ПРОГРАММА ПО ИЗУЧЕНИЮ ПРАВИЛ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ И ОСНОВ БЕЗОПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯ НА УЛИЦЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА «ЮНЫЙ ПЕШЕХОД»
рабочая программа по обж (средняя, старшая, подготовительная группа)

Рудинская Елена Валерьевна

С возрастанием интенсивности движения на улицах и дорогах постоянно повышаются требования ко всем участникам движения. В то же время возрастает количество случаев травмирования детей. Это во многом происходит потому, что дети не совсем владеют правилами безопасного поведения во дворе, на улице или дороге современных городов и, нарушая их, не осознают возможных опасных последствий своих действий. Поэтому очень важным является поиск путей обучения и воспитания дошкольников, способных обеспечить привычность и естественность соблюдения правил безопасного поведения детьми в современных условиях дорожного движения. В этой связи большое социальное значение приобретает процесс приобщения дошкольников к среде обитания современного человека и сознательного определения своего места в этой среде, а также изучения существующих правил безопасного поведения пешехода, как одного из участников дорожного движения. Такое приобщение возможно только на основе систематического изучения правил, осознанности в их усвоении, постоянном наращивании количества изученного материала, соответствия изучаемого возрастным особенностям детей дошкольного возраста.

Обучение Правилам дорожного движения следует рассматривать как составную часть учебно-воспитательной работы детского сада.

Предлагаемая программа рассчитана на 3 года обучения (средняя группа, старшая группа, подготовительная к школе группа) и построена с учетом выше перечисленных дидактических принципов. Принимая во внимание, что в детском саду закладывается тот образовательный базис, на котором в течение всей жизни человека будут основываться его знания о дорожном движении и умение обеспечить себе и окружающим безопасное движение.

Данная программа построена по принципу увеличения объема изученного материала. Это увеличение можно проследить в нарастании количества освоенных дорожных знаков, умения ориентироваться на

местности и разрешать проблемные ситуации, складывающиеся на дороге.

На специально организованных занятиях воспитанники приобретают знания и навыки поведения на улице, учатся понимать сигналы светофора и жестырегулировщика, усваивают, где можно устраивать игры, ездить на санках, лыжах, учатся  пользоваться  общественным  транспортом, знакомятся со значением важнейших дорожных знаков, указателей и линий разметки проезжей  части  дороги.  Знания и навыки, полученные воспитанниками в стенах нашего образовательного учреждения, будут расширятся в последующие годы обучения в школах Кавказского района, тем самым достигается преемственность в образовании.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_peshehod.docx60.6 КБ

Предварительный просмотр:

ПРОГРАММА

ПО ИЗУЧЕНИЮ ПРАВИЛ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ

И ОСНОВ БЕЗОПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯ НА УЛИЦЕ

ДЛЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

«ЮНЫЙ ПЕШЕХОД» 

 

 

 

 

 

                                                                                          Автор – составитель:

                                                                                             Е.В. Рудинская

г. Кропоткин

2021 г.

Содержание

  1. Пояснительная записка………………………………………………3
  2. Содержание программы ……………………………………...…..….4
  3. Учебно-тематический план ……………………………….........……7
  4. Требования к уровню подготовки воспитанников……….….……..13
  5. Мониторинг …………………....……………………….……………13
  6. Список средств обучения…………………………………………....15
  7. Список литературы ……………….……………………………...….16
  8. Приложения………………….…….……………….………………..17

 

 

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

С возрастанием интенсивности движения на улицах и дорогах постоянно повышаются требования ко всем участникам движения. В то же время возрастает количество случаев травмирования детей. Это во многом происходит потому, что дети не совсем владеют правилами безопасного

поведения во дворе, на улице или дороге современных городов и, нарушая

их, не осознают возможных опасных последствий своих действий. Поэтому очень важным является поиск путей обучения и воспитания дошкольников, способных обеспечить привычность и естественность соблюдения правил

безопасного поведения детьми в современных условиях дорожного движения. В этой связи большое социальное значение приобретает процесс

приобщения дошкольников к среде обитания современного человека и

сознательного определения своего места в этой среде, а также изучения

существующих правил безопасного поведения пешехода, как одного из

участников дорожного движения. Такое приобщение возможно только на основе систематического изучения правил, осознанности в их усвоении, постоянном наращивании количества изученного материала, соответствия изучаемого возрастным особенностям детей дошкольного возраста.

Обучение Правилам дорожного движения следует рассматривать как

составную часть учебно-воспитательной работы детского сада.

Предлагаемая программа рассчитана на 3 года обучения (средняя группа, старшая группа, подготовительная к школе группа) и построена с учетом выше перечисленных дидактических принципов. Принимая во внимание, что в детском саду закладывается тот образовательный базис, на котором в течение всей жизни человека будут основываться его знания о дорожном движении и умение обеспечить себе и окружающим безопасное

движение.

Данная программа построена по принципу увеличения объема

изученного материала. Это увеличение можно проследить в нарастании

количества освоенных дорожных знаков, умения ориентироваться на

местности и разрешать проблемные ситуации, складывающиеся на дороге.

На специально организованных занятиях воспитанники приобретают знания

и навыки поведения на улице, учатся понимать сигналы светофора и жесты

регулировщика, усваивают, где можно устраивать игры, ездить на санках,

лыжах, учатся  пользоваться  общественным  транспортом, знакомятся со значением важнейших дорожных знаков, указателей и линий разметки проезжей  части  дороги.  Знания и навыки, полученные воспитанниками в стенах нашего образовательного учреждения, будут расширятся в последующие годы обучения в школах Кавказского района, тем самым достигается преемственность в образовании.

Формы обучения дошкольников ПДД очень разнообразны: тематические занятия, игра, практические занятия на автотранспортной площадке детского сада, конкурсы, соревнования, викторины на лучшее знание правил дорожного движения и др. Для закрепления пройденного материала  эффективно использовать  настольные,  дидактические и подвижные игры. В процессе обучения не обойтись без бесед. Чтобы не наскучить детям постоянными указаниями на необходимость строго соблюдения правил дорожного движения, лучше строить беседу на разборе конкретного происшествия (как это случилось, кто был виноват, могло ли этого не быть). Если педагог использует анализ дорожного происшествия, то он должен быть всесторонним и глубоким. Надо проанализировать, почему совершено нарушение правил дорожного движения, подвести детей к мысли о закономерности несчастного случая для тех, кто постоянно нарушает

правила.

Педагог должен постоянно акцентировать внимание дошкольников на

том, что безоговорочное выполнение правил дорожного движения – это

условие сохранения жизни себе и окружающим. Велика роль родителей в подготовке и организации работы по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма. К сожалению, семья часто недооценивает значение такого воспитания, пренебрегает необходимостью ознакомления ребенка с правилами поведения на улице. Знакомить ребенка с правилами дорожного движения следует постоянно, ненавязчиво, используя каждый подходящий момент на улице, на дороге, гуляя с детьми в парке, во дворе.

