Проект: Правила безопасного поведения зимний период на водных объектах для детей дошкольного возраста
проект по обж (средняя группа)

Аунинг Любовь Юрьевна

Предлагаю Вашему вниманию проект "Безопасность зимой на водных объектах"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Составила проект воспитатель ГБДОУ№47

Санкт-Петербург Колпино

Аунинг Л.Ю.

Проект: Правила безопасного поведения зимний период на водных объектах для детей дошкольного возраста

План проекта:

  • Вид проекта
  • Актуальность
  • Подготовительный этап
  • План работы с детьми
  • Постановка проблемы
  • Цель
  • Задачи
  • Пополнение развивающей среды группы
  • Ресурсное обеспечение проекта
  • Ожидаемые результаты
  • Реализация проекта
  • Правила (памятки) для родителей
  • Приложение

Вид проекта: исследовательский – творческий.

Продолжительность: краткосрочный.

Участники проекта: воспитатели, дети среднего дошкольного возраста, родители.

Актуальность проекта: Проект разработан в силу особой актуальности проблемы безопасности детей на водных объектах в зимний период.

Обеспечение безопасности жизни детей - одна из основных задач педагогов и родителей. При этом важно не просто оградить дошкольника от опасностей, а научить его и подготовить к возможной встрече с ними.  

Формирование понятия взаимосвязи и взаимодействия всех природных объектов происходит через знакомство дошкольников со значением природы  в жизни людей и представления о стихийных явлениях, которые представляют непосредственную угрозу для жизни и здоровья людей.

  Создавая условия для воспитания культуры безопасного поведения дошкольников в зимнее время года, необходимо содействовать овладению каждым ребенком навыками безопасного поведения на зимних прогулках в процессе бытовой, игровой, двигательной, коммуникативной и других видов деятельности.

Подготовительный этап проекта:

  • Составление перспективного плана работы с детьми по проекту.
  • Определение проблемы, постановка цели и задач.
  • Пополнение развивающей среды группы:
  • Ресурсное обеспечение проекта
  • Ожидаемые результаты
  • Памятка для родителей «Правила поведения на льду».
  •  Памятка  для родителей «Время безопасного пребывания человека в воде».
  •  Памятка  дл родителей «Оказание помощи пострадавшему, провалившемуся под лед».
  • Подбор и изучение методической познавательной и художественной литературы по теме проекта.
  • Подбор наглядного иллюстрированного материала.
  • Подбор дидактических, подвижных игр.
  • Подбор загадок, стихов, поговорок по теме.
  • Чтение произведений.

План работы с детьми

 

  • Понедельник: беседа на тему: первая опасность- это обморожение. Каждый день в течении проекта : комплекс утренней гимнастики: «на дворе у нас мороз». Пальчиковые игры: «Рукавицы». Чтение: М. Перина «Живая вода»
  • Вторник: беседа на тему - вторая опасность – это зимние дороги. Физкультминутка «На дворе у нас мороз»

Рассматривание иллюстраций с изображением реки, озера, моря; предметных картинок с сюжетами использования воды. Чтение: Е Благинина «Снег».

  • Среда: беседа:  третья опасность – это «зимние забавы». Дидактическая игра: «Как избежать неприятностей?» Физкультминутка: « Зима»  Пальчиковая гимнастика  «Елка». Чтение: И. Бунин «Льет дождь холодный, точно лед»
  • Четверг: беседа: четвёртая опасность «лёд на реке». Дидактическая игра: «Природные и погодные явления» Физкультминутка: « Снег». Чтение: Т. Новицкая «Белый снег пушистый»
  • Пятница: пальчиковая гимнастика: « Прогулка». Наблюдение: за снегом. «Зима на участке детского сада» Прогулка 1.
  • Понедельник: Опыт: «Вода может принимать любой вкус» «Вода не имеет запаха» Прогулка 2. Чтение: Б.Жидков «Помощь идет!», В.Шефнер «Льдина».
  • Вторник: Опыт: « Вода может принимать любую форму». Разучивание стихотворения «Жгуч мороз трескучий». Пальчиковая гимнастика « Елка».
  • Среда: Чтение: С.Михалков «Дядя Степа - милиционер». Отгадывание загадок. Физкультминутка: «Зима».
  • Четверг: Опыт: «Вода может поменять цвет». Поговорки о зиме. Наблюдение-«Лед».
  • Пятница: Беседа ОБЖ «Безопасность на льду водоема» Рисование « Снежинки». Физкультминутка «Снег»
  • Понедельник: Разучивание стихотворения» «Зима». Лепка «Сосулька»
  • Вторник: Просмотр мультфильма «Смешарики». Физкультминутка «На дворе у нас мороз. Дидактическая игра «Назови зимние месяцы».
  • Среда : Разучивание стихотворения « Снегири, синички» Рисование « Зимний лес». Наблюдение –«Солнце»
  • Четверг: Наблюдение «Солнце». Подвижная игра «Дед Мороз»
  • Пятница: Подвижная игра «Снежная карусель». Прогулка №3
  • Понедельник: итог «Викторина»

Постановка проблемы:

Безопасность детей на водных объектах в осеннее - зимний период.

Вовлечение детей в активное освоение окружающего мира.

Развитие творческих способностей и любознательности в процессе активной познавательно – исследовательской деятельности.

Цель:

Профилактика случаев травм и гибели детей на водоемах в  осенне-зимний

Период ,повышение знаний воспитанников  по вопросам безопасного поведения на льду в осенне-зимний период.

Задачи: 

Выработать навыки сознательного отношения к соблюдению правил безопасного поведения зимой на прогулке.

Приобщать детей к правилам безопасного поведения во время зимних игр.

Дать представление о разнообразии состояний воды в природе (снег, иней, изморозь, град, дождь, туман, лед).

Развивать познавательную активность, мышление, память и любознательность.

Продолжать активизировать умения и навыки детей избегать опасных ситуаций и по возможности правильно действовать.

Формировать умение оказывать элементарную первую помощь

Способствовать развитию осторожности.

Развивать мышление, память, умение выслушать товарища не перебивая.

Воспитывать внимание, сосредоточенность, чуткость, отзывчивость.

