«Основы безопасности жизнедеятельности у детей дошкольного возраста»
статья по обж

Дети - наиболее незащищённая часть населения. Познавая окружающий мир, дошкольники зачастую попадают в ситуации, угрожающие их жизни и здоровью. Это диктует необходимость начинать обучение детей правилам безопасного поведения с дошкольного возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obzh.docx22.09 КБ

Предварительный просмотр:

       «Основы безопасности жизнедеятельности детей дошкольного возраста»

        Одной из основных задач дошкольного образования является охрана жизни и здоровья детей. И в первую очередь — обеспечение безопасности. Только в этом случае можно говорить, что жизнь и здоровье ребенка действительно охраняются. Казалось бы, изолируй ребенка от всего опасного, помести в «стерильную» клетку, где нет ни колющих и режущих предметов, ни микробов, ни животных, ни чрезмерных нагрузок — и будет он в безопасности. Так ведь нет! Может быть, в этом случае у нас и получится частично сохранить его телесное (соматическое) здоровье, но гарантировать его психическое здоровье мы вряд ли сможем.

Сегодня каждый из родителей  испытывает огромную тревогу за детей. Задача взрослых состоит не только в том, чтобы самим оберегать и защищать ребенка, но и в том, чтобы подготовить его к встрече с разными сложными, и  даже опасными жизненными ситуациями.

Ребенок  не может самостоятельно определить всю меру опасности своего существования, поэтому задача  взрослого человека  защитить  своего ребёнка  - дать элементарные знания основ безопасности.

Дети, познавая окружающий мир,  часто сталкиваются с опасностью и нередко становятся жертвами своего незнания, беспечности или легкомыслия. У них нет опыта,  понятия  риска, отсутствуют навыки безопасного общения с предметами, нет защитной психологической реакции на угрозу, свойственная взрослым. Большинство дошкольников не знают о том, что надо делать в той или иной экстремальной ситуации. Даже  любое событие, выходящее за рамки его привычного быта, может для него стать чрезвычайным.

Главная цель по воспитанию безопасного поведения у детей — дать каждому ребенку основные понятия опасных для жизни ситуаций и особенностей поведения в них.

Безопасное поведение. Что это?

Безопасность — это не только усвоенные знания, а умение правильно вести себя в различных ситуациях.С первых лет жизни любознательность ребенка, его активность в вопросах познания окружающего порой становится небезопасным для него. Формирование безопасного поведения неизбежно связано с целым рядом запретов.  Взрослые люди порой сами не замечают, как часто  повторяют слова: «не трогай», «отойди», «нельзя». Или, напротив, пытаются объяснить что-либо путем долгих и не всегда понятных детям наставлений. Все это дает обратный результат.

Обучение навыкам безопасного поведения дошкольников и приобщение их к здоровому образу жизни можно разделить на два периода.

-первый — это дети 3—5 лет (младшая и средняя группа),

-второй — дети 5—7 лет (старшая и подготовительная группа).

Первый период — это период впитывания и накопления знаний. В этом возрасте у детей наблюдается повышенная восприимчивость, впечатлительность, любознательность. Осуществление работы с детьми данного возрастного периода должно быть направлено на накопление первичных знаний об опасностях и поведения в них. Ребёнок 4—5 лет уже должен знать адрес своего места жительства, по возможности номер телефона и, что немаловажно, уметь по телефону разговаривать, коротко и точно сообщить необходимую информацию. В этом случае работу нужно проводить постепенно : сначала важно заинтересовать детей вопросами безопасности. Затем необходимо  вводить правила безопасности в жизнь детей и  показывать(упражнять)  дошкольников в умении применять эти правила.

Говоря о втором период -5-7 лет, то  следует сказать об изменении психологической позиции детей в этом возрасте: они  начинают ощущать себя старшими среди других детей в детском саду, а это в свою очередь говорит о том, что такие дети уже могут осознано отвечать за свои поступки, контролировать своё поведение. Работа с такими детьми должна быть направлена на закрепление и систематизацию полученных знаний во время первого возрастного периода, а так же применение этих знаний в повседневной жизни.