Успешных результатов в обучении и воспитании дисциплинированного

пешехода можно добиться лишь в том случае, когда существует крепкая

взаимосвязь семьи, детского сада, и все их действия целенаправленны.

К подготовке и проведению тематических занятий воспитатель может

привлекать родителей  воспитанников,  водителей-профессионалов, инспектора по пропаганде ГИБДД.

Занятия по изучению правил дорожного движения должны проводиться с

использованием учебно-наглядных пособий, оборудования.

В процессе работы демонстрируются видеофильмы, проводятся экскурсии, организуются викторины, соревнования, которые будут способствовать воспитанию у детей сознательного поведения на улицах и дорогах, неукоснительного выполнения Правил дорожного движения.

В конце третьего года обучения проводится проверка знаний, умений,

навыков по данной программе (с этой целью разработан и утвержден

перечень вопросов) и выдается «Удостоверение юного пешехода».

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Нормативно-правовое обеспечение программы «Юный пешеход»

- Конституция РФ

- Конвенция «О правах ребенка»

- Правила дорожного движения

- Устав МДОУ ЦРР-д/с №33

- Учебный план

- Учебные программы

Цель и задачи программы «Юный пешеход».

Цель: создание комплексной системы работы по профилактике

детского дорожно-транспортного  травматизма,  направленной  на

формирование культуры безопасности жизнедеятельности.

Целевые параметры правил безопасного поведения на улицах и дорогах:

- относится к правилам дорожного движения как важной общественной

ценности;

- владеть методами предупреждения детского дорожно-транспортного

травматизма, навыками пропаганды Правил дорожного движения;

- владеть навыками безопасного поведения на улицах и дорогах.

Задачи программы «ЮНЫЙ ПЕШЕХОД»

Процесс реализации поставленной цели включает решение следующих

задач:

- формирование у детей потребности в соблюдении ПДД;

- вовлечение всех участников образовательного процесса (педагогов,

воспитанников и их родителей) в углубленное изучение ПДД;

- совершенствование методической базы ДОУ, решающей проблемы

обучения дошкольников ПДД;

- разработка и внедрение новых современных технологий управления

деятельностью по профилактике ДДТТ среди подрастающего поколения;

- создание системы информационного и научно-методического обеспечения

программы «Юный пешеход».

Управленческая деятельность по кадровому обеспечению программы «Юный пешеход»

- анализ кадрового обеспечения;

- расстановка кадров, инициирование их на инновационную деятельность;

- выявление и поощрение педагогов, успешно внедряющих программу;

- повышение квалификации педагогических кадров;

- привлечение работников ГИБДД.

Управленческая деятельность по информационному обеспечению программы «Юный пешеход»

- создание банка данных – разработка занятий, лекций, бесед для родителей;

- информирование участников образовательного процесса о федеральных,

региональных документах;

- сбор текущей информации о результатах мониторинга;

- сбор аналитической информации о ходе работы по программе и результатах ее выполнения;

- функционирование проблемных семинаров, практикумов;

- консультационные совещания

- контроль за реализацией программы;

- организация встреч с родителями (консультации, лекции, собеседования);

- взаимодействие с ГИБДД и другими организациями;

- систематическое оформление информационного стенда.

Экспертное обеспечение программы «Юный пешеход»

- самоэкспертиза деятельности педагогов;

- экспертиза качества обучения руководством ДОУ;

- анализ состояния дорожных происшествий, участниками которого являются воспитанники или бывшие выпускники детского сада.

Программные ориентиры программы «Юный пешеход»

В основе работы с детьми по воспитанию культуры поведения на

улице, в транспорте и изучению ПДД лежит педагогика сотрудничества.

Придавая важное значение деятельности всех участников учебно-

воспитательного процесса по предупреждению ДДТТ, педагогический

коллектив ДОУ обязан вести свою работу в тесном контакте с работниками

ГИБДД и родителями, постоянно совершенствуя формы и методы изучения

детьми ПДД и их пропаганды, создавая  при  этом  собственную

педагогическую концепцию гуманистической воспитательной системы.

Приоритетом системы является личность каждого воспитанника, ее защита и

развитие.

Организация работы по профилактике ДДТТ строится с учетом

индивидуальных особенностей, дифференцируется по возрастным периодам

и ведется по трем основным направлениям:

- работа с детьми;

- работа с родителями;

- работа с педагогами.

Для организации работы по безопасности дорожного движения в

детском саду создана необходимая материально-техническая база. В методическом кабинете сосредоточен раздаточный материал,

иллюстрационно-наглядный материал, дидактические игры и игрушки,

методическая литература, разработки занятий, развлечений.

Занятия проводятся 1 раз в неделю в игровой форме.

Прогнозирование развития программы «Юный пешеход»

Программа «Юный пешеход» поможет в создании оптимальных

условий для снижения детского дорожно-транспортного травматизма,

обеспечивая повышение эффективности занятий по обучению детей

безопасности  на  улицах  и  дорогах,  вовлечение  всех  участников

образовательного процесса в изучение ПДД, создание информационного,

кадрового, организационного и программно-методического обеспечения по

вопросам профилактики ДДТТ.

Возрастная динамика формирования навыка безопасного

поведения на улице. Показатели развития детей

Средняя группа

1.  Понимает значение слов «проезжая часть», «одностороннее и двустороннее движение», «пешеход», «тротуар».

2.  Знает назначение желтого сигнала светофора.

3.  Называют различные виды транспорта и их особенности.

4.  Знает правила безопасного поведения на улице: переходить дорогу только на зеленый сигнал светофора; нельзя играть на дороге.

5. Имеет представление о значении дорожных знаков: «пешеходный переход», «медицинский пункт», «телефон».

Старшая группа

1. Знает основные правила поведения пассажиров в транспорте: ожидать транспорт на специальной стоянке; вести себя спокойно, чтобы не мешать другим пассажирам.

2. Умеет ориентироваться на улице, знает виды транспорта.

3. Объясняет понятия и термины по ПДД: пешеход, пассажир, тротуар,

регулировщик.

4. Знает и называет дорожные знаки: «пешеходный переход», «остановка

общественного транспорта», «медицинский пункт», «телефон», «место стоянки»

5. Имеет представление о том, что место пересечения дорог называется перекрестком.

6. Понимает значение сигналов пешеходного светофора.

Подготовительная группа.

1. Свободно ориентируется в близлежащем районе.

2. Знает и называет расположенные рядом улицы, остановки.

3. Объясняет понятия: «перекресток», «площадь», «проспект».

4. Знает о мерах предосторожности и правильных действиях в конкретной ситуации на улице.

5. Сформированы знания о правилах движения пешеходов и транспортных средств.