Работа с детьми о важности проблемы:

Предоставление детям возможности самостоятельного приобретения знаний при решении практических задач и проблем, требующих интеграции знаний из различных предметных областей. Из этого следует, что выбранная тема «проецируется» на все образовательные области, через все виды детской деятельности. Таким образом, получается целостный,  а не разбитый на части образовательный процесс. Это позволит ребенку «прожить» тему в разных видах деятельности, не испытывая сложности перехода от предмета к предмету, усвоить большой объем информации, осмыслить связи между предметами и явлениями.

Метод проекта: система обучения, при котом дети получают знания в процессе планирования и выполнения практических заданий. Основной тезис этого проекта, заключается в понимании детьми, для чего им нужны получаемые знания, где и как  они могут быть использованы.

Пополнение развивающей среды группы:

Выставка методической и художественной литературы по теме.

Изготовление памяток «Правила поведения на воде».

Ресурсное обеспечение проекта:

Картотека дидактических и подвижных игр;

Бесед;

Раскраски;

Иллюстрации для рассматривания и обсуждения различных ситуаций;

Подборка стихов, загадок и поговорок.

Ожидаемые результаты:

Работа в проекте позволит донести до каждого ребенка необходимость неукоснительного выполнения правил, как залога его здоровья и безопасности, способствовать закреплению детьми элементарных знаний о правилах безопасного поведения в зимнее время года, формированию навыков сознательного отношения к соблюдению этих правил, развитию способностей к предвидению возможной опасности зимой на улице.

Реализация проекта.

Правила поведения на льду:

1. Нельзя выходить на лед в темное время суток и при плохой видимости (туман, снегопад, дождь).

2. При переходе через реку следует пользоваться организованными ледовыми переправами.

3. При вынужденном переходе водоема безопаснее всего придерживаться проторенных троп или идти по уже проложенной лыжне. Но если их нет, надо перед тем, как спуститься на лед, очень внимательно осмотреться и наметить предстоящий маршрут.

4. Нельзя проверять прочность льда ударом ноги. Если после первого сильного удара поленом или лыжной палкой покажется хоть немного воды, — это означает, что лед тонкий, по нему ходить нельзя. В этом случае следует немедленно отойти по своему же следу к берегу. Точно так же поступают при предостерегающем потрескивании льда и образовании в нем трещин.

5. Оказавшись на тонком, потрескивающем льду, следует осторожно повернуть обратно и скользящими шагами возвращаться по пройденному пути к берегу.

6. На замерзший водоем необходимо брать с собой прочный шнур длиной 20-25 метров с большой глухой петлей на конце и грузом. Груз поможет забросить шнур к провалившемуся в воду товарищу, петля нужна для того, чтобы пострадавший мог надежнее держаться, продев ее под мышки.

7. При переходе водоема группой необходимо соблюдать расстояние друг от друга (5-6 м).

8. Замерзшую реку (озеро) лучше переходить на лыжах, при этом крепления лыж нужно расстегнуть, чтобы при необходимости быстро их сбросить;

лыжные палки держать в руках, не накидывая петли на кисти рук, чтобы в случае опасности сразу их отбросить.

9. Особенно осторожным нужно быть в местах, покрытых толстым слоем снега, в местах быстрого течения и выхода родников, вблизи выступающих над поверхностью кустов, осоки, травы, в местах впадения в водоемы ручьев, сброса вод промышленных предприятий.

10. Если есть рюкзак, повесить его на одно плечо, что позволит легко освободиться от груза в случае, если лед провалится.

11. При рыбной ловле на льду не рекомендуется делать лунки на расстоянии 5-6 метров одна от другой. Чтобы избежать беды, у рыбака должны быть спасательный жилет или нагрудник, а также веревка – 15-20 м длиной с петлей на одном конце и грузом 400-500 г на другом.

12. Надо знать, что человек, попавший в ледяную воду, может окоченеть через 10-15 минут, а через 20 минут потерять сознание. Поэтому жизнь пострадавшего зависит от сообразительности и быстроты действия спасателей.

ЗАПРЕЩАЕТСЯ: прыгать и бегать по льду, собираться большим количеством людей в одной точке, выходить на тонкий лед, который образовался на реках с быстрым течением.

Что делать, если Вы провалились под лед?

1. Не паниковать, не делать резких движений, стабилизировать дыхание.

2. Широко раскинуть руки в стороны и постараться зацепиться за кромку льда, чтобы не погрузиться с головой.

3. По-возможности перебраться к тому краю полыньи, где течение не увлечет Вас под лед.

4. Попытаться осторожно, не обламывая кромку, без резких движений, наползая грудью, лечь на край льда, забросить на него одну, а затем и другую ногу. Если лед выдержал, медленно, откатится от кромки и ползти к берегу.

5. Передвигаться нужно в ту сторону, откуда пришли, ведь там лед уже проверен на прочность.

Оказание помощи пострадавшему, провалившемуся под лед:

1. Вооружиться любой длинной палкой, доской, шестом или веревкой. Можно связать воедино шарфы, ремни или одежду.

2. Подползать к полынье очень осторожно, широко раскинув руки.

3. Сообщить пострадавшему криком, что идете ему на помощь, это придаст ему силы, уверенность.

4. Если Вы не один, то, лечь на лед и двигаться друг за другом.

5. Подложить под себя лыжи, фанеру или доску, чтобы увеличить площадь опоры и ползти на них.

6. За 3–4 метра протянуть пострадавшему шест, доску, кинуть веревку или шарф или любое другое подручное средство.

7. Подавать пострадавшему руку небезопасно, так как, приближаясь к полынье, вы увеличите нагрузку на лед и не только не поможете, но и сами рискуете провалиться.

8. Осторожно вытащить пострадавшего на лед, и вместе с ним ползком выбираться из опасной зоны.

9. Доставить пострадавшего в теплое (отапливаемое) помещение. Оказать ему помощь: снять и отжать всю одежду, по возможности переодеть в сухую одежду и укутать полиэтиленом (возникнет эффект парника).

10. Вызвать скорую помощь – 112.

Оказание первой медицинской помощи пострадавшему:

1. При попадании жидкости в дыхательные пути, пострадавшему необходимо очистить полость рта, уложить его животом на колено так, чтобы голова свисала к земле и, энергично нажимая на грудь и спину, удалить воду из желудка и легких.

2. Приступить к выполнению искусственного дыхания.

3. Немедленно вызвать скорую медицинскую помощь.

Время безопасного пребывания человека в воде:

1. При температуре воды 24°С время безопасного пребывания: 7-9 часов.

