиться уже сейчас, пока ребенок рядом с нами, взрослыми. Задача нас педагогов и родителей состоит не только в том, чтобы оберегать и защищать ребенка, но и в том, чтобы подготовить его к встрече с различными сложными, а порой опасными жизненными ситуациями. Опыт работы показывает, что помочь себе в трудной ситуации может лишь тот, получит необходимые знания о существующих опасностях, научится их своевременно распознавать, обходить стороной, сдерживать и уменьшать. Правильно говорили в старину: берегись бед, пока их нет.

Дошкольный возраст – важнейший период, когда формируется личность и закладываются прочные основы жизнедеятельности, здорового образа жизни. Малыш по своим физиологическим особенностям не может самостоятельно определить всю меру опасности. Поэтому на взрослого человека возложена миссия защиты своего ребенка.

Исследователи отмечают, что преимущество дошкольников в обучении персональной безопасности состоит в том, что они любят правила и целиком придерживаются их. Если правила кем-то забываются, отклоняются, то малыш мгновенно реагирует на это. Стремление ребенка этого возраста к логичности поможет взрослым обучить его правилам безопасности.

К. Д. Ушинский писал, что «образование уменьшает число опасностей, угрожающих нашей жизни, уменьшает число причин страха и, давая возможность измерить опасность и определить её последствия, уменьшает напряженность страха ввиду этих опасностей». Работа эта должна входить во все разделы и направления программы воспитания в детском саду:

• Организованные формы обучения на занятиях

• Совместную деятельность взрослого и ребенка

• Самостоятельную деятельность ребенка

• Воспитание навыков поведения

• Ознакомление с окружающим

• Развитие речи

• Художественную литературу

• Конструирование

• Изобразительное искусство

• Игру

Современные исследователи констатируют низкий уровень адаптированности дошкольников к нормальным социальным условиям, высокий уровень тревожности, наличие в той или иной мере выраженного деструктивного внутриличностного конфликта, отсутствие эмоционального благополучия. Всё это приводит к нарушению закономерностей развития самосознания, проблемам во взаимодействии со сверстниками, обострению проблем общения в семье.

Потребность в безопасности - одна из базовых потребностей человека, основная и доминирующая потребность ребенка, депривация которой может затормозить или деформировать его дальнейшее развитие.

Задача взрослых - помочь сформировать у детей сознательное отношение к вопросам личной безопасности и безопасности окружающих, приобрести первичные знания и умения распознавать и оценивать опасные ситуации, определять способы защиты от них.

Как же нам взрослым известные и понятные знания сделать доступными и интересными для детей? Нам, взрослым, достаточно прочитать, услышать, чтобы усвоить полученную информацию, а детям необходимы ежедневные упражнения, повторения, закрепление знаний. Эффективным методом работы является игра. Играя, дети лучше и быстрее усваивают новый материал. Положительные эмоции, которые присутствуют в игровой деятельности, помогают детям справляться со своими комплексами, учат размышлять, анализировать свое поведение и поведение окружающих, быть внимательнее и терпимее друг к другу. И потому, одна из основных форм работы по безопасности – игровая деятельность.

   Исходя из теоретического анализа содержания понятия «опыт» и «безопасное поведение», опыт безопасного поведения детей рассматривается как совокупность знаний о правилах безопасности жизнедеятельности, умений обращения с потенциально опасными предметами и переживаний, определяющих мотивы поведения ребенка.

    С этих позиций выделяются показатели опыта безопасного поведения детей, отражающие уровень его сформированности:

-знания  ребенка о правилах безопасного поведения (об источниках опасности, мерах предосторожности и способах преодоления угрозы);

-умения   действовать в ситуациях контактов с потенциально опасными объектами окружающего мира;

-отношение  (переживание и понимание ребенком необходимости соблюдения мер предосторожности и своих возможностей по преодолению опасности).

   Необходимо отметить, что обозначенные компоненты опыта безопасного поведения взаимосвязаны друг с другом и, обеспечивают осознание необходимости мер предосторожности, проявляется  в умении действовать с потенциально опасными предметами, и в сложных социальных ситуациях, например, на дороге, в природе, дома.

                                       

  Задачи в работе с детьми:

-формировать знания детей о здоровом образе жизни, способствовать осознанию понятия «здоровый образ жизни»;

-формировать у детей сознательное и ответственное отношение к личной безопасности и безопасности окружающих;

-расширять и систематизировать знания детей о правильном поведении при контактах с незнакомыми людьми;

-закрепить у детей знания о правилах поведения на улице. Дороге, транспорте;

-развивать основы экологической культуры ребенка  и становление у него ценного и бережного отношения к природе;

-способствовать  эмоциональному и благополучному развитию ребёнка-дошкольника;

    Задачи в рабате с родителями:

-знакомить родителей с работой МДОУ по формированию у детей старшего дошкольного возраста по основам безопасности жизнедеятельности;

-повышать уровень знаний родителей по формированию у детей старшего дошкольного возраста по основам безопасности жизнедеятельности;

-воспитывать у родителей ответственность за сохранение здоровья, за безопасность  детей, их эмоциональное благополучие;

-создать особую форму общения между родителями и воспитателями:

 « Доверительно деловой контакт»

Для  формирования основ безопасного поведения дошкольников необходимо организовать   образовательную деятельность,  включающую  все виды деятельности (игровую, продуктивную, познавательную, речевую, физкультурно-оздоровительную, музыкально - ритмическую) и условия.

