«Основы безопасности жизнедеятельности у детей дошкольного возраста»
статья по обж
Дети - наиболее незащищённая часть населения. Познавая окружающий мир, дошкольники зачастую попадают в ситуации, угрожающие их жизни и здоровью. Это диктует необходимость начинать обучение детей правилам безопасного поведения с дошкольного возраста.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 22.09 КБ |
Предварительный просмотр:
«Основы безопасности жизнедеятельности детей дошкольного возраста»
Одной из основных задач дошкольного образования является охрана жизни и здоровья детей. И в первую очередь — обеспечение безопасности. Только в этом случае можно говорить, что жизнь и здоровье ребенка действительно охраняются. Казалось бы, изолируй ребенка от всего опасного, помести в «стерильную» клетку, где нет ни колющих и режущих предметов, ни микробов, ни животных, ни чрезмерных нагрузок — и будет он в безопасности. Так ведь нет! Может быть, в этом случае у нас и получится частично сохранить его телесное (соматическое) здоровье, но гарантировать его психическое здоровье мы вряд ли сможем.
Сегодня каждый из родителей испытывает огромную тревогу за детей. Задача взрослых состоит не только в том, чтобы самим оберегать и защищать ребенка, но и в том, чтобы подготовить его к встрече с разными сложными, и даже опасными жизненными ситуациями.
Ребенок не может самостоятельно определить всю меру опасности своего существования, поэтому задача взрослого человека защитить своего ребёнка - дать элементарные знания основ безопасности.
Дети, познавая окружающий мир, часто сталкиваются с опасностью и нередко становятся жертвами своего незнания, беспечности или легкомыслия. У них нет опыта, понятия риска, отсутствуют навыки безопасного общения с предметами, нет защитной психологической реакции на угрозу, свойственная взрослым. Большинство дошкольников не знают о том, что надо делать в той или иной экстремальной ситуации. Даже любое событие, выходящее за рамки его привычного быта, может для него стать чрезвычайным.
Главная цель по воспитанию безопасного поведения у детей — дать каждому ребенку основные понятия опасных для жизни ситуаций и особенностей поведения в них.
Безопасное поведение. Что это?
Безопасность — это не только усвоенные знания, а умение правильно вести себя в различных ситуациях.С первых лет жизни любознательность ребенка, его активность в вопросах познания окружающего порой становится небезопасным для него. Формирование безопасного поведения неизбежно связано с целым рядом запретов. Взрослые люди порой сами не замечают, как часто повторяют слова: «не трогай», «отойди», «нельзя». Или, напротив, пытаются объяснить что-либо путем долгих и не всегда понятных детям наставлений. Все это дает обратный результат.
Обучение навыкам безопасного поведения дошкольников и приобщение их к здоровому образу жизни можно разделить на два периода.
-первый — это дети 3—5 лет (младшая и средняя группа),
-второй — дети 5—7 лет (старшая и подготовительная группа).
Первый период — это период впитывания и накопления знаний. В этом возрасте у детей наблюдается повышенная восприимчивость, впечатлительность, любознательность. Осуществление работы с детьми данного возрастного периода должно быть направлено на накопление первичных знаний об опасностях и поведения в них. Ребёнок 4—5 лет уже должен знать адрес своего места жительства, по возможности номер телефона и, что немаловажно, уметь по телефону разговаривать, коротко и точно сообщить необходимую информацию. В этом случае работу нужно проводить постепенно : сначала важно заинтересовать детей вопросами безопасности. Затем необходимо вводить правила безопасности в жизнь детей и показывать(упражнять) дошкольников в умении применять эти правила.
Говоря о втором период -5-7 лет, то следует сказать об изменении психологической позиции детей в этом возрасте: они начинают ощущать себя старшими среди других детей в детском саду, а это в свою очередь говорит о том, что такие дети уже могут осознано отвечать за свои поступки, контролировать своё поведение. Работа с такими детьми должна быть направлена на закрепление и систематизацию полученных знаний во время первого возрастного периода, а так же применение этих знаний в повседневной жизни.