6. Имеет представления об основных жестах регулировщика.

7. Различает виды дорожных знаков: запрещающие, предупреждающие, знаки сервиса.

8. Знает и применяет правила безопасного поведения на дороге, отвечая на вопрос: «Что ты будешь делать, если…?»

Цель работы с детьми 4-5 лет.

-развивать наблюдательность и совершенствовать ориентировку в окружающем пространстве, в прилегающей к детскому саду местности;

-знакомить с разными видами транспорта, их особенностями; расширять знания об улице, дороге, перекрестке, элементарных правилах передвижения по ним.

Задачи.

Учить понимать значение слов «проезжая часть», «одностороннее и двустороннее движение», «пешеход», «тротуар».

Формировать представление о назначении желтого сигнала светофора.

Продолжать формировать представление о различных видах транспорта и их

особенности.

Учить правилам безопасного поведения на улице: переходить дорогу только на зеленый сигнал светофора; нельзя играть на дороге.

Дать представление о значении дорожных знаков: «пешеходный переход»,

«мед.пункт», «телефон».

На экскурсиях дети знакомятся с улицей, какие знания расположены на улице, где находится детский сад. Также дети знакомятся со светофором, его назначением.

На занятиях по развитию речи дети закрепляют полученные знания об улице исветофоре. Проводятся беседы на темы: «На чем ездят люди?», «Что я  видел, когда шел в детский сад?», а также учат стихотворения и читают рассказы об улице и светофоре.

В группе создается предметная среда, включающая яркие игрушки, эстетичную атрибутику, дидактические и настольно-печатные игры и др. Ежемесячно работа по формированию правил дорожного движения включается в календарный план, знания и умения детей  закреплялись  в  свободной  деятельности  через  различные  игры, театрализованную и изо деятельность.

Цель работы с детьми 5-6 лет

- подвести к осознанию необходимости соблюдения

правил дорожного движения; правила для пешеходов; правила для пассажиров; работа светофора; движение транспорта.

Задачи.

Продолжать формировать  представление  об  основных  правилах  поведения пассажиров в транспорте: ожидать транспорт на специальной стоянке; вести себя спокойно, чтобы не мешать другим пассажирам.

Учить ориентироваться на улице, знает виды транспорта.

Уточнять понятия и термины по ПДД: пешеход, пассажир, тротуар, регулировщик.

Развивать умение называть дорожные знаки: «пешеходный переход», «остановка общественного транспорта», «мед.пункт», «телефон», «место стоянки».

Дать представление о том, что место пересечения дорог называется перекрестком.

Закреплять представление о значении сигналов пешеходного светофора.

Здесь следует помнить, что запретами невозможно избежать несчастных случаев.

Нужно (стремиться, не запрещать, а помочь детям в их «исследованиях»), дать им исчерпывающие знания.

На занятиях дети знакомятся со светофором, дорожными знаками, правилами поведения в транспорте, на дороге и т.д. Так, во время беседы на тему «Как избежать опасности на улицах» фигурируют вопросы: «Почему надо переходить улицу только на перекрестке и на пешеходном переходе? Почему опасно переходить улицу наискосок?» и

т.д.

На данном этапе используется системный подход, суть которого заключается в том, что работа ведется по всем разделам программы, формируя у детей:

- личностные качества - дисциплинированность, культуру поведения, выдержку, внимание;

- определенные знания и умения - ориентировки в пространстве, пользования различными ситуациями на дороге.

В работе используются разные формы и методы, такие как конкурсы личного и командного первенства, игры-эстафеты, проблемные ситуации, творческие игры, в которых дети выполняют роли водителя, милиционера, попавших в беду людей. Для проведения сюжетно-ролевых игр имеются игрушки-модели: рули, жезлы, макеты улиц и дорог, домов.

Внимание детей обращается на беспрекословное выполнение правил дорожного движения.

Цель работы с детьми 6-7 лет

 - формировать свободную ориентировку в пределах

близлежащего микрорайона к детскому саду; соблюдение правил дорожного движения; правила движения транспорта; работа водителя; значение дорожных знаков; воспитывать ответственное отношение к своей безопасности.

Задачи.

Развивать умение ориентироваться в близлежащем районе.

Закреплять знания и умение называть расположенные рядом улицы, остановки.

Уточнять понятия: «перекресток», «площадь», «проспект».

Продолжать формировать представление о мерах предосторожности и правильных действиях в конкретной ситуации на улице.

Закреплять знания о правилах движения пешеходов и транспортных средств.

Дать представление об основных жестах регулировщика.

Закреплять умение  различать  виды  дорожных  знаков:  запрещающие,

предупреждающие, знаки сервиса.

Продолжать формировать навыки безопасного поведения на дороге

Обучение навыкам безопасного поведения на дороге осуществляется во всех видах детской деятельности. Используются фронтальные, групповые и индивидуальные формы работы.

С этой целью проводятся экскурсии, занятия, беседы, развлечения, досуги.

На занятиях по развитию речи, математике, физической культуре постоянное внимание уделяется формированию у детей умения ориентироваться в пространстве, развитию быстрой реакции на изменение окружающей обстановки. В совместной деятельности дошкольники взаимодействуют со сверстниками и взрослыми и учатся

пожизненной «профессии» участника дорожного движения, пешехода. Встречи с инспектором  ГИБДД  проходили  интересно,  оживлённо,  рассказ  сопровождался проигрыванием проблемных ситуаций. Закрепление знаний правил Д.Д. осуществляется и при рассматривании картин, чтении книг, во время игры в «Улицу».

Закрепление правил безопасного поведения проходит и в игровой деятельности. В дидактических, подвижных и сюжетно- ролевых играх «Семья», «Заправочная», «Шофёры» дети учатся ролевому диалогу, ролевой цепочки действий, в ходе игровой деятельности

закрепляются знания о дорожных знаках, «дорожных ловушках», правилах безопасного поведения.

Знания детей, полученные на занятиях, находят своё отражение рисунках, поделках, они с большим интересом лепят из пластилина машины, рисуют светофор, дорожные знаки, улицы города.

С целью обучения детей правилам поведения в транспорте, проигрываются

проблемные ситуации.

При планировании работы по данной проблеме необходимо использовать формы и методы, имеющие наибольшее воздействие на эмоциональную сферу.

Неоднократное повторение одних и тех же действий в игровых ситуациях,

закрепление полученных знаний во время бесед, художественно-продуктивной деятельности способствуют формированию навыков поведения на дороге. Содержание знаний по формированию правил дорожного движения можно использовать для коррекции речи детей.

Применяемая система положительно влияет на развитие всех сторон речи, что позволяет применять ее в работе с детьми, имеющими нарушения.

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

СРЕДНЯЯ ГРУППА, 1-й год обучения

№ п/п

Тема

Количество занятий

1.

Город, где мы живем. Улица и дорога

4

2.