Программа по ОБЖ включает  6  основных направлений:

  1. Ребёнок и другие люди. Основная мысль этого направления - ребёнок должен помнить, что именно может быть опасно в общении с другими людьми.
  2. Природа и безопасность. Задача работы по этому направлению рассказать детям о взаимосвязи и взаимозависимости всех проблемных объектов, чтобы дети поняли - земля - наш общий дом, а человек - часть природы.
  3. Безопасность в помещении. В этом направлении рассматриваются вопросы связанные с предметами домашнего быта, являющимися источниками потенциальной опасности для детей.
  4. Здоровье ребёнка. Уже с дошкольного возраста это направление программы предлагает воспитывать у детей ценности здорового образа жизни, сознательную заботу о собственном здоровье и здоровье окружающих, дети знакомятся с правилами оказания элементарной первой помощи.
  5. Безопасность в общении. Основная задача работы педагогов по этому направлению - научить детей способам выхода из конфликтных ситуаций, не доводя до их силового решения, профилактике конфликтных ситуаций.
  1. Безопасность на улице. Дети знакомятся с правилами поведения на улицах, правилами дорожного движения.

 2 часть. Презентация «ОБЖ в детском саду».

 3 часть. Коллективный анализ.

А теперь давайте порассуждаем, попытаемся ответить на вопросы:

  • Какую  вы ведете работу по ОБЖ в своих группах?
  • Достаточно ли эффективна эта работа?
  • Какая развивающая среда создана в ваших группах по данному направлению?
  • Какие мероприятия с родителями по формированию у детей навыков безопасного поведения?
  • Лекции и консультации;
  • Оформление стендов;
  • Эстафеты безопасности;
  • Театрализованные постановки;
  • Конкурсы;
  • Проекты.

Алгоритм занятий

1.Вхождение в ситуацию.

2.Постановка задач.

3.Создание проблемной ситуации.

4. «Мозговой штурм» - выход из ситуации.

Прогнозируемые результаты

  • Имеют представления о безопасности поведения;
  • Умеют планировать свою деятельность;
  • Умеют прогнозировать развитие тех или иных процессов;
  • Умеют анализировать, моделировать ситуацию;
  • Умеют предвидеть последствия своих поступков для других людей;
  • Умеют самостоятельно классифицировать источники опасности.

4 часть. Работа с перфокартой.

Ознакомление дошкольников с правилами дорожного движения.

Вопросы

Варианты ответа

Как должен входить в автобус взрослый с ребенком?

1.Входить одновременно с ребенком.

2.Ребенок входит первым, взрослый за ним.

3.Взрослый входит первым, ребенок за ним.

Как должен взрослый с ребенком выходить из автобуса?

1.Входить одновременно с ребенком.

2.Ребенок идет первым, взрослый за ним.

3.Взрослый выходит первый, ребенок за ним.

С какого возраста рекомендуется знакомить детей с назначением желтого цвета светофора?

1.с 3-х лет.

2.с 4-х лет.

3.с 5-ти лет.

4.в зависимости от уровня развития и знаний детей.

Программе, какой возрастной группы соответствует знание детьми  таких правил пешехода: идти можно только по тротуару,  придерживаясь правой стороны, переходить улицу по пешеходному переходу на зеленый сигнал светофора, держась за руку взрослого.

1.2 младшая группа.

2.средняя.

3.старшая

Какому сигналу светофора соответствует положение регулировщика боком к пешеходу?

1.зеленый.

2.красный.

3.желтый.

5 часть. Работа в группах.

1 группа педагогов.

Разработка проекта «Спички  –  невелички»

2 группа педагогов: «Разработка мероприятия с родителями по проекту «Спички – невелички»

3 группа педагогов: «Правила пожарной безопасности». Памятка. к проекту.

6 часть. Бюро находок.

Представление педагогами пособий по безопасности.

7 часть. Релаксация.

Завершить наш семинар-практикум мне хочется словами.

Философы говорят, что "жизнь измеряется не количеством прожитых дней, месяцев, лет, а яркими, запоминающимися событиями, впечатлениями от них" уверена, что эмоциональная память сохранит атмосферу нашего семинара. Спасибо вам! Берегите себя и своих близких.

Безопасности формула есть:

Надо видеть, предвидеть, учесть.

По возможности бед  избежать,

А где надо – на помощь позвать.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование навыков безопасного поведения дошкольников через проектную деятельность

Проект посвящен актуальной проблеме - воспитанию у детей дошкольного возраста осознанного отношения к себе как к активному субъекту противопожарной безопасности....

Рубрика "Воспитатель года" Пояснительная записка к методической разработке «Формирование основ безопасного поведения детей на улицах города через проектную деятельность».

Пояснительная записка к методической разработке «Формирование основ безопасного поведения детей на улицах города через проектную  деятельность»....

Консультация «Проектная деятельность по формированию основ безопасного поведения у детей дошкольного возраста»

Консультация «Проектная деятельность по формированию основ безопасного поведения у детей дошкольного возраста»...

Формирование основ безопасного поведения через различные виды деятельности

Сегодня сама жизнь доказала необходимость обучения не только взрослых, но и малышей основам безопасности жизнедеятельности (ОБЖ).В дошкольной образовательной организации обязательная и первоочередная ...

Деловая игра «Формирование основ безопасности жизнедеятельности по ФГОС»

Цель: систематизировать знания педагогов по вопросам оздоровления и безопасности дошкольников.Вступительное слово:Здравствуйте участники районного методического объединения.-Сегодня мы собрались, чтоб...