2. При температуре воды 5-15°С - от 3,5 часов до 4,5 часов.

3. Температура воды 2-3 °С становится не безопасной для человека через 10-15 мин.

4. При температуре воды минус 2°С окоченение может наступить через 5-8 мин.

Приложение

Понедельник:

Первая опасность- это обморожение

  • Воспитатель: Ребята, зима — это не только катание на санках и коньках, но еще

Подстерегают вас опасности.

Первая опасность – это обморожение.

Зима. Морозец, трескучий, но не слишком. Ясное небо. Солнышко. И вовсе не так уж холодно. А значит можно гулять, гулять, гулять… Думаете вы!

«Ой! А что это с моими щеками? Я их не чувствую! Снегом их растереть, что ли?» Никакого снега! Им можно поцарапать кожу. А необходимости в этом никакой. А что же делать?

Срочно идите домой! Потеря чувствительности – один из первых признаков обморожения!

Обморожение – очень серьёзно. И опасно. И больно. Чтобы это не случилось, нужно помнить, что обморозиться можно и не только на сильном морозе. Обморозить можно уши, кончик носа, пальцы на руках и ногах, ступни и кисти рук.

Беседа о том, как можно уберечься от сильных холодов.

Д/игра одень куклу Катю на прогулку.

Итог беседы:

Составить правила:

В сильные морозы надо одеваться очень тепло.

Нельзя без взрослых выходить на улицу.

Нельзя оставаться на улице долго

Нельзя открывать дома и в садике окна.

Лицо надо смазывать специальным кремом от холода.

Попросить своих родителей проводить вас до самой группы

Комплекс утренней гимнастики:

«На дворе у нас мороз».

ОРУ основная часть.

«веселые снежинки»

И.П. о.с.

1. руки в стороны, кружения вокруг себя в стороны.

2.вернуться в и.п.

«метель»

И.П. о. с. руки свободно.

1. свободные махи  руками, вперед, назад, вверх, вниз.

2. вернуться в и.п.

«ходьба по сугробам»

 И.П. о.с.

1. поочередное  поднимание согнутых ног.

2. вернуться в и.п.

«лепим снеговика»

И.П.сидя на пятках.

1. наклонится  вперед.

2. вернуться в и.п., имитируя катание снежного кома.

«на скользкой дорожке»

И.П. ш. с.

1-20. бег, на месте сильно сгибая колени назад.

Ходьба с восстановлением дыхания.

III. Заключительная часть.

Ходьба обычная с выполнением задания для рук:  руки в стороны, махи вверх, вниз на каждый шаг, с наклонами  туловища в стороны.

Здоровье в порядке, спасибо зарядки!

Пальчиковая игра

«Рукавицы»

Вяжет бабушка Лисица

Всем лисятам рукавицы:

Для лисенка Саши,

Для лисички Маши,

Для лисенка Коли,

Для лисички Оли.

А маленькие рукавички

Для Наташеньки-лисички.

В рукавичках –да-да-да!-

Не замерзнем никогда!

- А у нас есть валенки, -

Отвечали заиньки. –

Что нам вьюга да метель?.

Хочешь, Мишенька, примерь.

Поочередно потереть большим

пальцем подушечки остальных пальцев.

Поочередно массировать пальцы левой руки, начиная с большого (при повторении массаж пальце правой руки).

Потереть ладони друг о друга.

Чтение М. Перина  «Живая вода».

Вторник:

Беседа на тему: Вторая опасность – это зимние дороги. 

Рассматривание сюжетных картин с изображением зимних улиц.

Беседа о правилах поведения на дороге и улице в зимних условиях.

Объяснение слов: «Снегопад», «Гололёд» , «Гололедица».

Скажите ребята, а как водители готовят машины к зиме? (ответы детей).

Чем эти явления в неживой природе опасны для водителя и пешехода?

      Беседа: Зимой люди надевают теплые вещи, а еще лучше носить обувь на нескользящей подошве. Что бы ни упасть, идя по скользкой дороге, нужно идти с прямой спиной, чуть-чуть согнув ноги в коленях. А если вы поскользнулись и начали падать, нужно выставить руки вперёд, и постараться при падении опереться на руки.

На улице человек торопится подняться, но не надо спешить, сначала надо осмотреть себя: пошевелить руками и ногами. Если боли нет, можно и вставать.

Итог беседы: Запомните правила: не толкаться, ходить шагом по скользкой дороге, играть только во дворе, а если кто-то упал, помочь подняться, позвать на помощь взрослого.

   В феврале днём солнышко поднимается выше и на улице становится теплее.

И тут возникает еще одна опасность. 

Растёт она вниз головою,

Не летом растёт, а зимою.

Но только солнце припечёт:

Растает она и умрёт. (Сосулька)

Снег подтаивает на крышах домов и появляются сосульки. Случается, так, что сосульки с силой падают с крыш и с треском и звоном разбиваются о снежную дорожку. Это опасно для жизни человека, если он находится вблизи от дома.

Итог: Запомните и повторите такое правило:

Нельзя подходить близко к домам. Заходить за ограждение. 

А что нельзя делать с сосульками? Почему?

Льдом нельзя бросаться. Почему?

Лёд и снег нельзя брать в рот. Почему?

Ответы детей….

Пальчиковая игра

На дворе у нас мороз                       Дети хлопают себя ладонями по плечам и
Чтобы носик не замерз,                           топают ногами
Надо ножками потопать
И ладошками похлопать.
С неба падают снежинки,                     Дети поднимают руки над головой и делают 
Как на сказочной картинке.                    хватательные движения, словно ловят снежинки.
Будем их ловить руками 
И покажем дома маме.
А вокруг лежат сугробы,                       Потягивания — руки в стороны.
Снегом замело дороги.
Не завязнуть в поле чтобы,                   Ходьба на месте с высоким подниманием колен.
Поднимаем выше ноги.
Мы идем, идем, идем                            Ходьба на месте.
И к себе приходим в дом.                     Дети садятся на свои места.

Рассматривание иллюстраций с изображением реки, озера, моря; предметных картинок с сюжетами использования воды.

Задачи:

  1. Систематизировать и расширить представления детей о свойствах воды.
  2. Способствовать формированию позитивного отношения к воде (познавательного, бережного, созидательного).
  3. Развивать умение формулировать проблему, анализировать ситуации, планировать эксперимент, продумывать ход деятельности для получения желаемого результата, делать выводы на основе практического опыта.
  4. Активизировать природоведческий словарь ребенка.

