НОД по безопасности в ДОУ старшая группа
план-конспект занятия по обж (старшая группа)

Салагина Елена Николаевна

НОД по пожарной безопасности в ДОУ старшая группа

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл bezopasnost.docx559.99 КБ
Файл bezopasnost.docx559.99 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 2 Радуга

г. Калтан, Кемеровская область.

 НОД

Познавательное развитие

Старшая группа

Тема: «Огонь-друг,

Огонь - враг»

Воспитатель:

Салагина Е.Н.

2021г

Конспект НОД по пожарной безопасности с элементами экспериментирования в старшей группе

«Огонь- друг, огонь-враг»

НОД по ОБЖ с элементами экспериментирования

Цель: с помощью экспериментальной деятельности  познакомить детей с некоторыми свойствами огня; развивать умение наблюдать, делать выводы; воспитывать чувство ответственности, осторожности; развивать способность целенаправленно наблюдать, исследовать, давать правильную оценку предметам и явлениям в процессе элементарной опытно-экспериментальной деятельности.

Задачи:
- формировать у детей понятие «пожарная безопасность»;
- дать знания о причинах возникновения пожара, знакомить с огнём и его свойствами;
- дать знания и сформировать правильное представление о поведении при возникновении пожара, повышать личную ответственность за свои поступки;
- познакомить детей с трудом пожарных, со средствами пожаротушения;
- развивать любознательность, внимание, память, мышление, речь;
- воспитывать взаимопомощь, доброжелательное отношение друг к другу, потребность в заботе о своей безопасности, уважение к труду работников пожарной охраны;

Предварительная работа: видеосюжет «О пожарной безопасности», беседа с детьми о пожарной безопасности. Чтение стихотворения С. Маршака «Пожар», сказка «Кошкин дом»,  рассмотреть карточки «Соблюдай правила пожарной безопасности».

Оборудование: металлический поднос, свечи таблетки, плотный кусок ткани, кусок ваты, деревянные щепки, монета, пинцет, стакан с водой, пустой стакан, баночки с песком, с землей, спички

Ход:

Воспитатель  в центре познания собирает детей колокольчикам на ковре

Утреннее приветствие
Собрались все дети в круг(встают в круг)
Я твой друг (руки к груди)
И ты мой друг (протягивают руки друг к другу)
Крепко за руки возьмёмся (берутся за руки)
И друг другу улыбнёмся (улыбаются)

Воспитатель: Ребята, о чем мы с вами будем разговаривать, вы узнаете, отгадав загадку

Рыжий зверь в печи сидит,

Рыжий зверь на всё сердит.

Он от злости ест дрова,

Может час, а может два.

Ты его рукой не тронь:

Искусает всю ладонь.

(огонь)

Воспитатель: Правильно ребята, это огонь! Воспитатель показывает картинку,  где нарисован огонь.

Воспитатель: Ребята, а огонь это друг человека или враг?

Ответы детей: Он может быть и другом и врагом!

Воспитатель: Ребята, расскажите когда огонь может быть другом человека?

Ответы детей:

- огонь согревает,

- на огне можно приготовить пищу

- огонь освещает, когда темно

Воспитатель: А теперь расскажите, когда огонь может быть врагом?

Ответы детей:

- огонь – причина пожаров

- пожар губит людей, разрушает их жилища, уничтожает леса и их обитателей.

Воспитатель: Ребята, я хочу вам рассказать одну историю про знакомую девочку Лену с которой произошла страшная история.

Для этого нам с вами, надо отправится в центр книги.

Воспитатель обращает внимание  детей на иллюстрации  по произведению С.Я.Маршака «ПОЖАР» D:\Изображения\ПОЖАР\001.jpg

D:\Изображения\ПОЖАР\002.jpg

D:\Изображения\ПОЖАР\003.jpgD:\Изображения\ПОЖАР\004.jpg

Воспитатель: Ребята что случилось с девочкой Леной?

Ответы детей:

- Лена открыла дверцу печки

- Она не послушалась маму

- Загорелись стулья, шторы

Воспитатель:

А что могло дальше произойти с девочкой, с домом?

Ответы детей:

- Лена могла обжечься

- могла сгореть в пожаре

- дом мог сгореть весь

Воспитатель: Ребята, а чем можно было бы помочь Лене, если бы вы были рядом?

