Опыт работы «Формирование у детей старшего дошкольного возраста знаний о ПДД»
опыты и эксперименты по обж (старшая, подготовительная группа)

Кучукбаева Анна Леонидовна

Актуальность

Обеспечение безопасности движения на дороге – одна из важных задач нашего общества. Большую роль в решении этой проблемы имеет организация работы по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма в ДОУ. И, сегодня, уже никого не надо убеждать в том, что чем раньше мы познакомим ребенка с правилами дорожного движения, научим его навыкам культуры поведения на улицах и дорогах, тем меньше будет происшествий на проезжей части.

Вот почему с самого раннего возраста необходимо учить детей безопасному поведению на улицах, дорогах, в транспорте и правилам дорожного движения. Знакомя детей с правилами дорожного движения, культурой поведения на улицах города, нужно помнить, что это тесно связана с развитием ориентировки в пространстве и формированием таких качеств личности, как внимание, ответственность за свое поведение, уверенность в своих действиях, доброжелательность, стремление придти нс помощь.

Педагогам и родителям необходимо воспитывать дошкольников, как грамотных и дисциплинированных участников дорожного движения.
 

Цель: формирование у дошкольников безопасного поведения на дорогах и улицах города через ознакомление с правилами дорожного движения.

Задачи:

1.Расширять представления детей об окружающей дорожной среде и правилах дорожного поведения.

2.Познакомить детей со значением дорожных знаков, различать и понимать схематическое изображение знаков для правильной ориентации на дорогах.

3.Развивать умение дошкольников практически применять полученные знания на практике - в дорожно-транспортной среде.

4.Воспитывать у детей культуру поведения на улицах города.

5.Активизировать работу по пропаганде безопасного образа жизни среди родителей.

Обучение дошкольников ПДД осуществлялась в системе и  поэтапно:

  • 1 этап – подготовительный: уточнение представлений детей о Правилах дорожного движения, уточнение изучение имеющихся у детей знаний и умений по дорожной безопасности.
  • 2 этап – практический: расширение у дошкольников первоначальных представлений о дорожной безопасности и формирование новых знаний о Правилах дорожного движения.
  • 3 этап – оценочный: становление сознательного отношения к соблюдению Правил дорожного движения.

Принципы организации образовательного процесса:
- последовательность – любая новая ступень в обучении ребенка опирается на уже освоенное в предыдущем;
- наглядность – дети должны сами все увидеть, услышать, потрогать и тем самым реализовать стремление к познанию;
- деятельность – включение ребенка в игровую, познавательную, поисковую деятельность с целью стимулирования активной жизненной позиции;
- интеграция – интегративность всех видов детской деятельности, реализующихся в образовательном процессе;
- дифференцированный подход - решаются задачи эффективной педагогической помощи детям в совершенствовании их личности, создания специальных педагогических ситуаций, помогающих раскрыть психофизические, личностные способности и возможности воспитанников;
- возрастная адресованность – одно и то же содержание используется для работы в разных группах с усложнением соответствующим возрастным особенностям детей.

Согласно ФГОС дошкольного образования уместно реализовывать новые инновационные технологии, находясь в постоянном творческом поиске. Поэтому, в работе с детьми по ПДД я использовала следующие технологии:

- здоровьесберегающие (подвижные и спортивные игры, физминутки, игры-соревнования, эстафеты и др.);

- личностно-ориентированного взаимодействия педагога с детьми;

- информационно-коммуникационные технологии (компьютерные и мультимедийные средства обучения, стимулируют познавательный интерес дошкольников);

- участие детей и родителей в конкурсах разного уровня (очных и дистанционных);

- проектная деятельность (ориентирована на совместную деятельность участников образовательного процесса в различных сочетаниях: воспитатель – ребенок, ребенок – ребенок, дети – родители, воспитатель – родители).

 

Формы работы с детьми:

- Организация и проведение интегрированной образовательной деятельности по ознакомлению детей с правилами дорожного движения.

Занятия по обучению детей правилам дорожного движения провожу в игровой форме с использованием иллюстраций, плакатов, дидактических игр, кукольного театра. Очередность изложения тем занятий подчиняется принципу от простого к сложному.

- Рассматривание картин («Транспорт», «Улица города», «Дети и дорога»), чтение рассказов, просмотр мультфильмов и презентаций, с последующей беседой по содержанию.

- Продуктивная деятельность (рисование, лепка, конструирование) изготовление пособий, реквизита, дополнительных материалов для игровой деятельности по ПДД.

- Игровая деятельность: дидактические игры («Что нужно полицейскому», «Назови и покажи виды транспорта», «Собери машину из частей», «Сравни картинки», «Красный,  желтый, зеленый» и др.), ролевые игры («Дорожные ситуации», «Наша улица» и др.) и подвижные игры  («Цветные автомобили», «Передай жезл»,   «Где мы были, мы не скажем, на чем ехали, покажем», «Самый быстрый» и др.).

