Проект "Правила безопасного поведения детей старшего дошкольного возраста на улицах и дорогах"
проект по обж (старшая группа)

Аглямова Татьяна Николаевна

     Данный проект представляет собой систему работы по формированию навыков безопасного поведения на дорогах. Предусматривает систему работы с родителями по данному вопросу. Необходимость данного материала обусловлена тем, что цель дошкольного образования – формирование социально адаптированной личности ребенка, задаваемое государственным стандартом, в соответствии с потенциальными возрастными возможностями.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon prvila_dorozhnogo_dvizheniya.doc90.5 КБ

Предварительный просмотр:

                     

  Проект "Правила безопасного поведения детей старшего дошкольного возраста на улицах и дорогах"

                                                 (Для детей 5-6 лет)

                                                            Составитель воспитатель: Аглямова Т.Н.

                          Пояснительная записка.


     Данный проект представляет собой систему работы по формированию навыков безопасного поведения на дорогах. Предусматривает систему работы с родителями по данному вопросу. Необходимость данного материала обусловлена тем, что цель дошкольного образования – формирование социально адаптированной личности ребенка, задаваемое государственным стандартом, в соответствии с потенциальными возрастными возможностями.
     Особую тревогу вызывает слабая подготовленность детей к безопасному участию в дорожно-транспортном процессе.
     Проблема: отсутствие системы работы по формированию  практических навыков безопасного поведения детей на дороге.
Ежегодно на дорогах нашей страны совершаются сотни дорожно-транспортных происшествий,  гибнут в ДТП около 1500 детей, более 18000 получают травмы. Именно поэтому профилактика  дорожно-транспортного  травматизма остаётся приоритетной проблемой общества, требующей решения, при всеобщем участии и самыми эффективными методами. Программа  Н.Н.Авдеевой и Р.Б.Стеркиной «Безопасность» направлена на формирование системы знаний о безопасном поведении дома и на улице. Но в ней отсутствует система по отработке практических навыков безопасного поведения на дороге. Все исследователи отмечают, что работа по изучению правил безопасного поведения должна проводиться в тесном контакте с родителями, но не всегда родители знают, как и какие знания необходимо дать детям и не уделяют этому время.
      Создание проекта по формированию  практических навыков безопасного поведения детей на дороге позволит достичь конкретных результатов за короткий период. Реализация проекта обеспечит активное участие детей, родителей и педагогов.

Тип проекта:  информационно-практико-ориентированный.

Возраст: дети 5-6 лет. 

Участники: дети, педагоги, родители.

Срок проекта: кратковременный.

Вид проекта: групповой.

Основание для разработки:

  • Проект обеспечивает достижение конкретных результатов за короткий срок.
  • Реализация проекта обеспечивает активное участие детей, родителей и педагогов.
  • Проект может быть реализован в рамках совместной деятельности.

Проблема: отсутствие системы работы по формированию  практических навыков безопасного поведения детей на дороге.

Актуальность: ежегодно на дорогах нашей страны совершаются сотни дорожно-транспортных происшествий,  гибнут в ДТП около 1500 детей, более 18000 получают травмы. Именно поэтому профилактика  дорожно-транспортного  травматизма остаётся приоритетной проблемой общества, требующей решения, при всеобщем участии и самыми эффективными методами. Программа  Н.Н.Авдеевой и Р.Б.Стеркиной «Безопасность» направлена на формирование системы знаний о безопасном поведении дома и на улице. Но в ней отсутствует система по отработке практических навыков безопасного поведения на дороге. Все исследователи отмечают, что работа по изучению правил безопасного поведения должна проводиться в тесном контакте с родителями, но не всегда родители знают, как и какие знания необходимо дать детям и не уделяют этому время.

Цель: формирование практических навыков безопасного поведения на дорогах у всех участников педагогического процесса.

Задачи:

  • Формировать навыки безопасного поведения на дорогах у детей через практическую деятельность.
  • Закреплять правила дорожного движения и практические навыки поведения в условиях игрового пространства.
  • Обучение детей применению своих знаний в конкретных ситуациях.
  • Расширить педагогическую грамотность родителей по вопросам безопасного поведения детей на дорогах.

Этапы реализации задач:

Первый этап работы (диагностика) – уточнение представлений детей о правилах безопасности, т. е. их личный опыт, на который может опереться педагог. Такая  диагностика необходима в каждой возрастной группе, она помогает педагогу определить знания детей, уровень их возможностей.