Чтение Е. Блигинина «Снег».

Среда:

Беседа на тему: Третья опасность «Зимние забавы». 

Поднимите руки те, кто любит зиму. В какие игры, вы, любите играть зимой? (Ответы детей). 

Обсуждение ситуации правильного и неправильного поведения детей на горке по иллюстрации на слайде.

Подведя выводы, с детьми сформировать правила:

Кататься с горки только на санках – ледянках, а не на обычных санках.

Подниматься на горку только по ступенькам.

Не подниматься по скользкому скату с горки и с боков.

Не кататься стоя, а только, сидя.

 Не толкаться, не цепляться за товарищей.

Соблюдать очерёдность

Не спрыгивать с горки.

Прокатился, быстрее вставай и уходи, т к следу за тобой скатится другой и может с бить тебя.

Не спускайся с горки, пока не встал и не встал, и не ушёл с дороги предыдущий ребёнок.

Не балуйся, не борись, не подставляй ножки ни на горке, ни возле горки.

 Не сбегай по скату.

Не кидайся снегом в сторону горки.

Не вытягивай руки на скат горки когда съезжают другие дети.

Дидактическая игра: «Как избежать неприятностей»


Цель: Формировать у детей умение беречь свою жизнь и здоровье, избегая опасных ситуаций.

Задачи:   Помочь воспитанникам осознать важность разумного  отношения к своему здоровью

  1. Развивать коммуникативные способности, внимание, речь
  2. Воспитывать культуру поведения
  3. Закреплять и обобщать знания детей о правилах безопасного поведения при помощи экспериментирования с различными материалами и ситуациями.

Физкультминутка

Зима

Мы  зимой в снежки играем, мы играем.         (имитация лепки снежков)
По сугробам мы шагаем, мы шагаем.              (шагаем, высоко поднимая колени)
И на лыжах мы бежим, мы бежим.                  (пружинистые движения на на месте, широкие взмахи руками, руки согнуты в локтях)
На коньках по льду скользим, мы скользим.    (плавные пружинистые движения руки согнуты в локтях)
И снегурочку лепим мы, лепим мы .                (соответствующие движения)   
Гостью-зиму любим мы, любим мы.               (развести руки в поклоне и поставить на пояс)

«Пальчиковая гимнастика:

«Елка»

Елка быстро получается,

Если пальчики сцепляются.

Локотки ты подними,

Пальчики ты разведи.

Ладони от себя, пальчики пропускаются между собой (ладони под углом друг к другу). Пальчики выставляются вперед. Локотки к корпусу не прижимаются.

Чтение: И. Бунин «Льет дождь холодный, словно лед».

Четверг:

Беседа на тему:

Четвёртая опасность «Лёд на реке». Ребята, все вы, несомненно, любите зиму. Приятно ведь, едва касаясь по ледяной глади, птицей промчаться на коньках или с крутого берега реки в санках скатиться на лёд, да так. Чтобы дух захватило.

Беседа. Ребята, зимой снег на реке бывает тонкий, поэтому если вы хотите проверить его крепость, лучше прийти и проверить через неделю.

Бывает под водой бьют подводные ключи, образовывая полыньи на поверхности льда, можно её не заметить и провалиться под лёд.

Рассматривание картинок о поведении на реке зимой,

Почему нельзя кататься на санках и коньках на реке?

Почему нельзя выходить на тонкий лёд и проверять провалится он или нет?

Не ходи зимой по льду.

Можешь ты попасть в беду

В лунку или полынью –

И загубишь жизнь свою.

Что такое полынья и как она появляется на льду?

Итог беседы:

Правила первое: нельзя ходить по льду, без взрослых.

Правило второе: избегать мест, где лёд тонкий. Это место под сугробами, около кустов, около стока вод. Около ключей и ручьёв, впадающих в реку, около берега, лунок.

Правило третье: Если твой товарищ нарушил правила и , всё-таки, попал в беду, а ты один не в силах помочь, - зови, кричи, делай всё возможное, чтобы привлечь внимание других людей для оказания помощи.

Зима - чудное и прекрасное время года! Но не надо забывать о том, что зимой на улице нас могут подстерегать опасности – скользкий лёд, сход снега с крыш, падение сосулек, вы можете провалиться под лёд.

Что бы с вами не случилась беда – будьте осторожны, помните и выполняйте правила личной безопасности!

Дидактическая игра» Природные и погодные явления»

Задачи: 

Закрепить знания детей:

 об основных явлениях природы, по которым можно определить погоду.

об изменениях природы в разные времена года.

Физкультминутка:

Снег

Как на горке снег, снег,           (встаем на носочки, руки вверх)
И под горкой снег, снег.          (приседаем)
И на елке снег, снег,               (встаем, руки в стороны)
И под елкой снег, снег.           (обхватываем себя руками)
А под снегом спит медведь,     (покачались из стороны в сторону, руки согнутые в локтях, перед грудью, ладони от себя)
Тише, тише, не шуметь            (пальчик к губам, шепотом)

Чтение: Т.Новицкая « Белый снег пушистый»

Пятница:

Пальчиковая гимнастика

«Прогулка»

Раз, два, три, четыре, пять (загибаем пальчики)

Мы во двор пошли гулять

(указательным и средними пальчиками "идем" по столу)

Бабу снежную слепили (катаем ручками "комок")

Птичек крошками кормили ("кормим птичек ")

С горки мы потом катались

(ведём указательным пальцем правой руки по ладони левой руки)

А ещё в снегу валялись

(кладём ладошки на стол то одной стороной, то другой)

Все в снегу домой пришли (отряхиваем ладошки)

Суп поели ("едим суп",

Спать легли (ладошки под щечку).

Наблюдения за природными явлениями:

Наблюдение за снегом

Цели и задачи:

  1. Формировать у детей элементарные представления о зимних изменениях в природе (холодно, идёт снег).
  2. Уточнять представления о свойствах снега: снег скрипит и рассыпается в морозную погоду; под действием температуры - тает, превращаясь в воду; он холодный; легко утаптывается.

Воспитатель. Какое время года? (Зима)

Ответы детей….

Воспитатель. Давайте с вами посмотрим по сторонам. Ой, как много снега намело. Как снег красиво украсил деревья, как красиво он блестит на солнце. Ребята, снег лежит везде: и на деревьях и на земле.