Дети дошкольного возраста должны быть не только максимально ограничены от основных источников опасности, но и сами осознавать степень той или иной угрозы. Запретный плод всегда вызывает желание   попробовать его (зажечь спичку ,взять микстуру ,попробовать и т д) Поэтому в таких случаях ,как например зажечь спичку ,лучше сделать  это вместе с ребенком, показать ему как это делается  и все ему объяснить. (например: к чему может привести игры со спичками)Чем потом это он будет делать сам в тайне от родителей. Так он, в последствии, будет иметь понимание и внутренний самоконтроль.  

Что такое «хорошо», а что же такое «плохо»? Ответ на этот классический вопрос должен знать каждый ребенок. Ведь часто дети поступают оплошно отнюдь не из желания сделать что-то экстремальное, а просто по незнанию и недопониманию истинного уровня опасности.

Работа по безопасности ребенка  должны вестись  в нескольких направлениях.

1.«Ребенок и природа» рассказываю детям о взаимосвязи человека с природой, чтобы они поняли главное: Земля - наш общий дом, а человек - часть природы. О том, что нужно беречь, охранять и заботиться о лесах, реках, морях, животных, птицах. Не загрязнять почву, водоемы. Выполнять требования взрослых мыть фрукты, овощи, руки перед едой, не пить воду из грязных источников, здесь уместно использовать сказку о "Сестрице Аленушке и братце Иванушке", которая помогает детям осознать, что употребление грязной воды может привести к нежелательным последствиям.

Учу детей бережному  отношению к природе (не обижать  муравьев, кормить птиц зимой, не ломать ветки и т. п.)

Рассказывать детям  о ядовитых растениях, которые растут в лесу, на полях и лугах, которые нужно знать каждому. Для ознакомления с этими растениями использую альбом с картинками. Учить детей отличать ядовитые грибы от съедобных, предупреждать, что нельзя пробовать, без согласия взрослых, ягоды, травинки, листья. Для закрепления этих правил использовать  настольные игры, игры с мячом "Съедобное - несъедобное", дидактические игры "Угадай, с какого дерева листок", «Разрезные картинки» и т. д.

Разъяснять детям, что можно и чего нельзя делать при контакте с животными. Например, можно кормить бездомных кошек и собак, но нельзя их трогать и брать на руки. Можно погладить и приласкать домашних котенка или собаку, играть с ними, но следует знать, что каждое животное обладает своим характером, поэтому даже игры с животными могут привести к травмам, царапинам и укусам. Особенно нужно знать, что любые животные с детенышами или птицы с птенцами часто ведут себя агрессивно, могут напугать, травмировать. И, конечно же, дети должны усвоить, что нельзя дразнить и мучить животных.

А также объяснять детям, что нельзя мусорить на улице, так как это ухудшает экологию и отрицательно сказывается на здоровье человека, животных, растений.

2.«Ребенок дома»

Проводить с детьми беседы о том, что, даже находясь дома, ребенок может подвергаться опасности со стороны предметов домашнего быта, которые делятся на три основные группы:

предметы, которыми категорически запрещается пользоваться (спички, газовые плиты, печка, электрические розетки, включенные электроприборы и т. п.) ;

предметы, с которыми, в зависимости от возраста детей, нужно научить правильно обращаться (иголка, ножницы, нож);

предметы, которые взрослые должны хранить в недоступных для детей местах (бытовая химия, лекарства, спиртные напитки, сигареты, пищевые кислоты, режуще-колющие инструменты и пр.).Нужно чтобы дети усвоили, что не должны самостоятельно зажигать спички, включать плиту, прикасаться к включенным электрическим приборам и к чему это может привести.

3«Ребенок и другие люди»(встреча с незнакомыми людьми, опасные ситуации) Здесь можно побеседовать и рассмотреть такие вот ситуации:

1.Взрослый уговаривает ребенка пойти с ним куда-либо, обещая дать или показать что-то интересное, предлагая игрушку, представляясь знакомым родителей или сообщая, что он действует по их просьбе.

2.Взрослый открывает дверцу машины и приглашает ребенка покататься.