Самым действенным методом доведения до детей элементарных правил поведения на дороге является игра, в которой они сами участвуют. Поэтому, очень важно превратить обучение в увлекательную и интересную игру. Игровая детская деятельность помогает обогатить и расширить представления о правилах безопасности, ввести в проблемные ситуации, моделировать разные дорожные ситуации, побуждая искать пути разрешения конфликтных и спорных ситуаций. В подвижных играх у дошкольников формируются специальные двигательные навыки, ребенок учится координировать свои движения с движениями других, правильно двигаться в соответствии с полученным сигналом. Дидактические игры требуют умения расшифровывать, распутывать, разгадывать. Сюжетно - ролевая игра – форма моделирования ребѐнком, прежде всего социальных отношений и свободная импровизация, не подчинѐнная жѐстким правилам, неизменяемым условиям. В ситуативных и ролевых играх дети разыгрывают самые разнообразные проблемные ситуации.

- Игры с макетом улицы и игровым полем по ПДД.

- Целевые прогулки и экскурсии по городу.

Знания детей по правилам дорожного движения будут эффективными лишь в том случае, если теория тесно связана с практикой. Во время прогулок и экскурсий за территорией детского сада дошкольники смогли применить свои знания ПДД на практике.

- Выпуск челленджей и видеороликов.

Большое внимание уделялось ознакомлению с дорожными знаками:

  • предупреждающими - «пешеходный переход», «дети», «животные на дороге», «железнодорожный переезд со шлагбаумом и без» и др.;
  • запрещающими -  «пешеходное движение запрещено», «велосипедное движение запрещено», «въезд запрещен» и др.;
  • предписывающими - «круговое движение», «движение только прямо», «направо», «налево» и др.;
  • указательными - «пешеходный переход», «место стоянки», «пункт медицинской помощи», «телефон» и др.

В группе организован центр детской активности по дорожной безопасности, где собран наглядный и игровой материал по правилам дорожного движения. Материал пополняется и обновляется в течение всего учебного года. В нем находятся:

  • Наглядно-иллюстративный материал (иллюстрации: транспорта, светофора, дорожные знаки; сюжетные картинки с проблемными дорожными ситуациями).
  • Настольно-печатные игры (разрезные картинки, лото, домино и др.).
  • Набор дорожных знаков.
  • Различный дополнительный материал.
  • Игровые поля и макеты.
  • Атрибуты для ролевых игр по дорожной тематике (жезл, свисток, фуражка, дорожные знаки, модель светофора и пр.).
  • Детская художественная литература по тематике.
  • Наборы различных конструкторов.
  • «Кубики»: наборы строительного материала.
  • Лего – конструкторы.
  • Наборы различных автомобилей.
  • Самодельные атрибуты и пособия.
  • Продукты детской деятельности.

  Работа с родителями

Ничто не воспитывает с такой убедительностью, как наглядный пример взрослого. В связи с этим, осуществлять задачи обучения по ПДД невозможно без помощи родителей, ведь именно они являются для ребенка непосредственным образцом поведения на улице.

Цель – повышение компетентности и образовательного уровня  в вопросах дорожной безопасности детей, обозначение круга правил дорожного движения, с которыми необходимо знакомить детей.

Чтобы родители смогли научить ребенка транспортной культуре,  они обязаны сами овладеть правилами дорожного движения, изучить психологические и физиологические особенности поведения в дорожной среде, стать активными помощниками в формировании у детей дисциплинированного поведения на улице, соблюдая сами правила безопасности. В отношении проблемы дорожной безопасности детей между педагогами и родителями должны установиться доверительные отношения сотрудничества. И созданы необходимые условия для профилактической работы с детьми в ДОУ.

Для правильного формирования у дошкольников знаний, умений, навыков безопасного поведения на улице  с родителями проводились следующие формы взаимодействия:

  • Родительские собрания (родителей знакомили с проведёнными в ДОУ мероприятиями; с программными требованиями по обучению детей Правилам дорожного движения. Правильный пример поведения взрослых на улицах и дорогах в значительной мере способствует успешному овладению детьми азбукой дорожного движения, воспитанию грамотных пешеходов.
  • Беседы «Берегите юных пассажиров», «Как переходить с ребенком проезжую часть», «Что читать детям о правилах дорожного движения», «Пример родителей – один из основных факторов успешного воспитания у детей навыков безопасного поведения на улице», «Улица полна неожиданностей», «Где можно кататься на велосипеде» и др. с подробным раскрытием причин и условий, приводящих к возникновению дорожно-транспортного происшествия.
  • Консультации для родителей «Безопасность детей – забота взрослых», «Внимание! Дорога!», «Родители – пример для детей в соблюдении правил дорожного движения», «Родителям старших дошкольников о ПДД»
  • Изготовление памяток, буклетов с рекомендациями по ПДД.
  • Папки - передвижки «Учим ребёнка правилам безопасности», «Причины детского дорожно-транспортного травматизма», «Как должны вести себя взрослые, находясь на улице с ребенком», «О значении обучения детей ПДД».
  • Выставки поделок, аппликаций, рисунков по теме изучения дошкольниками правил дорожного движения.
  • Мастер – классы.
  • Квест – игры.
  • Проведение совместных мероприятий: флешмобы, челленджи и акции с родителями по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма.  
  • Привлечение к изготовлению атрибутов, пособий, реквизита и дидактических игр в центр детской активности по дорожной безопасности.