Возьмите снег в руки и посмотрите.

- Какой снег? 

Ответы детей…

 - Из какого снега легче лепить? 

Ответы детей…

- А что же можно сделать из снега? 

Ответы детей…

 2.Познавательно-исследовательская деятельность:

А теперь, ребята, я попрошу вас снять одну варежку и взять в руку немного снега. Подержим его в ладошке, что вы видите? Действительно, снег тает и превращается в воду. Значит снег –это вода, только замороженная. Высоко-высоко в небе маленькие капельки воды превращаются в пушистые снежинки, которые и упали к нам во время снегопада.

Воспитатель: «Снег растаял, потому что ваши ладошки тёплые, а в тепле снег тает и превращается в воду.

Ребята, а снег можно кушать? 

Ответы детей….

Почему? 

Ответы детей….

3. Экспериментирование со снегом

- Ребята, подойдите ко мне. Как вы думаете, может ли снег принимать какую-нибудь форму?

- Давайте проверим. Я беру лопатку и набираю снег в формочку. Теперь переворачиваю. Посмотрите, какую форму принял снег?

- Форму котенка!

- А хотите сами попробовать придать снегу форму? Берите себе по лопаточке и по формочке и приступайте.

- Вот видите, как интересно играть и экспериментировать со снегом.

«Зима на участке детского сада»

Прогулка 1

Наблюдение за поведением птиц у кормушки.

Цель: Продолжать знакомить с многообразием зимующих птиц, уточнить их названия; учить отличать их по 2-3 характерным признакам( воробьи маленькие, серые или серо-коричневые, летают стайкой; ворона крупная, серо-черная, летает одна; голуби крупные, больше воробья, серо-голубые, кормятся стаей).

Ход наблюдения:

Обратить внимание детей на то, что не все птицы садятся на кормушку. Важно помочь птицам в самый холодный месяц. Предложить найти глазами других птиц, которые летают вокруг, наблюдая за кормушкой и её посетителями. Спросите откуда вороны ведут свои наблюдения. (С забора, с деревьев, с крыш соседних домов). Птицы выбирают себе разные места: вороны – на толстых ветках деревьев, воробьи – на ветках кустов, голуби на карнизах домов.

Понаблюдайте за вороной и воробьями. Сравните их по величине, внешним признакам (глаза, клюв, ноги, крылья).

Приметы: Ребята, говорят если вороны сидят на макушках деревьев, усиленно каркают и чистятся, то зимой это к снегу; а если птицы спустились и садятся на землю, то будет оттепель.

Труд: Пополнить кормушки - привлекать детей к кормлению птиц, воспитывать заботливое отношение к пернатым.

П\и «Птички и кошка» - учить двигаться по сигналу развивать ловкость.

«Птицы и автомобиль» - развивать слуховое внимание, умение двигаться в соответствии со словами стихотворения.

Самостоятельная деятельность: игры с лопатками и ведёрками, игра в хоккей.

Инд. работа: Развитие движений - отрабатывать прыжки на двух ногах с продвижением вперед на расстояние 2—3 м.

Понедельник:

Исследовательская работа.

Программное содержание: познакомить детей со свойствами воды (вкус, цвет, запах, текучесть); обратить внимание детей на значение воды в нашей жизни; закрепить знания детей о том, где, в каком виде существует вода в окружающей среде; развивать любознательность, мышление, память, внимательность.

Словарная работа:ввести в активный словарь детей: жидкость, бесцветная, безвкусная, прозрачная; приучать отвечать полным ответом.

Опыт. «Вода может принимать любой вкус»

Воспитатель: А теперь, я предлагаю вам, ребята, попробовать воду на вкус. Какая она? Сладкая? Солёная? Горькая?

Ответы детей….

Вывод: вода не имеет вкуса, она безвкусная.

Воспитатель: Давайте проведём с вами небольшой опыт. Я вам в стаканчик с водой положу вещество. Размешайте. Что стало с водой? Поменяла она свой цвет? А теперь попробуйте воду. Какая она стала на вкус? (ответы детей) Как вы думаете, что я добавила в воду? (Ответы детей)

Опыт  «Вода не имеет запаха»

Воспитатель: А теперь, я предлагаю вам, ребята, понюхать воду. Пахнет ли вода чем-нибудь? Вывод: вода ни чем не пахнет, у неё нет запаха. Воспитатель: А теперь я хочу вам предложить понюхать воду, которую я приготовила.

Ответы детей….

Прогулка 2

Наблюдение за снегом

Цель: Познакомить детей со свойствами  снега. Формировать умение видеть красоту окружающей природы.

Ход наблюдения:

Обратить внимание детей на участок и показать, как много вокруг снега, который лежит на земле, на деревьях, на скамейке, на заборе, на крышах домов. Предложите детям походить по снегу и послушать, как он скрипит.

- Потрогайте снег. Какой он? (Рассыпчатый, белый, искристый, холодный, пушистый).

Белый снег пушистый

По ветру кружиться

И на землю тихо

Падает, ложиться.

Снимите варежки и поймайте снежинки на ладонь, какие они?

Опыт «Установление зависимости свойства снега от температуры».

Принести снег в помещение и попробуйте вылепить снежки. Почему снег стал липким?

Д/и «Назови зимние месяцы» - учить детей по приметам называть зимние месяцы.

Труд: Уборка участка от снега -  дать лопаты и по очереди убирать снег, воспитывать трудолюбие,  желание трудиться, учить детей беречь свой труд и труд товарищей.

П/и «Мороз – красный нос» - учить четко говорить текст в игре, соблюдать правила игры.

«Встречные перебежки». Цель: продолжать учить бегать и прыгать, не наталкиваясь на товарища.

 «Догони  санки» - упражнять детей в беге.

Самостоятельная деятельность: игры с лопатками и ведёрками, игра в хоккей.

Инд. работа: «Белые снежинки» - учить плавно двигаться.

Чтение: Б.Житков «Помощь идет» В.Шефнер «Льдина»

Вторник:

Опыт.  «Какой формы вода?»

 «Вода принимает форму того сосуда, в котором находится».

Воспитатель: Подойдите к емкости, возьмите стаканчики с водой и вылейте в емкость. Что вы сделали сейчас с водой? (вылили, перелили)

Перельём воду в разные сосуды.