Ответы детей:

- выбежать из дома

- позвонить в пожарную службу

- вызвать пожарных

Воспитатель: Ребята, по какому номеру вызывают пожарных? Ответы детей:

-101 пожарная служба

-112  номер единой службы спасения

Воспитатель: Молодцы ребята! Ребята, как вам кажется профессия пожарный легкая? Как вам кажется, какой должен быть пожарный? Пожарные должны быть не только смелыми, но и сильными и выносливыми. Давайте превратимся в таких пожарных и  отправимся в сказку на помощь! (Дети, переходя в центр театра и сказок, в котором  выставлены сюжет сказки «Кошкин дом»)

Физминутка «Кошкин дом»

D:\Изображения\ПОЖАР\img4.jpg

Воспитатель: А сейчас мы с вами отправимся в научную лабораторию, но перед началом работы  мы вспомним правила безопасности во время проведения опытов:
• Не подходить близко!

  Вести себя спокойно, не толкаться;

• НЕ трогать, предметы до начала опыта;
• Запрещается пробовать вещества на вкус.
Воспитатель: Согласны выполнять эти правила, ну тогда приглашаю вас в научную лабораторию? Устраивайтесь поудобнее, будьте внимательны.
Воспитатель: Проводим опыт с огнем.
Воспитатель: Как вы думаете, можно ли к нему прикоснуться? Почему?

Опыт№1 «Огонь-это стихия»

(Воспитатель на металлическом подносе зажигает свечи)

Воспитатель: Когда мы зажгли свечи, что мы увидели?

Дети: Огонек.

Воспитатель: Какой он?

Дети: Огонёк.

Воспитатель: Он яркий, красивый, так и привлекает к себе внимание. Как вы думаете, можно ли к нему прикоснуться?

Дети: Нет.

Воспитатель: Объясните, почему?

Дети: Можно обжечься. Если нечаянно уронить свечу на ковер или на пол, может произойти пожар.

Воспитатель: Да, действительно, огонь – стихия яркая, привлекательная, но в тоже время и очень опасная.

Вывод: Огонь горячий и трогать его нельзя.

Опыт №2 «Легковоспламеняемые  предметы»

Воспитатель: Сейчас мы посмотрим, как быстро загораются предметы из разных материалов.

Воспитатель подносит к пламени свечи полоску бумаги - она быстро загорается. Затем подносит к пламени вату - она вспыхивает мгновенно, кусок ткани - она горит. Щепа древесины загорается медленнее, чем бумага и вата, но тоже сгорает полностью. Воспитатель подносит к огню монету - она не горит, но сильно нагревается (при опускании в стакан  с водой, она шипит).

Воспитатель подводит детей к тому, что бы они самостоятельно сделали выводы:

Вывод:  Быстрее всего загорается вата, бумага, ткань. Дерево тоже горит. Металлические предметы не горят, но представляют опасность при сильном нагревании (можно сильно обжечься).



Опыт №3 «Огонь дышит»

Воспитатель: А теперь проведем последний опыт и сделаем соответствующие выводы. Горящую сечу мы плотно накроем стеклянной колбой. Что происходит с огнем?

Дети: Он гаснет.

Воспитатель: Почему наш огонек через некоторое время погас? Я подскажу: без воздуха огонь существовать не может. Поэтому когда доступ воздуха в колбу прекратился, огонь погас.

Вывод:  Огню нужен кислород

Опыт №3  «Чего же боится огонь?»

Воспитатель: Если огонь становится опасным, то как человек может с ним справиться?

Дети: Его нужно потушить.

Воспитатель: Чем можно потушить огонь?

Дети: Водой, снегом, песком

Воспитатель: А давайте проверим правильность ваших утверждений. Я приготовила материал, который используют для тушения огня. Вы узнаете их?

Дети: Да.

Воспитатель: Проведем опыт: на горящую свечу прольем немного воды. (Ребенок выполняет указание воспитателя) Что происходит и почему?

Аналогичные опыты проводятся с другими материалами: песком, землей, плотной тканью, снегом

Вывод:  Огонь погас, потому что он боится воды, песка, землю,  под плотной тканью нет кислорода

 Воспитатель: Молодцы, ребята, благодаря нашим знаниям мы смогли провести эти опыты без травм и пожаров. Еще раз послушайте правила, которые нужно не только знать, но и выполнять:

•        не играй со спичками

•        выключай электроприборы

•        не зажигай газ

Воспитатель: На этом наша работа в научной лаборатории окончена.

Сегодня мы с вами научились тушить огонь и правильно себя вести в ситуации, если вдруг случился пожар.
Воспитатель: Ребята, а вам бы хотелось быть пожарными?

Ответы детей: Да! А что нам для этого нужно?