Можно провести игру драматизацию, с использованием сказочных персонажей. Это только закрепит правило поведения с незнакомыми людьми.

Также объяснять детям, что опасности могут подстеречь их не только на улице, но и дома, поэтому нельзя входить в подъезд одному, без родителей, нельзя открывать дверь чужим, даже если у незнакомого человека ласковый голос или он представляется знакомым родителей, знает, как их зовут, и действует якобы от их имени.

4.«Здоровье ребенка» беседовать  с детьми о том, что здоровье - это одна из главных ценностей жизни. Чтобы быть здоровым, крепким, сильным, бодрым необходимо заниматься утренней гимнастикой, физической культурой, вести активный образ жизни, соблюдать правила личной гигиены. Следует заботиться о своем организме, теле, для этого нужно знать, как устроено тело человека и его организм. Чтобы не болеть, нужна профилактика заболеваний это разного вида закаливания, воздушные и солнечные ванны, воздушные процедуры, массаж.

Объяснять детям, что заболевшим людям с болезнью помогают бороться врачи, что врачу нужно точно объяснить, что и где болит, а для этого нужно знать свой организм свое тело (где болит ухо или живот и т. д.) Необходимо слушать советы врача, выполнять все его предписания.

Если врач назначил лекарства, то нужно их пить, не капризничать, потому что лекарства в данном случае приносят пользу организму, они  борются с вредными микробами. Можно использовать примеры из жизни и художественных произведений (например, "Доктор Айболит").

5«Ребенок на улицах города» знакомить детей с правилами поведения на улице. Как следует переходить дорогу , на какие сигналы светофора нужно переходить дорогу. Объяснять для чего, предназначены тротуары, проезжая часть, какие виды транспорта можно увидеть на улицах города и в селах. Беседовать с детьми о том, почему нельзя выходить на улицу без взрослых, играть на тротуаре. Можно использовать иллюстрации  на определенные сюжеты .Например, о том, как дети зимой катались на санках с горки, один мальчик выехал на проезжую часть, машина не успела затормозить и наехала на мальчика, его увезли в больницу с травмой ноги, ему было очень больно. Дети играли в мяч рядом с дорогой, мяч выкатился на дорогу и т д..

Воспитание детей в русле ответственности за собственную безопасность и безопасность окружающих, формирование представления реальности проблемы и необходимость соблюдения норм и правил поведения – это постоянный процесс, в котором должны участвовать все: и педагоги и родители. Жизнь детей будет в безопасности, потому как дети осведомлены в вопросах, касающихся безопасности жизнедеятельности и  в дальнейшем смогут применять свои знания в реальной ситуации совершенно  осмысленно.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по основе безопасности жизнедеятельности для детей дошкольного возраста д/с № 37 воспитатель Дорощенко О.Б.

Предлагаю конспект занятия по основе безопасности жизнидеятельности для детей дошкольного возраста. Тема "Осторожно на водоёмах весной !"...

Методическая разработка на тему" Основы безопасности жизнедеятельности для детей дошкольного возраста"

Общеизвестно, что детство это уникальный период в жизни человека, именно в это время формируется здоровье, происходит становление личности. Опыт детства во многом определяет взрослую жизнь человека. В...

Статья на тему: «Здоровый образ жизни - основа безопасности жизнедеятельности у детей дошкольного возраста»

Проблема сохранения и укрепления здоровья человека становиться все боле острой, требующая серьезного педагогического осмысления и решения.Здоровый образ жизни – это поведение человека, направлен...

Круглый стол «Основы безопасности жизнедеятельности у детей дошкольного возраста»

Безопасность жизнедеятельности в современном мире является одной из центральных проблем человечества. Каждый человек, и взрослый, и ребенок в любой момент может оказаться в чрезвычайной ситуации, стол...

Презентация. Развивающая предметно- пространственная среда «Основы безопасности жизнедеятельности у детей дошкольного возраста»

При организации развивающей предметно-предетно среды я учитывала требования ФГОС ДО. Игровая среда отвечает принципу обеспечения права ребенка на игру....