Рубрика "Воспитатель года" Пояснительная записка к методической разработке «Формирование основ безопасного поведения детей на улицах города через проектную деятельность».
статья на тему

Рыжова Юлия Александровна

Пояснительная записка к методической разработке «Формирование основ безопасного поведения детей на улицах города через проектную  деятельность».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл poyasnitelnaya_zapiska_k_metodicheskoy_razrabotke.docx25.74 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка к методической разработке

«Формирование основ безопасного поведения детей на улицах города через проектную  деятельность», автор Рыжова Ю.А.

Тема методической разработки -  «Формирование основ безопасного поведения детей на улицах города через проектную  деятельность ». Это именно та область, в которой мной получены практические достижения, как педагога и составляет суть моего вклада в образование.

Условием формирования личного вклада в образование является то, что мной изучена деятельность отечественных  и зарубежных ученых, которыми  накоплен значительный опыт в сфере обеспечения безопасности человека на дорогах и профилактики детского дорожно-транспортного травматизма.

Как сказал Островский Николай Алексеевич: «Самое дорогое у человека- это жизнь!»

Тема обеспечения безопасности жизнедеятельности человека во все времена была одной из приоритетных для человечества.  Все комплексные программы дошкольных учреждений включают в себя определенное содержание работы по изучению правил дорожной безопасности, но в очень сжатом виде. Серьезный шаг в разработке нормативных документов – появление в 1997 году программы и учебно – методического пособия «Основы безопасности детей дошкольного возраста» (авторы Н. Н. Авдеева, О. Л. Князева, Р. Б. Стеркина). В ней есть раздел – «Ребенок на улицах города». Это первая программа, нацеливающая педагога на специальную работу по ознакомлению дошкольника с различными опасностями, в том числе, на улицах и дорогах.

Обеспечение безопасности жизнедеятельности человека  нашло отражение в исследованиях многих отечественных ученых, начиная с М.В. Ломоносова, В.А. Левицкого, И.М. Сеченова, А.А. Скочинского, В.И.Вернадского и др.

С 30-х годов XX века подробно разработаны в дошкольной педагогике вопросы профилактики дорожно-транспортного травматизма (В.М.Федянская, Э.Я.Степаненкова, М.Ф.Филенко и др.). Сохранение жизни и здоровья детей - одна из основных целей и смысл существования человеческого общества.

В нашей стране, как и во всём мире, увеличивается количество дорожно-транспортных происшествий.  Ежегодно на дорогах российских городов гибнут сотни маленьких детей, многие получают ранения, которые отрицательно влияют на всю их дальнейшую жизнь. Среди этих детей процент дошкольников составляет небольшую часть. Связано это с тем, что они, как правило, на дороге находятся вместе со взрослыми. Но как только они становятся более самостоятельными в начальной школе, число детей, пострадавших в дорожно-транспортных происшествиях (ДТП), резко возрастает.   Поэтому необходимо начинать кропотливую работу педагогам в ДОУ  с детьми начиная с раннего возраста по воспитанию навыков безопасного поведения на улицах города.  Ведь именно с ранних лет ребёнок должен усвоить, что дорога несёт потенциальную опасность, которой можно избежать, если выполнять правила, быть дисциплинированным и внимательным.

Анализ ситуации на дорогах города показывает  следующее - по сравнению с предыдущим годом,  количество  ДТП с участием детей сократилось на 0,5%  (на 3 случая), число погибших детей – на 50% (на 11 человек).  Это связано с тем, что интенсивно идет работа с детьми по формированию основ безопасного поведения.

Так как наше дошкольное образовательное учреждение расположено вблизи федеральной трассы и железной дороги,  окружено со всех сторон автомобильными  дорогами, для нас особенно актуальным является вопрос по формированию основ безопасного поведения детей на дорогах города.

Осознавая важность этого вопроса, необходимо разработать разнообразные, доступные формы работы с детьми по обучению правилам безопасного поведения как составной части сохранения здоровья детей.

Следует заметить, что наше ДОУ является муниципальной площадкой, на базе которой ежегодно проходят конкурсы по профилактике детского ДТТ, где педагоги занимают призовые места.

Целью методической разработки является - формирование у детей представлений о ПДД,  умений и навыков безопасного поведения в транспорте и  на улицах города

Исходя из цели моей разработки,  определены основные задачи:

  • Формировать представления детей о правилах дорожного движения, о работе сотрудников ГИБДД,  о нормах и правилах безопасного поведения в транспорте, на улице ;
  •  Развивать  у детей навыки и умения наблюдения за дорожной обстановкой,  ее оценки,   предвидения опасных ситуаций, умение обходить их;
  •  Воспитывать дисциплинированность и сознательное выполнение правил дорожного движения, культуру поведения;
  •  Способствовать освоению детьми   практических навыков поведения в различных ситуациях дорожного движения через систему обучающих  занятий, игр, тренингов.

 Реализация педагогической деятельности состояла из нескольких этапов.       Первоначальный этап моей деятельности заключался в составление плана деятельности по достижению цели проекта, определение системы совместных действий, их последовательности.

На следующем этапе было реализовано осуществление последовательности совместных действий педагога, детей и родителей в соответствии с целями, типом, планом проекта.