Игры на улице.

4

3.

Где можно играть?  

4

4.

Виды транспорта

4

5.

Мы пассажиры  

4

6.

Пассажиры становятся пешеходами

4

7.

Главный дорожный знак пешехода

4

8.

Светофор, назначение световых сигналов  

4

9.

Обобщающее занятие. Настольные,

дидактические игры по правилам дорожного движения

4

1. Город, где мы живем. Улица и дорога.

Формировать представления детей о безопасности дорожного движения.

Познакомить с понятиями проезжая часть, тротуар, газон, обочина.

Люди и машины на улице.

2. Игры на улице.

3. Где можно играть?

Что такое улица в обычном понимании и улица, как место движения

транспорта и пешеходов. Где можно и где нельзя играть. Места для игр,

подвижные игры на улице. Поведение во дворе. Опасности во дворе дома,

связанные с транспортом. Знакомство с подвижными играми, рекомендации

по выбору мест их проведения. Зимние горки, санки, лыжи. Правила

пользования ими с точки зрения безопасности движения на улице. Убедить в

опасности проведения игр на проезжей части улицы.

4. Виды транспорта.

Виды машин (по размерам, по назначению, по скоростям), знакомство с

общественным транспортом.

5. Мы пассажиры.

Общественный транспорт. Виды транспорта. Познакомить с правилами

пользования общественным транспортом. Показать, как нужно обходить

автобус, автомобиль. Остановки транспорта и их обозначение. Как входить в

транспорт и как выходить из него. Почему надо стараться не обходить

машину, а лучше подождать, пока она уедет. Что может произойти, если

неожиданно для водителя выйти на проезжую часть дороги. Где детям   можно ездить в машине. Как надо вести себя в транспорте, когда едете с

родителями.

6. Пассажиры становятся пешеходами.

7. Главный дорожный знак пешехода.

Где и как ездят машины, где должны ходить люди. Перекрестки и переходы.

Познакомить детей с главным дорожным знаком «Пешеходный переход».

8. Светофор, назначение световых сигналов.

Что такое светофор, виды светофоров по расположению сигналов, по

назначению. Назначение световых сигналов. Поведение пешеходов на том

или ином сигнале светофора.

9. Обобщающее занятие.

Обобщать знания и представления детей о безопасности дорожного движения, полученные за год.

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

СТАРШАЯ ГРУППА, 2-й год обучения

№ п/п

Тема

Количество занятий

1.

Основные правила поведения детей на улице, дороге

4

2.

Элементы улиц и дорог  

4

3.

Светофор и дорожные знаки  

4

4.

Правила перехода улиц и дорог

4

5.

Регулирование дорожного движения

4

6.

Пассажиры становятся пешеходами

4

7.

Движение автомобилей по улицам города  

4

8.

Пересечение улиц и дорог  

4

9.

Итоговое занятие по изученному материалу  

4

1. Основные правила поведения детей на улице, дороге.

Разбор конкретных маршрутов. Наиболее безопасные места для движения

пешеходов в микрорайоне.  Основные причины детского дорожно-

транспортного травматизма. Формирование навыков выполнения основных

правил поведения детей на улице, дороге, с целью предупреждения детского

дорожно-транспортного травматизма.

2. Элементы улиц и дорог.

Продолжать формирование навыков безопасного поведения на улицах и

дорогах, повторение сведений о дороге и ее главных частях, ознакомить с

разметкой улиц и дорог. Для чего служит дорога.

3. Светофор и дорожные знаки.

Средства регулирования дорожного движения на улицах и дорогах. Значения сигналов светофора. Регулировщик, его роль в дорожном движении.

Значение сигналов регулировщика для пешеходов и водителей. Дорожная

разметка и дорожные знаки. Какую информацию дают дорожные знаки на

улице и дороге. Когда можно переходить улицу по сигналам светофора и

регулировщика.

4. Правила перехода улиц и дорог.

Формировать представления детей о безопасном переходе улиц и дорог.

Закрепить изученные правила о переходе улиц и дорог. Значение дорожной

разметки для пешеходов. О какой опасности для человека могут

предупреждать дорожные знаки и где они устанавливаются. Как определять

на дороге безопасные для пешеходов участки.

5. Регулирование дорожного движения.

Знание сигналов светофора. Знание сигналов регулировщика. Овладение

дошкольниками знанием сигналов пешеходных светофоров и сигналов

регулировщика.

6. Обязанности пассажиров.

Формировать представления детей о разнообразии видов общественного

транспорта; о правилах  пользования  общественным  транспортом.

Ознакомить с памятками «Пассажиры обязаны», «Пассажирам запрещается».

7. Движение автомобилей по улицам города.

Транспортные средства. Как транспорт обслуживает людей. Специальный

автотранспорт помогает людям в беде. Автотранспорт милиции и ГИБДД.

Как разрешено двигаться по улице автомобилям различного назначения. В

чем заключается опасность для пешехода, когда автотранспорт движется по

сухой, мокрой и обледенелой дороге. Правила поведения пешеходов на

улице с интенсивным движением.

8. Пересечение улиц и дорог.

Как пересекаются улицы, дороги и магистрали. Виды перекрестков.

Дорожные знаки и указатели на перекрестке для водителей и пешеходов.

Направление движения транспорта и пешеходов на перекрестках и площадях.

Сигналы, подаваемые водителем транспортных средств, их значение для

пешеходов и водителей. Когда может возникнуть опасность на перекрестке

для пешеходов.

9. Итоговое занятие.

Повторение основных правил дорожного движения и безопасного поведения

на улице и дороге.

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ К ШКОЛЕ ГРУППА, 3-й год обучения

№ п/п

Тема

Количество занятий

1.

Основные правила поведения на улице и дороге

4

2.

Светофор и дорожные знаки  

4

3.

Основные элементы улиц и дорог для движения транспортных средств.

4

4.

Правила перехода улиц и дорог

4

5.

Регулирование дорожного движения

4

6.

Перекрестки и пешеходные переходы.

4

7.

Дорога в школу. Индивидуальный маршрут ребенка в школу.

6

8.

Обобщающее занятие, подведение итогов  

4

9.

Праздник «Посвящение в пешеходы».

2

1. Основные правила поведения детей на улице, дороге.

Разбор конкретных маршрутов. Наиболее безопасные места для движения

пешеходов в микрорайоне.  Основные причины детского дорожно-

транспортного травматизма. Формирование навыков выполнения основных

правил поведения детей на улице, дороге, с целью предупреждения детского

дорожно-транспортного травматизма.

2. Светофор и дорожные знаки.

Средства регулирования дорожного движения на улицах и дорогах. Значения сигналов светофора. Регулировщик, его роль в дорожном движении.

Значение сигналов регулировщика для пешеходов и водителей. Дорожная

разметка и дорожные знаки. Какую информацию дают дорожные знаки на

улице и дороге. Когда можно переходить улицу по сигналам светофора и

регулировщика.

