Картотека дидактических игр по формированию безопасного поведения детей старшего дошкольного возраста (Игры по пожарной безопасности)
картотека по обж (старшая группа)

Прохорова Светлана Владимировна

Предварительный просмотр:

Автор-составитель:

Прохорова Светлана Владимировна

воспитатель I кв. категории

МБДОУ детский сад "Теремок"

р.п.Вознесенское Нижегородская область

Картотека дидактических игр

по формированию безопасного поведения для детей дошкольного возраста

(Игры по пожарной безопасности)

«Раньше и теперь»

Задача:  ориентируясь в предлагаемой ситуации, подобрать правильный ответ.

Правила игры: воспитатель кратко сообщает детям, какие действия предпринимались в прошлые времена в случае возникновения пожара; ребята рассказывают, как в таких случаях нужно поступать сегодня.

  1. - Как узнать и сообщить о пожаре? Что делали раньше?

- Над городом возвышалась каланча, на которой постоянно находился наблюдатель. Как только он замечал дым, сразу же запускал в небо сигнальный шар.

- Как поступают сегодня

- Звонят по телефону 01.

  1. - Как пожарным добраться до пожара?

Что делали раньше

- На телегу, на которой уже была установлена бочка с водой, садились пожарные и, погоняя лошадей, ехали к месту пожара.

Как поступают сегодня

- На пожарной машине. На пожарном поезде. На пожарном вертолете. На пожарном самолете.

  1. - Какая одежда (экипировка) у пожарных?

Что делали раньше

- Раньше пожарные носили форму из холстины, на голову надевали каску, на руки - брезентовые рукавицы.

- Как поступают сегодня

- Сегодня жизнь и здоровье пожарного защищает комбинезон из огнеупорных материалов, каска, противогаз или респиратор.

  1. - Какими средствами тушат пожар?

Что делали раньше

- Ручным насосом, ведром с водой, топориком, ломом, багром.

- Как поступают сегодня

- Брандспойтом, подключенным к автонасосу, огнетушителями, водой, пеной.

«Горит – не горит»

Задача: быстро и правильно выполнить ответственное действие.

Образовательная задача: закрепить знание о свойствах горючести различных предметов и веществ; помочь осознать разрушительную силу огня и развить быструю реакцию  на ответное действие.

Правила игры: дети стоят в кругу, воспитатель – в центре. Педагог называет какой-либо предмет или вещество и бросает мяч одному из детей. В том случае, если это вещество не горючее, ребенок должен поймать мяч, если же оно горючее – отбить. Ребенок, сделавший ошибку, выбывает из круга. Выигрывает ребенок, оставшийся последним.

(Примеры негорючих предметов и веществ: металл, вода, лед, земля, воздух, камень, кирпич, глина, мел и т.д.)

«Что нужно пожарным?»

Задача: быстро и правильно подобрать картинки с изображением предметов пожарной тематики.

Образовательная задача: сформировать у детей интерес к профессии пожарного.

Правила игры: детям раздаются карточки с изображением предметов и явлений, характеризующих различные профессии, в том числе и пожарного. Ребята на скорость выбирают из общей массы карточек те, которые относятся к пожарной тематике. Выигрывает тот, кто быстрее отберет нужные карточки и не допустит при этом ошибки.

«Диалоги по телефону»

Задача: научить детей правильно набирать номер по телефону и давать точные и четкие ответы на вопросы.

Образовательная задача: способствовать запоминанию детьми общепринятых правил разговора по телефону, в том числе с дежурными экстренных служб.

Правила игры: дети по очереди выбирают карточки с номерами телефонов экстренных служб: 01, 02, 03, 04. Воспитатель рассказывает предысторию чрезвычайной ситуации (3-4 предложения) и дает задание ребенку, в зависимости от конкретного случая, вызвать по игрушечному телефону ту или иную службу. Задание считается выполненным, если по рассказу ребенка можно понять, куда и с какой целью должна приехать та или иная служба. (Роль дежурного выполняет воспитатель).

«Хорошо – плохо»

Цель: формировать представления о полезных и вредных свойствах огня. Развивать логическое мышление, память, внимание.

Ход игры: ребёнку показывается картина, изображающая различные виды применения огня (и хорошего и плохого).Детям раздают карточки с изображением огня и предметов, связанных с огнём (спички, дрова, газовая плита, керосиновая лампа ит.д.) дети должны расположить карточки на картине – в нужное место.