Вывод: вода - это жидкость. Она течет. Её можно наливать, переливать из одного сосуда в другой. Воду можно наливать в сосуд любой формы (переливаем воду в сосуды разной формы)

Ответы детей….

 

Стихотворение для заучивания

Жгуч мороз трескучий

Жгуч мороз трескучий,
На дворе темно;
Серебристый иней
Запушил окно.

(И. Никитин)

Среда:        

Чтение: С.Михалков «Дядя Степа-милиционер».

Отгадывание загадок.

Бежала-шумела, заснула-заблестела. Что это? (река)

В новой стене, в круглом окне. Днем стекло разбито. За ночь вставлено? (прорубь)

Идет, а ног нет, лежит, а постели нет, легкий, а крыши ломит? (снег)

Один человек, на двух лошадях разом едет? (лыжник)

Старик у ворот тепло уволок. Сам не бежит и стоять не велит? (мороз)

Кверху дном-полная, книзу дном- пустая? (шапка)

Четверг:

Опыт . «Вода может изменить свой цвет».

Воспитатель: Как вы считаете, какого цвета вода? (ответы детей) Давайте проверим. На столе у вас стакан с молоком и стакан с водой. Какого цвета молоко? 

Ответы детей…

А можно сказать про воду, что она белого цвета? (Ответы детей)

Воспитатель: Возьмите стакан с молоком и опустите в него палочку. Видно палочку? Почему? Возьмите стакан с водой и тоже опустите в него палочку. А через воду палочку видно? Какая вода? Почему через стакан с водой палочку видно?

Ответы детей…

Поговорки:

Мороз не велик, да стоять не велит.

Снега надует - хлеба прибудет.

Не страшен мороз, когда укрыт тепло нос.

Не будет снега, не будет следа.

На печке не храбрись, а в поле не трусь.

В зимний холод всякий молод.

Зимний денек с воробьиный скок.

Зимой солнце, что мачеха, светит, да не греет.

Зимой съел бы грибок, да снег глубок.

Зимой тулуп всякому люб.

Наблюдение за льдом

Цели и задачи:

Образовательные:

Провести наблюдение за льдом; развивать познавательные интересы, речь, мышление, творческую фантазию и воображение.

Обогащать словарный запас, активизировать внимание, память.

Воспитывать наблюдательность, интерес к природе.

Уточнить и расширить представления о свойствах льда.

Помочь понять, почему при изменении температуры лёд изменяет свои свойства.

Воспитатель заливает формочки для песка водой, подкрашенной акварельной краской, а потом на улице вода замерзает, превращаясь в лед. Нарядим деревья и кустарники ледяными украшениями. Полюбуйтесь, как они блестят и переливаются на солнце, а на ветру – звенят.

И звенят, как бубенцы, Ледяные леденцы. Динь-динь-динь.

-Обратите внимание, что ледяные украшения не тают, потому что на улице мороз. Что может произойти с игрушкой, если внести её в теплое помещение? Проверьте ответы: принесем  одну игрушку в помещение и понаблюдаем , что произойдет.

Поговорки и пословицы: год кончается, а зима начинается; декабрь старый год кончает; декабрь новому году новым счастьем дорожку стелет.

Д/и «Назови зимние месяцы» - учить детей по приметам называть зимние месяцы.

Пятница:

Беседа-игра  «ОБЖ»

«Безопасность на льду водоема» (фотография)

Воспитатель : Зимой вода превращается в лед. Лужи, пруды, речки покрываются коркой льда. Очень весело разбежаться и скользить по гладкому льду, покататься на коньках, поиграть в хоккей. Но это опасно: лед коварен – прочный с виду, но в любой момент может проломиться.

Воспитатель : Ребята, а что надо знать, чтобы такого не случилось?

Ответы детей…..

Воспитатель: Во-первых, нельзя ходить на молодой лёд. Но даже когда лёд толстый, местами могут образоваться проталины. Например, где быстрое течение. Поэтому лёд надо проверять палкой, безопасней ходить там, где уже протоптаны тропинки, там лед уже проверен.

Безопасней ходить по льду на лыжах.

Нельзя ходить у вмерзших в лёд деревьев, кустарников, трав – вокруг них лёд тоньше.

Вот видите, ребята, как много правил безопасного поведения на льду надо знать! Поэтому никогда не ходите на лёд одни без взрослых. Только взрослые могут определить, достаточно ли безопасно ступать на лёд.

Воспитатель : А что делать, если все-таки беда случилась? И Кто-то провалился в воду? Подать ему руку и вытащить? (ответы детей)

Воспитатель: Нет, ребята, это вдвойне опасно. Спасающий тоже может провалиться, так как лед у пролома уже потрескался.

Надо быстро звать на помощь. Не подходить близко к провалившемуся, а лечь на лед подальше. Лучше подложив под себя лыжи, кинуть пострадавшему длинный предмет (шарф, палку, веревку), за который он схватится и выберется на лед. Потом обоим (и спасателю и спасённому) надо отползти подальше от места пролома и только тогда вставать и бежать на берег. Обязательно в ту сторону, откуда пришли, так как там лёд уже проверенный. На берегу снять быстро мокрую одежду с пострадавшего и завернуть его в сухое одеяло. Запомнили, ребята, правила безопасного поведения на льду?

(ответы детей)

Воспитатель : А сейчас мы с вами поиграем в игру и проверим как вы усвоили правила безопасности

Словесная игра « Да или нет»

(Если опасно – поднимаем руки вверх, если – нет руки опускаем.)

- Можно ходить купаться на водоём без сопровождения взрослых?

- Можно одному ходить на замерзшие пруды и реки?

- Нельзя передвигаться по льду реки во время оттепели?

- Нужно звать на помощь, если лед затрещал под ногами и провалился, и ты оказался в полынье?

Воспитатель: Молодцы, ребята. Вы запомнили правила безопасного поведения на льду?

Ответы детей….

Воспитатель: Скажите, о чём мы говорили на занятии?

Воспитатель : Что нового вы сегодня узнали? (ответы детей)

Воспитатель : Ребята, находясь на водоёме, зимой или летом, будьте всегда осторожны и соблюдайте правила безопасности, тогда с вами не произойдет ничего плохого.
Воспитатель: Для закрепления нашей с вами беседы, я хочу сыграть в игру. Одного ребенка мы оденем в верхнею одежду , и он ляжет на ковер, как будто, провалился под лед и пытается выбраться. А двое его товарищей будут пытаться оказать ему помощь. Посмотрим, что из этого получиться.