Воспитатель: Я предлагаю вам  уголке безопасности создать Пожарную часть Изготовление «Пожарная часть»

Пальчиковая гимнастика "Мы – пожарные"

На машине ярко – красной  (Двумя руками имитируем езду на машине «крутим руль»)

Мчимся мы вперёд. (Ритмично щёлкаем пальцами рук)

Труд тяжёлый и опасный (Энергично потираем ладонь о ладонь вертикально)

Нас, пожарных, ждёт. (Скрещивают руки на груди и ритмично похлопываем по плечам скрещенными руками)

Вой пронзительный сирены (Ритмично покачивают головой)

Может оглушить (Указательные пальцы обеих рук подносим к ушам, ритмично постукиваем)

Будем и водой, и пеной  (Ритмично «выбрасываем» пальцы из сжатого кулака).

Мы пожар тушить (Ритмично постукивают кулачками друг о друг)

И в беду попавшим людям (Ритмично потирают ладони)

Сможем мы помочь (Ритмично похлопывают руками по бокам)

С пламенем бороться будем, (Ритмично потопывают)

Мы и день и ночь! (Ритмично хлопают в ладош)

Дети расходятся по центрам

В центре безопасности шит красным цветом, дети крепят крючки, на которые располагают ведра, лопатки, шлем, шланг

В центре конструирования, по схеме дети строят гараж под пожарную машину и пожарный вертолет

В центре творчества, дети из бутылочек, опрыскивателя красным цветом и красных салфеток дети изготавливают огнетушители

В центре рисования, дети рисуют разными техниками номера телефонов пожарной службы и службы спасения

В центре книги игра «Какие предметы нужны пожарному?»



Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 2 Радуга

г. Калтан, Кемеровская область.

 НОД

Познавательное развитие

Старшая группа

Тема: «Огонь-друг,

Огонь - враг»

Воспитатель:

Салагина Е.Н.

2021г

Конспект НОД по пожарной безопасности с элементами экспериментирования в старшей группе

«Огонь- друг, огонь-враг»

НОД по ОБЖ с элементами экспериментирования

Цель: с помощью экспериментальной деятельности  познакомить детей с некоторыми свойствами огня; развивать умение наблюдать, делать выводы; воспитывать чувство ответственности, осторожности; развивать способность целенаправленно наблюдать, исследовать, давать правильную оценку предметам и явлениям в процессе элементарной опытно-экспериментальной деятельности.

Задачи:
- формировать у детей понятие «пожарная безопасность»;
- дать знания о причинах возникновения пожара, знакомить с огнём и его свойствами;
- дать знания и сформировать правильное представление о поведении при возникновении пожара, повышать личную ответственность за свои поступки;
- познакомить детей с трудом пожарных, со средствами пожаротушения;
- развивать любознательность, внимание, память, мышление, речь;
- воспитывать взаимопомощь, доброжелательное отношение друг к другу, потребность в заботе о своей безопасности, уважение к труду работников пожарной охраны;

Предварительная работа: видеосюжет «О пожарной безопасности», беседа с детьми о пожарной безопасности. Чтение стихотворения С. Маршака «Пожар», сказка «Кошкин дом»,  рассмотреть карточки «Соблюдай правила пожарной безопасности».

Оборудование: металлический поднос, свечи таблетки, плотный кусок ткани, кусок ваты, деревянные щепки, монета, пинцет, стакан с водой, пустой стакан, баночки с песком, с землей, спички

Ход:

Воспитатель  в центре познания собирает детей колокольчикам на ковре

Утреннее приветствие
Собрались все дети в круг(встают в круг)
Я твой друг (руки к груди)
И ты мой друг (протягивают руки друг к другу)
Крепко за руки возьмёмся (берутся за руки)
И друг другу улыбнёмся (улыбаются)

Воспитатель: Ребята, о чем мы с вами будем разговаривать, вы узнаете, отгадав загадку

Рыжий зверь в печи сидит,

Рыжий зверь на всё сердит.

Он от злости ест дрова,

Может час, а может два.

Ты его рукой не тронь:

Искусает всю ладонь.

(огонь)

Воспитатель: Правильно ребята, это огонь! Воспитатель показывает картинку,  где нарисован огонь.

Воспитатель: Ребята, а огонь это друг человека или враг?

Ответы детей: Он может быть и другом и врагом!

Воспитатель: Ребята, расскажите когда огонь может быть другом человека?

Ответы детей:

- огонь согревает,

- на огне можно приготовить пищу

- огонь освещает, когда темно

Воспитатель: А теперь расскажите, когда огонь может быть врагом?

Ответы детей:

- огонь – причина пожаров

- пожар губит людей, разрушает их жилища, уничтожает леса и их обитателей.