Для достижения поставленной цели необходима организация развивающей предметно – пространственной среды, способствующей формированию основ безопасного поведения детей на улицах города. В связи с этим, для данного проекта и в целом для безопасности,  в ДОУ созданы как макро- так и микросреда в группе.

В соответствии с ФГОС ДО данный проект реализовывался в следующих образовательных областях:  познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное, художественно-эстетическое и физическое развитие. Также реализация  данного проекта осуществлялась с помощью различных методов, средств и форм работы с педагогами, родителями и детьми.

Формированию у детей представлений о правилах дорожного движения,  умений и навыков безопасного поведения в транспорте и  на улицах города способствуют:

- Экскурсии  в город Бор  к ЦВР «Алиса», в библиотеку, в школу

Продуктивная деятельность: «машины на нашей улице»,  « светофор» (рисование) свисток- помощник (лепка ) фуражка (аппликация)

Кукольный спектакль «Сказка про красную шапочку, которая не знала ПДД

Развлечения:  праздник «Азбука дорожного движения»;

Речевые игры: «Доскажи словечко», «Скажи наоборот», «Разрешается –запрещается». 

Дидактические игры: «Дорожное лото», «Собери знак»,  «Угадай вид транспорта по описанию»,

 Беседы:  «Знакомство с дорожными знаками», «Островок безопасности»,  «Маршрут от дома-до ДОУ», «О полосатой «зебре» и о дорожном знаке «Пешеход»

Сюжетно-ролевые игры:   «Я сотрудник ГИБДД», «Улица», «Мы пассажиры», «Автобус», «Водители».

Чтение художественной литературы

Моделирование ситуаций на участке ДОУ и другие.

При взаимодействии с семьями используются разнообразные современные формы работы, такие как:

  • Анкетирование родителей с целью ознакомления с семейным опытом в воспитании навыков безопасного поведения на дорогах.
  •  Круглый стол на тему «Безопасность  и здоровье наших детей».
  • Акция «детское кресло в каждую машину»
  • Привлечение родителей к изготовлению альбомов и атрибутов к с/р играм.
  • Консультации для родителей «Безопасные шаги на пути к безопасности на дороге».
  • Оформление папки-раскладушки «Советы Светофорика».
  • Рекомендации родителям по домашнему чтению, просмотру тематических передач по теме.
  • Развлечение, посвященное  ПДД и профилактике ДДТТ.
  • Спортивный праздник «Пешеход родной страны».

На заключительном этапе презентация конечных продуктов проекта с целью транслируемости практических достижений профессиональной деятельности  были организованы:  Конкурс по ПДД «на лучшую организацию работы профилактике детского дорожно- транспортного травматизма».  Изготовлены программы-листовки.

Диапазон личного вклада в развитие образования заключается в разработанной мной целостной системе взаимодействия с семьями воспитанников, Неклюдовской библиотекой, амбулаторией, школой и инспектором ГИБДД

С целью формирования у детей  безопасного поведения на дорогах через проектную деятельность были реализованы следующие проекты: «Детям знать положено, правила дорожные»;  « Красный, желтый, зеленый»

Все это демонстрирует мой личностный вклад в данной области педагогической практики.

Механизм распространения педагогического опыта:

- на базе детского сада реализован через проведение семинара-практикума для коллег.

- на муниципальном уровне через активное участие в конкурсе «На лучшую организацию работы по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма среди муниципальных дошкольных образовательных учреждений».

- также транслируется опыт в сети Интернет – на собственном мини-сайте, сайте нашего учреждения и в сетевых педагогических сообществах.

Таким образом, использование проектной деятельности способствовало достижению положительных результатов работы по формированию у детей ценностного отношения к собственному безопасному поведению на улицах города.

Наиболее перспективным путем обновления содержания работы, является создание единого информационного пространства для обучения основам безопасного поведения детей, формирование мотивации к нему как у детей, так и у родителей.

На перспективу в своей дальнейшей педагогической деятельности, мной запланировано:

Расширение возможностей детей для проявления их активности и самостоятельности через проектные методы;

Формирование стойкой мотивации на соблюдение ПДД;

Повышение мотивации родителей на сотрудничество с педагогами детского сада и детьми.

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование основ безопасного поведения детей дошкольного возраста на дорогах города

Методическая разработка из опыта работы по формированию у дошкольников основ безопасного поведения на дорогах.Безопасность жизни детей является важнейшей задачей взрослых. Все мы хотим видеть наших де...

Формирование основ безопасного поведения дошкольников на улицах и дорогах города.

Обучение детей правилам дорожного движения в детском саду....

Формирование основ безопасного поведения дошкольников на улице и на дороге

Понятие «дорога» входит в жизнь каждого человека с первых шагов его жизни. Дети становятся то пешеходами, то пассажирами, то «водителями». И время от времени оказываются в ситу...

Деловая игра"«Формирование основ безопасного поведения детей дошкольного возраста через проектную деятельность»

Повышение профессиональной компетентности педагогов по организации безопасности жизнедеятельности воспитанников, используя проектнуюдеятельность....

«3D-моделирование дорожных ситуаций для формирования безопасного поведения детей на улицах города"

Создание 3D фигрок для обигрывание различных ситуаций по правилам дорожного движения....

Методическая разработка на тему: «Формирование основ безопасного поведения детей на дороге»

Консультации для педагогов ДОУ "Формирование основ безопасного поведения детей на дороге"...