«Дорисуй снежинку».

Цель: Учить рисовать снежинку, видеть красоту рисунка выполненного одним цветом.

Задачи:

1. Воспитывать у детей наблюдательность,воображение,творчество;

2. Формировать умение рисовать карандашом  проводя линии в одном направлении;

3. Вызвать у детей интерес к зимним явлениям природы;

4. Развивать зрительное восприятие и внимание;

5. Воспитывать умение видеть красоту снежинки, любоваться ею.

Понедельник

Зима

Одуванчик из снежинок

Поднесёт к губам Зима,

Только дунет – и пушинок

Разлетятся семена…

Одуванчик облетает,

В окнах теплится огонь,

Зимний вечер подставляет

Белым звёздочкам ладонь.

(Т. Шорыгина)

Лепка на тему: «Опасные сосульки»

Задачи.

Учить катать из пластилина колбаски, затем придавать им 1. форму конуса.

Развивать мелкую моторику, произвольное внимание, память, воображение, вербально - логическое мышление

Вторник:

Просмотр мультфильма «Смешарики»

Дидактическая игра «Назови зимние месяцы»

 Цель- Организация работы с детьми по теме «Зима», расширять представления детей о зиме как времени года

Задачи:

1.Формирование у детей элементарных экологических представлений, расширение и систематизация знаний о зиме.

2.Закрепление представлений о зиме и ее приметах. Уточнение, расширение и активизация словаря по теме «Зима»

3.Систематизировать представления детей о признаках зимы, сезонными изменениями в природе, связанными с зимним периодом

4.Формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности.

5.Воспитание у детей умение любоваться зимней природой и бережного отношения к к ней.

Среда:

Стихи про зиму

Снегири, синички!

Ах, вы милые мои
Снегири, синички!
Вам кормушку смастерил я —
Угощайтесь, птички.
(И. Агеева)

Рисование «Зимний лес»

Цель: способствовать развитию творческих способностей  детей посредством использования различных приёмов и техник рисования.

Задачи:

Учить рисовать несложный сюжет, изображая зимнюю природу при этом  используя кисть, поролон, и ватные палочки.

Развивать творческое  воображение, фантазию.

Воспитывать бережное отношение и любовь к миру природы.

Четверг:

Наблюдения за природными явлениям

Наблюдение за солнцем

Цели и задачи:

 Вспомнить с детьми, какая погода стояла вчера? А сегодня утром?

Стихотворение. Раньше всех на свете солнце встало, а как встало – принялось за дело: Обошло всю землю. И устало, Отдыхать за темным лесом село. Если вдруг найдешь его в лесу ты, Там, где на траве туман и сырость, Не буди: у солнца сон - минуты, Не шуми, весь день оно трудилось.

Солнце поднимается выше, становится ярче, теплее на солнечной стороне появляются проталины; прибавляется световой день (чем выше солнце, тем длиннее день).

Поговорки и пословицы: зимой солнце сквозь слезы улыбается; зимнее солнце, что мачеха: светит, да не греет.

Опыт «Свойства солнечных лучей» - познакомить детей со свойством солнечных лучей нагревать предметы.

Предложить потрогать стенки дома на солнечной стороне и на теневой. Спросить, почему в тени стена холодная, а на солнце теплая. Предложить подставить ладошки солнышку, почувствовать, как они нагреваются.

Подвижная игра:   «Дед Мороз».

Дети строятся на линии. Воспитатель изображает Деда Мороза или держит в руках игрушку Деда Мороза и говорит: Это я, Дед Мороз, бородою оброс.

                                                           Я в лесу ищу зверей, выходите поскорей!

                                                           А каких зверей я ищу? Зайчиков!

Дети изображают  названое животное. Игра продолжается, Дед Мороз загадывает другое животное.

Пятница:

Подвижные игры:

Снежная карусель.

Взявшись за руки, дети образуют круг вокруг снеговика и изображают снежинки. По сигналу взрослого они идут сначала медленно, потом все быстрее, в конце концов бегут. После того как играющие пробегут по кругу несколько раз, взрослый предлагает им изменить направление движения,говоря: «Ветер изменился, полетели снежинки в другую сторону». Играющие замедляют движение, останавливаются и начинают двигаться в противоположном направлении. Сперва они двигаются медленно, а потом все быстрее и быстрее,пока взрослый не скажет: «Совсем стих ветер, снежинки спокойно падают на землю». Движение снежной карусели замедляется, дети останавливаются и отпускают руки.

Прогулка 3

Наблюдение за деревьями и кустарниками

Цель: Продолжать обучать описывать растения, отмечая их различия и сходство, характерные признаки.

Ход наблюдения:

- Обратите внимание на растения, которые стоят без листвы. Зимой особенно хорошо видны все различия между деревьями и кустарниками. Найдите отличия и сходства между растениями. Пойдите к ним, поздоровайтесь, потрогайте кору руками, погладьте растения.

Загадки. 1. Много рук, а нога одна. (Дерево.)

2. Весной веселит, летом холодит, осенью питает, зимой согревает. (Дерево.)

Стихотворение.

Как птица в оперенье ледяном, Бушует ветер злой в краю лесном. Мерзнут у сосны и елки пальчики – иголки… Удалой снежок примчал, Всем им варежки связал, Вы не видели, ребята, Этих варежек мохнатых?

Д/и «Найди старое дерево и молодое» - учить детей по внешнему виду определять дерево.

Труд: Расчистка дорожки к дереву, украшение ее, утепление ствола у корней снежным покровом - учить заботиться о растениях.

П/и «Мороз – красный нос» - учить четко говорить текст в игре, соблюдать правила игры.

«Мы весёлые ребята» - повышать двигательную активность, быстро действовать по сигналу воспитателя.

Самостоятельная деятельность: обыгрывание снежных построек, игры по замыслу.

Инд. работа: Ходьба между линиями (10—15 см) - развивать и совершенствовать двигательную активность.

Понедельник

Итоговое занятие: викторина

Тема: «Безопасность зимой»
Возрастная группа: 4-5 лет.
Цель: Формирование личной системы безопасности.
Задачи:

  •  Развивать навыки безопасного поведения в быту.
  • Способствовать формированию внимания, координации движений, речи, мышления
  • Способствовать развитию произвольности (умения слушать и слышать инструкции взрослого, соблюдать правила игры)
  •  Формировать умение работать в команде.