Воспитатель: Ребята, я хочу вам рассказать одну историю про знакомую девочку Лену с которой произошла страшная история.

Для этого нам с вами, надо отправится в центр книги.

Воспитатель обращает внимание  детей на иллюстрации  по произведению С.Я.Маршака «ПОЖАР» D:\Изображения\ПОЖАР\001.jpg

D:\Изображения\ПОЖАР\002.jpg

D:\Изображения\ПОЖАР\003.jpgD:\Изображения\ПОЖАР\004.jpg

Воспитатель: Ребята что случилось с девочкой Леной?

Ответы детей:

- Лена открыла дверцу печки

- Она не послушалась маму

- Загорелись стулья, шторы

Воспитатель:

А что могло дальше произойти с девочкой, с домом?

Ответы детей:

- Лена могла обжечься

- могла сгореть в пожаре

- дом мог сгореть весь

Воспитатель: Ребята, а чем можно было бы помочь Лене, если бы вы были рядом?

Ответы детей:

- выбежать из дома

- позвонить в пожарную службу

- вызвать пожарных

Воспитатель: Ребята, по какому номеру вызывают пожарных? Ответы детей:

-101 пожарная служба

-112  номер единой службы спасения

Воспитатель: Молодцы ребята! Ребята, как вам кажется профессия пожарный легкая? Как вам кажется, какой должен быть пожарный? Пожарные должны быть не только смелыми, но и сильными и выносливыми. Давайте превратимся в таких пожарных и  отправимся в сказку на помощь! (Дети, переходя в центр театра и сказок, в котором  выставлены сюжет сказки «Кошкин дом»)

Физминутка «Кошкин дом»

D:\Изображения\ПОЖАР\img4.jpg

Воспитатель: А сейчас мы с вами отправимся в научную лабораторию, но перед началом работы  мы вспомним правила безопасности во время проведения опытов:
• Не подходить близко!

  Вести себя спокойно, не толкаться;

• НЕ трогать, предметы до начала опыта;
• Запрещается пробовать вещества на вкус.
Воспитатель: Согласны выполнять эти правила, ну тогда приглашаю вас в научную лабораторию? Устраивайтесь поудобнее, будьте внимательны.
Воспитатель: Проводим опыт с огнем.
Воспитатель: Как вы думаете, можно ли к нему прикоснуться? Почему?

Опыт№1 «Огонь-это стихия»

(Воспитатель на металлическом подносе зажигает свечи)

Воспитатель: Когда мы зажгли свечи, что мы увидели?

Дети: Огонек.

Воспитатель: Какой он?

Дети: Огонёк.

Воспитатель: Он яркий, красивый, так и привлекает к себе внимание. Как вы думаете, можно ли к нему прикоснуться?

Дети: Нет.

Воспитатель: Объясните, почему?

Дети: Можно обжечься. Если нечаянно уронить свечу на ковер или на пол, может произойти пожар.

Воспитатель: Да, действительно, огонь – стихия яркая, привлекательная, но в тоже время и очень опасная.

Вывод: Огонь горячий и трогать его нельзя.

Опыт №2 «Легковоспламеняемые  предметы»

Воспитатель: Сейчас мы посмотрим, как быстро загораются предметы из разных материалов.

Воспитатель подносит к пламени свечи полоску бумаги - она быстро загорается. Затем подносит к пламени вату - она вспыхивает мгновенно, кусок ткани - она горит. Щепа древесины загорается медленнее, чем бумага и вата, но тоже сгорает полностью. Воспитатель подносит к огню монету - она не горит, но сильно нагревается (при опускании в стакан  с водой, она шипит).

Воспитатель подводит детей к тому, что бы они самостоятельно сделали выводы:

Вывод:  Быстрее всего загорается вата, бумага, ткань. Дерево тоже горит. Металлические предметы не горят, но представляют опасность при сильном нагревании (можно сильно обжечься).



Опыт №3 «Огонь дышит»

Воспитатель: А теперь проведем последний опыт и сделаем соответствующие выводы. Горящую сечу мы плотно накроем стеклянной колбой. Что происходит с огнем?

Дети: Он гаснет.

Воспитатель: Почему наш огонек через некоторое время погас? Я подскажу: без воздуха огонь существовать не может. Поэтому когда доступ воздуха в колбу прекратился, огонь погас.

Вывод:  Огню нужен кислород

Опыт №3  «Чего же боится огонь?»

Воспитатель: Если огонь становится опасным, то как человек может с ним справиться?

Дети: Его нужно потушить.