Второй этап (теоретическая подготовка) – анализ программы, изучение и подбор литературы, создание проекта.

Третий этап (практическая реализация) – расширение первоначальных детских представлений, накопление и закрепление полученных знаний о правилах безопасности через занятия, беседы с детьми, заучивание рифмованных правил стихов, через чтение художественной литературы, игры-драматизации, наблюдения, экскурсии, посещение комнаты движения, создание и обыгрывание ситуаций на дороге, совместное изготовление макетов.

Четвёртый этап (результаты практической деятельности) – выставки детских рисунков, овладение навыками безопасного поведения на улице (правилами пешехода, знание дорожных знаков).

                            Содержание этапов:

  • 1 этап. Для определения уровня развития безопасности было подобрано диагностическое сопровождение. Оценке подлежали знания о безопасности поведения в окружающей среде по методике  «Педагогическая диагностика для оценки индивидуального развития детей дошкольного возраста» Ноткина Н.А. и другие.   
  • 2 этап. Изучение и анализ программы Н.Н.Авдеевой и Р.Б.Стеркиной «Безопасность» и тематической литературы.
  • 3 этап. Работа с детьми и родителями по 3 направлениям.

   

 Тема: Светофор и дорожные знаки

Задачи:

  • Познакомить детей с дорожными знаками.
  • Учить различать и понимать, что обозначают некоторые дорожные знаки.

 Работа с детьми:

1. Занятия:

  • «Дорожные знаки» Н.Н.Авдеева, Р.Б.Стеркина «Безопасность»;
  • «Дорожные знаки»  М.А.Фисенко;
  • Дорожные знаки «Дети», «Переход»;
  • «Зачем  нужны дорожные знаки» К.Ю.Белая, «Как обеспечить безопасность 
  • дошкольника»;                                                   
  • «Светофор и его сигналы»;
  • «Правила перехода нерегулируемого перекрёстка;

2. Беседы:

  • «Внимание! Переходим через улицу».
  • «Знаки запрещающие, предупреждающие,  разрешающие»,                                
  • «Зачем нужны дорожные знаки».
  • «Какие правила следует соблюдать при переходе дороги»,
  • «Какие дорожные знаки вы знаете? Для кого предназначены дорожные знаки?»,
  • «Что вы знаете о работе инспекторов ГИБДД»,
  • «Что обозначают сигналы светофора»,

3. Чтение художественной литературы:

  • Головко «Дорожные знаки»;
  • Дмоховский А. «Чудесный островок»;
  • Дорохов А. «Подземный  ход», «Заборчик вдоль тротуара», «Шлагбаум»;
  • Кожевников В. «Светофор»;
  • Кривицкая  А. «Тайны дорожных знаков»;
  • Маршак С. «Светофор»;
  • Мигунова Н.А. «Светофор»;
  • Михалков С. «Дядя Стёпа – милиционер»;
  • Пишумов Я. «Пешеходный светофор», «Посмотрите, постовой», 
  • Пляцковский И. «Светофор»;
  • Прокофьев С. «Мой приятель – светофор»;
  • Северный А. «Светофор»;    
  • Серяков И. «Законы улиц и дорог»;
  • Загадывание загадок. 

4. Игры: 

  • «Азбука пешехода»,
  • «Виды перекрёстков»,
  • «Внимание! Дорога»,
  • «Домино» (дорожные знаки),
  • «Дорожные знаки».
  • «Красный, жёлтый, зелёный»,
  • «Кто больше знает и назовёт дорожных знаков»,
  • «Найди такой же знак»,
  • «Необычный дорожный знак»,
  • «Островок безопасности»,
  • «Пешеходы и  водители»,
  • «Поставь дорожный знак»;
  • «Светофор»,
  • «Теремок»,
  • «Угадай, какой знак»,
  • «Учим дорожные знаки»,
  • «Учись быть пешеходом».         

5. Целевые прогулки: по улице; к светофору; к нерегулируемому переходу; устройство проезжей части; дорожные знаки.

6. Сюжетно-ролевые игры:

  • «Водители и пешеходы», 
  • «Волшебный светофор»,
  • «Улица города».

7. Продуктивная деятельность:

  • создание макета «Наша улица»;
  • выставка детских рисунков «В стране дорожных знаков»,  «Перекрёсток»;
  • рисование «Придумай свой дорожный знак».

8. Развлечения:

  • «Вечер весёлых и находчивых»;
  • «Путешествие в город дорожных знаков».

 Работа с родителями:

1.Анкетирование родителей.   
2. Фотовыставка «Как мы учим правила движения».
3. Памятка для родителей «Азбука дорожной безопасности».