Дети дошкольного возраста должны быть не только максимально ограничены от основных источников опасности, но и сами осознавать степень той или иной угрозы. Запретный плод всегда вызывает желание попробовать его (зажечь спичку ,взять микстуру ,попробовать и т д) Поэтому в таких случаях ,как например зажечь спичку ,лучше сделать это вместе с ребенком, показать ему как это делается и все ему объяснить. (например: к чему может привести игры со спичками)Чем потом это он будет делать сам в тайне от родителей. Так он, в последствии, будет иметь понимание и внутренний самоконтроль.
Что такое «хорошо», а что же такое «плохо»? Ответ на этот классический вопрос должен знать каждый ребенок. Ведь часто дети поступают оплошно отнюдь не из желания сделать что-то экстремальное, а просто по незнанию и недопониманию истинного уровня опасности.
Работа по безопасности ребенка должны вестись в нескольких направлениях.
1.«Ребенок и природа» рассказываю детям о взаимосвязи человека с природой, чтобы они поняли главное: Земля - наш общий дом, а человек - часть природы. О том, что нужно беречь, охранять и заботиться о лесах, реках, морях, животных, птицах. Не загрязнять почву, водоемы. Выполнять требования взрослых мыть фрукты, овощи, руки перед едой, не пить воду из грязных источников, здесь уместно использовать сказку о "Сестрице Аленушке и братце Иванушке", которая помогает детям осознать, что употребление грязной воды может привести к нежелательным последствиям.
Учу детей бережному отношению к природе (не обижать муравьев, кормить птиц зимой, не ломать ветки и т. п.)
Рассказывать детям о ядовитых растениях, которые растут в лесу, на полях и лугах, которые нужно знать каждому. Для ознакомления с этими растениями использую альбом с картинками. Учить детей отличать ядовитые грибы от съедобных, предупреждать, что нельзя пробовать, без согласия взрослых, ягоды, травинки, листья. Для закрепления этих правил использовать настольные игры, игры с мячом "Съедобное - несъедобное", дидактические игры "Угадай, с какого дерева листок", «Разрезные картинки» и т. д.
Разъяснять детям, что можно и чего нельзя делать при контакте с животными. Например, можно кормить бездомных кошек и собак, но нельзя их трогать и брать на руки. Можно погладить и приласкать домашних котенка или собаку, играть с ними, но следует знать, что каждое животное обладает своим характером, поэтому даже игры с животными могут привести к травмам, царапинам и укусам. Особенно нужно знать, что любые животные с детенышами или птицы с птенцами часто ведут себя агрессивно, могут напугать, травмировать. И, конечно же, дети должны усвоить, что нельзя дразнить и мучить животных.
А также объяснять детям, что нельзя мусорить на улице, так как это ухудшает экологию и отрицательно сказывается на здоровье человека, животных, растений.
2.«Ребенок дома»
Проводить с детьми беседы о том, что, даже находясь дома, ребенок может подвергаться опасности со стороны предметов домашнего быта, которые делятся на три основные группы:
предметы, которыми категорически запрещается пользоваться (спички, газовые плиты, печка, электрические розетки, включенные электроприборы и т. п.) ;
предметы, с которыми, в зависимости от возраста детей, нужно научить правильно обращаться (иголка, ножницы, нож);
предметы, которые взрослые должны хранить в недоступных для детей местах (бытовая химия, лекарства, спиртные напитки, сигареты, пищевые кислоты, режуще-колющие инструменты и пр.).Нужно чтобы дети усвоили, что не должны самостоятельно зажигать спички, включать плиту, прикасаться к включенным электрическим приборам и к чему это может привести.
3«Ребенок и другие люди»(встреча с незнакомыми людьми, опасные ситуации) Здесь можно побеседовать и рассмотреть такие вот ситуации:
1.Взрослый уговаривает ребенка пойти с ним куда-либо, обещая дать или показать что-то интересное, предлагая игрушку, представляясь знакомым родителей или сообщая, что он действует по их просьбе.
2.Взрослый открывает дверцу машины и приглашает ребенка покататься.
Можно провести игру драматизацию, с использованием сказочных персонажей. Это только закрепит правило поведения с незнакомыми людьми.
Также объяснять детям, что опасности могут подстеречь их не только на улице, но и дома, поэтому нельзя входить в подъезд одному, без родителей, нельзя открывать дверь чужим, даже если у незнакомого человека ласковый голос или он представляется знакомым родителей, знает, как их зовут, и действует якобы от их имени.