«Карточная викторина»

Цель: закрепить знания детей о правилах пожарной безопасности. Развивать память, мышление, речь. Воспитывать чувство ответственности.

Ход игры: воспитатель раскладывает на столе, или кладёт в красиво оформленную коробочку корточки с вопросами на тему правил поведении во время пожара. Ребёнок, правильно ответивший на вопрос, получает фишку. Выигрывает тот, у кого при по окончании игры окажется больше фишек.

Варианты вопросов:

- Назови возможную причину пожара;

- Как правильно вызвать пожарных;

- Что делать, если во время пожара нет возможности вызвать пожарных, и пути из дома отрезаны пожаром;

- Можно ли заниматься тушением огня, не вызвав предварительно пожарных;

- Что нужно делать, если в доме запахло газом;

- Можно ли прятаться в шкафу или под столом во время пожара;

- Можно ли поджигать тополиный пух;

- Можно ли во время пожара устраивать сквозняк, открывая одновременно все окна и двери;

- Можно ли использовать лифт во время пожара в доме;

- Что нужно спасать во время пожара в первую очередь: деньги, документы или себя;

- Как правильно покинуть задымлённое помещение;

- Можно ли играть спичками и зажигалками и почему.

«Назови причины пожара»

Цель: формировать знания о причинах пожара .Развивать внимание, память, речь. Воспитывать ответственность.

Ход игры: из предложенных воспитателем сюжетных картинок ( дети собирают осенние листья, дети вешают горящие свечи на ёлку, мальчик в шкафу играет спичками, дети поливают цветы и т. д.) ребёнок должен выбрать те ситуации, которые могут стать причиной пожара и аргументировать свой ответ, за что получает фишку. Выигрывает тот, у кого окажется больше фишек к концу игры.

«Выбери нужное»

Цель: формировать знания детей о предметах, необходимых при тушении пожара, правилах их использования. Закреплять знания о предметах, которые могут вызвать пожар. Развивать речь, память, логическое мышление. Воспитывать чувство ответственности.

Ход игры: ребёнку предлагается набор предметных картинок (огнетушитель .ведро с водой. Телевизор. Телефон, ящик с песком, электроразетка, пожарный шланг, керосиновая лампа, шлем пожарного, зажигалка, газовая плита, противогаз) из которых он должен выбрать используемые при тушении пожаров и являющиеся причиной возникновения пожара. Правильно ответивший, получает фишку. Выигрывает игрок, получивший большее количество фишек.

«Четвёртый лишний»

Цель: закреплять знания о предметах которые могут стать причиной возникновения пожара .развивать логическое мышление, обогащать словарный запас детей.

Ход игры: из четырёх предложенных картинок изображенных на одной карточке ребёнок выбирает лишнюю связанную или не связанную с пожаром. Пример – кипятильник, расчёска, кастрюля, шкатулка; ковёр, телевизор, картина, стул и т. д.)

«Опасные предметы – источники пожара»

Цель: научить детей среди опасных предметов находить те, которые очень часто являются причиной пожара. Развивать логическое мышление.

Ход игры: детям раздаются карточки, на которых изображены огнеопасные предметы и просто опасные предметы. Например: свеча, утюг, бенгальские огни, печка, пила. Нужно убрать карточку с изображением предмета, который не представляет угрозы для возникновения пожара.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Квест-игра по пожарной безопасности для детей старшего дошкольного возраста «Юные пожарные»

Квест-игра  по пожарной безопасности для детей старшего дошкольного возраста ...

Квест-игра по пожарной безопасности для детей старшего дошкольного возраста «Мы юные пожарные»

Квест-игра по пожарной безопасности для детей старшего дошкольного возраста «Мы юные пожарные»Цель квеста: создать условия для закрепления знаний правил пожарной безопасност...

Квест - игра по пожарной безопасности для детей старшего дошкольного возраста «Ребята, вам твердят не зря! Огонь опасен, детвора.»

Описание: материал разработан для детей старшего дошкольного возраста. Сценарий может быть полезен педагогам детей старшего дошкольного возраста .инструкторам по ФК и родителям....

Проект по формированию агитации и пропаганды знаний правил пожарной безопасности, у детей старшего дошкольного возраста «Отряд юного пожарного». (Девиз, речевка и гимн)

Проект по формированию агитации и пропаганды знаний правил пожарной безопасности, у детей старшего дошкольного возраста «Отряд юного пожарного». (Девиз, речевка и гимн)...