 

Итог работы по ПДД

Работа на этом не заканчивается, а продолжается дальше. Интерес к направлению работы по ПДД у воспитанников нашего детского сада и их родителей возрастает. Таким образом, у детей удается сформировать представления о том, что правила поведения на улице города помогают людям быть здоровыми, что они служат порядку, являются помощниками в различных ситуациях. Наглядный и дидактический материал способствовал формированию у детей осознанного отношения к соблюдению правил дорожного движения. Большинство родителей проявляют стремление к сотрудничеству с детским садом и обучению детей навыкам безопасного поведения на дорогах. 

Подводя итоги работы по формированию знаний о ПДД можно отметить  следующее, что дети:

-  с желанием участвуют в игровых ситуациях с применением правил дорожного движения;

- научились хорошо ориентироваться на улицах;

-при переходе через проезжую часть стали внимательны и осторожны; 

-расширили свои знания о правилах дорожного движения, их соблюдении, видах транспорта, дорожных знаках, а также получили знания о поведении в транспорте;

-  стараются вести себя на улице, руководствуясь правилами культуры поведения в общественных местах;

- пополнился словарный запас;

- проявляют интерес к познанию объектов окружающего мира;

- научились делать простые выводы, устанавливать причинно – следственные связи.

Литература

  1. Е.А.Романова, А.Б.Малюшкина «Правила дорожного движения для  детей дошкольного возраста». Москва, 2006 г.
  2. Г.Н.Элькин «Правила безопасного поведения на дороге». Санкт-Петербург, 2008 г.
  3. А.Усачев «Правила дорожного движения». Москва,2009 г.
  4. Л.Радзиевская «Азбука безопасности». Москва – ОНИКС, 2008 г.
  5. Г.П.Шалаева, О.М.Журавлева «Правила поведения для воспитанных детей». СЛОВО – АСТ, Москва, 2010 г.
  6. Т.Ф. Саулина  «Три сигнала светофора». М., 1989 г.
  7. О.А. Скоролупова Занятия с детьми старшего дошкольного возраста по теме «Правила и безопасность дорожного движения». М., 2006г.
  8. Н.Н. Авдеева, О.Л. Князева, Р.Б. Стеркина «Безопасность: учебное пособие по основам безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста», СПб.: Детство - Пресс, 2002г.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективный план по формированию у детей старшего дошкольного возраста знаний о родном крае

Цель предлагаемый занятий: формирование представлений детей о природе края, культуре, быте народов Севера (ханты и манси), воспитание лю­бови к родному краю и интерес к его прошло­му,...

Методическая разработка «Формирование у детей старшего дошкольного возраста знаний об изобразительном искусстве с одновременным развитием мелкой моторики рук.»

Предлагаемая методическая разработка имеет своей целью пробудить у детей интерес и познакомить их с изобразительным искусством, его видами, жанрами живописи, картинами известных художников, правилами ...

Опыт работы по приобщению детей старшего дошкольного возраста к истокам русского народного творчества (фольклор)

Для того, чтобы наши дети стали носителями русской культуры, необходимо знакомить их с историей, обычаями, традициями русского народа. Сделать это можно используя русский фольклор, так как он от...

Презентация. Опыт работы по приобщению детей старшего дошкольного возраста к истокам русского народного творчества (фольклор)

Существуют разные виды русского фольклора: словесный, музыкальный, двигательный. Все они имеют большое значение в развитии ребёнка и используются нами как в образовательном процессе, так и в вос...

Опыт работы по обучению детей старшего дошкольного возраста, элементарным представлениям из области художественного творчества. Дидактическая игра "Волшебный веер"

Освоение детьми элементарными представлениями из области художественного творчества, посредством использования дидактической игры "ВОЛШЕБНЫЙ ВЕЕР"...

Формирование у детей старшего дошкольного возраста знаний о правилах дорожного движения путем вовлечения в театрально - игровую деятельность.

Система работы, направленная на формирование у детей старшего дошкольного возраста знаний о правилах дорожного движения путем вовлечения в театрально - игровую деятельность....