4.«Здоровье ребенка» беседовать с детьми о том, что здоровье - это одна из главных ценностей жизни. Чтобы быть здоровым, крепким, сильным, бодрым необходимо заниматься утренней гимнастикой, физической культурой, вести активный образ жизни, соблюдать правила личной гигиены. Следует заботиться о своем организме, теле, для этого нужно знать, как устроено тело человека и его организм. Чтобы не болеть, нужна профилактика заболеваний это разного вида закаливания, воздушные и солнечные ванны, воздушные процедуры, массаж.
Объяснять детям, что заболевшим людям с болезнью помогают бороться врачи, что врачу нужно точно объяснить, что и где болит, а для этого нужно знать свой организм свое тело (где болит ухо или живот и т. д.) Необходимо слушать советы врача, выполнять все его предписания.
Если врач назначил лекарства, то нужно их пить, не капризничать, потому что лекарства в данном случае приносят пользу организму, они борются с вредными микробами. Можно использовать примеры из жизни и художественных произведений (например, "Доктор Айболит").
5«Ребенок на улицах города» знакомить детей с правилами поведения на улице. Как следует переходить дорогу , на какие сигналы светофора нужно переходить дорогу. Объяснять для чего, предназначены тротуары, проезжая часть, какие виды транспорта можно увидеть на улицах города и в селах. Беседовать с детьми о том, почему нельзя выходить на улицу без взрослых, играть на тротуаре. Можно использовать иллюстрации на определенные сюжеты .Например, о том, как дети зимой катались на санках с горки, один мальчик выехал на проезжую часть, машина не успела затормозить и наехала на мальчика, его увезли в больницу с травмой ноги, ему было очень больно. Дети играли в мяч рядом с дорогой, мяч выкатился на дорогу и т д..
Воспитание детей в русле ответственности за собственную безопасность и безопасность окружающих, формирование представления реальности проблемы и необходимость соблюдения норм и правил поведения – это постоянный процесс, в котором должны участвовать все: и педагоги и родители. Жизнь детей будет в безопасности, потому как дети осведомлены в вопросах, касающихся безопасности жизнедеятельности и в дальнейшем смогут применять свои знания в реальной ситуации совершенно осмысленно.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2014/11/29/picture-402731-1417257136.jpg)
Интегрированное занятие по Основам безопасности жизнедеятельности для старшего дошкольного возраста.
Безопастность детей в природе...
Конспект занятия по основе безопасности жизнедеятельности для детей дошкольного возраста д/с № 37 воспитатель Дорощенко О.Б.
Предлагаю конспект занятия по основе безопасности жизнидеятельности для детей дошкольного возраста. Тема "Осторожно на водоёмах весной !"...
![](/sites/default/files/pictures/2018/10/02/picture-1064690-1538494611.jpg)
Консультация «Основы безопасности жизнедеятельности для детей дошкольного возраста».
Консультация для родителей...
![](/sites/default/files/pictures/2020/03/13/picture-1226804-1584105156.jpg)
Методическая разработка на тему" Основы безопасности жизнедеятельности для детей дошкольного возраста"
Общеизвестно, что детство это уникальный период в жизни человека, именно в это время формируется здоровье, происходит становление личности. Опыт детства во многом определяет взрослую жизнь человека. В...
Статья на тему: «Здоровый образ жизни - основа безопасности жизнедеятельности у детей дошкольного возраста»
Проблема сохранения и укрепления здоровья человека становиться все боле острой, требующая серьезного педагогического осмысления и решения.Здоровый образ жизни – это поведение человека, направлен...
![](/sites/default/files/pictures/2023/09/24/picture-1486196-1695580314.jpg)
Круглый стол «Основы безопасности жизнедеятельности у детей дошкольного возраста»
Безопасность жизнедеятельности в современном мире является одной из центральных проблем человечества. Каждый человек, и взрослый, и ребенок в любой момент может оказаться в чрезвычайной ситуации, стол...
![](/sites/default/files/pictures/2016/12/02/picture-838395-1480661161.jpg)
Презентация. Развивающая предметно- пространственная среда «Основы безопасности жизнедеятельности у детей дошкольного возраста»
При организации развивающей предметно-предетно среды я учитывала требования ФГОС ДО. Игровая среда отвечает принципу обеспечения права ребенка на игру....