 Тема: Транспорт и опасные ситуации.

Задачи:

  • Дать представление о транспорте разного вида  (грузовом, пассажирском, воздушном, водном). 
  • Продолжать знакомить детей с правилами поведения на улицах города.
  • Познакомить детей с правилами этичного и безопасного поведения в городском транспорте.

 Работа с детьми:

1. Занятия:

  • «В городском транспорте» Н.Н.Авдеева, Р.Б.Стеркина;
  • «В городском транспорте» М.А.Фисенко;
  • «Знакомство с транспортом» К.Ю. Белая;
  • «Опасные участки на пешеходной части улицы»;

2. Беседы:

  • «Всем ребятам надо знать, как по улице шагать»;
  • «Как надо вести себя в общественном транспорте?»
  • «На чём люди ездят»;
  • «Пассажирский транспорт»;
  • «Труд водителей»;
  • «Я – пассажир»;

3. Чтение художественной литературы:

  • Бедарев О. «Если бы …»;
  • Берестов В. «Про машины»;
  • Боровой Е.В рассказы из серии «А знаешь ли ты?»;
  • Гальперштейн Л. «Трамвай и его семья»;
  • Дорохов А, «Пассажир»; 
  • Лешкевич И. «Гололёд»;
  • Михалков С. «Моя улица», «Скверная история»;
  • Носов Н. «Автомобиль»;
  • Огнецвет Э. «Кто начинает день»;
  • Пишумов Я. «Машина моя», «Азбука города», «Песенка о правилах», «На улице нашей», «Все мальчишки, все девчонки…» ;
  • Семернин В. «Запрещается – разрешается»;
  • Юрмин Г. «Любопытный мышонок»;
  • Загадывание загадок о транспорте.

4. Обсуждение опасных ситуаций.

5. Игры:

  • «Угадай вид транспорта»;
  • «Водитель и пассажиры»;
  • «Домино» (транспорт);
  • «Как избежать неприятностей»;
  • «Кто чем управляет»;
  • «На воде, в воздухе, на земле»;
  • «На чём я путешествую?»,
  • «Осторожно пешеход»;
  • «Сложи картинку»
  • «Улица города»;

6. Сюжетно-ролевые игры:

  • «Автобус»,
  • «Водители и пешеходы»,
  • «ГАИ»,
  • «Гараж»,
  • «Транспорт».

7. Целевая прогулка к остановке пассажирского транспорта, светофору, по улице; наблюдение за движением транспорта и работой водителя.

8. Моделирование ситуаций:

  • «Авария на дороге»,
  • «Будущий водитель»,
  • «Помоги старушке».

9. Продуктивная деятельность:

  • «Моя улица»,
  • «Перекрёсток»,
  • «Транспорт на улицах города», 
  • «Пассажирский транспорт»,
  • работа со строителем «Гараж»,
  • «Мой дворик»,
  • тестопластика «Транспорт».

10. Развлечение: «Безопасное колесо»,  «Зелёный огонёк»

11. Режиссёрская игра.

12. Рассматривание картины из серии «Кем быть».

  Работа с родителями:

  • Родительское собрание с приглашением сотрудников ГБДД «Безопасное поведение на дорогах».
  • Консультация «Посмотри направо – посмотри налево»,  «Внимание – дорога!».
  • Памятка для родителей «Юному пешеходу».

            Тема: Безопасность на улице.

Задачи:

  • Познакомить детей с опасными ситуациями, которые могут возникнуть на отдельных участках
  • пешеходной части улицы, и с соответствующими мерами предосторожности.
  • Учить детей правилам поведения на улице, где можно и нельзя играть.
  • Довести до сознания детей, к чему может привести нарушение правил дорожного движения. 
  • Воспитывать у детей внимание, сосредоточенность, чуткость, отзывчивость, умение оказать помощь другому.