Воспитатель: Чем можно потушить огонь?

Дети: Водой, снегом, песком

Воспитатель: А давайте проверим правильность ваших утверждений. Я приготовила материал, который используют для тушения огня. Вы узнаете их?

Дети: Да.

Воспитатель: Проведем опыт: на горящую свечу прольем немного воды. (Ребенок выполняет указание воспитателя) Что происходит и почему?

Аналогичные опыты проводятся с другими материалами: песком, землей, плотной тканью, снегом

Вывод:  Огонь погас, потому что он боится воды, песка, землю,  под плотной тканью нет кислорода

 Воспитатель: Молодцы, ребята, благодаря нашим знаниям мы смогли провести эти опыты без травм и пожаров. Еще раз послушайте правила, которые нужно не только знать, но и выполнять:

•        не играй со спичками

•        выключай электроприборы

•        не зажигай газ

Воспитатель: На этом наша работа в научной лаборатории окончена.

Сегодня мы с вами научились тушить огонь и правильно себя вести в ситуации, если вдруг случился пожар.
Воспитатель: Ребята, а вам бы хотелось быть пожарными?

Ответы детей: Да! А что нам для этого нужно?

Воспитатель: Я предлагаю вам  уголке безопасности создать Пожарную часть Изготовление «Пожарная часть»

Пальчиковая гимнастика "Мы – пожарные"

На машине ярко – красной  (Двумя руками имитируем езду на машине «крутим руль»)

Мчимся мы вперёд. (Ритмично щёлкаем пальцами рук)

Труд тяжёлый и опасный (Энергично потираем ладонь о ладонь вертикально)

Нас, пожарных, ждёт. (Скрещивают руки на груди и ритмично похлопываем по плечам скрещенными руками)

Вой пронзительный сирены (Ритмично покачивают головой)

Может оглушить (Указательные пальцы обеих рук подносим к ушам, ритмично постукиваем)

Будем и водой, и пеной  (Ритмично «выбрасываем» пальцы из сжатого кулака).

Мы пожар тушить (Ритмично постукивают кулачками друг о друг)

И в беду попавшим людям (Ритмично потирают ладони)

Сможем мы помочь (Ритмично похлопывают руками по бокам)

С пламенем бороться будем, (Ритмично потопывают)

Мы и день и ночь! (Ритмично хлопают в ладош)

Дети расходятся по центрам

В центре безопасности шит красным цветом, дети крепят крючки, на которые располагают ведра, лопатки, шлем, шланг

В центре конструирования, по схеме дети строят гараж под пожарную машину и пожарный вертолет

В центре творчества, дети из бутылочек, опрыскивателя красным цветом и красных салфеток дети изготавливают огнетушители

В центре рисования, дети рисуют разными техниками номера телефонов пожарной службы и службы спасения

В центре книги игра «Какие предметы нужны пожарному?»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Цикл бесед «Уроки безопасности» для детей старшей группы (образовательная область «Безопасность»)

Цикл бесед:1. «Пожар»2. «Опасности на улице и во дворе»3. «Опасные ситуации на улице и во дворе»Цель. Знать правила поведения в различных чрезвычайных ситуациях. Воспитывать чуткость, сострадание...

Конспект занятия по формированию основ безопасности жизнедеятельности в старшей группе "Безопасность прежде всего!".

Данное занятие было представлено на суд жюри на первом этапе конкурса Воспитатель года 2016....

Конспект НОД по основам безопасности жизнедеятельности в старшей группе "Моя безопасность"

Цели: обучать основным правилам поведения с незнакомыми взрослыми; сформировать умения применять правила безопасного поведения в различных жизненных ситуациях; продолжать развивать диалогическую форму...

БЕСЕДА ЧТОБЫ НЕ БЫЛО БЕДЫ, БУДЬ ОСТОРОЖЕН У ВОДЫ. Интегрированное занятие-беседа по ОБЖ для старших дошкольников «Безопасность на воде» Старшая группа «Сказка»

Цель: закреплять знания о лете, играх детей летом, познакомить детей с правилами безопасного поведения на воде, воспитывать чувство осторожности, ответственного поведения за свою жизнь и жизнь окружаю...

Конспект занятия по основам безопасности жизнедеятельности в старшей группе на тему Пожарная безопасность"

Конспект занятия по основам безопасности жизнедеятельности в старшей группе на тему Пожарная безопасность"...

Презентация ООД по безопасному образу жизни «Безопасность в быту» (старшая группа)

Презентация ООД по безопасному образу жизни «Безопасность в быту» (старшая группа)...