Оборудование: доска-мольберт, ноутбук.

Демонстрационный материал: доска-мольберт, наклейки. .

Раздаточный материал: эмблемы команд, картинки с правилами,  тряпичные салфетки, витамины.

Предшествующая работа воспитателя:

постановка цели и задач, определение направлений; дидактические игры, игры, беседы, рассматривание картин, иллюстраций, чтение.

Структура и методические приемы:

1.Вводная часть:

1.1. Приветствие.

1.2. Названия команд.

2.Основная часть:

2.1. 1 Тур. «Меры безопасности зимой».

2.2. 2 Тур. «Загадки».

2.3.  Игровая пауза: «Хлопну – не зевай и задание выполняй!»

2.4.  Тур. Игра: «Кто быстрее?».

2.5.  Вопросы на смекалку

3.0  Заключительная часть:

3.1. Подведение итогов.

3.2. Награждение.

Организация детей: подгруппа -10 детей.

Ход:

Воспитатель: Дети, посмотрите к нам пришли гости! Давайте поздороваемся с ними!

Дети: Здравствуйте!

Воспитатель: Уважаемые гости! Сегодня, наши дети будут знатоками викторины по мерам безопасности зимой! Хочу представить Вам наши команды:

Дети: 1. Мы команда «Снежки».

2. Мы команда «Льдинки».

Воспитатель: Дети перед вами наше жюри, в лице: 1.,2.,3.- которые и будут засчитывать правильные ответы и выдавать наклейки  для команд. У какой команды будет больше наклеек, та команда и победит.

Тур: «Меры безопасности зимой»

  1. Можно ли выходить на лед в одиночку?
  1. Что делать, если под ногами затрещал лед.
  2. Первый признак обморожения? (потеря чувствительности)
  1.  Как помочь себе при обморожении? (растирать руки руками, прыгать, идти домой)
  2. Можно ли кататься с ледяной горки стоя?

3.     Можно ли кататься с горок у дорог?

 Тур: Загадки:

                   1.Меня хлопали лопатой, 
                      Меня сделали горбатой, 
                      Меня били, колотили! 
                      Ледяной водой облили, 
                      И скатились все потом.
                      С моего горба гуртом. 
                      (Горка)

                         

                      1.  Ой, насыпало снежка, 

                         Вывожу коня-дружка, 
                        За веревочку-узду. 
                        Через двор коня веду, 
                      С горки вниз на нем лечу, 
                      А назад его тащу. 
                     (Санки) 

.

                   2 Бежала-шумела, заснула-заблестела. Что это? (река) 

                   2.В новой стене, в круглом окне. Днем стекло разбито. За ночь вставлено? (прорубь)

                   3. Идет, а ног нет, лежит, а постели нет, легкий, а крыши ломит? (снег)

                   3 .Один человек, на двух лошадях разом едет? (лыжник)

 Игровая пауза «Хлопну – не зевай и задание выполняй!»
Я буду хлопать, и произносить слова «горка», «каток» или «сугроб», а вы будете выполнять соответствующие движения.
Хлопну – не зевай и задание выполняй!
Горка – встают на носки, постепенно приседают, изображают скатывание с горки.
Каток – все дети берутся за руки и идут по кругу, можно образовывать несколько «катков» - по четыре-пять участников.
Сугроб – дети приседают, обхватывают руками ноги и кладут голову на колени.

Эстафета «Кто быстрее соберёт кубики» (под музыку)

(у каждого игрока в руках кубик, они бегут до корзинки и кладут кубик, обратно возвращаются и передают эстафету другому игроку. 

Вопросы на смекалку:

1.Как зовут художника, разрисовывающего окна без кисточек и красок?
Ответ: Мороз

1. Какое существо требует зимой ведро, морковку и метелку?
Ответ: снеговик

2. Как зовут трех белых коней, которые являются к нам в студеное время года?
Ответ: декабрь, январь, февраль

2. Почему наряды деревьев на зимнем балу все абсолютно одинакового белого цвета?
Ответ: потому что их создала Зима, а у нее краски только белого цвета

3. Без этих предметов на руках зимой могут появиться цыпки. Что это?
Ответ: варежки

3. Какая снежная особа с шумом и ревом носится на бескрайних зимних просторах?
Ответ: Вьюга

Подведение итогов:

Жюри считает фишки у команд, объявляют команду победителей.
Все ребята, молодцы! Вы сегодня показали отличные знания по правилам безопасности. Победила дружба.

И мы хотим вас наградить вкусным и полезным подарком – это витамины! А давайте вспомним, есть ли какие-то правила безопасности при приёме витаминов?
Ну, а теперь нам пора прощаться. «До свидания, ребята!»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Правила безопасности в зимний период

                                Уважаемые родители! Напоминаем Вам, что в зимний период резко возрастает вероятно...

Справка по результатам тематической проверки «Система работы в ДОУ в процессе развития навыков безопасного поведения в быту, природе, на улице у детей дошкольного возраста»

Методический материал по реализации образовательной области "Социально-коммуникативно развитие" в разделе "Безопасность".(Справка по тематическому контролю, справка по итогам конкурса Центр "Безопасно...

Памятка для родителей. Правила безопасности в зимний период.

Памятка для родителей. Правила безопасности в зимний период....

Проект "Правила безопасности в зимний период"

Обеспечение безопасности жизни детей – одна из основных задач для родителей и педагогов детских учреждений.Зимние прогулки всегда приносят огромную радость детям, но и омрачает радость детей и в...

Статья на тему: Формирование представлений о правилах безопасного поведения в общении с незнакомыми людьми у детей дошкольного возраста

Дошкольный возраст - яркая, неповторимая страница в жизни каждого человека. Именно в этот период начинается процесс социализации, устанавливается связь ребенка с ведущими сферами бытия: миром людей, п...

Проект "Правила безопасного поведения детей старшего дошкольного возраста на улицах и дорогах"

   Данный проект представляет собой систему работы по формированию навыков безопасного поведения на дорогах. Предусматривает систему работы с родителями по данному вопросу. Необходимо...

Проект перспективного плана работы на учебный год по формированию у детей дошкольного возраста навыков безопасного поведения в дорожном движении

Проект перспективного плана работы с дошкольниками по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма...