РОЛЬ НАРОДНЫХ И ЛИТЕРАТУРНЫХ СКАЗОК И МУЛЬТФИЛЬМОВ В ФОРМИРОВАНИИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА БЕЗОПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯ НА ДОРОГЕ И В ТРАНСПОРТЕ
статья по обж (старшая группа)

БОРЗОВА АЛЬБИНА ЮРЬЕВНА

Статья посвящена формированию у детей старшего дошкольного возраста устойчивого  безопасного поведения на дороге и в транспорте посредством народных и литературных сказок и мультфильмов. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

РОЛЬ НАРОДНЫХ И ЛИТЕРАТУРНЫХ СКАЗОК И МУЛЬТФИЛЬМОВ В ФОРМИРОВАНИИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА БЕЗОПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯ НА ДОРОГЕ И В ТРАНСПОРТЕ

                                                       

Аннотация.

Статья посвящена формированию у детей старшего дошкольного возраста устойчивого  безопасного поведения на дороге и в транспорте посредством народных и литературных сказок и мультфильмов.  

Ключевые слова:

правила безопасности, сравнивать поступки, учится настойчивости, культура поведения на дороге.

Мы с вами живем в 21 веке, веке всеобщей автомобилизации. Перегруженные транспортом дороги, безответственное поведение участников дорожного движения – реалии сегодняшней жизни. Скорость движения, плотность транспортных потоков на улицах нашего города стремительно увеличиваются, создавая опасность людям. И нашим  детям предстоит жить при несравненно большей агрессивности автомобильного движения, а потому с каждым днем все сложнее обеспечить их безопасность на дороге. По статистике,  каждой десятой жертвой ДТП становится ребёнок.

Не допустить подобной беспечности, сохранить и укреплять их здоровье, воспитать из сегодняшних дошкольников грамотных и дисциплинированных участников дорожного движения – одна из приоритетных  задач общества, требующая решения при всеобщим участии и самыми эффективными методами.

Одним из эффективных методов обучения дошкольников правилам дорожного движения- это использование сказок и мультфильмов.

Трудно переоценить роль детских сказок в развитии детейОни заставляют ребенка размышлять, сравнивать свои поступки с поступками любимых героев. У сказочных персонажей ребенок учится правильно вести себя в тех или иных дорожных ситуациях, исправляя и обсуждая поведение сказочных персонажей, они самостоятельно постигают правила поведения на дороге, обыгрывая сказки он на практике использует правила дорожного движения и правила поведения на общественном транспорте.

Именно в сказках малыши рано приучаются верно, оценивать различные ситуации и поступки.

Например, в сказке Корнея Чуковского «Айболит» главный герой знакомит детей с тем, что будет, если не соблюдать правила безопасности на дороге. «Зайчик играл на дорожке, и ему перерезало ножки». Очень важно объяснить детям этим примером, что нельзя играть на дороге, и как в сказке нам ножки никто не пришьет. Просмотрев русскую народную сказку «Волк и лиса» можно познакомить детей с гужевым транспортом, а также заострить внимание на неправильное поведение лисы на дороге «Улеглась лиса на дороге»

Прочитав сказку «Колобок», где главный герой один без бабушки и дедушки покатился по дороге, можно разобрать различные дорожные ситуации, такими, например, «покатился колобок по дороге», «я от дедушки ушел, я от бабушки ушел», пояснить малышам, что одному без взрослого на дорогу выходить опасно, напомнить воспитанникам о том, что вышел на дорогу посмотри по сторонам и др.

В сказочных ситуациях, при всей их фантастичности, много весьма жизненных, легко распознаваемых ребенком моментов. Например, читая отрывок из сказки «По щучьему веленью» полезно заострить внимание ребенка на том, что хоть Емеля и выехал из дома на неведомом транспорте, а правила соблюдать должен был, то есть пристегнуться и ехать по проезжей части, а не где придется, так и до аварии не далеко.

Так же ведет себя и Баба Яга: летает, где хочет и приземляется по своему усмотрению, а делать это небезопасно.

Все эти сказочные моменты  помогают не только разбирать правильность и законопослушность персонажей, но и закрепить правила поведения на дороге на практике, обыгрывая их с детьми, наряжаясь в того или иного героя. Ребенок почерпнет из сказки намного больше, если будет не просто пассивным слушателем, а непосредственным участником сказочного сюжета. Ведь попадая в сказку, он легко воспринимает «сказочные законы» - нормы и правила поведения, становится порицателем всего «неправильного» и «нехорошего».

Периодически, считаем необходимым провести сказочную викторину с вопросами по сюжетам сказок.

В формировании у дошкольников  безопасного поведения на дорогах можно с большой эффективностью использовать любимые детьми мультипликационные фильмы. Ведь ни один взрослый не сможет отрицать пристрастия детей к мультфильмам.

Для систематизации знаний о правилах дорожного движения можно демонстрировать детям обучающие мультфильмы: «Смешарики изучают Правила дорожного движения», «Про бабу Ягу и Правила дорожного движения»,  «Уроки тетушки Совы», которые в доступной форме открывают юным пешеходам и велосипедистам секреты такого знакомого, и в то же время и очень непредсказуемого для них мира дорожного движения. Например, мультфильм «По дороге со Смешариками», где гуляя по городу с персонажами любимого мультсериала, ребята узнают, что означают сигналы светофора, изучат виды городского транспорта, дорожные знаки и правила перехода через улицу. Каждый урок сопровождается мини-игрой, в которой ребенок закрепляет полученные знания и учится применять их на практике.

В мультипликационном фильме  «Правила дорожного движения» – ребенку предлагается найти выход из разнообразных дорожных ситуаций, изображенных на красочных картинках. Фильм «Нескучные уроки: ПДД для детей»  расскажет ребенку, почему нельзя перебегать дорогу на красный свет или кататься на санках вблизи проезжей части. Веселые и красочные герои объяснят ребенку, как вести себя на дороге, и разберут все на конкретных примерах, а материал, преподнесенный в виде смешных мультиков, поможет ребенку представлять себя на месте главных героев!.

В популярном мультипликационном фильме   «Лунтик учит правила»  герои мультфильма приглашают малышей изучить правила дорожного движения и этикета.

Очень любят дети смотреть фильм «Дракоша и ПДД»  – серия обучающих игровых приложений, которые интересны детям и взрослым любого возраста. В игре найдете 4 локации, 8 миниигр, 40 тестов и большое количество озвученного теоретического материала с иллюстрациями.

Кроме того , часто мы сами с детьми снимаем мультипликационные фильмы по ПДД и демонстрируем при встрече с родителями.

Выбор очень огромный.

        Встреча с мультфильмами несет в себе заряд положительных эмоций, что усиливает эффективность образовательной деятельности. Кроме того, введение видеозаписей мультфильмов в структуру непосредственно образовательной деятельности способствует сокращению части с объяснением и показом, продлевая тем самым длительность самостоятельной творческой деятельности ребёнка

  Реализованный нами проект "Весело и увлекательно о ПДД" по формированию у детей дошкольного возраста безопасного поведения на дорогах и транспорте с помощью народных и литературных сказок и мультфильмов  в конце года дал положительные результаты. Повторное анкетирование родителей  показало, что уже 100% родителей (на начальном этапе было 40%)  понимают, что работа по формированию у детей навыков безопасного поведения на дороге эффективно только при совместной работе семьи и ДОУ, 90% (на начальном этапе было 50%)   - постоянно напоминают своим детям о необходимости соблюдения правил дорожного движения, сами не нарушает правила дорожного движения, осознают степень ответственности за жизнь ребёнка, 10% родителей пока надеются, что «жизнь сама научит».

       Итоговый мониторинг знаний детей правил дорожного движения и правил поведения на дороге выявил эффективность реализации проекта и всей проделанной работы: 50% детей показали высокий уровень знаний правил дорожного движения  и правил поведения на дороге, на улице, в транспорте (на начальном этапе было 10%), 50% - средний уровень (на начальном этапе было 20%), с низким уровнем не оказалось ни одного ребёнка (на начальном этапе было 80%)   .

    Итак, использование сказок и мультфильмов способствует формированию устойчивых навыков безопасного поведения на дороге и в транспорте..

Литература

1. Макеева, А.Г. Долго ли до беды. – М.: Детство, 2000. – 155 с.

2. Шорыгина Т. А. Осторожные сказки: Безопасность для малышей.- М.: Книголюб, 2004.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учебно-методический комплекс по формированию у детей дошкольного возраста безопасному поведению на дорогах 6-7 лет

В учебно-методический комплекс входят: перспективно-тематический план, каленндарно-тематическое планирование, катотека игр по ПДД...

Статья "Использование инновационных технологий при формировании у детей дошкольного возраста безопасного поведения на дорогах"

Встал малыш на ноги – он уже пешеход.Сел ребенок на велосипед – он уже водитель.Поехал в автобусе – он уже пассажир.И везде его подстерегает опасность.В.В.Гюго...

Использование инновационных технологий при формировании у детей дошкольного возраста безопасного поведения на дорогах

Использование инновационных технологий при формировании у детей дошкольного возраста безопасного поведения на дорогах...

Методическая разработка «Использование инновационных технологий при формировании у детей дошкольного возраста безопасного поведения на дорогах»

Методическая разработка содержит теоретический и практический материал по включению технологий в процесс формирования у дошкольников навыков безопасного поведения на дорогах города....

Программа формирования у детей дошкольного возраста безопасного поведения на дорогах «Светофорик»

Программаформирования у детей дошкольного возраста безопасного поведения на дорогах«Светофорик»...

Консультация для педагогов "Использование инновационных технологий при формировании у детей дошкольного возраста безопасного поведения на дорогах".

Проблема дорожно-транспортного травматизма на данный момент одна из самых актуальных, поэтому основная задача дошкольных учреждений – организовать профилактическую работу так...

Консультация для педагогов "Использование инновационных технологий при формировании у детей дошкольного возраста безопасного поведения на дорогах"

Участниками дорожного движения дети становятся намного раньше, чем учениками школы, необходимо целенаправленно организовать работу по подготовке детей к безопасному поведению на дорогах, начиная с дош...