3. Основные элементы улиц и дорог для движения транспортных средств.

Продолжать формирование навыков безопасного поведения на улицах и

дорогах, повторение сведений о дороге и ее главных частях, ознакомить с

разметкой улиц и дорог. Для чего служит дорога.

4. Правила перехода улиц и дорог.

Формировать представления детей о безопасном переходе улиц и дорог.

Закрепить изученные правила о переходе улиц и дорог. Значение дорожной

разметки для пешеходов. О какой опасности для человека могут

предупреждать дорожные знаки и где они устанавливаются. Как определять

на дороге безопасные для пешеходов участки.

5. Регулирование дорожного движения.

Знание сигналов светофора. Знание сигналов регулировщика. Овладение

дошкольниками знанием сигналов пешеходных светофоров и сигналов

регулировщика.

6. Перекрестки и пешеходные переходы.

7. Дорога в школу. Индивидуальный маршрут ребенка в школу.

8. Обобщающее занятие, подведение итогов.

Повторение основных правил дорожного движения и безопасного поведения

на улице и дороге.

9.Праздник «Посвящение в пешеходы».

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВОСПИТАННИКОВ

Воспитанник должен знать правила дорожного движения:

-переходить улицу только на зеленый сигнал светофора;

-не играть на дороге или около проезжей части;

-переходить улицу только по пешеходному переходу;

-знать устройство проезжей части, некоторые дорожные знаки для пешеходов и водителей.

Воспитанник должен уметь:

-с помощью картинок показывать и рассказывать, каких ситуаций надо избегать на улице;

-различать положительные и отрицательные поступки, давать оценку деятельности человека;

-называть дорожные знаки и рассказывать об их общем значении, поясняя ситуацию, в которой применяется данный знак;

-отражать в играх разные сюжеты, связанные с соблюдением правил безопасности на улице.

Воспитанник должен иметь представление:

-о работе водителя.

МОНИТОРИНГ

Вопросник 1

№ п/п

Вопрос

Ответ

1

Что такое дорога?

2

Что такое тротуар?

3

Как нужно ходить по тротуару?

4

Кого называют пешеходом?

5

Почему нельзя ходить по проезжей части?

6

Где можно переходить улицу?

7

Для чего нужен светофор?

8

Какие бывают светофоры?

9

Какие сигналы подает светофор и что означает каждый сигнал?

10

Какие сигналы подает светофор для пешеходов?

11

Кто управляет машиной?

Вопросник 2

№ п/п

Вопрос

Ответ

1

Где ребенку можно играть, когда он выходит из дома на прогулку?

2

Должен ли ребенок быть внимательным, играя во дворе?

3

Почему нельзя играть на проезжей части?

4

Почему нельзя играть около проезжей части?

5

Почему нельзя играть с мячом около проезжей части?

6

Почему нельзя ездить на велосипеде по проезжей части?

7

Почему нельзя кататься на санках около проезжей части?

8

Почему нельзя кататься с горки коло проезжей част и даже если машин нет?

9

Почему нельзя ездить по проезжей части на роликах?

10

Где ты играешь, когда выходишь из дома на прогулку? 
Почему оно безопасное?

Вопросы для проверки знаний правил поведения в транспорте

№ п/п

Вопрос

Ответ

1

Где должен находиться пассажир, ожидающий транспортное средство?

2

Как должен вести себя пассажир на автобусной остановке, ожидая транспорт?

3

Что может случиться с пассажиром, если на автобусной остановке он будет невнимательным и неосторожным?

4

Как пассажир должен вест и себя в транспорте?

5

Какие правила поведения в транспорте ты еще знаешь?

 6

Что еще нельзя делать в автобусе?

СПИСОК СРЕДСТВ ОБУЧЕНИЯ

-уголок дорожного движения;

-транспорт различного функционального назначения;

-атрибуты для сюжетно-ролевой игры «Транспорт»;

-мультимедийное оборудование (компьютеры, проектор, экран);

-видеомагнитофон, телевизор;

-компьютерные игры, учебные программы, видеофильмы;

-настольные игры по ПДД;

-электрифицированные макеты транспортного и пешеходного светофоров;

-набор дорожных знаков;

-плакаты «Дорога и её составные части»;

-плакаты «Дорожная разметка»;

-плакаты «Правила для пешеходов»;

-плакаты «Правила для велосипедистов»;

-плакаты «Дорожные ситуации – «ловушки»;

-плакаты «Дорожные знаки»;

-плакаты «Регулирование дорожного движения»;

-методическая литература для воспитателей;

-учебная литература для воспитанников;

-сценарии игр, конкурсов, викторин, спектаклей по ПДД;

-площадка для практических занятий по правилам дорожного движения.

 

 

 

V. ВЗАИМОСВЯЗЬ С РОДИТЕЛЯМИ В РАБОТЕ ПО ОБУЧЕНИЮ ДЕТЕЙ

ПРАВИЛАМ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ.

Формирование знаний по правилам дорожного движения у дошкольников должно

проводится комплексно по всем разделам воспитания и обучения. Работа по данному

направлению проходит в тесном взаимодействии: психолог – воспитатель - родители -

ребенок. Полученные знания закрепляются в играх, развлечениях, соревнованиях, конкурсах.

Большую помощь в организации занятий оказывает психолог. Дети объединяются в

группы по интеллектуальному развитию, степени возбудимости. Для них создаются

специальные ситуации на развитие того или иного процесса, по выработке определенного

навыка. Индивидуальная работа ведется и с родителями для оказания этим детям особой

помощи. В занятиях обязательно участвует музыкальный руководитель. Проводятся игры –

соревнования «Что? Где? Когда? Откуда?», «Поле Чудес», «КВН», «Счастливый случай»,

Конкурс «Лучший пешеход», делаются инсценировки: «Мы едем, едем, едем …», «В стране

Светофории», «Школа светофорных наук» и т. д. Для того чтобы больше заинтересовать

детей правилами движения, привлекаются школьники – бывшие выпускники, они участвуют

в развлечениях, в изготовлении атрибутов, ремонте педального транспорта.

Безопасное поведение человека на дороге включает в себя три компонента:

предвидеть опасность, уклониться от опасности, преодолеть опасность.

Чтобы ребёнок 5 лет мог предвидеть опасность на дороге, нужно многократно на

примерах объяснить ему, что может произойти, если нарушаются правила. Зная об

опасности, ребенок будет более внимательным и осторожным на улице.

Уклониться от опасности для ребёнка — это значит не играть вблизи дороги, не

пытаться самому переходить дорогу.

Преодолевать опасные ситуации на дороге дошкольнику не под силу. Надо избегать

их.

Для повышения педагогического мастерства воспитателей создается перспективный

план работы для всех возрастных групп, определяются цели и задачи для каждого возраста,

подбираются и систематизируются художественная литература для дошкольников.