 Работа с детьми:

1. Занятия:

  • «Безопасное поведение на улице» Н.Н.Авдеева, Р.Б.Стеркина;
  • «Знай и выполняй правила уличного движения» К.Ю. Белая;
  • «Игры во дворе» Н.Н.Авдеева, Р.Б.Стеркина;
  • «Игры во дворе» М.А.Фисенко;
  • «Катание на велосипеде (самокате, роликах) в черте города» Н.Н.Авдеева, Р.Б.Стеркина;
  • «Опасные участки на пешеходной части улицы» Н.Н.Авдеева, Р.Б.Стеркина;
  • «Улица города» К.Ю.Белая;

2. Беседы:

  • «Безопасное поведение на улице»,
  • «Всем ребятам надо знать, как по улице   шагать»,
  • «Где маленькие дети могут кататься на велосипеде?»,
  • «Где можно играть?»,
  • «Почему детям нельзя выходить на улицу без  взрослых»,
  • «Почему нельзя играть на тротуаре?»,
  • «Правила дорожного движения обязательны для  всех»,

3. Чтение художественной литературы:

  • Гангов А. «Кто храбрей?»;
  • Иванов А. «Как неразлучные друзья дорогу переходили»;
  • Кончаловская Н. «Самокат»;
  • Лешкевич И. «Гололёд»;
  • Маршак С. «Мяч»;
  • Михалков С. «Скверная история»;
  • Орлова Д. «Как Стобед качался на качелях»;
  • Пишумов Я. «Юрка живёт на другой стороне…»;
  • Шорыгина Т. «Волшебный мяч»;
  • Яковлев С. «Читакт книжку глупый слон…».

4. Обсуждение различных опасных ситуаций, которые могут возникнуть при играх во дворе дома.

5. Моделирование ситуаций: «Найдите дорогу в детский сад», «Авария на дороге».

6. Рассматривание иллюстраций: «Улица города».

7. Игры: «Как избежать неприятностей».

8. Развлечение: «Надо знать правила движения всем без  исключения», «День дорожного движения».

Работа с родителями:

  • Памятка  родителям «Как обучить ребёнка правилам поведения на улице». 
  • Консультация для родителей «Родителям о правилах дорожного движения».
  • Рекомендации для родителей «Школа безопасности».
  • Памятка родителям «Ребёнок переходит улицу».

4 этап. Проведение тематических выставок детских рисунков, открытые занятия, создание книги «Всем ребятам надо знать, как по улице шагать!».

 Заключение.

Дети моей группы — это старшие дошкольники, а значит будущие первоклассники, которым придется вскоре самостоятельно переходить улицу, а так же ходить от дома до школы и обратно. Поэтому очень важно, чтобы знания, полученные детьми на занятиях, прогулках и экскурсиях, стали прочными и успешно применялись будущими школьниками.

В планах на будущее, я бы хотела продолжать заинтересовывать детей и привлекать родителей к взаимодействию, с целью воспитания дошкольников безопасному поведению на дорогах с помощью дидактических игр. Так же хотелось бы, пополнить библиотеку литературой по правилам дорожного движения, дорожными знаками, специальными атрибутами для сюжетно-ролевых игр.

 В конце учебного года провела диагностику детей.

Так, например, в 2016 – 2017 учебном году по данным диагностики имелись такие показатели: на начало учебного года высокий уровень знаний составлял 8% , средний – 35%, низкий – 62%. На конец учебного года: высокий – 35%, средний – 42%, низкий – 23%.

В 2017 – 2018 учебном году по данным диагностики имелись такие показатели: на начало учебного года высокий уровень знаний составил 12%, средний – 60%, низкий – 28%. На конец учебного года: высокий – 68%, средний 32%, низкого уровня нет.  

По данным диагностики можно сделать вывод, что уровень знаний детей повышается из года в год.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План самообразования «Формирование культуры безопасного поведения детей старшего дошкольного возраста»

Знакомство детей с правилами и нормами безопасного поведения для приобретения социального опыта....

«Формирование культуры поведения детей старшего дошкольного возраста на улицах города»

Формирование безопасного образа жизни является актуальной проблемой современного общества и требует внимания родителей и педагогов. С первых лет  жизни любознательность ребенка, его активность в ...

Перспективный план по воспитанию безопасного поведения детей старшего дошкольного возраста

В данной методической разработке представлено содержание работы, направленное на  решение следующих задач: формирование представлений об опасных для человека и окружающего мира природы ситуациях ...

Проектная деятельность по формированию навыков безопасного поведения у детей старшего дошкольного возраста на улицах и дорогах города

Статистика утверждает, что очень часто причиной дорожно - транспортных происшествий являются именно дети. Приводит к этому элементарное незнание основ правил дорожного движения и безучастное отношение...

Мастер-класс «Кейс-метод как способ формирования культуры безопасного поведения детей старшего дошкольного возраста на дорогах»

Чтобы научить детей правилам дорожной безопасности в интересной форме, воспитатели нашего детского сада используют кейсметод. Вместо скучного заучивания правил, дети старших и подготовительных ...