Проводятся педсоветы, диспуты, деловые игры, семинары- практикумы, где воспитатели

получают рекомендации, материал для работы с родителями и детьми. На заседаниях

«круглого стола» обсуждаются вопросы совершенствования педагогического мастерства.

Только систематическая, планомерная работа в содружестве с семьей поможет

сформировать у дошкольников прочные знания о правилах дорожного движения.

Ознакомление дошкольников с правилами дорожного движения должно проводиться и в

семье. Практика показывает: многие родители сами не в ладах с этими правилами. Зачастую

они и сами не думая какой пример они показывают своим детям, переходят дорогу в

неположенном месте. Примеров такой беспечности, приводящей к трагическим

последствиям, сколько угодно.

«Только в совместной деятельности родители лучше узнают своих детей, становятся

ближе», - это высказывание В.А. Сухомлинского остается актуальным по сей день.

Эффективность работы по безопасности дорожного движения зависит от положительного

примера взрослых. Педагогам следует не только учитывать это в собственном поведении, но

и уделять значительное внимание работе с родителями.

Важно, чтобы родители осознали, что нельзя требовать от ребенка выполнения

какого- либо правила поведения, если они сами этого не всегда ему следуют. Между

педагогами и родителями должно быть достигнуто полное взаимопонимание, так как разные

требования, предъявляемые детям в дошкольном учреждении и дома, могут вызвать у них

растерянность, обиду или даже агрессию.

В работе с родителями используются следующие формы работы:

  Анкетирование родителей;

45

  Ознакомление родителей с работой детского сада по профилактике детского

дорожно-транспортного травматизма;

  Организация собраний с целью информирования родителей о совместной

работе и стимулирования их активного участия в ней;

  Ознакомление родителей с результатами обучения детей (открытые занятия,

конкурсы, различные общие мероприятия.

  Информация в «уголках родителей». Главная задача – систематическое

ознакомление родителей с методами формирования дорожной безопасности у детей,

сознательное выполнение Правил дорожной безопасности самыми взрослыми. Материалы

представлены на информационных стендах: «Правила дорожного движения», «Подальше от

беды».

  Памятки родителям: «Обучение детей наблюдательности на улице»

«Как избежать несчастного случая с детьми», листовки-обращения: «Внимание,

дорога », «Берегись …» и объявления о предстоящих мероприятиях родительского клуба.

  Разработка цикла консультаций для родителей: «Будьте примером для ваших

детей», «Как избежать опасности на улице», «Психофизические особенности дошкольников

и поведение их в чрезвычайной ситуации».

  Проведение общих и групповых родительских собраний с участием инспектора

ГИБДД, который консультирует родителей по интересующим их вопросам, помогают

решить проблемные ситуации.

  Совместные с родителями праздники «Сказочное путешествие в страну

Светофорию», «Новогодний перекрёсток», «Дорога в город».

  Семейные викторины «Знаешь ли ты?»,

  Конкурс знатоков Правил дорожного движения,

  Итоговое занятие в подготовительной к школе группе

  Выставки детских рисунков «Наш друг - светофор», « Конкурс семейных газет:

«Школа пешеходных наук», «Зорко смотрит постовой за широкой мостовой», «В жизни, в

пути не однажды знак тебе встретится каждый», «Папа, мама, автомобиль и я».

  Коллекция настольных игр по обучению детей Правилам дорожного движения:

«Дорожные знаки», «Азбука пешехода», детское домино «Дорога», игра с магнитными

наклейками «Азбука маленьких пешеходов», домино «Весёлые перекрёстки». Этими

играми и литературой родители могут пользоваться для занятий с детьми в выходные дни.

  Оформление папок-раскладушек, наглядного материала.

Главный метод обучения детей правилам поведения на дороге - наш собственный

пример. Вашему сыну, дочери очень хочется быть такими, как папа и мама. Что бы вы ни

говорили, если вы нарушаете правила, когда идёте вместе с ребёнком, он будет действовать

так же. Подумайте, стоит ли сэкономленная минута такого риска.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Н. С. Голицына «Перспективное планирование в детском саду старшая группа» (реализация ФГТ в ДОУ).
  2. Извекова Н.А., Медведева А.Ф. и др. Правила дорожного движения для детей дошкольного возраста.: ТЦ Сфера, 2007.
  3. Поддубная Л.Б. Правила дорожного движения: Волгоград: ИТД «Корифей», 2009.
  4. Поддубная Л.Б. Правила дорожного движения. Занимательные материалы: Волгоград: ИТД «Корифей», 2009.
  5. Хромцова Т.Г. Воспитание безопасного поведения дошкольников на улице: Учебное пособие – М.: Центр педагогического образования, 2007.
  6. Черепанова С.Н. Правила дорожного движения – М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2009.


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЯ 

Приложение 1

Основные понятия и термины

Автобусная, трамвайная остановка - место остановки общественного транспорта для посадки и высадки пассажиров.

Водитель - человек, управляющий транспортным средством.

Двустороннее движение - транспорт движется в двух противоположных направлениях.

Дорога - часть улицы, по которой движутся машины, а также тротуары, обочины, разделительные полосы.

Железнодорожный переезд - любое пересечение дороги железнодорожными путями.

Одностороннее движение - транспорт движется в одном направлении.

Островок безопасности - место между разделительными полосами на проезжей части дороги, может быть обозначено треугольником.

Пассажир - человек, который помимо водителя находится в транспортном средстве.

Пешеход - человек, идущий по тротуару, обочине или переходящий улицу.

Пешеходный переход, подземный переход, надземный переход - место обозначенное для перехода через улицу.

Посадочная площадка - место, где пассажиры ожидают общественный транспорт. Если посадочная площадка отсутствует, транспорт ожидают на тротуаре или обочине.

Проезжая часть - часть дороги, предназначенная для движения транспорта. Проезжая часть бывает с односторонним (машины движутся только в одну строну) и двусторонним (машины движутся в разных направлениях), границы которых обозначены разделительными полосами.

Транспортное средство - транспорт, предназначенный для перевозки людей и груза.

Светофор - устройство для регулирования движения транспорта и пешеходов через дорогу.

Тротуар - часть дороги, предназначенная для движения пешехода, примыкающая к проезжей части, отделенная от нее газонами.

Улица - часть города или населенного пункта с дорогой, дорожными знаками, пешеходными переходами («зебра», подземный, надземный), домами и учреждениями, школами, детскими садами и др.

Участник дорожного движения - взрослый или ребенок, принимающий непосредственное участие в движении как пешеход, водитель, пассажир транспорта.

Приложение 2

Спортивный праздник «Мы – пешеходы!»

Цель:

Организация активного досуга дошкольников.

Задачи:

  • закрепить знания правил дорожного движения;
  • совершенствовать основные виды движений детей;
  • воспитывать взаимопомощь и взаимовыручку.

Оборудование: обручи, конструктор, машины, картинки с изображением дорожных знаков, кубики, коляски, бумажные полоски.

Предварительная работа.

  • изучение правил дорожного движения и правил поведения на улице и в общественном транспорте;
  • чтение книг о видах транспорта, об участниках дорожного движения;
  • беседа об этических нормах поведения на улице и в общественном транспорте;
  • украшение спортивной площадки шарами, флажками, плакатами дорожной тематики;
  • заучивание стихов, используемых в сценарии;
  • создание эмблем командам, кругов для игры (красный, желтый, зеленый);

Ход праздника.

Ведущий: Здравствуйте дорогие ребята! Сегодня мы с вами окунёмся в интересный, но не безопасный мир дороги. Ведь на улице нас подстерегает множество опасностей и неожиданностей. А чтобы их избежать, надо соблюдать особые правила - Правила дорожного движения! Сейчас наши ребята покажут, как они их знают и соблюдают. Давайте их встретим дружными аплодисментами.

Дети под музыку входят в зал.

Ведущий: Сегодня в соревнованиях участвуют две команды. Давайте познакомимся с ними поближе.

Капитан: «Команда!»

Дети: «Дорожные знаки»

Капитан: «Наш девиз»

Дети:

«Мы поможем и расскажем

Честь по чести, что и как.

Мы дорогу вам укажем,

Уважайте каждый знак»

Капитан: «Команда!»

Дети: «Светофор»

Капитан: «Наш девиз»

Дети:

Чтоб тебе помочь

Путь пройти опасный,

Горят и день и ночь –

Зелёный, жёлтый, красный.

Ведущий:

Ну, вот и познакомились.

Ведущий:

Дорогие ребята, мы желаем вам:

Максимум спорта, максимум смеха!

Только так вы добьётесь успеха.

И пусть победит сильнейший! Вперёд!

1 ребенок:

На дорогах с давних пор есть хозяин - Светофор!

Перед вами - все цвета. Нам представить их пора!

2 ребенок

Никому проходу нет

Если вспыхнул этот свет! - показывает кружок красного цвета

3 ребенок:

Осторожность не мешает

Этот свет предупреждает! - показывает кружок жёлтого цвета

4 ребенок:

Каждый должен знать ответ

На какой идти им свет? - показывает кружок зелёного цвета.

Дети: Зелёный

1 Эстафета «Собери светофор»

Напротив каждой команды расположены детали для светофора. По свистку первый участник в команде бежит и берет одну деталь, несет ее к команде, затем второй участник в команде и т.д.  когда все детали будут собраны остальные участники в команде собирают светофор и несут его к уже к собранному светофору. Побеждает команда быстрее всех собравшая светофор.

Ведущий:

По асфальту шуршат шины –

Едут разные машины.

Есть машины легковые,

По размерам небольшие.

Очень быстро они мчатся –

Даже птице не угнаться!

2 Эстафета «Машины»

Каждой команде дается по одной машине и перед командой ставятся кубики на одинаковом расстоянии. По сигналу первый в команде садится на машину и перебирая ногами катится вперед объезжая каждый кубик. Доезжает до светофора и возвращается на машине по прямой. Передает эстафету следующему участнику. Побеждает команда, участники которой быстрее выполнят задание.

Ведущий:

Вот ещё одна загадка.

По обочине дороги

Как солдатики, стоят.

Все мы с вами выполняем,

Всё, что нам они велят.

Дети: Дорожные знаки.

3 эстафета «Собери дорожный знак»

Ведущий:

Предлагаю проверить наших участников.

Каждой команде даются разрезанные картинки с дорожными знаками. Задача каждой команды как можно быстрее и правильнее собрать дорожный знак.

Ведущий:

А теперь мои ребятки,

Отгадайте-ка загадки.

Что за чудо этот дом,

Окна светятся кругом,

Носит обувь на резине,

А питается бензином?

Дети: Автобус.

Ведущий: Давайте на нем прокатимся! Команды на старт!

4 эстафета «Автобус»

Первый ребенок (капитан) имитирует водителя держа обруч перед собой. По свистку бежит до светофора и возвращается к команде. Следующий в команде берется за водителя и бежит с ним до светофора и обратно, и т.д. Побеждает команда, которая быстрее всех соберет в один «Автобус» всех участников в команде.

Ведущий:

Ребята, а вы знаете, где нужно переходить дорогу?

Дети: Да, на пешеходном переходе.

Ведущий: Правильно, молодцы!

5 эстафета «Пешеходный переход»

Каждой команде даются белые полоски и коляски. По сигналу первый участник бежит и приклеивает полоску на палас перед командой, затем бежит обратно передавая эстафету следующему участнику. Следующие участники выполняют все тоже самое. После того как в команде закончатся белые полоски  7- 12 участники бегут по одному по сделанной «пешеходной дорожке» с коляской до светофора и возвращаются обратно. Побеждает команда быстрее выполнившая задание.

Ведущий:

Это что тут? Ой, ой, ой!

Переход здесь под землёй!

Так смелей иди вперёд.

Трусишь ты напрасно.

Знай! Подземный переход -

Самый безопасный!

6 эстафета «Подземный переход»

Дети бегут по пешеходному переходу, и пролезают в обруч, передают эстафету по руке.

Ведущий: Пришло время подвести итоги наших соревнований.

За ловкость силу и сноровку,

Упорный труд на тренировках,

За собранность, стальные нервы,

И за стремление быть первым,

За мужество и за терпенье,

Талант, напор и вдохновенье

И за прекрасный результат,

Который лучше всех наград.

Примите медали.

Вручение наград.

Ведущий:

Если Правила движения

Выполняют все вокруг,

Не к чему тогда сомненья –

Помни это, юный друг!

Всем спасибо за вниманье,

За задор и звонкий смех,

За огонь соревнованья,

Обеспечивший успех.

Вот настал момент прощанья,

Будет кроткой наша речь.

Говорим вам: «До свиданья!

До счастливых новых встреч!

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

   

Приложение 3

Конспект занятия

Тема: «Какой бывает транспорт?»

Цель занятия: формирование навыков безопасного поведения на дорогах.

Задачи:

Обучающая:

  • раскрыть значение транспорта в жизни людей;
  • формировать представление детей о разных видах транспорта;
  • познакомить с правилами  поведения в общественном транспорте;

Развивающая:

  • развивать у детей логическое и ассоциативное мышление, внимание, память, смекалку и речевую активность;
  • умение по описанию (загадке) узнавать вид транспорта;
  • развивать мелкую моторику рук.

Воспитывающая:

  • вырабатывать усидчивость;
  • воспитывать культуру поведения в общественном транспорте.

Материал к занятию:

  • карточки с разным видом транспорта;
  • иллюстрации и изображением неба, воды, земли;
  • диск с фильмом «Виды транспорта»;
  • поговорки, загадки;

Ход:

Педагог - Мы сегодня с вами отправимся в путешествие. Наш маршрут г. Ленинск - Кузнецкий. Но как же нам попасть в Ленинск - Кузнецкий? (Предполагаемые ответы детей: вызывать такси, доехать на автобусе, или на поезде.) Это наземный транспорт.

Машины придумали и делают люди для облегчения своего труда. Чтобы работать на машине, нужно много знать. Перечислите, какие профессии вы знаете, которые связаны с машинами?

(Предполагаемые ответы детей: Водитель – водит машину, кондуктор – распространяет билеты за проезд, автомеханик - ремонтирует машины, таксист водит такси, тракторист работает на тракторе, крановщик на подъёмном кране и т.д.).

Педагог – Хорошо.  А теперь помогайте мне говорить, кто управляет каким транспортом. Водитель водит машину, пилот водит –...самолёт, космонавт управляет –… (ракетой), капитан управляет -…(кораблём), машинист ведёт -…(поезд), велосипедист управляет -…
Для передвижения по земле, воде, воздуху, для перевозки пассажиров и грузов служит транспорт. Транспорт бывает: пассажирский, грузовой, специальный.
Пассажирский – перевозит людей: автобус, маршрутное такси, самолет, поезд и т.д.. Дети, а вы знаете как себя вести в пассажирском транспорте? (Предполагаемые ответы детей: не шуметь, вежливо, не отвлекать

водителя, не бегать по автобусу или электрички, уступать место пожилым людям, приобретать билеты…)
Грузовой – перевозит груз: грузовые машины, грузовые поезда, самолеты, корабли и т.д.(объяснение сопровождаются показом иллюстраций, фотографий транспорта).
Специальный транспорт – нужен для очень ответственной работы. Их вызывают по телефону, если требуется срочная помощь: пожарная машина, скорая помощь, милицейская машина. Какие номера телефонов набирают при пожаре?  Больному? Если что-то случилось?
Мы столько узнали о транспорте. На какие группы можно разделить транспорт? 
Педагог делает вывод:

Транспорт: водный, воздушный, наземный.

  • Водный транспорт (морской и речной): теплоход, катер, баржа и т.д.
  • Воздушный транспорт: самолет, вертолет.
  • Наземный транспорт: автобус, легковые автомобили, трамвай, троллейбус, грузовые машины, поезда и т.д..

Педагог - мы поиграем в игру, которая называется «Угадай транспорт».

Игровая задача: закреплять в сознании детей представление о видах транспорта.

Послушайте правила игры. Я буду загадывать загадки о транспорте, а вы должны подумать и правильно их отгадать. Кто первым отгадает, о каком транспорте идет речь в загадке, найдёт этот вид транспорта на картине и положит её на иллюстрацию: «ВОДА», «ЗЕМЛЯ», «НЕБО».

Загадки:

Он в безбрежном океане

Туч касается крылом.

Развернется – под лучами

Отливает серебром. (Самолет)

Под водой железный кит –

Днем и ночью он не спит,

Днем и ночью под водой

Охраняет наш покой. (Подводная лодка)

 

Какой конь землю пашет,

А сена не ест? (Трактор)

Дом - чудесный бегунок

На своей восьмерке ног.

Бегает аллейкой

По стальным двум змейкам. (Трамвай)

Что за чудо светлый дом?

Пассажиров много в нем.

Носит обувь из резины

И питается бензином.          (Автобус)

 

Что такое - отгадай:

Ни автобус, ни трамвай.

Не нуждается в бензине,

Хотя колеса на резине. (Троллейбус)

 

Их видно повсюду, их видно из окон,

По улице движутся быстрым потоком.

Они перевозят различные грузы –

Кирпич и железо, зерно и арбузы.

( Грузовики)

 

Этот конь не ест овса,

Вместо ног - два колеса.

Сядь верхом и мчись на нем!

Только лучше правь рулем! (Велосипед)

 

К нам во двор забрался «крот»,

Роет землю у ворот.

Сотни рук он заменяет,

Без лопаты он копает.        ( Экскаватор)

 

Мчится огненной стрелой,

Мчится вдаль машина.

И зальет пожар любой

Смелая дружина. ( Пожарная машина)

 

Полотно, а не дорожка,

Конь не конь - сороконожка.

По дорожке той ползет,

Весь обоз один везет.             (Поезд, паровоз)

 

Чтобы он тебя повез,

Не попросит он овес.

Накорми его бензином,

На копыта дай резину.

И тогда, поднявши пыль,

Побежит ... (Автомобиль)

Педагог:
Посмотрите, какие машины к нам приехали. Все они разные! Сейчас каждый стол возьмет себе по машинке и будет их разукрашивать, но с одним условием:

  1. Первый стол берет себе только наземный транспорт.
  2. Второй стол берет воздушный транспорт.
  3. Третий стол берет водный транспорт.

Какие замечательные машины у нас получились!

Итог занятия: Какие виды транспорта вы знаете? Кого перевозит пассажирский транспорт, а что перевозит грузовой? Какие профессии связаны с машинами? Как правильно вести себя в общественном транспорте?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План по дополнительной образовательной работе по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма, изучению правил дорожного движения и основ безопасности на дороге

АктуальностьВ современном мире опасности подстерегают человека на каждом шагу. Одной из них, угрожающей жизни и здоровью человека, является опасность на улице и дороге. Как известно, в нашей стране, к...

Формирование основ безопасного поведения в природе у детей дошкольного возраста

Ребенку интересно абсолютно все: ему хочется попробовать,потрогать, почувствовать, увидеть, услышать. Как различитьопасное и безопасное, полезное и нужное, лечебное и простое?Детям необходимо об...

Формирование основ безопасного поведения на дорогах у детей дошкольного возраста посредством организации развивающей предметно-пространственной среды группы

Одним из важных направлений реализации образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» (пункт 2.6 ФГОС ДО) является формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, п...

Выступление. Формирование основ безопасного поведения в природе у детей дошкольного возраста

Правила поведения на природе для детей загадочное и удивительное из всего, что окружает человека – природа. Именно она дарит незабываемые мгновенья радости, спокойствия и гармонии. Особенно остр...

Формирование основ безопасного поведения в быту у детей дошкольного возраста

Формирование представлений об основах безопасного поведения в быту у старших дошкольников возможно через различные виды деятельности и формы работы с ними. Эффективными формами выступают организованна...

Рабочая тетрадь "Я и правила дорожного движения" формирование основ безопасного поведения на дорогах вариативный модуль к образовательной области «РАЗВИТИЕ РЕЧИ

Рабочая тетрадь «Я и Правила дорожного движения» разработана авторским коллективом Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения Пестречинский детский сад №1 «Кол...